Правила игры коммерсант настольная игра. С вкладами раскрывает редактор отдела финансов ксения дементьева. Коммерсант: Правила игры

Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок

Коммерсант: Правила игры

21.02.2017

Правила игры
Снятие и назначение замминистра, как бы нейтрально эта новость ни звучала для постороннего читателя,- перемена исполинских масштабов для отрасли, которую тот курирует. На прошлой неделе вышел указ о назначении замминистра транспорта Алана Лушникова, который заменит Алексея Цыденова, возглавившего Бурятию. Господин Лушников ранее курировал вопросы железнодорожного транспорта в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича. Как рассказывает один из источников "Ъ" в отрасли, позиции господина Дворковича и президента ОАО РЖД Олега Белозерова, будучи в значительной мере близки, по ряду вопросов расходились, и в лице господина Цыденова главный железнодорожник имел надежное подспорье. В качестве примера он приводит памятный протокол совещания у Дмитрия Медведева в начале декабря, утвержденный почти без правок в виде проекта от Минтранса, где "ОАО РЖД получало без малого все". Теперь же, наоборот, в команде Олега Белозерова появится лоббист вице-премьера. Впрочем, внешне это может привести даже к ликвидации последних напряженностей между ОАО РЖД и правительством.

Кадровые перестановки в Минтрансе сопровождаются перемещениями и внутри самого ОАО РЖД. Давно курсировавшие слухи об уходе старшего вице-президента Сергея Мальцева (сам он вчера не ответил "Ъ", а ранее опровергал свой уход), возможно, обретут реальность уже сегодня - в повестке заседания совета директоров монополии есть пункт об освобождении от должностей членов правления ОАО РЖД. По информации "Ъ", господин Мальцев номинирован в совет директоров монополии, а его прежний пост будет просто ликвидирован. По мнению собеседника "Ъ" в отрасли, уход господина Мальцева приведет к уменьшению "многообразия позиций внутри ОАО РЖД", а идея о либерализации тяги окажется "надолго погребена".

Позиции "производственников", "движенцев", добавляет другой собеседник "Ъ", напротив, усилились в связи со сменой главы ключевой структуры ОАО РЖД по работе с клиентами - ЦФТО. Вице-президент монополии Салман Бабаев уступил это кресло Алексею Шило из окружения первого вице-президента ОАО РЖД Анатолия Краснощека. Но в оценке последствий для отрасли железнодорожники расходятся. Один из собеседников "Ъ" полагает, что перестановки носят "контрреформационный характер", тогда как другой возражает, что именно блок господина Краснощека и показывает "зримую эффективность" в сфере увеличения скорости движения и тому подобного, тогда как реформаторские инициативы "вырождались лишь в хаотические движения". Перемены - к контролируемой гладкости в работе аппарата ОАО РЖД, прогнозирует источник "Ъ" в отрасли, однако вектор развития компании, скорее всего, будет весьма консервативным.

Люди, как правило, тщательно следят за своими сбережениями, но часто забывают о долгах, особенно перед государством. И такая рассеянность может дорого стоить, следует, например, из истории клиента Сбербанка в Челябинске. Он поделился проблемой на одном из банковских форумов. Открыв вклад на 1 млн руб., клиент рассчитал, что получит за год примерно 100 тыс. руб. процентов. Однако планам этим оказалось не суждено сбыться.

Вкладчик был еще и автомобилистом и получил штраф на сумму 2 тыс. руб. Вероятно, только забывчивость помешала ему своевременно оплатить такую сумму. Но государство забывчивостью не страдает. При отсутствии оплаты штрафа через 60 дней материалы автоматом уходят судебным приставам. По закону они обязаны возбудить производство и принять все меры для его исполнения, в том числе и через обращение взыскания на средства должника на счетах в банках. Как пояснили в ФССП, для этого у банка запрашиваются данные о счетах должника (без уточнения статуса) и средствах на них. При наличии нужной суммы банку дается поручение о списании.

Собственно, так и произошло. Банк, чего никак не предполагал герой этой истории (он имел в банке также расчетный счет и не ждал покушения на депозит), по поручению приставов списал 2 тыс. со счета вклада. В результате сумма на нем оказалась меньше неснижаемого остатка, превратив ставку по вкладу в 0,01%. Срок вклада истекает через год, и теперь вкладчик не получит 100 тыс. руб. ожидаемых процентов, оставив деньги на вкладе, и потеряет 70 тыс. руб., если заберет их досрочно.

С кредитной организации в данном случае взятки гладки. « Банки обязаны незамедлительно обрабатывать исполнительные документы,- сообщили “Ъ” в Сбербанке.- При этом законом не возложена обязанность приоритезировать счета и вклады клиента. Если счет или вклад для списания не указан в постановлении ФССП, он выбирается банком вручную». «Мы стараемся списывать средства с вклада в последнюю очередь»,- заверили в Сбербанке, не став вдаваться в детали конкретной ситуации.

Заблуждение о том, что средства на вкладе защищены от приставов, весьма распространено. Однако это не так. «Денежные средства, переданные гражданами банку в качестве вклада, не обладают каким-либо иммунитетом от обращения взыскания»,- информирует ФССП. Мы регулярно совершаем массу платежей - штрафов, налогов, оплаты ЖКХ и др. И забыть о каком-то из них при современном ритме жизни может каждый. Госорганы нечасто утруждают себя напоминаниями, а сбережения наши на случай подобных ситуаций никак не защищены. Поэтому, собираясь разместить кругленькую сумму в банке, стоит думать не только о процентах, но и о непогашенных долгах.

пересчитывает корреспондент отдела финансов Юлия Локшина

В опубликованном заключении Счетной палаты по отчету правительства о поддержке экономики мы, как обычно, нашли немало критических замечаний. Ведомство осталось недовольно тем, что «мероприятия по поддержке банковского сектора не переломили негативных тенденций в данной сфере»

Так, 12 из 25 докапитализированных банков закончили год с убытками, причем сформированными уже после получения господдержки. При этом из-за того, что это произошло с такими банками, как Газпромбанк, Россельхозбанк и «Российский капитал», «существует риск неперечисления в федеральный бюджет дивидендов по привилегированным акциям».

Но больше всего Счетную палату возмутило, как банки выполняют обязательства по наращиванию кредитного портфеля на 1% в месяц, предусмотренные программой докапитализации банков через ОФЗ. Банки, получив на 1 января 2016 года от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) госбумаги на 722 млрд руб., направили на поддержание экономики сумму втрое большую -- 2,2 трлн руб. Тут бы и радоваться, но Счетная палата обнаружила, что достоверность отчетов банков должным образом никем не проверяется. «АСВ не осуществляет контроль за достоверностью включаемых кредитными организациями в отчеты данных, отдельные кредитные организации в качестве предоставления кредитных средств отражают операции по вынесению задолженности на просрочку либо их пролонгацию»,-- указывается в отчете.

Программа докапитализации банковского сектора через облигации федерального займа, запущенная в 2015 году, менялась неоднократно и столь же часто критиковалась ее участниками. В частности, требование по приросту кредитного портфеля на 1% в месяц казалось банкам-получателям слишком жестким. Но в банках решили: с ОФЗ тяжело, но без ОФЗ может быть смертельно, и подписались исполнять требования. И весь год участники рапортовали, что требования выполняют. И вот Счетная палата решила, что рапорты эти не вполне достоверны.

Банкиры на критику нисколько не обиделись. «Требование по наращиванию кредитного портфеля на 1% в месяц очень жесткое, и нет ничего криминального в том, что в отчетах о выдаче отражаются пролонгированные кредиты, так как они идеологически предназначены именно для поддержки экономики»,-- считает финансовый директор одного из банков--получателей ОФЗ. С другой стороны, пролонгация проблемных кредитов позволяет банкам не только идеологию соблюсти. «Показать рост кредитного портфеля за счет просрочки -- операция, конечно, более креативная. Она подразумевает, что банк начисляет проценты по проблемному кредиту и размер кредита как бы увеличивается, а вместе с ним -- и портфель в целом»,-- отмечает мой собеседник. То есть, как гласит банковская мудрость, все требования, которые нельзя выполнить, можно творчески обойти. Жаль только, все это мало помогает получению прибыли по итогам года.

в доработку "закона Яровой" изучает корреспондент отдела медиа и телекоммуникаций Юлия Тишина

Как выяснилось, над реализацией проблемного "закона Яровой" работают не только чиновники и менеджеры операторов связи, но и студенты юрфака МГУ и МГЮА. Поправки, которые готовили семеро учащихся, оказались у "Ъ". Основная идея студентов - дать возможность операторам связи и организаторам распространения информации выполнять обязанность по хранению пользовательских данных, которая вводится с 1 июля 2018 года, двумя способами: самим и с помощью юрлица, оказывающего услуги универсального хранения информации, выбираемого правительством на открытом конкурсе. Цена договора на оказание услуг не может превышать 2% от выручки оператора связи за расчетный период. По замыслу студентов, если оператор, оказывающий услуги на территории максимум одного субъекта РФ, оказался "на грани ликвидации" либо суд установил наличие признаков его банкротства, информация, собранная этим оператором по "закону Яровой", должна быть обязательно передана оператору универсального хранения.

Идея централизованного хранения данных не нова, такая возможность обсуждалась почти сразу после подписания закона. В 2016 году Минпромторг предлагал доверить обязательства по хранению данных Национальному центру информатизации (входит в "Ростех"). Главным аргументом в пользу создания единого оператора данных была экономия за счет унификации технических решений. Но идею не поддержали участники рынка, а ФСБ вовсе выступила против появления посредника.

Кроме того, для реализации предложений Минпромторга потребовались бы очередные правки закона "О связи", обязывающего операторов самостоятельно, без передачи третьим лицам осуществлять хранение. Но если наделить операторов правом передавать информацию для целей хранения другим лицам, региональные игроки решат свои проблемы, считают студенты. На региональных операторов ляжет треть затрат, связанных с реализацией "закона Яровой", оценивала Ассоциация кабельного ТВ России. Общие расходы компаний составят от 3 млрд (оценка ФСБ РФ) до 4,5 млрд руб. (прогноз Минкомсвязи).

Студенты обратили внимание на проблемы, которые остались за периметром обсуждения законопроекта с участием федеральных игроков, - как будет организовано хранение для небольших операторов, отмечает директор по связям с госорганами "МегаФона" Дмитрий Петров. Слабое место поправок - в оценке стоимости хранения, указывают другие эксперты. 2% от выручки всех российских операторов связи составляет не более 34 млрд руб., подсчитал аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин. Для рынка это посильные расходы, но они могут быть недостаточны, резюмирует гендиректор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов.