Набережная академика Туполева или бывшая Салтыковская улица.
Здесь мы поговорим только о той части набережной, которая прежде носила название Салтыковская улица, начиналась она от Вознесенской улицы (сейчас ул.Радио) и шла вниз к Яузе и Салтыковскому мосту. Улица неоднократно меняла свое название, одно время она была вовсе безымянной, затем была продолжением улицы Радио, а сейчас опять сменила название и дома на ней стали приписаны к набережной академика Туполева.
Название свое Салтыковская улица получила по домовладельцу XVII века - боярина Федора Петровича Салтыкова
, отца царицы Прасковии Феодоровны
, супруги царя Иоанна Алексеевича.
Счастливый родитель тогда же был возведен в сан боярина.
Портрет царицы Прасковьи Федоровны
В 1763 г. дом его (Салтыкова) пожалован был, Императрицей Екатериной II
, внучке Ф П. Салтыкова, графине Екатерине Ивановне Головкиной, ур. Ромодановской
(1701 -1791гг.) - (ее портрета не сохранилось, во многих источниках по ошибке приводят якобы ее портрет, а на самом деле это не она, а ее племянница Головкина Екатерина Александровна
).
Интересная особенность этой улицы на сегодняшний день в том, что одна ее сторона сохранила старинную малоэтажную застройку, а другая застроена современными домами, один из которых довольнооригинален. Я редко пишу о современных домах, но этот так блосается в глаза, что трудно не обратить на него внимание.
Дом №15к2
- Туполев-Плаза 2, здание 2004 - 2006 г. постройки, архитектор Бархин Д.Б
., кстати, с одним его творением я уже встречалась, когда писала о Новинском бульваре
Когда стала искать информацию о здании, оказалось, что ему в интернете посвящено довольно много статей, поэтому здесь только приведу фото, а ниже дам ссылки, кому интересно прочитает.
Дом №15к17.
Маска льва на домике охранника
Но больше всего поражает сторона дома, обращенного к Яузе.
Дом №15к25, к12, к23 и к26.
На противоположной стороне улицы располагался завод Невского стеаринового и мыловаренного завода.
Учредителями ее были петербургские купцы, подданные Великобритании Казалет
, Крон
, Миллер
и др. Сначала завод появился в Петербурге, а в 1857 году такое же производство появилось и в Москве, а в 1868 году петербургское и московское отделения объединились.Было создано Невское стеариновое товарищество, прославившееся не только в России, но и во всем мире высоким качеством продукции.
Отличная продукции, большой ассортимент и десять присвоенных гербов Российской Империи. На фото стенд завода на промышленной выставке 1882 г. в Москве.
Даже в послереволюционный период завод отличался высоким качеством и в 1937 г. на Всемирной выставке в Париже мыло "Нева" было награждено золотой медалью.
Существует версия появления первого мыла в Риме. В легенде говорится о том, что женщины, стиравшие на берегу реки Тибр заметили, что глинистый грунт реки способствует более тщательному и легкому очищению белья. Дело было в том, что во время дождя сюда стекались остатки животного жира и золы после жертвоприношения на горе Сапо. По легенде именно от названия этой горы и произошло слово soap - мыло.
В средние века было не принято мыться целиком, а процедуру умывания заменяли касанием до век слегка смоченными кончиками пальцев!
Египетские археологи установили, что подобие мыльного производства было налажено еще 6 тыс. лет назад! Обычно это была смесь животного жира и золы. В Европу мыло было завезено из арабских стран рыцарями, которые участвовали в крестоносных походах.
Начало мыловарения на Руси можно связать с периодом правления Петра I
. Но, следует упомянуть о том, что до середины XIX века, мылом пользовались только дворяне и священники. Главным центром мыловарения на Руси стал город Шуя, на гербе которого изображено мыло. В то время прославились такие фабрики как фабрика Ладыгина, фабрика «Раллле и К» и парфюмерная фабрика Брокара, которая выпускала дешевое мыло, доступное для всех. Именно Брокар постарался придать мылу привлекательный вид. Мыло «Огурец» настолько походило на настоящий огурец, что покупалось просто из интереса!
Часть зданий завода сохранились в неизменном виде, а часть была стилизована под старину, возможно, тем же архитектором Бардиным
, т.к. сейчас все эти здания принадлежат
Туполевскому комплексу, часть из которых сдается в аренду.
Следующее здание на этой стороне улицы дом №15к28
- 3-х этажный жилой дом конца XIX - начало XX века, выполненный в характерном "кирписном стиле" (позднее надстроенный), участок этот в 1901 году принадлежал
Грессер Юлии Васильевне
, владелице "Товарищества Грессер и К", чем точно занималось товарищество установить мне не удалось. В середине 19 века
был известен издатель и владелец нотного магазина Грессер Ю., первым опубликовавший романсы Алябьева. Предположительно, это одна из его наследниц, но точного подтверждения этому нет.
Детали дома.
И наконец, в самом конце улицы сохранился старый 2-х этажный дом №15к19,
стоящий практически на берегу Яузы. Два последних участка на противоположной стороне улицы в начале XX века принадлежали третьеразрядным купцам Клюгиным. На месте современного жилого комплекса находилась Писчебумажная картонная фабрика купцов Клюгиных и их частный дом.
Этим купцам принадлежади также участки на Бауманской, бывшей Немецкой и на Доброслободской улице, об этом здесь
Другие улицы Москвы и их достопримечательности. Оглавление .
Использованы материалы:
На́бережная Акаде́мика Ту́полева (название утверждено 14 сентября 1973 года, до переименования – Салтыко́вская и Разумо́вская на́бережные [на земле графов Разумовских]) – набережная в Центральном административном округе Москвы на территории района «Басманный». Пролегает от Сыромятнического проезда до улицы Радио по правому берегу Яузы. Нумерация домов начинается от Сыромятнического проезда (против течения). К набережной примыкают Мрузовский и Елизаветинский переулки, пешеходный Салтыковский мост; над набережной проходит эстакада Третьего транспортного кольца, не имеющая с ней прямой связи.
Получила нынешнее имя по близлежащей улице, ныне упразднённой, в 1973 году, после смерти Андрея Николаевича Туполева (1888–1972). Под его руководством создано более 100 типов самолётов, в числе которых АНТ-25, Ту-22, Ту-104 (первый в мире реактивный пассажирский самолёт), Ту-114, Ту-124, Ту-154. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов. Здесь с 1918 года по настоящее время располагалось конструкторское бюро с опытным заводом, сменившее множество названий – от ЦАГИ до нынешнего ОАО «Туполев». В настоящее время в зданиях бывшего КБ Туполева и опытного завода разместились коммерческие организации. Однако в двух корпусах инженеры ОАО «Туполев» до сих пор трудятся над созданием новых летательных аппаратов.
До начала XX века на месте современного Елизаветинского переулка протекала река Чечёра (приток Яузы) с многочисленными плотинами и прудами. Разливы Чечёры угрожали железнодорожному хозяйству у трёх вокзалов и многочисленным складам вокруг них, поэтому в 1901–1910 городские власти осушили крупнейшие пруды, а русло Чечёры упрятали в подземный коллектор. На его месте возникли переулки: Елизаветинский и Чечёрский (часть современной Доброслободской улицы). К западу от старого русла сохранились пруды, засыпанные только в 1930-е годы.
Салтыковская и Разумовская набережные, запланированные в 1900-е годы, появились на карте города только в 1920-е – это были проезды вдоль естественных, не облицованных камнем берегов реки; русло Яузы существенно отличалось от современного. Две набережные разделяла не существующая сегодня Салтыковская улица – продолжение Бауманской улицы, впоследствии отрезанная от Яузы промышленной застройкой. В 1932 году на набережную пришёл трамвай, связавший Лефортово и район Бауманских улиц с Курским вокзалом.
В 1936–1939 гг. в рамках реконструкции водного хозяйства города, приуроченного к пуску Канала имени Москвы, яузские пруды были засыпаны, русло Яузы расчищено и спрямлено, а на месте бывшего Золоторожского моста, соединявшего Сыромятнический проезд с Лефортовым, русло Яузы расширили, насыпали искусственный остров и устроили плотину и шлюз – Яузский (Сыромятнический) гидроузел. Его основной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней в 4 метра. Архитектурную часть шлюза, действующего по сей день, проектировал Г. П. Гольц; этот шлюз – единственный охраняемый памятник на набережной. Несколько ниже шлюза находится устье речки Черногрязки, также текущей в коллекторе.
В те же годы появилась и собственно набережная с твёрдым покрытием.
В 2004 году в излучине Яузы между улицей Радио и Салтыковским мостом, на месте бывших корпусов ОАО «Туполев», развернулось строительство высотного жилого комплекса «Каскад». Кварталы между Сыромятническим проездом и Елизаветинским переулком сохраняют старую промышленную застройку.
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Салтыковская и Разумовская набережные
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
105005 - дома: 13А, 15
105120 - дома: 1, 3, 9, 13
7(495) 263-хх-хх
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
На́бережная Акаде́мика Ту́полева (название утверждено 14 сентября 1973 года , до переименования - Салтыко́вская и Разумо́вская на́бережные ) - набережная в Центральном административном округе города Москвы на территории района Басманный . Пролегает от Сыромятнического проезда до улицы Радио по правому берегу Яузы . Нумерация домов начинается от Сыромятнического проезда. К набережной примыкают Мрузовский переулок и Елизаветинский переулок , пешеходный Салтыковский мост ; над набережной проходит мост Третьего транспортного кольца , не имеющий с ней прямой связи.
В 1936-1939 гг. в рамках реконструкции водного хозяйства города, приуроченного к пуску Канала имени Москвы , яузские пруды были засыпаны, русло Яузы расчищено и спрямлено, а на месте бывшего Золоторожского моста, соединявшего Сыромятнический проезд с Лефортовым, русло Яузы расширили, насыпали искусственный остров и устроили плотину и шлюз - Яузский (Сыромятнический) гидроузел . Его основной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней в 4 метра. Архитектурную часть шлюза, действующего по сей день, проектировали Г. П. Гольц , Н. Беседа, скульптурное оформление - И. Рабинович, Н. Шильников, Н. Вентцель, О. Клинице, фрески - художник М. Оленев ; этот шлюз - единственный охраняемый памятник на набережной. Несколько ниже шлюза находится устье речки Черногрязки , также текущей в коллекторе.
В те же годы появилась и собственно набережная с твёрдым покрытием.
В 2004 году в излучине Яузы между улицей Радио и Салтыковским мостом, на месте бывших корпусов «АНТК им. А. Н. Туполева», развернулось строительство высотного жилого комплекса «Каскад». Кварталы между Сыромятническим проездом и Елизаветинским переулком сохраняют старую промышленную застройку.
По нечётной стороне:
По чётной стороне:
Автобус 78. Остановок на набережной не имеет.
|
|