Меняется кбм осаго. Где в полисе осаго указан кбм. Полис без ограничений на новую машину

Меняется кбм осаго. Где в полисе осаго указан кбм. Полис без ограничений на новую машину

При расчете стоимости страхования учитываются все коэффициенты, которые применяются в данной местности, поэтому вопрос, как уменьшить стоимость ОСАГО, актуален для всех автовладельцев. Но зачастую при прочих равных условиях цена за полис может быть завышена из-за ошибки в базе данных страховщиков для водителей одинаковых категорий.

Чтобы этого не допустить, необходимо (коэффициент бонус-малус). Как понизить цену за ОСАГО, расскажем в статье.

Коэффициент бонус-малус представляет собой показатель, учитываемый при расчете стоимости ОСАГО, величина которого зависит от наличия/отсутствия статистики аварийности за предыдущие годы. Законодатель установил 15 классов страхования водителей, начиная с М – самого низкого, где КБМ равен 2,45 и заканчивая 13 – где КБМ равен 0,5 – это самый минимальный уровень коэффициента.

Формируется он следующим образом: если страховка оформляется первый раз – значение равно 2,45, далее, по мере увеличения страхового стажа и наличия безаварийной езды, цифра меняется в сторону понижения на 5% ежегодно. За 10-летний стаж езды без убытков владелец авто получает бонус в виде сниженной величины бонуса-малуса в значении 0,5.

Если у гражданина имеется перерыв в оформлении страховки год и более, то показатели коэффициента приравниваются к 1. То есть если водитель накопил хороший КБМ, но не страховался год, всю работу придется проделывать заново.

Вот как рассчитывается КБМ при оформлении полиса:

  1. Если речь идет об ОСАГО с ограниченным количеством вписываемых водителей, то в расчет принимаются показатели каждого из них.
  2. Если страховка носит неограниченный характер, то бонус-малус рассчитывается по владельцу автомобиля.

Причины ошибок

С 01.07.2014 все данные о договорах ОСАГО и, соответственно, информация, необходимая для расчета КБМ, содержится в АИС РСА. Сведения вносятся только страховщиками и РСА не имеет никаких полномочий по их корректировке.

Почему имеют место ошибки при расчете бонуса-малуса?

  • человеческий фактор – сотрудник страховой компании ошибся при вводе данных;
  • страховщик прекратил свою деятельность и сведения о заключенных договорах не внес в базу РСА;
  • гражданин не сообщил в страховую об изменении данных водительского удостоверения;
  • гражданин ранее был вписан в ОСАГО с неограниченным количеством водителей, а сейчас покупает полис только для себя;
  • гражданин был вписан в несколько страховок, но при расчете КБМ берутся только данные из последней.

Как исправить или вернуть КБМ

Итак, при оформлении полиса выясняется, что коэффициент завышен, как можно уменьшить КБМ по ОСАГО?

С 01.12.2015 на практике применяется упрощенный алгоритм обращений граждан для корректировки коэффициента. При обнаружении ошибки в расчетах, водитель должен обратиться к своему страховщику и написать заявление с просьбой пересмотра КБМ. В заявлении указываются данные о предыдущих полисах, и страховая организация проверяет по базе РСА предоставленную информацию. На рассмотрение обращения у страховщика имеется 30 дней. Однако в действительности этот вопрос решается быстрее, как правило, не позже 3-5 рабочих дней. Изменение понижающего коэффициента приводит к уменьшению стоимости страховки.

Но если страховщик прекратил свою деятельность, то гражданину необходимо обратиться в РСА с таким же заявлением.

Отправить его можно на электронный адрес [email protected] или на почтовый — 15093, г. Москва, ул. Люсиновская д. 27 стр. 3. Дополнительную информацию можно получить по телефону «горячей линии» 8-800-200-22-75. Образец жалобы можно найти .

Разницу стоимости страхового полиса заявителю никто не вернет, но коэффициент ОСАГО пересчитают и при оформлении следующего договора цена страховки снизится.

Как еще можно снизить цену за ОСАГО

Вопрос о том, как сделать стоимость ОСАГО ниже, является одним из частых по запросу поисковиков. При ответе на него необходимо учитывать в совокупности все факторы, влияющие на оформление страховки. Но общие рекомендации, которые помогут снизить цену полиса, рассмотрим ниже:

  1. По мере возможности не включайте в перечень водителей, которым разрешается управление автомобилем, лиц, не достигших 22 лет и имеющих стаж езды менее 3 лет. При их наличии в списке стоимость полиса может возрасти на 60-80%. Если они все же будут управлять транспортным средством, то лучше оформить неограниченную страховку.
  2. Исключить из списка водителей, которые имеют аварийную историю и, соответственно, низкий класс КБМ (например, М или 0). Если это невозможно, то выход аналогичен предыдущему совету – спасет только оформление неограниченной страховки.
  3. Если имеется такая возможность, оформите транспортное средство на гражданина, имеющего регистрацию в небольшом населенном пункте. Связано это с тем, что для жителей крупных мегаполисов установлены повышающие коэффициенты территории преимущественного использования, так как в больших городах интенсивнее движение и выше вероятность аварий. Соответственно, прописка в малочисленном регионе понижает стоимость ОСАГО.
  4. Сезонность полиса. Если автомобиль не используется в зимний период, то зачем переплачивать? Логичнее заключить договор страхования только на несколько месяцев.
  5. Акции и скидки. При выборе страховщика не лишним будет посетить офисы нескольких компаний и узнать про действующие бонусы для новых клиентов. Некоторые страховщики, наоборот, делают скидку постоянным пользователям. Поэтому рекомендуем взвесить все предложения и выбрать наиболее выгодное.

Таким образом, для уменьшения КБМ необходимо обратиться к страховщику и написать соответствующее заявление. При обнаружении ошибки производится перерасчет стоимости полиса ОСАГО. Если страховая компания прекратила свое существование, нужно писать жалобу в РСА.

При расчете страховой премии по ОСАГО используется коэффициент КБМ, который отражает наличие или отсутствие страховых случаев. Зачастую данный показатель применяется некорректно. Рассмотрим, как происходит перерасчет КБМ по ОСАГО, что потребуется для его восстановления и как быть, если страховщик отказывает.

Таблица КБМ

С 2002 года в силу вступил закон об обязательном страховании гражданской ответственности участников движения. Расчет страховки делается по строго фиксированным тарифам, которые утверждены на законодательном уровне. Если все коэффициенты в течение срока менялись, то таблица КБМ оставалась неизменной.

Таблица КБМ:

Таблица состоит из 14 классов, каждому из которых соответствует свой коэффициент. При первичном обращении клиенту присваивается 3 класс аварийности. За каждый год без аварий полагается скидка в размере 5%. При наличии аварий применяется повышающий показатель.

Важно! Если после первого оформления у клиента был один страховой случай, то компания применяет 1 класс аварийности, для которого определен коэффициент 1,55. Чтобы вернуться на начальную ступень, автолюбителю предстоит 2 года проездить без страховых случаев.

В каких случаях требуется перерасчет

Следует понимать, что перерасчет КБМ необходим в том случае, если при заключении договора были применены некорректные сведения. Такое бывает:

  • При электронном оформлении. Часто водители жалуются, что при дистанционном страховании не проверяются данные КБМ. В таком случае страховка приобретается по начальному классу.
  • При смене водительского удостоверения. Не все водители знают, что при смене водительских прав необходимо менять сведения и переносить скидку.
  • При смене личных данных. При смене фамилии скидка также перезакрепляется.
  • В результате технической ошибки. Зачастую представители страховых компаний при оформлении ошибаются в личных данных водителя, в результате чего бонус не отображается.
  • В случае, когда участник движения вписан одновременно в несколько договоров страхования и специалист при оформлении бланка некорректно применил сведения. Такое бывает, когда в полис вписывается водитель с минимальным возрастом и стажем.

Неважно, по какой причине бонус КБМ не применился, его необходимо восстанавливать. Сделать это можно как в офисе страховой организации, так и дистанционно, через единый портал РСА.

Перерасчет КБМ в страховой: пошаговая инструкция


Самой простой способ восстановления – это лично посетить офис финансовой компании. Все что вам необходимо, это:

1) Обратиться в офис

Все перерасчеты делаются только в центральном офисе страховой компании. У агентов или партнеров нет полномочий, для внесения изменений.

  • наименование страховой компании;
  • имя руководителя или директора, на чье имя составляется заявление;
  • личные и паспортные сведения;
  • номер мобильного телефона для связи;
  • номер оформленного договора ОСАГО;
  • дату выдачи;
  • данные водительских прав: новые и ранее полученные;
  • какая ошибка была допущена при оформлении договора;
  • подпись и расшифровка.

3) Предоставить документы

Обращаясь к специалисту страховой компании, будьте готовы предъявить оригиналы документов. Полный список необходимых документов перечислен ниже в статье.

4) Получить средства

После предоставления полного пакета документов следует подождать, пока сотрудник перепроверит все данные и сформирует перерасчет. Как правило, данная процедура займет по времени не больше 10 минут.

5) Получить бланк договора

После всех изменений останется получить новый бланк ОСАГО.

Перерасчет КБМ через РСА: пошаговая инструкция

Российский союз автостраховщиков (РСА) – единая база, созданная 1 января 2011 года, с целью систематизации данных. В базе содержится информации по всем заключенным договорам. Важно отметить, что с 01 декабря 2015 года союз автостраховщиков не занимается вопросами перерасчета скидок. Эти права переданы полностью страховой компании.

Автолюбитель имеет право направить жалобу, если страховая компания отказала в приеме документов или после проверки не исправила данные. Все обращения стоит отправлять на электронный адрес [email protected] .

В жалобе следует указать аналогичные данные, как в заявлении, которое пишется при обращении в офис страховой компании. Дополнительно рекомендуют приложить отказ, который получен в офисе страховой компании.

Важно! Сразу обращаться в РСА можно в том случае, если страховая компания признана банкротом и ушла с рынка финансовых услуг. Для удобства предлагаем на нашем портале.

Документы для перерасчета КБМ

Для перерасчета коэффициента КБМ следует подготовить документы. Список един во всех страховых компаниях и включает в себя:

  • паспорт страхователя по договору;
  • водительское удостоверение;
  • ранее заключенный договор ОСАГО (если есть в наличии);
  • полис, в котором допущена ошибка.

При дистанционном оформлении заявления, следует качественно отсканировать или сфотографировать перечисленные документы и направить страховщику.

Образцы заявлений (стандартный, в альфастрахование, РГС и Ингосстрах)

Для вашего удобства предлагаем на нашем портале и внести свои данные. При необходимости вы всегда можете получить консультацию по заполнению у нашего эксперта, который работает на сайте в режиме реального времени.

Подать обращение в другие компании можно не только лично, но и на официальном портале:

  • Заявление на перерасчет КБМ в Альфастрахование можно отправить на официальном портале alfastrah.ru через раздел «задать вопрос». В указанном разделе следует заполнить все графы заявления.

Для личного обращения предлагаем на нашем сайте.

  • Заявление в Росгосстрах на перерасчет КБМ можно оставить на официальном сайте компании, по адресу rgs.ru в разделе обратная связь.

В электронной форме следует выбрать тип обращения и указать все необходимые данные. При личном обращении предлагаем

  • Заявление на перерасчет КБМ в Ингосстрах оформляется на портале ingos.ru, через форму обратной связи.

При необходимости вы можете бесплатно совершенно бесплатно на нашем сайте.

Сроки перерасчета

Согласно закону страховая компания может рассматривать заявление на возврат КБМ по ОСАГО в течение 30 рабочих дней. Итоги рассмотрения страховщик должен:

  • отправить по почте заказным письмом;
  • направить на указанный адрес электронной почты;
  • вручить лично.

Если спустя указанное время ответ не предоставлен, можно обратиться с жалобой в РСА или Центральный банк.

Что делать, если страховая отказывает


Зачастую финансовые компании отказывают клиенту в восстановлении заработанного КБМ при страховании ОСАГО. В таком случае у автолюбителя есть возможность обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции, такие как РСА и Центральный банк.

Подать обращение можно не только лично, но и на официальном портале. Будьте готовы указать:

  • личные данные;
  • наименование страховой организации;
  • причину, в результате которой подавали в страховую компанию заявление на восстановление КБМ;

Дополнительно следует прикрепить копии документов, речь о которых шла выше. Отказ от финансовой компании является основным документом, который подтверждает, что права автолюбителя были нарушены.

Процедура рассмотрения заявления, как правило, не превышает 3-5 рабочих дней. По итогам проверки данные будут изменены, и страховая компания выплатит излишне уплаченную часть страховой премии.

Подводя итог, важно отметить, что важно следить за КБМ по ОСАГО и делать перерасчет в случае необходимости. Отправить обращение сегодня можно с личного компьютера или иного устройства с выходом в интернет. Главное – корректно заполнить всю информацию и написать причину обращения.

  • в какой компании был заключен полис;
  • почему при страховании был применен некорректный бонус;
  • какой способ исправления выбрали;
  • как быстро данные были восстановлены;
  • вернул ли страховщик переплату по полису.

Дополнительно всем клиентам предлагаем воспользоваться помощью опытного эксперта на нашем портале. Опытный специалист ответит на любой вопрос по страхованию в любое время и при необходимости поможет сделать корректировку КБМ и вернуть переплату.

Напоминаем, что через наш сайт можно записаться к автоюристу на бесплатную консультацию, чтобы защитить ваши интересы перед страховой. Просто оставьте заявку в специальной форме ниже.

Просьба оценить пост и поставить лайк.

КБМ – это коэффициент бонус-малус, который влияет на цену автогражданки. На его величину влияет степень внимательности и аккуратности на дороге страхователя, а также его водительский стаж. Его еще называют скидкой за безаварийную езду. Однако, после ДТП, произошедшего по вашей вине, КБМ может увеличить стоимость следующей страховки.

Почему так получается? Очень просто – страховые компании зарабатывают на аккуратности водителей. Если аварий не было, либо страхователь не был виновен в ней, то и нет необходимости делать выплаты на компенсацию ущерба. Обязательное страхование никто не отменит, а человек из года в год делает страховые взносы. Поэтому страховой компании для повышения лояльности выгодно делать приятные бонусы клиентам, которые обходятся без приключений.

«Бонус-малус» – это скидка, которая предоставляется на полис ОСАГО за безаварийное вождение. Её размер составляет 5% каждый год. Если водитель по своей вине попал в дорожно-транспортное происшествие – скидка будет уменьшена или вовсе отменена.

При этом, если страхователь обращается в компанию за прямым возмещением ущерба, т.е. не он был виновником аварии, то страховая не отменит скидку и не применит коэффициенты на следующее ОСАГО. Также, наказание не применяется в случае, когда виновник после аварии не обращался в ГИБДД и не было необходимости возмещать ущерб через страховую.

Такие случаи тоже бывают, когда один из участников полностью оплачивает ремонт автомобиля пострадавшего добровольно.

Как узнать свой КБМ?

При расчете КБМ учитывается большое количество переменных, таких, как водительский стаж и страховая история. Последняя хранится в корпоративной базе, и, если водитель продолжит работать с этой страховой компанией после завершения срока полиса, скидка накапливается автоматически.

Продлевая полис, человек может узнать о том, какая скидка ему положена, только у страхового агента, поскольку считать в уме или на калькуляторе онлайн достаточно сложно.

Но что делать тем автолюбителям, которые желают сменить страховую компанию? Сохранить скидку при смене страховщика можно, получив справку от предыдущего партнера, в которой будет задокументирована аварийная история. Бывают еще ситуации, когда такую справку получить невозможно, в результате банкротства или закрытия компании по другим причинам.

Тогда необходимо обращаться в АИС (автоматизированная информационная система), которая хранит данные обо всех владельцах полисов автогражданки. В редких и исключительных случаях информация может быть недоступна по причине технического сбоя системы либо из-за недобросовестной работы страховщика, когда данные не вносились.

На сегодняшний день технологии позволяют клиентам самостоятельно рассчитать стоимость полиса ОСАГО с учетом КБМ, однако не все сайты страховых компаний имеют такой сервис. Более того, чтобы понять, как поменяется коэффициент после дорожно-транспортного происшествия, необходимо знать правила расчета.

Как рассчитывают КБМ страховые агенты?

На сегодняшний день коэффициент не привязан к автомобилю, а закрепляется за конкретным лицом – страхователем. Раньше человек, продавая машину, терял накопленные скидки или надбавки.

И если скидку потерять было обидно, то в случае продажи автомобиля после ДТП, никаких малусов к человеку не применялось, и ОСАГО для него стоило столько же, сколько и в первый год.

Значения коэффициентов делятся на 14 классов и имеют значения от 0,5 до 2,45. Клиент, обратившийся впервые за автогражданкой, получает 3 класс со значением 1. Это первичная цена страховки.

С каждым годом, при условии безаварийного вождения по вине страхователя, данный коэффициент меняется в меньшую сторону – 0,95, 0,9 и так далее. Скидка будет каждый год увеличиваться на 5%. Если в полис вписано несколько водителей, то расчет КБМ производится на основании максимального коэффициента по каждому человеку.

Следует также учитывать, что скидка может быть отменена, или будет учтена надбавка к страховке, при условии, что водитель спровоцировал ДТП. При этом повышение этого коэффициента рассчитывается с учетом общего количества аварий за весь страховой период, а не за конкретный год, в который произошло происшествие.

КБМ не применяется к некоторым случаям, когда:

  • транспортные средства страхуют граждане других государств;
  • оформляется полис ОСАГО на прицепы;
  • оформляется страховка на короткий срок.

Помните, оформляя следующую автогражданку, не пытайтесь давать ложные сведения. Если выяснится обман, особенно после ДТП, то полис признается недействительным, а деньги за страховку не вернут. Более того, вдруг произойдет авария по вашей вине, то страховая откажет в выплате, и вам придется оплачивать пострадавшему ущерб самостоятельно.

Как влияет на КБМ дорожно-транспортное происшествие?

Понимая основные положения о КБМ, для многих становится интересно, по какому принципу меняется этот коэффициент в случае ДТП?

Для удобства существует хорошая таблица, благодаря которой можно приблизительно видеть, какой коэффициент будет учитываться при оформлении следующей страховки, которая будет оформляться на следующий год.

Класс/кбм Надбавка/Скидка Количество страховых выплат
0 1 2 3 4
М 145 0 М М М М
0 130 1 М М М М
1 55 2 М М М М
2 40 3 1 М М М
3 0 4 1 М М М
4 – 5 5 2 1 М М
5 – 10 6 3 1 М М
6 – 15 7 4 2 М М
7 – 20 8 4 2 М М
8 – 25 9 5 2 М М
9 – 30 10 5 2 1 М
10 – 35 11 6 3 1 М
11 – 40 12 6 3 1 М
12 – 45 13 6 3 1 М
13 – 50 13 7 3 1 М

Исходя из этой таблицы, мы видим, что, если ДТП произошло на третий год, и была только одна выплата, скидка аннулируется, а в случае ответственности страхователя, компании придется дважды делать выплату, а цена на следующий полис увеличится на 55%.

Такая памятка должна храниться у каждого автолюбителя, который хочет сэкономить на страховом полисе.

По каким еще причинам стоимость полиса может быть увеличена?

Кроме законной надбавки на стоимость страховки по КБМ, очень часто страховые компании используют другие методы, как «развести» клиента на кругленькую сумму.

Чаще всего, они умалчивают об этом коэффициенте изначально, не предоставляя скидки за безаварийную езду. О том, что клиента ждет неприятный сюрприз, он узнает только в процессе оформления нового полиса и после того, как страховщик сделал выплату по ДТП.

Иногда, когда клиент переходит из одной компании в другую, ему присваивают 3 класс ОСАГО, с коэффициентом 1, аргументируя это тем, что в общей базе страхователей его информации нет. Единственный способ получить свою скидку, это предоставить справку с предыдущей компании, либо получить её в Союзе Страховщиков.

За каждый год безубыточного страхования водителю, вписанному в полис, полагается скидка в размере 5% от базовой премии. При этом её максимальный размер не может превышать 50%, что соответствует 13 классу «бонус-малуса».

До 2013 года, когда появилась общая база Российского союза автостраховщиков (РСА), размер скидки фактически зависел от политики компаний. Последние для привлечения клиентов могли предлагать нужный дисконт без каких-либо оснований. Если же требовалось «притормозить» продажи – информация о классе водителей проверялась по собственной базе или сведениям о страховании (документ установленной формы) от предыдущего страховщика.

Почти 10 лет автолюбители почти не обращали внимания на данный коэффициент. До появления базы РСА виновные в авариях водители спокойно меняли компанию, тем самым «очищая» свою страховую историю по «автогражданке». Всплеск интереса к КБМ пришёлся на 2015 год, когда после резкого повышения тарифов по ОСАГО влияние коэффициента на итоговую премию стало в рублёвом эквиваленте весьма заметным. С тех пор вопрос корректировки значения данной составляющей не теряет своей актуальности.

Что делать, если «пропала» скидка КБМ?

Сейчас интернет насыщен многочисленными советами о том, как восстановить утраченный класс «бонус-малус». Кто-то предлагает вернуть КБМ за установленную плату (обычно от 500 руб.); другие претендуют на «добровольное пожертвование» за проект письма в Центробанк (от 100 руб.). При этом подобные варианты вполне могут работать: они предполагают тот же алгоритм действий, который доступен любому страхователю бесплатно и ведёт к восстановлению страховой истории. Например, часто за 500 рублей за водителя просто заполняют форму запроса по восстановлению КБМ на сайте одной из страховых компаний (такие сервисы есть на сайтах РГС, Согласия, РЕСО, ВСК), после чего клиенту приходит ответ по электронной почте.

Конечно, есть и платные предложения о «восстановлении» скидки в размере большем, чем положено нормативно.

Такие услуги обычно предоставляются через недобросовестных сотрудников компаний, имеющих доступ к внутренним базам данных, которые исправляют коэффициент вручную, или через сотрудников, имеющих доступ непосредственно к базе РСА. Например, при наличии доступа к внутренней базе страховщика можно зайти в сведения по клиенту и исправить класс КБМ на максимальный. Автоматически эти сведения через некоторое время (обычно максимум через день) окажутся в общей базе РСА.

Пока тем, кто пользуется подобными сервисами, мало что грозит. Но в случае обнаружения обмана страховая компания может трактовать это как предоставление ложных сведений и применить в следующем году коэффициент нарушений (КН), что увеличивает стоимость полиса в полтора раза. Поэтому лучше рассматривать законные способы восстановления положенной скидки.

Сервис упрощенной проверки класса «бонус-малус» (Кбм+)

Сущность данного сервиса заключается в том, что через «своего» текущего или потенциального страховщика подаётся заявление на проверку страховой истории в РСА и уточнение класса «бонус-малус». Такая возможность должна предоставляться во всех страховых компаниях, работающих с «автогражданкой» . Оговоримся, что на практике потенциальный страховщик (тот, к которому автолюбитель планирует обратиться за очередным полисом) чаще всего направляет клиента в компанию, оформившую предыдущий договор.

Онлайн

Многие страховщики, особенно из числа ключевых игроков рынка, реализовали соответствующий функционал на своих сайтах (мы упоминали о нём ранее) – в этом случае посещать офис не требуется. На сайте заполняется электронная форма заявления; при необходимости можно приложить копию водительского удостоверения, полиса ОСАГО. Заявлению должен быть присвоен номер, чтобы при необходимости можно было отследить статус рассмотрения.

Как правило, если все данные были указаны верно, ответ на электронную почту заявителя приходит в течение 5 рабочих дней – такой срок установлен РСА для проверки истории клиента.

При этом в базе РСА уже будет отражен верный класс. В случае если какие-то данные неверны и требуется уточнение информации, срок рассмотрения увеличивается, хотя и редко превышает месяц. Дата поступления электронного заявления должна фиксироваться в автоматизированной системе страховщика.

Личное обращение или заявление почтой

Если по каким-то причинам воспользоваться онлайн сервисом нет возможности, а также при уверенности, что причина неверного КБМ кроется в опечатке или (например) замене водительского удостоверения, можно посетить офис страховщика. Ещё один вариант – направление заявления в бумажном виде почтой с приложением копий необходимых документов. Обращаться следует в руководящее подразделение (региональный филиал страховой организации, головной офис). Впрочем, иногда обращение принимают и в «неуполномоченных» точках – например, в качестве проявления лояльности.

Если дело в опечатке, её могут исправить буквально за день.

Пожалуй, нет смысла требовать у принимающего заявление сотрудника назвать виновного в ошибке: определить такового крайне затруднительно, а исправление коэффициента данная информация вряд ли ускорит.

Если страховщик не помог

Отметим, что обращение напрямую в РСА в большинстве ситуаций оказывается менее эффективным: в ответ приходит рекомендация обратиться в «свою» страховую компанию. Если длительное время нет ответа от страховщика, закономерно будет попробовать обратиться в Центробанк, как надзорный орган.

Какой-то особой формы обращения или заявления в ЦБ нет – надзорный орган обязан рассматривать все поступающие письма, в том числе по КБМ.

Конечно, ограничиваться парой общих фраз не стоит: нужно подробнее указать, в каких страховых компаниях, по каким полисам была застрахована автогражданская ответственность, указать ФИО, даты рождения, водительские удостоверения. Тогда вопрос решится быстрее.

Заявление в ЦБ можно подать письменно или через интернет-приемную (из списка причин обращения выбрать «Неверное применение КБМ»). В некоторых регионах между местным отделением ЦБ и филиалами страховщиков налажено сотрудничество в целях ускорения обработки жалоб страхователей. В рамках такого взаимодействия по устным обращениям клиентов местный ЦБ передаёт информацию в филиалы компаний, а последние стараются урегулировать поступившие заявления в максимально сжатые сроки с последующим уведомлением отделения ЦБ о результатах отработки.

Таким образом, восстановить утерянный класс бонус-малус самостоятельно не так уж сложно. Финансово это максимум связано с расходами на почтовую пересылку. Но и их можно избежать, решив вопрос посредством интернета.

и в Памятке Минфина для страхователей, определяет главные характеристики КБМ:

  • сведения о страховом случае, по которому произвели возмещение,
  • время совершения возмещения совпадает со сроком действия прошлого договора ОСАГО,
  • данные о выплате по страховке зафиксированы в АИС ОСАГО, которую курирует РСА.

При соблюдении все трех условий опыт водителя влияет на цену страхового полиса.

Где указывается в полисе

Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.

Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.

Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.

Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».

От чего зависит

КБМ – коэффициент бонус-малус – понятие с буквальным переводом с латинского «хороший – плохой», «много – мало». КБМ – это одновременно система поощрения и наказания.

Если водитель управляет машиной аккуратно, не попадает в аварии, не причиняет материальный вред другим лицам – он экономит деньги страховой компании, потому что ей не приходится производить страховые выплаты. Соответственно его примерное правовое поведение надо поощрить, предоставив льготу (скидку, бонус) на оплату следующей страховки по программе ОСАГО.

Если же поведение водителя на дороге недобросовестное, противоправное, безразличное к жизни, здоровью и имуществу остальных участников дорожного движения – компания выполняет дополнительную работу и несет расходы на страховые возмещения по аварийным случаям. Цена страховки на следующий год возрастает соразмерно рискам выплат независимо от компании страховщика. Эта функция КБМ – карательно -воспитательная (малус).

На коэффициент кроме количества страховых выплат влияют:

  • Срок договора ОСАГО по закону КБМ рассчитывается только для договоров, заключенных на 1 год,
  • Число водителей, допущенных к вождению ТС. Договор ОСАГО с ограничениями означает, что машиной может управлять любой водитель из списка. Поэтому для расчета максимальный КБМ.

Таблица

Для корректного пользования таблицей КБМ необходимо знать:

  • количество страховых случаев с выплатами, в период действия предыдущего договора. При этом все выплаты по одному случаю суммируются.
  • класс, который был определен на начало предыдущего договора.

Применение КБМ

КБМ имеет привязку к водителю, а не к машине. Каждый последующий КБМ устанавливается на основании сведений о страховой истории водителя, взятых из документов либо из АИС ОСАГО.

При досрочном расторжении ОСАГО и заключении нового применяется КБМ, рассчитанный по прекращенному договору.

Расчет КБМ зависит так же от формы договора ОСАГО.

При ограниченном перечне водителей в полисе, КБМ прописывается (в договоре) для каждого из них. Но для формулы расчета страховой премии берется наихудший (наибольший) коэффициент. Если информация о классах вождения водителей неизвестна, то автоматически присваивается КБМ, равный 1.

Пример

В январе 2015 в полис вписывается 3 водителя. У двоих срок безаварийной езды 3 года. КБМ третьего на конец 2013 года – 0,95, а в 2014 зафиксировано 3 страховых случая с выплатой. Для расчета цены ОСАГО будет использован КБМ последнего водителя равный в 2015 — 1,55.

Если старый договор не ограничивал круг водителей, а новый да, то при условии, что

  • в прошлый период выплаты не производились,
  • страхователь – собственник,
  • страховая компания должна применить пониженный КБМ.

Если управлять автомобилем могут водители, круг которых неизвестен и не ограничен на момент заключения договора, то класс присваивается только владельцу ТС. Соответственно вся история выплат по страховым случаям «ложится» в полной мере на него. Выплаты по нарушениям других водителей испортят КБМ собственника на следующий год.

При заключении неограниченного ОСАГО КБМ присваивается по последнему договору. Если данных в АИС нет, то КБМ рассчитывается по классу 3 и равен – 1.

В случае если старый договор ограниченный, а новый нет, то КБМ присваивается по последнему классу страхователя ТС. Если класс выяснить невозможно, присваивается класс 3 и применяется полная тарификация по КБМ без скидок и надбавок равная 1.

Причина снижения КБМ

Важно

  1. Снижение КБМ – это применение льготных условий страхования, т.е. скидка по сравнению с прошлым периодом.
  2. Повышение КБМ – наоборот надбавка к последнему коэффициенту.

Сделать ОСАГО более выгодным можно в случаях:

  • Безаварийного вождения в течение года действия старого полиса. Скидка составит по 5 % за каждый год.
  • Заключения неограниченного договора, при котором у владельца ТС КБМ ниже, чем у водителя. Однако выгода ограничится только стоимостью полиса, данные в АИС ОСАГО.
  • Утери всей страховой истории ОСАГО, либо перерыве в вождении с 2011 года (с этого момента ведется централизованная фиксация в АИС ОСАГО), при условии КБМ выше 1.

Ситуаций, при которых при заключении нового договора страховщик может применить к водителю повышенный КБМ несколько:

  • При наличии страховых выплат по авариям за прошлый период,
  • При заключении договора на ограниченное число водителей, при этом пониженный КБМ – расчетный, т.е. применяется только при калькуляции цены полиса. Личный КМБ в этом случае не изменится.
  • При отсутствии данных в АИС ОСАГО о предыдущем классе водителя будет автоматом присвоен КБМ-1. Так что, если в предыдущий год КМБ был ниже и не было аварий, водитель потеряет скидку до 50% (при 12 классе).

Если КБМ неверный

С 2015 года упрощена процедура изменения КБМ в ОСАГО. Проверить страховую историю можно через сервисы на портале РСА. Если страхователь обнаружил, что расчетный КБМ неверен, то напрямую обращается в свою страховую компанию с заявлением об изменении коэффициента. Сотрудник проверяет сведения в системе и исправляет ошибку.

Стоит помнить, что РСА не обладает полномочиями по внесению данных в систему АИС ОСАГО, он только осуществляет техническую поддержку. Данные в системе актуальные: по закону страховщик обязан внести данные о заключении, продлении, изменении, прекращении и другие. Пропущенные данные так же вносятся, несмотря на давность. Утерянные не восстанавливаются.

Заявление на перерасчет

Заявление на перерасчет страховой премии подается непосредственно в страховую компанию (в офис продаж и копия с отметкой о принятии в головное отделение). Определенной формы нет, так что содержание свободное.

  • Необходимо отразить факт указания в полисе неверного КБМ,
  • приложить копию выписки из АИС ОСАГО с сайта РСА, где прописан верный КБМ.
  • Копию водительского удостоверения, СТС,
  • Указать паспортные данные и почтовый адрес.

Срок рассмотрения – 30 дней по закону о рассмотрении обращений. Если страховая отказывается пересчитывать премию и вносить изменение КБМ, следует обратиться в Центробанк.

Сколько действует КБМ

Установленный коэффициент бонус- малус действует

  • В течение срока действия договора ОСАГО, по которому присвоен очередной класс водителю,
  • При достижении 13 класса и условии безаварийной езды в дальнейшем – бессрочно.

Коэффициент бонус-малус — единственная возможность водителя правомерным поведением повлиять на стоимость ОСАГО. Возможно, в 2017 году по предложению РСА законодательная база и подзаконные акты изменятся в сторону улучшения для владельцев транспортных средств. Пока же этого не произошло, не нарушайте правила и отслеживайте свою страховую история через сервис АИС ОСАГО.