Останкинская башня состоит. История останкинской телебашни. Останкинская телебашня - строительство

Останкинская башня состоит. История останкинской телебашни. Останкинская телебашня - строительство

Больше, чем 35 лет назад, 4 ноября 1967 г., в Москве зажглись цветные телеэкраны - начал вещание Останкинский телецентр с передатчиками и антеннами, расположенными на самой высокой в мире телебашне. Сегодня Останкинская телебашня признана памятником архитектуры и достижением инженерии. Ее высота 533 метра. Останкинская башня - это не только полезная конструкция, с момента постройки сооружение стало одним из символов столицы России.

История Останкинской телебашни

До 1948 г. телевещание производилось из студий на Шаболовке через антенны, поднятые на Шуховскую башню. Но число программ стремительно увеличивалось, кроме того, было необходимо улучшить качество телевизионного сигнала и расширить зону приема телевизионных и радиовещательных программ с 60 до 120 км. Решение о строительстве станции было принято в середине 50-х годов. В результате серьезного конкурсного отбора проектов, предпочтение отдали работе доктора технических наук Н. В. . В последующем проектировании и строительстве принимали участие 33 проектные организации, 40 специализированных строительно-монтажных управлений и десятки заводов-изготовителей со своими конструкторскими бюро.

Архитектор Николай Васильевич Никитин родился в 1907 году в Тобольске. После окончания архитектурного отделения строительного факультета Томского технологического института он работал на строительстве ряда объектов , проектировал многие высотные здания в Москве (в том числе здания МГУ на Ленинских горах), стадиона в Лужниках. Его идеи были применены при возведении монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане в . В 1932 году по его проекту была создана ветряная электростанция в . Многие решения, воплощенные в этом проекте, были использованы и в строительстве Останкинской телерадиовещательной башни.

Сооружение началось в 1960 году, однако сразу же после того, как начали возводить башню, было решено приостановить работы из-за сомнений в надежности грунта. Только через 2 года, летом 1963 г, работы возобновились, однако фундамент пришлось укрепить в несколько раз. После изучения проблемы его сечение было увеличено на 1,5 м в ширину и на 2,25 м в высоту. Все его десять граней обжали железобетонной обоймой. В итоге площадь фундамента составила 1940 м2, а масса - 20 тыс. тонн (вес всей башни - 55 тысяч тонн), т. е. 40% массы всего сооружения.

Строительство башни закончилось в 1964 году, общая продолжительность работ по ее возведению - 54 месяца.

Впервые все передающие станции было решено разместить в самой башне. Это было смело, так как до этого во всем мире станции размещались не в телебашнях, а в отдельных зданиях, которые находились рядом.

В 1970 году конструктор Останкинской телебашни доктор технических наук Н. В. Никитин и возглавляемый им авторский коллектив были удостоены Ленинской премии. В проекте участвовали: Б. А. Злобин - главный инженер проекта, заместитель главного архитектора Москвы Д. И. Бурдин, главный инженер Государственного всесоюзного проектного института М. А. Шкуд, директор проектного института «Промстальконструкция» Л. Н. Щипакин.

Внешнее и внутреннее устройство Останкинской телебашни

Башня представляет собой полую оболочку из монолитного бетона, конической формы, с мощным основанием и вытянутой верхушкой. Внутри основания, по всей длине, разместили электросиловые кабели, кабели связи, трубные разводки водопровод, канализацию, лифтовые шахты (скоростной лифт поднимает людей на 300 метров за 50 секунд) и металлическую лестницу, связывающую между собой все этажи башни. Основное оборудование передающих станций со всеми техническими службами расположено на 16 этажах нижней конической части сооружения. Главный зал телевизионных передатчиков находится на пятом этаже. Вся аппаратура четырех передающих телевизионных станций объединена в кольцо. Выше расположен технический этаж. На шестом этаже размещены передатчики и шестой программы телевидения. На седьмом этаже вокруг внутреннего кольцевого коридора размещены радиотелевизионные аппаратные. Оставшуюся площадь отдали под отдельные теле- и радиослужбы. Стены по всей высоте охвачены 150-ю канатами, которые крепятся к стене через каждые 7 м. Каждый из 150 канатов растянут с силой в 70 тонн.

Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция создавалась как объект многоцелевого назначения. Здесь сразу были установлены телевизионные передатчики, рассчитанные на демонстрацию одновременно пяти программ черно- или цветного телевидения со звуковым сопровождением; передатчики УКВ-радиовещания для шести программ, в том числе двух стереофонических; узловая станция телевизионных радиорелейных линий на 18 магистральных направлений. Установили станцию по коммутации программ для междугородного обмена , кабельным магистралям и каналам космической телевизионной связи, а также станцию приема и коммутации восьми программ от передвижных телевизионных станций. Для передающей станции были разработаны новые мощные телевизионные и радиопередатчики метрового и дециметрового диапазонов.

Останкинская телебашня сегодня

Сегодня высота Останкинской башни - 540 м, что почти на 300 м выше здания Московского университета на Ленинских горах и на 215 м выше знаменитой в Париже. Несмотря на такую высоту, опрокинуться бетонная башня не может: ее центр тяжести не выходит и никогда не выйдет за площадь опоры, которая ограничена кольцом-фундаментом диаметром в 60 метров. А центр тяжести находится на высоте 110 метров по оси конструкции.

Останкинская башня очень привлекательна для туристов. Три скоростных лифта поднимают посетителей на смотровые площадки, самая высокая из них находится на отметке 337 м. В хорошую можно подняться по двум ажурным лестницам на открытый балкон, расположенный на высоте 340,8 м. Эта смотровая площадка одновременно служит вестибюлем ресторана «Седьмое небо». Здесь размещаются гардеробы, входы в лифтовые холлы, медицинская комната и санузлы. Отсюда посетители спускаются по лестнице на один из трех этажей ресторана. В каждом зале по 24 четырехместных столика, установленных вдоль наружных окон. Ресторан подвижен: для обзора панорамы города кольцо со столиками делает вокруг оси башни 1-3 оборота в час.

Кроме главной смотровой площадки есть еще две - на отметках 147 и 269 м., куда поднимаются при сильной . За все время существования смотровую площадку и высотный ресторан «Седьмое небо» посетили 10 миллионов человек.

Строительные работы проводятся на башне и в наши дни. В частности, из-за пожара 2000 года, до сих пор ведется ее восстановление. По словам главного инженера Александра Демьянова, после реконструкции высота Останкинской телебашни достигнет 562 м. Высота увеличится на 22 м за счет замены флагштока на дополнительные антенны - их установка даст возможность повысить качество вещания и увеличить зону уверенного приема телесигнала.

2. Необходимость постройки высокой телебашни назрела еще в 50-е годы. Останкинская телебашня должна была охватывать территорию Москвы и области, для этого нужно было построить сооружение высотой порядка 500 метров. Среди множества вариантов был выбран не имеющий аналогов проект Никитина из предварительно напряженного железобетона.
Глубина фундамента Останкинской телебашни всего 4,6 метра, и эта громадина прочно стоит на своем месте.

3. Центр тяжести телебашни находится на высоте около 100 метров. Прочность обеспечивают натянутые внутри башни стальные тросы. Шпиль башни отклоняется при порывах ветра максимум на 6 метров, при расчетах отклонение было заложено с запасом — до 12 метров.

4. Бетонная часть башни составляет 385 метров. Когда создателя спросили, сколько лет простоит Останкинская телебашня, он ответил: «Лет триста точно простоит, а там посмотрим». Опыт эксплуатации показал, что запас прочности заложен колоссальный. Башня даже без особых потрясений пережила пожар в 2000 году. Бетон с годами набирает прочность.

5. Внутри башни ходит несколько лифтов. Скорость пассажирских лифтов 7 метров в секунду. На кнопках — отметки высоты.

6. Мы поднимаемся на высоту 337 метров. Здесь располагается смотровая площадка. Вся Москва как на ладони.

7. Виды сногсшибательные. Погода не идеальная, но в целом нам повезло.

8. ВДНХ. Фонтан «Дружба Народов».

9. Павильон «Космос».

10. Жилая застройка.

11. В хорошую погоду функционирует еще и открытая смотровая площадка, она расположена чуть выше.

12. Тут же можно прикупить сувенирную продукцию.

13. Под смотровой площадкой находится ресторанный комплекс с вращающимся полом.

14. Идеальное место для романтических историй.

15. Специфика ресторана: из соображений безопасности многие блюда готовятся внизу на уровне 44 этажа и поднимаются на скоростных лифтах. Столики крутятся вместе с полом, можно любоваться круговой панорамой, не вставая с места.

16. Полный оборот площадка совершает примерно за сорок минут.

17. Электрички Октябрьской железной дороги.

18. Московский завод плавленых сыров. Никогда не знал, что он рядом с телебашней.

19. Кормят в ресторане очень вкусно. Меню составляют с учетом того, что вкусовые ощущения на высоте отличаются от ощущений на уровне земли. Такой же эффект наблюдается в авиации.

20. Первый канал.

21. Монорельс. Один из способов добраться до Останкинской телебашни.

22. Павильон «Армения» и опять фонтан.

23. Музей Космонавтики и кусочек гостиницы «Космос».

24. Десерт шикарный.

25. И другой тоже очень ничего. Но ладно, хватит смотреть на рестораны.

26. На служебном лифте спускаемся на отметку 85 метров. Сюда экскурсии пока не водят, но именно тут лучшее место для осмотра башни изнутри. Фактически это полая бетонная труба, усиленная стальными канатами. Таких канатов 145.

27. Здесь можно встретить телефоны времен наших дедушек.

28. Отметка 85 метров.

29. Рядом с лифтовой шахтой проходят фидеры, по которым сигнал поступает к передатчикам. Фидеры похожи на очень толстый коаксиальный кабель. Еще бы, мощность передатчиков доходит до 40 киловатт. Всего на телебашне порядка 80 передатчиков.

30. А вот по этому телефону вызывается служебный лифт.

31. Про техническое устройство телебашни нам рассказал один из старейших сотрудников Останкино Анатолий Григорьевич Волков.

32. Сейчас на Останкинской телебашне активно развивается экскурсионное направление. В день приходит до 1300 человек. Одновременно на башне может находиться не более 270 человек, это связано с требованиями безопасности, после пожара отошение ужесточилось. На каждого посетителя есть комплект защитного снаряжения.

33. Среди посетителей много школьников и туристов из-за рубежа. В мире существует даже отдельное направление - башенный туризм. Есть Всемирная федерация высотных башен, в которую входит и Останкинская телебашня. Попасть в федерацию могут не все высотные сооружения, а только те, у которых есть обзорные площадки.

34. Экскурсия очень понравилась, спасибо сотрудникам Останкинской телебашни за замечательный рассказ, обязательно приду сюда еще вместе с семьей. Всячески рекомендую.
На всякий случай, выкладываю контакты башни в социальных сетях.
Адрес экскурсионного корпуса: Москва, ул. Академика Королева, дом 15, корп. 2.

Останкинская телебашня была сдана в эксплуатацию 30 апреля 1967 года и очень быстро стала одной из достопримечательностей столицы и одним из ее символов. Далее предлагаем взглянуть на то, как шло строительство этого уникального сооружения, некогда считавшегося самым высоким зданием мира.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагалось, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 50 см.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытий, между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, а на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 м, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.



С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмостки, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.










Ресторан «Седьмое небо» на высоте 337 метров готов к приему гостей, 1967 год.

Рабочие обслуживают скоростной лифт на Останкинской телебашне, 1982 год.


27 августа 2000 года в башне на высоте 460 м произошел пожар - тогда полностью выгорели 3 этажа. Помещения были восстановлены к 2008 году.

За 30 лет существования башни смотровую площадку и ресторан «Седьмое небо» посетили более 10 млн человек.

Смотровая площадка Останкинской телебашни.

Вид на Москву со смотровой площадки Останкинской телебашни.

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение - каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3-3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Железобетонная опора всего сооружения-это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки - 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни - 500 миллиметров.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций - башни и стакана - позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Есть у башни еще один “враг”. Это... солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок - на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам-это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру - от коррозии.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части - царги - подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация - ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

СХЕМА МОНТАЖА АНТЕННЫ

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.

Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

С высоты 385 м видны кольцевые пути наземных кранов. На переднем плане снимка видна брезентовая “юбка” с веревочным каркасом За ней размещаются подвесные подмости, с которых ведутся работы по закреплению наружной опалубки и осмотр наружной поверхности бетона.

Из журнала "Наука и Жизнь" за 66 год.

Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве.

На сайте "Фотографии старой Москвы" вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте . Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.