![Учетная политика торговой организации на примере. Элементы
учетной политики. Налог на прибыль организаций](https://i1.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/20992/1961729.jpg)
Совокупность принципов, которые применяются при формировании финансовой отчетности, называется учетной политикой организации. Цель ее формирования - установить оптимальный вариант учета ПБУ в организации. Свод внутренних правил формируется сразу после образования организации и корректируется по мере необходимости.
Сегодня на любом предприятии должен быть четко сформирован формат ведения документооборота, налоговой и бухгалтерской отчетности. Учетная политика организации, пример которой будет представлен далее, оформляется отдельным распорядительным документом, в котором содержатся выдержки из законодательных актов, применяемых организацией.
Хороший пример учетной политики должен формироваться по принципам:
Эти принципы следует учитывать при составлении примера учетной политики предприятия.
На каждом предприятии одновременно ведется бухгалтерский и налоговый учет. Их наличие является обязательным в рамках действующего законодательства. По правилам НУ и БУ в той или иной сфере можно выбрать один из предложенных способов учета или разработать и утвердить свою собственную схему. Все эти алгоритмы должны быть прописаны в учетной политике. Для НУ и БУ составляется два нормативных документа. При этом в правилах ведения налогового учета должен быть прописан алгоритм расчета налога на прибыль, НДС и «упрощенки».
Кроме НУ и БУ, организация может также вести управленческий учет (УУ). В нем отражается информация для внутреннего пользования. Принципы ее формирования и алгоритм использования следует также прописать в учетной политике. Законодательная база регламентирует принципы ведения НУ и БУ. В отношении УУ организация может самостоятельно формировать правила работы, исходя из специфики деятельности и целей.
Учетная политика ООО, пример которой будет представлен далее, разрабатывается по нормативам НК РФ и федерального законодательства. Потому следует заранее ознакомиться с используемой в них терминологией.
Под учетной политикой понимается совокупность форматов ведения отчетности. Принципы работы распространяются на все этапы: от наблюдения до обобщения факторов деятельности. Это обозначение группы документов, согласно которым функционирует коммерческое предприятие.
Бухгалтерская и налоговая отчетность - процесс ведения хозяйственной деятельности и формирования базы для расчета налогов, оформленный в документарном виде. Эти два документа могут формироваться совместно и раздельно.
Имущественная обособленность - это отделение собственности от организации. Пример учетной политики организации, ООО, в которой не отражен данный пункт, является не лучшим образцом. Если в документе не указано, как происходит отчуждение, то имущество организации может быть изъято за долги собственников.
Чтобы составить свод правил, по которым будет действовать организация, необходимо знать нюансы работы фирмы:
В независимости от сферы деятельности, правила работы должны быть сформированы в соответствии с требованиями НК РФ.
Пример может быть сделан в произвольной форме. Главное, чтобы документ был составлен в соответствии с:
Действующее законодательство часто изменяется. Из-за этого возникает масса ошибок. Лица, занимающиеся могут быть просто не в курсе последних изменений.
Для предприятий, которые ведут свою деятельность за пределами РФ, существует свой пример учетной политики - МСФО. Этот документ составлен по стандартам IFRS, разработанным в 2001 году IASC.
При отсутствии опыта составления документов такого рода следует детально изучить пример учетной политики на 2017 год. Алгоритм составления стандартный для предприятий всех форм собственности. Начинается процесс с определения элементов, структуры и ответственных лиц.
Структура документа зависит от направления деятельности предприятия. Но существует также ряд обязательных элементов:
По действующим нормам НК существует два основных способа признания доходов:
На практике второй метод заменяют на УСН.
Стоимость запасов определяется либо по средней цене, либо по стоимости единицы запасов из последней партии.
Главной особенностью документа является персональная ответственность лица, которое его подписывает. Это может быть главный бухгалтер, директор или ИП. За невыполнение предписаний на ответственное лицо накладывается административный штраф.
Свод правил работы организации должен содержать такую информацию:
Документ должен позволять организации в полном объеме отражать все хозяйственные операции. Если предприятие не использует НМА в процессе деятельности, то не следует описывать порядок их учета.
Согласно последним изменениям ПБУ №1/2008, если какой-то вопрос не раскрыт в федеральных стандартах, то к организации применяются правила МСФО.
Рассмотрим пример. Российская компания продает в Татарстан партию станков. Продажная цена включает стоимость дальнейшего техобслуживания. По стандарту IAS №18, если компания может рассчитать стоимость обслуживания, то она имеет право выручку от данной услуги признавать равномерно в течение всего периода обслуживания. В федеральных стандартах прописано, что выручка в таких случаях признается единовременно. Это позволяет рассчитать корректный финансовый результат.
Документ должен отражать рациональный способ учета доходов и расходов. Пример учетной политики строительной организации должен включать порядок признания выручки и расходов по требованиям ПБУ №2/2008, а торговой фирме нужно будет обязательно отразить учет скидок и надбавок. При этом в обоих организациях могут быть одинаковыми принципы начисления амортизации или списания МБП.
Пример учетной политики в отношении ОС должен отражать:
В УП по операциям с оборотными активами следует включить:
Раздел УП об обязательствах должен включать порядок учета налогов, соцобеспечения, привлечения средств, перевода активов между видами деятельности.
Если организация планирует с нового года создавать резервы под долги, на оплату отпусков или для проведения ремонта, то алгоритм проведения данных операций также следует отразить в УП. Например, в отношении резервов по оплатам отпусков следует указать:
Отсутствие у организации учетной политики или описания в ней ключевых положений рассматривается налоговыми органом как грубое нарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 10 тыс. руб. (ст. 120 НК). Должностному лицу также придется заплатить 5-10 тыс. руб. в бюджет, а при выявлении повторного нарушения - 10-20 тыс. руб.
Учетная политика фиксируется в виде распорядительного документа. Если изменения охватывают большую часть текста и изменяют его структуру, то проще переиздать распоряжение, чем делать новые приказы. Пример учетной политики с изменениями прикладывается к В частности, в 2017 году изменились способы оценки МБП, НМА (Приказ Минфина №64н), введен новый порядок учета ОС и способов начисления амортизации. Теперь малые предприятия могут начислять ее один раз в год, а расходы на проведение научных исследований списывать ежедневно.
Учетная политика организации, пример которой был представлен ранее, должна применяться постоянно и ежегодно. Изменения следует вносить только в исключительных случаях, таких как:
Например, фирма, занимающаяся арендой автомобилей, захотела воспользоваться амортизационной премией. В этом случае главному бухгалтеру в декабре 2016 года следовало подготовить новый пример учетной политики ОСНО. В документе следует прописать, что к приобретенным ТС применяется премия в пределах 10-30% от стоимости. Также следует сделать ссылку на письмо УФНС №16-15, в котором допускается применение данной схемы работы.
Структура УП должна включать:
УП бюджетной организации содержит массу приложений:
УП должно регулировать особенности работы по тем аспектам, которые не регулируются законодательно. Принятые положения следует использовать ежегодно.
Особенности учета операций для целей НУ следует отразить отдельной главой и по таким направлениям:
Чтобы организация начала использовать разработанный свод правил, необходимо провести комплекс работ:
Процесс разработки и использования УП - это целый комплекс мероприятий, каждый этап которого требует жесткой дисциплины и знания законодательства.
Учетная политика – это документально подтвержденный свод правил, регулирующий бухгалтерский учет на отдельном предприятии. Положения приказа об учетной политике основываются на общепринятых принципах бухгалтерского учета. Указанные рекомендации обязательны для выполнения.
Впервые с понятием «учетная политика» российский бухгалтер столкнулся в начале 90-х годов прошлого столетия. Характеристика документа была занесена в Положение «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности РФ». Но широкое распространение и применение на практике началось не сразу. Сегодня же ни одна организация не обходится без создания и соблюдения индивидуальных правил бухучета.
Любой свод правил не может создаваться безосновательно. Главный бухгалтер и руководство предприятия при разработке и утверждении документа должны обратить внимание на следующие критерии, от которых напрямую зависит сущность учетной политики:
Учетная политика организации формируется исходя из общепринятых правил бух. учета, основываясь на конкретной ситуации на предприятии.
Утвержденный документ, регулирующий ведение бухгалтерского учета на предприятии, должен не только соответствовать установленным государственным стандартам, но и соблюдать все аспекты процесса учета. Различают три вида характеристики ведения бухгалтерии: методический, организационный и технический.
В понимание методики входит описание применяемых в процессе учета приемов, которые законодательно представляются предприятию на выбор. Например, каждое юридическое лицо вправе самостоятельно установить способ начисления амортизации. Таких вопросов, по которым бухгалтерский учет одной организации может существенно отличаться от другой, достаточно много. Кроме амортизационных отчислений, к ним можно отнести:
Приказ об учетной политике содержит подробное описание методических приемов бух. учета на конкретном предприятии. Задача бухгалтера – соблюсти заявленные руководством требования.
Технические аспекты отражают использование предусмотренных методик на практике, т. е. регламентируют использование определенных счетов, форм документов и прочего. Сюда относятся:
Организационный аспект учетная политика бухгалтерского учета представляет в виде описания значения бухгалтерии в деятельности предприятия, ее взаимосвязи с другими отделами финансовой системы.
В качестве документов, на которых основывается бухучет любого предприятия, используют:
Одобренный учредителями образец учетной политики предприятия должен быть оформлен документально в форме приказа, распоряжения, положения, должностной инструкции. Большую роль в составлении материала учетной политики играют учредительные документы, которые закладывают основу бухучета согласно типу хозяйствующего субъекта.
Утверждается учетная политика на год, в течение которого изменения могут быть внесены только в критических для предприятия случаях: ликвидации, преобразования или реорганизации. Причиной может послужить и изменения требований к бухгалтерскому и финансовому учету на государственном уровне.
Недавно созданные предприятия должны утвердить учетную политику в течение 90 дней. Отсчет начинается с момента приобретения юридических прав или регистрации в государственных органах.
Если необходимость внесения изменений не обусловлена серьезными причинами вроде реорганизации или ликвидации, предприятие имеет право отредактировать документ к новому отчетному году. Изменения вступают в силу с 1 января года, следующего за датой издания документа. Следует помнить, что составление новой учетной политики должно отражаться в годовой финансовой отчетности в виде пояснительной записки.
Любое изменение должно быть обосновано, т. к. приказ об учетной политике напрямую влияет на экономическую деятельность предприятия. Особенно тщательно необходимо проверять надобность методических изменений, которые напрямую способны повлиять на финансовый результат.
Образец учетной политики предприятия обязательно подлежит публикации. Сотрудники должны быть ознакомлены с требованиями, которые напрямую влияют на исполнение должностных обязанностей. Необходимость упоминания учетной политики возникает и при составлении финансовой отчетности. Но вовсе не обязательно раскрывать содержание всего документа: достаточно лишь отразить основные моменты.
Существует два метода, согласно которым предприятие отражает учетную политику в годовом отчете: указание отклонений от правил или описание каждого пункта. Первый вариант предполагает наиболее полную характеристику установленных методов учета. При этом описывают все способы, установленные государством или принятые самостоятельно.
Если предприятие осуществляет финансовую деятельность строго в принятых государством рамках, учетную политику характеризуют только в тех случаях, когда наблюдаются отклонения от общих правил. При иных обстоятельствах достаточно указать, что предприятие полностью соблюдает рекомендации государства по ведению бухгалтерии.
Налоговый учет на предприятии должен производиться в строгом соответствии со статьями НК РФ. В раздел учетной политики, отражающей порядок ведения налогового учета, должны быть включены пункты, описывающие:
Политика ведения налогового учета должна создаваться, опираясь на налоговую базу предприятия, перечень обязательных платежей в государственный бюджет и правил документооборота.
Независимо от направленности деятельности предприятия, отражать требования Налогового кодекса должна учетная политика. Расходы и доходы предприятия, порядок их формирования, определения налогооблагаемых долей – основа налогового учета, которую нельзя отменить или полностью изменить.
В 2015 году НК РФ подвергся изменениям, которые вступают в силу с начала 2016 года. Некоторые из поправок повлияют на деятельность предприятий. Составляя учетную политику на 2016 год, необходимо учитывать следующие требования Налогового кодекса:
Документ, устанавливающий порядок осуществления бухучета, состоит из 5 разделов:
Учетная политика - это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Применение выбранных правил влияет на финансовый результат и налогооблагаемую базу.
Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику (УП).
Существуют три вида учетной политики:
Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке может быть применен способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.
Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу должна содержать следующие разделы:
Утвержденная приказом учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Однако это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей учетной политикой.
Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения. Также можно отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.
Сроки утверждения, а также внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:
Срок утверждения для БУ |
Срок для налогового учета |
|
Создание новой организации |
Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008). |
Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ ). |
Внесение изменений в учетную политику |
По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008). |
Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ ). При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений. |
Внесение дополнений в учетную политику |
На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008). |
Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ). |
Обратите внимание, что дополнение и изменение учетной политики — это абсолютно разные вещи.
Законодатели утвердили огромное количество изменений, которые вступают в силу с 01.01.2019. Конечно, не все новшества требуется отражать в учетной политике, но важные коррективы есть.
Итак, что отразить в учетной политике на 2019 год, важные изменения:
Все изменения, которые необходимо учитывать бухгалтеру в дальнейшей работе, в отдельных статьях:
В данном документе рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.
Независимо от вида деятельности организации утверждают:
Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.
Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.
Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.
Образец учетной политики предприятия 2019 для целей налогообложения в данной статье не приводится, поскольку зависит от применяемого налогового режима.
В налоговой учетной политике рассматриваются следующие вопросы:
Субъектам малого предпринимательства (СМП) дано право применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в УП.
СМП могут отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например, и других.
Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».
ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают только учетную политику для налоговых целей.
Образец учетной политики УСН «Доходы» (2019) в наиболее простом варианте может быть ограничен несколькими пунктами:
Конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно предлагают некоторые сайты бухгалтерской направленности.
Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, можно скачать бесплатно учетную политику организации (образец 2019) для целей бухгалтерского учета.
Возьмите примеры учетной политики организации, которые утверждены отдельными приказами: для бухгалтерского учета и для налогового. На базе этих документов можно разработать собственный.
Учетную политику можно оформить отдельными приложениями и утвердить одним общим приказом. Приказ составляется в произвольной форме.
ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета
Учетная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н), Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Элементы и принципы учетной политики:
1. Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером.
2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1.
Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
3. По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется обособленно:
4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.
5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении 2.
6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, которые уполномочены на это соответствующей должностной инструкцией.
7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых установлены в приложении 3.
8. Отчетным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц. В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Основание: часть 3 статьи 14, часть 5 статьи 13, часть 4 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 49 ПБУ 4/99.
9. Критерий для определения уровня существенности устанавливается в размере 5 процентов от величины объекта учета или статьи бухгалтерской отчетности.
Основание: пункт 3 ПБУ 22/2010, пункт 11 ПБУ 4/99.
10. Инвентаризация имущества и обязательств проводится раз в год перед оставлением годового баланса, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами, регулирующими ведение бухгалтерского учета.
11. Переоценка основных средств не производится.
Основание: пункт 15 ПБУ 6/01.
12. Объект принимается к учету в качестве основного средства, если он предназначен для использования в уставной деятельности организации, для управленческих нужд. При этом должны одновременно соблюдаться условия:
Основание: пункты 3-5 ПБУ 6/01.
13. Сроки полезного использования основных средств определяются по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
Основание: пункт 20 ПБУ 6/01, абзац 2 пункта 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
14. По основным средствам, предназначенным к использованию для работы в условиях повышенной сменности, срок полезного использования, определенный в соответствии с Классификацией основных средств, сокращается в два раза.
Основание: пункт 20 ПБУ 6/01.
15. Амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.
Основание: пункт 18 ПБУ 6/01.
16 . Предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью не более 40 000 руб. списываются по мере их передачи в эксплуатацию.
Основание: пункт 5 ПБУ 6/01.
17. Затраты на текущий и капитальный ремонт имущества включаются в расходы организации отчетного периода.
Основание: пункт 27 ПБУ 6/01.
18. Единицей учета материально-производственных запасов является номенклатурный
номер материального запаса.
Основание: пункт 3 ПБУ 5/01.
19. Приобретаемые материальные запасы отражаются в учете по фактической себестоимости без использования счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Основание: пункт 5 ПБУ 5/01, пункт 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).
20. При выбытии все группы материально-производственных запасов оцениваются по
средней себестоимости.
Основание: пункт 16 ПБУ 5/01.
21. Расходы, отраженные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в течение месяца, полностью списываются по его окончании в дебет счета 90 «Продажи» без распределения по видам деятельности.
Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.
22. Расходами, которые относятся на себестоимость оказываемых услуг, признаются:
Основание: пункт 9 ПБУ 10/99.
23. Расходы, относимые на себестоимость всех видов оказываемых услуг, формируют финансовый результат от оказания услуг в последний день текущего месяца.
Основание: пункты 16 и 18 ПБУ 10/99.
24. Единицей учета финансовых вложений является серия.
Основание: пункт 5 ПБУ 19/02.
25. Затраты связанные с приобретением финансовых вложений, не превышающие уровень существенности, установленный в пункте 8 настоящей Учетной политики, признаются
прочими расходами.
Основание: пункт 11 ПБУ 19/02.
26. Текущая рыночная стоимость финансовых вложений, по которым можно определить рыночную стоимость, корректируется ежеквартально.
Основание: пункт 20 ПБУ 19/02.
27. Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
Основание: пункт 21 ПБУ 19/02.
28. Все группы финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, при списании оцениваются по первоначальной стоимости каждой единицы финансовых вложений.
Основание: пункт 26 ПБУ 19/02.
29. Проверка на обесценение финансовых вложений в целях создания резерва под обесценение финансовых вложений проводится ежегодно.
Основание: пункт 38 ПБУ 19/02.
30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Основание: пункт 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.
31. Для расчета резерва на оплату отпусков используется следующий порядок:
Основание: пункт 5 ПБУ 8/2010, пункт 7 ПБУ 1/2008.
32. Курсовые разницы по операциям с иностранной валютой учитываются на счете 91
«Прочие доходы и расходы» по мере совершения операций и по окончании каждого
месяца.
Основание: пункт 7 ПБУ 9/99, пункт 7 ПБУ 3/2006, План счетов бухгалтерского учета
и Инструкция по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).
33. Выручка от реализации отражается в учете:
Основание: пункт 12 ПБУ 9/99.
34. Разницы, обусловленные различиями в ведении бухгалтерского и налогового учета, отражаются на счетах бухгалтерского учета по мере их появления, обособленно по каждому отклонению на основании первичных учетных документов.
Основание: пункт 3 ПБУ 18/02.
35. Текущий налог на прибыль определяется на основе данных, сформированных в
бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02.
Основание: пункт 22 ПБУ 18/02.
36. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение денежных средств под отчет, приведен в приложении 4. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), - 30 календарных дней. По возвращении из командировки сотрудник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.
37. График документооборота утверждается приказом руководителя. Соблюдение
графика контролирует главный бухгалтер.
Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
38. Для составления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности
применяются формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно
приложению 1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Закрытое акционерное общество «Альфа»
ПРИКАЗ № 85
об утверждении учетной политики для целей налогообложения
на 2017 год
Порядок ведения налогового учета
1. Ведение налогового учета возлагается на бухгалтерию, возглавляемую главным бухгалтером.
2. Налоговый учет вести обособленно от бухгалтерского в самостоятельно разработанных
регистрах налогового учета. Перечень регистров налогового учета приведен в
приложении 1.
3. Учет доходов и расходов вести методом начисления.
Основание: статьи 271, 272 Налогового кодекса РФ.
Учет амортизируемого имущества
4. Срок полезного использования основных средств определяется по минимальному
значению интервала сроков, установленных для амортизационной группы, в которую
включено основное средство в соответствии с классификацией, утверждаемой
Правительством РФ. В случае реконструкции, модернизации или технического
перевооружения срок полезного использования основного средства увеличивается до
предельного значения, установленного для амортизационной группы, в которую было
включено модернизируемое основное средство.
Основание: постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации
основных средств, включаемых в амортизационные группы», пункт 1 статьи 258
Налогового кодекса РФ.
5. Срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении,
определяется равным сроку, установленному предыдущим собственником,
уменьшенному на количество лет (месяцев) эксплуатации данных основных средств
предыдущим собственником. Норма амортизации по бывшим в употреблении основным
средствам определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на
количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками.
Основание: пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
6. Срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется исходя
из срока действия патента, свидетельства, а также исходя из срока полезного
использования, обусловленного соответствующим договором. По нематериальным
активам, по которым определить срок полезного использования невозможно, применяется срок, равный 10 годам.
Основание: пункт 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
7. Амортизацию по всем объектам амортизируемого имущества (основным средствам и
нематериальным активам) начислять линейным методом.
Основание: пункты 1 и 3 статьи 259 Налогового кодекса РФ.
8. Амортизационная премия не применяется. Амортизация начисляется в общем порядке.
Основание: пункт 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
9. Норма амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга,
определяется с учетом специального коэффициента в размере 3 (за исключением
основных средств, относящихся к первой-третьей амортизационным группам).
Основание: подпункт 1 пункта 2 статьи 259.3, пункт 3 статьи 259.3 Налогового кодекса
РФ.
10. Резерв на ремонт основных средств не создается. Расходы на ремонт основных средств признаются для целей налогообложения в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат.
Основание: статья 260 Налогового кодекса РФ.
11. Налоговый учет операций с амортизируемым имуществом осуществляется с
применением налогового регистра, форма которого установлена в приложении 2.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
Учет материалов
12. В стоимость материалов, используемых в хозяйственной деятельности, включается
цена их приобретения (без учета НДС и акцизов), комиссионные вознаграждения,
уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы,
расходы на транспортировку, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением материалов.
Основание: пункт 4 статьи 252, пункт 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
13. При выбытии материалы оцениваются по методу средней стоимости.
Основание: пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
14. Налоговый учет операций по приобретению и списанию материалов осуществляется
на соответствующих субсчетах к счету 10 «Материалы» в порядке, определенном для
целей бухгалтерского учета.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
Учет затрат
15. К прямым расходам на оказание услуг относятся:
Основание: пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса РФ.
16. Прямые расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме
относятся на уменьшение доходов от реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
Основание: пункт 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.
17. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально.
Инвентаризация дебиторской задолженности в целях создания резерва проводится по
состоянию на последний день отчетного квартала. Максимальный размер резерва по
сомнительным долгам составляет 10% от выручки без учета НДС. Учет операций по
начислению и использованию резерва осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 3.
Основание: статья 266 Налогового кодекса РФ.
18. Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию не
создается.
Основание: статья 267 Налогового кодекса РФ.
19. Налоговый учет расходов на оплату труда осуществляется в регистрах налогового
учета, форма которых установлена в приложении 4.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
20. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков не создается.
21. Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год не создается.
Основание: статья 324.1 Налогового кодекса РФ.
22. Проценты по заемным средствам включаются в расходы в пределах ставки
рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, по рублевым обязательствам и
умноженной на коэффициент 0,8 по валютным обязательствам.
Основание: статья 269 Налогового кодекса РФ.
23. Расходы на приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки признаются расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов.
Основание: пункт 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ.
24. При реализации и ином выбытии ценных бумаг их списание производится по
стоимости единицы.
Основание: пункт 9 статьи 280 Налогового кодекса РФ.
25. Доходы и расходы от сдачи имущества в аренду признаются внереализационными
доходами и расходами.
Основание: пункт 4 статьи 250, подпункт 1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
26. Доходы и расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, распределяются
равномерно в течение срока действия договора, к которому они относятся. В случае если
дату окончания работ (оказания услуг) по договору определить невозможно, период
распределения доходов и расходов устанавливается приказом руководителя организации.
Основание: пункт 1 статьи 272, пункт 2 статьи 271, статья 316 Налогового кодекса РФ.
27. Учет доходов и расходов от реализации вести в регистрах налогового учета, форма
которых установлена в приложении 5.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
28. Учет внереализационных доходов и расходов вести в регистрах налогового учета,
форма которых установлена в приложении 6.
Основание: статья 313 Налогового кодекса РФ.
Порядок расчета авансовых платежей
29. Уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя
из одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал,
предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых
платежей.
Основание: пункт 2 статьи 286 Налогового кодекса РФ.
30. Для определения сумм авансовых платежей и налога, подлежащих уплате по
местонахождению обособленных подразделений, использовать показатели удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества и среднесписочной численности
работников.
Основание: пункт 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ.
Налог на добавленную стоимость
31. Обособленные подразделения нумеруют счета-фактуры в пределах диапазона
номеров, выделяемых головной организацией.
Основание: подпункт «а» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от
26 декабря 2011 г. № 1137.
32. Учет освобожденных от НДС операций по реализации ценных бумаг ведется на
субсчетах бухгалтерского учета обособленно. Прямые затраты на осуществление данного
вида деятельности учитываются на субсчете «Операции с ценными бумагами» к счету 91
«Прочие доходы и расходы». Косвенные затраты учитываются на субсчете «Затраты не
реализацию ценных бумаг к распределению» к счету 26 «Общехозяйственные расходы».
Совокупные расходы на реализацию ценных бумаг в целях расчета 5-процентного барьера расходов на необлагаемую деятельность определяются как сумма прямых и
соответствующей доли косвенных затрат.
Основание: подпункт 12 пункта 2 статьи 149, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
33. Доля косвенных затрат, относящаяся к необлагаемым операциям, определяется
пропорционально выручке от необлагаемой деятельности в общей сумме выручки от всех видов деятельности. Распределение косвенных затрат и расчет совокупных расходов на освобожденную от НДС деятельность осуществляется в регистре налогового учета, форма которого установлена в приложении 7.
Основание: пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 22 марта 2011 г. № КЕ-4-3/4475.
34. В целях ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС, и операций,
освобожденных от налогообложения, к счету 19 открываются субсчета:
Основание: пункт 4 статьи 149, пункты 4, 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.
Понятие и формирование учетной политики
Элементы учетной политики
Пример оформления учетной политики на предприятии
Понятие и формирование учетной политики
Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.
При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.
Децентрализованный подход предусматривает свои правила организации бухгалтерского учета для каждого предприятия. Хотя этот подход предполагает максимальную адаптацию учетных процедур к конкретному предприятию, в настоящих российских условиях он неприемлем.
Мировой опыт показывает, что максимальная эффективность ведения учета обеспечивается разумным сочетанием первого и второго подходов. Централизованно устанавливаются основополагающие правила и принципы ведения учета, обеспечивающие доступность и полезность учетной информации. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, имеющейся технической базы, квалификации персонала и некоторых особенностей предприятия. Другими словами, предприятия разрабатывают и проводят собственную учетную политику.
Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.
Учетная политика на предприятиях разрабатывается на основании положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н (с изм. и доп. от 30.12.1999 № 107 н).
В соответствии с Положением каждое предприятие обязано:
Установить перечень конкретных элементов учетной политики;
По каждому из элементов учетной политики раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.
Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях:
Изменения законодательства РФ или нормативных актов;
Разработки новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;
Реорганизации предприятия, смены собственности, изменения видов деятельности и др.
Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.
Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных стандартами. Если стандартами не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых основах. Это означает:
1) применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;
2) в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами. Например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.
Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:
1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика (устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики);
2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета;
5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
6) оформление выбранной учетной политики.
На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:
Правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры);
Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.);
Особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);
Кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала;
Хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства
При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.
В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования. Издается приказ по предприятию о введении учетной политики на год (вопрос 4).
Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т.е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия.
Элементы учетной политики
Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.
Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.
Методический аспект включает:
Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.
Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
порядок финансирования ремонта основных средств.
Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).
Формирование учетных групп материальных ценностей.
способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.
Способ учета выпуска продукции.
Сроки погашения расходов будущих периодов.
Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.
Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.
Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:
План счетов бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета.
Технология обработки учетной информации.
Организация внутрипроизводственного контроля.
Организация составления отчетности.
Инвентаризация имущества и обязательств.
Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.
Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики. Поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:
1. Рабочий план счетов . Является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.
2. Порядок проведения инвентаризации . Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Альтернативные способы:
Определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ),
Перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.
3. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Нормативный документ - положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Альтернативные способы - бухгалтерский учет ведет:
Бухгалтерия;
Специализированная организация на договорной основе;
Руководитель предприятия.
Первичные документы могут составляться на: бумажных носителях; машиночитаемых носителях информации.
4. Формы бухгалтерского учета . Могут использоваться следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная.
5. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).
Пример оформления учетной политики на предприятии
ОАО «Мечта бухгалтера»
«____» декабря 2004 г.
Об учетной политике ОАО «Мечта бухгалтера»
На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации
ПРИКАЗЫВАЮ:
Принять следующую учетную политику.