![Практика применения валютных ограничений в рф. Система валютных ограничений и валютный контроль](https://i2.wp.com/znaybiz.ru/wp-content/uploads/2018/08/valut-ogr5.jpg)
Валютные ограничения -- система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов.
Впервые валютные ограничения были приняты в ряде стран ещё в период Первой мировой войны. Широкое распространение они получили в период мирового экономического кризиса 1929--1930 годов.В годы Второй мировой войны и в послевоенные годы валютные ограничения применялись почти во всех капиталистических странах. Свободу валютных операций сохранили лишь Соединённые Штаты Америки, Швейцария и ряд латиноамериканских государств. Валютные ограничения вводятся в условиях острой несбалансированности (отрицательное сальдо) платёжного баланса. В этих условиях наблюдается утечка иностранной валюты и золота страны-кредиторы.
Целью введения валютных ограничений является стремление стран-должников уравновесить свой платёжный баланс путём сокращения платежей в резервной валюте и увеличения поступлений в иностранной валюте, что в свою очередь позволяет укрепить курс национальной валюты. В условиях валютных ограничений валютные ресурсы сосредотачиваются в руках государства, обычно в руках Центрального банка или специальных уполномоченных коммерческих, называемых девизными, банков.
Валютные ограничения распространяются прежде всего на импортные операции. Органы валютного контроля определяют приоритетные направления, на которые может быть направлена валюта. Таким образом, импортёры получают лицензию (разрешение) на покупку у банков иностранной валюты, необходимой для оплаты импорта.
Экспортёры обязаны продавать иностранную валюту уполномоченным банкам, иногда Центральному банку, часто по фиксированному официальному курсу. В зависимости от степени нехватки в стране иностранной валюты в законодательных актах устанавливается процент подлежащей обязательной продажи валюты экспортёрами. Например, в Великобритании в годы Второй мировой войны вся иностранная валюта в обязательном порядке продавалась государству.
В целях стимулирования экспорта и регулирования импорта могут устанавливаться дифференцированные валютные коэффициенты в виде надбавок к официальному курсу, которые применяются при обмене экспортной выручки на национальную валюту. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929--1933гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. В Германии, например, отклонения от официального курса колебались в пределах от 10 до 90%.
В условиях валютных ограничений отсутствует свободное движение капитала за границу. Ограничения выражаются в виде запрета на перевод иностранной валюты за границу или установления специального разрешительного порядка вывоза иностранной валюты за границу.
В целом валютные ограничения отрицательно сказываются на интеграции страны в мировую экономическую систему, поэтому в современных условиях они рассматриваются как временная мера, имеющая целью защиту экономических интересов страны в условиях несбалансированной экономики и защиты экономических интересов страны.Валютное ограничение предполагает определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли. Валютные ограничения используются в мировой практике с целью уравновешивания платежных балансов, поддержания курса национальных валют и концентрации валютных ресурсов в руках государства.
Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Система валютных ограничений состоит из множества элементов
Валютные ограничения, действующие в зарубежных странах. Необходимость введения тех или иных валютных ограничений обуславливается в первую очередь общей экономической ситуацией в стране и, кроме того, особенностями функционирования валютного рынка.
Как показывает мировая практика, государственные валютные ограничения используются довольно широко как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, в развитых странах нередко встречается обязательная продажа государству валютной выручки, полученной при расчетах по экспортным операциям в строго оговоренные сроки (Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария, ФРГ, Япония, Австралия). В Италии, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии требуется особое разрешение на открытие валютных счетов не только в стране, но и за рубежом. В Канаде, Франции, Австралии необходимо предварительное разрешение для получения иностранного займа или инвестирования средств за границей.
Валютные ограничения, применяемые в развивающихся странах (в отличие от развитых стран), охватывают более широкий круг внешнеэкономических операций и отличаются большей жесткостью. Это связано с нехваткой в этих странах валютных ресурсов и необходимостью регламентации их расходования.
Таким образом, спектр валютных ограничений, действующих в различных странах, очень разнообразен и напрямую зависит от экономической и политической ситуации в стране в определенный момент времени.
Сегодня практически во всех развитых странах валютные ограничения в основном отменены, так как они выполнили свои функции. Однако большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой в той или иной мере активно используют возможности валютных ограничений. Так, в соответствии с данными МВФ только обязательное условие репатриации валютной выручки в настоящий момент зафиксировано в правовых актах около 50 государств. В их число входят Китай, Кипр, Чехия, Венгрия, Иран, Израиль, Польша, ЮАР, Турция и др. Системы валютного регулирования, ограничивающие валютные операции с помощью административных мер, функционируют, например, в Венгрии и Чехии. В Греции и Португалии существуют ограничения на операции, связанные с движениями капиталов. В Польше полноту репатриации валютной выручки контролируют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.
Очевидно, что разнообразие общественных отношений в области оперирования субъектами валютного рынка валютой и валютными ценностями, а также множество связанных с этими отношениями ограничений не могут обходиться без правового регулирования.
Система валютных ограничений в Российской Федерации. Российская Федерация регулирует валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализации в данной сфере. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная валютная монополия. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства. Законодательные ограничения операций с валютными ценностями - одна из форм валютного регулирования и в Российской Федерации.
Принятым в 2003 г. новым Законом о валютном регулировании предусмотрены дальнейшие меры по либерализации государственного регулирования валютных отношений в Российской Федерации. Система валютных ограничений претерпевает значительные изменения в направлении сокращения и смягчения таких ограничений. Например, в п. 2 ст. 5 Закона указано, что если порядок осуществления валютных операций и порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Для реализации своих функций Правительство РФ и Банк России издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Именно этими актами могут предусматриваться валютные ограничения.
Вместе с тем, и на уровне Закона о валютном регулировании (глава 2 и 3) предусмотрен ряд важных валютных ограничений:
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов (см. следующий параграф);
4. статьей 8 Закона закреплены права Банка России по введению такого ограничения, как требование об использовании специального счета.
Согласно п. 10 ст. 1 Закона, специальный счет - это банковский счет в уполномоченном банке, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании.
Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:
Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России. Например, в настоящее время процедура открытия и ведения рублевых счетов нерезидентами регулируется Инструкцией Банка России от 07.06.2004 г. № 116-И “О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов” (Вестник Банка России. 2004. № 36);
8. статьей 12 Закона предусмотрены и некоторые ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Это лишь некоторые, наиболее типичные валютные ограничения, которые дают представление о сущности категории “валютное ограничение”.
Наличие валютных ограничений приводит к необходимости осуществления специальных мероприятий, способствующих обеспечению их надлежащего соблюдения. Система этих специальных мероприятий реализуется в процессе валютного контроля.
Валютный контроль - это деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства, которым предусматриваются валютные ограничения при осуществлении валютных операций. Другими словами, валютный контроль - это деятельность уполномоченных государством органов по обеспечению:
Валютный контроль - необходимый механизм воздействия на валютный рынок сегодня (См.: Бублик В. Законодательство о валютном регулировании: практика применения // Хозяйство и право. 1997 г. № 3). Этот механизм активно использовало абсолютное большинство государств в периоды восстановления хозяйства в послевоенные годы либо в период либерализации экономических отношений для защиты финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. В соответствии с особенностями экономического развития разных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того, значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля. Тем не менее, такие государства объединяло понимание необходимости наличия валютного контроля как механизма, обеспечивающего стабильность и постепенность реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного этапа. Система указанного механизма достаточно успешно реализовывалась в различные периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой Зеландии, Ирландии, Испании и других государствах. Большинство развивающихся государств, страны с переходной экономикой в той или иной мере используют возможности этого механизма. Отметим, что даже в случае формальной отмены валютного регулирования и контроля, как правило, наблюдение за процессами, происходящими при движении капиталов, ведется.
Валютный контроль по сути своей подразумевает наличие некоего финансового механизма, позволяющего создать условия для контроля за исполнением действующего законодательства при осуществлении валютных операций и в случае выявления нарушений наказать виновных. Валютный контроль является элементом системы валютного регулирования в целом.
Отношения, связанные с контролем со стороны соответствующих государственных органов, в том числе отношения, связанные с нарушением валютного законодательства, сопровождаются ответственностью за неправомерные действия.
В статье 3 Закона о валютном регулировании впервые на таком уровне определены основные принципы валютного контроля, а именно:
Кроме того, в новом Законе о валютном регулировании имеется специальная норма (ст. 20), посвященная основному документу таможенно-банковского валютного контроля - паспорту сделки.
Органы и агенты валютного контроля. Законом о валютном регулировании определено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, органы и агенты валютного контроля.
Как уже отмечалось, к органам валютного контроля относятся, прежде всего Правительство РФ и Центральный банк Российской Федерации.
Компетенция Правительства РФ в области валютного контроля нашла свое отражение в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации” (СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712). В ст. 15 этого Закона среди полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой и денежной политики названо и осуществление валютного контроля. Правительство РФ в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.
Функции Банка России по управлению валютными операциями очень многообразны. Согласно Федеральному закону “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (СЗ РФ. 212. № 28. Ст. 2790) от 10.07.2002 № 86-ФЗ в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции:
Кроме того, в соответствии с названным Законом Банк России:
Банк России осуществляет надзор за соблюдением соответствия банковской деятельности действующему (в том числе валютному) законодательству. Представляется, что здесь уже можно говорить обо всех формах контроля.
Примером предварительного валютного контроля может служить установление лимита валютной позиции. Банк России вправе вводить лимиты (прямые максимальные количественные ограничения) на конверсионные операции каждого уполномоченного банка. Лимиты устанавливаются на объем конверсионных сделок, осуществляемых уполномоченным банком в течение месяца.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная налоговая служба.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - это уполномоченный Правительством орган исполнительной власти, образованный Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 341 (СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945). Согласно Положению о данной службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.06.04. № 278 (СЗРФ. 2004. № 25. Ст. 2561), Служба является органом валютного контроля, “осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы” и реализует следующие функции в области валютного контроля:
Федеральная налоговая служба представляет собой, в частности, федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства в пределах своей компетенции (осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями) на основании положения, утвержденного Постановлением. Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также Федеральная таможенная служба (согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному Постановлением Правительства от 21.08.2004 № 429 (СЗ РФ. 2004. № 35. ст. 3637) таможенные органы восстановлены в качестве органов валютного контроля и осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в пределах своей компетенции).
Таможенные органы на основании п. 7. ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) осуществляют валютный контроль:
К иным контролирующим органам можно отнести Минфин России, на который Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 30.06.04 № 329 (СЗ РФ. 2004. № 31. ст. 3258), в настоящее время возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в валютной сфере.
Закон о валютном регулировании в общих чертах определил полномочия органов и агентов валютного контроля.
Так, органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
Проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Агенты валютного контроля с целью проведения контрольных мероприятий имеют право запрашивать и получать необходимые документы.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
В целом органы и агенты валютного контроля призваны обеспечить проведение единой государственной политики в сфере валютного регулирования и валютного контроля, что предполагает обеспечение правильного и единообразного применения и соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, предупреждение его нарушений и применение санкций за нарушение этого законодательства.
Таможенно-банковский валютный контроль. Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютных операций при осуществлении внешнеторговой деятельности. Важная особенность такого контроля - обязательное перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности (товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности). Это обстоятельство сближает в данном случае понятия валютного и таможенного контроля. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с российским валютным законодательством и нормами ТК РФ, которыми установлен порядок таможенного контроля.
Система таможенно-банковского валютного контроля включает в себя валютный контроль за экспортом товаров, валютный контроль за импортными операциями, валютный контроль за иными внешнеторговыми операциями. Рассмотрим некоторые из них.
В настоящее время порядок контроля за поступлением экспортной выручки и обоснованностью платежей по импортным поставкам регулируется Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок” (Вестник Банка России. 2004. № 36).
Согласно этой Инструкции, паспорт сделки - это основной документ, позволяющий осуществить валютный контроль по конкретному контракту.
От понятия системы валютного контроля нужно отличать понятия механизма и процедуры валютного контроля. Понятие механизма валютного контроля носит прежде всего теоретический характер. А.Н.Козырин (Козырин А.Н.Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., Новый юрист. 1998) определил его как совокупность двух составляющих:
Практическую сторону валютного контроля раскрывает понятие процедуры валютного контроля, которую можно определить как урегулированный нормами права конкретный порядок действий органов и агентов валютного контроля по его осуществлению за отдельными видами валютных операций.
Таким образом, валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
В настоящее время в Российской Федерации валютный контроль сводится к контролю за соблюдением действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов в области валютного регулирования.
К числу основных федеральных законов, составляющих нормативно-правовую базу валютного контроля, помимо рассмотренного Закона о валютном регулировании, следует также отнести ТК РФ, Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 “О банках и банковской деятельности” и др.
Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы: предварительный, текущий и последующий контроль. В совокупности они обеспечивают непрерывный характер валютного контроля. Метод валютного контроля - это приемы и способы его осуществления: наблюдение, проверка, ревизия, анализ. Основные методы - это ревизия и проверка.
Валютные ограничения – это законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Целями валютных ограничений являются:
выравнивание платежного баланса; поддержание валютного курса; концентрация валютных ценностей у государства.
Основными принципами валютных ограничений являются:
централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций – требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами и должниками иностранной валюты; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют путем установления дифференцированного ее режима для резидентов и нерезидентов.
Соответственно различают категории валютных счетов: свободно конвертируемые; внутренние (в национальной валюте с использование в пределах страны); по двусторонним правительственным соглашениям; блокированные (т.е. официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на счетах в банках для достижения определенных экономических или политических целей).
Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, как мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету валютных операций.
Негативное значение валютных ограничений состоит в следующем:
во-первых, они нарушают единство мирового хозяйства; во-вторых, препятствуют свободному развитию внешней торговли; в третьих, раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолированные валютные сферы. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по внешнеторговым операциям, вводимые одними странами, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам.
Нередко валютные ограничения сочетаются с той или иной формой валютного демпинга. Например, когда государство, устанавливая официальный валютный курс, допускает надбавки к нему при покупке центральными банками иностранной валюты у экспортеров, то оно тем самым создает систему экспортных премий и стимулирует демпинг, ведущий к дальнейшему обострению конкурентной борьбы на мировом рынке.
Различают формы валютных ограничений по сферам их применения:
По текущим операциям платежного баланса они выступают в следующих формах: блокирование валютной выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами; обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизным банкам; ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести на депозит в банк определенную сумму национальной валюты для получения импортной лицензии; ограничение на форвардные покупки импортерами иностранной валюты; запрещение продажи товаров за рубежом за национальную валюту; запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой; регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов.
При этом строго контролируются авансовые платежи иностранным экспортерам. Например, в Бельгии в марте 1983 г. были установлены ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты за национальную (30 дней) с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.
По финансовым (капитальным) операциям платежного баланса валютные ограничения выступают в следующих формах: При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты: лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов; контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции осуществляются только с разрешения министерства финансов и при предоставлении информации о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестиций за рубежом; привлечение иностранных кредитов при условии предварительного разрешения органов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказывали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капиталов и рост денежной массы в обращении; полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности либо разрешение оплаты ее национальной валютой без права перевода за границу. При активном платежном балансе в целях сдерживания притока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются следующие формы валютного контроля по финансовым (капитальным) операциям: депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков. Так, в ФРГ в 1978 г. минимальные резервы кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в Бундесбанке, были повышены до 100% прироста иностранных обязательств банков. В Японии эта норма была увеличена в марте 1978 г. с 50 до 100%, чтобы приостановить поток долларов в страну, а в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержанию доллара; запрет на инвестиции нерезидентов, продажи национальных ценных бумаг иностранцам. Например, в Швейцарии в 1972-1974 гг. частично, а с февраля 1978 г. до конца 1979 г. почти полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам. В ФРГ в январе 1978 г. также была запрещена продажа иностранцам национальных ценных бумаг сроком от 2 до 4 лет. В Японии запрет на покупку национальных ценных бумаг нерезидентами был введен в марте 1978 г.; обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (например, практиковалась в Швейцарии); запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцам в национальной валюте. Такой запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. для перераспределения капиталов из страны на рынок еврофранков и снижения курса национальной валюты; введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых).
В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привлекающий вклады в иностранной валюте, выплачивает государственному учреждению – центральному банку. Эта мера применялась в 1972-1979 гг. в ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах для сдерживания притока капиталов из-за границы; ограничение ввоза валюты в страну. Впервые такая мера была введена в Швейцарии в 1976-1977 гг., а в 1979 г. банковским законом было запрещено банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, арендуемых иностранцами, а также держать чеки на крупные суммы, выписанные на их имя по приказу иностранных клиентов; ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам. Так, в Швейцарии такие ограничения практиковались с ноября 1974 г. по март 1980 г.: по продаже франков на срок более 10 дней лимит был увеличен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок – с 50 до 80%; применение принудительных депозитов. Например, в ФРГ с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г. фирмы, активно прибегавшие к еврокредитам, по которым процентные ставки были ниже, чем в стране, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в центрально банке страны – Бундесбанке.
Введение валютных ограничений часто сопровождается установлением множественности валютных курсов, т.е. введением дифференцированных курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам и регионам. Впервые множественность валютных курсов стала применяться в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. после отмены золотого стандарта и введения валютных ограничений. При этом многие валютные счета были блокированы, а скидки (дисконт) по отношению к официальному курсу валюты, например в Германии, колебались в пределах от 10 до 90%.
Валютные ограничения представляют собой одну из форм валютной политики страны, воздействующей на уровень валютного курса ее валюты. Среди форм валютной политики страны следует назвать дисконтную и девизную политику, разновидностью которой являются валютные ограничения.
При дисконтной политике центральный банк воздействует на уровень учетной ставки. При этом с повышением учетной ставки приток валюты в страну возрастает, что косвенно способствует повышению валютного курса. Вместе с тем, влияние дисконтной политики ограничено, так как международное движение валюты определяется не только нормой процента.
Более эффективным и непосредственным методом регулирования валютного курса является регулирование, основанное на девизной политике, представляющей собой искусственное повышение или понижение курса национальной валюты, например, с помощью валютной интервенции, т. е. продажи или покупки иностранной валюты центральным банком на внутреннем рынке своей страны. При этом если центральный банк производит продажи крупных сумм иностранной валюты на внутреннем рынке страны, то курс национальной валюты страны растет. Если же центральный банк начинает скупать на внутреннем рынке страны иностранную валюту, то курс национальной валюты падает. Следует отметить, что валютное регулирование. Основанное на целях девизной политики малоэффективно в тех случаях, когда платежный баланс страны длительно пассивен или когда в стране непрерывно растут цены, свидетельствуя о соответствующем росте инфляции.
Валютные ограничения - это законодательно введенный в стране запрет или лимитирование тех или иных валютных операций с валютными ценностями для отдельных групп субъектов валютных отношений, т.е. для резидентов и/или нерезидентов. Валютные ограничения носят дискриминационный и протекционистский характер. Они действуют как в сфере текущих валютных операций, так и в сфере операций, связанных с движением капитала. В зависимости от сферы их применения, валютные ограничения имеют различные формы. Например, в сфере текущих валютных операций валютные ограничения принимают следующие формы:
В сфере операций, связанных с движением капитала и имущества валютные ограничений принимают следующие формы:
Так как валютные ограничения направлены на лимитирование или запрет проведения ряда валютных операций как резидентами, так и нерезидентами с целью концентрации и роста в руках государства золотовалютных резервов, то принципы их организации соответствуют их целям. Среди принципов организации валютных ограничений следует назвать следующие:
Необходимо учесть, что в соответствии с принципами межгосударственного регулировании валютных отношений, МВФ предусматривает необходимость избегать валютных ограничений по валютным операциям в целях недопущения дискриминации одних стран и протекционизма других, что сформулировано в ст. VII Устава МВФ.
Уровень валютных ограничений оказывает серьезное влияние на использование национальной валюты страны мировым сообществом.
Например, с повышением уровня валютных ограничений в стране - снижается степень используемости ее валюты на главных валютных рынках мира (Лондонском, Нью-Йоркском, Токийском, Сингапурском и др.).
Из этого следует, что уровень валютных ограничений определяет вид (используемость) валюты. Схематично виды валют представлены на рис. 9.3.
Рис. 9.3.
Как видно на рис. 9.3, чем выше уровень валютных ограничений, тем ниже уровень используемости валюты на главных валютных рынках мира.
Несмотря на то, что Украина ратифицировала ст. VIII Устава МВФ (еще в мае 1997 г.), в стране и по сегодняшний день существуют валютные ограничения, не дающие национальной денежное единице Украины быть свободно-используемой на главных валютных рынках мира.
Поэтому валюта Украины де-юре относится к виду частично-используемой валюты, а де-факто - к замкнутой валюте. Также следует отметить, что мировой опыт либерализации валютного регулирования (прежде всего в развивающихся странах, к которым относится и Украина) предусматривает ратификацию и ст. XIV Устава МВФ, закрепляющей переходные положения, которые дают возможность стране без специального разрешения МВФ сохранять валютные ограничения на международные платежи и переводы в сфере текущих валютных операций. С этой точки зрения, ратификация Украиной ст. XIV Устава МВФ в 1992 г. декларирует намерения нашей страны произвести отмену валютных ограничений, что в большей степени соответствует действительному ходу экономического развития Украины.
Особое место среди валют занимают резервные и коллективные валюты, относящиеся к виду свободно-используемых валют.
Резервные (или ключевые) валюты - это, прежде всего, национальные свободно-используемые валюты отдельных высокоразвитых стран. Однако, к резервным валютам относятся также и коллективные валюты. Отличительной чертой резервных валют является выполнение ими роли международного платежного средства, в связи с чем все страны формируют свои валютные резервы (для поддержания своей международной ликвидности), прежде всего, в этих валютах.
Среди резервных национальных валют, в первую очередь, следует назвать доллар США и английский фунт стерлингов. Эти валюты получили официальный статус резервных валют еще на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Резервные валюты служат базой котировки валют для других стран при установлении валютного курса и широко используются другими странами для проведения на их внутренних валютных рынках валютной интервенции в целях поддержания валютного курса своей национальной валюты.. В настоящее время к резервным валютам относятся японская йена, ряд валют развитых стран и валюта стран ЕС - евро.
Статус резервной валюты выдвигает перед страной-эмитентом (союзом стран) определенные требования:
Вместе с тем, наличие статуса резервной валюты у национальной валюты страны-эмитента создает ей и ряд преимуществ, так как страна-эмитент резервной валюты имеет возможность покрывать возникший у нее дефицит платежного баланса своей национальной валютой, имеющей статус резервной валюты. Кроме того, статус резервной валюты у национальной валюты страны-эмитента способствует укреплению позиций ее экспортеров, импортеров, банков и других резидентов на мировых рынках.
Среди коллективных валют следует назвать SDR (СПЗ) и EUR (заменившей собой ECU).
SDR (от англ. Special Drawing Rights - специальные права заимствования) - первая коллективная валюта в системе международных валютных отношений. В корзину СДР с 1 января 1999 г. входит четыре валюты: доллар США, английский фунт стерлингов, японская иена и евро (заменившая собой немецкую марку и французский франк). СДР эмитируется МВФ (в безналичной форме) с 1.01.1970 г. в качестве международного резервного и платежного средства для урегулирования сальдо платежных балансов стран и поддержания международной ликвидности. С 1 апреля 1978 г. поправками к Уставу МВФ предусмотрено закрепление за СДР статуса главной резервной валюты. Соответственно, СДР является базой котировки не только для других любых валют, но и для других резервных валют. Будучи главным резервным активом, СДР используется только на уровне центральных банков и международных организаций и ее держателями не могут быть банки или корпорации, фирмы, предприятия. Эмиссия СДР имеет кредитный характер и осуществляется в виде кредитовых записей на счетах центральных банков стран-членов МВФ в Фонде в соответствии с размерами их квот, которыми была наделена каждая страна, подписавшая Соглашение о СДР. Этим Соглашением предусматривается, что страна его подписавшая, обязана принимать СДР в обмен на свободно-используемую валюту. Однако, этот обмен должен осуществляется страной, подписавшей Соглашение о СДР, только в пределах двойной суммы ее квоты в СДР. Поэтому обязательства страны принимать СДР в обмен на свободно-используемую валюту прекращаются в тот момент, когда сумма СДР на счете центрального банка страны в МВФ возрастет до 300 % кумулятивной величины предоставленной стране квоты. Размер квоты, выделенный стране, подписавшей Соглашение о СДР, определяется Советом управляющих МВФ на основе доли экспорта страны в мировой торговле и уровня развития ее экономики. Подписка страны на квоту СДР оплачивается ею в СДР и/или свободно-используемой валюте (в размере 25 % квоты). Остальная часть квоты оплачивается страной в ее национальной валюте. Размер квот пересматривается каждые пять лет. В настоящее время квота Украины в МВФ с 31 марта 1998 года составляет 1372,0 млн. СДР. То, что СДР выпускается только в виде кредитовых записей по счетам центральных банков стран-членов МВФ означает, что СДР не имеет образцов денежных билетов и монет и их номиналов. В этой связи СДР рассматривается как международная счетная денежная единица (м.с.д.е.).
EUR (англ. european - европейская или евро) коллективная валюта стран Европейского Союза (ЕС). Покупательная способность евро рассчитывается методом корзины, в которую вошел ряд валют стран ЕС.
Евро вводилась в оборот стран ЕС в два этапа. Первый этап ввода евро в денежный оборот 12 стран Европейского валютного союза наступил 1 января 1999 г., когда была введена безналичная евро. С 1 января 2002 г. была введена и наличная евро, став в странах ЕС законным платежным средством. Эмиссию евро осуществляет Европейский центральный банк (ЕЦБ). Евро стала использоваться во всех межбанковских расчетах и, соответственно, сегодня отчетность банков стран ЕС также осуществляется в евро, несмотря на то, что банки могут осуществляют операции и в других валютах. Евро стала играть активную и важную роль в международной жизни ЕС, во-первых, потому, что ее введение позволило обеспечить создание единого экономического пространства в Европе; во-вторых, позволило экономить ресурсы на обменных операциях; в-третьих, потому, что позволило выровнять условия торговли в странах зоны евро. Усиление роли евро способствует переводу значительных сумм долларовых активов центральных банков других стран в активы в евро, что в свою очередь, будет способствовать дальнейшему росту курса евро относительно доллара США и удорожанию экспорта товаров из стран зоны евро, что снизит их конкурентоспособность.
Наличная евро вводилась в обращение путем бесплатного обмена национальных денежных билетов стран, входящих в ЕС, на евро. Дальнейший обмен (после завершения переходного периода) национальных денег на евро в каждой стране предполагается осуществлять по-разному - от трех до тридцати лет, а, например, в Австрии, Германии и Испании - без установления конечного срока. Введение евро в денежный оборот стран ЕС сопровождалось недоверием населения ряда стран к евро, что в свою очередь, способствовало парадоксальному усилению других валют в зоне евро.
ECU (European Currency Unit - европейская валютная единица) - это бывшая коллективная валюта Европейской валютной системы (ЕВС).
ЭКЮ просуществовала практически 20 лет (с 1979 г. по 1999 г.) и прекратила свое существование с введением безналичной EUR. По характеру своего использования и технике эмиссии ЭКЮ была схожа с СДР. Однако, эмиссия ЭКЮ в отличие от СДР, наполовину была обеспечена золотом и долларами США. Эмиссия ЭКЮ также как и СДР осуществлялась в виде кредитовых записей по счетам центральных банков стран-членов ЕВС и, соответственно, не имела образцов денежных единиц и потому также как и СДР рассматривалась как м.с.д.е. В отличие от СДР, являющейся мировой счетной единицей, ЭКЮ была региональной счетной единицей. ЭКЮ также как и СДР создана по методу валютной корзины., по тем же принципам устанавливались ее квоты и, соответственно, доли валют в ее корзине, в которой был и фунт стерлингов, хотя Великобритания не входила в ЕВС. С середины 90-х годов прошлого столетия ЭКЮ стала использоваться в расчетах по торговым операциям. Будучи резервной валютой, ЭКЮ использовалась как база котировки валют стран-членов ЕВС и счетная единица для выражения товарных цен, таможенных пошлин, уставных капиталов банков, корпораций и фирм.
Следует отметить, что для того, чтобы общаться на одном языке, все субъекты валютных отношениях во всех странах признают и соблюдают сформировавшиеся со временем международные стандарты и правила. Так, например, для обозначения валют, независимо от их вида, применяются во всех банковских документах, а также при подтверждении банками-корреспондентами сумм валюты, указанных в банковских документах, так называемые ISO-коды (коды международной организации по стандартизации). Каждой валюте мира присвоены буквенные и цифровые коды (шифры), состоящие из трех букв и цифр. В литерном коде каждой валюты две первые буквы обозначают страну-эмитента валюты, например, US (United States), GB (Great Britain), UA (Ukraine) и т.д., а третья буква - первую букву названия денежной единицы страны. Соответственно, гривна Украины имеет буквенный код UAH, а доллар США - USD. В Украине коды всех иностранных валют отражены в Классификаторе иностранных валют, а сами валюты в нем сгруппированы в три группы практически идентичные трем видам валют. Необходимость в использовании кодов валют обусловлена необходимостью, прежде всего, сокращения объема передаваемой межбанковской информации и ее безошибочности. Не случайно межбанковские системы связи такие, например, как SWIFT , устанавливают определенные стандарты для телеграфных сообщений передачи информации, среди которых важное место отводится кодам валют.
Происходит интенсивное развитие экономических отношений между различными странами. В связи с этим важно знать и понимать требования, которые применяет российское законодательство к проведению различных валютных операций.
К валютным ценностям относятся: деньги других государств и ценные бумаги, номинальная стоимость которых выражена не в российских рублях, а в другой валюте.
Конкретные мероприятия по осуществлению контроля включают в себя соответствующие ограничения .
Они могут относиться к следующим сферам:
Одной из причин их введения является возможный повышенный спрос на приобретение валюты других стран.
В большинстве случаев данные меры применяются к ограничениям, действующим по отношению к операциям в сфере импорта. При этом возможность приобретения нужного количества валюты для оплаты контракта предоставляется после оформления нужных документов и получения соответствующего разрешения у органов контроля.
Другое направление - это контроль экспортных операций.
В зависимости от конкретной экономической ситуации в стране устанавливается, сколько именно процентов от полученной валюты предприятие обязано обменять.
Существует ряд сделок, о которых банк обязан сообщать органам контроля. В их число входят:
Данные виды деловой активности находятся под дополнительным контролем со стороны государства.
Существуют следующие сферы ограничения:
Ограничительные меры обычно относятся к одной из следующих категорий:
Любые ограничительные меры относятся, в первую очередь, к уходящему за пределы страны или поступающему оттуда капиталу.
Валютное право определяет, что субъектами рассматриваемых правоотношений являются следующие лица:
Данным лицам государство даёт правосубъектность, которая означает, что они имеют право быть участниками рассматриваемой системы.
Данное понятие включает в себя две составные части:
Основным новшеством стало то, что теперь по-другому определено, кто является резидентом с точки зрения этого нормативного акта.
Раньше некоторые граждане РФ не считались валютными резидентами. В связи с данным обстоятельством требования законодательства по отношению к ним в рассматриваемой сфере
были снижены. Теперь все без каких-либо исключений граждане Российской Федерации являются валютными резидентами.
При этом, с другой стороны, по отношениям к некоторым категориям граждан были снижены требования законодательства в данной сфере.
В частности, для большинства таких лиц действует разрешение открывать без ограничений счета в российских рублях или в иностранной валюте в банках, которые находятся за пределами России.
Указано, что валютный иммунитет будет сохранён у тех российских граждан, которые в течение годового периода будут проживать за пределами страны не менее 183 дней. При этом количество раз, когда они въезжали в страну или выезжали из неё на данный статус влияния иметь не будет.
Ранее, до вступления в силу данных изменений, только один приезд в Россию прекращал статус нерезидента и вводил в действие соответствующие ограничения, принятые для тех, кто постоянно находится на территории РФ.
В закон внесены послабления для тех, кто пребывает за пределами Российской Федерации более 183 суток на протяжении года. При валютных операциях, относящихся к покупке автомобилей или объектов недвижимости , с них снимаются соответствующие ограничения. Это относится к имуществу, которое находится вне российских границ. Раньше в подобных случаях нужно было зачислять полученные деньги на счёт в одном из российских банков.
Большинство российских резидентов имеет ряд обязанностей:
В новой редакции принятого закона разрешено проводить операции по покупке или продаже автомобиля или объекта недвижимости, если обе стороны сделки не являются гражданами РФ, а также в таком случае, когда это резиденты и они не прожили больше 183 дней на территории России. Однако, если это правило нарушено и контрагент подпадает под валютные ограничения , то участникам грозит штраф на сумму от 75% до 100% от суммы сделки.
В целом можно рассматривать произошедшие изменения валютного законодательства, как дающие больше возможностей для граждан. При этом ограничения стали менее жёсткими, увеличились возможности получения зарплаты, проведения некоторых операций в валюте.
Подробнее о валютных ограничениях и регулировании смотрите ниже на видео.
Всякая национальная валютная политика основана на валютном регулировании , которое является системой, законодательно регламентирующей порядок международных расчетов и сделок с валютными ценностями.
Внутри страны осуществление валютных операций регламентируется государственными нормативными актами, подзаконными актами и инструкциями денежных властей. За пределами компетенции национальных органов регулирования валютные операции регламентируются межгосударственными соглашениями. Валютное регулирование внутри страны принимает форму валютных ограничений.
Валютные ограничения - это общая характеристика условий и границ проводимых валютных операций, связанная с необходимостью защиты национальной валюты. Они охватывают как общую возможность распоряжения валютными ценностями, так и конкретные направления их использования.
Валютные ограничения вводятся в следующих целях:
На практике валютное регулирование реализуется через валютный контроль и контроль над движением капитала.
Под валютным контролем понимается система законодательных и административных ограничений, регламентирующих операции резидентов и нерезидентов с валютными ценностями, а также надзор, регистрацию и учет этих операций. Наличие валютных ограничений означает, что страна в отношении валютного режима находится в промежуточном положении между полной конвертируемостью национальной валюты (развитые страны) и полным запретом на обратимость национальной валюты (социалистические страны, большинство развивающихся стран).
Валютное регулирование основано на следующих принципах:
Являясь одной из форм государственного регулирования валютно-кредитных отношений, валютные ограничения представляют собой систему государственных мер по ограничению порядка проведения . Они устанавливаются на законодательном, административном и организационном уровнях.
По своему характеру валютные ограничения могут быть запретительными, лимитирующими и регламентирующими, т.е. устанавливающими определенный порядок проведения валютных операций резидентами и нерезидентами. Основными причинами введения валютных ограничений являются нехватка иностранной валюты в стране, возникающая в результате ее утечки за рубеж, а также нарушение равновесия платежного баланса, падение курса национальной валюты, внешняя задолженность государства.
Цели валютных ограничений:
Указанные цели определяют сферы применения валютных ограничении и их формы.
Различают две основные сферы применения валютных ограничений — текущие и финансовые операции платежного баланса.
В мировой практике по текущим операциям используются следующие формы валютных ограничений:
Для поощрения экспорта устанавливается надбавка к официальному курсу при обмене экспортерами экспортной выручки в иностранной валюте на национальную валюту.
Для удешевления импорта определенных товаров завышается курс национальной валюты по отношению к официальному. Эта же мера применяется и для сокращения экспорта определенных товаров.
Для достижения противоположных целей курс национальной валюты занижается;
По финансовым операциям формы валютных ограничений устанавливаются в зависимости от того, как складывается платежный баланс страны.
При пассивном платежном балансе применяются ограничения по вывозу капитала из страны и меры по стимулированию его ввоза. К таковым относятся следующие валютные ограничения:
При активном платежном балансе валютные ограничения по финансовым операциям направлены на сдерживание притока капиталов и повышение курса национальной валюты. В этих целях применяются следующие формы валютных ограничений:
Таким образом, валютные ограничения весьма разнообразны по своему характеру, содержанию, целям применения. Эволюция валютных ограничений отражает их связь с валютно-экономическим положением отдельных стран и мировой экономики в целом.
Впервые валютные ограничения стали применяться воюющими странами в период Первой мировой войны. Затем наступил кратковременный период относительной стабилизации. А с началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные ограничения получили широкое распространение. Это было связано с необходимостью концентрации валютных ресурсов в руках государства в условиях крушения золотого стандарта, ухудшения платежных балансов многих стран и обесценения их валют. С начатом Второй мировой войны валютные ограничения были введены почти во всех странах. В большинстве стран они сохранялись длительное время и после войны.
Валютные ограничения способствуют временному выравниванию стран и укреплению курса национальных валют. Как временная мера они могут применяться в целях защиты экономики от кризисных явлений. Но валютные ограничения не позволяют использовать национальные валюты в международных расчетах, свободно обменивать их на иностранные валюты. В результате в условиях валютных ограничений сокращаются объемы внешней торговли. Поэтому к началу 60-х годов, когда в целом экономическое положение в странах стабилизировалось, все экономически развитые страны отменили валютные ограничения. Сделали это и многие развивающиеся страны. При этом в одних странах отмена распространялась только на текущие операции (платежи по внешнеторговым контрактам, за транспортные и другие услуги), а в других — и на движение капитала.
В дальнейшем полная или частичная отмена валютных ограничений происходила и в других странах по мере улучшения их экономического и финансового положения. И в настоящее время только в наименее развитых странах Африки, Азии и Латинской Америки они продолжают действовать.
Снятие валютных ограничений свидетельствует о том, что государство в области регулирования валютных отношений устанавливает приоритет экономических мер перед административными. Но либерализация не означает отсутствие государственного регулирования. Меняется только соотношение экономических и государственных мер.