Как менялся дизайн. Как менялся дизайн русских банкнот. Действия с объектами

Как менялся дизайн. Как менялся дизайн русских банкнот. Действия с объектами

Итак, у вас есть готовый сайт на сайт. С профессиональным дизайном, тщательно спроектированными интерфейсами, настроенными стилями форматирования. Но что делать, если текущий шаблон вам не совсем подходит: хочется изменить внешний вид сайта, поиграть с цветами, адаптировать веб-страницы под ваш корпоративный стиль или ваше видение? Как изменить сайт?

Прежде всего, внимательно изучить все основные правила юзабилити и сверять с ними все дальнейшие действия. И действовать!

А можно такой же, но с перламутровыми пуговицами? Да!

На 1С-UMI есть возможность изменить внешний вид готового сайта несколькими способами, которые можно сочетать или использовать по отдельности:

1. Самый простой способ — изменить вид страниц сайта при помощи картинок.

  • Поставьте ваш логотип в левом верхнем углу сайта. Если у вас нет логотипа - это может быть любое имиджевое изображение, дающее понять, чему посвящен сайт. Это может быть даже ваша фотография - если бизнес привязан к вашей личности (например, уроки английского языка).
  • Замените основное имиджевое изображение в “шапке” сайта. Это ключевой элемент вашего брендинга и первое, что увидит посетитель вашего сайта, поэтому подбирайте изображение очень тщательно. Оно должно быть качественным, демонстрировать суть вашего предложения и особенности позиционирования. Использовать его можно также в качестве временного или постоянного баннера, рекламирующего какое-либо предложение или акцию.
  • Добавьте картинки, иллюстрирующие текст сайта. Это легко сделать при помощи визуального редактора. Иллюстрации в тексте нужны, но, в зависимости от использования, они могут как улучшить сайт, так и испортить его. Про то, как грамотно работать с изображениями для веб-страниц, мы поговорим отдельно, в другой раз.

Исходный шаблон дизайна:

Шаблон, измененный при помощи картинок:


2. Самый радикальный способ - изменить шаблон дизайна .

Этот способ подойдет, если вы хотите полностью изменить внешний вид сайта, выбрав другую тематику оформления. Для этого просто зайдите в раздел “Дизайн - Смена дизайна” в панели управления вашего сайта и выберите новый дизайн. При этом, вы можете сохранить все внесенные изменения: тексты, картинки, структуру, объекты каталога и т.д.

3. Самый творческий способ - редактирование стилей CSS .

CSS - это технология описания внешнего вида веб-страниц, написанных на языке разметки HTML. Определенные стили CSS уже применены к готовым сайтам на сайт и описывают внешний вид всех элементов: текстов, кнопок, ссылок, меню, “хлебных кошек” и др. Для их изменения необходимо прописать новые стили в специальном файле, который находится в разделе “Дизайн” - “Управление CSS” в панели управления вашего сайта (доступно на платном тарифе).

С помощью стилей CSS можно изменить:

  • фон сайта (вставить фоновую картинку или поменять цвет)
  • цвет, расположение и угол наклона объектов
  • шрифты
  • форматирование абзацев
  • добавить тени, рамки или закругления объектам
  • передвинуть блоки или изменить их форму
  • многое другое.

Все это можно сделать самостоятельно, но вам потребуются некоторые базовые знания о редактировании стилей CSS. Не пугайтесь, вам не придется сочинять код: все стили уже есть в специальных учебниках. Разобраться в основах вам поможет отличный самоучитель CSS - htmlbook.ru , а получить нужный код - генераторы CSS: css3maker.com и css3generator.com . А если у вас есть знакомые, знающие язык HTML, то они с легкостью помогут в редактировании стилей.

И сайт превращается…

Как изменить сайт при помощи CSS и посмотреть, какие стили уже применены к элементам страниц - вы узнаете из нашего руководства .

А чтобы вы поняли, насколько это легко - разберем несколько примеров.

Действия с объектами

Первая задача: изменение цвета кнопки с голубого на красный.

Перед тем, как изменить сайт, не забудьте сохранить его резервную копию - тогда вы сможете его легко восстановить с случае неполадок. Теперь можно приступать к редактированию. При помощи инструмента инспектирования кода (в нашем примере использован Firebug в браузере Mozilla Firefox) находим код необходимого элемента - в данном случае, это код кнопки:

В правом окошке инспектора “Стиль” прописан код, обозначенный разными цветами:

  • черным - класс (в данном случае, кнопка),
  • зеленым - CSS-свойство (в данном случае, цвет),
  • синим - значение (в данном случае, голубой),
  • зачеркнутый код обозначает, что данный стиль не работает, поскольку конфликтует с другим, более приоритетным стилем.

Мы видим, что класс кнопки называется .direction_title . Чтобы понять, какой фрагмент представленного кода отвечает за цвет, можно “перевести” зеленые теги, воспользовавшись поиском в справочнике . За цвет фона кнопки отвечает свойство background (не путайте со свойством color , оно отвечает за цвет шрифта). Сейчас кнопке присвоен стиль background: #1f1f1f ; где background - это свойство, определяющее стиль фона, а #1f1f1f - голубой цвет в шестнадцатеричной кодировке цвета.



Чтобы сделать кнопку красной, нужно узнать цифровой код красного цвета. Его можно посмотреть с помощью онлайн-палитры , либо в любом графическом редакторе, которым вы привыкли пользоваться (например, Microsoft Paint, Photoshop, онлайн-редактор и т.п.). Итак, код красного цвета - #ff0000 :



Теперь перейдем в раздел “Дизайн” - “Управление CSS” админзоны нашего сайта и пропишем новое значение для класса кнопки, соблюдая тот же синтаксис, что показывает инспектор в исходном коде: между открывающей и закрывающей фигурной скобкой помещают CSS-свойства со значениями, разделяя их знаком “;”.

Таким образом, в общем виде схема CSS-кода выглядит так:

Тег.Имя класса { свойство1: значение; свойство2: значение; ... }

  • записываем класс (название элемента) - .direction_title
  • ставим фигурные скобки - { }
  • внутри фигурных скобок прописываем стиль кнопки - background:
  • после двоеточия указываем код красного цвета - #ff0000
  • в конце строки ставим;
  • не забываем в самом конце закрыть фигурную скобку.

Что получилось:

Было Стало


Вторая задача: перемещение кнопки вверх и вправо на 100px.

Для начала посмотрим значения текущего расположения кнопки с помощью инспектора, если нужно - “переведем” через самоучитель . Сейчас стоят значения bottom: 20px; left: 40px ; где bottom - расстояние от нижнего края кнопки до нижнего края родительского блока, а left - расстояние от левого края кнопки до левого края родительского блока.

Таким образом, для перемещения кнопки вверх и вправо на 100px нужно прибавить по 100px снизу и слева - получится 120px снизу и 140px слева. Добавим новые значения в наш файл стилей к уже прописанному классу нашей кнопки .direction_title , соблюдая синтаксис исходного кода:


Что получилось:

Было Стало


Изменение шрифтов

При редактировании некоторых текстовых полей на готовых сайтах не появляется визуальный редактор, а потому нельзя стандартным способом изменить цвет, размер и начертание шрифта. Это могут быть заголовки, анонсы новостей, цены на товары, контактные данные в шапке сайта, надписи на кнопках и др. Мы сделали это умышленно: настроили лучшие шрифты, самые удобные для чтения и оптимально подходящие к дизайну сайта. Но если все же вам потребуется изменить стиль этих элементов, то это можно сделать при помощи CSS.

Задача: изменить размер и цвет шрифта в заголовке “Новости”.

Найдем класс заголовка и значения стилей при помощи инспектора кода Firebug, если нужно - “переведем” значения через справочник .


Мы видим, что класс заголовка “Новости” называется .shop-heading , за размер шрифта отвечает свойство font-size , значение которого сейчас - 18px ; а за цвет - свойство color со значением #111111 (темно-серый).

Перейдем в раздел “Дизайн” - ”Управление CSS” админзоны сайта и изменим эти значения на нужные нам. Например, увеличим размер до 28px, а цвет изменим на красный. Как вы помните, цвет указывается в шестнадцатеричном коде:


Сохраняем и смотрим, что получилось. Обратите внимание, что при изменении стиля элемента внешний вид поменяют ВСЕ элементы на сайте, к которым применен данный стиль. В нашем случае, стиль .shop-heading применен к заголовкам “Новости” и “Популярные товары”.

Что получилось:

Было Стало


Еще несколько примеров работы с CSS описаны в нашем руководстве.

Возможные сложности

1. Не “срабатывают” стили, прописанные в файле CSS.
Решение: после значения свойства прописать правило !important , которое позволяет повысить приоритет стиля. Например:

.shop-heading{
color: #ff0000 !important;
font-size: 28px
!important;}

2. Вам не понравился результат работы со стилями. Решение: просто очистить файл стилей CSS в админзоне.

3. Если после изменения CSS вы сменили шаблон дизайна, то прописанные вами стили сохранятся, но могут не работать в случае, если на новом шаблоне используется другая верстка. Решение: внести изменения в CSS заново, с учетом новой верстки.

Изучило визуальную эволюцию приложений, которые были доступны в первый день запуска магазина и обновляются до сих пор.

iTunes Remote

Приложение iTunes Remote позволяет управлять медиаплеером iTunes из любой точки дома.


Первый крупный редизайн сервис получил в 2013 году вместе с обновлением iOS 7, а последний — в июне этого года.

Facebook



В отличие от сравнительно скромных изменений в дизайне iTunes Remote, за 10 лет Facebook обновлялся очень часто. В 9to5Mac выбрали восемь наиболее заметных редизайнов.


Things



Если иконка менеджера задач Things менялась не так заметно, то внутренний интерфейс приложения обновился радикально. Самые значительные изменения в дизайне сервиса произошли в 2017 году — тогда дизайнеры заново нарисовали практически каждый символ и элемент интерфейса, сохранив при этом основной макет Things.


OmniFocus

Каждая иконка ещё одного приложения для управления задачами OmniFocus содержит пасхалку — увеличив масштаб, можно разглядеть крошечные повторяющиеся логотипы сервиса.


Обновление 2015 года принесло приложению тёмную матовую галочку с более мягкими краями.

Evernote



История дизайна сервиса для создания и хранения заметок Evernote отражает многие тенденции разработки приложений. Как и большинство ранних приложений для iPhone, сначала Evernote опирался на элементы фреймворка UIKit и глянцевую графику.


В начале 2017 года сервис получил более мягкий дизайн с приглушённым цветом иконки.

Twitterrific

Клиент Twitterrific был одним из первых приложений с возможностью выбрать тёмную тему оформления.


Каждое обновление сервиса отражало изменения самого Twitter. В 2012 году Twitterrific переместил всю навигацию в верхнюю часть дисплея и ввёл полностью настраиваемые элементы пользовательского интерфейса. Такая функциональность приложения сохраняется до сих пор.


Twitterrific — одно из немногих приложений для iOS, которому удаётся выглядеть свежо с такой детализированной иконкой.

PCalc

Приложение-калькулятор PCalc разрешает персонализировать интерфейс сервиса, например, выбирать тему оформления, шрифт и даже расположение клавиш.


В мае 2017-го приложение также позволило выбирать иконки.


Перформанс-маркетинг - это комплексный маркетинг в диджитал-среде. Знакомые каждому маркетологу понятия тут приобретают новый потенциал, ведь в диджитал можно измерить буквально каждое движение!

Научиться перформанс-маркетингу - значит научиться мыслить точно измеряемыми категориями . Освоить инструменты, усиливающие вашу интуицию чёткими цифрами. Изучить тонкости оперативной аналитики.

Хотите успеха в интернет-продвижении - без перформанс-маркетинга вам не обойтись. Для его изучения Cossa рекомендует онлайн-курс курс

За пять веков кофе прошел путь от дорогого лакомства, на которое была монополия у арабских купцов, до атрибута любого офиса. Как же менялся дизайн и функционал кофемашины?

Больше, чем напиток

Все началось с коз, которые днем уплетали листья и плоды кофейного дерева, а ночью не давали покоя своему пастуху Калди. Намучавшись, он пошел за ответом в монастырь. Настоятель выслушал Калди и успокоил, а сам задумал эксперимент. Опробовав силу кофе на себе, он пристрастил и других монахов.

Слух о бодрящем напитке разлетелся по Йемену. Тогда это было питье из мякоти зерен, «белый кофе», а не привычный нам. Сушить и зажаривать плоды придумали арабы в 12 веке. Изгнав эфиопов с Аравийского полуострова, они многое у них переняли, в том числе, привычку пить кофе.

Просто и гениально

До 19 века напиток везде готовили более-менее одинаково: молотые зерна заливали горячей водой. Специи, молоко – уже эстетика, добавляли по предпочтениям.

Первым массовым изобретением была кофеварка-перколятор. В 1800 году парижский архиепископ Жан-Батист де Белльо придумал, как бороться с осадком. Он поместил молотый кофе на сетку-фильтр и залил водой. Вода процеживалась и насыщалась кофе. «Французский кофейник» ушел в народ, который взялся дорабатывать устройство.

Первый официальный патент на кофеварку выдали в 1802 году фирме «Денобе, Генрион и Руш». За солидным названием «фармакологическо-химическое устройство для варки кофе путем инфузии» скрывалась обычная кофеварка «на вынос».

Постепенно кофе потерял черты элитарности. В 19 веке зерна выращивали уже более чем в пятидесяти странах. Люди воспринимали кофе, как обычный напиток и хотели максимального удобства. Поэтому простейшая кофеварка немецкого инженера Лёффа, которая готовила отвратительный кофе, была популярной во Франции, Германии и США. Устройство можно было забыть на плите, кофе переваривался, зато всегда был горячим.

Появившийся 20 лет спустя френч-пресс тоже покорял простотой. В 1852 году его придумали французы Дельфонж и Майер. И френч-пресс дошел до наших дней практически без изменений. Только поршень чуть усовершенствовали.

Революция Беццера

Проблему приготовления кофе в масштабах кофеен решили вакуумные кофеварки. От них веяло алхимией, они и выглядели соответствующе: стекло, трубки, колбочки. Шотландец Роберт Напьер в 1840 году модифицировал вертикальный принцип в горизонтальный.

Революция случилась 18 ноября 1901 года в Италии. Миланский инженер Луиджи Беццера решил сэкономить для своей фабрики время кофейных перерывов. Очень уж засиживались рабочие за кофе. Название полностью отражало планы Беццеры - «Гигантская модель» (Tipo Gigante), первая эспрессо-машина. Быстрый, скорый, «espresso» - такой кофе хотел получить инженер. Исполинская кофеварка трудилась на принципе комбинированного использования воды и пара, и крепкий насыщенный кофе готовился очень быстро.

Через два года промышленник Дезидерио Павони купил у Беццеры патент. Подкрутил давление до 9 атмосфер и организовал производство для кофеен.

С 1912 года кофемашины появились у многих кафе, а эспрессо взялся за покорение мира. Работать стали не только над функционалом, но и дизайном. В 1927 году инженер Роберто Ранчилио собрал кофеварку «La Regina», которая отличалась от остальных лишь модерновым видом. Вскоре самым популярным дизайном стал «деко».

Первую более-менее компактную кофемашину разработал Джованни Гаджиа. Профессия бариста только зарождалась, так что простая «Gaggia Crema Caffe machine» была понятна любому работнику кафе. Владельцам она нравилась дешевизной.

Веха в мировой инженерии – появление в 1961 году «Faema Е61». Компания Faema собрала все лучшее от кофемашин и выкатила инновации: трехсторонний клапан, электрическую помпу в теплообменнике и собственную систему термосифона.

Вместе с «Е61» появились домашние эспрессо-машины. Вскоре тренд подхватили другие компании. В 1985 году Saeco выпустила полностью автоматическую кофеварку «Superautomica».

С начала девяностых кофеварки стали учитывать вкусы. В 1989 году компания Acorto представила устройство с функциями охлаждения и вспенивания молока. Капучинатор появился в 1996 году. Мода на «кофе как в кофейне» распространялась. Фирма Rancilio соорудила смесь домашней и коммерческой кофеварки - «Rocky Burr Grinder».

В нулевые кофеварки потянулись к технологиям. IMPRESSA F90 образца 2001 года научилась выходить в интернет. Saeco GranBaristo Avanti HD8969 2014го синхронизировалась со смартфоном.

Первая портативная кофеварка Twist появилась в 2009 году. Она работала на уже привычных картриджах, но отличалась необычной формой - чаша с ручкой.

Компания «Карфидов Лаб» следит за направлением развития дизайна потребительских товаров. Предлагает свой неповторимый стиль и крутое техническое исполнение. Подробнее о разработках компании можно почитать в нашем

«Красненькая», «катенька», «петенька» - этими ласковыми именами в России издавна называли бумажные деньги. Это связано и их историей и внешним видом. Хотя облик русских банкнот менялся на протяжении истории, при их разработке следовали определенным традициям. По тому, как трансформировались купюры, можно изучать историю.

«Синица» в руках

Очарованный странник Лескова встретил в трактире молодую красавицу-цыганку... «Даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем... А в руках она держит большой поднос, на котором по краям стоят много стаканов с шампанским вином, а посредине куча денег страшная. Только одного серебра нет, а то и золотом и ассигнации, и синие синицы, и серые утицы, и красные косачи, - только одних белых лебедей нет».

Николай Семенович написал свою повесть в 1872-1873 годах. К тому времени свободный размен бумажных денег на золото и серебро был запрещен (результат Крымской войны 1853-1856 годов, вызвавшей значительный дефицит в императорской казне). Но цвета, присвоенные купюрам разного достоинства во время реформы Канкрина, остались неизменными. Этой цветовой кодировке банкнот предстояло пройти сквозь века, пережить династию Романовых и перекочевать в совсем другое государство с иной системой управления.

Итак, граф Егор Францевич Канкрин (а точнее - Георг Людвиг Канкрин, рожденный в городке Ханау, что в ландграфстве Гессен-Кассель) в 1823 году был призван на должность министра финансов Его императорского величества Александра I. Он пришел на место графа Гурьева, того самого по имени названа гурьевская каша. По свидетельству современников, он «…обладал умом неповоротливым», да и ко двору был приближен «через дружество с графом Скавронским». Тем не менее, именно при нем русские ассигнации уже прошли усовершенствование в 1818 году. Усложнить дизайн и снабдить банкноты каждого номинала своим водяным знаком было решено после печального опыта Отечественной войны 1812 года. Тогда Наполеон наводнил страну фальшивыми ассигнациями, которыми французские фуражиры расплачивались ими с русскими крестьянами за провиант. Тогда вышли купюры достоинством 25 и 50 рублей, а в следующем - достоинством 5, 10, 100 и 200 рублей.

Купюры разного достоинства имели свой цвет: достоинством в один рубль - желтые, трешницы - зеленые, пятирублевки - синие (те самые «синицы» на подносе цыганки), а десятирублевые купюры были красного цвета, потому и назвались «червонцами». Белого же цвета были сторублевки.

В обиходе часто купюры именовались по цветам, причем ласково: «синенькая», «красненькая»… «Послушай, Иван Иванович, я тут в одно место наведаться собрался, а кошелек, вот незадача, дома забыл, ты не мог бы мне до завтра ссудить красненькую?», - просит Вишнепокромов во втором (сожженном) томе «Мертвых душ». Надо отметить, что когда в 1830 году десятирублевка изменила цвет, ее все равно продолжали именовать «красненькой».

Называть пятирублевку «синицей» было также принято, как и десятку «червонцем». А теперь представим, какой дополнительный смысл раскрывался в поговорке «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», особенно если взять слово «синица» в кавычки.

Спустя 16 лет после своего назначения, уже при следующем государе – Николае I – Канкрин проводит денежную реформу. В 1840 году издается манифест «Об устройстве денежной системы», согласно которому все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. С 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 года были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Билеты свободно обменивались в серебряные монеты. К тому времени червонцу вернули его червонный цвет. Во всяком случае, бумажка, которую получил повар от барина в «Обыкновенной истории» Гончарова, действительно была красного цвета: «Вот его сиятельство так каждый день изволит жаловать... такой добрый барин. Я намедни ходил к нему с какой-то тетрадкой от барышни - красненькую пожаловал» (впервые напечатано в 1847 году).

Защищены эти банкноты были весьма хорошо: многоцветная печать в несколько краскооттисков, сложные фоновые сетки, причудливые гильоширные розетки и т.п. Новый дизайн и более совершенные средства защиты потребовались только через полвека.

Баба Катя

1860-е годы отмечены экономическим кризисом, одной из причин которого было поражение России в Крымской войне. На троне в то время - Александр II, а Министерство финансов возглавлял Михаил Христофорович Рейтерн. Власть проводит целый ряд важных реформ: отказывается от промышленного протекционизма, либерализует внешнюю торговлю, отменяет крепостное право.

Принципы денежной политики, установленные Канкриным, размываются: начиная с 1859 года в обращение были введены кредитные деньги, не имевшие твердого курса к золоту. Они выпускались до 1870-х годов для покрытия бюджетного дефицита. Это вызвало обесценение денег и сокращение оборота металлических денег. Также страна активно заимствовала за границей.

Новая экономическая реальность требовала новых денег. Их выпустили в 1866 году. На этих купюрах уже появились портреты. Их наличие существенно усложняло технологию производства, а значит - снижало вероятность подделки. На синей пятирублевке был изображен Дмитрий Донской, на «красненькой» - первый самодержец династии Романовых Михаил Федорович, а «беленькую» сотку украсил портрет Екатерины Второй. С тех пор сторублевка получила новые прозвища: купцы и заводчики ласково именовали ее «катенькой», а воры-медвежатники, выгребавшие сотки из сейфов - «бабкой». Отсюда и вошло в язык слово «бабки» применительно к деньгам. Обычные же обыватели, чиновники, разночинцы, как правило, не держали сторублевой купюры в руках за всю свою жизнь. Кстати, на обороте «катенька» была уже не белой, а разноцветной, радужной.

Не очень понятно, насколько на самом деле были белы «лебеди», которые лесковский странник метал под ноги танцующей цыганки. Кстати, если это были купюры нового образца, то получается, что девушка топтала ногами изображения августейших особ, пускай и не ныне царствующих.

Также выпускалась банкнота достоинством в 50 рублей, которая почему-то называлась «уголком», на которой был изображен Петр Великий. Правда, она вышла только в 1866 году и потом была постепенно изъята из обращения.

В конце царствования Александра III, в 1890 году, была изобретена «орловская печать», которая обеспечивала абсолютно точное совпадение элементов рисунка, печатаемых красками разных цветов. Тогда были выпущены новые кредитные билеты номиналами в 25, 10 и 5 рублей с применением новой технологии. А в 1898 году появилась новая, очередная серия русских денег.

Теперь портреты монархов переместились с оборотной стороны на лицевую. Снова появилась пятидесятирублевая купюра, только на ней теперь был изображен Николай I. «Катенька» порозовела, а оборотная сторона купюры стала и вовсе красно-желтой с серой окантовкой. Впрочем, в обиходе ее все равно продолжали называть «беленькой».

Кроме того, была выпущена новая банкнота - номиналом в 500 рублей с портретом Петра Великого. Ее крайне редко можно было встретить в обращении. Вроде как по аналогии с Екатериной, этот билет назывался «петенькой», а в криминальных кругах - «дедушкой».

«Дедушка» имел 46 степеней защиты, оставаясь в течение долгого времени самой защищенной банкнотой в мире. Когда фальшивомонетчикам все же удалось выкрасть бумагу для пятисотрублевок в Экспедиции заготовления государственных бумаг, они обошли только 43 степени защиты.

Последняя модификация денег прошла в 1905 году. Тогда «катеринки» (их еще и так называли) вновь стали белыми с желтоватым оттенком. Вскоре в стране прошла революция, которая свергла монархию. При таком повороте событий появление новых денег было неизбежно.

Свастические деньги

В конце XIX - начале XX века во всей Европе (и в России в том числе) приобретают популярность мистика и оккультизм всякого рода. Основывает свое Теософическое общество Елена Блаватская, получает популярность тибетский врач Петр Бадмаев, а семья последнего русского царя Николая II попадает под влияние Григория Распутина. Вместе с оккультными практиками, пришла и связанная с ними символика.

После свержения монархии в феврале 1917 года власть переходит к Временному правительству, которое сразу же разрешило Государственному банку увеличить эмиссию до 8,5 миллиарда рублей, а к началу октября эмиссия достигла уже 16,5 миллиарда рублей. Печатали старые, царские деньги, в результате чего они резко обесценились. В то же время, Временное правительство наметило и программу по выпуску собственных денег. Однако из запланированных к вводу бумажных купюр в обращение успели войти только государственные кредитные билеты («думки») номиналом в 250 и 1000 рублей и «керенки» номиналом в 20 и 40 рублей.

На купюре в 250 рублей был изображен двуглавый орел, лишенный царских атрибутов - короны, скипетра и державы, а сквозь него просматривалось изображение свастики. На тысячной купюре тоже присутствовала свастика. Чем это объясняется? Этот символ использовался в то время довольно широко. Его можно было найти на банкнотах других стран, например, на получивших независимость Финляндии и Эстонии.

Годом позднее в Мюнхене появляется оккультное политическое общество Туле (Thule-Gesellschaft), символом которой также стала свастика. Позднее эта группа изучения германских древностей переродится в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию, которая закрепила за этим восточным знаком весьма печальные ассоциации.

С приходом к власти большевиков и началом гражданской войны бумажные деньги стали весьма разнообразными. Помимо денег, выпускавшихся Российской Советской республикой были выпущены банкноты Бухарской, Хорезмской советских республиках, Туркестанского края, Дальневосточной республики. Свои деньги и разменные знаки выпускали белогвардейские правительства: администрации Колчака, Деникина, Родзянко, Войска Донского и т.п.

В конце концов, монополия по денежной эмиссии оказалась у Союза советских социалистических республик, образованном 1922 года путем объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР в одно государство. Позднее в состав коммунистического государства тем или иным способом вошли и другие республики.

Реинкарнация червонца

«Не было бы зодиака - не было бы солнца, если б не было совзнака - не было б червонца», - часто говорили на улицах городов в 1920-х годах.

Совзнаки, или расчетные знаки, выпущенные в 1919 Народным комиссариатом финансов РСФСР, официально деньгами не назывались, поскольку в коммунистическом обществе денег, согласно теории Карла Маркса, быть не должно. Но теория теорией, а на практике это были самые настоящие бумажные деньги. Только номинал их был такой, что царскому режиму и не снилось: пятьсот, тысяча, пять тысяч, десять тысяч рублей. На купюрах впервые появился герб РСФСР. В 1921 году была проведена новая эмиссия, в которой дизайн банкнот был упрощен, а самой крупной стала банкнота в сто тысяч рублей.

В «Республике ШКИД», где действие происходит как раз в 1920-х годах, Сашка и Ленька на Александровской толкучке «за десять лимонов продали первому попавшемуся маклаку Сашкины английские ботинки». Затем они продают за пять миллионов золотой зуб ювелиру и вырученные деньги несут завшколой Викниксору в качестве компенсации за разбитое стекло.

Советские знаки так быстро обесценивались, что деноминацию пришлось проводить в течение двух лет подряд - в 1922-м и сразу же следом в 1923-м. Причем в первый раз убрали четыре нуля, а во второй - целых шесть! Параллельно с 1922 года, в СССР действовала еще одна денежная единица - «червонец», которая именно так и называлась. Поскольку при новой пролетарской власти все должно быть по-новому, поначалу решили отказаться от старорежимного рубля, придумав новое название. Работники Наркомфина предлагали называть советскую валюту и «федералом», и «гривной», и «целковым»… Но поскольку гривнами назывались деньги, выпускавшиеся петлюровцами на Украине, а «целковый» ассоциировался с серебряным рублем, остановились на «червонце». И идеологически название подходило: у власти красных должны быть красные деньги. Правда красной была только купюра в три червонца. Банкноты других номиналов были серыми с портретом Ленина. На них значилось, что один червонец содержит 1 золотник и 78,24 доли чистого золота. Ходили и металлические червонцы, которые, однако, стали ненужными со свертыванием НЭПа и началом индустриализации.

Деньги 1938 года уже снова называются рублями. На них изображены рабочий, солдат, летчик.

После Великой отечественной войны, в 1945 году в СССР проходит денежная реформа. Были отменены хлебные карточки и объявлен обмен наличных денег: за десять старых рублей давали один новый. На купюрах изображался герб СССР, номинал был написан на 16 языках союзных республик (тогда еще была Карело-финская ССР). Располагалась банкнота вертикально.

Следующая денежная реформа и смена дизайна произошла при Хрущеве, в 1961 году, когда Гагарин полетел в космос. Именно тогда в дизайне советских банкнот вернулись к традиционной цветовой гамме русских денег. Один рубль был желто-оливковым, трешка - зеленой, пятерка - синей, а десятка - красной. Еще была фиолетовая банкнота в двадцать пять рублей. И только «белых лебедей» не было.

Этот дизайн в общем и целом сохранился вплоть до 1991 года, когда Советского Союза не стало. Впрочем, на закате СССР еще появились банкноты с профилем Ленина номиналом в 100, 200, 500 и 1000 рублей. В новой России следовать «основным цветам» русских денег уже не было смысла, поскольку номиналы банкнот были весьма далеки от тех, что были приняты в эпоху монархии.