Летающие лодки соберутся в Геленджике

Летающие лодки соберутся в Геленджике


В которой "Бывший директор разведки Монако обвиняет в отмывании денег российских бизнесменов, лидеров организованных преступных группировок, высокопоставленных чиновников и премьер-министра Владимира Путина .

В том числе упоминается покойный Дмитрий Эдуардович Скигин :
«Отдел уголовных расследований
Департамента внутренних дел
Управления общественной
безопасности
княжества Монако
Sotrama. Компания, связанная с российской организованной преступностью. Бывший директор: Скигин Дмитрий. Депортирован из княжества как представитель российского криминалитета. Учредитель Sotrama - компания Caravel Establishment (Лихтенштейн), истинным бенефициаром которой является Скигин Дмитрий - руководитель группировки, занимающейся отмыванием доходов, добытых преступным путем. Sotrama - учредитель в иностранных компаниях Petroruss и Horizon (Лихтенштейн), бенефициаром которых является Скигин Дмитрий».

[...]
«Скигин Дмитрий Эдуардович. Родился 3 февраля 1956 года в Ленинграде, Россия. Проживал: <…> - Ницца. Изгнан из княжества Монако в 2000 году. Умер в Ницце в 2003 году. Бывший управляющий директор компании Sotrama (морские перевозки и торговые операции). Был бенефициаром Caravel Establishment (Лихтенштейн), которая владела мажоритарным капиталом в Sotrama. Связан с Ильей Трабером, который связан с тамбовской преступной группировкой из России. Следует отметить, что в рамках расследования дела об отмывании денег Управление по борьбе с организованной преступностью при МВД России запросило (запрос от 12 февраля 1999 года) идентификацию нескольких телефонных номеров в Монако. Эти номера совпадали с номерами компании Sotrama.
Скигин возглавляет компании, которые занимаются перепродажей нефти и за которыми также стоит Илья Трабер. Компании расположены в Санкт-Петербурге (Петербургский нефтяной терминал, финансово-индустриальный холдинг «ОБИП»), в Вадуце (United Jet Service Ltd), в Ницце (SARL Horizon) и Монако (Sotrama)».
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/03 8/00.html

Обещано:
В следующей серии
- Какие компании, принадлежавшие Дмитрию Скигину, регистрировал Владимир Путин как председатель Комитета по внешним связям.
там же

В связи с этим, Роману Анину (а также Алексею Навальному и др. заинтересованным лицам) на заметку .
У Дмитрия Скигина есть братец Владимир Скигин , который живехонький и по-прежнему плодотворно занимается бизнесом.
Некоторые фирмочки Владимира Скигина (в т.ч. совместные с известными питерскими авторитетами) тоже регистрировал Владимир Путин.

В базе данных питерской мэрии по коммерческим организациям 90-х гг. значится минимум 21 фирма, в учреждении и/или руководстве которыми принимал участие В.Э.Скигин (из них формально только две или три, учрежденные совместно с братом).
Из них не менее шести регистрировал Комитет по внешним связям (КВС) мэрии СПб, возглавлявшийся первым вице-мэром Спб Владимиром Путиным:

1)АОЗТ "НЕВСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ" (это как раз совместная с братом фирма).
зарегистрирована 03.12.1992; регистр. номер Комитета по внешним связям - АОЛ-3350 .
рук ЗУРОВА Л.А.
9 учредителей, в т.ч.:
СКИГИН Владимир Эдуардович (21,4% Уставного Фонда);
СКИГИН ДМИТРИЙ ЭДУАРДОВИЧ (11,4% УФ),
ФИРМА "ХОРИЗОН ИНТЕРНЕШНЛ ТРЕЙДИНГ АС" (по адресу ИНДУСТРИШТРАССЕ 105, ФЛ 9491 РУГГЕЛЬ в Лихтенштейне; 10% УФ);
СП "СОВЭКС" (20%УФ); NB: это фирма авторитетного бизнесмена Ильи Ильича Трабера (aka Антиквар), которого завистники считают заказчиком убийства Михаила Маневича в августе 1997 года ("Московская правда", 30.05.01);
АОЗТ "МАРТ" (5%); NB: это фирма не менее авторитетного бизнесмена Васильева Сергея Васильевича , одного из знаменитых "братьев Васильевых" (числом три: Сергей, Борис и Александр), и к слову сказать друга председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, вице-президента Союза юристов РФ Алексея Александрова (члена партии Едунов России естественно) ;
а также МП "АРС" (фирма В.Скигина и Александра Николаевича Драгункина , владельца интересного ИЧП "Бюро нетрадиционных решений"), Тульчин Аркадий Григорьевич, Тарабанов Андрей Алексеевич, и еще Евгений Лубман из канадского города Оттавы).

2)АОЗТ "АРС-АВТО"
31.03.1994
АОЛ-7362
руководитель не указан.
5 учредителей: В.Скигин, АОЗТ АРС, ФЕДОТОВ СЕРГЕЙ и ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ МИХАИЛ оба из Финляндии, а также ТЫСЯЧНЫЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ.

3)ЗАО "ФОНДЭСТЕЙТ"
19.10.1994
АОЛ-8152

3 учредит:
СКИГИН Владимир Эдуардович (50% УФ);
ФЕДОТОВ СЕРГЕЙ (адрес: ФИНЛЯНДИЯ ХЮВИНКЯЯ ВАЙВЕРОН 24-25-14) (25%);
ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ МИХАИЛ (адрес: ФИНЛЯНДИЯ 00420 ХЕЛЬСИНКИ ТРУМПЕТТИТИЕ 8-10-Ф-128) (25%);

4)ЗАО "АРС МАРКЕТ"
01.03.1995;
АОЛ-8583;
руководитель - ЧИМИРЕВ ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ;
6 учредителей:
СКИГИН Владимир Эдуардович (2,5%);
АОЗТ "АРС" В.Скигина и А.Драгункина (65% уставного фонда);
ЧИМИРЕВ ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ (12,5%);
ФЕДОТОВ СЕРГЕЙ (адрес: ФИНЛЯНДИЯ ХЮВИНКЯЯ ВАЙВЕРОН 24-25-14) (3,75%);
ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ МИХАИЛ (адрес: ФИНЛЯНДИЯ 00420 ХЕЛЬСИНКИ ТРУМПЕТТИТИЕ 8-10-Ф-128) (3,75%);
ИСАЕВ Андрей (Г.ЯРВЕНПЯЯ,ЛУПИИНИКАТУ,15А-2) (12,5%).

5)ЗАО "АРС МЕТЭКС"
01.03.1995;
АОЛ-8584;
Руководитель - БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ;
6 учредителей:
СКИГИН ВЛАДИМИР ЭДУАРДОВИЧ (45%);
ФЕДОТОВ СЕРГЕЙ (адрес: ФИНЛЯНДИЯ ХЮВИНКЯЯ ВАЙВЕРОН 24-25-14);
ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ МИХАИЛ (адрес: ФИНЛЯНДИЯ 00420 ХЕЛЬСИНКИ ТРУМПЕТТИТИЕ 8-10-Ф-128);
КРИЧЕВСКИЙ ВИКТОР АРОНОВИЧ;
КРИЧЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ;
КРИЧЕВСКАЯ МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.

6)ТОО "АВТОМАТ"
06.04.1995;
АОЛ-8692;
Рук. - ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ МИХАИЛ;
22 учредителя,
в т.ч. СКИГИН ВЛАДИМИР ЭДУАРДОВИЧ (45% УФ) и
КОЛЯК РУСЛАН АРТЕМЬЕВИЧ (10%); NB: авторитетный бизнесмен, убитый летом 2003 года по заказу, как считается, авторитеных бизнесменов из ЛДПР братьев Шевченко (один из которых, Вячеслав, впоследствии тоже убит, а второй, Сергей, отпущен из "Крестов" по состоянию здоровья).

Из фирм Владимира Скигина, которые регистрировал уже не Путин, следует отметить
ТОО "НА ЗНАМЕНСКОЙ" (зарег. 21.01.1997 - Путин в это время уже переместился в администрацию президента Ельцина в Москву).
Руководитель - ЧЕЧЕЛЬНИЦКИЙ МИХАИЛ.
10 учредителей, среди которых:
СКИГИН ВЛАДИМИР (45% УФ);
и вышеупомянутый КОЛЯК РУСЛАН АРТЕМЬЕВИЧ (5%).

Компания Ledaro, которую связывают с Михаилом Скигиным может инициировать банкротство ритейлера "Юлмарт". Пока его акционеры больше года бьются между собой, а банки грозят "Юлмарту" банкротством, вдруг откуда не возьмись появляется весь в белом Михаил Скигин и заявляет о своих претензиях на активы сети.Повод для банкротства мальтийской компании Ulmart Holding Limited (UHL), головной компании "Юлмарта", - смешной. Она не уплатила судебные издержки по иску в размере 45 тыс. евро. Но и этих денег у компании нет, так как работа совета директоров . Акциями компании владеют с одной стороны Дмитрий Костыгин и Август Мейер (61.5%), с другой – Михаил Васинкевич (38.5%).Акционеры не сошлись в стратегии развития сети. Васинкевич выступал за оптимизацию существующего бизнеса, а Костыгин – за его расширение. В результате, выручка ритейлера за прошлый год сократилась на 40%.В прошлом году Дмитрий Костыгин был помещен под домашний арест по подозрению в мошенничестве с кредитом "Сбербанка" на 1 млрд руб., однако по непонятным причинам в середине февраля суд отменил эту меру пресечения. И сразу после этого появляется старый кредитор с новыми претензиями. Уж очень подозрительны подобные совпадения.Дмитрий Костыгин должен был заняться поисками инвесторов. Их он безуспешно ищет или говорит, что ищет, с марта прошлого года, когда появилась информация о достижении соглашения с Михаилом Васинкевичем о продаже его пакета акций Костыгину и Мейеру. Однако сделка так и не была проведена. Видимо, стороны не договорились по цене.И вот вместо инвесторов на сцену вышел кредитор, который, дружественный к Дмитрию Костыгину. Получается, что банкротство будет инициировано в его интересах? И никаких инвесторов никто искать не будет?

Ledaro в 2015 г. дала UHL . Когда в 2016 г. компания просрочила плату процента по кредиту и не передала в залог объекты недвижимости, суд арестовал счета компаний ритейлера. Теперь под угрозой находятся активы НАО "Юлмарт", "Юлмарт РСК", "Юлмарт ПЗК", "Юлмарт девелопмент", на которые может быть обращено взыскание.Вероятно, изначально так и задумывалось. Зачем покупать акции у Михаила Васинкевича, когда при помощи дружественных Ledaro и Михаила Скигина можно просто все забрать? И оставить акционера ни с чем. По мнению экспертов, вопрос может решиться в течение одного-двух месяцев. Дмитрий Костыгин рассчитывает остаться совладельцем "Юлмарта".Бизнес родом из 90-х? Михаил Скигин является председателем совета директоров ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ), основанного его отцом, Дмитрием Скигиным, который умер в 2003 г. Дмитрий Скигин – знаковая фигура для петербургского бизнеса. Начинал он с торговли лесом в Карелии, но основной капитал был получен на торговле нефтепродуктами. В начале 90-х контролировал заправку самолетов в Пулково. В 1996 г стал членом совета директоров ПНТ."Новая газета" писала, что председателем совета директоров был Илья Трабер, который мог быть Владимиром Барсуковым (Кумариным). Впоследствии он стал фигурантом дела о "русской мафии" в Испании.В 90-х за порт и его структуры шла борьба различных криминальных группировок. И с ней связывали ряд . В 1997 г. погибли гендиректор ОАО "Северо-Западное пароходство" Евгения Хохлов и его заместитель Николай Евстафьев, глава комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга Михаил Маневич. В 2001 г. - гендиректор Северо-Западного таможенного терминала Витольд Кайданович и совладелец этой компании Николай Шатило. В 2003 г. - капитан ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" Михаил Синельников и его помощник по вопросам безопасности Сергей Белов.И вместе с тем через компании Дмитрия Скигина , как глава "Газпрома" Алексей Миллер. В 1998-1999 гг. – директор по развитию ЗАО "ОБИП", управляющее портом. Председатель "Газпром нефти" Андрей Дюков в 1996-2003 гг. занимал руководящие должности в ПНТ, откуда ушел с позиции гендиректора. Могли ли эти люди быть в 90-х связаны с криминальными структурами?В 2002 г. Дмитрий Скигин стал фигурантом расследования американского журналиста Роберта Эринждера, нанятого принцом Монако Альбером II для проверки происхождения капиталов российского бизнесмена Александра Федорычева, который хотел приобрести футбольный клуб.По заявлению Эринджера в 2013 г, через компанию Дмитрия Скигина Sotrama, материнской структуры Horizon International Trading, под прикрытием сбыта нефти. Журналист утверждал, что "отмывание" денег могло продолжиться и после смерти Дмитрия Скигина. И руководили этим представители "русской мафии" и высокопоставленные чиновники. А Михаил Скигин, получивший ПНТ в наследство, является лишь "номинальным" владельцем?Возможно, что журналист был прав, так как СМИ писали о Евгении Скигине, который построил в курортном районе австралийского штата . Где умудрился заработать такие деньги человек, который мог оказаться родным братом Михаила Скигина?Если верить американскому журналисту, то можно предположить, что Скигины и сейчас могут быть посредниками между криминальными структурами и чиновниками. Для этого предположения есть основания?Продолжая дело отца? Сахалинские СМИ писали в конце 2015 г. – начале 2016 г. о конфликте в порту Поронайска. Старые владельцы . Он осуществлялся через компании Кипра и Виргинских островов, которыми владели Роман Белоусов и Владимир Коваленко. Одним из участников сделки была компания "Юринформбюро", ее руководил начальник юридической службы ПНТ Михаил Белов.Он подтвердил РБК, что Скигины являются бенефициарами компании-владельца порта. При этом утверждал, что сделка была проведена по рыночной цене и никаких юридических претензий к компании нет. Так обычно бывает при рейдерских захватах. После драки кулаками махать поздно.


Осенью позапрошлого года "Роснефть" заключила с ПНТ крупный контракт на перевалку мазута. Сделка обеспечит терминалу . ПНТ с 2010 г. снижал объем перевалки и вдруг такая удача. Не является ли эта сделка поддержкой компании нужных для нее людей. А в каких услугах Скигиных может нуждаться глава "Роснефти" Игорь Сечин? Ни в "отмывании" ли денег?

Летом прошлого года стало известно, что платные дороги в Петербурге будет строить компания, которая никому неизвестна.

Проект . Договор заключили с компанией "Санкт-Петербургская платная дорога", учредителем которого является ООО "Платная дорога". Его директором является Роман Белоусов, который ранее "засветился" в Поронайском порту.

ООО "Платная дорога" является учредителем своего же учредителя ООО "Центральный научно-исследовательский и проектный институт "Платная дорога". Его директор – Вадим Коваленко. Все следы от этих компаний ведут в офшоры. Семья Скигиных отхватила очередной выгодный контракт?

Есть у семьи и еще один бизнес. ООО "Конплекс", занимающееся технической конопли. Следы этого предприятия ведут к Роману Белоусову и Евгению Скигину. Если учесть связи семьи Скигиных, то нетрудно себе представить для каких целей может использоваться получаемый продукт.


Дмитрий Костыгин, по-видимому, заручился серьезной поддержкой в конфликте с Михаилом Васинкевичем. Возможно, что и изменение меры пресечения бизнесмену – тоже дело руг семьи Скигиных. Связей у них хватает.

Однако Костыгин не учел одного. В бизнесе редко бывают старые друзья и приятели. Которые якобы готовы тебе помочь остаться совладельцем "Юлмарта". Как говорят, ничего личного, только бизнес. И вполне, вероятно, что семья Скигиных в один прекрасный момент просто спишет Костыгина. И он, как и Васинкевич, может остаться ни с чем.

В 2003 году Дмитрий Скигин, знаковая фигура Санкт-Петербурга периода постперестройки, оставил наследство 23-летнему сыну. Спустя 15 лет Михаил Скигин рассказал РБК, как он распорядился полученным состоянием

Михаил Скигин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Денег в принципе не было никаких, но зато был велосипед»

​ — Вашего отца Дмитрия Скигина называют «знаковой фигурой» петербургского бизнеса 1990-х. При этом информация о его семье практически не появлялась в СМИ. Можете рассказать о своем детстве?

— Мы жили в совершенно обычном ленинградском спальном районе, на проспекте Энергетиков, д. 60, в квартире на первом этаже. Я даже успел до пионеров дойти в пятом классе. Между кружками и школой я видел, что отец чем-то занимается: слово «бизнес» еще не существовало, было слово «кооператив». После тренировки в бассейне «Спартак» я мог приходить в маленький офис отца, расположенный рядом, поиграть в компьютер.

Но к концу 1980-х, каждый раз когда меня отправляли в магазин, даже я — ребенок (Михаил родился в 1980 году. — РБК ) — замечал, что еды на полках становится все меньше. ​И было совершенно неважно, сколько у тебя денег, все равно не было возможности что-то купить.

У отца в тот момент начались взаимоотношения по бизнесу с Германией. По-моему, это был экспорт леса, и там наладились определенные связи. Благодаря этим связям мы с мамой и братом (мне тогда было десять, брату — шесть лет) в одночасье перебрались в Германию. Это было 24 или 25 декабря 1990 года. Нам особо ничего не говорили, просто — собираем чемоданы, улетаем в ФРГ. Когда мы очутились там после Советского Союза, это было как на другой планете.

— Как выглядела ваша жизнь в Германии?

— В Германии мы жили в городе Бонн. Вскоре после переезда состоялся развод моих родителей. Мы остались с мамой и жили в очень маленькой квартире, ходили в обычную общественную школу. Была очень забавная адаптация: советский мальчик, который привык сидеть прилежно за партой, которому вдруг надо было перестроиться и становиться «своим».

Жили скромно, в школе мы с братом были единственными в классе, кто питался за счет специальных «марок» от службы по безработице. Денег в принципе не было никаких, но зато был велосипед, баскетбольный мячик — полное счастье, и больше ничего не нужно.

Чем известен Дмитрий Скигин

Дмитрий Скигин родился в 1956 году в Ленинграде, окончил местный Горный институт им. Плеханова. С конца 1980-х годов занялся бизнесом — экспортом лесопродуктов. В 1995 году стал соучредителем фирмы «Совэкс», которая контролировала заправку самолетов в аэропорту Пулково. Его бизнес-партнерами стали Илья Трабер и Сергей Васильев. В 1996 году Скигин, Трабер и Васильев вошли в совет директоров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) — оператора терминала для экспорта нефтепродуктов, построенного в морском порту города. Через ПНТ на Запад пошел поток российских нефтепродуктов, в том числе с Киришского НПЗ.

Топ-менеджером компаний «Совэкс», а затем и ПНТ был нынешний председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. Со Скигиным работал и нынешний председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер: в 1998-1999 годах он был уполномоченным представителем компании ОБИП, которая управляла портом Петербурга. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтверждал «Новой газете», что Владимир Путин во время работы в мэрии Петербурга общался со Скигиным и Трабером: «[Они] в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга».

В 2003 году Дмитрий Скигин скончался в Ницце от онкологического заболевания. От трех браков у него остались четверо детей — сыновья Михаил, Евгений и Давид и дочь Полина.

— С 16 до 19 лет я получал [в Швейцарии] так называемую матуру (Matura, или Swiss Federal Maturite, — федеральная образовательная программа. — РБК ). Получив «матуру», ты имеешь право пойти в любой швейцарский университет — они обязаны тебя взять. Я пошел в Университет Санкт-Галлена (Universität St. Gallen. — РБК ), выбрал международные отношения. Отец, правда, хотел, чтобы я поехал в Америку или в Англию. Но у меня всегда было свое понимание, чего я хочу, и никто под руку ничего не говорил.


Университет Санкт-Галлена (Фото: cems.org)

— В таком возрасте вы уже могли получать информацию о том, чем занимается ваш отец. Что вы знали о его бизнесе?

— Я практически ничего не знал, а отец особо ничего не рассказывал. Я старался каждый год приезжать в Россию, чтобы навещать бабушку и дедушку. И в один из таких приездов, кажется, в 1996 году, отец, который гораздо чаще приезжал в Россию, взял меня с собой на ПНТ (Петербургский нефтяной терминал. — РБК ). Там, конечно, была полная разруха, это предприятие было в ужасающем состоянии. Единственное, что я понял из этого визита, — отец, наверное, имеет какое-то отношение к этому предприятию.

«Я спускался с Килиманджаро, когда позвонили из ПНТ и рассказали о покушении на Васильева»

— 2003 год, вы учитесь в Швейцарии, у вас впереди — карьера, допустим, дипломата. Но умер отец, и вы вернулись в Россию, при этом особо не понимая, что собой представлял его бизнес. Как было принято это решение?

— Я сам решил. Бывает, что незнание спасает. И я об этих всех вещах, которые связаны с портом, узнал только спустя год-полтора. Только тогда я понял, в какую историю попал, что у этого предприятия есть определенный имидж, который совсем не соответствует моим представлениям.

— Ваш отец, который жил в свои последние годы во Франции, готовил вас к тому, что в какой-то момент вы станете наследником и вам придется принять управление?

— Пожалуй, лучшей его подготовкой было воспитание. Он воспитал во мне именно человечность, показывал своим примером, как обращаться с людьми. Я для себя понимал, что он сильно болен и на кого-то эта ответственность должна упасть, и этот кто-то, наверное, я. Он не готовил меня, не говорил: «Когда меня не будет, вот тебе ключ от двери — воспользуйся им разумно». Такого вообще не было.

— Со своим окружением он вас знакомил, например, когда вы приезжали в Россию?

— Как-то на каникулах в 2001 году или в 2002-м, сейчас точно не помню, я оказался на одном из корпоративов, отец познакомил меня с Александром Валерьевичем [Дюковым] (сейчас гендиректор «Газпром нефти». — РБК ). Это было просто рукопожатием, и я на самом деле не понимал, что вообще происходит и, соответственно, не мог должным образом воспринимать тех людей, с которыми меня отец знакомил. Еще с [Виталием] Южилиным (бывший совладелец Национальной контейнерной компании, состояние по оценке Forbes — $600 млн. — РБК ) мы даже как-то были одновременно на горнолыжном курорте, было такое поверхностное знакомство. И особо больше ни с кем [отец не знакомил].

— А другие люди, которых часто называют в связи с именем вашего отца, в том числе Владимир Путин, они как-то в вашей жизни появлялись до переезда или сразу после?

— Владимир Владимирович [Путин] вообще никогда не появлялся в моей жизни, кроме как на экране.

— На кухне у вас чай не пил?

— У меня точно нет. У моего отца — я не знаю точно. Когда [Путин] стал президентом, уже точно нет. До того, может быть, я не исключаю, но вряд ли тоже.

— Еще один герой легенд и историй, тесно связанный с вашим отцом, — Геннадий Николаевич Тимченко.

— Относительно тесно, поскольку он являлся одним из первых поставщиков на ПНТ. Благодаря Геннадию Николаевичу, который смог организовать поставки с Киришского завода на ПНТ, был отгружен первый танкер. Это сотрудничество было обусловлено наличием трубы, которая была между Киришами и ПНТ. Это самый ближайший НПЗ для ПНТ и наоборот, то есть тут получается экономическая выгода для обеих сторон. И пока Кириши поставляли нам нефтепродукты, определенный контакт [с Тимченко] был. Но я не могу сказать, что [он] оказывал прямо какую-то сумасшедшую помощь. С ним были нормальные деловые контакты по определению ставок, и то только один раз [он лично этим занимался], потом этим занимался его трейдер.

До смерти отца я видел его раз или, может быть, два. Но меня никто всерьез не воспринимал. Я был маленьким сыночком, тенью своего великого отца. Я лично для них появился на горизонте в 23 года. И то не думаю, что я для них был личностью.

— Отец оставил вам с братьями и сестрой наследство на €600 млн, если верить иску вашей матери, которая оспаривала распределение его активов после смерти.

— Это совершенно выдуманная цифра.

— Тогда вы можете перечислить, какие активы вам достались?

— Это был [пакет акций] ПНТ — достаточный, чтобы контролировать [компанию].Еще один актив — участие в Усть-Луге ( по созданию нефтепродуктового терминала на берегу Финского залива был уже при Михаиле Скигине возвращен компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита, а затем продан «Зарубежнефти» в 2004 году. — РБК ), недвижимость — офисы в Петербурге и дом на Лазурном Берегу, в Кап-Ферра, и яхта Sweet Doll. От последних мы избавились достаточно быстро, еще в 2005-м, потому что я этими излишествами не пользуюсь и не получаю никакого удовольствия.


Вид на ПНТ (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)

— Почему вы решили не продавать ПНТ и променяли спокойную жизнь в Швейцарии на это все — с бандитским прошлым и малопонятной перспективой?

Спокойная жизнь в Швейцарии — это не значит хорошая жизнь, особенно в 23 года. На самом деле ретроспективно понимаешь, что жизнь на Западе для русского человека — это совсем не просто, есть определенные барьеры, сквозь которые мы не можем пройти. Я 13 лет пробыл в относительно чужой стране и полностью адаптировался, но даже с идеальным немецким я чувствовал определенную дистанцию. Я чувствовал, что есть некоторое недопонимание, чего-то не хватает. И потом уже с возрастом я выработал для себя аксиому: в Швейцарии отдыхает тело, а в России — душа. Здесь [в России] для тела все очень брутально, зато есть интересные люди и понимание, что можно что-то поменять и исправить.

— Вы наняли себе охрану, когда переехали в Петербург? Ведь с борьбой за контроль над портом связывали несколько резонансных убийств в городе, и рядом с этим объектом работали структуры, которые связаны с «тамбовской» преступной группировкой.

— Нет. Мой отец, наверно, понимая, что болен, и будучи свободолюбивым, не любил ни от кого зависеть в принципе. Ни от советской власти, ни от каких-либо групп 1990-х годов. В какой-то момент, похоже, он был вынужден вступить в некий союз, но при первой же возможности в 1999-2000 годах он отошел от всего этого. У них был определенный обмен активами.

Чем известен Илья Трабер ​

Илья Трабер родился в 1950 году. В 1991 году при содействии Ленинградского горисполкома создал реставрационно-коммерческий центр «Антиквар». В 1995 году «Коммерсантъ» называл Трабера монополистом на рынке торговли антиквариатом в Санкт-Петербурге: ему принадлежали четыре салона, аукционный зал, реставрационный центр, ювелирные мастерские и галерея академической живописи. В качестве мецената Трабер участвовал в мероприятиях мэрии Петербурга.

В 1993 году Трабер вместе с Виктором Корытовым (сейчас зампред правления Газпромбанка) зарегистрировал информационно-юридическое бюро «Петер», через которое он вместе с Дмитрием Скигиным стал совладельцем компании ПНТ, получившей контроль над нефтебазой в порту Петербурга. Еще одним совладельцем ПНТ стала Петербургская топливная компания (ПТК), подконтрольная лидеру тамбовской ОПГ Владимиру Кумарину. Трабер также приобрел контроль над «Морским портом «Санкт-Петербург» и возглавил совет директоров компании ОБИП, которая управляла портом Петербурга. По данным расследования «Новой газеты», Трабер до сих пор через своих доверенных лиц является совладельцем целого ряда предприятий, связанных с экспортом топлива из России. Трабер стал фигурантом громкого дела о «русской мафии» в Испании в 2008 году, но местной полиции не удалось его арестовать, потому что во время ее операции он находился за пределами этой страны. Объявлен Испанией в розыск.

— С Ильей Трабером?

— Да, с Ильей Трабером, и там были еще какие-то другие участники. И в конечном итоге каждый получил что-то свое. Отец отдал, например, [топливно-заправочную компанию] «Совэкс Пулково», другие активы плюс еще много денег этому человеку, Траберу. При этом отец остался с нефтяным терминалом, который на тот момент был в плачевном состоянии. Думаю, что ему было намного важнее избавиться от каких-либо неприятных встреч и какой-либо зависимости в пользу возможной свободы. И он был достаточно смелым человеком по тем временам — поверил в актив, который стал приносить существенные деньги только после 2004-2005 годов.

— С Трабером вы лично когда-то пересекались?

— Один раз в жизни я его видел, и это получилось совершенно случайно. Офис, где сидят [юристы семьи] Грэхем Смит и Маркус Хаслер, находится в Лихтенштейне, а Санкт-Галлен, где я тогда жил, — это 25 минут езды на машине. Отец приезжал в эти края [к юристам], и в один из таких визитов мы договорились, что я за ним заеду в этот офис к определенному времени. Я приехал, но пришлось его ждать три часа, меня к нему даже не пускали. И уже поздно вечером он вышел с каким-то человеком. Я увидел, что мой отец был совершенно усталый, выжат как лимон. Человеком, с которым он встречался, был как раз Илья Трабер. Наверное, это был тот момент, когда они все (все совместные активы. — РБК ) разделили.

— Шлейф, связанный с Трабером, Кумариным и прочими криминальными авторитетами, сказывался на вашей деятельности?

— Этот шлейф появился только в 2008-2009 годах. Поначалу я понятия не имел, что может быть создан какой-то шлейф. Так получилось, что одна из бывших жен моего отца пыталась что-то от него получить, пока он еще был жив, а после его смерти эти претензии передали мне с братом. Мы эти претензии погасили, потому что лучше худой мир, чем хорошая война. Но потом оказалось, что выплаченных денег недостаточно, хотя сумма была обозначена той стороной, и начались всякие разные грязные мероприятия, в том числе с вовлечением [бывшего советника князя Монако по безопасности Роберта] Эринджера.

— Вы с ним встречались?

— Нет, никогда. У меня есть от него e-mail, в котором говорится: «Если вы сейчас не пойдете с нами на переговоры, то вам будет плохо». То есть определенный шантаж. Тогда [князь Монако] Альбер только готовился получить корону, и Эринджер всеми правдами и неправдами пытался его очернить, а мой отец попался под руку: его бывшая жена связалась с этим человеком [Эринджером], и началось... (,>В 2007 году Эринджер начал публикацию документов, в которых утверждалось, что через монакскую компанию Sotrama Дмитрия Скигина производилась легализация денег «русской мафии». По его словам, принц Альбер получал информацию о сомнительных операциях Скигина, но не предпринимал никаких действий. — РБК ). Они украли диск с фотографиями с моего 30-летия, начали выставлять их в интернете с неприятными заголовками. Потом Альбер выиграл суд у этого человека в Париже в 2011 или 2012 году, и его сайт закрылся. ,>

Но Эринджер открыл новую колонку и снова стал выставлять эту неправдивую историю про нас, а СМИ — перепечатывать за ним. Поливание грязью моего отца и моей семьи стало раздражать, и я обратился в прокуратуру Монако, чтобы проверить достоверность информации о том, что мой отец и компания Sotrama причастны к каким-то криминальным действиям. И я получил ответ от прокуратуры, что отец ни к чему не причастен (письмо прокуратуры датировано 9 января 2018 года. — РБК ).


Фото: Владислав Шатило / РБК

— И как вы доказывали свою непричастность к криминальным авторитетам? Партнеры проводили due diligence ваших активов?

— Конечно. И из него видно, что мы никакого отношения к этому не имеем. Понятное дело, что мы все предоставляем. На сегодняшний день невозможно заниматься делом и не предоставить всю информацию от А до Я, и каждый раз доказываем, что ничего нет. В банки я предоставляю этот ответ прокуратуры Монако.​

— В ПНТ кто-то еще остался из старых партнеров отца после выхода Трабера?

— Там еще был Сергей Васильев. Общение с ним было достаточно дружественно-спокойное. Но и он с 2003 года не участвовал в управлении бизнесом.

Покушение на Васильева

5 мая 2006 года на совладельца ПНТ Сергея Васильева было совершено покушение — его автомобиль расстреляли из автоматов, было выпущено 50 пуль. Васильев получил ранения, один из его охранников был убит, еще двое — ранены. Это покушение следствие связывало с рейдерской атакой на ПНТ, которая была предпринята группой Владимира Барсукова (Кумарина) — лидера тамбовской ОПГ. В августе 2016 года Санкт-Петербургский городской суд Кумарина виновным в организации покушения на Васильева и приговорил его к 23 годам лишения свободы.

— По версии следствия, покушение на Васильева в 2006 году было связано с борьбой за ПНТ. Действительно ли это так? Опасались ли вы за свою жизнь после этого покушения?

— Это была совершенно беспредельная история, стрельба средь бела дня перед самым саммитом «Большой восьмерки» в Петербурге, да еще и недалеко от школы. Я спускался с Килиманджаро, когда позвонили из ПНТ и рассказали о покушении. До этого в марте 2006 года ПНТ подвергся рейдерской атаке — была попытка подделать подписи и изменить собственников в ЕГРЮЛ, классическая для 1990-х годов схема. Но мы отбились чисто юридическими способами. Все было очень непонятно, и я предпочел, чтобы моя семья в это время находилась вне России. Так мы и осели в Швейцарии.

— Насколько активно Васильев участвовал в деятельности ПНТ, когда вы унаследовали долю отца? Он к вам пришел с предложением выкупить его долю или это было ваше предложение?

— После смерти отца управлял терминалом я, иногда слушая чужие советы. А решение о выкупе доли было взаимным.

— Сейчас ПНТ — это полностью семейный бизнес?

— Мажоритарный пакет у семьи. В 2015 году после реализации проекта «Нефтеоргсинтеза» Роман Спиридонов вошел в состав акционеров и стал миноритарным партнером.

— Как ухудшение взаимоотношений с Западом и введение антироссийских санкций сказывается на деятельности ПНТ, который является участником экспортных операций?

— Ситуация двоякая. С одной стороны, нашим поставщикам становится сложнее работать с Западом, а с другой стороны, легче работать в России, потому что есть установка на то, чтобы все российские перевалочные мощности были заполнены.

​​«Очень может быть, что скоро попаду в список Forbes»

— Помимо терминала, который вы получили в наследство, у вас есть другие активы. Расскажите, как появился проект по строительству платных дорог.

— В 2003 году, когда я приехал в Санкт-Петербург, я познакомился с ключевыми сотрудниками ПНТ, многие из которых вскоре покинули компанию. Один из них был Роман Белоусов, он входил в управляющий холдинг, который я тогда решил упразднить. У нас с ним возобновился контакт в 2008 году, когда мы с другим моим партнером Андреем Чириковым искали финансирование для завершения строительства танкеров на «Красном Сормово» и обратились к Роману — он тогда владел консалтинговым бизнесом и занимался в том числе организацией финансирования. Общение продолжилось, и он вернулся ко мне позже с проектом строительства автодорожного моста через реку Упу в Туле.

Я туда поехал и увидел, что город, правда, страдает из-за того, что инфраструктуры не хватает, и спрос на дополнительный мост уж точно будет. И мы начали развивать проект в Туле. Одновременно у нас на столе лежал проект строительства путепровода в Наро-Фоминске. Но он был очень дорогим — около $25 млн. Когда курс рубля в декабре 2014 года упал почти до 80 руб. за доллар, проект в Наро-Фоминске стал сопоставим по стоимости с Тулой и мы приняли решение заниматься также Наро-Фоминском. Т​ам было проще, местные власти очень хотели очистить город от ужасных заторов и улучшить ситуацию с трафиком. Этот проект предполагает строительство объезда центра города и строительство нового моста через реку. В этому году планируем начать подготовку территории, в следующем начнем строительство.


Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

— Но ведь говорят, что на строительстве дорог в России вечно все воруют деньги и результат получается не самый удовлетворяющий.

— Мы как предприниматели заинтересованы снизить стоимость строительства дороги, чтобы окупаемость была быстрее, у нас нет никакого интереса воровать у самих себя. Мы инвесторы, а не подрядчики. Тем более что мы не используем в проекте бюджетные средства: мы собираемся реализовать этот проект за счет собственных и кредитных средств.​

— А кроме вас еще кто-то есть там в акционерах?

— Мой брат [Евгений].

— Как появился третий проект по строительству путепроводов в Петербурге через железнодорожные пути?

— Когда мы начали проекты платных дорог и путепроводов, на нас стали выходить самые разные люди из разных регионов с предложениями поучаствовать в аналогичных проектах.​

— Расскажите, как вы стали акционером порта Поронайск на Сахалине.

— Впервые мы там были с Романом [Белоусовым], он мне его показал. Сначала я отказался. Потом, насколько я помню, там была смена собственников (в результате акционерного конфликта. — РБК ), и он мне снова предложил: «Миша, есть такой вот актив, это по твоему профилю. Может, все-таки возьмешься?» Я согласился, и с тех пор мы с братом там акционеры и пытаемся это все реанимировать, развивать.

Бывшие владельцы оставили этот порт в каком-то ужаснейшем состоянии. Он мне чем-то напомнил ПНТ в 1996 году, даже хуже. Это актив, который постоянно требует дополнительных вложений, чтобы его держать на плаву. Сейчас мы все приводим в порядок — по документации, по всем долгам, которые там были.

Роман Белоусов получил 10% в проекте «Поронай Холдинг» в 2013 году в счет оплаты своих услуг по поиску инвесторов, а в мае 2015 года незаконно сменил советы директоров в его дочерних компаниях на Кипре и в России и произвел рейдерский захват порта Поронайск, заявил РБК Сергей Сварчевский, который был основным владельцем порта. «Никаких денег я ни от Романа Белоусова, ни от Михаила Скигина за долю в активе не получал. При этом захваченное имущество в 2015 году было продано ООО «Порт Поронайск», связанное со структурами Скигина, добавил он. Впрочем, Скигин все это отрицает. Так, решение совета директоров об отстранении Сварчевского от должности гендиректора в одной из компаний, работавших в порту, связано с неэффективностью его работы, указывает он. По этому поводу есть вступившее в силу решение суда в трех инстанциях (у РБК есть копии). «Я приобретал компанию ООО «Порт Поронайск» в декабре 2015 года, которая уже консолидировала активы порта. На тот момент суды со Сварчевским уже были выиграны, законность приобретения активов подтверждена», — подчеркнул он.

— Зачем он вам? Какой в нем потенциал? ​

— Это единственный международный морской порт на восточном берегу Сахалина. У него очень хорошая бухта, фактически незамерзающая, и она находится рядом с нефтегазовыми платформами [проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2»]. Плюс сейчас с севера будет проходить достаточно хороший поток СПГ-танкеров [НОВАТЭКа] по Северному морскому пути. Поэтому я зацепился за эту точку.

Мы заказали в двух разных институтах проекты развития этого порта. Сейчас вырисовывается четыре варианта. Самый очевидный — строительство универсального порта для снабжения нефтегазовых платформ и обслуживания судов обеспечения. Иначе им приходится двое суток идти туда, двое суток обратно до ближайших существующих баз. А тут получается буквально несколько часов. Второй вариант — это СПГ-терминал. Сам по себе продукт СПГ интересен тем, что нужно газ доставить туда, где нет трубы. На Сахалине вроде бы добываются миллиарды кубометров газа, но остров топится на угле и на мазуте, в том числе город Поронайск. Третий вариант — насыпные грузы: там рядом есть песчаный карьер, и можно сделать так, чтобы оттуда экспортировать песок в Японию, в Китай. Четвертый — угольный терминал, который может быть реализован, если будет построен мост, соединяющий Сахалин с материком.

По предварительным расчетам, на все четыре этапа понадобится от 60 млрд до 90 млрд руб.


Порт Поронайск (Фото: portporonaysk.ru)

— По какому принципу вы выбираете проекты?

— Много зависит от людей, с которыми идешь в проект, — обычно я долго присматриваюсь. Потом смотрю на сам проект, имеет ли смысл и будет ли спрос, смотрю на экономику, риски, и тогда принимается решение. Мне очень нравится заниматься разными проектами, потому что тогда ты становишься экспертом в совершенно разных сферах, и можно делать международные, межконтинентальные, кросс-платформенные проекты.

— Вы считаете, что эффективно распорядились наследством?

— Могло быть лучше, могло быть и хуже. Я приложил все усилия, чтобы максимально все сделать для удержания и активов, и взаимоотношений, чтобы были минимальные потери от того вакуума, который возник при уходе моего отца. Мне кажется, что он полностью восполнен или даже переполнен сейчас.

— Можно оценить ваши активы, сколько это примерно может стоить?

— Я думаю, несколько сотен [миллионов долларов].

— По оценкам аналитиков, только ПНТ сейчас может стоит около $150 млн.

— Наверное, $200 млн.

— В список Forbes, где нижняя граница составляет $500 млн, вы попадете?

— Нет, я туда не попадаю. Но очень может быть, что скоро попаду, просто об этом никто знать не будет.

В какие еще проекты инвестирует Скигин

СПГ-терминал в Латвии

По словам Скигина, несколько лет назад у него с латвийскими друзьями возникла идея построить в Вентспилсе электростанцию, работающую на сжиженном природном газе (СПГ) и СПГ-терминал: «Производить электричество из СПГ значительно дешевле, чем из дизельного топлива». В 2018 году запускается «совсем маленький проект», а в следующем году уже пойдет стройка большого СПГ-терминала. Глобальная идея Скигина — создать три точки приема СПГ в Лиепае, Вентспилсе и Риге и возить СПГ на разные сателлитные станции, чтобы из него производить электричество. В латвийский проект вложено $6-7 млн.

Вакцина из Франции

Французский доктор, профессор Жон Мари Андрие, который лечил отца Скигина от рака и продлил ему жизнь на 2,5-3 года, придумал «революционный» ​метод лечения от ВИЧ еще в 1980-1990-е годы, но не мог найти финансирования для своих экспериментов, рассказывает Михаил Скигин. «Отец поддержал его идею, и потом мы с братом приняли флаг финансирования на себя. Вакцина сработала на обезьянах, сейчас мы на стадии того, чтобы провести эксперимент на людях. Но это произойдет только в 2020 году», — добавляет он. По его словам, в этот проект уже вложено около €14-15 млн. С этой же командой ученых сейчас разрабатывается средство от подагры.

Геологоразведка в Африке

В Африке, в Гвинее, у Скигина есть доля в компании «Геопроспект», которая выполняет поисково-оценочные и геолого-разведочные работы на бокситы, железо и другие полезные ископаемые. На Гвинею приходится 50% мировых запасов бокситов, среди клиентов «Геопроспекта» местная CBG, Rio Tinto, Valea.

Фонд Sattva

Фонд Sattva поддерживает различные детские проекты. «Все началось [в 2014 году] с проекта Babystep Айнара Абдрахманова — это создание контента для родителей: более 1 тыс. роликов о том, как воспитывать детей на восьми языках. Одна минута — один совет. После России, мы с этим контентом пошли в Китай, где начался «бэби бум» после отмены ограничения по количеству детей в семье. Помимо Babystep мы еще вложились в проект [по производству одежды для младенцев] «Бамбинезон» и HelloBaby — сервис, который помогает родителям составлять разные календари и фотографии. Это развлекуха для родителей по организации жизни с детьми», — рассказывает Скигин.

Дистрибуции велосипедов Electra

«Мне нравятся велосипеды бренда Electra, и когда я увидел возможность войти в капитал дистрибьюторской компании, оценил рынок и вошел», — говорит Скигин. По его словам, сейчас очень динамично идет развитие дистрибуции Electra в Китае. «Менталитет китайцев в некоторой степени схож с российским. Они помешаны на продуктах, которые подчеркивают статусность. А велосипеды Electra как раз являются таким продуктом», — делится он. Он уверен, что команда, которая сумела отстроить продажи этого luxury-бренда в России, сможет это повторить в Китае. «Мы только девять месяцев присутствуем в Шанхае, но уже видно, что там есть потенциал и может получиться хороший бизнес. Мы единственные в сегменте велосипедов, которые предлагают что-то эксклюзивное», — заключает Скигин.

Председатель совета директоров и основной владелец «Петербургского нефтяного терминала»

«Семья»

«Темы»

«Новости»

Михаил Скигин получил право требовать $35 млн с «Юлмарта»

Лондонский третейский суд постановил, что материнская компания онлайн-ретейлера «Юлмарт» - Ulmart Holding Limited - должна выплатить долг компании Ledaro бизнесмена Михаила Скигина. Об этом РБК

«Денег в принципе не было никаких, но зато был велосипед»

Вашего отца Дмитрия Скигина называют «знаковой фигурой» петербургского бизнеса 1990-х. При этом информация о его семье практически не появлялась в СМИ. Можете рассказать о своем детстве?

Семья Скигина получила контроль над Петербургским нефтяным терминалом

Как выяснил РБК, контроль над Петербургским нефтяным терминалом, крупнейшим перевалочным пунктом на северо-западе в начале 2000-х, получили наследники Дмитрия Скигина. Незадолго до смерти он разделил активы с Ильей Трабером

Дмитрий Скигин, который вместе с Ильей Трабером владел несколькими нефтяными предприятиями в Петербурге, в том числе фирмой «Совэкс Пулково» (контролировала заправку самолетов в аэропорту Пулково) и Петербургcким нефтяным терминалом (ПНТ), незадолго до смерти, в 2000 году, договорился о разделе активов, сохранив за собой долю в ПНТ. Об этом в интервью РБК рассказал его сын и наследник Михаил Скигин.

Михаил Скигин - РБК: «Путин появлялся в моей жизни только на экране»

В 2003 году Дмитрий Скигин, знаковая фигура Санкт-Петербурга периода постперестройки, оставил наследство 23-летнему сыну. Спустя 15 лет Михаил Скигин рассказал РБК, как он распорядился полученным состоянием

Дмитрий Костыгин заявил о праве бизнесмена Cкигина на долю в «Юлмарте»

Петербургский предприниматель Михаил Скигин может получить долю в интернет-холдинге «Юлмарт». Это произойдет, если бизнесмен захочет конвертировать долг компании перед его структурами

Предприниматель Михаил Скигин может получить долю в компании Ulmart Holding Limited (UHL) - материнской компании некогда крупнейшего интернет-ретейлера «Юлмарт». Об этом в интервью РБК рассказал основной владелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин. По его словам, кипрская структура Ledaro, бенефициаром которой является Скигин, может получить активы «Юлмарта» в качестве обеспечения по просроченному кредиту на $30 млн. Судебное разбирательство с Ledaro проходит в Лондонском международном третейском суде.

​Михаил Скигин - председатель совета директоров и основной владелец «Петербургского нефтяного терминала», доля в котором ему досталась в наследство от отца Дмитрия Скигина. «Петербургский нефтяной терминал» - оператор терминала для экспорта нефтепродуктов в морском порту города. Михаил Скигин в том числе является и бенефициаром компании, которая строит в Санкт-Петербурге платные дороги.

Привет из 90-х: кто стоит за проектом платных дорог в Петербурге

Наследство Скигина, согласно материалам полиции Монако, составило в общей сложности около $600 млн и было разделено между четырьмя детьми Скигина от трех браков и его женами. Владельцем и председателем совета директоров ПНТ стал его старший сын Михаил Скигин, 1980 года рождения, которому, по данным издания «Фонтанка», ради этого пришлось оставить учебу в Университете международных отношений в Швейцарии.

Вошли ли в официальное наследство Дмитрия Скигина офшорные компании, в том числе Horizon International Trading, через которые он занимался нефтетрейдинговыми операциями, точно неизвестно.

«Юлмарт» проведут по счету

Компания Ledaro, связанная с председателем совета директоров Петербургского нефтяного терминала Михаилом Скигиным, собирается инициировать банкротство головной компании «Юлмарта» (Ulmart Holding Limited), задолжавшей ей более $30 млн. Основанием для этого стало невозмещение должником судебных расходов в £45 тыс. Как полагают представители Ledaro, это даст возможность обратить взыскание на российские активы Ulmart Holding Limited. Эксперты сомневаются, что столь небольшая задолженность может привести к банкротству должника, но отмечают, что такие риски несет невыплата основной суммы долга.

Стали известны владельцы крупнейших в России полей конопли

Умерший в 2003 году в Ницце Скигин был одним из ключевых фигур петербургского бизнеса в 1990-х. Он, в частности, являлся совладельцем Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) - транспортного хаба, через который велась перевалка российской нефти на экспорт. Многочисленные расследования связывали ПНТ и работавшие с терминалом компании с бизнесом Тамбовского преступного сообщества, в частности с фигурами Владимира Кумарина (отбывает наказание в виде 23 лет в колонии), Ильи Трабера и Геннадия Петрова (фигурировали в деле о «русской мафии в Испании»). Как писала газета «Ведомости», Кумарин был вице-президентом Петербургской топливной компании (одного из совладельцев ПНТ), Трабер и Петров также были совладельцами Петербургского нефтяного терминала. Под руководством Скигина работали такие известные сегодня топ-менеджеры, как Александр Дюков (председатель правления «Газпром нефти») и Алексей Миллер (глава «Газпрома»). После смерти бизнесмена все его активы отошли четырем детям. В частности ПНТ возглавил старший сын Михаил Скигин.

«Новая газета» продолжает изучать бизнесы ближайшего окружения премьер-министра Владимира Путина. Сегодня мы постараемся выяснить, как связаны знакомые премьера с теми, кто подозревался полицией Монако в отмывании денег.

Напомним, в 38-м номере «Новой газеты» за 11 апреля 2011 года мы рассказывали о том, что спецслужбы и полиция Монако, расследуя факты отмывания денег, вышли, в частности, на компанию Sotrama, которая, по мнению шефа разведки княжества, была «связана с тамбовской преступной группировкой и с Путиным лично». «Новая газета» начала собственное расследование, в ходе которого нам удалось получить оперативные файлы отдела уголовных расследований департамента внутренних дел княжества Монако (копии - на сайте «Новой газеты»), в них говорилось, что бенефициаром компании Sotrama являлся умерший в Ницце в 2003 году Дмитрий Скигин - «руководитель группировки, занимающейся отмыванием доходов». В файлах полиции Монако также упоминался Илья Трабер, который «связан с тамбовской преступной группировкой» и вместе со Скигиным стоит за несколькими компаниями, «занимающимися перепродажей нефти», - говорилось в оперативных отчетах отдела уголовных расследований. В отчете также перечислялись дочерние структуры монакской Sotrama, одна из которых - Horizon International Trading из Лихтенштейна - заключала контракты на сотни миллионов долларов с крупнейшими российскими нефтяными компаниями. Как удалось выяснить «Новой газете», номинальным управлением этих нефтетрейдерских фирм занимались два юриста из города Руггель в Лихтенштейне - Маркус Хаслер и Грэхам Смит. Они, как рассказывал знакомый с ними юрист из Европы, имели когда-то «отношение к распространению коммунистической литературы» на страны Запада, а с развалом Советского Союза занялись трастовым управлением бизнесов, в том числе принадлежавших российским предпринимателям.

От экспорта леса и антиквариата до заправки самолетов

Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заявил «Новой газете», что «Путин никогда не имел отношения ни к компании Sotrama, ни к созданию нефтетрейдерских компаний где бы то ни было». При этом на вопрос, был ли знаком Путин с Дмитрием Скигиным и Ильей Трабером, Песков ответил, что они «в свое время работали в Санкт-Петербурге над проектом по строительству нефтеналивного терминала, в связи с чем неоднократно официально обращались к руководству мэрии Санкт-Петербурга».

Бывший российский партнер Дмитрия Скигина на условиях анонимности также рассказал «Новой газете», что Скигин был близко знаком с Владимиром Путиным и даже «не раз виделся с ним с глазу на глаз» в Кремле. А испанский адвокат Пабло Себастьян, давно знающий семью Скигина и представляющий сегодня интересы его первой жены, уверен, что Владимир Путин в бытность председателем Комитета по внешним связям (КВС) Санкт-Петербурга регистрировал немало компаний, принадлежавших Дмитрию Скигину.

Согласно положению о КВС, подписанному тогдашним мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком, на комитет возлагалась обязанность регистрировать все компании с иностранными инвестициями. Среди зарегистрированных тогдашним председателем КВС фирм нам удалось обнаружить и те, что принадлежали Дмитрию Скигину.

КВС зарегистрировал как минимум пять компаний, связанных с Дмитрием Скигиным. АОЗТ «Вингс оф Америка» было зарегистрировано в 1992 году КВС мэрии Санкт-Петербурга (регистрационный номер АОЛ-2449). Основными акционерами этой фирмы были Дмитрий Скигин и Horizon International Trading, которую полиция Монако считала дочерней структурой Sotrama. В том же году было зарегистрировано АОЗТ «Невская инвестиционная компания» (№АОЛ-3350) - среди ее акционеров были Дмитрий Скигин и все та же Horizon International Trading. В 1994 году КВС зарегистрировал АОЗТ «Совэкс Ко» (№АОЛ-6877), 50% которого принадлежало Дмитрию Скигину. В том же году председателем КВС было зарегистрировано АОЗТ «Петробилд» (№АОЛ-8040), которое занималось недвижимостью. Эта компания примечательна тем, что партнерами Дмитрия Скигина в ней были авторитетный в Санкт-Петербурге предприниматель Сергей Васильев, в покушении на которого сегодня обвиняется Владимир Кумарин (Барсуков), и Александр Крылов - нынешний начальник департамента региональных продаж «Газпром нефти». Александр Крылов в ответе на запрос «Новой газеты» подтвердил, что он был учредителем компании «Петробилд», «занимавшейся проектами по управлению недвижимости», и что был знаком с Дмитрием Скигиным и Сергеем Васильевым - они «осуществляли совместные проекты в рамках «Петробилда». Крылов также пояснил, что деятельность «Петробилда», «как любого совместного предприятия, курировалась Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга в рамках законодательства», но «совместных проектов с руководителем комитета Путиным компания не вела».

Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил «Новой газете», что «через Путина как председателя комитета проходили документы о регистрации всех компаний с иностранными инвестициями». При этом Песков затруднился ответить, были ли среди них те, что удалось найти «Новой газете». «В настоящее время установить не представляется возможным», - заявил пресс-секретарь Владимира Путина.

Дмитрий Скигин начинал с экспорта леса в Карелии, однако по-настоящему богатым стал после того, как занялся нефтяным бизнесом, - с тех пор он имел отношение ко многим ключевым активам Санкт-Петербурга. Согласно отчетам об итогах выпуска ценных бумаг, Дмитрию Скигину в середине 90-х годов принадлежала компания «Сигма», которая, в свою очередь, владела 66% в ЗАО «Совэкс». Другие 34% «Совэкса» принадлежали лихтенштейнскому офшору Horizon International Trading. ЗАО «Совэкс», как и остальные фирмы, было зарегистрировано КВС.

«Совэкс» был создан на базе имущественного комплекса горюче-смазочных материалов аэропорта «Пулково», говорится на сайте аэропорта. То есть если раньше заправкой самолетов занималась простая служба, то с образованием «Совэкса» служба превратилась в фирму, а прибыль от заправки авиаперевозчиков стала доставаться не государству - на тот момент стопроцентному акционеру «Пулково» - а Дмитрию Скигину и лихтенштейнскому офшору Horizon International Trading. С тех пор «Совэкс» стал практически монопольным заправщиком всех самолетов в санкт-петербургском аэропорту, а в 2008 году компания была приобретена «Газпром нефтью» и ЛУКОЙЛом.

С развитием нефтяного и топливно-заправочного бизнеса Дмитрий Скигин вошел в тот избранный круг санкт-петербургских предпринимателей и чиновников, среди которых было множество знакомых нынешнего премьер-министра Владимира Путина. В нефтяном бизнесе Дмитрий Скигин, видимо, познакомился и с Ильей Трабером - одним из самых влиятельных бизнесменов Санкт-Петербурга.

Илья Трабер, о котором в файлах полиции Монако говорится, что он «связан с тамбовской группировкой», - хорошо известен не только в России, но и в Европе. Широкую огласку его имя обрело во время операции «Тройка», в ходе которой были задержаны предприниматели Геннадий Петров и Александр Малышев, по мнению испанской полиции, руководители тамбовско-малышевской группировки. Из материалов расследования и «прослушек» телефонов обвиняемых, которые есть в распоряжении «Новой газеты», видно, что Илья Трабер имел тесные деловые и дружеские отношения с арестованными. Трабер не ответил на вопросы «Новой газеты», переданные более месяца назад представляющим его интересы адвокатам в России.

Илья Трабер начинал свой бизнес с антиквариата - он имел отношение к ОАО «Реставрационно-коммерческий центр «Антиквар», которое решением Ленсовета в 90-х годах стало практически монополистом на рынке санкт-петербургского антиквариата. Исключительному положению компании, как считали эксперты, во многом способствовали городские власти, и в особенности тогдашний мэр Анатолий Собчак, с которым Илья Трабер был хорошо знаком. И, видимо, благодаря тесным отношениям с Собчаком Трабер мог познакомиться и с тогдашним вице-мэром Санкт-Петербурга Владимиром Путиным.

Согласно базе данных о российских предприятиях СКРИН, учредителями ОАО «Реставрационно-коммерческий центр «Антиквар» был Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ), «Малое предприятие «Петербург» и «Информационно-юридическое бюро «Петер» («ИЮБ «Петер»).

Как говорилось в одном из постановлений арбитражного суда Северо-Западного округа за 2003 год, участниками «ИЮБ «Петер» были четыре физических лица: Илья Трабер, Виктор Корытов, Александр Уланов и Борис Шариков. Они же вместе с центром «Антиквар» были учредителями в охранном предприятии «ВИАБ». У каждого из четырех партнеров любопытная биография: достаточно отметить, что Борис Шариков - бывший сотрудник правоохранительных органов и судья, а Виктор Корытов сегодня - заместитель председателя правления Газпромбанка. Как сообщил «Новой газете» пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков, Корытов «примерно в одно время с Путиным работал в Ленинградском управлении КГБ СССР». Правда, при этом Песков подчеркнул, что они «с тех пор отношений не поддерживают». Виктор Корытов не ответил на отправленный более двух недель назад запрос «Новой газеты».

Начав с антикварного и охранного бизнесов, партнеры стали постепенно завоевывать и более крупные сектора экономики, и к середине 90-х годов «ИЮБ «Петер» уже владело долями во многих крупнейших и ключевых предприятиях Ленинградской области, в которых среди партнеров можно было найти немало близких знакомых премьер-министра Владимира Путина.

Дмитрий Скигин, Илья Трабер и друзья Путина

По данным ЕГРЮЛ, «Совэкс» Дмитрия Скигина и «ИЮБ «Петер» Ильи Трабера владели по 25% в ЗАО «Балтийская бункерная компания» (ЗАО «ББК»). Еще четверть ЗАО «ББК» принадлежала «Финансовой компании «Петролиум», аффилированной с Геннадием Петровым - авторитетным предпринимателем, арестованным в 2008 году в Испании в ходе операции «Тройка».

Принадлежавшее Петрову, Траберу и Скигину ЗАО «ББК», в свою очередь, владело 25% в «Петербургском нефтяном терминале», говорилось в отчетности последнего за 1998 год. История создания этого терминала, через который шла значительная часть российского нефтяного экспорта, весьма любопытна.

После развала Советского Союза основные мощности по перевалке нефтепродуктов оказались в странах Балтии. В связи с чем в начале 90-х годов было принято решение построить в Санкт-Петербурге современный нефтяной терминал, и проект получил название «Золотые ворота». Учредителями «Золотых ворот» стала мэрия Санкт-Петербурга, в которой тогда трудился Владимир Путин, и «Киришинефтехимэкспорт», в котором работал давний знакомый премьер-министра Геннадий Тимченко - сегодня совладелец Gunvor. Было выпущено специальное распоряжение правительства, однако «Золотые ворота» по непонятным причинам так и не открылись. Зато в 1996 году в качестве нового оператора для реализации проекта было выбрано ЗАО «Петербургский нефтяной терминал». Как рассказывал президент «Газпром нефти» (а в те времена - генеральный директор терминала) Александр Дюков, «очень серьезную помощь и поддержку» новому оператору оказывал вице-мэр Владимир Путин.

И в итоге, согласно отчетности компании, совет директоров ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» возглавил Илья Трабер, а вместе с ним в совет вошел и Дмитрий Скигин. Интересно, знал ли в то время вице-мэр Владимир Путин, оказывая «серьезную поддержку» новому оператору нефтяного терминала, что оказывает он ее людям, один из которых будет впоследствии арестован в Испании, а двое других будут упоминаться в оперативных сводках отдела уголовных расследований полиции Монако?

Благодаря столь весомой административной поддержке терминал заработал и стал использоваться нефтетрейдерами, в том числе и Геннадием Тимченко, торговавшим в то время нефтью Киришского НПЗ, от которого был проложен нефтепровод к нефтяному терминалу в Санкт-Петербурге. «Компании, принадлежащие Геннадию Тимченко, пользуются услугами санкт-петербургского терминала более 15 лет», - рассказал «Новой газете» представитель совладельца Gunvor. Имя Геннадия Тимченко вместе с именами Дмитрия Скигина и Ильи Трабера также упоминается в оперативных файлах полиции Монако, однако Тимченко через своего представителя заявил, что он был знаком с Дмитрием Скигиным, но не осуществлял с ним никаких совместных проектов.

Благоволил вице-мэр Владимир Путин и другой ключевой компании Санкт-Петербурга, к которой имели непосредственное отношение те, кто находился в поле зрения полиции Монако. «Петербургская топливная компания» («ПТК») создавалась по инициативе мэрии Санкт-Петербурга, а в 1995 году, как говорится на сайте компании, мэрия уполномочила «ПТК» «осуществлять снабжение нефтепродуктами предприятия городского хозяйства, обеспечивать хранение городского резерва и мобилизационного запаса нефтепродуктов». В марте 1995 года Владимир Путин подписал распоряжение мэрии, согласно которому «ПТК» поручалось «приобрести и хранить городской резерв автомобильного топлива», что практически сделало «ПТК» монополистом на бензиновом рынке.

При создании «ПТК» в 1994 году, как говорится на сайте компании, среди ее акционеров был банк «Россия», совладельцы которого - давние знакомые нынешнего премьер-министра, учреждавшие с ним кооператив «Озеро», - Юрий Ковальчук и Николай Шамалов. Любопытно, что в 1998–1999 годах совладельцем банка «Россия» был и арестованный в Испании Геннадий Петров, которого один из обвиняемых по «испанскому делу» называл «другом Путина». Другим акционером «ПТК» при создании, как говорится на сайте компании, было принадлежавшее Илье Траберу и сослуживцу Путина Виктору Корытову «ИЮБ «Петер».

После 1996 года структура собственности и управления «ПТК» поменялась. Согласно отчетности компании, генеральным директором, а затем и председателем совета директоров стал другой давний знакомый Владимира Путина - Владимир Смирнов (руководитель кооператива «Озеро»), а вице-президентом стал находящийся сегодня под следствием Владимир Кумарин (Барсуков).

5% «ПТК» стали принадлежать однокурснику Владимира Путина - Виктору Хмарину через компанию «Вита-Х». А более крупные пакеты акций достались ЗАО «Петролиум» (12%), аффилированному с Геннадием Петровым, и «Балтийской бункерной компании» (13%), которую контролировали фирмы Дмитрия Скигина и Ильи Трабера. И несмотря на то, что крупнейший пакет «ПТК» (14 %) держал город в лице КУГИ, если сложить доли, принадлежавшие через различные структуры Геннадию Петрову, Илье Траберу и Дмитрию Скигину, можно предположить: именно они вместе с Владимиром Кумариным (хотя он официально в число акционеров и не входил) владели бензиновым монополистом, который пользовался весомой поддержкой мэрии Санкт-Петербурга и Владимира Путина.

Однако вскоре пути бывших партнеров по «Петербургской топливной компании» разошлись. И камнем преткновения, видимо, стал более ценный актив - Петербургский нефтяной терминал. В конце 90-х - начале 2000-х годов Дмитрий Скигин и Илья Трабер, став гражданами Греции, перебрались за границу. Как рассказывал «Новой газете» бывший партнер Скигина, он уезжал, чтобы быть поближе к центрам управления бизнеса в Монако и Лихтенштейне. И, как считали участники рынка, совладельцем нефтяного терминала стал влиятельный питерский бизнесмен и давний партнер Дмитрия Скигина Сергей Васильев.

В 2006 году на Сергея Васильева было совершено покушение, в его организации сегодня обвиняется находящийся под следствием Владимир Кумарин (Барсуков). Газета «Ведомости», ссылаясь на мнение двух предпринимателей, знакомых с Сергеем Васильевым и Геннадием Тимченко, предполагала, что это совладелец Gunvor «мог убедить» Владимира Путина изолировать Владимира Кумарина от общества. Кумарин, по словам собеседников газеты, не смог договориться с Сергеем Васильевым по поводу терминала, после чего на последнего было совершено покушение. Оправившись, Васильев, по версии «Ведомостей», мог попросить помощи у Геннадия Тимченко в обмен на долю в терминале. Геннадий Тимченко заявил «Новой газете», что «эти утверждения не соответствуют действительности» и что ни он сам, ни принадлежащие ему компании не владеют долей в терминале. Владимир Кумарин (Барсуков) на вопросы «Новой газеты» не ответил.

Как бы то ни было, нетрудно догадаться, кто вышел победителем в этом конфликте. Некогда самый влиятельный бизнесмен Санкт-Петербурга Владимир Кумарин сегодня под следствием, а ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», согласно отчетности компании за 2008 год, принадлежит пяти офшорам с Кипра. Совет директоров предприятия возглавляет Михаил Скигин - старший сын Дмитрия Скигина. Михаил Скигин на запрос «Новой газеты» не ответил.

Изучая многочисленные бизнесы знакомых Владимира Путина, безусловно, невозможно обнаружить те, что связаны с премьером лично, в связи с чем всегда возникает вопрос: действительно ли премьер заинтересован в том, чтобы бизнес был поделен между теми, кому он доверяет, или это кто-то очень удачно использует его имя для решения собственных вопросов?