Фискальная система. Налоговая система, виды налогов

Полное товарищество возникает, если его участники создают собственность, обособленную от товарищей. Каждый из них вносит вклад в любой форме, и таким образом формируется так называемое складочное имущество, которое в дальнейшем пополняется за счет полученных доходов, дополнительных паевых взносов и других источников. Доля в уставном капитале не оказывает существенного влияния на права участников полного товарищества. Обычно независимо от доли в уставном капитале каждый участник полного товарищества имеет один голос на общем собрании. Это связано с тем, что каждый участник несет субсидиарную ответственность перед кредиторами. Более того, каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не предусмотрены другие условия.

Складочный капитал -- совокупность вкладов участников полного товарищества, товарищества на вере, внесенных в товарищество для осуществления его хозяйственной деятельности.

Солидарная субсидиарная ответственность означает, что кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников -- участников полного товарищества, так и от любого из них в отдельности.

Финансовые отношения в товариществах на вере (коммандитных) строятся в соответствии с учредительными и (или) коммерческими организациями. Характерной чертой коммандитного товарищества является объединение двух категорий участников -- полных товарищей (действительных членов) и вкладчиков (коммандитистов). Первые ничем не отличаются от участников полного товарищества и несут солидарную ответственность всем своим имуществом, но только они занимаются от имени товарищества предпринимательской деятельностью, принимают решения по использованию имущества. Вторые -- формируют имущество путем внесения своей доли, не участвуют в управлении и несут ответственность по обязательствам товарищества только в пределах своего вклада. Вкладчиками могут быть любые юридические и физические лица.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор и устав общества. Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом, являющимся его единственным участником, но общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью образуют вклады его участников по номинальной стоимости, он не может быть меньше 100-кратного минимального размера оплаты труда. Размер уставного капитала и номинальная стоимость долей участников общества определяются в валюте РБ. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества с ограниченной ответственностью, гарантирующего интересы его кредиторов.

Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, имущественные или иные права, имеющие денежную оценку.

Определенные особенности имеет процесс формирования уставного капитала акционерных обществ (АО).

Уставный капитал акционерного общества представляет, с одной стороны, собственные средства общества как юридического лица, а с другой стороны -- сумму вкладов акционеров.

Уставный капитал должен состоять из установленного числа акций разного вида с определенным номиналом. При выпуске акций каждой из них приписывается некоторая денежная стоимость, называемая партнером, или номинальной стоимостью. Эта стоимость показывает, какая часть стоимости уставного капитала приходится на 1 акцию на момент оформления акционерного общества.

Акционерное общество может размещать обыкновенные акции, а также один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не превышает 25% от уставного капитала акционерного общества.

Обычно выпускается два вида акций: обыкновенные и привилегированные. Обыкновенные акции дают держателю право голоса на общем собрании акционеров, право на участие в разделе имущества акционерного общества в случае ликвидации. Величина дивидендов, получаемых по обыкновенным акциям, зависит от конечных результатов организации.

· фиксированный процентный доход в виде дивидендов;

· получение дивидендов до их распределения на другие виды акций;

· предпочтительное право на получение своей доли средств в имуществе АО в случае ликвидации организации.

Акционерное общество не вправе получать, выплачивать дивиденды до полной оплаты всего уставного капитала, а так же если стоимость его имущества, или чистых активов, меньше уставного капитала. Уставный капитал отражается в двух основных документах акционерного общества: уставе общества и бухгалтерском балансе.

Сформированный первоначальный капитал является коллективной собственностью учредителей-акционеров и одновременно собственностью акционерного общества как юридического лица. При учреждении акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, которые размещаются только среди учредителей, т. е. происходит обмен вклада учредителя на определенное количество акций. Это первый выпуск акций, которые называются учредительскими.

Если в результате первого выпуска акций уставный капитал все же полностью не оплачен, его величину следует перерегистрировать, исходя из фактически оплаченной величины.

При образовании АО величина первоначального уставного капитала должна быть обоснована и рассчитана исходя из:

· вида и объема хозяйственной деятельности общества;

· величины ее доходности, учитывая, что по акциям в установленный срок должны выплачиваться дивиденды.

Прежде всего, необходимо хотя бы ориентировочно определиться со ставкой дивиденда. Интегральная ставка дивиденда должна быть выше выплачиваемых банком процентов и покрывать потери от инфляции, чтобы инвестор сделал выбор в пользу покупки акции.

Пд = По - Пн - Пр - Прф (1.1.),

где По -- общая прибыль;

Пн -- прибыль, которая будет направлена в виде налогов в бюджет;

Пр -- прибыль, направляемая на развитие акционерного общества;

Прф -- прибыль, отчисляемая в резервный фонд.

уставной капитал актив

УК = (Пд *100)/Д (1.2.),

где Д -- интегральная ставка дивиденда, %.

Номинальная стоимость одной акции (Анс) составит:

Анс = УК / N (1.3.),

где N -- число акций.

При регистрации уставного капитала учредители вносят 50% от размера уставного капитала, а оставшуюся часть в течение года.

Акционерное общество может создаваться на основе ранее действующего общества с ограниченной ответственностью и хозяйственного товарищества. В этом случае уставный капитал акционерного общества может быть равен собственному капиталу ранее действовавшей организации, необходимо только переоформить учредительные документы.

Если создается новая организация путем объединения капиталов учредителей, то важно оценить необходимый размер уставного капитала, который позволил бы акционерному обществу нормально функционировать и получать прибыль. Расчет величины уставного капитала входит в проект бизнес-плана, осуществляется на основе необходимых технико-экономических и сметно-финансовых расчетов и предварительной оценки прибыльности проекта. Размеры уставного капитала не являются неизменной (постоянной) величиной. Уставный капитал может изменяться по решению общего собрания акционеров в связи с изменением размеров имущества акционерного общества.

Эффективность использования уставного капитала

Эффективность использования уставного капитала определяется двумя основными показателями:

1) суммой оборота (как правило, годового), отнесенной к сумме средств (в денежном выражении), инвестированных в уставный капитал:

Эycт = Q- 100% /Куст (1.4.),

где Q -- сумма оборота за расчетный период, руб.; Куст -- сумма уставного капитала, руб.

2) суммой прибыли, полученной за расчетный период (Пр), отнесенной к сумме уставного капитала:

Эуст = Пр х 100% / Куст (1.5.)

Эффективность использования уставного капитала определяется тем, насколько рационально эксплуатируются основные и оборотные средства организации.

Макроэкономическое регулирование экономики включает в себя две составляющие:

1. Денежно-кредитную политику (см. ранее);

2. Бюджетно-налоговую политику государства (фискальную политику) - это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения.

Фискальная политика - это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики является ускорение экономического роста; контроль над занятостью и инфляцией ; противодействие экономическим кризисам и их сглаживание.

Рычаги фискальной политики:

1. Изменение налоговых ставок;

2. Изменение объемов государственных закупок;

3. Изменение объемов трансфертов.

В зависимости от фазы, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики:

1. Стимулирующую;

2. Сдерживающую.

Стимулирующая (расширительная) фискальная политика применяется при спаде производства, во время высокой безработицы, при низкой деловой активности. Направлена на увеличение объема производства и занятости населения посредством: 1. увеличения государственных закупок и трансфертов, 2. снижения налогов.

Схематично эффект от стимулирующей политики выглядит следующим образом:

1 действие: увеличиваются государственные закупки. В результате растет совокупный спрос, увеличивается объем производства.

2 действие. Снижаются налоги. В результате растет совокупное предложение, при этом происходит снижение уровня цен.

Сдерживающая (рестриктивная) политика применяется в период экономического подъема. Направлена на сдерживание деловой активности, снижение объема производства продукции, устранение избыточной занятости, снижение инфляции посредством:

1. Сокращения государственных закупок и трансфертов;

2. Увеличения налогов.

Схематично эффект от сдерживающей политики выглядит следующим образом:

1. Действие: сокращаются государственные закупки. В результате уменьшается совокупный спрос, уменьшается объем производства.

2. Действие. Увеличиваются налоги. В результате снижается совокупное предложение со стороны предпринимателей и совокупный спрос со стороны домохозяйств, при этом происходит увеличение уровня цен.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику выделяют:

1. Дискреционную фискальную политику;

2. Автоматическую (недискреционную) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок (G) и налогов (T) с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражения в государственном бюджете.


При работе с инструментом «государственные закупки» может возникнуть мультипликационный эффект. Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что увеличение гос. расходов в экономике приводит к увеличению национального дохода на бо льшую величину (многократному мультипликационному расширению национального дохода).

Формула мультипликатора «гос. закупки»:

Y = 1 = 1

G 1 - МРС MPS

где, ?Y - прирост дохода; ?G - прирост гос. закупок; МРС - предельная склонность к потреблению; MPS - предельная склонность к сбережению.

Отсюда?Y G = 1 ? ?G

Влияние налогов на объем национального дохода осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП (национального дохода), а снижение налогов - к его росту.

Суть мультипликационного эффекта состоит в том, что при сокращении налогов наблюдается многократное (мультипликационное) расширение совокупного дохода и планируемых расходов со стороны потребителей и рост инвестиций в производство со стороны предпринимателей.

Формула налогового мультипликатора:

Y = - МРС = - МРС

Т МРS 1 - МРС

где, ?Т - прирост налогов

Отсюда?Y T = - МРС ? ?Т

Оба инструмента можно применять одновременно (комбинированная фискальная политика). Тогда формула мультипликатора приобретает вид:

Y = ?Y G + ?Y T = ?G ? (1 - МРС) / (1 - МРС) = ?G ? 1

Комбинированная политика может привести либо к бюджетному дефициту (если страна в экономическом спаде), либо к бюджетному профициту (если страна в экономическом подъеме).

Недостаток дискреционной фискальной политики в том, что:

1. Присутствует временной лаг между принятием решений и их воздействием на экономику;

2. Существуют административные задержки.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики. Их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами.

Недискреционная фискальная политика (автоматическая) - это политика, основанная на действии встроенных стабилизаторов (механизмов), которые автоматически смягчают колебания экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам относят:

1. Изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов населения и предприятий. В период спада производства доходы начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в бюджет. Следовательно, увеличатся доходы, остающиеся у населения, предприятий. Это позволит в определенной степени замедлить снижение совокупного спроса, что положительно скажется на развитии экономики.

Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального производства сокращаются доходы, новременно понижаются и налоговые ставки, что сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну, так и их доли в доходах общества. В результате падение совокупного спроса будет более мягким;

2. Систему пособий по безработице. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат;

3. Систему фиксированных дивидендов, программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях используют состояние государственного бюджета, так как осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных дефицитов или излишков.

Политика тоже тесно связана с государственным бюджетом, но у неё при этом свой особый (налоговый) "акцент". Именно поэтому другое её название – налогово-бюджетная политика. Исходя из этого, фискальной политикой можно назвать политику государства в области налогов как главного источника доходов госбюджета. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Справедливы ли они? Подобный вопрос звучал ещё в библейские времена.

"Правильно ли платить налоги кесарю ?" – спрашивали Иисуса Христа его ученики. "А чьё имя значится в надписи на монетах?" – "Кесаря". – "Так отдайте кесарю кесарево" (в-Мф 22:17-21). И вообще всегда отдавайте каждому должное , наставлял, в свою очередь, уже апостол Павел: кому – налоги, кому – уважение, кому – почёт (6-Рим 13:7). Из приведённых строк Библии следует, что налоги – священный долг каждого гражданина перед государством. И только после исполнения этого долга человек вправе ожидать от общества материальной поддержки и защиты своих гражданских прав и свобод.

В самом деле, ведь для осуществления своих важных функций государство нуждается в определённых финансовых средствах, а их главным источником могут быть только налоговые поступления. Значит, налоги неизбежны и обязательны в любом обществе. Обращаясь теперь к видам налогов, сгруппируем их по следующим пяти взаимопересекающимся признакам (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Основные виды налогов

По объектам налогообложения

По способам взимания налогов

Но способам определения размера налога

По уровням бюджета

По порядку использования

налоги на доходы

налоги на имущество

налоги на расходы

косвенные

пропорциональн ые

прогрессивные

регрессивные

общенациональные

региональные

подоходный

поимущественный

таможенные пошлины

индивидуальные

универсальные

(1) По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну: налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары и пр.); налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома) и налог на расходы покупателей определённых товаров и услуг (скажем, при покупке вина, водки, сигарет).

Заметим попутно, что расходы граждан весьма "удобны" для налоговой практики и в другом отношении: по крупным покупкам (земельных участков, особняков, яхт, самолётов, золота в слитках и пр.) сразу видно, соответствуют ли расходы налогоплательщика его доходам, с которых уплачен налог. Во многих странах госорганы контролируют с этой целью крупные расходы граждан.

(2) По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Рассмотрим подробно каждый из этих видов. Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность, или поимущественный налог).

Положительной стороной этих налогов является то, что они могут смягчать неравенство между людьми, имеющими разные доходы и собственность (через принцип: у кого их больше, с того и налоги больше). Разумность такого подхода выверялась веками: "Повсюду богатый даёт бедному возможность существовать", – читаем ещё у Вольтера о налогах во Франции XVIII века (9-290).

Но есть тут и отрицательная сторона. Ведь доходов у предприятий и их работников тем больше, чем эффективнее производство. Получается, больше платит тот, кто лучше работает. Это угнетает трудовую активность. То же и по имуществу, растущие налоги на собственность тормозят её накопление, побуждая людей больше тратить на текущее потребление. В результате в обществе больше проедается и меньше накапливается богатства.

Отсюда в системе налогообложения всегда есть что́ совершенствовать. Так, некоторые экономисты полагают, что рациональнее брать налог не с доходов, а с исходных факторов производства (с числа нанятых работников, с объёма природных и капитальных ресурсов). Тогда более эффективные производители получат дополнительные средства и стимулы для дальнейшего прогрессирования. Другой путь совершенствования – взимать налог с предпринимателя до начала очередного цикла хозяйственной деятельности (скажем, за весь предстоящий год) в сумме, исчисленной из ожидаемого (вменённого) дохода. Подобный налог на вменённый доход удобен для малых фирм: заранее исполнив свой бюджетный долг, они могут работать более уверенно и продуктивно, стремясь получить доход сверх вменённого. Не без выгоды и государство, получающее деньги вперед. Но при этом исключительно важно правильно определять вменённый доход и налоговый взнос : их размеры не должны быть завышены, чтобы побуждать предпринимателей к развитию бизнеса и выбору именно данной формы уплаты налога.

Российская практика налога на вменённый доход пока мало устраивает бизнесменов (недаром они уже переименовали этот налог в "невменяемый"). Чиновники, как известно, способны испортить любую идею. Так и здесь: они подчас непродуманно подходят с одной меркой ко всем видам бизнеса, проявляя неумение действовать гибко, дифференцированно. К примеру, оправданно ли рассчитывать вменённый доход любой торговой точки по размеру её площади? Ведь один магазин может продавать (условно) золото, а другой – спички; один торгует в бойком областном центре, а другой – в тихом городке; одна аптека только реализует лекарства, а другая и производит их...

В отличие от прямых косвенные налоги включаются в цены определённых товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Здесь тоже выделяют две позиции – акцизы и таможенные пошлины. Акцизы (от лат. accido – обрезаю) – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Они бывают в двух вариантах, (а) Индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные виды продукции (скажем, вино, табак). Их ещё называют фискальными монопольными налогами, поскольку производство и сбыт облагаемых ими товаров часто являются монополией государства. (б) Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость (или её часть) реализуемых товаров и услуг (например, налог с продаж, НДС – налог на добавленную стоимость и др.). Тамо́женные пошлины – это налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; они взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу.

Роль косвенных налогов тоже неоднозначна. С одной стороны, они дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление, скажем, вредных продуктов (алкоголя и табака). С другой, – они же означают рост цен, что может вызывать требования о повышении зарплат и подталкивать инфляцию (вспомним инфляционную спираль "зарплата-цены" – с. 262). К тому же эти налоги носят социально несправедливый характер, поскольку забирают больший процент дохода у тех, кто менее обеспечен. Ведь чем ниже доход покупателя, тем выше в нем доля косвенного налога. Например, сторублевая пошлина вряд ли отнимет у высокооплачиваемого депутата той или иной думы более 1% дохода. Для человека же с зарплатой, скажем, в 1000 руб. потеря составит уже целых 10%.

(3) По способу определения размера налога различают три основные системы. Пропорциональными (от лат. proportio – соразмерность) называют налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. Так, если в городе или регионе, где вы живёте, действует единый, допустим, 3-процентный налог с продаж, независимо от объёма покупок, то это как раз пример пропорциональной системы.

В отличие от того у прогрессивных налогов (от лат. progressus – движение вперёд) ставка по мере роста, скажем, доходов также растёт. К примеру, в стране самых высоких в мире налогов – Швеции прогрессивные ставки возрастают от 34 до 56%. Такой "тяжелеющий" налог сокращает неравенство в доходах, но побуждает людей укрывать доходы, отбивает у них желание работать эффективнее и/или на более ответственных должностях, поскольку растущие заработки облагаются всё более высоким процентом налога.

Вот почему иногда бывает полезен и регрессивный налог (от лат. regressus – движение назад), ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются. Причём такой налог может увеличивать и поступления денежных средств в казну: он стимулирует выход из "налоговой тени" высоких доходов и их дальнейший, уже открытый, рост. Проследим этот эффект на условном примере (табл. 7.2).

(4) По уровню бюджета , в который поступают налоговые суммы (или, говоря иначе, по уровню налогообложения), выделяют налоги общенациональные (в России – федеральные, идущие в государственный, или федеральный, бюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краёв, областей) и местные, пополняющие бюджеты районного или городского уровней.

Таблица 7.2

Динамика налоговых поступлений при регрессивном налогообложении

(5) По порядку использования необходимо различать общие налоги, которые поступают в единую кассу страны (так сказать, в "общий котёл"), и целевые, или специальные, имеющие своё, конкретное назначение (например, сборы с владельцев собак, платежи за парковку автомобилей, за пользование мостами, дорогами).

  • Фиска́льный (от лат. fiscus – корзина) – касающийся интересов фиска – государственной казны, госбюджета (в Древнем Риме фиск – императорская казна, а позднее и уже повсюду – государственная казна).
  • Ке́сарь (от греч. kaisar – лат. Caesar – цезарь) – правитель в Древнем Риме.
  • Апо́стол (греч. apostolos – посланник, посол) – (1) первоначально – странствующий проповедник христианства; позднее – каждый из двенадцати учеников Христа; (2) ревностный последователь и проповедник какого-либо учения, идеи.
  • Транзи́т (от лат. transitus – прохождение, проход) – (1) провоз пассажиров или грузов из одной страны в другую через промежуточную страну; (2) перевозка грузов без перегрузок в промежуточных пунктах.

На­ло­ги - обя­за­тель­ные удер­жа­ния в поль­зу го­су­дар­ст­ва с на­се­ле­ния и пред­при­я­тий. Они ус­та­нав­ли­ва­ют­ся за­ко­ном, а все ме­ро­при­я­тия, свя­зан­ные с по­ряд­ком их взи­ма­ния, раз­ме­ра­ми ста­вок, оп­ре­де­ле­ни­ем их ко­ли­че­ст­ва, на­зы­ва­ют­ся на­ло­го­вой по­ли­ти­кой. Ис­то­рия на­ло­гов на­счи­ты­ва­ет бо­лее 5 ты­сяч лет (от жерт­во­при­но­ше­ний и при­ну­ди­тель­ных по­вин­но­с­тей к со­вре­мен­ным сбо­рам). Налоги являются средством расходов государства при выполнении им своих задач и функций.

Ис­то­рия на­ло­го­об­ло­же­ния на Ру­си на­ча­лась с по­лю­дья кня­зя Оле­га - не­упо­ря­до­чен­но­го сбо­ра да­ни кня­зем с дру­жи­ной. В 945 г. кня­ги­ня Оль­га про­ве­ла важ­ную ре­фор­му - ус­та­но­ви­ла фик­си­ро­ван­ное на­ло­го­об­ло­же­ние в зем­лях вос­точ­но­сла­вян­ских пле­мен, вве­ла уро­ки (раз­мер да­ни), по­го­с­ты (ме­с­та сбо­ра да­ни), дым (еди­ни­цу на­ло­го­об­ло­же­ния). Со­би­рать на­ло­ги ста­ли спе­ци­аль­ные лю­ди - ем­цы, мыт­ни­ки, меч­ни­ки.

Го­су­да­ре­во тяг­ло - так име­но­ва­ли в Рус­ском го­су­дар­ст­ве весь ком­плекс де­неж­ных и на­ту­раль­ных пла­те­жей го­су­дар­ст­ву.

Налоговая система включает в себя совокупность налогов, налоговое законодательство, способы исчисления и формы сбора налогов, методы налогового регулирования и контроля.

Функции налогов: фискальная(на­пол­не­ние го­су­дар­ст­вен­но­го бю­д­же­та, что­бы власть мог­ла вы­пол­нять свои обя­за­тель­ст­ва пе­ред об­ще­ст­вом), распределительная или социальная со­ци­аль­ную (пе­ре­рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов в поль­зу ма­ло­иму­щих сло­ев на­се­ле­ния) , стимулирующая (сти­му­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти). Важ­ное зна­че­ние име­ют на­ло­ги для оп­ре­де­ле­ния по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва в ре­ги­о­нах. От то­го, ка­кие в стра­не на­ло­ги, за­ви­сит очень мно­гое. На­при­мер, ес­ли они слиш­ком вы­со­ки, то про­из­во­дить про­дук­цию, ока­зы­вать ус­лу­ги ста­но­вит­ся про­сто не­вы­год­но.

1. Фискальная функция (от латинского слова fiscus - государственная казна) была исторически первой. И остается до сих пор главной. Налоги должны обеспечить потребности государственного и местных бюджетов. Налоги в России в последние годы дают более 85% дохода бюджета.

2. Распределительная функция налогов. Одни налоги платят, другие получают их плоды. Без этого нельзя осуществлять никакие социальные программы.

3. Стимулирующая функция налогов- это использование налоговой системы в качестве инструмента воздействия на экономическое поведение производителей и потребителей. Для стимулирования используются налоговые льготы , например, для увеличения инвестиционной активности, и воспроизводственные налоги (плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, лесной сбор и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы) для обеспечения рационального потребления ресурсов.



Прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде. Например, индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль предприятий. Прямыми являются и такие налоги, которые имеют дело с прошлыми доходами: налог на имущество, налог на наследство.

Другие налоги мы платим незаметно - покупая товары и услуги. Эти налоги включены в цены товаров и услуг, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на продажи, все таможенные пошлины. Это косвенные налоги . Косвенные налоги уплачивают в бюджет производителями. Акцизы – то есть налоги на отдельные товары и услуги - широко применяются, но больше всего известны акцизы на алкоголь, табак и предметы роскоши.

В развитых странах примерно 2/3 налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой примерно 2/3 налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. Но косвенные налоги менее справедливы. Доля косвенных налогов в России составляла в 1990-х гг. более 70%.

Прогрессивные и регрессивные налоги. Прогрессивность и регрессивность налога понимают по-разному. С одной стороны, они связаны с налоговой арифметикой. Если по мере роста облагаемой базы ставка налога растет, то мы имеем дело с прогрессивной шкалой. В противном случае шкала будет регрессивной. Если ставка налога постоянна при любой базе, то такой налог имеет пропорциональную шкалу.

С другой стороны, эти понятия связаны с экономической сутью налогов. Прогрессивность и регрессивность налога для экономиста определяется не характером его шкалы по отношению к размеру налогооблагаемой базы, а по отношению к доходам граждан. Прогрессивный налог – это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста дохода налогоплательщика. У регрессивного налога средняя ставка снижается по мере роста дохода налогоплательщика, а пропорциональный налог характеризуется постоянной средней ставкой.

Например, косвенные налоги экономисты квалифицируют как регрессивные, так как, купив одну и ту же вещь, богатый и бедный заплатили в сумме один и тот же налог, но доля этого налога будет разной - большей для бедного. Поэтому, чем больше косвенных налогов, тем выше степень регрессивности налоговой системы.

Тенденции развития налоговых систем. По мере формирования и укрепления среднего класса налоговое бремя во все большей мере перекладывается на плечи его представителей. Общая тенденция заключается в расширении налоговой базы и в сокращении льгот . Цель заключается в ослаблении налогового бремени при сохранении общего объема сбора налогов.Льготы же переносят из налоговой сферы в сферу трансфертов, то есть прямых выплат нуждающимся.

Российская налоговая система соответствует большинству “мировых стандартов”. Вместе с тем у нее есть и особенности. Во-первых, фактически пропорциональный индивидуальный подоходный налог с очень низкой ставкой – 13%. Во-вторых, российская налоговая система носит ярко выраженный фискальный характер , хотя по отдельным видам предпринимательской деятельности предусмотрено стимулирование производственного, инновационного, малого предпринимательства. В-третьих, бюджетные поступления в значительной мере складывается из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Налоговый Кодекс установил исчерпывающий перечень налогов. Иные налоги не могут быть введены региональными и местными властями. Наибольшее значение имеют следующие налоги:

· налог на добавленную стоимость,

· налог на прибыль,

· акцизы,

· платежи за пользование природными ресурсами,

· подоходный налог с физических лиц,

· таможенные пошлины,

· налог на имущество организаций.

Эти налоги обеспечивают большую часть доходов бюджета.

Индивидуальный подоходный налог. Глав­ной фор­мой ос­нов­но­го на­ло­га на граж­дан яв­ля­ет­ся по­до­ход­ный, его став­ка в раз­ных стра­нах ко­леб­лет­ся от 10 до 50%. Уп­ла­та по­до­ход­но­го на­ло­га - од­на из обя­зан­но­с­тей граж­дан, она осу­ще­ств­ля­ет­ся как по ме­с­ту ра­бо­ты, так и на ос­но­ва­нии лич­ных на­ло­го­вых дек­ла­ра­ций - до­ку­мен­тов, ко­то­рые долж­ны пред­став­лять­ся в спе­ци­аль­ное ве­дом­ст­во - на­ло­го­вую ин­спек­цию. В этом до­ку­мен­те ука­зы­ва­ют­ся все сум­мы, по­лу­чен­ные в те­че­ние го­да (на­при­мер, го­но­ра­ры за кни­ги, вы­пол­нен­ные ра­бо­ты, до­пол­ни­тель­ные за­ра­бот­ки не по ос­нов­но­му ме­с­ту ра­бо­ты). Ес­ли же граж­да­нин ра­бо­та­ет толь­ко на од­ном ме­с­те и уп­ла­чи­ва­ет по­до­ход­ный на­лог с за­ра­бот­ной пла­ты, ему не нуж­но по­да­вать на­ло­го­вую дек­ла­ра­цию. В Рос­сии став­ка по­до­ход­но­го на­ло­га с граж­дан (фи­зи­че­с­ких лиц) со­став­ля­ет 13%.

Бухгалтерия российского предприятия ежемесячно начисляет этот налог в размере 13% и вычитает из зарплаты и переводит в бюджет. Если у вас были иные доходы, то в начале года надо заполнить налоговую декларацию. Таким образом, большая часть налога собирается у источника, а другая - по декларации. Индивидуальный подоходный налог используется и для обложения индивидуальных предпринимателей.

Базой для расчета налога является совокупный годовой доход. В него включаются выплаты со всех мест работы и другие доходы: пособия, премии, дивиденды по акциям и другие доходы. Доход для целей налогообложения составляют материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате трудовой и предпринимательской деятельности, а также полученные по другим основаниям и улучшающие их материальное положение. Чтобы от дохода перейти к облагаемому доходу нужно вычесть из него изъятия; расходы, подтвержденные документально, и сумму льгот, если они положены. Изъятиями являются, например, расходы на содержание детей и иждивенцев в сумме минимальной оплаты труда, или расходы на благотворительные цели, или расходы на новое строительство в пределах до 5000 минимальных месячных оплат труда.

Налог на добавленную стоимость утвержден в качестве основного для стран - членов ЕС. Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления ЕС. В настоящее время им пользуются примерно 50 стран.

Добавленную стоимость определяют как выручку за вычетом покупаемых предприятием товаров и услуг. НДС на каждой стадии производства равен разнице между налогом, взимаемым при продаже продукции и налогом уже уплаченным при покупке сырья, материалов и услуг. Плательщиками налога являются предприятия.

Первоначально в 1992 г. ставка НДС в России равнялась 28% практически для всех товаров и услуг. По сравнению с другими странами она была значительно выше (Австрия - 20%, Англия - 15%, ФРГ - 14%, Франция - 18,6%, Дания - 22%, Швеция - 23,5%). Однако так продолжалось недолго. В 1993 году ставки НДС в России были понижены. По продовольственным товарам (кроме подакцизных) и некоторым товарам для детей (швейные изделия, школьно-письменные принадлежности, обувь и другие) до 10%. По остальным товарам и услугам - до 20%. Такие ставки действовали 10 лет до 2004 г., когда ставка снизилась до 18%.

На­ло­гом на кор­по­ра­ции (фир­мы) об­ла­га­ет­ся не толь­ко при­быль пред­при­я­тий, но так­же и часть из­дер­жек (на­при­мер, осо­бый на­лог пред­при­я­тия вы­пла­чи­ва­ют с на­чис­ле­ния зар­пла­ты сво­им со­труд­ни­кам). в России в целом соответствуют мировой практике. В 1990-х гг. в Германии этот налог составил 36-50%, в Канаде - 38-43,5%, Японии - 28-40%. До 1994 г. ставка налога на прибыль всех предприятий была равна 32%. После она была снижена до 30%, а в 2001 году - до 24%.

Акцизы - это специальные косвенные налоги, включаемые в цену некоторых товаров. Их часто называют налогами "на грехи", имея в виду высокие ставки акцизов на табак и спиртное. Этим, с одной стороны, стимулируется сокращение потребления этих товаров, с другой стороны, пополняется казна. Кроме того, акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельную продукцию. Например, на экспорт нефти или на ювелирные изделия. Акцизы могут составлять до 90% отпускной цены товара (например, в цене крепких напитков в 1994 году). Платят этот налог предприятия, которые производят товар, а по импортным товарам - поставщики этих товаров.

Единый социальный налог (ЕСН) пришел на смену целой гамме налогообразных платежей. Базой для его исчисления является фонд заработной платы, а платит предприятие. Важнейшей частью этой реформы стало введение регрессивной шкалы этого налога (см. табл. 4-7). Чем больше предприятие платит своим работникам, тем меньше средняя налоговая ставка. Это должно «вывести из тени» оплату труда на многих предприятиях.

По­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся в на­ло­го­об­ло­же­нии часть ко­с­вен­ных на­ло­гов - это ак­ци­зы (на­ло­ги, как бы скры­ва­ю­щи­е­ся в це­не оп­ре­де­лен­ных то­ва­ров, на­при­мер, в ал­ко­голь­ных на­пит­ках, та­баке), та­мо­жен­ные по­ш­ли­ны и не­ко­то­рые дру­гие. От то­го, на­сколь­ко ис­прав­но уп­ла­чи­ва­ют­ся на­ло­ги, за­ви­сит бла­го­со­сто­я­ние все­го об­ще­ст­ва - уро­вень ме­ди­цин­ско­го об­слу­жи­ва­ния, об­ра­зо­ва­ния, пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния и т. д. Не слу­чай­но во всех стра­нах пре­ду­с­мо­т­ре­ны стро­гие на­ка­за­ния для тех, кто со­зна­тель­но за­ни­жа­ет свои до­хо­ды и ук­ло­ня­ет­ся от уп­ла­ты на­ло­гов.

При раз­ра­бот­ке на­ло­го­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны оп­ре­де­ля­ют, ка­ким на­ло­гам от­дать пред­по­чте­ние: пря­мым или ко­с­вен­ным, ка­ки­ми долж­ны быть став­ки на­ло­го­об­ло­же­ния. Пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет го­су­дар­ст­во и оп­ре­де­лен­ные на­ло­го­вые льго­ты. На­при­мер, в ря­де стран те фир­мы, ко­то­рые тра­тят сред­ст­ва на бла­го­тво­ри­тель­ность, об­ра­зо­ва­ние и со­ци­аль­но­е обес­пе­че­ние, вы­пу­с­ка­ют важ­ную для го­су­дар­ст­ва про­дук­цию (до­пу­с­тим, дет­ские то­ва­ры), по­лу­ча­ют зна­чи­тель­ные на­ло­го­вые льго­ты. В на­шей стра­не на­ло­го­вые льго­ты рас­про­ст­ра­ня­ют­ся на пред­при­я­тия, ис­поль­зу­ю­щие труд ин­ва­ли­дов.