![Рыночная командная. Командная и рыночная экономика: сравнительный анализ](https://i2.wp.com/pamm-trade.com/wp-content/uploads/2015/10/Knopka-obuchenie1.jpg)
1.
2.
3.
4.
5.
Приветствую Вас, друзья, с Вами Иван Гришин, и хочу сейчас разобрать особенности одного из видов экономических систем – командно-административной экономики. Командная экономика – это такая форма управления хозяйством и ресурсами страны, в которой все основные материальные ресурсы находятся в государственной собственности, и распределяются правительством посредством профильных министерств и комитетов. Полная ее противоположность – рыночная экономика, где преобладает частная собственность, а цены на продукцию формируются по рыночным законам на основе спроса и предложения.
Экономическая система – организация всех экономических процессов общества, основанная на сложившихся в нем отношениях собственности, и механизмах ведения хозяйства.
Каждая производственная структура нуждается в определенной схеме организации своих процессов. Эта схема должна отвечать на три вопроса экономики: что и как производить, кто это купит, и кому этот продукт нужен. В зависимости от способа решения этих вопросов, существует четыре вида экономических систем:
1.Традиционная экономика - это система ведения хозяйства, основанная на исторически сложившихся обычаях, традициях, канонах, передающихся от поколения к поколению. Ей характерно натуральное производство с ярко выраженным сельскохозяйственным уклоном. Ответы на вопросы: «Что? Как? Кому производить?» предопределены канонами и обычаями традиционного общества;
2.Рыночная экономика основана на свободном ценообразовании на основе спроса и предложения, и преобладании частной собственности. Государство выступает в роли регулятора экономической системы посредством законов и правил.
На три основных вопроса экономики рыночная система отвечает следующим образом: производятся те товары и услуги, которые пользуются спросом. Основная задача производства – максимальное качество при минимальных затратах для получения наиболее конкурентной цены. Продукцию создают для состоятельных потребителей. Без денег ты никто, и не будет у тебя ничего.
3. Смешанная экономика – это когда ценообразование осуществляется по рыночным законам, но также существенным есть вмешательство государства в экономические процессы. Это достаточно прогрессивный тип экономики, так как используются позитивные моменты различных систем и нейтрализуются их недостатки. В современном мире осталось очень незначительное количество стран с выраженным чистым типом экономики.
4. Командная экономика – это когда руководство страны единолично решает, что, для кого, и в каком количестве производить. Частная собственность практически исключена. Характерен авторитарный стиль руководства, государственная монополия, отсутствие конкуренции. Именно этот тип экономики мы с вами детально разберем сегодня.
В государстве с командной (плановой) экономикой руководящие органы страны централизовано принимают решения о том, что, как, сколько, для кого и когда производить. Правительство государства, отталкиваясь от своих планов и статистических данных, устанавливает спрос на товары и услуги, а также их стоимость.
Командная экономика – это высокая концентрация производственных мощностей, монополизм, и всяческие ограничения на частную собственность.
Страны с командной экономикой характеризуются дефицитом и повышенным спросом на товары и услуги высокого качества. Руководящие центральные органы власти распределяют объемы поставок различной продукции на периферию и определяют цены на нее.
В условиях командной экономики жестко ограничены уровни зарплат, пенсий, длительность отпусков и т. д. Каждая категория работников и служащих имеет свой уровень оплаты труда одинаковый по всей стране. Мотивация персонала проводится с помощью премий по указанию начальника, а также повышение по службе, выговоры, административные штрафы.
Часто критерием для продвижения по служебной лестнице служит не ум и компетентность, а способность быстро и в срок без лишних рассуждений выполнять приказы руководства или дружеские, либо родственные связи с начальством – «кумовство». Это способствует постоянному ухудшению уровня руководящих кадров.
Весь производственный процесс распланирован от начала до конца. Производители не имеют никакой свободы выбора. За заводом или фабрикой закреплены определенные поставщики сырья, обязанные сделать его поставку в полном объеме в оговоренные сроки. Также у предприятия есть утвержденный перечень покупателей готовой продукции, обязанных выкупить ее в полном объеме.
Потребительские потребности удовлетворяются на низком уровне, так как у производителей нет стимула расширять ассортиментный ряд продукции, делать ее качество более высоким, а цены ниже.
С одной стороны, командная экономика – это хорошо – у руководителей производства не болит голова ни за закупки, ни за продажи. Но есть и существенные минусы, ведь когда человек действует строго по инструкции, без надобности что-то улучшать, совершенствовать, он – тупеет. Правительство воспитывает «биомассу» тупую, покорную, легко управляемую. А если выявляются люди не согласные с текущим положением вещей, их быстренько препровождают в «места не столь отдаленные».
Также следует отметить, что планирование, как способ управления отдельно взятым производством, часто используется в хозяйственной отрасли множества высокоразвитых стран. При грамотном внедрении оно может существенно увеличить общую эффективность производства.
Ярким примером государства с командным способом управления выступал бывший СССР, экономика которого была второй по величине в мире. Примерами стран с плановым способом управления экономикой также есть Куба, Ливия, Иран, Северная Корея, Мьянма. До девяностых годов двадцатого века таким путем развития следовали также Индия и Китай.
Для выявления позитивных и негативных аспектов командной экономики, а также для более полного понимания ее особенностей, мы проведем сравнение с ее антагонистом – рыночной экономикой.
Основные признаки командной экономики:
Ресурсы и средства производства находятся во власти государства;
- правительство планирует экономику, и ее показатели;
- экономика управляется с помощью админресурса авторитарными методами;
- нет надлежащих стимулов для повышения качества и конкурентоспособности производства.
Основные признаки рыночной экономики:
Ресурсы и средства производства находятся в частной собственности;
- частное предпринимательство;
- свобода в выборе экономических партнеров;
- участники экономических отношений заинтересованы личной выгодой;
- минимальное вмешательство государства в экономические процессы.
К плюсам командной экономики относим следующее:
Устойчивая экономика, мало подверженная влиянию внешних факторов;
- высокий уровень стабильности (хоть мало, но регулярно);
- неравенство в обществе сведено к минимуму (уравниловка);
- прожиточный минимум гарантирован для всех;
- низкий уровень безработицы.
У рыночной экономики такие достоинства:
Наиболее эффективное распределение ресурсов;
- повышение качества продуктов и услуг в условиях конкуренции;
- стимуляция к нововведениям и совершенствованию для повышения эффективности;
- ликвидация ненужного и мало эффективного производства;
- доходы распределяются в зависимости от затраченных усилий, по справедливости;
- потребители имеют больше прав и возможностей;
- не требуется большого управленческого аппарата.
Минусы командной экономики:
Формирование слабо мотивированных работников, не проявляющих инициативы;
- управленческий аппарат среднего звена с низкой компетентностью;
- производители диктуют цены потребителям;
- низкая эффективность экономики;
- низкий уровень жизни населения.
Недостатки рыночной экономики:
Нестабильная экономика;
- сильное неравенство в обществе;
- основная задача – прибыль. Мало внимания уделяется созданию не прибыльных, но необходимых населению благ.
Какой бы ни была система экономики в стране вашего проживания, существует ресурс, стирающий границы государств. Его название – интернет. Каждый человек,в не зависимости от места проживания, может создать интернациональный бизнес с сотнями работников по всему миру, не выходя из дому. Все, что для этого нужно – компьютер или ноутбук, подключенный к интернету.
Человеческая природа постоянно подталкивает большинство людей к совершенствованию, росту, улучшению своей жизни. Ведь правильно говорится в старой пословице: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше».
И даже в странах с жесткой командной экономикой, препятствующей полному раскрытию человеческого потенциала, с помощью интернета можно достичь небывалых высот.
Сейчас есть много перспективных вариантов инвестирования. С лучшими из них можно ознакомиться в статье .
Но есть одно «но»! Чтобы стать инвестором, нужно иметь стартовый капитал. «И как же его можно заработать? Чтобы быстро и много денег?», – вопрос, интересующий миллионы людей. Интернет может вам дать и такую возможность. Ну как, интересно? Ладно, продолжим.
Есть много перспективных видов заработка в интернете, среди них я бы выделил такие:
Заработок на продаже партнерских программ;
- заработок на видео в You Tube;
- заработок на личном сайте;
- фриланс.
Лично я остановил выбор на самом перспективным, на мой взгляд, виде заработка на сегодня – торговле на финансовых биржах, чем довольно успешно зарабатываю на хлеб с маслом и икрой.
Это полноценный личный бизнес, привлекший меня небольшими стартовыми инвестициями – от 200 долларов, и возможностью уже в первый месяц окупить свои капиталовложения. На эту тему я могу говорить часами, но хочу предложить вам именно тот материал, который мне помог добиться успехов на поприще трейдинга. Вводная информация в этом коротком видео:
Также, если вас интересует торговля на финансовых биржах, можете ознакомиться с этой небольшой статьей:
Чтобы быстро стать успешным интернет-предпринимателем, необходимо найти себе наставника. У меня такой тоже есть – это обучающий с полезной и актуальной информацией, обучающими материалами. На нем я нашел ответы на все свои вопросы.
Например: верно спрогнозированный нами опцион за сто долларов, приносит нам прибыль в 90 долларов. Но есть и обратная сторона медали – неправильный прогноз – это потеря нашей сотни долларов.
Что очень привлекательно, сроки прогноза – от 60 секунд. Стоимость опциона – от одного доллара. В идеале, каждых 60 секунд, на опционе в сто долларов, можно зарабатывать по девяносто долларов. Час работы – 5400 $ в кармане. Фантастика!
В реале все не так просто. Нужно пройти обучение, и выбрать для себя подходящую стратегию работы на бинарных опционах. Лично я пользуюсь стратегией «Точный вход». Если интересно, можете ее просмотреть в этом видео:
А статистика хорошего трейдера впечатляет: одна убыточная сделка на три прибыльных. Прибыль считайте сами.
Но не думайте, что трейдинг – это «золотая жила». Как и в любом бизнесе, здесь нужно постоянно учиться, совершенствоваться, и каждый день становиться лучше себя вчерашнего. Это – залог вашего успеха в любом деле!
Подводя итоги сказанному выше, можно сказать, что командная экономика – это один из видов экономических систем, со своими плюсами и минусами. И ни одна экономическая система не станет препятствием человеку, твердо решившему стать успешным в чем бы то ни было.
А с вами был Иван Гришин.
Спасибо за внимание и до новых встреч!
С помощью таблицы 3 рассмотрим отличительные черты рыночной и командно-административной экономик.
Таблица 3
Отличительные черты экономики |
Рыночная |
Командно-административная |
Масштабы обобществления |
Обобществление производства в рамках предприятия. |
Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы. |
Ценообразование |
Ориентируется на предотвращение спада в производстве. |
Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены. |
Конкуренция |
||
Социальные гарантии |
Социальная незащищённость граждан в случаях безработицы, болезни и старости |
Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение |
Зарплата на основной работе. |
Зарплата на основной работе +свободное время + связи + трансферты. |
|
Теневая экономика |
Отсутствует |
присутствует |
Заработная плата |
Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда. |
Административное установление заработной платы. |
Стимул к производительному труду |
Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.п.) |
Социалистическое соревнование. |
При командной экономике все распределяется централизованно и заранее по существующему плану определяется - кому, что и сколько производить.
При рыночной экономике эти процессы подчиняются законам свободного рынка - производится то, на что есть спрос в данный момент времени .
Характерными чертами командно-административной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда .
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.
Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса .
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
В рыночной системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.
Фундаментальные задачи экономического развития в рыночной экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.
Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
Каким будет состояние экономики в стране, зависит от многих факторов. Одним из них является выбранная правительством экономическая система. Выгодной для государства является командная экономика. Предлагаем выяснить, что характеризует командную экономику.
Данный вид экономики является противоположностью рыночной экономики, где производство, ценообразование, инвестиции принимаются владельцами средств производства на основании собственных интересов, а не относительно всеобщего планирования. Командная экономика – это такая экономическая система, в которой государство управляет экономикой. В системе с ней правительство принимает все решения относительно производства и употребления товаров и услуг.
Правительство каждой страны должно понимать, что свойственно командной экономике:
Известно, что командная форма экономики существует в Корейской Народно-Демократической Республике. Страна представляет собой суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего народа. Власть здесь принадлежит рабочим и интеллигенции. По той причине, что своя экономическая статистика в стране не ведется, все данные о состоянии экономики – экспертные оценки других стран. После реформ в сельском хозяйстве здесь начали возникать семейные предприятия. Площадь пригодных для использования под сельское хозяйство земель составляет более 20%.
Экономисты говорят, что командная экономика и рыночная имеют немало различий:
Известно, что командный характер экономики имеет не только недостатки, а и преимущества. Среди положительных сторон такого вида экономики – возможное создание уверенности в завтрашнем дне и социальная защищенность населения. В числе недостатков – низкая производительность труда, в следствии препятствования развития хозяйственной инициативы.
Принято выделять такие плюсы командной экономики:
Данный вид экономики имеет немало недостатков. Называют следующие минусы командной экономики:
Способом ценообразования в данном виде экономики является установление цен на многие товары в централизованном порядке государственными властями. В этом состоят особенности командной экономики. Одно из его достоинств такого способа – отсутствие кризисов и стабильное развитие экономики. Недостатки командной экономики в незаинтересованности производителей в эффективности своего труда, снижение управляемости народным хозяйством. Помимо того, один из минусов – постоянный дефицит товаров и невосприимчивость к научно-техническому прогрессу.
Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.
Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:
Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.
Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:
Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.
Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.
Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:
Недостатками же являются:
Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.
Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.
На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.
Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.
Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.
Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:
Из минусов стоит отметить:
Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.
Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.
Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:
Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:
Минусы в данном случае таковы:
Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.
Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:
Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.
На этом данная лекция по экономике завершена.
Сегодня превалирующей является рыночная экономика, но это не единственный способ ведения хозяйства в масштабах страны. История знала и некоторые другие модели, которые имели свои преимущества и недостатки. Чем отличаются рыночная и административно-командная экономика? Каковы их характерные черты?
Как доказала история, хозяйственную деятельность можно вести по-разному. Даже сейчас ведутся споры по поводу того, какой стиль организации этого процесса более эффективен и жизнеспособен. Кое-где, кстати, до сих пор действуют те формы, которые в наиболее развитых странах уже давно считаются устаревшими. Что удивительно, ведь эти, казалось бы, отжившие модели иногда функционируют вполне эффективно.
Современная наука в основном различает четыре системы, это:
Все они имеют свои характерные черты и особенности. И каждая из них заслуживает отдельного и чуть более подробного рассмотрения, чтобы можно было понять, чем они отличаются друг от друга.
Наиболее простой и примитивной считается патриархальная экономика. Также ее называют традиционной, и она является наиболее древним способом ведения хозяйственной деятельности.
Ее отличают следующие характерные черты:
Такой способ хозяйствования не слишком эффективен с точки зрения накопления запасов пищи и разделения труда. Этот тип характерен для первобытных обществ и в современном мире сохранился лишь в некоторых обособленных от остального мира сельскохозяйственных районах Африки, Южной Америки и Азии.
Наиболее совершенной, хотя и не лишенной своих недостатков, считается такая система, которая регулирует большей частью себя сама. Все процессы в экономике взаимосвязаны, а государство должно лишь выполнять роль наблюдателя. Именно для рыночной системы характерны всем известные законы, а еще развитые товарно-денежные отношения, причем не только в сфере купли-продажи реальных товаров.
Царит полная свобода: люди вольны выбирать себе любые профессии, но никто не обязан их трудоустраивать. Производители в ценообразовании и контроле качества обязаны ориентироваться только на мнение покупателей. Те же самые принципы господствуют и в других сферах. Очевидно, что в чистом виде рыночная экономика не слишком применима к жизни, поскольку она в этом случае вступает в противоречие с некоторыми функциями государства. Именно поэтому под этим термином обычно подразумевают систему, которая следует этим принципам лишь в большей части. В основном, во избежание серьезных перекосов в производстве и разрыва в доходах населения, применяются некоторые социальные механизмы, позволяющие несколько компенсировать действие рыночных законов. Но вмешательство должно быть серьезно ограничено, иначе речь пойдет о совершенно другой концепции.
Модель, в какой-то мере противоположная предыдущей и предполагающая планирование и контроль практически всех процессов, не выглядит так уж глупо, по крайней мере, нет ощущения, что все пущено на самотек. Это действительно может быть очень разумным, особенно в определенных условиях, так что те или иные черты, которыми известна административно-командная система экономики, так или иначе проглядываются во многих современных странах. И все же стоит остановиться на этой модели чуть подробнее, ведь на протяжении долгого времени страны бывшего СССР жили в соответствии именно с этой системой.
Некоторые экономисты рассматривают эту систему как развитую форму натурального хозяйства. Такой подход не лишен логики, поскольку командно-административная экономика стала довольно логичным продолжением традиционной. Но существует и другой взгляд, согласно которому плановая модель - искусственно созданная концепция, которая возможна лишь в определенных условиях.
Если говорить о правильности первого подхода, командная система возникла очень давно - во времена первобытных общин или в эпоху рабовладельческих латифундий. Если же принять за истинный общепринятый подход, то обычно говорят о ее появлении одновременно со становлением Советского Союза. Не так уж и важно, что из этого правда, хотя стоит признать, что еще до появления СССР во многих сообществах наблюдались некие черты, которые сегодня приписывают именно этой форме организации экономических отношений.
Командная экономика, как показывает история, сочетает в себе одновременно социальную ориентированность и полное подчинение интересам государства. На первый взгляд это кажется парадоксом. Но если подумать, станет ясно, что социальное напряжение вследствие низкого уровня жизни должно компенсироваться некими "уравнивающими" механизмами. Если брать для примера СССР, то это видно очень хорошо. Расслоение общества было минимальным, поскольку у подавляющей части населения был доступ к одним и тем же благам и услугам. Лишь единицы жили иначе, чем другие. Как правило, эти люди имели непосредственное отношение к власти и минимально контактировали с остальными на бытовом уровне.
Другая сторона этой экономики - ее милитаризация. Как правило, эта концепция существует в паре с определенной моделью общественного, а не только рыночного строя. Так, например, может быть объявлено о наличии некоего внешнего врага.
Административно-командная система экономики удобна в смысле управления ее ресурсами и мощностями. Она позволяет с легкостью переориентироваться с одной сферы производства на другую со сравнительно небольшими потерями. И все же большинство специалистов считают ее крайне неэффективной. Но есть и преимущества.
Например, если руководство системой осуществляется достаточно умело, модель может быть крайне устойчивой и выдерживать самые сложные условия. Кроме того, командная экономика позволяет осуществлять быструю мобилизацию и перераспределение ресурсов, что важно, например, в случае военной угрозы. Низкая инфляция, высокий уровень занятости и заработной платы, низкая дифференциация доходов - все это возможно лишь в рамках умело управляемой централизованной системы. И все же есть свои недостатки.
Наиболее очевидным последствием централизованного управления экономикой являются перекосы в производстве. Это означает постоянный дефицит и переизбыток продукции в тех или иных сферах. Избежать этого невозможно, поскольку система слишком бюрократизирована, чтобы быть гибкой.
Вслед за этим возникает второе последствие - общее снижение потребительских качеств товаров. Монополизация государства на средства производства порождает и его господство на рынке. Отсутствие конкуренции и желание снизить издержки негативно отражается на качестве продуктов. В результате предложение вступает в конфликт со спросом, возникают предпосылки для теневых рынков.
Потеря конкурентоспособности товаров влечет снижение темпов развития экономики и постепенное отставание в научно-техническом прогрессе. Это ведет к спаду производства и ухудшению качества жизни населения.
Как правило, командная экономика сопровождается соответствующей социальной идеологией. А желание верхушки сохранить власть заставляет ее увеличить расходы на ВПК. Так происходит милитаризация экономики.
Отсутствие очевидного стимула к эффективной работе, свободы творчества и общий застой приводят к недооцененности человеческого фактора и исчезновению желания продуктивно трудиться. В результате это заканчивается жизнью на иждивении у государства.
История знает немало попыток сделать экономику управляемой. Впрочем, и некоторые современные страны считают, что эта система наиболее полно отвечает их нуждам. Болгарию, СССР, Румынию, Китай - эти государства традиционно относят к так называемому "социалистическому" блоку, противопоставляемому капиталистическому миру. И если кое-где сейчас сохранились лишь отдельные признаки командной экономики, то Куба, Северная Корея и Ирак принимают эту модель практически полностью. Успех довольно сомнителен, поскольку все из приведенных стран все еще относятся к развивающимся, а уровень жизни у населения, как и макропоказатели, оставляют желать лучшего.
Многие современные страны пошли дальше и решили не останавливаться на том, что предлагает им история, а постарались взять от каждой системы самое лучшее. В результате получилось нечто, что работает в большинстве государств. Рыночная и командная экономика соединены, так что модель не остается полностью свободной, правительство влияет на нее с помощью тех или иных инструментов, более тонких, чем те, что предлагает административная концепция. Монетарная политика, субсидии, прогрессивная шкала налогообложения, социальные льготы, биржи труда и многие другие меры - все это призвано скомпенсировать несовершенство систем и подходов. Здесь есть и свои модели, например, японская или шведская, но о них уже должен быть совершенно отдельный разговор.