![Отпуск для работающих военных пенсионеров](/public/dd8dd8-kodeks.jpg)
Отпуск работающим военным пенсионерам предоставляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Вне зависимости от того, был выход на пенсию с военной или гражданской службы, работник имеет право на 28 календарных дней отпуска при условии, что он нанят организацией по трудовому договору. Это очень важно, иногда пенсионеры, трудоустраиваясь, заключают гражданско-правовой договор вместо трудового и тем самым лишают себя многих прав наемного работника.
Люди, отдавшие лучшие годы воинской службе, выходят на пенсию при следующих обстоятельствах:
В большинстве случаев военный пенсионер по здоровью и по возрасту входит в категорию трудоспособного населения. При этом его опыт, профессия и навыки востребованы на рынке труда.
Бывшие военнослужащие отличаются дисциплинированностью и умением управлять людьми. Общество заинтересовано в том, чтобы вышедшие в отставку военные продолжали работать в гражданском секторе.
Любой гражданин, заключивший трудовой договор с предприятием или организацией, не только принимает на себя обязательства, но и получает права, закрепленные Конституцией и Трудовым кодексом РФ.
Выйдя в отставку и продолжая трудиться, военные пенсионеры сохраняют свою пенсию и весь набор льгот, который им положен по закону. Более того, отработав положенное количество лет, они имеют право на получение второй пенсии по гражданской выслуге.
Работодатель обязан предоставить отпуск для работающих военных пенсионеров такой же продолжительности, как у других работников предприятия, в соответствии с утвержденным графиком и с учетом воинских льгот, а бухгалтерия должна произвести оплату отпускных вместе с дополнительными выплатами, положенными по закону.
Вернуться к оглавлению
Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на отдых – на оплачиваемый отпуск от предприятия или организации. Однако жизненные обстоятельства разные, как и состояние здоровья. Очень часто работники обращаются с заявлением на предоставление неоплачиваемых дней отдыха. Есть категории трудящихся, для которых этот вопрос оставлен на усмотрение администрации. Военные пенсионеры не в их числе. Государство и общество уважает людей, верой и правдой служивших Отечеству.
Для них предоставлен целый ряд льгот, особенно для тех, кто награжден орденами и медалями, участвовал в боевых действиях, и для получивших ранения и инвалидность.
Работодатель обязан предоставить дополнительные отпуска работающим военным пенсионерам. У каждого из них есть свой набор льгот, в общих чертах продолжительность и порядок предоставления следующие:
Категории | Максимальное количество календарных дней в году | Требуемые документы |
Пенсионеры по возрасту | До 14 дней | Пенсионное удостоверение |
Инвалиды, в том числе войны и боевых действий |
До 60 | Справка ВТЭК об установлении инвалидности |
Ветераны боевых действий | До 35 | Удостоверение ветерана с указанием льгот |
Жителям блокадного Ленинграда |
До 35 | Удостоверение и наградной знак |
Герои России, Герои СССР, Герои Соцтруда, полные кавалеры орденов Славы (боевых и трудовых) | 3 недели в году | Книжка героя, орденская книжка |
Служащие добровольных пожарных территориальных подразделений |
До 10 | Выписка из реестра добровольных пожарных |
Если пенсионер имеет право более чем на 1 льготу по неоплачиваемому отпуску, периоды не суммируются, предоставляется самый продолжительный. За время нахождения в отпуске за работником сохраняется его рабочее место. Брать дополнительные дни или не брать остается на усмотрение работника, ведь этот период неоплачиваемый.
Вне зависимости от того, когда затребован неоплачиваемый отпуск, военные пенсионеры из числа ветеранов боевых действий свой оплачиваемый трудовой отпуск могут брать в удобное для себя время. Более подробную информацию о наборе социальных льгот можно получить в Пенсионном фонде РФ, на сайте Госуслуг, в юридических консультациях и в ветеранских или общественных организациях.
Следует помнить, что договоры подряда или оказания услуг не являются трудовыми, они относятся к гражданско-правовым и не регулируются ТК РФ. Недобросовестные работодатели иногда используют такого типа договоры, чтобы прикрыть трудовые отношения и не выполнять свои обязательства. Такие действия можно опротестовать через суд, трудовую инспекцию и профсоюзы.
предусмотренных статьей 77 Трудового кодекса РФ. К ним относятся: соглашение сторон, истечение срока трудового договора, ликвидация организации, сокращение численности или штата работников, прогул, появление на работе в состоянии опьянения и другие. Если сотрудник, достигший пенсионного возраста, не хочет продолжать работать, то он вправе уволиться по собственному желанию в связи с выходом на пенсию (статья 80 Трудового кодекса РФ).
Компенсация расходов производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионером подано заявление, на основании которого была произведена компенсация. Компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно (специальные талоны); б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Для получения специальных талонов пенсионеру необходимо предоставить: путевку, курсовку, приглашение.
Вторая пенсия военным
С середины прошлого года государство установило право отдельной категории военнослужащих на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. В отделения Пенсионного фонда хлынул поток вопросов от пенсионеров-«силовиков» с просьбой разъяснить, кто имеет право на получение второй пенсии, какие документы надо собрать для ее назначения, как рассчитать необходимый стаж и можно ли заранее узнать размер будущих выплат. За ответами можно обратиться не только в ПФР, но и к нашей статье.
Принятый в прошлом году Федеральный закон № 156-ФЗ, внесший измененения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, установил право военных пенсионеров на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и части трудовой пенсии по старости. Конечно, пенсионерами-«силовиками» данный закон был встречен с радостью. Однако одновременно он породил немало вопросов о том, кто, когда и при каких условиях имеет право на получение второй пенсии, как определяется ее размер и какие документы необходимо предоставить для ее получения.
В данной статье мы постараемся ответить на них.
В Российской Федерации граждане определенной категории получают пенсию, будучи еще достаточно молодыми и работоспособными людьми. К ним относятся граждане, которым полагается пенсия по линии различных силовых ведомств. Получая пенсию по выслуге лет, они, как правило, продолжают работать. Если работодатель в соответствии с действующим законодательством уплачивает страховые взносы за этих людей не менее пяти лет, это создает условия для назначения им пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин). До недавнего времени применительно к таким ситуациям действовали положения, описанные в пунктах 2 и 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которым люди, имеющие право на разные пенсии - гражданскую или военную, - могли выбрать ту пенсию, которая их больше устраивает. Исключение из этих правил делалось лишь для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать две пенсии одновременно (граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и др.).
В связи с многочисленными обращениями пенсионеров-«силовиков» в органы Пенсионного фонда с вопросом о назначении им части страховой пенсии, сложившуюся ситуацию было решено вынести на рассмотрение Конституционного Суда РФ. На очередном заседании. была рассмотрена жалоба заявителя Наумчика В.В. по мнению которого запрет на предоставление военным пенсионерам права на получение наряду с пенсией за выслугу лет трудовой пенсии по старости, которая заработана ими с учетом требуемого для ее назначения страхового стажа, нарушает конституционные социальные права тех из них, кто работает по трудовому договору и застрахован в связи с этим в системе обязательного пенсионного страхования, и вступает в противоречие с предписаниями статей 2, 7, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. В результате прошедшего заседания было принято определение от 11.05.2006 г. № 187-О «По жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В этом определении, в частности было указано, что в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральному законодателю надлежит разработать правовой механизм, гарантирующий им помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению возможность получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде. Следствием данного определения Конституционного Суда стал Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», вступивший в силу с 25.07.2008 г. (далее - Закон № 156-ФЗ).
Данным законом внесены изменения в Закон о пенсионном обеспечении, а также в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы их семей» (далее - Закон № 4468-1) и в Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).
Итак, в настоящее время установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), достигших общеустановленного пенсионного возраста имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.
Кроме того, Законом № 156-ФЗ предусмотрено право федеральных государственных служащих, имеющих не менее пяти лет страхового стажа, на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, которую они получают в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.
Напомним, что понятие страхового стажа введено с 01.01.2002 г. с вступлением в силу Закона о трудовых пенсиях и означает учитываемую при определении права на трудовую пенсию суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В настоящее время трудовая пенсия по старости состоит из трех основных частей: базовой, страховой и накопительной. Закон № 156-ФЗ устанавливает право работающих военных пенсионеров не просто на вторую пенсию, а именно на страховую часть трудовой пенсии. Проще говоря, на ту часть трудовой пенсии по старости, которую они заработали после выхода на пенсию в силовых структурах. Эта часть зависит от размера их заработной платы, страховых взносов, перечисленных работодателем и учтенных на индивидуальных лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде. Базовая же часть из выплат будет исключаться, поскольку ее установление не предусмотрено данным законом. Вопрос с накопительной составляющей трудовой пенсии находится в стадии окончательного решения. Предполагается, что в том случае, когда работающий военный пенсионер вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и уплачивает эти страховые взносы, при достижении установленного возраста и соблюдении всех условий, определенных при назначении трудовой пенсии по старости, в составе его пенсии появится накопительная составляющая.
В связи с вступлением в силу настоящего закона в управления Пенсионного фонда поступает много вопросов о том, кто и при каких условиях получает право на «вторую» пенсию.
Рассмотрим данную ситуацию более подробно.
В первую очередь право на установление страховой части приобретают те военные пенсионеры, которые получают пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силовых ведомств и продолжают работать в гражданских учреждениях, являясь застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается. Второе условие - обязательное достижение гражданином общеустановленного пенсионного возраста. И третье - человек должен иметь не менее пяти лет страхового стажа, в котором не учитываются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно Закону № 4468-1. Другими словами, до начала службы или после того, как человеку назначили пенсию по выслуге лет, он должен проработать как минимум пять лет с обязательным перечислением за него работодателем страховых взносов, которые будут отражены на его индивидуальном лицевом счете. Если же военный пенсионер получает зарплату неофициально и его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов конкретного человека за страховой период. Чем они выше, тем больше пенсия.
Следует учесть, что Закон № 156-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 г. Это значит, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности по линии силовых ведомств, ему уже должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Для наглядности приведем вопрос, поступивший в одно из управлений Пенсионного фонда (см. Пример 1).
Свернуть Показать
Вопрос пенсионера: в 1990 г. мне была установлена пенсия по выслуге лет. До 2003 г. я продолжал работать на госпредприятии. В 2005 г. мне исполнилось 60 лет. С какого момента я имею право на получение страховой части трудовой пенсии?
Ответ Пенсионного фонда: Обратившийся пенсионер имеет право на получение страховой части трудовой пенсии с 01.01.2007 г. Несмотря на то что право на получение страховой части возникло до этой даты, страховая часть пенсии будет назначена независимо от даты обращения с 01.01.2007 г.
Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01.01.2007 г. по 24.07.2008 г. страховая часть трудовой пенсии по старости назначается независимо от даты обращения, но не ранее, чем со дня возникновения права. А гражданам, которые приобрели право на страховую часть трудовой пенсии после 24.07.2008 г. (после вступления в силу Закона № 156-ФЗ), пенсия назначается с даты обращения.
Особо необходимо отметить тех военнослужащих, которые по долгу службы пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф. Эти военнослужащие при выполнении условий, предъявляемых для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение страховой части пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Данное положение распространяется на граждан:
Страховая часть трудовой пенсии по старости (Сч) устанавливается на условиях и в порядке, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях, и рассчитывается по формуле.