Какая зерновая культура занимает наибольшую площадь. Годовая контрольная работа по географии (10 класс). География отраслей растениеводства зависит от

Какая зерновая культура занимает наибольшую площадь. Годовая контрольная работа по географии (10 класс). География отраслей растениеводства зависит от

Религия в России

Материал из Википедии - свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org)

Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой , проверенной 17 апреля 2011 .

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию , проверенную 17 апреля 2011, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требует 1 правка .

Перейти к: навигация , поиск

Динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения

Религия в России - совокупность религиозных течений , утвердившихся на территории Российской Федерации .

Действующая (от 1993 года ) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство . Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» . Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений» .

Вероисповедные и национальные ограничения, которые были законодательно закреплены в законах Российской империи , были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года .

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган , призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями (каковым в СССР был Совет по делам религий при Совете Министров СССР); но, по мнению экспертов , внесённые в июле 2008 года поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, могут свидетельствовать о готовящемся создании соответствующего «уполномоченного органа исполнительной власти». 26 августа 2008 года сообщалось, что указом президента Республики Татарстан М. Шаймиева Совет по делам религий при Кабинете министров Татарстана преобразован в Управление по делам религий, таким образом вернув себе полномочия государственного органа .

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие , есть также католики и протестанты ), а также ислам и буддизм .

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны распределяется по конфессиональной принадлежности следующим образом:

    Православие - 75 %.

    Ислам - 5 %.

    Католицизм , Протестантизм , Иудаизм , Буддизм - по 1 % и меньше.

    Неверующие - 8 %.

Христианство в России

В России представлены все три основные направления в христианстве - Православие , Католицизм и Протестантизм .

Христианские конфессии

Официальная статистика о доле жителей России, исповедующих различные религии, отсутствует. Однако, по некоторым оценкам, около 50 % населения являются неверующими и 30-40 % - православными .

Согласно опросу ВЦИОМ, 75 % населения , причисляет себя к православным. В основном это люди старше 40 лет [ источник не указан 68 дней ] . В религиозных обрядах участвует 66 % .

Количество католиков приблизительно оценивается в 400-500 тысяч (в юрисдикции Римско-католической церкви находится 230 приходов - при этом четверть из них не имеет своих храмовых зданий). Армянская апостольская церковь располагает 65 приходами ; протестантов - около 1 млн, свидетелей Иеговы - около 150 000 .

Православие

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России» .

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами ) в РФ представлено Русской Православной Церковью , старообрядческими объединениями , а также рядом неканонических (альтернативных ) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь - крупнейшее религиозное объединение на территории России; полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году (см. статью Крещение Руси ), согласно традиционной историографии (См. статью Русская православная церковь ).

Наиболее крупные неславянские народы России с преимущественно православным вероисповеданием - чуваши , марийцы , мордва , коми , удмурты , якуты , осетины .

По мнению руководителя «Русского Общественного Движения » политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современных российских обществе и политической жизни: «Русской православной церкви было разрешено возродиться при Сталине в качестве института, в который канализировалась архаичная русскость. <…> РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР, а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа » . Исследователь Николай Митрохин писал (2006 ): «Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. <…> Однако при кадровых назначениях или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто из чиновников будет учитывать мнение представителя Церкви.»

Распространенность православия в России

В 2007 году по данным ВЦИОМ , православными себя считали в РФ 63 % респондентов ; по другим данным того же ВЦИОМ , всего о том, что они «верят в Бога» (то есть, не только православные) в 2007 году заявило 55 % опрошенных .

Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года) , доля называющих себя последователями православия (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России увеличилась с 70 % до 75 %, достигнув, максимального значения за все время измерения.

Процент россиян, посещающих церковные службы

От 1 до неск. раз в месяц

От 1 до неск. раз в год

Не посещали

Число опрошенных

Источник: Борис Дубин. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) .

Косвенные показатели распространенности

В качестве косвенных показателей распространенности православия в России используют данные по посещаемости храмов, отношению россиян к православным праздникам, заповедям и др.

По оценкам МВД , посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года , в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы , по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992 -1994 ), то есть около половины одного процента фактического населения города. В 2009 году в службах в московских храмах приняли участие 137 тыс. человек . На Рождество 2010 года праздничные богослужения в соборах, храмах и церквях посетили более 135 тыс. верующих . По мнению Андрея Кураева, проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчетам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть .

Однако чаще, чем раз в месяц, ходят в храм лишь 6 % россиян. Реже одного раза в год посещают храмы 18 % россиян, а несколько раз в год - 31 %. .

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский выразил свое несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих» . Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.

Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II : «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов» .

Согласно опросу ФОМ , Рождество с религиозным содержанием праздника ассоциирует 13 % россиян; в общей сложности, 46 % опрошенных связывают Рождество с колядованием и гаданиями . Во время Великого поста 83 % россиян сохраняют свой обычный режим питания.

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей , заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса .

Интерпретация данных социологических опросов

По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания .

Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил :

По приведенным данным можно только сказать, что 30 % - действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14 % - это просто не христиане

Католицизм

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.

После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь некоторое время продолжала свободную деятельность в России, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы . В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде.

С начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность свободного функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

По данным Федеральной регистрационной службы за декабрь 2006, на территории России функционирует около 230 приходов , четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

    Архиепархия Матери Божией

    Преображенская епархия в Новосибирске

    Епархия Святого Иосифа в Иркутске

    Епархия Святого Климента в Саратове

Оценка числа католиков в России носит приблизительный характер. В 1996-1997 гг. их было от 200 до 500 тысяч человек .

Ислам

Районы в России с мусульманским большинством.

Мечеть Кул-Шариф в Казанском Кремле

По данным экспертов (во время последней переписи вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн мусульман . По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов. Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года), доля называющих себя последователями ислама (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России снизилась с 7 % до 5 % опрошенных .

Среди них большую часть составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания (особенно много таких в Татарстане и Башкортостане). Более сильны общины на Кавказе (исключая христианский регион Северная Осетия ).

В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе , в Москве , в Санкт-Петербурге и Западной Сибири .

Религиозные организации и руководители

    Талгат Таджуддин - верховный муфтий (муфтий шейх-уль-ислам) Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) (Уфа)

    Равиль Гайнутдин - председатель Совета муфтиев России , глава Духовного управления мусульман европейской части России (Москва)

    Нафигулла Аширов - глава Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России

    Магомед Албогачиев - и. о. председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Ислам в истории России

Основная статья : Ислам в России

На ряде земель, входящих сейчас в состав России, ислам веками существовал в качестве государственной религии. В исламский период Золотой Орды (1312-1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками, часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством.

Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году (современные Татарстан , Чувашия , Ульяновская и Самарская области). Конкуренция Волжской Булгарии с Киевской Русью завершилась в середине XIII века , когда оба государства были завоёваны татаро-монголами. В 1312 году в Улус Джучи (Золотой Орде ) государственной религией был принят ислам . Государственная власть ставила князей в подчинение эмирам , баскакам и прочим представителями татаро-монгольских ханов . Гражданским законом в Улус Джучи служила Великая Яса , авторитет которой восходил к Чингисхану . Важнейшие решения принимались знатью совместно на курултаях . На территории Улус Джучи разрешалось отправление христианской веры, хотя православным митрополиту и духовенству под страхом смерти вменялось в обязанность «молиться Богу за хана, семейство и воинство его» .

Преемниками Улус Джучи были Большая Орда (Улуг Улус , 1433 -1502 гг.), Ногайская Орда (XIV -XVIII века ), а также ряд ханств, часть которых сохранилась на территории России вплоть до конца XVIII века . Например на территории Краснодарского края до 1783 года располагалось часть Крымского ханства .

В 1552 году Иван IV Грозный присоединил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно, и другие исламские государства были присоединены к царской Руси и России военным путём.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в состав Российской империи были введены Северокавказские территории, населённые преимущественно мусульманами.

По данным всероссийской переписи 2002 года , татары занимают второе по численности место среди народов, населяющих современную Россию (более 5,5 млн чел.). Татары составляют подавляющее большинство мусульман в России и являются самым северным мусульманским народом в мире. Традиционно, татарский ислам всегда отличался умеренностью и отсутствием фанатизма. Женщины-татарки нередко играли важную роль в общественной жизни татар и, в отличие от других мусульманских народов, никогда не носили паранджу [ источник не указан 350 дней ] . Одной из самых первых женщин-мусульманок, ставших руководителями государств, была Сююмбике - царица Казанского ханства в XVI веке.

Постсоветская история

Одновременно с распадом СССР в стране начался и распад объединённых духовных управлений. Духовное управление мусульман Северного Кавказа распалось на 7 управлений, после чего образовались ещё два. Потом распалось Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе. Первым из его состава вышло Духовное управление мусульман Республики Татарстан , затем Башкортостана , вслед за ними было образовано Духовное управление мусульман Сибири.

Лишь в 1993 году начался обратный процесс и было принято решение о создании Духовного управления мусульман европейской части России. В июле 1996 года главы самых авторитетных духовных управлений решили создать Совет муфтиев России. Совет собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений. Председатель Совета избирается на 5 лет.

Мусульмане Северного Кавказа создали свой собственный координационный центр. При этом, духовные управления мусульман Чеченской Республики, Республики Северная Осетия, Республики Адыгея, Республики Ингушетия входят и в Совет муфтиев России.

Иудаизм

Число иудеев - около 1,5 млн . Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР ), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге - около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.

Наряду с ФЕОРом, другое крупное объединение религиозных еврейских общин - Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России .

Буддизм

Районы в России с буддийским большинством.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии , Тувы и Калмыкии . По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн.

В 90-х годах XX века усилиями иностранных миссионеров и отечественных подвижников в крупных городах стали появляться буддистские общины , обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению.

Самый северный в мире Дацан «Гунзэчойнэй» , построенный ещё до Революции в Петрограде , сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры . Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве , который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике .

Ранние формы религии и язычество

Некоторые жители сибирских и дальневосточных регионов - Якутии , Чукотки а также часть финно-угров (марийцы , удмурты и др.) и чувашей - практикуют анимистические и языческие обряды наряду с основными религиями. Помимо этого отмечается тенденция возрождения славянского язычества-родноверия в русских национальных кругах.

О русском язычестве см. Славянская религия , о попытках его реконструкции в условиях современной России см. Родноверие .

Всего в РФ, из нескольких сотен общин, официально зарегистрировано 8 языческих организаций.

Религия и государство

Россия согласно Конституции является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной. Доминирующей тенденцией в современной России является клерикализация страны - постепенная реализация модели с господствующей (некоторые утверждают - государственной) религией . На практике в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, за которой кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная. Некоторые [ кто? ] сторонники православия полагают, что провозглашённое Конституцией отделение религиозных объединений от государства является следствием коммунистических стереотипов в общественном мнении [ неавторитетный источник? ] . Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В. Кувакин считает большой исторической ошибкой нынешнего руководства России желание превратить православие в государственную религию, то есть в государственную идеологию, что прямо противоречит Конституции .

Клерикализация

Религия проникает практически во все сферы общественной жизни , в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование . Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения . В российских школах появились учебные предметы «основ религиозных культур » , в некоторых государственных вузах существует специальность теология . В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность - военный священник (капеллан ) . Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики . 7 января (православное Рождество ) - официальный нерабочий праздничный день в России .

Религиозная культура в школах

См. также , Основы православной культуры

Введение в программу общеобразовательных государственных школ курса «Основы православной культуры » на факультативной основе началось в отдельных регионах страны в конце 1990-х годов . С 2006 года курс стал обязательным в четырёх областях: Белгородской , Калужской , Брянской и Смоленской . С 2007 года к ним планировалось добавить ещё несколько регионов . Опыт введения курса в Белгородской области подвергался критике и поддержке . Сторонники предмета и представители Русской православной церкви утверждали, что «Основы православной культуры» - курс культурологический, не ставящий своей целью приобщить учеников к религиозной жизни. Они подчёркивали, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий . Противники курса указывали, что в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство должно обеспечивать светский характер образования, что по Конституции все религии равны перед законом и ни одна из них не может устанавливаться в качестве государственной, а также что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим вероисповеданиям, и атеистов .

С 1 апреля 2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации включило в школьную программу предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России, а при успешном течении эксперимента - во всех регионах с 2012 года . Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения:

    «Основы православной культуры »

    «Основы исламской культуры»

    «Основы буддийской культуры»

    «Основы иудейской культуры»

    «Основы мировых религиозных культур»

    «Основы светской этики»

Экспертами был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в российских школах учебников по модулям основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году. Учебники содержат многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ , агрессивно навязывают ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебники несостоятельны в научном плане, в них не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этих учебников и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия .

Дискуссия вокруг письма академиков

Основная статья : Письмо десяти академиков

В этой статье мы дадим ответ на вопрос, какие вероисповедания в России существуют. Российской религией является комплекс церковных течений, укрепившихся на землях Российской Федерации. Как светскую страну, Русь определяет Конституция, действующая от 1993 года.

Известно, что в начале IV века (традиционной датой считается 301 год) царь Трдат III государственной религией объявил христианство. Именно так Армения превратилась в первое христианское государство на Земле.

Вера, православие являются неотъемлемой частью жизни почти каждого армянина. Так, перепись жителей Армении 2011 года гласит, что христианство различных конфессий в государстве исповедует 2 858 741 душа. Эта цифра говорит о том, что в этой стране проживает 98,67% богобоязненного населения.

Вероисповедание армян неодинаково: 29 280 верующих почитают Армянскую евангелистскую церковь, 13 843 - Армянскую католическую церковь, 8695 относят себя к свидетелям Иеговы, 7532 именуют себя православными (халкадонитами), 2872 - молоканами.

Кстати, Апостольская армянская церковь находится в числе Православных ориентальных церквей. К ним относятся: Коптская, Эритрейская, Эфиопская, Маланкарская и Сирийская.

Езидизм

Известно, что свобода вероисповедания существует и в Армении. В этой стране проживает 25 204 сторонника езидизма (почти 1% набожного населения государства). В основном это курды-езиды. Они живут в деревнях Араратской долины, немного северо-западнее Еревана. В Армавирской области государства 29 сентября 2012 года был торжественно открыт храм «Зиарат».

Он считается первым храмом, возведённым за рубежом Северного Ирака - изначальной родины езидов. Его задача состоит в удовлетворении духовных потребностей езидов Армении.

Иудаизм

Бог - Творец всего живого на Земле. Такого мнения придерживаются все верующие, к какой бы религии они ни относились. Интересно, что в Армении насчитывается до 3 тысяч иудеев, которые в основном проживают в Ереване.

Ислам

Христианское вероисповедание Армении мы разобрали. А кто в этой стране приветствует ислам? Известно, что это вероучение здесь исповедуют курды, азербайджанцы, персы, армяне и иные народы. В Ереване специально для мусульман возведена мечеть.

Сегодня в этом государстве община мусульман-курдов включает несколько сотен душ, большинство которых живёт в Абовянском районе. Некоторые мусульмане-азербайджанцы проживают около северных и восточных границ Армении в сёлах. Вообще в Ереване около одной тысячи мусульман - курды, выходцы из Ближнего Востока, персы и примерно 1500 армянок, принявших ислам.

Неоязычество

Вы не устали ещё изучать бесконечные религии народов? Итак, продолжаем далее разбирать эту интереснейшую тему. Перепись 2011 года свидетельствует, что в Армении живёт 5434 сторонника язычества.

Неоязыческое религиозное движение именуют гетанизмом. Оно воссоздаёт устоявшееся армянское дохристианское вероучение. Гетанизм основал арменолог Слак Какосян на базе сочинений Гарегина Нжде - армянского известнейшего националиста.

Беспрестанно все неоязыческие таинства проводятся в храме Гарни. Главой армянских языческих общин является жрец Петросян Зограб. Конкретное число последователей этой веры никто не знает. Вообще армянское неоязычество популярно, как правило, у поклонников ультраправых и националистических течений.

Известно, что гитанистами себя считали известные политики Армении: Ашот Навасардян (основал правящую Республиканскую армянскую партию) и Маргарян Андраник (бывший премьер-министр страны).

Свобода веры в России

Убеждения и вероисповедание русского народа подтолкнули императора Николая II в 1905 году (17 апреля) издать именной высочайший указ для Сената. Данный указ повествовал об упрочении истоков веротерпимости. Именно эта бумага впервые в истории Руси законодательно утверждала не только права на свободу верований лиц неправославной веры, но и устанавливала, что выход из нее в иные вероучения не подлежит преследованию. Дополнительно царь легализовал старообрядчество и отменил существовашие ранее запреты и ограничения для иных христианских конфессий.

Закон о вероисповедании гласит, что религия с 20 января 1918 года в России является личным делом каждого. Именно так провозгласил декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР.

А Конституция РФ (часть 2, статья 14) говорит, что:

  • Россия является светской страной. Никакая религия здесь не может устанавливаться как обязательная либо государственная.
  • Религиозные сообщества отделены от государства и перед законом равны. Федеральный закон «О религиозных коалициях и свободе совести» в 1997 году зафиксировал «исключительную роль православия в российской истории, в становлении её культуры и духовности».

Надеемся, данная статья помогла вам получить общее представление о российских вероисповеданиях.

114. Зерновое хозяйство мира

Главную роль в обеспечении населения Земли продовольствием, а некоторых отраслей промышленности сырьем всегда играло и продолжает играть растениеводство (земледелие). В растениеводстве же первое место по значению принадлежит зерновым культурам, которые распространены фактически по всей земледельчески освоенной территории планеты и используются и для питания людей, и в качестве корма для домашних животных (примерно 55 % зерновых употребляют в пищу и 45 % используют как фуражное зерно). К числу зерновых культур относятся пшеница, рис, кукуруза (маис), ячмень, рожь, овес, сорго, просо, не говоря о некоторых местных культурах. Их роль в общем производстве продовольственных культур демонстрирует рисунок 90.

Характеристика современного мирового зернового хозяйства включает в себя четыре составные части: 1) посевные площади; 2) валовой сбор; 3) международную торговлю; 4) потребление.

Посевная площадь под зерновыми культурами ныне составляет примерно 650 млн га, т. е. 45 % всех обрабатываемых площадей. В отдельных странах эта доля значительно больше. Например, в России, Великобритании, во Франции, в Италии, США зерновые занимают от 50 до 60 % всех посевных площадей; в Польше, Венгрии, Румынии – от 60 до 65, в ФРГ – около 70, во Вьетнаме – 80, а в Японии – более 90 %.

Рис. 90. Мировое производство продовольственных культур

Рис. 91. Структура посевных площадей зерновых культур

Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница (215 млн га), рис (155 млн) и кукуруза (140 млн га). Соответственно и доля их в посевах зерновых самая большая (рис. 91).

Ни одна другая сельскохозяйственная культура не распространена в мире так же широко, как пшеница. Огромный северный пшеничный пояс Земли протягивается по территории Северной Америки, зарубежной Европы, бывшего СССР, Юго-Западной, Южной и Восточной Азии. В его пределах посевы пшеницы особенно велики в России, Китае, США, Канаде, Казахстане, Украине. Южный пшеничный пояс состоит из трех отдельных ареалов – в Аргентине, Южной Африке и Австралии. Неудивительно, что сбор урожая на мировом пшеничном поле происходит практически круглый год (рис. 92).

Главная особенность распространения посевов риса заключается в их тяготении к районам с муссонным климатом. Именно поэтому они сосредоточены прежде всего в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; наиболее велики площади под рисом в Индии, Китае, Индонезии. Второй урожай здесь обычно получают в сухой сезон при искусственном орошении. Что касается посевов кукурузы, то они территориально почти совпадают с посевами пшеницы, примыкая к северному и южному пшеничным поясам.

Валовой сбор зерновых культур длительное время возрастал довольно медленными темпами. Так, в 1900 г. он составил 500 млн т, в 1920 г. – 600 млн, в 1940 г. – 700 млн т. Но во второй половине ХХ в. темпы роста производства зерновых значительно возросли – прежде всего под влиянием «зеленой революции» (рис. 93). Однако в 1990-х гг., судя по рисунку 93, мировой сбор зерновых фактически перестал расти. Соответственно и производство зерна из расчета на душу населения в 1990-х гг. уменьшилось с почти 400 кг до немногим более 330 кг.


Рис. 92. Время уборки пшеницы в различных регионах мира

Начали сокращаться площади под зерновыми, запасы зерна на складах. Видимо, это свидетельствует об исчерпании резервов «зеленой революции». Сказались и очень засушливые годы, например 1995 год. Во всяком случае, в середине 1990-х гг. мир оказался перед реальным дефицитом зерна. Но в начале XXI в. мировое производство зерна снова заметно возросло.

Рис. 93. Мировое производство зерновых культур, млн т

Структура валового сбора зерновых за последнее время больших изменений не претерпела: общее производство трех главных культур по-прежнему различается не очень сильно. Например, в 2005 г. мировой валовой сбор пшеницы составил 630 млн т, риса – 610 млн, а кукурузы – 725 млн т. А вот соотношение Севера и Юга в мировом сборе зерновых стало постепенно изменяться в сторону увеличения доли Юга, которая уже достигла 60 %. Это изменение связано с различиями в темпах роста: так, в 70-80-х гг. XX в. производство зерновых в странах Юга выросло в 1,5 раза, а в странах Севера – в 1,3 раза. В свою очередь, это привело к некоторому перераспределению мест среди ведущих «зерновых» стран мира (табл. 124).

Если рассматривать под этим же углом зрения валовые сборы трех главных зерновых культур, то априори можно предположить, что различия между «пшеничными» и «кукурузными» странами, с одной стороны, и «рисовыми», с другой, должны быть гораздо большими. Так оно и есть в действительности (табл. 125).

Таблица 124

ВАЛОВОЙ СБОР ЗЕРНОВЫХ ПО СТРАНАМ, 2005 г.

Как видим, в первой десятке стран по сбору пшеницы представлены Европа, Азия, Северная Америка и Австралия, а в первую десятку по рису входят только страны Азии и Бразилия. Что же касается кукурузы, то перевес двух стран (США – 240 млн т, Китай – 120 млн т) здесь настолько велик, что остальные страны – производители кукурузы просто не могут идти с ними в сравнение.

Таблица 125

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ВАЛОВОГО СБОРА ПШЕНИЦЫ И РИСА В 2005 г.

Международная торговля зерном имеет свои особенности. В 1970 г. на мировой рынок поступило 80 млн т зерновых, а в 1995 г. был достигнут уровень в 205 млн т. В последующие годы этот показатель поднялся до примерно 270 млн т, а это означает, что в международной купле-продаже зерна участвует около 12 % его валового сбора. В качестве главных экспортеров пшеницы традиционно выступают США, Канада, Австралия и Франция, кукурузы – США и в меньшей мере Франция и Аргентина, риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан и Вьетнам. Но нужно учитывать и то, что, в отличие от пшеницы, на экспорт поступает всего 2–3 % от мирового сбора риса.

Главными импортерами зерна, закупающими ежегодно от 1 млн т до 30 млн т, в 1990-х гг. были (в порядке убывания): Япония, Россия, о. Тайвань, Республика Корея, Китай, Египет, Бразилия, Иран, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Алжир, Венесуэла, Марокко, Куба и Саудовская Аравия. К ним можно добавить еще 110 стран, которые тоже ввозят зерно, но в меньших количествах. При этом в максимальной зависимости от импортного зерна, которое покрывает более 70 % потребностей этих стран, находятся Япония, Республика Корея, о. Тайвань и Куба. В Египте, Алжире, Саудовской Аравии такая зависимость составляет 30–60 %, в Иране – около 30 %.

Международная торговля зерном влияет и на размеры внутреннего потребления зерна. Именно благодаря ей состав главных стран – потребителей пшеницы существенно отличается от состава стран, которые ее производят. А вот по отношению к рису, который поступает на мировой рынок в небольших количествах, эти различия мало заметны (табл. 126).

Таблица 126

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПШЕНИЦЫ И РИСА В НАЧАЛЕ XXI В.

Наряду с общими размерами потребления зерна той или иной страной важным показателем считаются размеры такого потребления из расчета на душу населения. В этом отношении особенно выделяются зерно-производящие, но не столь большие по населению Канада и Австралия, где душевое потребление намного превышает 1000 кг. Несмотря на значительный экспорт, очень велико оно также в США и во Франции, а в большинстве стран Западной Европы находится на уровне 300–600 кг. Для развивающихся стран в целом этот показатель составляет 250 кг, а в Африке – 150 кг.

Россия стабильно входит в первую пятерку стран по валовому сбору зерновых в целом и по сбору пшеницы, которая занимает более половины всех ее посевных площадей под зерновыми (24 млн га из 43 млн га). Однако валовые сборы зерновых в 1990-х гг. обнаружили очень большие колебания: от 107 млн т в 1992 г. до 48 млн т в 1998 г. В 2000 г. было собрано 65 млн т зерновых, в 2001 г. – 85 млн т, в 2006 г. – 78 млн т. Это объясняется в первую очередь погодными, но также и некоторыми другими условиями. Тем не менее в последние годы стране удалось в основном решить задачу самообеспечения зерном. Если в 1980-х гг. СССР ежегодно ввозил 30–40 млн т зерна, то теперь ввоз составляет 2–3 млн т. Наряду с этим Россия стала экспортером зерна. Среднедушевое производство зерна в России уменьшилось с 650–750 кг в 1990–1993 гг. до 450–550 кг в 1994–1996 гг., а в урожайном 2001 г. составило 520 кг.

Главная задача их состоит в предотвращении развития эрозии почв .

Для защиты почв от водной эрозии почвозащитные севообороты вводятся по склонам крутизной более 5°. В таких севооборотах исключаются чистые пары. Пропашные культуры высеваются по­перек склона полосами шириной 30-60 м, которые чередуются с полосами многолетних трав или однолетних культур сплошного загущенного посева. На склонах большой крутизны (более 10- 12°) необходимо вводить травопольные севообороты, причем под многолетними травами должно быть более 50 % всей площади.

На землях, сильно подверженных водной эрозии, в лесостепной зоне рекомендуются примерно следующие севообороты : 1-3 - многолетние травы; 4 - озимые (с оставлением травяных полос); 5 - кукуруза или смесь ее с тыквой при полосном размещении с.полосами трав; 6 - зернобобовые с посевом пожнивных культур; 7 - озимые и яровые с подсевом многолетних трав.

В районах ветровой эрозии применяются почвозащитные сево­обороты с полосным размещением многолетних трав и чистых па­ров . Полосы размещаются поперек господствующих ветров. Ширина полос на легких почвах должна быть до 50 м, а на более тяжелых - до 100-150 м. Так, при полосном размещении куль­тур, пара и многолетних трав возможен следующий пятипольный севооборот с десятилетней ротацией: 1-5-многолетние травы;. 6-7 - яровая пшеница; 8 - кулисный пар; 9-10 - яровая пшени­ца. Полоса, занятая ранее паром, затем два года подряд засева­ется яровой пшеницей, а та полоса, которая была второй год под яровой пшеницей, на третий идет под многолетние травы.

Полосное размещение посевов различных культур и чистого пара за последние годы получило широкое распространение, осо­бенно в Северном Казахстане.

Севообороты орошаемого земледелия существенно отличаются от севооборотов без орошения . Первая, наиболее важная, их осо­бенность состоит в том, что здесь выращиваются особо ценные для народного хозяйства и хорошо отзывающиеся на поливы культуры. Для орошения необходимо иметь допустимо минимальную пло­щадь поля севооборота. Она устанавливается с учетом способа полива и поливной техники. Размеры полей и их конфигурация должны обеспечить производительное использование многоопорных широкозахватных дождевальных машин. Следует учитывать также общие размеры поливной площади в хозяйстве, водообеспеченность и со­став культур. Размеры полей должны быть не менее 40-60 га.

Наиболее распространенные культуры поливного земледелия нашей страны - многолетние бобовые травы (люцерна, клевер). В севооборотах с люцерной на нее приходится 20-30 % площади. В Средней Азии, Закавказья и в Казахстане ведущей культурой является хлопчатник, который в хлопково-люцерновых севооборотах занимает 60-70 % площади. Широкое распростране­ние получила также фабричная сахарная свекла, под которую от­водится 10-30 % площади севооборота. Из технических культур на орошаемых землях возделываются и масличные культуры (кун­жут и др.). На поливных землях большая площадь отводится ведущим продовольственным культурам - озимой (Северный Кав­каз, Украина, Молдавия) и яровой пшенице (Поволжье). Эти культуры занимают 20-30 % площади севооборота.

Одной из ценнейших продовольственных культур является рис . На него в рисовых севооборотах на поливных землях приходится 50-60 % площади и более. Важной зерновой культурой в оро­шаемом земледелии является зерновая кукуруза, которой отводит­ся 5-20 % площади в севообороте. На орошаемых землях возде­лываются овощные культуры, соя, горох на зерно, кормовые и другие культуры.

На Украине при орошении распространен следующий свекло­вичный севооборот: 1, 2-люцерна; 3- озимая пшеница с по­жнивным посевом кукурузы; 4 - сахарная свекла; 5 - картофель, кукуруза на зерно; 6 - кукуруза на силос; 7 - сахарная свекла; 8 - ячмень или просо с подсевом люцерны.

Бытовые сточные воды обычно имеют высокую концентрацию патогенов.

в них в концентрациях от 10 2 до 10 11 на 1 л.

Наиболее опасны при использовании для орошения гельминты, наименее - вирусы. Риск заболеваний, вызываемый бактериями и простейшими, имеет промежуточный характер.

Сточные воды городов содержат и химические загрязнители, если в них поступает промышленный сброс. В эту категорию, прежде всего, попадают тяжелые металлы и нерасщепляющаяся органика.

Перед подачей хозяйственно-бытовых стоков на орошение необходима их очистка. Как правило, сточные воды проходят предварительную подготовку на сооружениях механической и биохимической очистки с последующей дополнительной очисткой в биологических прудах или на песчаных фильтрах.

Вместе с тем, такая очистка коммунальных стоков не обеспечивают полную безопасность их применения в сельскохозяйственных целях. Российский норматив разрешает использование сточных вод для выращивания технических, зерновых, кормовых культур и древесно-кустарниковых насаждений. Культивирование на открытых земледельческих полях орошения овощных, в том числе картофеля, ягодных, фруктовых, бахчевых, салатных культур запрещается.

Этот способ является практически идеальным вариантом полива. Дозированная подача воды непосредственно в прикорневую зону растения не мешает корневой системе "дышать". В результате в этом месте почва поддерживается в оптимально влажном состоянии. Такие системы предназначены для орошения деревьев, кустарников, отдельных цветников и плодово-ягодных растений. Внутрипочвенный способ полива наиболее эффективен на суглинистых и глинистых почвах.

Планирование и организация мелиоративных работ. Источники и порядок их составления и проведения.

РАБОТЫ МЕЛИОРАТИВНЫЕ - работы по строительству оросительных, обводнительных и осушительных систем и борьбе с вредным механическим действием воды - эрозией, размывом, затоплением и т.д.

Мелиорация земель -- коренное улучшение земель в результате осуществления комплекса мер. Среди различных видов мелиорации наиболее масштабными являются орошение и осушение.

Большую роль играют культуртехнические работы (борьба с кустарниками, кочками и др.), химические мелиорации (известкование и гипсование почв), агролесомелиорации, укрепление сыпучих песков, борьба с водной и ветровой эрозией и др.

Мелиорация земель способствует сохранению и повышению плодородия почвы, росту урожайности, устойчивости земледелия, смягчению воздействия колебаний иогодно-климатических условий на результаты производства. В 1966--1985 гг. площади орошаемых и осушенных земель в стране расширились примерно вдвое. Масштабы мелиорации возрастают, но главное внимание на нынешнем этапе уделяется повышению ее эффективности.

В последние годы в сфере мелиорации преобладало орошение и осушение. Другим видам мелиорации уделялось недостаточно внимания. Между тем в отличие от орошения и осушения другие, неводные виды мелиорации менее ресурсоемки и часто предпочтительнее в экологическом отношении; в предстоящие годы им будет уделено особое внимание. Большое значение придается также повышению экономической и экологической эффективности водной мелиорации: упор делается не на ввод новых орошаемых и осушенных земель, но прежде всего на реконструкцию введенных ранее систем, на повышение культуры земледелия на мелиорированных землях.

Важнейшую роль в повышении эффективности мелиорации земель играет рациональное использование воды.

Под мелиорацией понимается система технических мероприятий, направленных на коренное улучшение неблагоприятных природных условий используемых земель.

Различают три основные задачи мелиорации:

· улучшение земель, находящихся в неблагоприятных условиях водного режима, выражающихся либо в избытке влаги, либо в ее недостатке по сравнению с тем количеством, которое считается необходимым для эффективного хозяйственного использования территории;

· улучшение земель, обладающих неблагоприятными физическими и химическими свойствами почв (тяжелых глинистых и иловатых почв, засоленных, с повышенной кислотностью и пр.);

· улучшение земель, подверженных вредному механическому воздействию, т. е. водной и ветровой эрозии, выражающейся в образовании оврагов, оползней, развеивании почвы и пр.

В зависимости от конкретной задачи применяются и различные виды мелиорации.

Мелиорация, направленная на удаление с территории избыточной влаги, носит название осушительной. Она находит применение, кроме сельского хозяйства, в коммунальном, промышленном и дорожном строительстве, торфодобыче, при проведении оздоровительных мероприятий на заболоченных территориях и других видах освоения земель. Мелиорация, направленная на ликвидацию недостатка вод в почвогрунтах сельскохозяйственных полей, носит название орошения.

Мелиорация земель с неблагоприятными физическими свойствами почв направлена на усиление аэрации, увеличение скважности и водопроницаемости почв. Для этого вводятся правильные севообороты, применяется пескование иловатых почв и кpoтовый дренаж, способствующий увеличению воздухо- и водопроницаемости глубоких слоев почв. Мелиорация земель с неблагоприятными химическими свойствами почв заключается в удалении вредных солей путем промывки, уменьшения кислотности почв внесением извести, повышении питательных свойств почв удобрениями и введении правильных севооборотов с повышенным удель-ным весом трав,

Мелиорация земель, подверженных водной и ветровой эрозии, обычно включает мероприятия, направленные на уменьшение количества и скорости стекающих поверхностных вод, увеличение сопротивляемости почв размыву и развеиванию. Эти мероприятия базируются на применении широкого комплекса лесокультурных, агротехнических и гидротехнических средств.

В современных условиях на большинстве территорий, подверженных мелиоративным работам, как правило осуществляется не один из рассмотренных выше видов мелиорации, а несколько, в зависимости от сочетания природных и хозяйственных условий.

Так одновременно с орошением территории на ней создаются лесные полосы, на орошаемых полях вводятся севообороты, применяются удобрения, осуществляются промывки засоленных участков и пр. Все это, особенно при огромных масштабах мелиоративного строительства в нашей стране, делает мелиорацию одним из ведущих антропогенных факторов преобразования природы в целом и гидрологического режима в частности.

Из отмеченных выше различных видов мелиоративных работ очевидно, что многие из них вовсе не относятся к компетенции гидротехники. Среди них, например, лесомелиорации, агромелиорации и др. Поэтому в дальнейшем будут рассмотрены только те мелиоративные работы, которые принято объединять в группу так называемых водных мелиорации, это: орошение, осушение и борьба с водной эрозией



К зерновым культурам (семейство Мятликовые - Poaseae) относятся:

  • пшеница мягкая
  • пшеница твердая
  • ячмень
  • тритикале (гибрид ржи и пшеницы)
  • кукуруза
  • просо
  • сорго веничное
  • сорго зерновое
  • сорго сахарное

К этой же группе обычно относят и гречиху из семейства Гречишные. Просо, рис и гречиху по основному виду их использования называют крупяными культурами.

Наибольшую площадь возделываемых земель в нашей стране занимает пшеница, на значительных площадях возделывают также ячмень, овес, рожь. Широкое распространение хлебных злаков объясняется тем, что они служат источником получения необходимых продуктов питания, таких, как хлеб и разнообразные крупы. В зерне хлебных злаков основные питательные вещества (белок, углеводы и другие органические соединения) находятся в наиболее благоприятном соотношении.
Белка больше всего содержит зерно пшеницы (до 20-21 %), жира - зерно кукурузы, проса и овса.

Зерновые хлеба играют огромную роль в производстве разнообразных кормов для животноводства: концентрированных (зерно кукурузы, ячменя, овса), грубых кормов (мякина, полова, солома) и др.

Большую ценность имеют зерновые культуры, как сырье для производства крахмала, патоки, декстрина, спирта и других продуктов.

В России путем селекции получена новая зернокормовая культура - тритикале (гибрид пшеницы и ржи). Зерно тритикале достаточно высокого качества, используется для фуражных и продовольственных целей. Зеленая масса этой культуры - ценный корм для животноводства.
От пшеницы и ржи эту культуру выгодно отличает высокая устойчивость к неблагоприятным экологическим факторам.

Зерно отличается очень высокой питательностью и калорийностью, хорошо хранится, удобно для перевозок и переработки. Эти качества зерна были известны человеку в глубокой древности, и потому зерновые культуры стали основой развития растениеводства. Пшеница известна с 7-го тысячелетия до н.э., рис - с 3-го тысячелетия до н.э.
Одно из древнейших растений - кукуруза, которую местное население Америки выращивало с незапамятных времен.

В наше время более половины всей пашни земного шара, свыше 750 млн. га, занято посевами зерновых культур. Их выращивают на всех континентах. В Российской Федерации зерновыми культурами засевают более 125 млн. га. Отрасль сельского хозяйства России, занимающаяся возделыванием зерновых культур для получения зерна, называется зерновым хозяйством.

Строение растений зерновых культур

Несмотря на разнообразие видов, зерновые злаки обладают многими общими ботаническими признаками.

Корневая система зерновых
У всех зерновых злаков корневая система мочковатая, распространяющаяся главным образом в пахотном слое почвы (более половины всех корней сосредоточена на глубине до 20 см). Отдельные корни могут проникать на глубину до 100 см и даже более. Масса корней составляет 20 - 25 % от всей массы растений. У гречихи корневая система стержневая, она проникает на большую глубину, но разветвляется в основном также в поверхностном слое почвы. По происхождению корни злаков разделяют на первичные (или зародышевые) и вторичные (или узловые). Вторичные корни возникают из подземных стеблевых узлов. У высокостебельных зерновых культур (кукуруза, сорго) образуются также опорные (воздушные) корни из надземных стеблевых узлов.
Стебель и листья зерновых культур

Стебель хлебных злаков - соломина, полая или заполненная сердцевиной, разделенная узлами с поперечными перегородками на 5 - 6 междоузлий. Высота стебля - от 50 до 200 см, а у кукурузы и сорго больше.
Стебель злаков способен куститься, т. е. образовывать боковые побеги, возникающие главным образом из сближенных подземных стеблевых узлов или узла кущения.

Селекционеры стремятся выводить сорта зерновых (карликовые и полукарликовые) с прочной и короткой соломиной, чтобы предотвратить полегание растений.
У гречихи стебель обычно ветвистый, высотой от 30 до 150 см, красноватого цвета.

Лист у зерновых злаков линейный, а у гречихи стреловидный.
Листья образуются на каждом стеблевом узле. Каждый лист состоит из листового влагалища, которое плотно охватывает стебель и защищает молодые растущие части, придавая им большую прочность, и листовой пластинки.
У основания листового влагалища, в месте его крепления к стеблю, образуется утолщение - листовой узел. Он не только прикрепляет лист к стеблю, но и препятствует полеганию хлебов. Разрастаясь с нижней затененной части, листовой узел давлением на стебель способствует сохранению им вертикального положения.

Цветок зерновых растений

Цветок зерновых культур имеет две цветковые чешуи: наружную (нижнюю) и внутреннюю (верхнюю). У остистых форм наружная цветковая чешуя несет ость.

Между цветковыми чешуями находятся главные части цветка: пестик с двумя перистыми рыльцами, а также три тычинки (у риса - шесть). Цветки у всех зерновых (кроме кукурузы) обоеполые. У большей части хлебных злаков они собраны в соцветие сложный колос (пшеница, рожь, ячмень, тритикале) или метелку (овес, сорго, просо). У кукурузы два соцветия - мужские цветки собраны в метелку, женские - в початок, образующийся в пазухе листа.
Рожь, кукуруза, сорго, гречиха - растения перекрестноопыляющиеся. Пыльцу переносит ветер, а гречиха опыляется в основном насекомыми (чаще пчелами). Остальные зерновые культуры самоопыляющиеся.

Плод зерновых культур

Плод у зерновых культур, обычно называемый зерном, представляет собой зерновку, в которой семя срастается с околоплодником.
Плод гречихи - трехгранный орешек. В сельскохозяйственном производстве его тоже называют зерном.
Зерновка хлебных злаков состоит из плодовой и семенной оболочек, эндосперма и зародыша, где легко можно различить почечку с зачатком листьев и стебля и первичные зародышевые корешки. С эндоспермом, в котором сосредоточены все питательные вещества, необходимые для прорастания и появления всходов, зародыш соединен щитком (семядолей). При прорастании через всасывающие клетки щитка к трогающемуся в рост зародышу поступают питательные вещества эндосперма.

Самый поверхностный слой эндосперма состоит из клеток, богатых белком, - это так называемый алейроновый слой. Под ним располагаются клетки, наполненные главным образом крахмалом.
Жиры сосредоточены в основном зародыше. У некоторых культур, например у кукурузы, содержание жира в зародыше может достигать 40 %, поэтому их используют для получения растительного масла. У пленчатых зерновых культур (просо, рис) и у ячменя зерновка покрыта цветковыми чешуями, а у сорго, кроме того, и колосковыми чешуями.

Химический состав зерна зависит от вида и сорта растения, почвенно-климатических условий, агротехники. Например, в условиях сухого жаркого климата в зерне пшеницы повышенное содержание белка (до 18%), а в зоне с умеренным климатом и при обилии осадков - пониженное. Содержание белка в зерне составляет от 10 до 18% (иногда выше).

Больше всего белка у пшеницы, особенно сильных и твердых сортов, меньше - у ржи, гречихи и риса. Углеводов в зерне накапливается в среднем от 60 до 80%. Это в основном крахмал. Больше всего углеводов содержат рис, рожь, кукуруза и гречиха. Содержание жиров различно. Например, в зерне овса без пленок жиров до 7%, кукурузы - 4%, а риса без пленок - только 0,4%. Неодинаково и количество зольных веществ: в зерне риса - 0,8%, а проса - 2,7%.
Нормальное содержание воды в зрелом зерне колеблется в пределах 12 - 16%.

Фазы роста и развития зерновых культур

Рост и развитие зерновых происходят по фазам, среди которых можно выделить следующие:

Всходы - первые зеленые листья появляются на 7 - 10-й день после посева семян.

Кущение - еще через 10 - 20 дней у растений появляются первые боковые побеги и вторичные узловые корни.

Выход в трубку - через 12 - 18 дней после кущения начинается рост нижних междоузлий, растет стебель.

Колошение (выметывание метелки) - на верхушке стеблей появляются соцветия.

Цветение . Как уже указывалось выше, по характеру цветения различают самоопыляющиеся зерновые культуры (пшеница, рис, просо, овес и т. п.) и перекрестноопыляющиеся (рожь, кукуруза, сорго).

Созревание - завершающая фаза. Для определения созревания или спелости зерна выделяют три фазы: молочную, восковую и полную спелость. В фазе молочной спелости зерно мягкое, имеет зеленую окраску и содержит до 50% воды.
Зерно восковой спелости подсыхает, становится желтым, а содержимое его - пластичным, как воск. В этот период его можно убирать раздельным способом.
При полной спелости зерно затвердевает, оно легко высыпается из цветочных чешуек. В этой фазе спелости зерна урожай убирают только прямым комбайнированием.



Озимые и яровые зерновые культуры

Хлебные злаки делят на яровые и озимые.

Озимые хлеба (озимую пшеницу, озимую рожь и озимый ячмень) сеют в конце лета или в начале осени до наступления устойчивых заморозков. Урожай собирают на следующий год. В начале роста и развития им необходимы пониженные температуры (от 0 до 10°).

Яровые растения проходят начальные фазы развития при повышенных температурах (от 10 - 12 до 20°), поэтому их высевают весной и в том же году получают урожай зерна.
Озимые хлеба по сравнению с яровыми более продуктивны, так как они лучше используют осенние и зимне-весенние запасы влаги и элементы питания. Кроме того, они более стойки против сорняков, поскольку весной вегетируют раньше.
Осенью они образуют хорошо развитую корневую систему и листовую поверхность. Однако озимые страдают от неблагоприятных условий зимовки: сильных морозов, смены оттепелей и заморозков, ледяной корки, обилия снега и талых вод.
В районах, где бывают суровые малоснежные зимы, частые осенние засухи, например в Заволжье, на Южном Урале, в Сибири, Северном Казахстане, озимые почти не возделывают.

Возделывание зерновых культур на территории России

Размещение зерновых культур связано прежде всего с их биологическими особенностями и почвенно-климатическими условиями.
В европейской части России широко распространены озимые культуры, причем в северных районах с более суровыми зимами возделывают преимущественно озимую рожь - наиболее зимостойкую культуру; в центральных, западных и южных - озимую пшеницу и в самых южных, кроме того, - озимый ячмень.

Основные районированные сорта озимой ржи - Вятка 2, Омка, Саратовская крупнозерная, Харьковская 55, Харьковская 60, Белта, Восход 2, Чулпан (короткостебельный).
Основные сорта озимой пшеницы - Безостая 1, Мироновская 808, Ильичевка, Одесская 51, Полесская 70, Краснодарская 39, Прибой, Зерноградка, Ростовчанка
.

Яровая пшеница - основная зерновая культура степных засушливых районов Поволжья, Урала, Сибири, Казахстана.
Основные сорта яровой пшеницы - Харьковская 46, Саратовская 29, Саратовская 42, Новосибирская 67, Московская 21 .

Яровые ячмень и овес выращивают почти повсеместно. Районированы сорта Винер, Московский 121, Нутанс 187, Донецкий 4, Донецкий 6, Луч, Альза, Надя .
Основные сорта овса - Льговский 1026, Золотой дождь, Победа, Орел, Геркулес .

Кукуруза и сорго - теплолюбивые культуры, и их распространение ограничено южными районами и средней полосой страны. Основные сорта и гибриды кукурузы - Чишминская, Воронежская 76, Буковинский ЗТВ, Днепровский 56ТВ, Днепровский 247МВ, ВИР 25, ВИР 24М, ВИР 156ТВ, Краснодарская 1/49, Одесская 10 .

Сорго как солеустойчивая и засухоустойчивая культура имеет преимущества на засоленных почвах и при недостатке влаги.
Районированы сорта сорго Украинское 107, Красный янтарь .

Просо отличается повышенной потребностью в тепле и засухоустойчивостью, поэтому его возделывают в районах с теплым климатом.
Выращивают сорта Саратовское 853, Весело-подолянское 38, Мироновское 51 .

Рис требует много тепла и влаги. Рисовые поля - чеки - сплошь затопляют водой. В нашей стране рис выращивают в основном на Северном Кавказе, юге Украины, в Поволжье, Средней Азии, Приморском крае, на юге Казахстана.
Районированы сорта риса Дубовский 129, Кубань 3, Краснодарский 424, Узрос 59 .

Гречиха - культура теплолюбивая и влаголюбивая. У этого растения сравнительно короткий вегетационный период, и поэтому ее возделывают главным образом в зоне умеренного климата, а также как повторную культуру на юге при орошении.
Основные сорта гречихи - Богатырь, Казанский местный, Калининская, Юбилейная 2 .

Особенности агротехники зерновых культур

Агротехника зерновых культур различна, но имеет и много общего. При размещении в севообороте, прежде всего их разграничивают на озимые и яровые, пропашные и сплошного (рядового) посева, ранние и поздние. Озимые размещают после раноубираемых культур, особенно бобовых, по чистым и занятым парам. Они лучше, чем яровые, переносят повторные посевы, меньше страдают от сорняков.
Яровые зерновые лучше всего размещать после пропашных культур, озимых, многолетних трав и зернобобовых.
В засушливых районах основную зерновую культуру - яровую пшеницу - размещают по чистому пару два года подряд. Затем рекомендуется высевать яровой ячмень.
Высокие урожаи зерна после многолетних трав дает просо.

Лучшие предшественники кукурузы - озимые, пропашные и зернобобовые.
Гречиха хорошо удается после удобренных озимых и пропашных культур.
Рис возделывают на рисовых оросительных системах в специальных рисовых севооборотах. В них бессменные посевы риса (3 - 4 года) чередуют с посевами люцерны, озимых и некоторых других культур, а также с занятым паром.
Основная обработка почвы под яровые зерновые культуры обычно состоит из зяблевой обработки осенью (в зоне с достаточным увлажнением плугами с предплужниками на глубину пахотного слоя, в степных засушливых районах - плоскорезными орудиями).

Зерновые культуры, кроме риса, выращивают в нашей стране без полива, но в районах с развитым орошением они занимают значительные площади поливных земель. Это в основном озимая пшеница и кукуруза, которые при поливе дают урожаи зерна 50 -100 ц/га и больше.

Чтобы снизить испарение влаги, весной в зонах достаточного увлажнения почву под яровые культуры боронуют зубовыми боронами, а в засушливых степных районах - игольчатыми. Затем после появления сорняков поля культивируют 1 - 3 раза в зависимости от срока посева культуры и засоренности.
В степных засушливых районах предпосевную культивацию под яровую пшеницу обычно проводят вместе с посевом. Одновременно на поля вносят удобрения. Для этого созданы комбинированные агрегаты.

Обработку почвы под озимые проводят после уборки предшественников. Часто, особенно при недостатке влаги в почве, целесообразна поверхностная обработка (на 10 - 12 см) дисковыми или плоскорезными орудиями.
Сеют зерновые в оптимальные сроки, которые устанавливают научно-исследовательские учреждения для каждой культуры и сорта по всем зонам страны. Поля засевают высококачественными семенами районированных сортов и гибридов. Нормы высева семян по культурам и сортам сильно различаются, они также устанавливаются научно-исследовательскими учреждениями для каждой зоны.
Например, на гектар высевают яровой пшеницы 120 - 250 кг зерна, а кукурузы - 15 - 25 кг.

Культуры сплошного посева сеют рядовыми зерновыми или зернотуковыми сеялками, а пропашные, например кукурузу, - сеялками точного высева. Одновременно вносят удобрения. В засушливых степных районах зерновые культуры сеют стерневыми сеялками при одновременной культивации. При рядовом посеве расстояния между рядками растений - 15 см, узкорядном - 7 - 8 см.

Гречиху и просо часто сеют широкорядным способом, расстояние между рядками растений составляет 45 - 60 см, чтобы можно было проводить междурядную обработку почвы для ее рыхления и уничтожения сорняков. Семена проса, сорго заделывают в землю на глубину 2 - 4 см, кукурузы - до 8 -10 см.
Чем меньше влажность верхнего слоя почвы, тем глубже заделывают семена. Чтобы получать высокие урожаи, под все зерновые культуры вносят органические и минеральные удобрения.

Основное внесение удобрений - главным образом органических и минеральных фосфорно-калийных - лучше всего проводить осенью под зяблевую обработку. В рядки при посеве вносят гранулированные фосфорные и азотные удобрения. Для подкормок в период вегетации, особенно в ранние фазы развития, - азотные и фосфорные. Дозы рассчитывают по данным агрохимических картограмм, в зависимости от потребностей растений в питательных веществах и запланированного урожая. Очень важны осенняя и весенняя азотная и азотно-фосфорная подкормки озимых.

При необходимости применяют химические средства борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений (пестициды, гербициды).
На орошаемых землях проводят поливы посевов во время основных фаз развития растений.

Для крупяных культур - гречихи, проса и кукурузы основной уход - рыхление междурядий одновременно с подкормкой, уничтожение сорняков. На посевы гречихи во время цветения вывозят пчел для опыления. Современная индустриальная технология возделывания зерновых культур, основанная на комплексной механизации всех процессов, позволяет полностью отказаться от применения ручного труда.
Убирают урожай зерновых культур раздельным способом (скашивание массы в валки жатками, подбор и обмолот валков комбайнами) и прямым комбайнированием. Раздельный способ позволяет начинать уборку зерна восковой спелости и значительно снизить потери.
Початки кукурузы (на зерно) убирают чаще кукурузоуборочными комбайнами.