Экономические учения раннего средневековья библия. Реферат: Экономическая мысль эпохи Средневековья. Средневековая экономическая мысль в восточных странах

Средневековое восприятие и истолкование экономики наиболее полно отражено в трудах схоластов (т.е. богословов и философов, обучающих в школе (греч. schole ). Поскольку Средневековье разделяют на раннее, "срединное" и позднее, то, соответственно, и схоластические учения разделяют на три периода.

  • 1. Ранняя схоластика, которую обычно датируют временем от 400-х до 1200-х гг. Во многих отношениях этот период связан с Августином Блаженным и близким ему неоплатонизмом. Выдающимися фигурами в этот период были ирландский монах Иоанн Скот Эриугена (IX в.), Ансельм Кентерберийский (XI в.), известный так называемым онтологическим доказательством существования Бога, а также скептически мыслящий француз Пьер Абеляр (XII в.), который, в частности, способствовал оттачиванию схоластического метода постановки и обсуждения философских вопросов.
  • 2. Зрелая схоластика, которая охватывала период приблизительно с 1200-х гг. до первых десятилетий XIV в. Выдающимися представителями этой эпохи грандиозных систем и синтеза были Альберт Великий (ок. 1200–1280), его ученик Фома Аквинский и главный оппонент Фомы Иоанн Дунс Скот (1265/66–1308).
  • 3. Поздняя схоластика, характеризующая период с начала XIV в. до расцвета Ренессанса. Его ведущим представителем был англичанин Уильям Оккам (ок. 1300–1349/50). Он утверждал, что вера и разум существенно отличаются друг от друга и обосновывал номинализм и поворот разума к эмпирическому, "реальному" миру. Таким образом, его учение знаменовало собой переход к естественнонаучной философии Нового времени.

Номиналисты подчеркивали особое значение веры и Откровения, которые выше постижения разумом (традиция, идущая от Тертуллиана к Лютеру). Согласно номиналистам, если бы разум сам смог постичь то, чему учит нас с помощью Божьего слова и веры Откровение, то ослабло бы значение Боговоплощения – рождение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа. Говоря светским языком, номиналисты утверждали, что в науке есть исходные понятия (аксиомы), принимаемые на веру, и получить их путем исследования эмпирического мира невозможно ("Из того, что есть, невозможно вывести то, что будет").

Реалисты смотрели на этот вопрос по-другому. Некоторые из них, находившиеся под влиянием неоплатонизма, считали, что благодаря разуму человек уподоблен Богу – творцу всего сущего ("человек создан по образу и подобию Божьему"). Однако реализовать свои потенции творца человек может только в том случае, если используемые им понятия соответствуют чему-то реальному, т.е. предполагают онтологию (теорию бытия) и эпистемологию (теорию познания), соответствующие "реалистической" точке зрения на окружающие универсалии ("Верить можно лишь в то, что возможно доказать и экспериментально подтвердить").

Теоретические (в том числе и экономические) воззрения Средневековья наиболее ярко отразились в учениях католицизма. Богословы и церковные юристы (схоласты и канонисты) разработали методы анализа и синтеза, элементы которого вплоть до настоящего времени используются при написании научных трактатов (цитирование авторитетного, канонического текста – логическая цепочка умозаключений – нравоучение как выводы исследования). Наиболее полно экономическая доктрина средневекового Запада отражена в трудах итальянского богослова Фомы Аквинского (1224–1265). Его книги стали официально признанной энциклопедией католицизма. Учение Фомы (по латыни – Тома, отсюда происходит название философского направления томизма и неотомизма, служащего научной методологией для католических богословов и католических университетов Европы), является христианизацией и дальнейшим развитием этических и экономических идей Аристотеля.

Фома Аквинский родился вблизи местечка Аквино недалеко от Неаполя в аристократической семье. Воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино, учился в Неапольском университете. Вопреки желанию своей семьи он стал монахом недавно созданного доминиканского ордена. В возрасте 20 лет он отправился в Парижский университет, в который вернулся для продолжения учебы после пребывания в Кельне. В 1245–1248 гг. он учился у Альберта Великого, работавшего над объединением учений христианства и аристотелизма.

Жизнь Фомы была заполнена работой и путешествиями с целью обучения. Он написал удивительно большое число произведений, хотя умер незадолго до своего пятидесятилетия. Был канонизирован в 1323 г., через 49 лет после смерти. В 1879 г. его учение было признано официальной философией Римско-католической церкви.

Наиболее известными являются его учебники по теологии "Сумма теологии" и "Сумма истины католической веры против язычников". Первый труд был предназначен для преподавания в школах, второй – в помощь христианским миссионерам. В дополнение к этим объемным и быстро написанным работам он создал много трудов философского и теологического содержания. Среди них: "Комментарии к Библии", "О правлении князей" и "Спорные вопросы", которые поднимали проблемы зла, истины, души и т.п.

Аристотелевская Первопричина заменена у Фомы Богом. При этом он иначе, чем Аристотель, понимает законы. Фома жил не в городе-государстве, а в феодальном обществе и придерживается присущей этому обществу точки зрения на законы. Не касаясь известных взглядов Аристотеля, отметим только некоторые свойственные Фоме особенности понимания соотношения веры и разума, а также законов.

Томистский синтез христианства и аристотелизма характеризуется гармонизацией – гармонизацией Бога и мира и гармонизацией веры и разума. В споре об универсалиях Фома придерживается умеренного (аристотелевского) концептуального реализма. Понятия существуют, но только в вещах. Наше знание начинается с чувственных восприятий, но с помощью абстракции мы распознаем общие принципы устройства (или универсальное, т.е. то, что исследует наука) в окружающих вещах. Это положение имеет для Фомы теологические следствия. Люди в состоянии с помощью присущего им естественного рассудка (здравого смысла) распознать многие принципы универсума (упорядоченного мира), включая определенные основания для вывода о том, что универсум создан Высшим существом (томистское доказательство существования Бога). Другими словами, разум и откровение (вера) сливаются друг с другом. Главным в томистской моральной философии является то, что человек обладает способностями (потенциями ), которые он может реализовать разными способами. Благими являются те действия, которые в наибольшей степени реализуют специфические человеческие способности и лучше воплощают человеческую природу.

Фома следует за Аристотелем в понимании того, чем является подлинная человеческая природа. Человек по природе является разумным и духовным созданием. Следовательно, в добродетельных действиях реализуются его рациональные и духовные способности. Как и Аристотель, Фома не отвергает представления о том, что человек является земным творением и что разные люди обладают в некотором смысле разными способностями. Трактуя общество как органическую систему, он, следуя за Аристотелем, считал, что различия в социальном положении людей коренятся в их естественных различиях. Но все люди должны собирать мед для общества, уподобляясь медоносным пчелам.

Труд рассматривался как богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни, предотвращения праздности, укрепления нравственности, приобретения возможности раздавать милостыню. Однако Фома оправдывал существование феодальной знати, считая феодальную ренту вполне правомерной формой платы паствы за свою безопасность от насилия. Подношение духовенству рассматривалось как освобождение пастырей от мирских забот, что позволяло им посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Частная собственность, приобретенная праведными трудами, не осуждалась.

По мнению Фомы Аквинского, собственность, которая приобретается для удовлетворения необходимых нужд, естественна. Им отвергалась идея общности имущества для всех мирян. По его мнению, "каждый должен охранять свое" и общим может быть лишь пользование имуществом в условиях бедности. Только те, кто "отказался от мира сего", могут отказаться от собственности.

Общество рисовалось ему в виде пирамиды, где различные профессии располагались на неодинаковом расстоянии от Бога. При этом он считал, что существует несколько форм жизни, доступных людям, например, созерцательная жизнь и активная жизнь. Активная жизнь может привести к земному богатству, но скорее всего оно будет достигнуто путем греха, поскольку жажда богатства не знает границ. Безотносительно к тому, что каждый человек выбрал на основе своих способностей и положения, Фома рекомендует человеку быть умеренным. Крайность неестественна и не основывается на добре.

Фома Аквинский считал крестьянское хозяйство похвальным явлением и основой благополучия людей. С его точки зрения, для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем через посредство купцов. Он верил в преимущества самодостаточного хозяйства. Фома Аквинский делил богатство на естественное и искусственное, относя к первому предметы питания, напитки, жилье, животных, земельную собственность и т.д. Золото и серебро им квалифицировались как искусственное богатство, которое не может быть целью деятельности человека.

Фома разработал подробное учение о справедливой цене. Идея справедливой цены была актуальна еще с античности (ее разрабатывали и Аристотель, и римские юристы – цивилисты). В Средние века идея справедливой цены особенно беспокоила горожан. Фома Аквинский считал, что занятие коммерческой торговлей (с целью извлечения выгоды) "само по себе постыдно", но торговля по справедливой цене дозволяется для приобретения необходимых средств к жизни, полученная при этом торговая прибыль может быть уподоблена плате за труд.

Учение о справедливой цене характерно не только для Западной Европы, но и для других стран и континентов. Это свидетельствует об универсальности данной проблемы. В условиях цеховой организации канонисты считали, что за ценой, эталонами мера и веса должны следить сословные организации, поскольку мошеннические действия члена корпорации бросали тень на честных ее членов. При этом корпорации должны следить за справедливым распределением корпоративных доходов. Цены будут более справедливыми, если корпорации будут гарантировать каждому участнику обмена соответствующее его рангу существование.

Фома Аквинский полагал, что деньги (особенно функции, которые они выполняют) образовались постепенно, в результате развития товарообменных операций. Как защитник христиан, абсолютное большинство которых составляли крестьяне, он осуждал взимание процентов за денежные ссуды, поскольку ростовщики разоряли их хозяйства (нередко служащие залогом займа), особенно в неурожайные годы. Он называл ростовщичество "постыдным ремеслом", а взимание процентов квалифицировал как продажу того, чего нет, и как причину, усугубляющую неравенство в труде и распределении. Поскольку деньги опосредуют обмен, так называемая плата "за пользование деньгами", кроме узаконенного грабежа, приводит к росту несправедливых цен.

Тем не менее Фома допускал существование займов в натурально-вещественном виде как жизненную необходимость. При этом заемщик должен соблюдать договорные обязательства, поскольку имеет возможность их выполнить. Например, если крестьянин занял мешок зерна для посева, он мог получить с этого мешка 3–4 мешка урожая. В такой ситуации он без убытка для себя возмещал займ. Допускалось возмещение убытков, понесенных кредитором от задержки его вещи.

В отношении денежных ссуд дело обстояло гораздо сложнее, поскольку кредитные операции получали все большее распространение, ростовщичеством могли заниматься сами купцы, занявшие деньги якобы на покупку товаров, феодалы также пользовались услугами ростовщиков, причем определить, для каких нужд они заняли деньги, было также непросто. В целом христианские богословы более строго подходили к коммерческой торговле и ростовщичеству, чем греки и римляне, объявляя такие виды ремесла небогоугодным делом.

Томистская мораль и этика основывались на свободе выбора. Каждый человек должен был определять сам: гореть ему в аду после ухода в мир иной или же попасть в Царствие небесное. Эта свобода воли была производной от рационального выбора, она покоилась на представлении о том, что действия каждого человека имеют цель, предназначение. Люди стремятся к определенного вида цели. Эта цель заключается прежде всего в реализации уникальных человеческих способностей. Целью каждого является реализация присущих ему человеческих способностей в той ситуации, в которой он обнаруживает себя. В этом целенаправленном образе жизни человек может рассчитывать на свой разум. Цель должна быть рациональной. Способом ее реализации должен быть разум (который дарован Богом только человеку). Томизм допускал совершенствование разума путем приобщения (под руководством опытных людей) к практическому знанию (мудрости), позволяющей судить о том, что требуется и какие действия уместны в разных ситуациях. Это достаточно спорное положение, вызывающее богословские дискуссии. Как может "опытный, мудрый человек" усовершенствовать то, что создано Богом? Возможно ли, чтобы он был мудрее Бога?

В этом отношении позиции католицизма и православия расходились. В православии господствовал принцип "ничего не добавляй от себя при толковании Священного Писания и Священного Предания". Эта сдержанность выразилась не только в иконописании, но и в философско-богословской и миссионерской литературе.

Католицизм посредством томизма санкционировал человека на реализацию способностей к целенаправленным действиям. Разум не только обладает превосходством над волей, он вдохновляет волю. Люди должны делать то, что разум считает добром, они должны стремиться к целям, на которые им указывает разум. Эта активная жизненная позиция была бы бесспорной, если бы история не давала примеров, как разумом оправдывались завоевание Нового Света, создание колониальной системы, мировые войны, исходящие из центра Европы, и многие другие "небогоугодные" дела.

Фома исходил из представления о всеобщих моральных нормах или законах. Существуют неизменные и общеобязательные моральные принципы. То, что люди могут по-разному понимать эти законы и принципы, доказывает не их относительность, а только то, что наша способность к их пониманию подвержена ошибкам. Философски это представление является следствием аристотелизма Фомы, а теологически – следствием томистского понимания взаимоотношения Бога и человека. Фома, конечно же, не думал, что у людей достаточно разума и способности жить по-человечески. Только понимание спасения от греховных соблазнов и помыслов может удержать человечество от катастрофы. Но то, что нужно для спасения, выходит за пределы того, что необходимо для социально и морально приемлемой жизни. Вот почему для спасения необходимы откровение и вера. Вера необходима для того, чтобы осветить цель – спасение. Вера и обращение в нее нужны для того, чтобы люди могли ими руководствоваться в своем приближении к этой наивысшей цели.

1.2. Экономическая мысль Средневековья

Средневековая Европа – это христианская Европа. В Средние века практически все ученые и мыслители были одеты в сутаны, но это не означает, что экономическая мысль в период раннего Средневековья не развивалась. Появились проблемы, неизвестные античному миру, которые требовали осмысления. К источникам средневековой экономической мысли относят главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

стремление к богатству порочно, так как мешает поиску Царства Божия, является доказательством отсутствия истинной веры;

неравенство людей естественно и вечно: «люди равны перед божественной благодатью»;

труд – единственный источник существования (в античном мире труд был уделом рабов).

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказала так называемая каноническая доктрина. (В XII в. церковные ученые разработали кодекс законов под названием «Каноническое право».) Решающее значение имели классовые интересы феодалов. «Свод канонического права», составленный болонским монахом Грацианом, является важнейшим источником, отражающим экономические взгляды каноников, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, а также не одобряли торговлю и ростовщичество.

Ведущим мыслителем этого периода считается Ф. Аквинский (1225–1274) – итальянский монах доминиканского происхождения, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

– осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

– защищал феодальную ренту, частную собственность. Полагал, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности, в частности заниматься благотворительностью;

– порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен. Признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Однако процесс ценообразования ставил в зависимость от статуса участников обмена (учение о справедливой цене);

– подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

– впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск; это способствовало появлению позднее идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора.

На Востоке в Средние века подчиненность экономических взглядов религиозным еще более усиливается, что нашло отражение в затухании в Индии так называемой науки о выгоде (доходе) «Артхашастры».

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

принцип неприкосновенности частной собственности [недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения (ворам отсекали руки)];

уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

запрет Аллаха брать высокий процент.

Около 751 г. сложилось мусульманское право «шариат» (от араб. «аш-шар’а» – закон), где получили развитие правовые и экономические концепции.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды видного идеолога Ибн Хальдуна (1332–1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения землей, взимания для нужд казны высоких налогов с доходов населения. Основной труд Ибн Хальдуна назвается «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». В нем он выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа:

1) «дикость», где люди присваивают плоды природы, занимаясь охотой и собирательством:

2) «примитивность», на котором появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства;

3) «цивилизация», когда развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах.

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).

Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен древнего мира, базируются в основном на материалах дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. Поданной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился, как известно, в III-VIII вв. в ряде государств Востока и V-XI вв. -- в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества была в них достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн- Хальдун, а в Европе -- лидер так называемой поздней школы ка- нонизма Фома Аквинский. Об их творческом наследии и последует далее речь.

Ибн-Хальдун (1332-1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед -- первый проповедник Корана -- возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы.

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн-Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:

с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;

малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;

расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров начогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

Наконец, деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов -- золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества груда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. -- Я.Я.).

Фома Аквииский (Аквинат) (1225-1274). Этот итальянский монах доминиканского происхождения считается наиболее авторитетной фигурой упоминавшейся выше школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно разнятся с положениями основателя канонизма, или, как еще говорят, ранней школы канонистов, Августина Блаженного (353-430). При этом на первый взгляд Аквинат, подобно Августину, опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.

На самом же деле Ф. Аквииский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня вдень масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. Иными словами, в отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует отныне как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.

С точки зрения методологических позиций внешне у автора «Суммы теологии» почти нет расхождений с ранними канонистами. Однако если последние придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует и так называемый принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.

Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям...» (курсив мой. -Я.Я.у.

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце и эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф. Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в с убъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».

«Справедливая цена» -- это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, чтопродавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф. Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой -- вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф. Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Наиболее значимым автором западноевропейской экономичес­кой мысли средневековья называют, как правило, доминиканс­кого итальянца монаха Фому Аквинского (Аквината) (1225-1274), отнесенного в 1879 г. католической церковью к лику святых. Он стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (Святого Авгу­стина) (353-430), который в конце IV - начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиоз­но-этического подхода к экономическим проблемам. И эти прин­ципы в течение V-XI вв. оставались почти незыблемыми.

В период раннего средневековья господствовавшая экономичес­кая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как резуль­тат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы церковных законов (канонов) выступали также против свойствен­ного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдель­ных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссуд­ные операции, как явления грешные, вообще запрещались.

Однако в XIII-XIV вв., в период расцвета позднего средневе­ковья (когда усилилась сословная дифференциация общества, воз­росли число и экономическая мощь городов, в которых, наряду с земледелием, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, т.е. когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение), поздние ка­нонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономи­ческие проблемы и причины социального неравенства. Здесь име­ется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказа­тельств (посредством ссылок на тексты священного писания и груды церковных теоретиков) и морально-этическая характерис­тика экономических категорий (включая положение о «справедли­вой цене»). К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством ком­ментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку кон­кретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.



Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского по мно­гим экономическим проблемам, актуальным в странах Западной Европы в средние века и нашедшим отражение в его трактате «Сумма теологии». Например, если ранние канонисты, подразде­ляя труд на умственный и физический виды, исходили из боже­ственного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф.Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления об­щества. При этом он пишет: «Деление людей по различным про­фессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склон­ны к различным профессиям...» 5

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ран­ними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростов­щический процент. Рассмотрим вкратце эту позицию ученого при­менительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считав­шихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) мо­гут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался иссле­дователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф.Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нару­шаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб дру­гому».

«Справедливая цена» - это категория, которая в экономичес­ком учении канонистов подменяла категории «стоимость» (цен­ность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и ма­териальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф.Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в про­тивном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недопо­лучит соответствующее его положению в обществе количество де­нег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф.Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вер­нейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою привержен­ность номиналистической концепции денег, автор «Суммы тео­логии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным из­мерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой - вве­ряя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались кано­нистами как не богоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф.Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они со­вершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необхо­димо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслу­женной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Вопросы и задания для контроля

1. Приведите аргументы авторов экономических идей и концепций древнего мира и средневековья, посредством которых ими отста­ивался приоритет натурального хозяйства и осуждалось расшире­ние масштабов товарно-денежных отношений. Можно ли с ними согласиться в том, что деньги возникли не стихийно, а в резуль­тате соглашения людей между собой?

2. В чем особенности модели идеального государства в трудах Аристо­теля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об эконо­мике и хрематистике.

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке? Изложите суть концепции «социальной физи­ки» Ибн-Хальдуна.

4. Какие методологические принципы использовали в своих экономи­ческих воззрениях ранние и поздние канонисты? Приведите при­меры исторической аналогии в тоталитарных государствах XX сто­летия.

5. Сравните трактовки основных экономических категорий в. перио­ды раннего и позднего канонизма. Как они формируются в совре­менной экономической литературе?

Аристотель. Соч. в4-хт. М.: Мысль, 1975-1983.

Артхашастра, или Наука политики. М.--Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

Древнекитайская философия. Сборник текстов. В 2-х т. М.: Мысль, 1972-1973.

Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980.

Платон. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972.

Самуэльсои П. Экономика. В 2-хт. М.: НПО «Алгон», 1992.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х ч. М.: Высшая шко­ла, 1980.

Важную роль на формирование экономической мысли в период Средневековья играли традиции, обычаи, религиозное мировоззрение. Основными источниками экономической мысли являются юридические кодексы и церковные достопримечательности.

Общая характеристика экономической мысли раннего и среднего Средневековья:

Мышление мало теологический (религиозный) характер, большое влияние на развитие экономической мысли в то время произвел ислам и христианство;

Экономическая мысль не выделилась в самостоятельную отрасль знаний;

Экономическая мысль была пропитана практицизмом (средневековые трактаты содержат многочисленные конкретные хозяйственные советы, разнообразные практические рекомендации, но слишком мало теоретических обобщений и попыток осмысления экономических процессов и явлений);

Экономические представления народных масс отразились в разных "ересях" и экономических требованиях крестьянских восстаний.

Основным источником экономической мысли раннего Средневековья были варварские правды - записи, в основном, обычного права германских племен конца V - начала VI в. Они были официальными или частными сборниками обычаев данного племени. Часто такие обычаи дополнялись королевскими актами.

Древнейшим сборником прав франков, которые основали в Галлии Франкское государство - салических франков - была Салическая правда. она была заключена во времена правления Хлодвига. Затем сборник неоднократно дополнялся и частично менялся при следующих королях.

Салическая правда регулировала внутренне общинные отношения. В Салической правде отражено процесс трансформации родовой, общинной собственности в индивидуально-семейную, феодальную частную собственность. Отражала процесс возникновения индивидуально-семейной собственности, преобразования владений на собственность, когда наследственный надел превратился в аллод, и фиксировала начало дифференциации общества на основе развития частного землевладения.

Еще одним источником экономической мысли были правовые акты королей - законы, назывались капитулярием. Так, "Капитулярий о виллы" (Закон о имения) Карла Великого начале IX в. дает представление об организации и управления феодальным поместьем: феодальное хозяйство утверждалось в пределах имения-сеньории, а земля принадлежала феодалу; земля делилась на домен, где хозяйничал сам хозяин, и крестьянские наделы; в имении ремесленники имели производить ремесленную продукцию, для удовлетворения потребностей хозяина; продавать продукцию, которая была в избытке и покупать то, что не производилось в вотчине; фиксировались все доходы и расходы; задачей феодального поместья было производство и поставку всего необходимого для королевского двора. Эти законы свидетельствуют о натуральный характер хозяйства, об утверждении феодальных отношений.

Развитие экономической мысли классического Средневековья в Западной Европе развивался под влиянием церкви. Самым известным представителем католической церкви был итальянский епископ Фома Аквинский (1225 - 1274), его уже 1323 был канонизирован, а в 1879 его учение было провозглашено единственной истинной философией католицизма.

Фома Аквинский изложил свою концепцию в произведениях "Сумма против язычников", "Сумма теологии", в которых обобщались канонические взгляды католической церкви. Ведущее место в этих канонах занимают экономические взгляды, опирающихся прежде всего на труды Аристотеля.

В своих исследованиях Фома Аквинский использует схоластический метод. Сначала автор выдвигает любое положение, приводит все известные аргументы против данного положения, а дальше приводит положительные аргументы, после чего дает свои выводы.

Фома Аквинский рассматривает вопрос собственности, труда, торговли, цены, прибыли, процента. Человек по мнению Аквинского, должна работать для удовлетворения своих потребностей. Но отдельный человек не может удовлетворить свои интересы, поэтому Бог совершил разделение труда и специальностей . Работа является неотъемлемой обязанностью верующего, но физическую, тяжелую работу должен выполнять раб, хотя по своей природе он тоже человек. Частную собственность он не осуждал, и указывал, что собственность - это стимул к труду и общество владельцев всегда хочет мира и порядка.

При исследовании торговли Фома Аквинский указывает о существовании двух типов обмена товаров: для собственных нужд с целью получения прибыли для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и обогащения. Обмен предполагает равенство полезности вещей. Впервые использует понятие прибыли как вознаграждение за риск. Аквинский указывает, что бывает много разных случаев, когда не грех продать дороже, как купил: возможно улучшение товара, затраты на хранение, расходы на дорогу. Это плата за труд торговца.

Выдвигает идею о существовании справедливой цены. Так, как каждый человек относится к соответствующей социальной группы, она должна получать за свой продукт столько, сколько необходимо, чтобы она могла жить в соответствии с места, которое занимает в сословной иерархии. Итак, справедливая цена - это та, что предоставляет привычный для определенного положения в обществе доход после вычета всех издержек производства.

Выдающимся представителем средневековой экономической мысли был французский ученый-монах Никола Орем (Оресм) (1323 - 1382 pp.). Взгляды его были изложены в труде "Трактат о происхождении, природе, юридическое обоснование и изменение денег", в которой он исследовал экономическую категорию - деньги. Согласно его утверждению, деньги - это инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Николе пашем принадлежит одна из первых попыток обоснования металлистической теории денег. Он указал, что золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам.

Экономическая мысль Украины в период Средневековья. К письменных источников относят летописи, княжеские грамоты, соглашения, записи норм светского и церковного права. Самыми известными письменными источниками являются "Русская правда", которая складывалась на протяжении XI - XII вв., "Повесть временных лет" Нестора-летописца нач. XII в., "Поучение детям» Владимира Мономаха нач. XII в.

"Русская правда" является первым кодексом законов Руси, содержащий сведения об имущественных отношениях, о защите прав частной собственности феодалов на землю и зависимых крестьян, организацию большого княже-боярского владения, имущественный и социальный статус отдельных категорий населения, регламентирует торговые отношения, упорядочивает систему долговых обязательств, ограничивает ростовщические операции.

В произведении «Поучение детям» Владимира Мономаха отражены основные процессы экономической и общественной жизни России. Подано советы относительно государственного управления хозяйством на основе моральных принципов: заботиться о своем государстве, о согласии, сдерживать чрезмерное насилие и эксплуатацию угнетенных слоев населения, способствовать развитию земледелия, ремесла и торговли.

"Повесть временных лет" - монументальный литературный документ Киевской Руси. В летописи рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступление из хозяйства, дань и сборы с населения, штрафы (судебная пошлина), торговая пошлина и военная добыча. Дань собиралась продуктами, мехом или деньгами. В летописи говорится о внешнеторговые связи, развитие общественного разделения труда в древнерусском государстве, развитие ремесла и земледелия. Летописец описывает товарно-денежные отношения.

Итак, под влиянием экономических, социальных и политических изменений, которые происходили в средневековой Европе формировалась, развивалась и менялась экономическая мысль.

Основные термины и понятия

Общество-марка. Аллод. Прекарий. Бенефиций. Вассал. Сеньор. Крепостное право. Инвеститура. Секуляризация. Иммунитет. Домен. Феод. Урбанизация. Десятина. Крестовые походы. Внутренняя колонизация. Баналитетных права.

Коммунальная революция. Цензива. Урбанизация. Рентный феод. Ограждения. "Ножницы цен". Поместья. Консулат. Ремесленный цех. Ганза. Левантийска торговля. Общество-вервь. "Жизнь". Дань. Варварские правды. Салическая правда. "Капитулярий о виллы". "Схоластика". "Русская правда". "Поучение детям". "Повесть временных лет".

Проблемы для творческого обсуждения

1. Проанализируйте пути формирования и формы крупного землевладения в Западной Европе в V - X вв.

2. Назовите основные производственные формы феодального хозяйства.

3. Определите закономерности и особенности развития феодального хозяйства во Франции, Англии и Германии в X - XV вв.

4. В чем состояло историческое значение появления и развития западноевропейских городов в генезисе хозяйства Средневековья?

5. Дайте сравнительную характеристику развития ремесла и торговли в странах Западной Европы X - XV вв.

6. Проанализируйте функции ремесленных цехов Средневековья.

7. Проанализируйте процесс развития феодальных отношений на территории украинских земель в период Средневековья.

8. Охарактеризуйте формы и характер торговли на территории Украины в период Средневековья.

9. Назовите особенности экономической мысли Средневековья.

10. Проанализируйте основные правовые документы Франкского государства.

11. Охарактеризуйте взгляды Ф. Аквинского.

12. Раскройте основные экономические идеи мыслителей Руси.

темы рефератов

1. Ремесленный цех средневековой Европы.

2. Влияние монголо-татарского нашествия на социально-экономическое развитие украинских земель.