Влияние православия на экономику и использование ресурсов. Религия, менталитет, научный прогресс, экономическое развитие. Опыт Северной и Южной Кореи

Влияние православия на экономику и использование ресурсов. Религия, менталитет, научный прогресс, экономическое развитие. Опыт Северной и Южной Кореи

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

И Достоевский, и Ницше были убеждены в том, что человек на определенном этапе истории выбрал неправильные ориентиры для собственного развития, что он скорее деградирует. К этой проблеме оба мыслителя подходили с глубоким психологизмом. И Достоевский, и Ницше принадлежат к экзистенциалистскому направлению. Этот вывод можно сделать из постановки вопроса свободы в трудах русского классика (приверженца религиозной мысли) и немецкого нигилиста (приверженца атеистического направления). Они желали улучшения человечества, вот только каждый предлагал свой путь Влияние христианства на экономику. Достоевский считал, что общество нужно строить на основе христианской общины, а Ницше – на воспитании в человеке только тех качеств, которые нужны для его личного «выживания» в социуме и природе. Взгляд Фридриха Ницше на христианство диаметрально противоположен убеждениям Федора Достоевского. В своём труде «Антихрист» Ницше утвердил «первую заповедь»: «Пусть гибнут слабые и уродливые!», добавляя при этом, что наихудшее из зол – это сострадание, которое лежит в основе христианской морально-этической системы. Это мнение оппозиционно по отношению к идее деятельной любви Достоевского, которая была развита в романе «Братья Карамазовы». Писатель утверждает, что сострадание помогает исцелять души людей и объединять их в одно целое.

Достоевский полагал, что человек ищет свободу не там, что она состоит не в достижении богатства, социального статуса и прочих атрибутов светской жизни. Она внутри человека, и с помощью веры он способен её найти. Ницше же отвергает путь Достоевского. Для него верный для человечества способ эмансипации – удовлетворения желаний, избавление общества от всего, что может противоречить инстинктам человека. И, вне всякого сомнения, стратегия Ницше ведет как раз к деградации личности, а не её развитию. Ведь человек, совершенно свободный от догм и навязанных обществом основ, становится скорее животным. Ницше писал, что христианство отображает «ненависть к реальности», но как могут представители веры, построенной на любви, ненавидеть то, что, по их мнению, создано Богом. Следующий выпад состоит в том, что христианство – религия слабых людей, которые боятся боли и безропотно принимают мир, обиды и зло, им причинённые. Но если христиане боятся боли, то что же такое посты, аскетизм, если не физические лишения. Ещё один упрёк – боязнь изменить мир. Однако разве деятельная любовь - это не орудие для изменения мира? Да, пусть христиане принимают обиды от окружающих и не отвечают им той же монетой, но вся причина в желании собственным примером показать низость обидчика и ошибочность его позиции.

Ницше упрекал христиан в том, что они боятся разграничения, но вот только мысль христианства не в уравнении всех и вся, а в объединении на основе равенства людей перед Богом. Ницше отмечал, что согласно христианству, можно достигнуть рая только через бедность в этом мире, и следовательно, эта религия является отражением желаний слабых и угнетённых. Достоевский же писал, что человек способен стать свободным, ограничивая свои желания до минимума, - в этом состоит принципиальная позиция, а бедность здесь ни при чём. Влияние христианства на экономику Если кто-то беднее тебя, то ему следует помочь из справедливости. Далее Ницше говорит, что вера заключается только в следовании за «жрецом» и церковь этим пользуется. Но здесь, возможно, уместно отметить, что как раз православная церковь никогда не была сверхгосударственной надстройкой и не довела над светской властью. Немецкий философ справедливо обвиняет религию в консервировании мыслей человека, их ограничении. Но у Достоевского есть верный ответ на такое обвинение – христианство даёт свободу выбора человеку, но вот только с последующей ответственностью за это.

Можно дальше продолжать игру: вопрос Ницше – ответ Достоевского. Взгляды первого являются, с точки зрения автора, однобокой негативной реакцией на западное христианство. А второй посредством собственного осмысления христианского учения отстаивал общечеловеческие ценности. Влияние христианства на экономику

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

Существует немалое количество исследований, в которых рассматривается связь религии и экономики. В частности, сравнения между странами показывают, что религиозность граждан оказывает положительное влияние на развитие экономики в государстве. Причинами отсталости или процветания стран являются культурные различия общества, а также религия, которую исповедует большинство граждан. Многие экономисты и политологи трактуют религию как один из факторов, обусловливающих успех или крах всевозможных обществ.

Зачастую статьи об экономике для простого человека кажутся сухими, черствыми и неинтересными. Важно правильно, доступным языком, а не высокопарными и философскими, даже научными фразами донести экономические понятия до простого народа. И тогда он (народ) поймет, что экономика может быть нечто теплым, светлым и благополучным.

Понятие «экономика» всегда ассоциируется с чем-то материальным. Для бизнесменов – приобрести финансовые средства, не затрачивая больших физических усилий. Для простого народа – прокормить семью, да дожить бы до зарплаты или пенсии. Для религиозного человека, в частности для христианина, смириться с любым кризисом и помолиться Богу, чтобы Он даровал мир, благополучие, а главное терпение своему народу.

Многих людей слово «экономика» также наталкивает на мысли о богатстве и бизнесе, при помощи которого его можно получить. В обществе бытует мнение, что богатство свидетельствует об успехе человека и является показателем его социального статуса. В то же время существует точка зрения, согласно которой богатство развращает человека и делает его бездуховным. Ещё Иисус Христос говорил о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. Эти слова, по мнению церковных деятелей, осуждают не богатство как таковое, но накопление богатства ради роскоши. Само по себе оно не благо и не зло, а, главным образом, испытание и ответственность.

Стремление предпринимателей к накоплению богатства, которое живет в их душах, делает их черствыми и представляет собой порок, который затемняет образ Божий в человеке. В свою очередь, бизнес, лишенный нравственного начала, не только неустойчив, но и опасен: по степени загрязненности водоемов, лесов и атмосферы, которые являются общественным достоянием, но «приватизированы» предпринимателями, можно судить о состоянии их душ. Возможно, если осуществление бизнеса будет совершаться на основе нравственных ценностей, созданных и оберегаемых религией, его результаты будут более удачными, а последствия менее разрушительными.

В нашем российском государстве граждане в основном представляют христианство, которое в свою очередь основывается на Библию и отдает «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово» . Но как бы церковь не старалась не вмешиваться в государственные и экономические вопросы страны, она напрямую зависит от экономических реформ, хотя и существует отдельно от государства – налоги заплати, за коммунальные услуги заплати непомерную плату. И как трудно выживать сельским приходским храмам, где прихожане бедные люди. Вот и молятся они за процветание экономики, за тех бизнесменов и правителей, которые бескорыстно жертвуют на храмы, не думая о славе и выгоде.

Многие экономические деятели советуются с церковным духовенством по поводу своих дел, прося святых молитв на их благое совершение. Вот тут-то и связь религии с экономикой. Попросили, например, арендаторы священника освятить семена на посев, да помолиться о дожде, а Бог и дождь дал, и тепло, и щедрым урожаем наградил. Вот и экономическое процветание. Освятил священнослужитель землю под строительство завода – и дал Бог этому заводу большое экономическое будущее.

В православной церкви есть икона Божией Матери, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница», перед которой верующие молятся об успехе в торговле и о спасении от банкротства . Так же молятся святому Иоанну Сочавскому о помощи в бизнесе, о защите от бедности и денежных проблем. Христианство всегда поддерживало экономические отношения, лишь бы они были благими и угодными Богу.

Религия – это великая сила, потому как, то, что невозможно человеку, возможно Богу. В Библии описывается случай, как апостолы закидывали многократно сети в море, но не могли поймать ни одной рыбы, когда же Иисус Христос благословил их закинуть сети в море, то было поймано великое множество рыб, так, что сети разрывались. Итак, религия всегда будет являться компасом на корабле экономики, её путеводной звездой.

По Божьему слову совершаются великие дела, в Евангелии от Матфея говорится: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» Вот так и в экономике, если имеет кто веру в Бога, религиозен, трудолюбив, честен и просит у Господа, тот и получает от Всевышнего все блага, в том числе и материальные. Вот так, религия становится двигателем экономики.

Чтобы не нарушить религиозной этики, не обидеть духовных ценностей других религий и не делать акцент только на христианстве, хотелось бы отметить тот фактор, что зачастую многие религиозные общества завязывают между собой экономические отношения не только ради материальной выгоды и приобретения доходов, но и ради мира между народами различных вероисповеданий. В результате, братски объединяясь, все религии не произвольно оказывают воздействие на экономическое развитие и более того на всеобщее процветание мирового хозяйства. Ведь экономика в переводе с греческого языка – это дом, хозяйство, и если в доме мир и согласие, то и хозяйство будет процветать.

Не касаясь государственных и мировых масштабов, взять к примеру сельскую местность, где я проживаю: наше село Марьины Колодцы православное, но и многонациональное, и в нём проживают люди хотя и в небольшом количестве и других религий. В селе идет завершение строительства нового храма, благодаря теплым межрелигиозным отношениям в его воздвижении принимают люди разных религий. Следуя нашей христианской этики, мы стараемся сохранять добрые отношения с нашими братьями по вере: и мусульманами, и протестантами. Многому научились мы, а они у нас в бытовых вопросах.

Всегда есть чему поучиться у другого народа. К примеру, мы научились готовить очень вкусные блюда из трав, что значительно экономит наш семейный бюджет, чтобы никого не обидеть, мы покупаем продукцию у человека, независимо от его религии. В результате в нашем небольшом селе процветает наша маленькая экономика, а наши религии в совокупности являются двигателями экономических отношений.

Религия как мировоззрение задает понимание смысла жизни, ценности, нормы, идеалы. Этим она задает моральное поведение человека во всех сферах и объединяет людей. Внутренняя сторона религии всегда предполагает духовную жизнь человека, то есть внутренний труд по преобразованию личности по образу и подобию Творца. Духовная жизнь способствует духовному росту, преображению личности. Человек приобретает главную добродетель – любовь, а также одухотворенные знания, ум – мудрость. Это позволяет человеку мыслить и действовать в соответствии с моральными нормами во всех обстоятельствах и во всех сферах жизнедеятельности, позволяет максимально реализовать весь свой человеческий потенциал на благо ближних, общества, Родины.

Восстановление духовных ценностей и моральных норм, приобретенных христианством за многовековую историю, но утрачиваемых сегодня, возможно, по нашему глубокому убеждению, лишь в условиях так называемой нравственной экономики. Нравственные вопросы всегда были первостепенными для России, особенно в переломные для нее моменты, которые мы переживаем и сегодня. Русь назвали святой, а ее народ - богоносцем из-за тех религиозных ценностей, которые практически утратились сегодня. История нашего государства показывает, что без внутреннего нравственного стержня, основанного на религиозных ценностях, масштабные начинания вроде модернизации экономики нежизнеспособны.

Таким образом, если каждый экономический деятель, правитель, бизнесмен, арендатор, акционер живет по заповедям Божиим: не крадет, не берет взятки, не занимается вымогательством, не обманывает своих начальников и подчиненных, не завидует своим конкурентам, живет честно, думает о нуждах других и делится с ними (благодетельствует), то всех тех материальных благ, которые дает Бог (у Бога всего много) хватит и ему, и народу. И чем ближе будет экономика к религии и ее духовным ценностям, которые способствуют умножению богатств, тем крепче будет наше Российское государство.

Страны отличаются одна от другой не только языком и географическим положением, но и качеством жизни и степенью развития экономики. Причины этого разные и вроде бы не вполне очевидные. Но стоит взглянуть на карту и многое проясняется.

Давайте рассмотрим карту Европы, поскольку именно она является колыбелью современной цивилизации. Страны Европы можно условно разделить на католические, протестантские и православные (есть еще исламские, но они не влияют на общую картину). К группе протестантской ориентации можно отнести 9 стран: Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция.

Для ясности выберем только страны с преобладающей религией. Германию, Нидерланды и Швейцарию в расчет не берем, так как соотношение католиков и протестантов в них примерно 50/50. Хотя протестантство и сыграло в них выдающуюся историческую роль (элита в основном протестантская + это родина Реформации).

Немного инфографики (см. картинку выше. А. А.):

Мы видим, что:

во-первых, северные страны более экономически развиты;

во-вторых, уровень коррупции коррелирует с уровнем экономического развития (что неудивительно);

и в-третьих (и это уже что-то новое), качество жизни, оказывается, зависит от господствующей в стране религии.

Бросается в глаза, что наиболее успешные страны в основном - протестантские, затем идут католические и наименее успешные - православные.

Среди католических стран первые места в рейтингах занимают Ирландия и Австрия. Ирландия на протяжении нескольких столетий была самой экономически неблагополучной страной Европы, и только упор на образование и радикальные экономические реформы в 1990-х годах позволили ей сделать мощный экономический рывок, за что она получила прозвище «кельтский тигр» (по аналогии с «азиатскими тиграми»).

В процветании Австрии заслуга, на мой взгляд, опережающих время реформ императора Австро-Венгрии Иосифа II (1780–1790), «революционера на троне». В числе прочих его реформ были отмена крепостного права и реформа церковных отношений. Правда, после смерти Иосифа почти все его реформы были отменены, но посеянные им семена дали всходы в следующих поколениях. Кроме того, Ирландия и Австрия исторически тесно связаны со своими протестантскими соседями.

Пограничное положение в рейтингах Великобритании можно объяснить своеобразным положением господствующей англиканской церкви, которая до сих пор является государственной и не является ни католической, ни протестантской в чистом виде.

Понятно, что в современной Европе религия мало на что влияет, но от нее зависит веками сложившийся в стране менталитет. Какие же особенности религий могут определять состояние общества, его мораль и экономическое положение? Казалось бы, католичество, протестантство и православие - три ветви одного дерева. Но, тем не менее, исповедующие разные направления и живут несколько по-разному.

Ключ к разгадке, на мой взгляд - исповедь. Конечно, наличием или отсутствием исповеди в религиозной практике далеко не исчерпывается различие в христианских вероучениях, но это определяющее различие, я думаю. В православии и католичестве священник является посредником между Богом и верующим, ему исповедуются в грехах, получают отпущение оных и спокойно грешат, живут дальше. В православии Господу угоднее не праведники, а раскаявшиеся грешники (можно грешить и каяться и опять грешить). В протестантстве верующий наедине с Богом (священник только помощник и советчик) и полностью отвечает за свои грехи, что подразумевает и ответственность в повседневной жизни. Нечестность в денежных делах для протестанта грех не меньший, чем любой другой. Протестант, в отличие от католика или православного не может «купить» отпущение грехов щедрым пожертвованием в пользу церкви.

Влиянию протестантства на развитие экономики посвящено множество солидных исследований. Немецкий социолог и экономист Макс Вебер в свой работе «Протестантская этика* и дух капитализма» отмечает, что в Германии наибольших экономических успехов добивались протестанты. Именно они составляли основу предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. М. Вебер пишет: «выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача праведной жизни человека». Далее, изучая статистику, посвященную анализу профессионального состава населения Бадена, Вебер также обратил внимание на то, что среди протестантов был значительно выше, чем среди католиков, процент владельцев капитала, предпринимателей, квалифицированных рабочих. Данные по Германии совпали с данными других стран. Кроме того, молодые протестанты поступали в основном в реальные гимназии и технические институты, а католики - в общеобразовательные гимназии и университеты. Эти исследования позволили Веберу выдвинуть гипотезу о наличии прямой связи между религией и атмосферой в семье, выбором детьми профессии и их отношением к труду.

*Протестантская трудовая этика - основанная на Библии доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно («Всякая работа - для Бога»). В ней:

- порицается задержка заработной платы - «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13);

- порицается жестокая эксплуатация работников - «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).

Протестанты подчеркивают, что Бог запрещает нечестные способы обогащения: «Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19: 35–36). «... чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду». (Второзаконие 25:13 - 16).

Протестант должен знать Библию, постоянно ее перечитывать, т.е. он должен быть как минимум, грамотным. Несколько веков всеобщей грамотности - еще одна из причин бурного развития экономики протестантских стран. Французский протестантский историк 19 в. А. Кандоль заметил, что из 92 иностранных членов, избранных в Парижскую Академию Наук с ее основания в 1666 по 1866 г, протестантами были 71 член. Лютеране, англикане и преимущественно кальвинисты совершили больше научных открытий, чем католики, и оказались более гибкими, применяя эти открытия в жизни. Ангус Мэддисон, профессор Университета Гроннингем (Нидерланды), провел исследование уровня экономического развития основных стран Европы, выраженного в величине валового внутреннего продукта на душу населения за период более чем в 150 лет. Оказалось, что в 1820 году среди 10 экономически самых развитых стран Европы 5 принадлежали к странам с преимущественно протестантской культурой и 5 - католической. В 1900 году это соотношение составило уже 6 и 4, в 1950 году - 8 и 2.

Более 90 % генералитета и офицерского корпуса русской армии и флота во время петровских реформ составляли протестанты. Когда создавалась российская академия, все академики и профессора были приглашенными европейскими протестантами. К 1850 году Саратовская губерния, в которой с екатерининских времен селились немцы-лютеране, вышла по экономическому потенциалу на 3 место после Санкт-Петербурга и Москвы.

Череда диктатур в Южной Корее закончилась в 1993 году, когда президентом страны стал пресвитер одной из сеульских церквей Ким Ен Сам. В Сеуле находится крупнейшая в мире община пятидесятников - 500 тыс. прихожан. Авторитет и активность корейских кальвинистов таковы, что они способны влиять через нравственную атмосферу на экономическое развитие страны. Именно протестанты сумели отсталую страну за каких-то 20 лет сделать развитой постиндустриальной державой.

Византийское же наследие - православие - обречено нести в себе зерно азиатского фатализма, господства государства над обществом и личностью, безответственность власти перед обществом и его членами. И соответственно, пониженный уровень личной ответственности, рискованность инициативы членов общества (а точнее - подданных государя). Что, в свою очередь, тормозит развитие экономики и общества и периодически приводит к катастрофическим потрясениям. Петр Чаадаев писал, что одной из главный ошибок в прошлом Руси было принятие ею православия. Нищета простолюдинов всегда устраивала Русскую православную церковь. И новое поколение православных идеологов, авторы «Русской доктрины», утверждают: «вся беда наша от соблазнов сытости, от того, что Хрущев перевел русского человека из бараков в пятиэтажки, что бытовой комфорт для русского человека опасен, ибо «комфорт имеет оборотной стороной внутреннее опустошение». Концепция удивительным образом сочетается с вызывающей роскошью самих пропагандистов этой идеологии.

Православие, к сожалению, не относится к реформируемым религиям. Меняется в последние десятилетия католицизм, в ногу со временем изменяется протестантство (бОльшая часть общин). Остается неизменным из основных ветвей христианства только православие. Носители православной ментальности в нашей стране борются с «фальсификацией истории», поклоняются Сталину, считают себя православными (ходят в храм на Пасху) и ностальгируют по СССР. Когда наш человек оказывается в скандинавском магазинчике, где нет продавца, а деньги за товар нужно положить в коробочку и взять оттуда сдачу, он испытывает шок и ему очень трудно удержаться от соблазна.

Нельзя сказать, что какое-то вероисповедание или народ «лучше» или «хуже». В истории протестантства позорных и кровавых страниц не меньше, чем в истории любой другой религии. Но модель общества, выросшая из протестантства, оказалась самой благополучной.

Возникает вопрос «курицы и яйца» - что в основе, внутренняя потребность народов Северной Европы в рациональной религии, или рациональная религия, случайным образом победившая в этих странах, привела эти народы к экономическому процветанию? Конечно, сыграла роль сумма факторов. Но именно религии формировали этику труда, ментальность народов. В результате разные народы оказались в различной степени готовности к инновационной постиндустриальной экономике, к информационному обществу.

В истории многоконфессиональных Соединенных Штатов известны национальные криминальные группировки - итальянские, ирландские, китайские, латинос и т.д., но я не припоминаю ни одной протестантской. На протяжении строительства и развития американского государства основой национальной идентичности была англо-протестантская культура.

В 1884 году с подачи обер-прокурора синода К.П. Победоносцева император Александр III выслал из России лидеров евангельских христиан. По Высочайшему повелению была также запрещена деятельность Общества духовно-нравственного чтения. А вскоре последовал указ Синода об изъятии евангельских книг и брошюр из обращения среди простого народа. В этом же году в Корею приехали протестантские миссионеры из США...

Нет смысла пытаться активно внедрять протестантство на нашей почве. Время упущено. Только очень незначительный процент людей может в наше время проникнуться духовной, а не обрядовой сутью религии. Подавляющее большинство людей, считающих себя верующими, дальше демонстрации своей религиозности идти не готово. Спросите у любого из них, давно ли он перечитывал Писание. Существует только ирландский (японский, турецкий и т.п.) путь приблизиться к экономически развитым странам - усваивать уже готовые рецепты благополучных экономик, их деловую и законодательную практику, пытаться встраиваться в мировую экономику. И именно под это «затачивать» свое образование, правовое сознание и культуру. Попытка такая была, но она выдохлась. Маятник общественных настроений набирает ход обратно, во тьму невежества. Важно понимать, что есть только два пути. Один - благополучия и развития, которым движется протестантская, по сути, цивилизация, другой - «возврат к традиционным ценностям», отсталость и деградация (Третий Рим и Халифат). Третьего пути нет и не будет.

(публикуется в сокращении. А. А.)

Интересные результаты получаются из сравнения стран с различными преобладающими религиями. Еще Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между религией и экономикой. Он обнаружил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. К настоящему времени накоплены достаточные статистические данные, чтобы однозначно утверждать: причины отсталости и процветания стран кроются в культурных различиях общества, в той религии, которую исповедует большинство жителей страны.

Директор Института культурных преобразований Школы права и дипломатии при Университете Тафтса, профессорЛоуренс Харрисон http://www.opec.ru/1295413.html , выступая 29 мая 2010 г. в Леонтьевском центре в Санкт-Петербурге, привел результаты анализа 117 стран, в которых более 1 млн. человек исповедуют одну из мировых религий. Вот некоторые данные из этого доклада.

*- Более 50% населения страны исповедуют данную религию

**- В млн. чел; данные Доклада Мирового банка 2002 г.

***- 2 - наивысшая степень свободы, 14 - наименьшая (данные обзора Freedom House 2001).

Оценка ВВП на душу населения велась по равенству покупательской способности.

Комментарии излишни! Чем выше уровень свободы в стране, тем выше уровень жизни и ниже коррупция. Отличия в разы! И наблюдается прямая зависимость уровня свободы от религии, исповедуемой большинством населения. Кстати, анализ распределения Нобелевских премий по странам за 1901 – 2007 г.г., приведенного в статье д.т.н., профессора, академика РАЕН, Президента Международного Информационного Нобелевского Центра (МИНЦ) В.М.Тютюнника http://www.nobel-centre.ru/PDF/lnp_sinv.pdf показывает аналогичную картину и в научных достижениях.

Видимо результаты были бы еще более красноречивы, если бы удалось выявить зависимость количества премий от вероисповедания самих лауреатов. Так в США, обладающих 40% лауреатов, протестанты составляют 57%, католики - 28%, иудеи – 2%. У меня такая статистика есть только относительно евреев: при общем количестве в мире 13 млн. человек (0,2% населения мира) каждый пятый лауреат Нобелевской премии (20%)– еврей. В 100 раз больше, чем в среднем по миру.

Вывод очевиден. Экономическое и научное развитие стран зависит, от того какую религию исповедует население. Протестанты и иудеи добиваются гораздо более высоких результатов в экономике и науке, чем католики, православные и мусульмане. Можно, сославшись на чувства верующих, замалчивать очевидные факты и продолжать искать свой путь. Но может быть стоит внимательней посмотреть, что общего у протестантов и иудеев, и чем же они отличаются от католиков и православных.

Закон Божий

<...> Монотеизм (вера в единого Бога), основоположником которого считается Авраам, предполагает, что Бог един для всех и Закон Божий справедлив для всех людей . Может быть, люди не очень хорошо знают эти законы и осмеливаются думать, что они неверны. Мы исходим из теории монотеизма: Законы природы даны однажды при устройстве мира (Богом, эволюцией, природой). Они могут познаваться, изучаться, уточняться, но они не зависят от нас, они справедливы для всех. Их можно не признавать, но им все вынуждены подчиняться. И кто лучше знает эти законы и следует им, тот лучше и живет . Человек такое же творение Бога, как и весь окружающий мир. Единственное отличие, что человек «создан по образу и подобию Бога», наделен свободой воли , он сам может выбирать свои действия, поэтому законы взаимодействия между людьми носят статистический (вероятностный) характер, в то время как законы физики, в основном, детерминистские.

Закон Божий - правила поведения (мораль, этика) - составная часть всех религий. Неудивительно, что основы морали каждой религии очень похожи. Все монотеистические религии признают Моше (Моисей - у христиан, Муса - у мусульман) пророком, которому Бог даровал свои Законы. Всего в еврейской Библии – Торе (Ветхом Завете у христиан) содержатся 613 заповедей. Заповеди подразделяют на этические и ритуальные. Ритуальные законы важны для поддержания единства и общности людей, для их самосознания единым образованием. У разных народов они могут быть разными. Этические законы, как и законы природы, должны быть одинаковы . Поэтому в основе этики всех религий лежат десять заповедей, дарованных Б-гом Моисею на горе Синай. <…>

Коротко суть нравственных, Божьих законов формулирует «золотое правило»: Что неприятно тебе, не делай и ближнему своему. Это этическое правило присутствует во всех религиях. Все знают заповеди, которые регулируют отношения между людьми: чти отца и мать, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай чужого. Но на первом месте стоит другая заповедь, предписывающая поведение по отношению к Богу, к Божьим Законам. Приведу ее по тексту ТОРЫ (Шмот 20:2-14):

  1. Я - БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ТЕБЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ИЗ ДОМА РАБСТВА. Да не будет у тебя иных Богов, кроме меня. не делай себе изваяния и всякого изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. не поклоняйся им и не служи им; ИБО Я БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ТВОЙ, БОГ- РЕВНИТЕЛЬ, КАРАЮЩИЙ ЗА ВИНУ ОТЦОВ ДЕТЕЙ ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, ТЕХ, КТО НЕНАВИДИТ МЕНЯ, И ТВОРЯЩИЙ МИЛОСТЬ НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ ЛЮБЯЩИМ МЕНЯ И СОБЛЮДАЮЩИМ ЗАПОВЕДИ МОИ.

Эта заповедь не зря дана первой. Б-г ЕДИН. Нельзя создавать идолов и кумиров и им поклоняться. Тех, кто поклоняется им, Б-г наказывает ДО ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, а тем, кто соблюдает заповеди, Б-г дает милость НА ТЫСЯЧИ ПОКОЛЕНИЙ.

Кто виноват?

Посмотрим, как эта заповедь соблюдается в различных религиях.

Протестантизм отвергает церковную иерархию, предписывает ежедневное чтение Библии и непосредственное общение с Б-гом без посредников, отвергает поклонение святым и праздники в честь святых, отвергает почитание мощей и икон. Молитвенные дома свободны от пышного убранства, алтарей, икон, статуй. Молитвенным домом может служить любое строение. Молитвенные дома независимы, любая группа верующих может организовать свой молельный дом. Служитель культа подотчетен протестантской общине.

Иудаизм – церковная иерархия отсутствует. Раввин - учитель и знаток Традиции. Одновременно он выполняет функции администратора общины. От других членов общины он отличается только ученостью и большими познаниями, а также высокими моральными качествами. В общепринятом смысле он не является священником, поскольку в иудаизме между Богом и человеком нет никаких посредников. Он избирается прихожанами, и в иудаизме не существует никакой духовной иерархии.

Предписывается чтение еженедельной главы Торы. Общение с Б-гом без посредников. Никакого поклонения святым, никому кроме Б-га одного. Синагога (дом собраний) место для общественной молитвы. При синагогах существуют школы, библиотеки, кошерные столовые. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей.

Католицизм – Римско-Католическая церковь строго централизованная организация, имеющая единый всемирный центр - Ватикан. Многоступенчатую иерархию этой авторитарно-монархической организации возглавляет единый глава - Папа. В католицизме Папа считается наместником Б-га на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности. Действует принцип «апостольского преемства» - принцип церковного права в соответствии, с которым священная иерархия Церкви прямо и преемственно восходит чрез череду рукоположений к апостолам. Католицизму присущи широкое почитание Девы Марии, реликвий, мучеников, святых и блаженных, их мощей, пышный театрализованный культ. Хотя следует признать, что по красоте и величественности, иконам и одеждам, богатству убранства, атрибутике католическая церковь много уступает церкви православной.

Православие - Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) возглавляется "Святейшим патриархом Московским и всея Руси". Существует ступени иерархии: Епископы, Пресвитеры (Священники), Диаконы. Действует тот же принцип «апостольского преемства» – все служители проходят рукоположение. Очень распространено поклонение святым, мощам святых, иконопочитание, возведение Храмов во имя святых. Богослужения представляют собой высокохудожественные театральные представления, с дорогими одеждами, дорогим убранством Храмов, дорогими иконостасами, целованием руки священнослужителя.

Протестанты и иудеи общаются с Б-гом напрямую, без посредника в виде Церкви. Они поклоняются только Б-гу, не создают себе кумиров, идолов и их изображений.

В католицизме и православии существует жесткая церковная иерархия, культивируется почитание святых. А где допускается возможность поклонения человеку, там гораздо легче возникает культ конкретного живого человека. <…>

Что делать?

Нет никаких сомнений в том, что уровень развития экономики и науки зависит от уровня свободы. Уровень свободы зависит от культурных традиций народа, а те в свою очередь от доминирующей религии. Прогресса добиваются те страны, где влияние религии велико, а влияние церкви минимально .

Уровень свободы выше в тех странах, где преобладают религии без жесткой церковной иерархии, где не поощряется поклонение конкретным людям, святым, церковнослужителям. Цифры однозначно доказывают, что уровень развития экономики и науки в разы выше, там, где исповедуют протестантизм или иудаизм.

Нужно развивать в России свободу выбора вероисповедания. В США большой процент тех, кто, повзрослев, сам выбирает себе религию. Для пропаганды и распространения знаний о различных религиях образовать фонд «Свобода выбора», предоставить молодежи возможность изучения различных религий и самостоятельного выбора своего вероисповедания . Ограничить влияние церкви на умы подрастающего поколения. Ведь объективные факты свидетельствуют: только представители тех религий, где общение с Б-гом идет без посредничества церкви, добиваются выдающихся результатов в экономике и науке.

Религиозные установки в сочетании с благоприятной демографической ситуацией создают предпосылки для интенсивного экономического роста. Среди стран БРИКС наиболее высокими перспективами обладает Индия, отметил в докладе сотрудник Института географии РАН Станислав Горохов

В странах БРИКС распространены различные религии. В Китае доминируют традиционные национальные религии (конфуцианство, даосизм). В Индии большинство составляют индуисты. В остальных странах преобладают христиане. В России распространено православие, в Бразилии большинство составляют католики, в ЮАР – протестанты. Точную численность верующих установить трудно, но Станислав Горохов привел ориентировочные данные на ежегодной научной конференции Новой экономической ассоциации «Междисциплинарные исследования экономики и общества».

Таблица. Численность верующих в странах БРИКС

Индуизм как фактор развития

Наибольшее число последователей в странах БРИКС имеет индуизм. Индуисты составляют чуть менее трети всего населения стран БРИКС. Индуизм исповедует около 75% жителей Индии, небольшое количество последователей этой религии есть в ЮАР.

Демографическая ситуация в Индии сказывается на характеристиках данной группы. Отличительной особенностью является средний возраст последователей – он составляет всего 26 лет. Несмотря на снижение коэффициента рождаемости (среднее число рождений у одной женщины – Ред.) в Индии, он продолжает оставаться достаточно высоким и составляет 2,5. Это, по прогнозам демографов, обеспечит рост численности населения Индии до 2060 года. Согласно прогнозам ООН, Индия в 2028 году обгонит по численности населения Китай, и выйдет по этому показателю на первое место в мире.

Индуизм предполагает неспешный, размеренный образ жизни, рассказал автор доклада. С точки зрения воздействия религии на экономическое развитие важной чертой индуизма является пиетет перед знаниями. Отмена кастовой системы способствует постепенному развитию социальных лифтов, что поощряет рост человеческого капитала.

При этом в стране неофициально проводится политика сдерживания миграционного оттока населения. Индуисты в настоящий момент наиболее активно включены в процесс международной миграции. Индия занимает второе место после Мексики по количеству эмигрантов. В 2010 году страну покинуло 11,8 млн человек. Если рассматривать международную эмиграцию в странах БРИКС, то индуисты составят около половины всего потока, еще треть – это мусульмане, оставшуюся часть составляют христиане.

По словам Станислава Горохова, пик миграционной активности мусульман пришелся на начало ХХ века. Индуисты включились в этот процесс только с конца ХХ века, поэтому в настоящий момент их доля в миграционных потоках высока. Большая часть мигрантов-индуистов едет в США, Канаду, в страны Персидского залива, ЕС.

Россия и ЮАР также являются акцепторами рабочей силы, но для мигрантов из стран БРИКС уровень предлагаемых вакансий не соответствует запросам мигрантов. Возвращаясь к индуизму, Станислав Горохов отметил, что данная религия является региональной, и поэтому не может считаться фактором межстранового взаимодействия.

В Китае отношения регламентированы

Китай – государство, где сосуществуют различные религии. 80% жителей страны исповедует национальные религии (конфуцианство, даосизм) или буддизм. Медианный возраст последователей буддизма более высок и составляет 34 года.

Первое место по глубине и длительности влияния на экономическое и культурное развитие общества оказывает конфуцианство. Центральными проблемами этой религии являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, уважение к старшим. По словам Станислава Горохова, религиозные воззрения китайцев во многом объясняют патернализм, господствующий в обществе, и помогают претворять в жизнь планы руководства страны, поощряют доверие.

Атеизм бывает разным

По численности в странах БРИКС второе место занимает нерелигиозное население. Его доля на 20% выше среднемирового показателя (11%). Столь высокая доля атеистов отражает историческую общность развития Китая и России в ХХ веке, и является последствием длительного периода атеизма в этих странах. Доля неверующих постепенно падает, что связано с религиозным возрождением этих стран. Однако в других странах наблюдается обратная тенденция – молодые не верят и отходят от религии. Эти разнонаправленные процессы приводят к внутренней разнородности этой группы.

Христианство как глобальная религия

Христианство является единственной глобальной религией, исповедуемой в странах БРИКС, отметил Станислав Горохов. Последователи христианства составляют большинство в Бразилии, России и Южной Африке. Христиане есть также в Индии и Китае.

Первое место по количеству христиан занимает Бразилия. Успех христианства, как средства культурной глобализации, связан, в первую очередь, с протестантизмом. Массовое распространение харизматического движения в Бразилии наблюдалось во второй половине ХХ века. В настоящий момент здесь существует пять харизматических деноминаций, каждая их которых включает в себя более 2 млн человек.

В ЮАР основные религиозные общины – христиане Сиона и пятидесятники. Они также принадлежат к протестантским церквям.

Основная доля православных проживает в России. По разным оценкам их численность в РФ составляет 40-80 млн человек. Медианный возраст верующих – чуть менее 40 лет. Выборочный анализ в России не показывает различий между религиозными и нерелигиозными людьми по количеству рождений.

Примерно оценивая количество детей в семье, можно сказать, что в России вне зависимости от религии ребенок, как правило, один. В странах, исповедующих буддизм, в семье обычно два ребенка, в протестантских семьях чаще всего трое детей.

Демографическое окно (высокая доля молодого трудоспособного населения) в странах БРИКС позволяет ожидать высоких результатов экономического развития. Наиболее низким медианным возрастом обладают индуисты, что указывает на огромный потенциал развития Индии.

География религий мира

Религия является важнейшим элементом дифференциации человеческих культур. На разных этапах истории, в различных странах и регионах позиции и влияние религии на жизнь общества и хозяйственную деятельность значительно различаются.

Религии и верования распространены в четко локализованных географических ареалах и оказывают специфическое влияние на социальную, политическую и хозяйственную жизнь людей, на психологию, нравственное и правовое сознание и поведение. Особенно велико влияние религии на особенности использования ресурсов и на восприимчивость к внедрению инноваций.

Религиозные причины породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества, причем территориально они приурочивались к границам районов с различными верованиями.

Существующие на сегодняшний день религии мира делятся на две большие группы - монотеистические , для которых характерна вера в одно главное божество, и политеистические , которые имеют обширный пантеон богов.

Географически религии подразделяются на местные традиционные верования, которых придерживаются разрозненные изолированные племена; национальные, как правило, распространенные в пределах государственных границ или ареалов проживания этносов, и Мировые религии">мировые , преодолевшие национальные рамки и ставшие общей религией многих этносов и государств.

Местные традиционные верования

Они возникли на самой заре человечества и в условиях географической изоляции общин. Объекты их поклонения разнообразны: Анимизм">анимизм - вера в душу, ее бессмертие и существование духов; культ предков - вера в существование людей после физической смерти и их влияние на ныне живущих; Тотемизм">тотемизм - вера в происхождение всех членов данного племени от растения или животного, которые считаются священными; Фетишизм">фетишизм - вера в неодушевленные предметы и их сверхъестественную силу; шаманизм - вера в способность людей шаманов общаться с духами.

Многие из этих верований, возникнув на заре первобытного строя, сохраняются и ныне в изолированных и труднодоступных районах Юго Восточной Азии, Латинской Америки, в арктических широтах Северной Америки и Евразии. К началу ХХI в. общая численность последователей традиционных верований составляла около 200 млн. человек.

Эволюция ранних религиозных верований происходила вслед за эволюцией общества. Объединение разрозненных племен в единое государство сопровождалась возникновением культа вождя человека, который в раннеклассовом обществе трансформировался в образ абстрактного человека бога.

Ко II тысячелетию до н. э. относится возникновение религий, сохранившихся до наших дней.

Зороастризм (парсизм). Это одна из древнейших религий, зародившаяся в Средней Азии в I тысячелетии до н. э. Ее возникновение связывают с именем пророка Зороастра. В основе учения лежит вера в два божественных начала - доброго бога Ахурамазда и злого - Андромахью. Богослужение включает обряды жрецов со священным огнем в металлической чаше (отсюда еще одно название зороастрийцев - огнепоклонники). Страх перед осквернением и необходимость очищения породили множество запретов: ограничения в совместных трапезах и купании, в приеме пищи из рук чужаков, в контакте с мусором и нечистотами. Численность зороастрийцев не превышает 200 тыс. человек.

Национальные религии

Иудаизм">Иудаизм считается одним из самых ранних верований, сохранившихся до наших дней. Он возник на территории современного Израиля сначала как политеистическая религия, впоследствии перешедшая к монотеизму. Для иудаизма, помимо веры в единого бога, характерны вера в бессмертие души, посмертное воздаяние, в рай, ад и богоизбранность иудеев. Это последнее обстоятельство, а также тот факт, что иудеем может считаться только рожденный от матери еврейки, препятствовало превращению иудаизма в мировую религию. Иудаизм в ортодоксальной форме является господствующей религией государства Израиль; его исповедуют ашкенази (евреи - выходцы из Западной, Северной и Восточной Европы) и сефарды (евреи - выходцы из Северной Африки, с Ближнего Востока, Балканского и Пиренейского полуостровов), а также евреи, проживающие на всех других континентах. К началу XXI в. в мире насчитывалось около 14 млн последователей иудаизма, причем около половины из них проживает в Америке.

В иудаизме большое место занимают молитвы, посты, обряд обрезания, многочисленные праздники (Пасха, Судный день, Новый год, Суббота и др.). Раввины фактически являются законоучителями, судьями в иудаистских общинах, а не жрецами культа. Некоторые последователи иудаизма не признают Талмуд. Таковыми являются, например караимы - потомки мигрировавших в Крым из Хазарии в XI в. детей отцов евреев и матерей неевреек, которые согласно догмам нудаизма не являются «настоящими» евреями. Самаритяне , в основном проживающие районе Самария (Израиль) и в Иордании, признают только некоторые части Ветхого Завета (Тору и Небим).

Индуизм">Индуизм . Во второй половине 1 тысячелетия до н. э. развилась из брахманизма, который появился в Южной Азии, освятив кастовую систему Индии. Ее исповедует значительная часть населения Индии, Непала, Шри Ланки и Бангладеш. Большие общины индуистов проживают в Индонезии, Гайане, Суринаме, Малайзии, Сингапуре, ЮАР, на Маврикии.

Распространению индуизма за пределы полуострова Индостан препятствовало два основных фактора: географический (Гималаи) и консервативные догмы самой религии, и, в первую очередь, ее основа - кастовая система.

В индуизме нет единой догматики, обрядности, организованной церкви. В него входят элементы брахманизма, ведических и местных религий, первобытных верований: почитание воды («священные воды» реки Ганг), животных («священные коровы»), культ предков.

Последователи индуизма признают священными книгами Веды, следуют учению о сансаре - странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа по закону кармы, т. е. в зависимости от содеянного. Индуизм утверждает неравенство людей перед богами и божественности кастового деления. Люди обязаны выполнять установленный для каждой касты порядок жизни, выбирать профессию и круг общения.

Кастовая система трансформируется очень медленно. Закон об отмене кастовой системы, вышедший после получения независимости Индией, мало что изменил в жизни индуистского общества. Правительство Раджива Ганди в конце 80-х гг. ХХ в. ввело резервирование 30% мест в государственном аппарате и в высших учебных заведениях для представителей касты неприкасаемых, что вызвало протесты практически всех слоев индуистского общества - как представителей высших каст, так и самих неприкасаемых.

Пантеон индуистских богов велик. Главным Богом в индуизме является Триединый Бог (Тримурти), обладающий свойствами созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения и созидания (шестирукий Шива). В их честь сооружено множество храмов.

Джайнизм возник как «оппозиция» кастовой системе в VI в. до н. э., он провозгласил главным принципом веры неубиение живых существ.

В XV-XVI вв. на стыке культурного влияния ислама и индуизма на территории современного штата Пенджаб (Индия) зародился сикхизм, отвергший кастовую систему и вобравший в себя элементы ислама и индуизма. Догмы индуизма косвенно способствовали проникновению ислама в пределы Индостана. Представителей касты кшатриев (воины) в западных районах было мало, а другие касты воинским делом заниматься не имели права, поэтому мусульманские завоеватели достойного отпора здесь не получили. Чтобы выделить себя среди индуистов и мусульман, сикхи носят «пять К»: кеш (длинные волосы), качха (короткие трусы), канха (гребень), кара (стальной браслет), кирпан (кинжал). Красочные тюрбаны и бороды сикхов хорошо заметны в уличной толпе. Численность сикхов - около 15 млн человек, это третья по величине конфессиональная общность Индии (после индуистов и мусульман). С середины 60-х гг. сикхи борются за создание независимого государства Халистан. Сикхи имеют влиятельные общины во многих странах Азии и Африки, где контролируют пошивочный бизнес и торговлю.

Религии Восточной Азии: конфуцианство, даосизм и синтоизм. На территории современного Китая возникли философские системы - Конфуцианство">конфуцианство и Даосизм">даосизм . Со временем эти системы приобрели статус религий. Они не имели строгой церковной иерархии, не обязывали верующих мыслить и поступать определенным образом. В отличие от христианства и ислама, конфуцианство, даосизм и синтоизм никогда не насаждались мечом и огнем, не прибегали к миссионерству.

Конфуцианство. Конфуций - государственный деятель Древнего Китая (V - VI вв. до н. э.) и его последователи написали трактат «Лунь - Юй» («Беседы и суждения») - главный литературный источник конфуцианства. Строго говоря, конфуцианство не является религией, так как в нем никогда не было института церкви, жречества, мистических элементов. Идеи Конфуция - это идеи земного человека, а не бога. Человек должен соблюдать нормы общественного поведения, традиционные обряды. Другими этическими нормами конфуцианства являются обязательное нравственное самосовершенствование и соблюдение правил этикета - поступать согласно своему общественному положению, безоговорочно подчиняться вышестоящему начальству. Власть правителей считается дарованной небом, и потому священной, а разделение людей на «высших» и «низших» - справедливым законом. Конфуцианская мораль проповедует пять основных добродетелей: человечность, справедливость, самосовершенствование, благородство и верность.

Со II в. н. э. до Синьхайской революции 1911-1913 гг. конфуцианство было официальной государственной идеологией Китая, авторитетной этической системой, которая определяла особенности мышления и характера миллионов людей. В наше время конфуцианству следует около 300 млн человек в Китае, на Корейском полуострове, в Японии, в странах с многочисленной китайской диаспорой (Сингапур, Малайзия, Индонезия и др.).

Конфуцианские ценности, включенные в сферу хозяйственной деятельности и воспитание, в значительной степени способствовали экономическим успехам на территориях, где исповедуется эта религия.

Храм в Китае

Даосизм - одна из религий Китая, идейным истоком которой было философское учение Лао Цзы, который жил примирно в одно время с Конфуцием. В отличие от конфуцианства, даосизм сконцентрирован на конкретном человеке. Согласно этому учению люди должны следовать естественному ходу событий и не пытаться его изменить. Идеалом этой религиозно философской школы является жизнь, не нарушающая гармонии окружающего мира, достижение единства с природой и обретение бессмертия. В даосизме центральное место занимают гадания и обряды, изгоняющие злых духов. Высшими божествами признаются Шан ди (Яшмовый владыка - Бог неба и Отец императоров), Лао цзы и творец мира Пань гу.

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, способствовал развитию химии, традиционной медицины, основанной на принципе гармонии человеческого тела (иглотерапии, физиотерапии, фармакологии). Тесно связано с даосизмом учение о противоположных началах - инь и янь.

Инь - женское начало, слабость, пассивность, север, четные числа, янь - мужское начало, сила, активность, юг, нечетные числа. Их единство создает совершенное целое. Древние книги сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов. Около 30 млн жителей Китая, Сингапура и других стран, где проживают китайцы, считают себя приверженцами даосизма.

Синтоизм">Синтоизм - философско религиозная система - сформировался в Японии, основан на культе божеств природы и предков. Главным божеством является богиня Солнца Аматерасу - прародительница всех японских императоров. Боги и духи населяют и одухотворяют всю природу, способны воплотиться в любой предмет, который и становится объектом поклонения. Религиозной целью считается достижение спасения в этом, а не в потустороннем мире путем духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов. Для синтоизма характерны пышные праздники со священными танцами и процессиями. Синтоизм частично совпадает и мирно сосуществует с буддизмом. Японцы, например, являются приверженцами как синтоизма, так и буддизма. Почти в течение столетия (с середины XIX в.) синтоизм был государственной религией Японии.

Конфуцианство, даосизм и синтоизм не стали мировыми религиями и не распространились за пределы районов формирования.

Йезиды (езиды). В основе вероучения, которое последователи стараются хранить в тайне, лежит вера в единого Бога Езда. При этом последователи признают Богом и Иисуса Христа, почитают мусульманского пророка Мухаммеда и иудаистского Авраама. Признают священными книгами Библию и Коран, у них распространено христианское крещение и обрезание мальчиков как у мусульман и иудаистов. Йезидами являются курды, проживающие в Турции, Иране, Ираке, Сирии, Армении.

Мировые религии

Буддизм - самая древняя мировая религия. Появился в VI в. до н. э. как оппозиция кастовому строю, закрепленному брахманизмом: достоинства человека и его социальный статус зависят не от его происхождения, а от поведения. Все люди, вне зависимости от сословных и этнических различий, могут воспринять учение Будды и найти путь к спасению.

Согласно буддистским канонам, жизнь - непрерывная цепь страданий, облегчить которые можно праведным поведением и неубиением живых существ.

Буддизм широко распространен в Китае, Японии, Корее, является господствующей религией в Мьянме, Шри Ланке, Таиланде, Монголии, Бутане, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе. Крупные буддийские общины проживают в Индии, Непале, Сингапуре, Индонезии и России, где его исповедуют буряты, тувинцы и калмыки.

Последователи буддизма - вегетарианцы: они не употребляют в пищу мясные продукты. Эти этические нормы оказывают непосредственное влияние на хозяйственную жизнь, особенно на специализацию сельского хозяйства.

В буддизме существуют два основных направления. Приверженцы Хинаяны (что означает «узкий путь») считают Будду реальным историческим лицом, строго следуют принципам раннего буддизма; те, кто хочет достичь спасения, должны оставить мирскую жизнь. Последователи Махаяны («широкий путь») обожествляют Будду и считают, что для спасения монашество необязательно.

Три важнейшие ценности буддизма - учитель Будда, учение драхма, хранитель истины - сагха, который указывает и облегчает путь верующего. Эти идеи буддизма, а также относительное безразличие к обрядности и приспособление к местным условиям, способствовали его распространению за пределы Индии. В южном и юго восточном направлении буддизм распространялся в основном в форме учения Хинаяны (в III - I вв. до н. э.). С начала нашей эры начинается его движение на север и северо восток в форме учения Махаяны. В самой Индии буддизм вытеснился индуизмом с кастовым строем, не приемлющим равенства.

В ламаизме , более поздней форме буддизма, особое значение придается магическим заклинаниям, медитации, с помощью которых можно достичь нирваны - состояния высшего блаженства и отрешенности от жизненных забот. Ламаизм распространен среди населения Монголии, в восточной Бурятии, среди калмыков и тувинцев.

Христианство появилось в начале первого тысячелетия нашей эры на востоке Римской империи, на территории современного Израиля как протест против иудаистской исключительности. Оно быстро распространилось в среде рабов и бедноты. Провозгласив равенство всех людей, христианство отвергло существовавшие рабовладельческие общественные порядки, дав отчаявшимся надежду на получение свободы через познание божественной истины, которую принес на землю Христос.

К христианским общинам стали присоединяться ремесленники, торговцы, земледельцы, знать. Император Константин (ок. 285 - 337 гг.) своим эдиктом 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи.

Символы веры были определены на первых семи Вселенских соборах. Они без изменений сохранены в Православной церкви, что дает ей дополнительные аргументы как истинно христианскому вероучению.

Спасо-Преображенский собор Сурожского монастыря XI в. в Пскове (Россия)

Согласно христианству, бог существует в трех лицах - Отца, Сына и Святого духа. Бог сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей и прийти второй раз на Землю для установления царствия небесного. Святая книга христиан - Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Основные этические нормы - терпение и всепрощение. В 1054 г. произошел полный разрыв между римской (западной) и константинопольской (восточной) ветвями христианства, оно разделилось на Католичество">католицизм и Православие">православие . Основные различия между ними состоят в вопросе о происхождении Святого духа: католики считают, что он произошел от Бога Отца и Бога Сына, православные - от Бога Отца.

Католики, в отличие от православных, полагают, что кроме ада и рая есть еще и чистилище. В Православной церкви допускается только хоровое пение без музыки, в католической - богослужение сопровождается органной музыкой. Существуют также различия в обрядах, в архитектуре церковных зданий, в организации церкви (строгая централизация и всевластие папы римского в католицизме).

Православная церковь не управляется из единого центра, она представлена 15 автокефальными (независимыми) церквями: Константинопольской, Александрийской (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийской (Сирия, Ливан), Иерусалимской (Палестина), Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (греческой), Албанской, Чешской, Словацкой, Польской, Американской. Из ряда автокефальных церквей выделены автономные церкви, имеющие большие права по самоуправлению (Синайская - юрисдикция Иерусалимского Патриарха, Японская - юрисдикция Патриарха Московского и Всея Руси).

В 90-е гг. ХХ в. вследствие распада СССР встал вопрос об образовании самостоятельной Украинской церкви и отделении ее от Русской православной церкви.

В Российской Федерации, Белоруссии, Украине, Румынии, Греции, Сербии, Черногории, Болгарии, Грузии, Молдавии, Македонии, на Кипре исповедующие православие составляют большинство населения. Крупные православные общины имеются в США, Казахстане, странах Балтии, Киргизии, Чехии, Польше, Словакии, Турции, государствах Ближнего Востока.

Униатская (или греко-католическая церковь), признающая главенство папы римского, появилась в районах «соприкосновения» западной и восточной ветвей христианства, вобрала в себя этические нормы и обряды обеих ветвей. Наибольшее распространение получила на Западной Украине.

Монофиситская церковь , считающая Иисуса Христа не богочеловеком, а богом, распространена среди египетских коптов, в Эфиопии, в Армении.

Католическая церковь строго централизована, имеет один центр - государство город Ватикан, единого главу - папу римского (наместника Иисуса на Земле). Духовенство в католицизме дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службы на национальных языках.

В большинстве стран Западной Европы католицизм является господствующей религией, а в ряде стран - Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии - имеются крупные общины. Во всех государствах Америки большинство верующего населения исповедуют католицизм: почти треть населения США и половина канадцев - католики.

Католическая церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными организациями.

Распространение христианства, в первую очередь католичества, за пределы Европы и превращение его в мировую религию началось вместе с эпохой Великих географических открытий. Зачастую колонизация объяснялась необходимостью привнесения на новые территории истинной веры. За пределами европейских стран христианские обряды видоизменялись в соответствии с местными условиями. В XVI в. католицизм распространился в Латинской Америке, на Филиппинах, где позиции этой религии сильны до настоящего времени. В XIX в. вместе с переселенцами католицизм проник в Австралию и Новую Зеландию.

Колониальные правительства объявили католицизм государственной религией в ряде стран Южной и Тропической Африки (Кабо Верде, Реюньоне), около 50% населения Экваториальной Гвинеи, Сейшельских Островов, Анголы, Бурунди, Руанды, Камеруна - католики. Католической веры придерживаются более трети населения Габона, Демократической Республики Конго, Конго, ЦАР, Кении и Уганды; 20% населения Мозамбика. Большие группы католиков есть в Намибии, Лесото, Гане, Бенине, Того, Кот д’Ивуаре, Нигерии, на Мадагаскаре.

В Азии католическими странами являются Филиппины и Восточный Тимор, много католиков во Вьетнаме, Республике Корее, Индонезии, Шри Ланке.

В начале XX в. католицизм распространился на острова Тихого Океана: Гуам, Самоа, Кирибати, Науру, Новая Каледония.

В результате Реформации в Европе в XVI в. от католиков отделились протестанты , отвергшие главенство папы римского как посредника между Богом и верующими. Они стали признавать искупление грехов только верой в Бога, единственным источником вероучения считать Библию. Протестанты, в свою очередь, разделились на англиканскую церковь, лютеранство, кальвинизм , от которого откололись реформаторы, пресвитерианцы, баптисты и др. Протестанты преобладают среди населения Северной Европы, в Канаде, США, Австрии, Великобритании, Нидерландах, Франции, Швейцарии.

Ислам. Основатель ислама - реальное историческое лицо, арабский купец Мухаммед (509-623 гг.) К нему в 609 или 610 г. в месяце рамадане явился архангел Джабраил и объявил, что Мухаммед избран богом подарить людям истинную веру и спасти от Страшного суда. Родина Мухаммеда - Хиджаз лежал на обрамленной горами полосе побережья между Синайским полуостровом и Меккой. Этот район, где ранее кочевали племена бедуинов и неспешно проходили караваны, постепенно становился местом постоянного проживания купцов и ростовщиков.

Войны требовали постоянного притока товаров, и жители Мекки, расположенной на перекрестке важнейших торговых путей, сделали все возможное для развития торговли. Были введены «священные месяцы», когда кровная месть и любые военные действия у стен города запрещались.

Обстановка в окрестностях Мекки была нестабильна: кочевники грабили крестьян и караваны, бедуины враждовали между собой из за пастбищ и колодцев.

Таким образом, обстоятельства требовали идеологии, которая бы сгладила социальные противоречия, положила конец междоусобицам и грабежам и направила воинственность жителей на внешние цели. Все это дал Мухаммед. Вначале осмеянный за одержимость, он объединил своих земляков под зеленым знаменем ислама.

В исламе, в отличие от других религий, есть положения, способствующие географическим открытиям, это - «священная война», обязательное паломничество к святым местам и признание торговли богоугодной деятельностью. Например 17 сура Корана прямо настаивает на морских плаваниях, утверждая, что Аллах гонит вперед корабли правоверных, на которых они стремятся к изобилию. Сам Мухаммед, будучи купцом, утверждал, что тот, кто покидает родной очаг в поисках знаний, идет по пути божьему.

Главный центр ислама - Мекка, где находится черный камень Каабы. Мусульмане молятся пять раз в сутки, обратившись лицом к этому месту. В Европе ислам распространился в пределах Пиренейского полуострова - в южной и восточной Испании. Здесь арабо мавританское владычество продолжалось почти восемь веков - с 711 г. по 1492 г.

Отличительной особенностью арабских дворцов считается обилие ковров, разделение на парадные залы, службы и женскую половину (гарем), куда запрещено входить посторонним мужчинам. К дворцам обязательно прилегал парк.

В Северную и Тропическую Африку ислам принесли арабские торговые караваны. Арабским путешественникам мы обязаны описанием «страны золота» - западноафриканской империи Гана (на юге современной Мавритании), королевства Борну и Канем, восточно африканского побережья, где под их влиянием сформировалась азанийская цивилизация.

В отличие от всех других религий, ислам распространялся среди всех народов, которые были готовы его принять, независимо от цвета кожи и местных верований. Рзультатом такого похода стал расцвет исламской культуры, обусловленный совместными действиями индийцев, персов, египтян, объединенных арабской властью. В исламской литературе, наряду с исследованиями по математике, медицине и астрономии, особой популярностью стали пользоваться описания путешествий.

Мусульмане, или магометане верят в единого бога Аллаха, Мухаммед считается его посланником на земле. Священной книгой мусульман считается Коран, который состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся также бытовые правила и поучения.

В исламе сформировалось три основных направления, различающихся подходом к вопросу о главе мусульманской общины. Последователи суннизма кроме Корана признают «священное предание» Сунну, а главой мусульманской общины избирают достойных представителей элиты. Для последователей шиизма важна роль зятя Мухаммеда - пророка Али (власть могут наследовать только его потомки). Хариджизм - ортодоксальный ислам, близкий к суннизму, требует соблюдения строгих правил поведения в жизни. Хариджиты осуждают роскошь, запрещают игры и музыку, во главе общины выбирают достойного.

Почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. Шиизм преобладает в Иране, Бахрейне, Йемене, Азербайджане. Крупные шиитские общины проживают в Ливане, Сирии, ОАЭ, Афганистане, Таджикистане.

В конце ХХ в. - начале ХХI в. в мире наблюдалось резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни стран.

Мусульманские общины имеются почти в 120 странах мира. Почти в 30 странах ислам признан государственной (официальной) религией. В 43 странах мусульмане составляют абсолютное большинство населения. Это 16 стран в Северной и Западной Африке, 26 стран Юго Западной и Центральной Азии, Албания. Почти в 30 странах мусульмане образуют влиятельное меньшинство населения. К их числу относится Российская Федерация, в которой многие народы Северного Кавказа, татары и башкиры, исповедуют ислам.

Религии и общественная жизнь

Большинство религий мира придают особое значение преемственности, традициям, следованию определенным нормам поведения. С этой точки зрения, религии определенно играют консервативную роль в жизни общества. Зачастую религии являются помехой в проведении демографической политики.

Религии оказывают косвенное влияние на развитие сельского хозяйства, ограничивая употребление в пищу определенных продуктов (в определенное время года) и придавая символическое значение домашним животным. Более 260 млн буддистов - вегетарианцы, индуисты не употребляют говядины, мусульмане - свинины.



Теория трансакционных издержек;

Основоположник – Роналд Коуз.

Трансакционные издержки - все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.

3 теории, объясняющие, что такое трансакционные издержки:

1) Теория общественного выбора

Теория общественного выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соглашения ввиду стратегического поведения заинтересованных в общественном благе индивидов и их стремления переложить издержки получения желаемого результата на окружающих

2) Теория соглашений

Представители этого направления соглашаются с тем тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют.

Они возникают из-за того, что неоклассический рынок - рыночное соглашение - никогда не существует в вакууме, а соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим.

Факт соприкосновения различных норм объясняется тем, что значительная часть повседневной деятельности экономических агентов находится на «стыке» соглашений 24 и, следовательно, не может регулироваться нормами, относящимися исключительно к тому или иному соглашению.

С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержкам согласования требований прямо противоположных норм , они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений.

3) Теория трансакционных издержек . +,-

Подход теории трансакционных издержек связан с изменением постулата неоклассики, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом является допущение существования издержек на идентификацию продавцов и цен - информационных издержек. Количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. Следующий шаг в анализе трансакционных издержек заключается в предположении, что все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных. «Трансакционные издержки так или иначе связаны с издержками получения информации об обмене».

18) Влияние религиозного фактора на формирование экономики: протестантская модель

Особенности протестантизма

Протестантизм частично или полностью отрицает церковную иерархию (священноначалие), таинства (сакраментологию), авторитет Cвященного Предания, на котором строится не только толкование Священного Писания, но и богослужебная практикааскетический опыт христианских подвижников, почитание святых и институт монашества.



Влияние на экономику

Протестанты (в основном кальвинисты и лютеране) заложили основы того, что позже стало называться протестантским мировоззрением. Пуританский духовный тип –– рациональная основа, давшая мощный толчок развитию капитализма. Борясь за производительность частно-хозяйственного богатства, аскеза выступалапротив стремления к богатству как самоцели. В богатстве как результате профессиональной деятельности она видела Божье благословение. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно способствовало установлению буржуазного, рационального с экономической точки зрения образа жизни. Пуританизм встал у колыбели современного «экономического человека». В обладании милостью Божьей и Божьим благословением буржуазный предприниматель мог и даже обязан был соблюдать свои деловые интересы. Более того, религиозная аскеза предоставляла в его распоряжение трезвых, добросовестных, чрезвычайно трудолюбивых рабочих, рассматривавших свою деятельность как угодную Богу цель жизни.

Аскеза создавала и спокойную уверенность в том, что неравное распределение земных благ, так же как и предназначение к спасению лишь немногих – дело божественного провидения

Устремленность к тому, чтобы обрести спасение в загробной жизни посредством выполнения своих профессиональных обязанностей в качестве своего призвания, способствовала увеличению производительности труда. Так, идея призвания, составляющая основу пуританской этики, служила в качестве субъективной предпосылки развития индивидуалистического и предпринимательского характера. Идея призвания содействовала формированию таких буржуазных черт, как индивидуализм, бережливость, упорный труд и т.д. Постепенно формировался идеал экономического человека, который открыто провозглашал принцип, согласно которому, «жить в обществе – значит участвовать в рыночных отношениях и добиваться материальной выгоды».

Идея моральной автономии экономической жизни четко проявилась в аргументах в защиту свободной торговли как самого эффективного средства служения общественному благу, отождествляемого с экономическим ростом. Центральным институтом экономической системы становится рынок, а её главными принципами – индивидуализм, свободная конкуренция и свободное предпринимательство.

19. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: православная модель

На рисунке 4.9 а) приведен график зависимости отношения доходов в православных и неправославных странах от граничного значения процента православных христиан, которое делит все страны мира на православные и неправославные. На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50.

Из графика на рисунке 4.9. а) видно, что отношение доходов в православных и неправославных странах почти во всем диапазоне граничного значения %-та православных христиан меньше 1. Это свидетельствует о том, что православные страны являются несколько беднее, чем остальные, неправославные страны мира .

Рис. 4.9 а). График зависимости отношения доходов на человека в православных и неправославных странах от граничного значения %-та православных христиан.

Рис. 4.9 б). Средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах при граничном значении %-та христиан равном 50. Отношение доходов в православных и неправославных странах равно 0,8. Это свидетельствует о том, что православные страны беднее неправославных в 1,2 раза.

Внимание! Если приведенный выше материал является сложным для понимания, посмотрите рисунок 4.9 б) и прочитайте следующий абзац. Этого достаточно для понимания общей идеи.

На рисунке 4.9 б) приведен средний годовой доход на человека в православных и неправославных странах. Во всем мире православные страны несколько беднее (в 1,24 раза) остальных, неправославных стран.

20. Влияние религиозного фактора на формирование экономики: мусульманская модель