Уральские франки подделка как отличить. Уральские франки — прошлое, которое не стало будущим. Появление и запрет уральского франка

Уральские франки подделка как отличить. Уральские франки — прошлое, которое не стало будущим. Появление и запрет уральского франка

После развала СССР в стране возник политический, экономический и финансовый кризис. Ломались связи между регионами страны. Некоторые предприятия и организации вводили свои эрзац-деньги. Стали появляться призывы к созданию отдельных республик. В тоже время появилась возможность развития, так называемого кооперативного движения, появились первые законные предприниматели и бизнесмены. В Екатеринбурге одним из таких предпринимателей-политиков был Антон Баков. Как-то он даже выставлял свою кандидатуру на губернаторских выборах в Свердловской области и в соседней Курганской области. А в 1991 г. ТОО «Уральский рынок» под руководством Антона Бакова сделала заказ на изготовление уральских франков - товарно-расчётные чеки. Как сейчас не кажется странным, но уральские франки печатались с разрешения премьер-министра России (на тот период им был Егор Гайдар). Было получено письмо о целесообразности введения уральских франков за подписью Егора Гайдара. Минфин и Госбанк России не выступили против этого мероприятия.

Автором рисунка уральских франков была художница София Демидова. Заказ надо было выполнить быстро. Творила она франки находясь на своей даче, и получила за свой труд 2000 рублей (об этом она писала в своём блоге в 2011 г.). С определёнными изменениями в рисунках чеков, они были напечатаны на Пермской печатной фабрике «Гознак». Франки имеют элементы защиты: тангир, гильош, водяные знаки, индивидуальная нумерация. Все боны одинакового размера. Однако качество бумаги уступало банкнотам того периода.

На лицевой части чеков изображены известные личности, которые определённым образом связаны с Уралом:

1 франк - татарский князь Ивак-Ибрагим (на чеке ошибочно - Ибак).

5 франков - Никита Демидов - промышленник Урала, основатель династии Демидовых.


10 франков - А.Б. Аносов.

На банкноте не правильно указаны инициалы. Правильно П.П. Аносов - горный инженер, учёный-металлург, исследователь Южного Урала.


20 франков - Д.Н. Мамин-Сибиряк - писатель. Родился на Урале. Жил на Урале и в Санкт-Петербурге.

50 франков - М.Б. Нестеров - художник. Родился в Уфе.


100 франков - Д.И. Менделеев, - учёный-химик. Родился в Тобольске.


500 франков - С.П. Дягилев - театральный деятель. Жил в Перми.


1000 франков - П.И. Чайковский - композитор, дирижёр. Родился в Воткинске, Вятская губерния (ныне г. Воткинск, Удмуртия).


На оборотной стороне чеков архитектурные сооружения различных городов Урала.

1 франк - коммерческое училище (г. Тюмень).

5 франков - Невьянская башня (Свердловская область).

10 франков - здание арсенала (г. Златоуст).

20 франков - дом Ипатьева (г. Екатеринбург).

50 франков - дом - памятник архитектуры XIX века (г. Уфа).

100 франков - Кремль (г. Тобольск).

500 франков - дом С.П. Дягилева (г. Пермь).

1000 франков - дом-музей П.И. Чайковского (г. Воткинск).

Всего в 1991 г. было отпечатано 1 930 00 штук чеков, на общую сумму 56 000 000 франков. В феврале 1992 г. на военно-транспортном самолёте они были доставлены из Перми в Екатеринбург (до 1991 г. - Свердловск). Франки были сданы на хранение в Ленинский филиал Свердсоцбанка. В феврале 1993 г. они были получены ТОО «Уральский рынок». Удивительно, но они хранились в банке 1 год. Получал эти деньги в банке, по доверенности, бывший сотрудник КГБ А. Назаров, который был убит в марте 1993 г.

1 июля 1993 г. Свердловский Облсовет принял решение о провозглашении Уральской Республики и начале работы над её Конституцией.

14 сентября 1993 года в Екатеринбурге прошёл семинар «Уральская Республика и целостность российского государства». Решением семинара было подписание заявления глав Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Курганской областей о намерении участвовать в разработке экономической модели «Большая Уральская Республика». И тут, как я понимаю, уральские франки подошли бы очень кстати новой Республике. Однако нет достоверных данных, что уральские франки планировались для обращения в Большой Уральской Республике, хотя они вполне могли быть временной (переходной) денежной единицей.

8 ноября 1993 г. Облсовет Свердловской области по предложению губернатора Эдуарда Росселя назначил на 12 декабря 1993 г. выборы губернатора Уральской Республики и всенародное обсуждение Конституции этой Республики. Однако уже на следующий день - 9 ноября 1993 г. вышел Указ № 1874 Президента России Бориса Ельцина об устранении от должности губернатора Уральской республики Эдуарда Росселя. Все законодательные акты об Уральской Республике, были признаны незаконными. Губернатором Сведровской области Э. Россель остался, а уральские франки не были введены в обращение. Фактически Уральская Республика в пределах Свердловской области существовала с 1 июля 1993 г. по 9 ноября 1993 г.

В этой заметке мне не так важны политические перипетии, хотя без них нет ясной картины об уральских франках. Очень важным для нас становится вопрос: а куда делись уральские франки, которые не поступили в обращение? Напомню, что было напечатано 1 930 00 штук таких чеков. В 1997 году эти франки всплыли на металлургическом заводе им. А.К. Серова города Серов (Свердловской области). Дело в том, что в тот момент генеральным директором завода был … Антон Баков. Тот самый, который ранее возглавлял ТОО «Уральский рынок». Есть данные, что на заводе в обращении был 1 миллион из напечатанных ранее уральских франков. А вот куда попали остальные 930 000 штук неизвестно.

Так вот эти франки были выпущены в обращение на территории завода по типу эрзац-денег. Сначала они были в таком виде, как представлены выше, а потом на них стали ставить различные надпечатки: «талоны на питание». Затем на этих чеках были и другие надпечатки: «Техноград Северный», «Верхотурский уезд». В дальнейшем на чеках даже ставились надпечатки отдельных цехов завода: «сортопрокатный», «автотранспортный», «крупносортный». Данные эрзац-деньги принимались в заводской столовой и магазинах предприятия, причём в обращении были чеки только номиналом 1, 5, 10, 20 уральских франков. В 2000 г. Антон Баков не стал генеральным директором металлургического завода, и уральские франки на заводе прекратили обращение (циркулировали с 1997 г. по 2 ноября 2000 г.). После прекращения обращения 500 000 штук уральских франков были изъяты и хранились в прокуратуре города Серова. В 2000 г. А. Баков избрался депутатом Законодательного собрания Свердловской области от Серовского одномандатного округа. В 2003 г. участвовал в выборах губернатора Свердловской области, но проиграл. С 2003 по 2007 гг. А. Баков - депутат Государственной Думы.

На сегодняшний день сказать сложно, сколько осталось уральских франков. И то, что уральские франки сохранились у коллекционеров, даёт нам возможность видеть и изучать эти деньги.

Представленные уральские франки из частной коллекции. Изображения размещены с согласия владельца.

В 1991 году прекратил свое существование Союз Советских Социалистических Республик. В скором времени такая же участь могла постигнуть и Российскую Федерацию – идеи создания собственных республик были популярны не только на Северном Кавказе. Попытка создания Уральской республики со столицей в Екатеринбурге была предпринята в 1993 году, но национальная уральская валюта была утверждена еще в 91-ом.

Новая валюта получила название «уральский франк». Почему именно франк, а не доллар или, например, гульден? Скорее всего, по аналогии со швейцарским франком – и в то время, и в наши дни одной из самых надежных мировых валют. Причина, по которой Товарищество с Ограниченной Ответственностью «Уральский Рынок» решило выпустить уральские деньги, крылась вовсе не в уральском сепаратизме (хотя о своих республиках во многих регионах говорили уже тогда). Причина была проще и прозаичнее – в 91-ом году разваливался не только Советский Союз, но и советская система товарно-денежных отношений. Не стало ни товаров, ни денег. Кроме того, в Свердловске, только что переименованном в Екатеринбург, не было (да и сейчас нет) заводов выпускающих товары народного потребления, которые легко продать. Нет, в этом городе выпускались и выпускаются ныне буровые вышки, гидравлические прессы, прокатные станы, паровые турбины, самоходные артиллерийские установки и прочий не самый «ликвидный» товар, единственным покупателем которого было государство. А у государства не было денег. Не было денег и у екатеринбургских предприятий, не было денег и у рабочих, которые на этих предприятиях работали.

Предложенная некоей группой уральских экспертов идея введения уральской валюты, которая будет находиться в обращении параллельно с рублем, получила одобрение на самом верху – не возражало министерство финансов и Госбанк, одобрил идею премьер-министр Егор Гайдар. В 1991 году был готов дизайн купюр, а в феврале 1992 года на пермском отделении фабрики «Гознак» был отпечатан тираж в 1 миллион 930 тысяч уральских франков. Правда, в 92-ом власти Екатеринбурга так и не решились ввести эту валюту в обращение. С 1 июля по 9 ноября 1993 года «де факто» существовал такой непризнанный субъект Российской Федерации как Уральская республика во главе с губернатором Эдуардом Росселем, но франки не были введены и тогда. А в декабре 1993 года была принята новая Конституция Российской Федерации, согласно которой на территории нашей страны в обращении находится одна единственная валюта – российский рубль. Никаких франков новый Основной Закон не предусматривал.

Но, уральские франки все же побывали в обращении. Правда, в пределах одного завода в Свердловской области. В 1997 году Антон Баков, директор серовского Металлургического завода им. А. К. Серова, сумел заполучить миллион франковых купюр с номиналами от 1 до 20 франков. Эти купюры и стали денежной единицей в пределах завода – ими можно было расплачиваться в заводских магазинах и столовых. Обменный курс был установлен как 7 тысяч рублей (до деноминации) за купюру (неважно какого номинала). После деноминации курс франковой купюры вырос до 12 рублей.

Первоначально купюры были пущены в обращение «как есть». Но у городской прокуратуры сразу возник вопрос – в какой это валюте получают зарплату рабочие металлургического завода? Тогда на все купюры поставили штамп «талоны на питание». В конце девяностых завод несколько раз проходил перерегистрацию, и каждый раз на купюрах появлялся оттиск новой заводской печати. Позже появились оттиски печатей отдельных цехов. Но в 2000 году у завода сменилось руководство и новая администрация, наконец, вывела франки из обращения. Примерно 500 тысяч купюр были изъяты и хранились в прокуратуре. Судьба остальных купюр неизвестна.




Изображения на уральских франках традиционны для большинства любых других купюр – на лицевой стороне нарисованы знаменитости, на оборотной – достопримечательности. При этом в число знаменитостей и достопримечательностей попали не только уральские, но и сибирские. Впрочем, те, кто планировал создать Уральскую республику, задумывались и о Большой Уральской республике.


Один франк. Лицевая сторона. Хан Ибак. В 1481 году он совместно с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи убил хана Большой Орды Ахмата.















В СМИ появились сообщения о возможном вводе в обращение уральской валюты

Финансово-экономический кризис наряду с быстрорастущим влиянием местных элит - правящих и экономических, похоже, способствует развитию сепаратистских настроений в России.

19 сентября 1919 годасложило с себя полномочия белогвардейское "Временное республиканское правительство Республики Урал", провозглашенной в июне 1918-го, а в сентябре 1918 года вошедшей на правах автономной единицы в состав "Всероссийского временного правительства Российской республики". И вот сегодня, 90 лет спустя, снова заговорили о проекте выделения «Большого Урала», более того, его пытаются реанимировать почти в тех же границах, с хождением своей валюты.

Во всяком случае, в Свердловской области ныне распространяется информация о том, что кто-то пытается вернуть «уральские франки». Кстати, это не первая такая попытка. Еще в 1990-х предполагалось пустить их в оборот в "Уральской республике" (причем, с ведома федеральных властей!). С тех пор они так и лежат на складах и сегодня. Насколько известно, уже заказан их дополнительный тираж.

Не исключено введение в обращение этих денег теперь уже в рамках всей ассоциации "Большой Урал" - ныне это Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика и Пермский край. То есть, нынешняя территория "Большого Урала" куда больше и экономико-политически весомее самого Уральского региона.

Некоторые местные эксперты полагают, что нынешний губернатор Э. Россель, которого Д. Медведев может и не назначить больше, готовит почву для повышения «веса» - своего личного и Уральского региона в целом - в федеральном центре. И, в этой связи, возможная реанимация уральских денег окажется как нельзя кстати.

Идею большего отдаления Урала от центра и, соответственно, введение общерегиональных денег поддерживают многие влиятельные представители местного бизнеса. Что, в свою очередь, может стать примером для Восточной Сибири, Алтая, Дальнего Востока, Северного Кавказа, "Северо-Западного края", Калининградской области и др.

Примечательно, что еще весной 1991 года, когда СССР оказался на грани развала, Эдуард Россель, тогда руководитель Свердловского облсовета, впервые дал понять Горбачеву и Ельцину, что, если не удастся предотвратить распада РСФСР, возможно провозглашение некоей «Уральской республики» в составе Свердловской области и ряда соседних с ней регионов. Тем не менее, в октябре 91-го Россель был-таки назначен губернатором области. И тогда же, в основном по его инициативе, стали прорабатываться варианты создания «Уральской республики» и ее собственных денег. Даже начался их выпуск, и не без ведома федерального центра. Дело зашло столь далеко, что многие западные СМИ стали открыто призывать к прямым экономико-политическим связям «с создающимся государством».

Эта республика замышлялась в рамках "Российской Конфедерации" - то есть с минимальным "присутствием Москвы» в Уральском регионе (а то и вовсе без этого присутствия, если обозначится неизбежность распада РФ). По некоторым местным предприятиям, в буквальном смысле, "гуляли" дензнаки региона - вплоть до конца 1990-х.

10 ноября 1993-го Россель был снят со своей должности именно за эти начинания — с формулировкой «за превышение полномочий». Но в дальнейшем идеи региональной сепаратизации-конфедерализации России уже не были столь одиозными для центра. Поэтому Россель во второй половине 1990-х сперва стал председателем Свердловской облдумы, а затем - вернулся на должность губернатора области. В то же самое время, по совместной инициативе Росселя и президента Башкортостана Муртазы Рахимова, была создана региональная экономико-политическая ассоциация «Большой Урал», которую многие эксперты небезосновательно считают неким прообразом «Уральской республики».

Уральские СМИ и аналитики в последнее время всё чаще сетуют на растущий дефицит не просто наличности, а именно «федеральных денег в регионе», как и на отсутствие иностранных, да и местных капиталовложений.

Так, в Свердловскую область из-за кризисных явлений полностью перестали поступать иностранные инвестиции. Об этом недавно сообщил первый вице-премьер, министр экономики и труда области Михаил Максимов. Что касается внутренних инвестиций, то основная работа сейчас строится только по начатым до кризиса программам. Заметим, что именно инициаторы "Большого Урала", особенно М. Рахимов, в последнее время более жёстко критикуют центр за неумелую региональную общеэкономическую политику, провоцирующую всё большее отдаление регионов от него.

И ведь что интересно - центр сам не возражал когда-то против "уральских франков" - первых общерегиональных постсоветских денег. Точнее - против товарно-расчётных чеков товарищества "Уральский рынок". Напомним, они были напечатаны осенью 1991 году по инициативе уральского бизнесмена и политика Антона Бакова. Причиной выпуска этих де-факто банкнот (по крайней мере, официальной) была та же - нехватка наличности. А название "Уральский франк" выбрали намеренно - по аналогии с франком Швейцарии, символом стабильности и надёжности.

Идея уральского франка нашла поддержку в Москве: было получено письмо о целесообразности "внутриуральских" денег за подписью тогдашнего премьера Е. Гайдара; не стали возражать против этой «новации» ни Минфин, ни Госбанк.
Дензнаки были изготовлены в 1991 году на Пермской печатной фабрике "Госзнак" по заказу екатеринбургского предприятия ТОО "Уральский рынок". В точном соответствии с письмом-разрешением государственного производственного объединения производства государственных знаков Минфина СССР - от 04.09.91 г. Отпечатано было 1 миллион 930 тысяч "уральских франков" номиналом 1, 5 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 - на общую сумму в 56 миллионов! Оплату этой работы - в сумме свыше 400 тысяч рублей - произвело предприятие "Ист-Лайн" (г. Екатеринбург). Однако, правительства области и соседних с ней регионов так и не решились на ввод тех дензнаков в повсеместное обращение. А к 1999 году они были-таки запрещены. Но значительная часть тех денег сохраняется по сей день.

В 1997 году в городе Серов те дензнаки номиналом 1, 5, 10, 20 были в обращении на местном ОАО "Металлургический завод имени А.К. Серова", где гендиректором тогда был упоминавшийся Антон Баков. Ими можно было расплачиваться в заводских магазинах, столовых, буфетах, на заводском транспорте. В распоряжении дирекции оказалось больше половины тиража - 1 миллион, но судьба остальных 930 тысяч купюр до сих пор неизвестна. Может, их-то и зарезервировали для будущих, то есть нынешних аналогичных проектов?

Так или иначе, А. Баков в 2000 году был уволен с завода. Новое же руководство предприятия 2 ноября 2000 года отменило хождение "франков".

Что касается современного "Большого Урала", последние 8 лет Ассоциация фактически не работала. Это было связано с негативной позицией федерального центра в отношении активизации общерегиональных структур, в том числе финансовых.

А также - с негативной позицией самого бывшего Полпреда Президента РФ в УрФО Петра Латышева, скоропостижно скончавшегося в 2008 году.

Сегодня совокупная доля «Большого Урала» в общероссийском ВВП превышает 16%, а в стоимости российского экспорта - достигает минимум 25%. Так что его экономико-политическое влияние в федеральных, да и в высших госструктурах РФ весьма существенное.

В уральских региональных СМИ с осени 2008 года неспроста даётся понять, что внутри- и внешнеэкономическая конъюнктура может потребовать большего уровня финансово-экономической консолидации в рамках "Большого Урала", чем это планируется в настоящее время.

То есть, впрямую о "конфедерализации" РФ, самого региона и его финансово-экономической системы не говорится, но на возможность этого - намекается.
Ну, как тут не вспомнить небезызвестный германо-турецкий проект начала 1940-х - создания федеративного марионеточного "государства Идель-Урал", включающего и поволжские национальные автономии РСФСР (!). И как же тут не вспомнить Закон США бессрочного действия, утвержденный полвека тому назад, - в 1959-м, "О порабощенных народах". Он ведь тоже предусматривает создание "Идель-Урала"...

Специально для Столетия

Уже давно живу в Питере, но родом я из далекого Челябинска. Городок такой на Южном Урале, славится тем, что мужики там дюже суровы (в принципе, соответствует действительности, суровых мужиков там в количестве, хотя лично я совсем не суровый, а белый и пушистый:)) А рядом с моим родным городом находится Ёбург, он же Екатеринбург, он же Свердловск. Вот там уж мужики суровее некуда - в 1991 году они решили ввести свою валюту. Уральскую республику, кстати, они решили ввести чуть позже - в 1993 году (примерно тогда же о своей республике задумались и в моем Челябинске и даже назначили президента, но челябинской национальной валюты так и не придумали, хотя челябинский гульден или южно-уральская марка звучало бы очень даже неплохо для простого обывателя).
Республики со столицей в Екатеринбурге еще не было (и не будет, надеюсь), а валюта уже была. Называлась она уральский франк. Название было выбрано по аналогии не с французским франком, а со швейцарским - типа Свердловская область это такая вот маленькая Швейцария.
Впрочем, причина появления этих франков была банальнее донельзя - потребителем продукции Уралмаша и прочих свердловских заводов было государство. Товары народного потребления, которые можно продать за проходной за наличку, там как-то не производились. А вот деньги у государства в 91-ом куда-то делись. Что-то такое неладное творилось с деньгами (примерно как у меня после праздников). И у свердловчан выходов из положения было всего два - натуральный обмен (например, прокатный стан или гидравлический пресс в обмен на картошку) или... введение собственной денежной единицы. А от собственной денежной единицы, кстати, рукой подать и до собственной республики. Что чуть было и не произошло в 93-ем.
Тираж уральских франков был напечатан на пермской фабрике Гознака в феврале 92-го. Всего было напечатано 1 миллион 930 тысяч купюр на общую сумму 56 миллионов франков. Стоимость заказа составила 20 тысяч американских долларов.
Но пустить их в оборот так и не решились, а потом пускать их в оборот в каком бы то ни было виде запретила прокуратура - от греха подальше. А в декабре 93-го была принята новая Конституция, согласно которой на территории Российской Федерации в обращении находится одна единственная валюта, эмиссия которой осуществляется Центробанком Российской Федерации. Речь в Конституции идет о рубле, а не о разного рода франках. Но применение эти купюры все-таки нашли.
В 1997 году на серовском Металлургическом заводе им. А. К. Серова в Свердловской области дела с наличностью обстояли хуже некуда, вот эти франки и пригодились - их пустили в оборот в пределах завода. Франками можно было расплачиваться в заводских столовых и магазинах. Когда у прокуратуры возник вполне закономерный вопрос - а что это за странные денежные знаки получают в качестве зарплаты серовские рабочие, на франках поставили штемпель "талоны на питание". Кстати, в Серове использовался только миллион отпечатанных купюр. Куда делись еще 930 тысяч неизвестно и по сию пору. По всей видимости они скуплены безумными коллекционерами.
Я не безумный коллекционер, и к тому же ярый сторонник целостности нашей страны, но дизайн уральских купюр представляет интерес на мой взгляд. Кому еще интересно - прошу под кат.

Один франк. Изображен сибирский хан Ибак, разгромивший в 1480 году Золотую Орду и годом позже убившего хана Ахмета.

Один франк. Оборотная сторона. Коммерческое училище в Тюмени. Построено по проекту архитектора В.К. Олторжевского, прекрасный образец русского классицизма.

5 франков. Имя Никиты Демидова хорошо известно всем. Комментарии излишни.

5 франков. Невьянская башня. Пиза славится своей падающей башней. А в областном центре Невьянск, неподалеку от Екатеринбурга есть своя башня, не падающая, а слегка наклонная. Уникальный памятник начала XVIII века (имя архитектора неизвестно). Согласно легенде один из Демидовых в подвале башни чеканил фальшивые деньги. По приказу ревизора из Петербурга подвал башни затопили вместе с рабочими и оттого она слегка наклонилась (петербургские ревизоры не менее суровы, чем уральские мужики).

10 франков. Аносов Павел Петрович (8996-1851) Его инициалы на купюре написаны неверно, но этот ученый-металлург придумал технологию изготовления булатной стали. Он еще много чего придумал по части металлургии, но уральская булатная сталь - самое известное его достижение. Секрет ковки булата был утерян в Средние века, Аносов открыл его заново.

10 франков. Оборотная сторона. Арсенал в Златоусте. Построен в 1825—1833 годах по проекту архитектора Посникова. С самого начала здание использовалось не только как арсенал, но и как библиотека, позже превратилось в музей.

20 франков. Писатель Мамин-Сибиряк нуждается в представлении еще меньше чем Никита Демидов.

20 франков. Оборотная сторона. Да, Ипатьевский дом. Тот самый.

Нестеров Михаил Васильевич (1862- 1942), известный российский и советский живописец. Родился в Уфе. Умер в Москве будучи обладателем звания заслуженный деятель искусств РСФСР и лауреатом Сталинской премии первой степени (присуждена в 1941 году).

50 франков. Оборотная сторона. Памятников архитектуры в Уфе немного. Но сохранилось здание губернского дворянского собрания, построенное в 1852 году, которое и попало на эту купюру.

Тут комментировать нечего. Таблица Менделеева, технология изготовления правильной водки и много чего еще. На уральский франк попал потому, что Родился в Тобольске, не так уж далеко от Екатеринбурга по меркам нашей необъятной страны.

Тобольский кремль. Самый молодой из кремлей - заложен в 1683 году, достроен в 1799. Заодно это и единственный каменный кремль во всей Сибири.

500 франков. Дягилев Сергей Павлович (1872-1929), театральный и художественный деятель.

500 франков. Оборотная сторона. На уральские франки Дягилев попал потому, что его дом-музей находится в Перми - городе, где эти купюры были отпечатаны.

1000 франков. Уральскую купюру с самым крупным номиналом украшает еще один человек, не нуждающийся в представлении - Петр Ильич Чайковский.

1000 франков. Оборотная сторона. Дом-музей Чайковского можно найти в Воткинске - тоже не очень далеко от Екатеринбурга.

Кстати, постов на тему бонистики или нумизматики до сей поры в своем жж я не делал. С чего бы это вдруг меня на эту тему потянуло? А все просто - подумал, чем бы поразнообразить контент на моей любимой Истории Пропаганды . Не все же там выкладывать плакаты, старую прессу, обзоры пропагандистских фильмов и прочие листовки. И тут понял - а ведь деньги, в смысле купюры и монеты, это ведь тоже пропаганда. Причем в чистом и незамутненном виде. Что мы видим на купюрах? Правильно - видим то, чем страна, которая осуществляет эмиссию этих купюр может гордится - достопримечательности, отцы-основатели, великие деятели культуры, великие полководцы и прочие разные великие. Разумеется, начинать серию публикаций на эту с рассказа о том, что на купюре в один доллар изображен Джордж Вашингтон, а на купюре в 50 рублей нарисована стрелка Васильевского острова, как-то не хотелось, поэтому начал я с нахаров Чеченской Республики Ичкерия. Ну, и продолжу, разумеется. Тема, на мой взгляд, интересная. Особенно валюта разных непризнанных или никогда не существовавших государств.


…Вернувшись в 90-м году в Свердловск после долгого отсутствия и ужаснувшись происшедшим в нем переменам, я начала рисовать исчезающий на глазах исторический город и выпустила серию открыток с изображением городских пейзажей. Возможно, они попались на глаза кому - то из власть придержащих. Во всяком случае, ко мне вскоре обратился молодой предприниматель из окружения губернатора с предложением сделать эскизы… новых уральских денег. Заказ показался фантастичным, мало верилось в возможность его реализации, но я согласилась. Про «уральские франки» - деньги не состоявшейся Уральской республики (была такая сепаратистская идея в начале 90-х) написано уже достаточно много. Возможно, кому-то будет интересно узнать и о роли художника в этом проекте…


На главной стороне банкнот размещены портреты исторических деятелей, а на обороте - мои рисунки памятников архитектуры уральских и сибирских городов: Екатеринбурга, Перми, Уфы, Тюмени, Златоуста, Невьянска, Тобольска и Воткинска.
Название «уральские франки» еще не было окончательным. Начала я с эскиза т.н. «именной акции», но скоро задача была сформулирована четко - сделать 8 городских зарисовок по числу номинаций: 1,5,10,20,50,100,500,1000 « уральских франков». Срок был жесткий - 2 недели. Работать пришлось в условиях, близким к экстремальным. В то лето 1991-го года я жила с трехлетней внучкой на далекой даче в Пермской области.
снимок 1900 года

франки создавались здесь:

Бытовых условий в доме почти не было, часто отключали электричество, далеко приходилось ходить за водой, а тут еще огород, который мы с мужем развели в первый (и последний) раз в жизни, будучи в эйфории от покупки деревенской усадьбы. Все лето один за другим приезжали друзья, которым требовалось внимание. Поэтому, за работу я садилась уже поздно вечером, уложив гостей спать. И работала почти до утра. Конечно, компьютера у меня в ту пору не было, только: перо, тушь и бумага. Вглядываясь сейчас в ту двадцатилетнюю даль, вижу: глухое камское село, притихший старый дом, в открытое окно светит луна, под луной блестит река, а я сижу за чертежной доской и … рисую деньги. Уральские!

Эскизы я сдала в срок и получила вознаграждение - 1,5 или 2 тысячи рублей, сейчас точно не помню. Если учесть, что «франки» были вскоре напечатаны на Пермской фабрике «Гознак» и немалым тиражом, то оплата моего труда кажется символической. Но я в то время совершенно не представляла себе технологии изготовления денег на фабрике, технических требований к рисунку, стандартов художественного оформления денежных знаков. Узнавать все это было некогда и не у кого…Помню, была разочарована, не обнаружив на напечатанных банкнотах своих рамок в стиле «модерн», которые так старательно от руки вырисовывала на каждой купюре. И надписи у меня на эскизах гораздо изящнее – на деньгах шрифт примитивный. Но это мелочи. В целом, могу свидетельствовать, что гравер на фабрике не изменил ни одной линии на моих картинках, только детализировал рисунок зелени и кое-где добавил штриховки.

Но этот очерк не совсем о деньгах, а вернее, не только о них. Удивительным образом с каждым изображенным на банкнотах сюжетом у меня ассоциируются личные жизненные ситуации. С возрастом я почти привыкла к подобным совпадениям, и они меня теперь только радуют, словно кто-то «оттуда» заинтересованно следит за мной и направляет… И потому я склонна думать, что этот заказ не был таким уж случайным.
На купюре достоинством 20 франков изображен, пожалуй, самый известный в мире частный дом – Ипатьевский:





В конце 70-х Свердловск начали посещать зарубежные специалисты. Приближался 1978г. - год печального юбилея – 60-летие со дня расстрела царской семьи. Партийная власть опасалась, что эта дата привлечет внимание зарубежных средств массовой информации, и в 1977г. по постановлению Политбюро было принято решение о сносе злополучного дома. В том же году дом был взорван и стерт с лица земли. Это было форменное варварство, потому что дом был очень красив – эдакие белокаменные палаты. Построенный в конце 80-х годов 19-го века в псевдорусском стиле с элементами модерна, удачно вписанный в крутой рельеф, он безусловно украшал собою Вознесенский проспект.

снимок 1954 года:

снимок нач. 20в.:

за забором -царская семья

В детстве я жила в двух шагах от Ипатьевского дома, бегала мимо него в школу, каталась на санках.
вид дома с колокольни Вознесенской церкви фото нач. XXв.

Дом находился в верхней части Вознесенской горки и разгон от него вниз был до самого пруда… Мне исполнилось восемь лет и меня приняли в отряд «октябрят», когда я вдруг вообразила, что живущий вместе с нами мой дядя Саша (Александр Тимофеевич Романов) –родственник царя, уцелевший во время казни семьи. И теперь он прячется у нас в доме. Я думала так долго, боялась спросить у родителей и мучилась от своей раздвоенности – дядю я любила, но повесть о Павлике Морозове я к тому времени уже прочитала…Я бы так не мучилась, если бы знала тогда, что именно мой дядя Саша сопровождал во время Великой Отечественной войны из Ленинграда в Свердловск эрмитажные ценности, и хранились они затем всю войну до 1946-го года в …Ипатьевском доме.
Мой отец, страстный фото и кинолюбитель, в 50-е – 60-е годы увлеченно снимал город, Ипатьевский дом – многократно и с разных точек. В начале перестройки в Свердловск приехал небезызвестный кинорежиссер, задумавший снимать фильм о семье Романовых. Он пытался уговорить местную администрацию восстановить, к тому времени уже давно снесенный, дом (он-де нужен ему для съемок). Энтузиазма у начальства такое предложение не вызвало.
Режиссер, узнав, что в нашей семье есть кинокадры исторического дома, пожелал с нами встретиться. Мы с братом подарили ему эти уникальные кадры. К сожалению и удивлению он ими не воспользовался и пренебрег, таким образом, исторической правдой – изображенный в его фильме дом даже отдаленно не напоминает Ипатьевский…Когда в начале 90-х началась спекулятивная возня вокруг идеи создания «Храма на крови» на месте уничтоженного дома, я, наивная, сделала попытку направить дискуссию в другое русло – написала заметку в «Вечерний Свердловск» с предложением не новый храм сооружать в знак памяти о печальном событии, а восстановить ту часовенку, что была свидетельницей трагедии в июле 1918-го года. Такое решение не нарушило бы масштаба существующей застройки, где доминантой всегда была Вознесенская церковь. Но сколько потом в течение десятка лет было даром потраченных денег и загубленных репутаций, пока на этом месте не появился помпезный храм, сразу превративший старинный ансамбль церкви и Харитоновского дворца в лилипутскую декорацию…Ипатьевский дом я рисовала много раз, а новоиспеченные уральские бизнесмены охотно покупали мои картинки в качестве сувениров для поездки за рубеж.
Мой рисунок 1990 года:

Графическое и живописное изображение Ипатьевского дома можно также увидеть в буклете, посвященном церемонии перезахоронения останков царской семьи 17 июля 1998-го года.

Как известно, они были погребены в Петропавловском соборе в Петербурге. Но сначала с уральскими узниками прощался Екатеринбург. Накануне утром в Вознесенской церкви были установлены урны с останками членов семьи и слуг, разделивших их участь. Народом была запружена вся площадь, люди с цветами шли в храм сплошным потоком несколько часов. День был солнечный и жаркий. Но за несколько минут до полудня небо заволокло тучами и ровно в 12 часов, с первым ударом церковного колокола разразился страшный ливень. Как раз в этот момент из церкви появилась траурная процессия. Военные, чеканя шаг, несли урны, а вслед за ними шествовали важные чиновники, в том числе, уральский и петербургский губернаторы. Шли медленно, под проливным дождем, без зонтов. Когда подошли к машинам, отъезжающим в аэропорт, и начали в них садиться, дождь прекратился, и через несколько минут снова сияло солнце. Всему этому я была свидетелем. А буклет давно стал раритетным, он был выпущен всего в 500-х экземплярах.
В эти же перестроечные годы еще один уральский дом приобретает широкую известность – дом С.Дягилева в Перми. В 1989-м году там состоялась научная конференция «Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XXв.в.» Впервые в стране была осуществлена такая беспрецедентная по масштабу «выставка – монография», на которую собрали материалы из самых крупных национальных музеев, архивов и библиотек. Тогда, будучи в Перми, я сделала цветной слайд Дягилевского дома и использовала его затем для рисунка на банкноте.





Сейчас в доме музей и культурный центр. А когда-то в пристрое к боковому фасаду дома размещалась Александровская женская гимназия, ее в 1914-м году успешно закончила моя тетя - Зинаида Афанасьевна Демидова.

Зимой 1918-го г., когда Урал заняли белые, здесь помещалась колчаковская комендатура, о чем свидетельствуют обнаруженные на стенах при ремонте здания суровые надписи – цитаты из военных приказов.





вестибюль в доме Дягилева:

гимназия №11 бывш. Александровская:



В связи с этим уместно, наверное, упомянуть, что комендантом Перми в тот год был назначен Василий Кустов – муж Софьи Матвеевой, двоюродной сестры моего отца. Это обстоятельство спасло жизнь моей бабушки - Анастасии Спиридоновны Демидовой. Но прежде надо сказать, что семья Матвеевых, как многие русские семьи во время революции и гражданской войны раскололась на два лагеря – красных и белых. Глава семьи – пермский адвокат Павел Александрович Матвеев, выпускник Казанского университета, в царское время считался неблагонадежным, неоднократно бывал в ссылках и детей своих воспитал, согласно своим убеждениям. Три его сына: Владимир, Михаил, и Константин с воодушевлением приняли революцию, а дочь Софья - студентка Бестужевских курсов вышла замуж за молодого офицера Василия Кустова. Он – то и стал комендантом Перми. Братья Матвеевы при наступлении Колчака на Урал покинули Пермь, в доме оставалась лишь моя бабушка с маленьким Алексеем, моим отцом. Именно тогда, разыскивая Матвеевых, в дом ворвались колчаковцы, но увидев на рояле портрет Кустова – своего командира, ретировались. Эту историю рассказывал нам отец, который прятался под этим самым роялем. Во второй половине 19-го года в Пермь вернулись красные, армия Колчака отступила в Сибирь, в Омске у Кустовых родился сын Юрий – мой троюродный брат. Через какое-то время семья вернулась в Пермь, Кустов скрывался, в 30-х годах был арестован и погиб в ГУЛАГе, там же в 40-м погибли Владимир и Константин Матвеевы, а Михаил вернулся из лагеря больным… Жизнь всех трех братьев была полна героическими приключениями, особенно, старшего – Владимира, автора повести «Золотой поезд», комиссаром которого он сам и был. Братья успели жениться, у них остались дети…Семья Матвеевых сегодня многочисленна, потомки их живут в Колумбии, в Испании, в Перми, в Чайковском…
Матвеевы:


Софья и Василий Кустовы

В.Матвеев:

Город Чайковский, названный в честь великого русского композитора, находится в 40 км от Воткинска, где в 1840-м году в семье начальника Камско-Воткинского горного округа - инженера Ильи Петровича Чайковского родился сын Петр. На тысячефранковой банкноте – портрет композитора, а на обратной стороне изображен дом, в котором он родился и провел первые восемь лет своей жизни. К сожалению, ксерокопия этого рисунка попорчена, а другой у меня нет. Когда деньги были отпечатаны (в 1991-м году), я попросила заказчика сделать мне ксерокопии на память. Подлинная купюра у меня только одна – 50-ти франковая, подаренная одним свердловским коллекционером. На ней портрет художника М.Нестерова и фиолетовая неразборчивая печать.





Кажется, эти банкноты частично использовались, как талоны для расплаты со служащими некоторых уральских предприятий. На обороте – памятник архитектуры 19-го века - здание уфимской женской гимназии.
Ее успешно закончили в свое время сестры Зыряновы.


Судьба их трагична. Как говорила моя бабушка – «сгинули» в революцию. В Уфе я никогда не была, но хорошо представляю по описаниям старших их дом на Бекетовской улице с черемуховым садом, службами, своим выездом. Анна Ивановна Зырянова (урожденная Демидова), родная сестра моего деда, вышла замуж за уфимского пароходчика. Три их дочери: Ольга, Милиция и Сусанна после окончания гимназии учились в Петрограде на Высших женских курсах. Там их застала 1-я мировая война. Окончив дополнительно медицинские курсы, все три сестрицы поступили работать в госпиталь в Федоровском городке, в Царском селе, где ухаживали за ранеными и царские дочки. Известно, что Ольга и Милиция к тому времени уже вышли замуж, Ольга – за офицера. Анну Ивановну, их мать, расстреляли в Уфе красные за то, что она прятала у себя в доме белых офицеров:

Возможно, сестры, отступая с армией Колчака в Сибирь, оказались, как многие, в Китае, в Манчжурии. Косвенное свидетельство тому я обнаружила в воспоминаниях русской эмигрантки Ольги Ильиной-Лаиль. Она упоминает о своей харбинской подруге Милице, не называя ее фамилии, но похоже описывая ее внешность…

…Впервые в Невьянск я поехала за тем самым портретом, который воспроизведен на пятифранковой банкноте. В 1994-м году в Свердловске состоялась выставка «Фамильные портреты Демидовых». Это была первая на Урале, а может быть, и в стране, выставка, инициированная и осуществленная частным лицом. Сообщаю об этом просто, как о факте, который тогда казался беспрецедентным, так привычен еще был в сознании партийный контроль за любым творческим актом. В начале 90-х имя Демидовых только-только начинало очищаться от многолетних советских клише - «угнетателей» и «кровопийц», возникали многочисленные учреждения с одноименным названием – Демидовский фонд, Демидовский институт, Демидовский банк…
Мой эскиз для гравера:





Никита Демидов (1656-1725):

Я ни с кем не согласовывала ни тему экспозиции, ни ее содержание и художественное оформление, делала выставку так, как считала нужным. Это была, конечно, авантюра – вытащить на свет Божий из музейных подвалов, где они пылились десятки лет, портреты представителей Демидовской династии. История создания выставки полна драматизма - чего стоила, к примеру, транспортировка на «газике» по скверному шоссе драгоценных музейных бюстов работы итальянских мастеров XIXвека. Всю дорогу из Нижнего Тагила до Свердловска я держала у себя на коленях мраморную голову Анатолия Демидова и ежеминутно молилась, чтобы путешествие окончилось благополучно – не разбили, не ограбили бы (по тем временам – обычное дело). А уж как везла в Ленинград, возвращая с выставки портрет работы Брюллова, рассказать просто не решусь, поскольку это детективная история, а я пишу всего лишь очерк. Впрочем, и очерком это не назовешь, так – заметки по поводу…
А.Демидов ск. А.Канова:



Помню, профессиональные искусствоведы меня упрекали: «Как можно выставлять на всеобщее обозрение неотреставрированные полотна, с которых осыпается краска?» Но меня, дилетанта, эти запреты не смущали, самым важным казалось – показать то, что никогда никто не видел – чудные работы крепостных мастеров живописи. Дамочки ворчали, однако предложенную «пищу» охотно поглощали – и студентов своих водили и сами внимательно изучали. Интересно, сегодня, спустя двадцать лет эти портреты восстановлены или попрежнему пылятся в запасниках? …Выставка просуществовала в Литературном квартале Екатеринбурга два месяца и ее посетили тысячи людей. Это была своеобразная реклама Демидовскому банку, который взял на себя все расходы – оплату аренды зала и экспонатов, транспорт, охрану во время работы выставки, презентацию. Заслуга банка в осуществлении этой культурной акции неоценима. Но вскоре случилось несчастье, не редкое для того смутного времени, – убили председателя правления банка, молодого симпатичного интеллектуала, и через какое-то непродолжительное время банк прекратил свое существование. Во время подготовки и проведения выставки я состояла на службе в этом банке в качестве советника…

…Возвращаясь к портрету Никиты Демидова с банкноты, – таких портретов, прижизненных и позднейших копий, было много. Кроме идентичных нижнетагильского и невьянского я видела в музее горного института в Петербурге еще два аналогичных, демидовские конторы во многих городах украшались портретами отца – основателя. Тема демидовского художественного наследия неисчерпаема… Наиболее серьезные исследования производственной и культурной деятельности этой семьи отражены в солидных трудах Демидовского института в Екатеринбурге.
А по поводу Невьянской башни, история которой описана в десятках книг, хотелось бы добавить, что проект ее реконструкции выполнил Сергей Хвостенков – талантливый архитектор и всеобщий любимец, к сожалению, давно уже ушедший, но друзьями не забытый.

проект реконструкции авт.С.Хвостенков:


…Мне кажется, что выбор исторических персон для изображения на «уральских франках» достаточно случаен и продиктован чьими–то личными вкусами. Например, на «тюменской» банкноте достоинством в один франк всего уместнее, по-моему, был бы портрет представителя известного в Тюмени, да и во всей Сибири семейства Вардропперов. В Карском море есть остров Вардроппера, названный в честь тюменского предпринимателя Эдуарда Робертовича Вардроппера, выходца из Шотландии.



Вардропперы поселились в России, в Тюмени в 60-х годах 19-го века, построили судоверфи, наладили производство дешевых деревянных барж, основали свою пароходную компанию. Среди них были инженеры, геологи, строители, они владели лучшими в городе жилыми домами. Благодаря их успешной предпринимательской деятельности Тюмень к началу XXв. становится центром судостроения и основной базой пароходства Сибирского речного бассейна.
Не удержусь от соблазна рассказать о чудной девушке из тюменской семьи Юргановых – Вардропперов, история которой мне известна со слов моей подруги Наташи Поляковой.

Грэсса Вардроппер

Елена Юрганова

М.иА. Юргановы - родители Елены 1893г.

В 80-х годах XIXв. вдова шотландского инженера–путейца Грэсса Романовна Вардроппер вышла замуж за тюменского речника - капитана Михаила Филипповича Юрганова, тоже к тому времени овдовевшего. Своих детей Грэсса Романовна не имела и посвятила себя воспитанию детей и внуков мужа. Историю этой семьи можно проследить по фотографиям и документам, тщательно сохраненным внучкой четы Юргановых – Еленой Михайловной Юргановой - Вилькер. …Единственная дочь весьма просвещенных родителей – Елена (Леля, как ее все называли) с серебряной медалью окончила Тюменскую гимназию и осенью 1912-го года поступила на историко-философский факультет Высших московских женских курсов Герье. И не одна она, многие гимназические подруги Лели продолжили свое образование в столицах. Свидетельство тому – сохранившаяся переписка молодых девушек между собой и с тюменскими родственниками. В письмах домой Леля регулярно отчитывается родителям в своих тратах, восторженно рассказывает о московской жизни: об учебе, о любимых преподавателях, о посещении театров, о пасхальной службе в кремлевских соборах… Бабушке Грэссе Романовне – письма особенно почтительные. Леля прекрасно учится, она красива, добра, ее все любят, и кажется - еще столько счастья впереди…


студенческий билет- 1912г

И вот уже остается сдать несколько последних экзаменов, но вместо этого она заканчивает курсы «самаритянок» и идет работать в госпиталь. Жизнь круто переменилась, как у многих, как у всех. Ее молодой муж Залман Вилькер, бывший тюменский реалист, затем блестящий студент Рижского политехнического института, тоже не закончит образования из-за начавшейся войны и революции. В свое время его без экзаменов приняли в политехнический институт - еще школьником он поражал всех своими техническими способностями, патентовал собственные изобретения, публиковался в технических журналах. Он идет воевать в 15-м году, участвует в советско – финской компании 39-го года. В это время у Вилькеров уже четверо детей. Всю Отечественную войну Залман пробыл на фронте, а вскоре по возвращению домой был арестован по доносу – поплатился он … за восхищение американской техникой. Елена одна растила детей. Какое-то время ей помогал отец, доживший до преклонных лет. Елена Михайловна преподавала в школе французский язык и долгие годы затем работала в Уральском университете. Она была попрежнему обаятельной, отзывчивой, любимой студентами. Наташа – младшая дочь Елены Михайловны, во многом унаследовала материнские черты. У нее-то и хранятся сейчас все семейные реликвии. А у меня есть копии с выставки, на которой они экспонировались и которые я сейчас использую с ее позволения.
Елена Михайловна Вилькер 1894-1974

… Когда-то, в далеком уже теперь 1996-м году я делала в Свердловске, в музее истории города выставку - «Уральская провинция». Идея ее была проста – на примере нескольких близких мне семей, используя документы, фотографии, фамильные вещи, показать культуру и быт уральской разночинной семьи конца XIX – нач.XX в.в. Идея оказалась плодотворной и динамично развивалась за время почти годичного существования выставки – помимо тех десяти семей, материалы о которых мне предоставили друзья, и незнакомые люди, посещающие выставку, предлагали свои документы, и к концу года объем экспозиции увеличился вдвое. К сожалению, я не сделала в свое время каталога выставки. Однако все копии фотографий и документов у меня сохранились и думаю, что я вправе разместить их в интернете. Но это уже отдельный большой проект…


Все 8 рисунков я выполнила на ватмане черной тушью, простым пером и рапидографом. Эскизы – карандашные.
арх. Софья Демидова