Хозяйственные операции iii типа затрагивают. Хозяйственная операция: типы, учет, счета. Виды хозяйственных операций

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что ко? нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.
2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятель? ности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую из? бирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
4) характер как систему отношений и способов поведения.

Деятельность, структура деятельности.

Строение деятельности

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива

Рис. 3. Структура деятельности

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия.

Основные виды деятельности , обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Предмет психологии. психические процессы, явления, свойства и состояния.

Классификации.

Психические процессы

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Структура психики человека состоит из ряда субъективных явлений, таких как психические процессы, состояния и свойства.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы можно подразделить на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усиление и т.д.). Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психическое состояние - это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К психическим свойствам относят темперамент, способности, характер, направленность. Психические свойства синтезируются и формируют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  • o жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую направленность, избирательность и уровень активности человека);
  • o темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
  • o способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  • o характер как систему отношений и способов поведения. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание - это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

К свойствам сознания относятся познание и переживание, следовательно, сюда включены также мышление и эмоции. Основная функция мышления - выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. Основная функция эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

"Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).

В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: "Мое отношение к моей среде - есть мое сознание" (К. Маркс).

Важнейшая характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой определенные цели, принимает волевые решения, координирует и корректирует свои действия, т.е. поступает сознательно.

Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Основными функциями сознания являются: а) отражательная; б) порождающая (творчески-креативная); в) регулятивно-оценочная; г) рефлексивная.

Рефлексия - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и, наконец, личное сознание человека. Благодаря рефлексии сознания, человек может смотреть на себя с точки зрения других людей.

"Сознание, - писал Э. В. Ильенков, - собственно только и возникает гам, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, только гам, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности".

Одной из главных характеристик сознания является связь индивидуального сознания с обществом. Сознание развивается у человека только в социальных контактах, каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к совместному знанию (сознанию).

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

  • 1) бытийное сознание (сознание для бытия). Оно включает в себя: а) биодинамические свойства движений, опыт действий; б) чувственные образы;
  • 2) рефлективное сознание (сознание для сознания). Оно включает значение и смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения (понятия). Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Личностный смысл как важная характеристика сознания в отличие от универсального "значения для всех" фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, отражает его опыт и значимость индивидуальной деятельности.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В заключение перечислим отличительные признаки сознания:

  • 1) обусловленность социальными условиями;
  • 2) творческое преобразование действительности;
  • 3) прогнозирующий характер деятельности;
  • 4) отражение мира в его существенных связях и отношениях;
  • 5) наличие самосознания.

ПСИХИКА - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную

действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

ДУША - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

Психика имеет уникальное свойство - она может отражать окружающий мир. Благодаря этому возможно познание.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ характеризуется рядом ОСОБЕННОСТЕЙ:

    Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.

    Совершается в процессе активной деятельности.

    Углубляется и совершенствуется.

    Преломляется через индивидуальность.

    Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В тоже время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Таким образом, ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ ПСИХИКИ являются ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ:

    ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Виды: познавательные процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, внимание, речь), эмоционально-волевые (чувства и воля).

    ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства группируются по процессам: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Это направленность личности, темперамент, способности, характер.

    ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - под этим понимаем определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется впонижении или повышении активности личности. Под влиянием обстановки, хода работы илидеятельности, физиологического состояния человека, времени, словесного воздействиявозникают: устойчивый интерес, творческий подъём, убеждённость, сомнение, апатия,угнетённость, рассеянность и т.д.

    ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЗАВИСИТ ОТ:

    материальных и духовных условий жизни и деятельности человека.

    формируется в деятельности.

    изменяется в процессе развития общества и человека.

    определяется возрастом.

    зависит от обучения и воспитания.

6 Тема: Высшая нервная деятельность и психика.

Живой организм - это сложная система, состоящая из бесконечного ряда частей, связанных друг с другом и с окружающей средой. Его нельзя рассматривать изолированно.

ВНД одновременно является физиологической (мозг - орган нашего организма) и психической деятельностью, осуществляемая мозгом.

ДЕЙСТВИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ВНД РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЮ БЕЗ ОСТАТКА, ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НА ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Основной механизм деятельности нервной системы животных и человека - РЕФЛЕКС. Это ответное действие нервной системы на раздражение органов чувств.

В едином звене рефлекса принято различать: чувствующую, двигательную, центральную части.

Мозг должен получать информацию об этапе протекания и результате, иначе организм был бы оторван от среды, к которой ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ (холод - дрожь) и ИЗМЕНЯЕТ (холод - костёр). Реакция на раздражение зависит от опыта и силы раздражителя.

Рефлексы (условные и безусловные) осуществляют связь организма с окружающей средой.

Обеспечивают универсальную ориентировку. Существуют следующие рефлексы:

УСЛОВНЫЕ рефлексы вырабатываются постоянно в течении жизни.

БЕЗУСЛОВНЫЕ рефлексы дают организму строго ограниченную программу действий в определённых условиях, даны при рождении (кашель, чихание, глотание, моргание и др.)

Для образования УСЛОВНЫХ рефлексов нужны два центра возбуждения:

    Центр на раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс.

    Центр на нейтральный раздражитель.

Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, Павлов назвал динамическим стереотипом (динамичность - подвижность, изменчивость; стереотипность - одинаковость, устойчивость). Динамический стереотип - результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Как только однообразие внешней среды меняется, естественно, должен измениться и старый стереотип, хотя это и происходит с известным трудом. Чем старее и прочнее стереотип, тем упорнее и длительнее он сохраняется, тем труднее его переделывать. Больше того, в некоторых случаях перестройка, ломка старого стереотипа приводят к острым конфликтам и нервным срывам.

Таким образом, сильный очаг притягивает слабый и усиливает его. Образуется временная связь - условный рефлекс. Относительно устойчивая система условно-рефлекторных связей, выработанных в процессе жизни, называется ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП.

ВНД основана на тончайшей координации функций коры больших полушарий. Это возможно за счёт взаимодействий процессов возбуждения и торможения. Это два основных процесса, которые протекают в коре головного мозга. Они противоположны по своим действиям.

ВОЗБУЖДЕНИЕ - активная деятельность коры.

ТОРМОЖЕНИЕ - прекращение деятельности коры, необходимо для восстановления работоспособности. Возбуждение и торможение подчинено ЗАКОНАМ :

1. ИРРАДИАЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИИ. Иррадиация - способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Концентрация - способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения.

2. ЗАКОНУ ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ. Индукция - возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом (последовательная индукция) или за его территориальными пределами (одновременная индукция). ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ - если первичный процесс - торможение, вслед за которым, по закону индукции возникает возбуждение. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ - если первичный процесс - возбуждение, вслед за которым, по законам индукции возникает торможение.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов, что обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Нервная система функционирует как единое целое, тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности определённых её областей. НАПРИМЕР: простые двигательные реакции осуществляются спинным мозгом, ходьба, бег - стволом мозга и мозжечком. Сложную психическую деятельность обеспечивает КБП.

В психической жизни человека особая роль принадлежит ЛОБНЫМ ДОЛЯМ. Поражение лобных долей ведёт к снижению умственных способностей и ряду нарушений в личностной сфере человека. Анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры; слуховых – в височной; осязательных - в теменной и т.д.

Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

    приём внешних воздействий;

    преобразование их в нервный импульс (кодирование) и передача в мозг;

    декодирование и переработка информации, выдача команд в виде импульсов к мышцам, железам;

    приём и передача в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

    коррекция повторных действий с учётом данных обратной связи.

КБП испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем: ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - это разнообразные зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные раздражители, они имеются и у животных, и у человека.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – это реагирование на слова и словосочетания, причем слово выступает в трёх видах: как слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Самое важное, что человек реагирует на смысловое содержание, а животные - на звуковую оболочку. У человека обе сигнальные системы неразрывно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА включает три основных блока (А. Р. Лурия):

    ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК поддерживает тонус, необходимы для нормальной работывысших отделов коры (расположен в верхних отделах мозгового ствола).

    БЛОК ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (включает задние отделыобоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры).

    БЛОК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЕ, РЕГУЛЯЦИЮ И КОНТРОЛЬДЕЯТЕЛЬНОСТИ (лобные отделы коры).

При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляется безразличие, сонливость; второго блока - потеря чувствительности глубокой (проприоцептивной) и кожной, теряется чёткость движений; третьего блока - приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений. Нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Человек может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт. Поражение теменной и затылочной долей - интеллектуальная деятельность остаётся осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

Поражение лобных долей - возможно, выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.

Значительная часть коры больших полушарий занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно большого пальца, а так же клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и языка. Следовательно, в КБП наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в труде и общении.

Одной из функций коры, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

7 Тема: Идеалисты и материалисты о психике.

ИДЕАЛИСТЫ:

    психика первична по отношению к материи;

    Высший Разум создал вселенную и человека;

    Бог наделил людей бессмертной душой;

    Тело - хранилище души. Душа оказывает решающее влияние на тело. Вселяется с рождением ипокидает его после смерти.

МАТЕРИАЛИСТЫ:

    психика является продуктом длительного развития материи;

    отрицают наличие души;

    отрицают Высший Разум (Бога); - бытие определяет сознание.

8 Тема: Развитие психики в животном мире.

Психика нужна для уравновешивания организма с окружающей средой.

Существует как бы две истории психики: филогенез и онтогенез.

ФИЛОГЕНЕЗ - историческое развитие психики, которое охватывает миллионы лет эволюции.

ОНТОГЕНЕЗ - история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца

ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ (гипотеза А.Н. Леонтьева):

    ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА - характерна для живых существ, обладающих такой психикой, где окружающий мир представлен в виде таких отдельных свойств и элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей. Такому уровню отражения соответствует сетевидная нервная система (кишечнополостные) и ганглиозная (узловая) нервная система (насекомые).

    ПЕРЦЕПТИВНАЯ (ВОСПРИНИМАЮЩАЯ) ПСИХИКА - животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир в форме образов целостных вещей (т.е. у них есть глаза, уши, нос, язык, кожные ощущения…) и их соотношений друг к другу! Этому соответствует развитие центральной нервной системы (птицы, животные).

Основные типы целесообразного поведения животных - инстинкт, навык и простейший интеллект.

ИНСТИНКТ - целесообразное в определённых условиях, но стереотипное, шаблонное поведение, данное при рождении. Инстинкт основан на безусловных рефлексах, вырабатывается в результате накопления и закрепления в ряде поколений, приобретается под влиянием окружающей среды.

НАВЫК - действие, сформированное путём повторения, характеризуется отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Навык формируется на базе условных рефлексов. Окружающая среда задаёт неожиданные задачи, и для их решения в процессе эволюции возник более совершенный способ приспособления. К врождённым «встроенным в психику» программ, добавляются выученные, основанные на собственном опыте, индивидуальные формы поведения.

Но выработка навыков очень длительный процесс проб и ошибок. При любом изменении надо обучаться заново. Не успеешь - смерть.

ПРОСТЕЙШИЙ ИНТЕЛЛЕКТ (рассудочное поведение животных) - простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связей между предметами. Мышление животных заключается не в «думании» и размышлении, а в действиях, то есть мышление можно увидеть в поступках животных.

Отсутствие второсигнальных временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает животных возможности предварительно думать и планировать свои действия.

У животных есть любознательность. Они могут использовать орудия труда, но не могут создавать их.Животные объединяются в общества, где есть иерархия. Необходимость в стадных объединениях, вызванная инстинктом самосохранения, привела к развитию самостоятельной потребности к жизни среди себе подобных, в общение с членами стада. Потребность в общении может быть избирательна.

3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА - характерна животным, которые выделяют в практическойдеятельности особую, ориентировочно-исследовательскую фазу. Способность решать одну и ту жезадачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия.Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Сюда относятся: обезьяны,дельфины, слоны, собаки.

4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ - характерна человеку как носителю высшей степени развития психики.

9 Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить ни с материалистической, ни с идеалистической позиции.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Рефлексия (по Р.С.Немову) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, т.е. посмотреть на себя со стороны.

Для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ характерно:

1.ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, способным мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность, т.е. все это - чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

2.МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, умение человека абстрагировать, т.е. отвлечение от второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном (например: грезы, мечты, фантазии, воображение).

3.РЕЧЕВАЯ (словесная) ФОРМА СОЗНАНИЯ включает:

- смысл слова -это специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Например: слово «лето» у всех ассоциируется с теплом, солнцем, жарой, может быть морем и т.д. Но надо отметить, что смысл может быть личностным. Например: учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что к нему придираются. И такой смысловой барьер может возникнуть в любой ситуации.

- значения слов - называют то содержание, которое вкладывается в них носителем языка. Или, это общие слова, схемы, карты, чертежи и т.п., которые понятны всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам. Например: дорожные знаки понятны всем жителям Западной Европы, если они путешествуют из одной страны в другую. А также универсальным языком значений является язык искусства-музыки, танца, живописи, театра, архитектуры - здесь сознание представлено в образной форме, а не только в словесной.

- способность человека к коммуникации , т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Здесь информация об окружающем мире носит объективный характер, т.е. то, что человек знает, видит, понимает, представляет и т.п.

4.ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ ВОЛИ И ВНИМАНИЯ. Воля регулирует и контролирует процесс сознания, а внимание обеспечивает осознанность или осознаваемость предметов или явлений окружающего мира.

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Становление человеческого сознания было длительным процессом органически связанным с общественной (речевой) трудовой деятельностью.

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, процессы, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.

Бессознательной может быть мотивация действий и поступков. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения («мне показалось что-то», «послышалось»), а также восприятие. Например: восприятие сигналов, уровень которых находится за пределами наших органов чувств. (25 кадр).

Также образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости.

Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека.

В настоящее время вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным остается сложным и не решается однозначно.

Понятие «бессознательного» трактуется по разному представителями разных направлений психологической и философской мысли.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам и ценностям. Осознание таких побуждений может нанести травму психике человека. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и бессознательное по З.Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, описках и т.д.

Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во- вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознанно в любой момент при постановке специальной задачи. Например: если человек грамотен, он пишет автоматически, не задумываясь. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными.

Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫМИ (предсознательными)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ–такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано (переживания, отношения, чувства, эмоции и т.д.).