Кто говорил долг платежом красен. О значении пословицы «Долг платежом красен»

Кто говорил долг платежом красен. О значении пословицы «Долг платежом красен»

Выражение «Долг платежом красен» нередко воспринимается как одна из назидательных сентенций, довольно неприятных, так как чаще всего должником оказывается именно тот, кому эти слова сказаны. А кому приятно напоминание того, что ты кому-то что-то должен?

О значении пословицы «Долг платежом красен»

В. И. Даль в своих «Пословицах русского языка» приводил сразу несколько разновидностей этой старинной русской фразы:

  • «Долг платежом красен»,
  • «Красны займы отдачею (а наймы уплатою)»,
  • «Всякие займы платежом красны»,
  • «Долг платежом красен, а займы отдачею»,
  • «Бери да помни! Не штука занять, а штука отдать».

Любопытно, что последний вариант фразы перекликается с вполне современным «Берешь чужие, а отдаёшь свои».

Происхождение этого выражения довольно прозаично: когда-то купцы, давая деньги в долг, ждали отдачи с процентами, что делало займ «красным», это означало, что он приносил прибыль. Иногда вместо денег оказывалась услуга, которая также гласно или негласно обязывала к ответной услуге. Впоследствии данная пословица перестала иметь такой ярко выраженный корыстный контекст. Сейчас всё чаще её трактуют в этическом значении – если кто-то оказал вам помощь в трудную минуту, то и вы обязаны ответить тем же.

Как писать сочинение по этой теме

Часто эту пословицу дают в школе в качестве темы для сочинения. Для успешного выполнения задания можно рассмотреть не совсем стандартную ситуацию: женщина, выходя зимним вечером из автобуса, увидела, как в замерзающей луже рядом с остановкой лежит молодой человек. Люди обходили его стороной, кто-то смеялся, кто-то брезгливо морщился, явно считая парня пьяным. Женщина уже почти прошла мимо, когда внезапно вспомнила, что несколько лет назад она сама упала в обморок на улице. Тогда ей помогла старушка, которая не побоялась подойти к ней и, рассмотрев, в чём дело, позвала на помощь, а потом, передав на руки врачам, ушла. Женщина решительно повернула назад и уже через несколько минут звонила в скорую помощь, а потом по телефону, найденному у молодого человека, его матери – впоследствии оказалось, что у него инсулиновый шок. Таким образом женщина отдала долг старушке, одновременно передавая его выжившему парню.

В наше время этот фразеологический оборот часто употребляют и в смысле, созвучном с другой русской пословицей «Как аукнется, так и откликнется», имея в виду, что и на добро, и на зло ответ будет симметричным.

«Долг платежом красен!» – мы часто слышим эту поговорку, но не всегда задумываемся об обратной стороне медали. Если долг «красен» платежом, значит можно поступить и некрасиво, взяв в долг и не вернув его? Вот тут и кроется самая суть долга – его нельзя присвоить, возвращать придется все равно.

Мы можем взять в долг у банка и отказаться платить по счетам. Можем, конечно. Но и банк может придти и, наложив арест на наше имущество, лишить нас квартиры, машины, мебели. То есть, взяв что-то в долг, мы все равно будем вынуждены это вернуть. По своей воле или по принуждению.

Но если все так обстоит с долгами материальными, почему мы зачастую беспечно полагаем, что долги, не подлежащие оценке, можно не возвращать? Мы забываем о тех долгах, о которых нам не напоминают.

Мы забываем о долге перед Родиной. Не перед политическим строем, не перед чиновниками, которые сидят во властных структурах, не перед правящей верхушкой. Не нужно путать понятия власти и Родины. Власть меняется, а Родина одна. И долг перед ней священен.

Мы забываем о долге перед своими родителями. Не перечислять им раз в месяц деньги на счет, не привозить продукты, а помнить о них каждый день, дарить им свое тепло, любить и заботиться. Если мы не чувствуем в этом потребности, то давайте хотя бы не забывать о том, что мы перед ними в неоплатном долгу. Это они о нас заботились, пока мы были маленькими и беспомощными. Это они не спали ночами, вытирая наши попы от какашек, пока еще не придумали памперсы. Это они работали, чтобы купить нам лучшие игрушки или побаловать вкусняшками, которые мы так любили в детстве. Теперь они немощны и зависят от нас. А мы забываем, что заботиться о них – теперь наш долг. Неоплатный долг, потому что растили они нас дольше, чем мы сможем уделить им внимания в старости. Ну, так уж повелось: старики стареют быстрее, чем взрослеют дети...

Перед теми, кто в нас нуждается. Мы забываем о том, что у нас есть долг перед совестью. Я забываю об этом. Довольно часто забываю. И если это не про Вас, то это про меня, примите от меня поклон за умение помнить долги.

Отличительная черта настоящего мужчины – не умение следить за тенденциями моды, ухаживать за своей внешностью и посещать все модные тусовки. И не грубые руки, жесткий характер и презрение к гламуру. Отличительная черта мужчины заключается в умении помнить о долге. Сантехник ты или композитор, отец семейства или подросток, если ты забыл о долге чести и о своих близких, – ты не заслуживаешь права считать себя ответственным человеком.

Сегодня Украина задолжала России более 3 млрд. долларов, отдавать которые не собирается. Показательный урок того, что бывает с теми, кто не желает вовремя отдавать долги содержится в истории.

События той поры связаны с деяниями Лаомедонта, правившего Троей во времена, предшествовавшие Троянской войне.

Так как письменных источников той поры не сохранилось, опираться придется на мифологию. По этой причине нами здесь представлена версия развития событий, которая может в корне отличаться от версии развития событий той поры, существующей в современной науке.

Рис.5. Карта Трои

История, как всегда, начинается издалека. Начать следует все-таки с завоевания Илом – основателем Илиона, фракийцев. Назвать точную дату этого события не возможно, но вполне можно предположить, что происходило это все около 1290 года до нашей эры. О том, что это были за фракийцы в мифах не уточняется, но скорее всего, речь идет о предках бгхригу. С этого самого момента бгхригу не только оказались в зависимости от Ила, но узнали и о том, что есть такая страна как Троя, а в ней город Илион и находятся они на другом берегу Эгейского моря. Далее события развивались бы тихо и гладко и все бы оставалось без изменений, если бы не сын Ила Лаомедонт с его неуемной деятельностью.

Миф гласит о том, что «по воле Зевса у Лаомедонта в рабстве оказались Посейдон и Аполлон, наказанные за поддержку бунта Геры . Находясь в рабстве «Посейдон построил стену вокруг Трои, а Аполлон пас царских овец Лаомедонта (либо Посейдон и Аполлон вместе выстроили стены Трои)».

Приведенный текст следует понимать не иначе как то, что с одной стороны троянцы овладели мореплаванием и им в этом сопутствовала удача, а с другой – на достаток и сытость, пришедшие в дом троянцев в связи с началом разведения овец, что указывает на продовольственную безопасность Трои.

Что подразумевалось под словом стена, не совсем понятно. Здесь могут подразумеваться и фортификационные сооружения (возведение реальных стен города), а может подразумеваться и строительство флота, обеспечивавшего защиту территории Трои с моря, что тоже можно понимать в качестве стены от морских набегов соседей. На наш взгляд, это ближе к реальности, поскольку Посейдон все-таки отвечал за море.

Но, это легенда, а как могли обстоять дела в реальности? Если события мифа наложить на события, происходившие в то время в мире, то действительность будет выглядеть несколько иначе. По поводу того, как и за счет чего шел процесс возведения стены Посейдоном, есть иные толкования: «Лаомедонт украл деньги из храма Аполлона и Посейдона и потратил их на возведение стены» .

Надо полагать, близился 1243 год до нашей эры. Обстановка в мире, прилегающем к Трое и особенно во Фракии была накалена и это настораживало Лаомедонта. Предвидя то, как могут развиваться события, Лаомедонт решает действовать на опережение и укрепить Илион и другие города Трои. Средств, как обычно на такие дела, не хватает. Единственным источником, где такие средства на тот момент нашлись, были святилища Посейдона и Аполлона. Судя по всему, жрецы святилищ отказывались предоставить Лаомедонту средства без гарантий возврата. Для того, чтобы получить желанные средства, Лаомедонт идет на хитрость. Понимая, что воспользовавшись моментом, ему просто выкручивают руки, Лаомедонт решает не только забрать необходимые средства, но еще и наказать не в меру жадных служителей культа и. . . делает им предложение, от которого те не в силах отказаться: «обещает принести им (храмам) в жертву весь скот, уродившийся (в Трое) за год (либо приплод кобылиц)». То есть, Лаомедонтом названа цена и срок возврата заемных средств.

Троя. Вид с высоты птичьего полета. По сути – акрополь.

Жрецы, предвкушая не плохой барыш, соглашаются. Лаомедонт забирает необходимые средства и возводит стены Илиона.

Но время бежит быстро и приходит срок возврата заемных денег: жрецы требуют возврата отданных ими средств. Лаомедонт, помня, что за условия ставились ему жрецами, отказывает им («но не сдержал обещания») . При этом, больше всех оказались обделенными жрецы святилища Посейдона. Надо понимать, что жрецы святилища Аполлона оказались более умными и не такими жадными, как жрецы святилища Посейдона и не захотели наступать еще раз на одни и те же грабли, а запросили у Лаомедонта, то что он имел в достатке и с чем расстался бы без сожаления (Аполлон потребовал приносить ему в жертву девушек ). Естественно, что Лаомедонт удовлетворил требования жрецов Аполлона: женский пол всегда воспринимали как обузу.

А вот со жрецами Посейдона Лаомедонту договориться не удалось. Как уже отмечалось, жрецы оказались не в меру жадными (потеряли разум) и, естественно, получили не удовлетворение своих желаний, а отказ.

Легенда повествует о том, что обозлившийся «Посейдон наслал на город чудовище, пожиравшее людей ». Если все перевести на обычный язык и, опять-таки, привязываться к событиям того времени, то реалии могли выглядеть следующим образом. Жрецы Посейдона не могли не знать от кого пытается защититься Лаомедонт, как не могли не знать и о той обстановке, что была в окружающем мире. Недолго думая, жрецы отправляются к бебрикам и тевкрам в Тевкрию. Жрецы Посейдона обрисовывают фракийцам не только радужную картину мира, но сулят не плохой барыш… и те, сев на корабли, вскоре появляются у берегов Малой Азии. Все три народа, участвовавшие в набеге, становятся известными в истории как «народы моря ». В греческой легенде это событие нашло отражение как «посылка Посейдоном на Илион чудовища, пожиравшего людей» . А, что? Все верно! Пришли бебрики, тевкры и сарды с моря? А в чьей компетенции море? Посейдона. Значит – это его рук дело! Кроме того, и Мигдон – царь бебриков считался сыном Посейдона и Мелии.

В 1243 году до нашей эры бебрики совместно с тевкрами и сардами из Фракии переселяются на западное побережье Малой Азии.

Территория для нападения была поделена между нападавшими. Бебрики захватывают территорию проживания кавконов , на которой создают свое государство, известное в греческих источниках под названием Бебрикия, а в хеттских – Ассува (Ашшува). Нападениям тевкров и бебриков подверглись и районы южнее Бибрикии, к югу от которой появилась страна, получившая впоследствии название Мизии (Мисии).

Сарды, захватывают район течения реки Меандр и страну, известную до этого в греческих источниках как Лувия, а в хеттских – как Арцава. С этого момента у страны появилось новое название – Сартая, созвучное с хеттским названием страны.

Удар тевкров и бебриков был нацелен и на территорию Трои. Интересы сторон (жрецов Посейдона и фракийцев) совпали.

Лаомедонт не был глупцом, как его описывает легенда: он сразу понял откуда ноги растут и пока корабли фракийцев не отчалили от берегов Бебрикии и Мизии, пытается еще раз договориться с жрецами Посейдона. Но жрецы упорствуют и Лаомедонт, для того, чтобы решить вопрос, обращается к посредникам – к жрецам Аполлона. Жрецы Посейдона, не желая ссориться со жрецами Аполлона, как и не желая отказываться от своих планов, ставят заведомо невыполнимое условие: требуют через жрецов Аполлона принесения в жертву Посейдону дочери Лаомедонта. То есть бьют в наиболее уязвимое место человека («Для избавления города от напасти, Лаомедонту в жертву Посейдону было предложено принести собственную дочь – Гесиону») . Царь долго отказывался, но по настоянию жителей города, вынужден был согласиться на требования оракула .

Лаодемонт, взбешенный таким решением жрецов Посейдона, решает еще раз наступить им на хвост и показать кто в доме хозяин. . . Лаомедонт обращается за помощью к самому Гераклу, обещая ему «за спасение своей дочери отдать подарок Зевса - волшебных коней, отданных Лаомеидонту Зевсом в качестве выкупа за сына Троса - Ганимеда, взятого на Олимп».

Геракл, желая помочь братьям Диоскурам, соглашается на сделку, собирает команду и на 18 кораблях выступает в поход на помощь Трое. Надо сказать, успел Геракл как раз вовремя. В тот момент, когда «морское чудовище» (бебрики с тевкрами) появились на горизонте, а Лаомедонт привязывал Гесиону к скалам на съедение «морскому чудовищу, пожиравшему людей» , появляется Геракл и сходу врывается в построения кораблей тевкров («Геракл, забравшись внутрь чудовища и разрубив его на части» ). Разгром был полный. В битве от рук Геракла пал царь бебриков Мигдон . Остатки тевкров сдались на милость победителя и были отданы Гераклом Лаомедонту, а бебрики отступили на север в Мизию.

Преследуя бебиков, Геракл со своим отрядом вторгся в Мизию и освободил ее от бебриков. Земли Мизии были отданы царю Лику из народа мариандинов.

За оказанную Трое помощь, Геракл требует обещанную награду. Лаомедонт преподносит Гераклу щедрые дары, в том числе и кобылиц. Но, видимо, пред ясные очи Геракла предстал тот, кто напомнил ему, что именно обещал Лаомедонт: не стадо лошадей, а коней. Но не просто коней, а коней, подаренных Зевсом , пытаясь, таким образом, вложить в голову Геракла мысль об обмане и рассорить его с Лаомедонтом. Геракл поняв, куда клонит радетель, но чтобы отмахнуться от дальнейших наветов, переадресовывает вопрос Лаомедонту,решив, таким образом, поддернуть троянского царя. Конфликт исчерпан.

Легенда повествует о том, что на почве обещанной награды между Гераклом и Лаомедонтом возникла ссора, закончившаяся для последнего трагически. Но события показываю, что причина ссоры были иной. Поэтому проследим за событиями.

Геракл разбивает тевкров и передает их Лаомедонту. Но, Гесиону отцу Геракл не возвращает, а «отдает ее своему другу Теламону» , которого оставляет в Илионе, а сам отправляется в Мизию добивать бебриков.

Пока Геракл добивал бебриков, Теламон и бывший с ним Ификл были брошены Лаомедонтом в темницу. О причинах такого развития событий история умалчивает. Правда, те там находились недолго: и того и другого из темницы освободил Подарк . О том, как к этому отнесся Лаомедонт, история тоже ни чего не говорит, но тот факт, что Подарк оказался в плену у соседей Илиона , позволяет предположить, что это была своеобразная плата за освобождение соратников Геракла.

Разгромив бебриков, Геракл узнает о случившемся (видимо, Теламон и Ификл к этому моменту добрались до Геракла). Это уже выглядело как унижение Геракла в глазах его спутников: с ним и его мнением ни кто не захотел считаться. Вот этого уже Геракл стерпеть не мог и для восстановления своей репутации «берет Илион» и проникает в дом Лаомедонта. Что произошло между Гераклом и Лаомедонтом, не понятно, но в итоге «сам царь и почти все его сыновья были убиты Гераклом. В живых остался только Подарк, младший сын Лаомедонта».

Гесиона вновь была «отдана Теламону» .

Безусловно, что Геракла интересовало, где Подарк? Оказывается у соседей. Геракл выкупает царевича . Тот становится его рабом. Причина, по которой Геракл не убил Подарка, кроется именно в том, что тот освободил Теламона и Ификла из темницы, то есть, пошел против необдуманных действий своего отца.

Геракл, как и раньше, проявил мудрость. Понимая, что город и страна не могут жить в хаосе, решает оставить им правителя (из их же среды и из правителей существующей династии) – не мог же он Гесиону настроить против Теламона. Но раба, пусть даже происходившего из царского рода, поставить правителем было нельзя – статус был не тот. Править народом должен был свободный человек. Для того, чтобы вновь стать свободным человеком, Подарк должен быть выкуплен. Сделать это поручается сестре Подарка и жене Теламона – Гесионе. Гесионе дано право «освободить одного из пленных, что она и сделала, выбрав своего брата. При этом, плата за раба предоставлена Гераклу чисто символическая - Гесиона в качестве выкупа отдала свое покрывало с головы. С тех пор Подарка стали называть Приамом (то есть купленным)».

Сведения о событиями в Трое дошли и до Хеттской державы. Геракл в хеттских источниках может фигурировать под эпитетом Атратишияш, который переводится как «Тот, кто не знает страха перед врагами » .

Как видим, тевкры не сумели завоевать для себя Трою и, потому, не стали ее гегемонами, но по воле случая (благодаря Гераклу) были безболезненно интегрированы в троянское общество. В последующие десятилетия этноним тевкр становится синонимом слова троянец. Кроме того, в Трое осталась и местная династия, во главе которой встал Приам.

Надо сказать, троянцы не проиграли. Троя имела достаточно удобное местоположение: с востока от Малой Азии ее отделял горный хребет Ида, высотой до 1774 метров, позволявший заняться овцеводством и разведением коней. На юго-западе полуостров вдавался в Эгейское море, с запада был защищен проливом Дарданеллы, являвшимся связующей транспортной артерией между Мраморным морем и Эгейским. Море давало возможность не только заниматься рыболовством, но и торговлей.

Правда, на этом бурные события в Эгеиде не прекратились. Бебриками с тевкрами был предпринят поход на территорию Ахейи (видимо в отместку за поражение под Илионом) – в Фессалию, правда, безуспешно.

Но походы бебриков, сардов и тевкров не ограничились берегами Эгейского моря. Согнанная с насиженных мест значительная масса народа, была возглавлена фракийцами и вскоре (в царствование фараона Мернептаха) появилась в пограничье Египта, где получила название «народы моря ». В числе нападавших названы шерданы (сарды), шакалаш (жители города Сагалассоса в Писидии) , турша (тевкры) и акайваша (ахейцы).

Но Трои такие набеги больше не касались.

Вполне может быть, что появление мизийцев на побережье Трои и появление такой страны как Тевфрантия, тоже было делом рук тевкров, хотя не только их одних. Скорее всего, появление мизийцев связано не с мезами – населением правобережья Дуная, как это и принято считать, а с населением Мессинии и Аркадии? В помощь троянцам вместе с Гераклом, могли прибыть мессинцы, занявшие прибрежную территорию к северу от Трои, которая в греческих источниках и получила название Мизии. То есть, надо полагать, Мизия как государство, создавалось не без помощи все тех же сподвижников Геракла. Об этом можно делать вывод на основании не только мифа о появлении матери Телефа (аркадийке) в Мизии: в этом может скрываться и причина попытки захвата власти в Мизии мессинцем Идасом, который пытался захватить власть не над варварами, а по сути, над соплеменниками. В этом случае, становится понятно, как и почему сын Геракла Телеф был безболезненно принят правителем мизийцами – он попал, можно сказать, в родственную среду.

Мигранты (мизийцы) тут же вступили в прочный союз с Троей и даже воевали на ее стороне против царя хеттов Тудхалии IV. Создание нового государства (Мизии) привело к тому, что мизийцы перекрыли бибрикам не только доступ к Трое с Эгеидой, но в Хеттию, чем способствовали наведению хеттами порядка у себя дома.

Показательно то, что современная Украина ведет себя аналогично Лаомедонту – не желая возвращать долги кредитору (России). Будут ли события развиваться по тому же самому сценарию, что и в древности пока не понятно. Сейчас Россия ведет себя намного сдержанней жрецов храма Посейдона, но вариант возмездия тоже исключать нельзя. Если такой вариант будет избран, то интересно, кто будет выбран на роль фракийцев и появится ли на горизонте Геракл? Не менее интересен вопрос об аналогии с походами народов моря на Египет… Какие страны будут в качестве Писидии, Кавконии, Арцавы, Ассувы и Египта на этот раз?

Отдать долг - это значит не просто вернуть деньги, а оправдать доверие, оказаться надежным, адекватным и вменяемым человеком, а не жуликом и подлецом. Говорим сегодня о фразеологизме «долг красен платежом».

Слово «красный»

Больше всего современного человека, который бесконечно далек от истории русского языка, смущает слово «красный» в пословице. При чем здесь вообще цвет? Ответ на вопрос довольно прост. Раньше под «красным» подразумевалось еще и «красивое». В языке сохранились словосочетания, которые указывают именно на это историческое значение:

  • Красная площадь;
  • красна девица.

Наверное, Красная площадь приобрела двойной смысл, когда царский режим сменился советским, но к истории слова борьба за власть отношение имеет косвенное. Главное то, что «красный», восходит к той же основе что и «краса». Значение последнего слова, надеемся, объяснять не надо, но во избежание недоразумений скажем: что краса и красота - это синонимы. На данный момент слово, естественно, устарело. Есть у него и второе значение: «Украшение и слава чего-нибудь». Например: «Краса и гордость нашего вуза - Дмитрий Петрович Водорезов. Он в прошлом году опубликовал 10 научных статей и одну монографию без отрыва от производства».

Значение

Теперь можно без труда растолковать смысл пословицы «долг платежом красен». Когда-то великий футбольный тренер Валерий Васильевич Лобановский сказал, что самое красивое в игре - это счет, так и с долгом. Можно сколько угодно рассыпаться в благодарностях перед кредитором, но если человек деньги не вернет, то все его слова - пустая трата сил и времени. А может быть, и более того, все реверансы - это только пыль в глаза.

Повторим еще раз - «долг платежом красен». Значение выражения сводится к следующему: самое прекрасное, что может сделать человек, взявший в долг деньги, - это вернуть их в указанный срок.

Синонимы

Выражения, заменяющие объект исследования, всегда труднее подбирать, когда нужно найти аналогию к фразеологизму, нежели к отдельному слову, но мы все же попытаемся. Итак, вот список:

  1. «Услуга за услугу».
  2. «Ты - мне, я - тебе».
  3. «Заплатить долг скорее, так будет веселее».
  4. «Умей взять, умей и отдать!»
  5. «Долг платежом красен, а займы отдачею».
  6. «Как ни вертись, а с должником расплатись!».

Первые два словосочетания говорят о взаимовыручке, а остальные свидетельствуют о том, что на Руси у кредиторов всегда были проблемы с возращением средств. Ведь не только присказка «долг красен платежом» доказывает болезненность вопроса отдачи чужих капиталов, но и другие устойчивые выражения свидетельствуют о том же. Вообще, одалживаться - последнее дело, даже если речь идет о друзьях или родных.

«Молчание ягнят» (1991) и фразеологизм

Читатель, наверное, очень удивился бы, скажи мы ему, что в эпохальном фильме о Ганнибале Лектере была поговорка «долг красен платежом». Нет, читатель совершенно прав, ее там не было. Но присутствовал ее аналог - «услуга за услугу». В том эпизоде, когда гениальный маньяк-психиатр пытается «влезть в голову» специальному агенту Кларисе Старлинг. Помните ту игру?

Лектер погружает ее в психологический мир Буффало Билла, давая намеки, а девушка, в свою очередь, открывает доктору свою душу и посвящает его в свои тайные страхи. В фильме был момент, когда специальный агент упрашивает злодея не отвлекаться на ее детские комплексы, так как время у очередной жертвы разыскиваемого преступника поджимает, а психиатр говорит молодой женщине невозмутимо: «Услуга за услугу». А мог бы использовать рассматриваемую пословицу. Но даже если бы такой перевод на русском существовал, выглядел бы он в современных реалиях почти нелепо.

Надеемся, основное смысловое содержание фразеологизма усвоено читателем достаточно хорошо, и теперь выражение войдет в его активный речевой обиход.