Аграрная реформа 1965 г замыслы и результаты. Начало экономической реформы

Аграрная реформа 1965 г замыслы и результаты. Начало экономической реформы

Описание презентации Повторить вопросы Аграрная реформа 1965 г. и по слайдам

Повторить вопросы Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты; Реформы в промышленности: замыслы и результаты; Научно-технический прогресс; Социальная политика.

1. Концепция «развитого социализма» Смена курса в октябре 1964 г. должна была неизбежно повлечь за собой и новое идеологическое обоснование Первоначально свертывание демократических начинаний Хрущева объяснялось необходимостью борьбы с его субъективизмом и волюнтаризмом Однако весьма скоро потребовалось более обстоятельное обоснование консервативного внутриполитического курса Концепция «развитого социализма» Теория перманентного обострения идеологической борьбы двух систем по мере продвижения к коммунизму

1. Концепция «развитого социализма» На праздновании 50 -летия Октябрьской революции в 1967 г. впервые прозвучал вывод о построении в СССР «развитого социалистического общества» , оформившийся со временем в новую целостную идеологическую концепцию «развитого социализма» Авторы концепции высказывали идеи полной, хотя и относительной однородности советского общества, окончательного решения национального вопроса, отсутствия внутри общества каких-либо реальных противоречий Не подрывая веры в коммунизм, эта концепция переводила задачу его построения из конкретно-исторической плоскости в теоретическую, отодвигая ее реализацию на долгие времена Концепция «развитого социализма» была названа «идеологией застоя»

1. Концепция «развитого социализма» Тезис об обострении идеологической борьбы вытекал, по существу, из сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму Тезис должен был объяснить общественности преследование инакомыслящих как борьбу с «агентами влияния» Запада, оправдать ограничения в духовной жизни Однако реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала «развитой социализм» В 1982 г. Ю. В. Андропов выдвинул идею «совершенствования развитого социализма» и объявил, что это будет весьма длительный исторический период

2. Противоречия в развитии художественной культуры Первоначально брежневское руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии «золотой середины» , выработанной еще при Хрущеве Это означало отказ от двух крайностей — очернительства, с одной стороны, и лакировки действительности — с другой Прозвучали требование « давать решительный отпор вылазкам фальсификаторов истории » (под ними понимались критики сталинизма) «Один день Ивана Денисовича»

2. Противоречия в развитии художественной культуры По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС начала расцветать производственная тематика С середины 70 -х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес Во второй половине 60 -х гг. значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры, усилилась цензура Железный занавес вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы некоторых зарубежных авторов

2. Противоречия в развитии художественной культуры Деятели культуры, которые не принимали «правила игры» и выступали с собственными оценками, суждениями, сомнениями, чаще всего оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей Александр Солженицын Василий Аксенов Иосиф Бродский Виктор Некрасов

2. Противоречия в развитии художественной культуры Андрей Тарковский Юрий Любимов М. Ростропович Г. Вишневская Александр Галич Объективно противостояли идеологии застоя представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин)

2. Противоречия в развитии художественной культуры Специфической чертой культуры 60 -70 -х гг. была так называемая «магнитофонная революция» Записи песен и сатирических выступлений, не поддававшиеся контролю, получили широкое распространение. Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор, Б. Окуджава

3. Ростки «антисистемы» Зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным К середине 60 -х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально- освободительные, религиозные организации и движения Диссид нтее (лат. dissidens - отступник) — человек, политические взгляды которого существенно расходятся с официально установленными в стране, где он живёт; политический инакомыслящий В 1965 г. были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А. Синявский и Ю. Даниэль за публикацию своих произведений за границей

3. Ростки «антисистемы» В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю. Галансков и публицист А. Гинзбург В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н. Горбаневекая, С. Ковалев, Л. Плющ, П. Якир и др.) Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик Андрей Дмитриевич Сахаров В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Орлов. В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.

3. Ростки «антисистемы» В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» (также с Балтфлота) капитан 3 -го ранга B. Саблин арестовал командира и повел корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с революционным воззванием Валерий Саблин «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь. . . » Поднятые в воздух военные самолеты остановили «Сторожевой» . Саблин был отдан под трибунал и расстрелян. Все это свидетельствовало об углублении противоречий между властью и обществом

Реформа 1965 г. и ее последствия

Имея на руках проекты В. М. Глушкова и Л. А. Ваага, новое советское руководство отправило первый из них на переработку и дало старт экономической реформе, которую одни называют «либермановской», другие «косыгинской».

По свидетельству бывшего сотрудника Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) В. Д. Белкина, первоначально А. Н. Косыгин тормозил подготовку этой реформы. И только после отставки Н. С. Хрущева дал ей ход, создав специальную комиссию, которую возглавил заместитель председателя Госплана СССР А. В. Коробов. В. Д. Белкин утверждает, что в основу предложений комиссии лег проект Л. А. Ваага, который затем воплотился в решения мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 г..

С одной стороны, в результате экономической реформы была восстановлена прежняя централизованная вертикаль управления экономикой: упразднены совнархозы и воссозданы ликвидированные ранее союзно-республиканские и союзные министерства.

С другой стороны, считая необходимым устранение излишней регламентации деятельности предприятий, сентябрьский Пленум еще больше сократил число утверждаемых сверху плановых заданий. Если до этого главную роль играли натуральные показатели, теперь – стоимость реализованной продукции.

Предприятиям было предоставлено право детализировать номенклатуру и ассортимент продукции, инвестировать в производство собственные средства, самостоятельно выпускать и реализовать сверхплановую товары, заключать долговременные договоры с поставщиками и потребителями, регулировать численность персонала, определять формы и размеры его материального поощрения и т. д..

В то же время было произведено дальнейшее перераспределение накоплений между прибылью и налогом с оборота. В 1960 г. прибыль составляла 55 % денежных накоплений, в 1970 г. – 62 %. В 1965 г. в руках предприятий оставалось 30 % прибыли, в 1985 – 45 %, или же 11 млрд. руб. в 1965 г., 46 млрд. – в 1985 г. За 20 лет остающаяся в распоряжении предприятий прибыль увеличилась в более чем четыре раза.

Таблица 2. Перераспределение денежных накоплений

Источник: Народное хозяйство СССР в 1985 г. М., 1986. С. 548. Абсолютные показатели – млрд. руб., относительные – в процентах

В 1965 г. не менее 65 % оставляемой в распоряжении предприятий прибыли использовалось для производственных целей, 35 % направлялось в фонд материального стимулирования, на социальные и культурные нужды (соответственно 7 и 4 млрд. руб.). К 1985 г. доля прибыли, использовавшейся для производственных целей, сократилась до 40 %, фонд материального стимулирования и расходы на социальные и культурные нужды увеличились до 60 % (соответственно 18 и 28 млрд. руб.)

Таким образом, за счет союзного центра произошло дальнейшее экономическое усиление самого низшего звена государства как корпорации – предприятия, значительно увеличились те денежные потоки, которыми могли распоряжаться директора.

Расширение хозяйственной самостоятельности директорского корпуса мотивировалось стремлением заинтересовать их в ускорении темпов развития экономики.

В целом с 1965 по 1985 г. промышленность продолжала развиваться достаточно быстро и никаких оснований говорить не только о кризисе, но и о застое, у нас нет. Производство чугуна за эти годы в натуральном выражении увеличилось в 2,3 раза, цемента – в 2,8 раза, нефти – в 4,0 раза, электроэнергии – в 5,3 раза, химических волокон – в 6,6 раза, пластмассы – в 16,1 раза.

Однако наметившуюся еще в годы «хрущевской оттепели» тенденцию к замедлению темпов развития переломить не удалось. Более того, в первой половине 80-х годов темпы развития сократились настолько, что в некоторых отраслях (металлургия) обнаружилась стагнация, в других (нефтедобыча) появились первые симптомы кризиса.

Таблица 3. Темпы развития промышленности в 1960–1985 гг.

Источник: Народное хозяйство СССР в году. М., 1961–1986. Показатели прироста в процентах за пятилетие. Расчет мой.

Обращение к данным о динамике рабочих мест показывает, что замедление темпов промышленного развития продолжало находиться в соответствии с замедлением темпов увеличения количества рабочих мест: 1961–1965 гг. – 24 %, 1966–1970 гг. – 17 %, 1971–1975 гг. – 13 %, 1976–1980 гг. – 10 %, 1981–1985 гг. – 5 %.

Переломить замедление темпов роста производства можно было только за счет повышения производительности труда. Однако среднегодовые темпы роста производительности труда в промышленности выглядели следующим образом: 1961–1965 – 4,6 %, 1966–1970 – 5,8 %, 1971–1975 – 6,0 %, 1976–1980 – 3,2 %, 1981–1985 – 3,1 %.

Между тем, констатировал позднее председатель Госплана СССР Н. К. Байбаков, «предоставив предприятиям право свободно маневрировать ресурсами, мы не сумели наладить должный контроль за их использованием. В итоге заработная плата росла быстрее, чем производительность труда».

Одновременно с этим с 1,5 в 1960 г. до 1,3 в 1985 г. снизился коэффициент сменности. К этому нужно добавить неритмичность работы производства в течение года и простои оборудования.

«По оценке специалистов Госплана, – пишет В. Попов, – к середине 80-х годов «избыточные» мощности, не обеспеченные рабочей силой, составляли около четверти всех основных фондов в промышленности и около одной пятой – во всей экономике. В основном (профильном) производстве промышленных предприятий около 25 % рабочих мест пустовало, а в машиностроении доля простаивавшего оборудования доходила до 45 %. На каждые 100 станков в машиностроении приходилось только 63 станочника».

Это имело своим следствием сокращение фондоотдачи. За 15 лет рентабельность промышленных предприятий снизилась почти в два раза: с 22 % в 1970 г. до 12 % в 1985.

Падение фондоотдачи промышленности могло быть еще более значительным, если бы после 1965 г. цены на промышленную продукцию не росли быстрее, чем на сельскохозяйственную, в результате чего в 70-е годы сельское хозяйство снова, как и при И. В. Сталине, стало приобретать убыточный характер.

«Хроническая нехватка у государства финансовых средств, – отмечают исследователи, – стимулировала расширение производства и продажи спиртных напитков и экспорта природных ресурсов». По некоторым данным, к 1985 г. алкогольные напитки давали 10–15 % всех денежных поступлений в бюджет страны. Одновременно с 16 % в 1970 г. до 54 % в 1985 г. увеличилась доля топлива и электроэнергии в советском экспорте.

«Если очистить экономические показатели роста от влияния этих факторов, – отмечал в 1987 г. М. С. Горбачев, – то получится, что на протяжении четырех пятилеток мы не имели увеличения абсолютного прироста национального дохода, а в начале 80-х гг. он стал даже сокращаться».

На самом деле прирост национального дохода все-таки имел место, о чем свидетельствуют приведенные выше натуральные данные о динамике промышленного производства. Однако они рисуют гораздо более скромную картину, чем стоимостные показатели.

Называя факторы фиктивного роста национального дохода, М. С. Горбачев умолчал о денежной эмиссии, которая вела к обесцениванию рубля и росту цен. По его же словам, «за 1971–1985 гг. количество денег в обращении выросло в 3,1 раза при увеличении производства товаров народного потребления в 2 раза».

В чем причина провала экономической реформы 1965 г., а значит, и зарождения кризисных явлений в советской экономике? Вокруг этого вопроса идут горячие споры.

В годы перестройки получила распространение версия, согласно которой главным фактором торможения советской экономики была гонка вооружений. Некоторые авторы утверждают, что именно она привела Советский Союз к экономической, а затем и политической катастрофе.

Не отрицая, что отвлекаемые на оборону средства сдерживали развитие экономики, в то же время необходимо отметить, что конкретные и обоснованные данные на этот счет до сих пор отсутствуют.

Нельзя же всерьез принимать утверждение И. Б. Быстровой и Г. Е. Рябова, которые пишут, будто бы «в 1989 г. на оборону страны было направлено 485 млрд. руб.», 52 % ВНП и 73 % произведенного национального дохода. Чтобы понять нелепость этих цифр, достаточно отметить, что в 1989 г. все государственные расходы составляли 483 млрд. руб..

Невозможно согласиться и с Д. А. Волкогоновым, который без всяких доказательств писал: «Из каждого рубля государственного бюджета (разумеется, официально опубликованного) на военные нужды шло около 70 копеек». Иначе говоря ВПК поглощал 70 % всех государственных расходов. Такого не было даже в годы Великой Отечественной войны.

Более скромный характер имели данные, введенные в свое время в оборот ЦРУ. Однако после краха СССР эксперты ЦРУ вынуждено было признать, что и эти данные были преувеличены.

Оригинальное объяснение дает Е. Т. Гайдар. По его мнению, административно-командная система могла успешно развиваться, пока город жил за счет деревни. Исчерпание этого резерва имело своим следствием замедление темпов развития промышленного производства. Отмеченный фактор действительно оказывал влияние на развитие советской экономики (это касается и материальных, и трудовых ресурсов). Но в свое время с такой же проблемой сталкивались все страны, осуществлявшие переход от аграрной экономики к индустриальной. Почему же в них сокращение удельного веса аграрного сектора не повлекло за собою замедления темпов развития промышленности?

По мнению В. Попова, плановая экономика способна дать эффект только в момент создания производственных мощностей, затем наступает период физического и морального старения основных фондов, возникает необходимость их обновления. В рамках рыночной экономики это происходит в результате гибели одних, перестройки других и возникновении третьих предприятий. Плановая экономика с государственной собственностью на это неспособна. Поэтому происходит падение темпов развития, снижение фондоотдачи и как следствие этого – гибель всей экономики.

В этой концепции тоже есть рациональное зерно. Но она не объясняет главного: почему в 20 – 30-е годы административно-командная система смогла мобилизовать свои возможности для создания промышленности, а в 60 – 70-е годы оказалась неспособна подобным же волевым способом произвести ее модернизацию?

Широко распространено мнение, что главная причина всех неудач в советской экономике кроется в том, что реформа 1965 г. оказалась незавершенной. Согласно этому мнению, после «пражской весны» руководство КПСС отказалось от начатых им перемен. «Отказ от проведения экономической реформы, – утверждает Р. Г. Пихоя, – был зафиксирован решениями декабрьского Пленума ЦК КПСС 1969 г.».

Однако ничего подобного нет ни в опубликованном сообщении о декабрьском Пленуме ЦК КПСС 1969 г., ни в архивных материалах этого пленума. Более того, выступая на нем, Л. И. Брежнев специально отмечал, что в 1969 г. перевод предприятий на новую систему хозяйствования продолжался.

В свою очередь, существует мнение, что главная причина замедления темпов экономического развития нашей страны, а затем и охватившего ее кризиса заключалась в том, что еще в 50-е годы началось демонтирование командной системы, в результате чего возникла разбалансированность экономики, чему еще более способствовала реформа 1965 г.

Характеризуя эту реформу, В. Селюнин и Г. Ханин пишут: «Оптовые цены на продукцию по-прежнему устанавливались в директивном порядке. Между тем предприятия стали работать от прибыли. А ее можно получить как за счет снижения себестоимости, так и путем завышения цен. Добавочный стимул к такому завышению сработал безотказно: неучтенный, скрытый рост оптовых цен, к примеру, на продукцию машиностроения достиг в пореформенной пятилетке 33 против 18 процентов в предшествующем пятилетии…

В итоге реформа скорее разладила старый хозяйственный механизм, чем создала новый».

Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство. Нацелив предприятия на то, чтобы они работали от прибыли, авторы реформы оставили открытым вопрос: а что делать с убыточными предприятиями? Поскольку объявление их банкротами исключалось, государство вынуждено было брать на себя их поддержание. Это достигалось двумя путями: за счет ежегодно устанавливаемых нормативов отчисления прибыли и дотаций из бюджета. С помощью этого государство изымало часть прибыли, получаемой рентабельными предприятиями, в пользу нерентабельных, что лишало «экономическую реформу» смысла.

Наконец, нельзя не учитывать, что именно реформа 1965 г. стимулировала развитие теневой экономики.

Прежде всего, это касается приписок. В свое время особую известность получили приписки хлопка в Узбекистане. Но они существовали во всех «хлопковых республиках». Получили они распространение и в других отраслях сельского хозяйства, а также в строительстве, в промышленности, на транспорте, в сфере услуг и культуры.

Как отмечал в 1986 г. председатель Комиссии народного контроля РСФСР В. Ф. Кононов, приписки «стали прозой жизни, их обнаруживали четыре из пяти проверок». «Больше или меньше, – констатировал в 1987 г. заместитель начальника ЦСУ СССР A. B. Невзоров, – но приписывают всюду».

Некоторое представление о динамике приписок дает хлопковая афера. Если взять в качестве нормы 35 % выхода волокна из хлопка-сырца, мы получим следующую картину: 1956–1960 гг. – приписки составляли 5,2 %, в 1961–1965 гг. 7,7 %, в 1966–1970 гг. 3,1 %, в 1971–1975 гг. – 8,3 %, в 1976–1980 гг. – 14,3 %, в 1981–1985 гг. – 16,9 %.

Сделанная попытка определить общий объем приписок, в том числе за счет искусственного завышения цен, позволяет утверждать, что к 1988 г. они достигали 150 млрд. руб., или же 10 % валового общественного продукта.

Наряду с приписками получило распространение такое явление, как сокрытие экономических ресурсов и связанное с этим развитие теневого производства.

В 1988 г. на страницах журнала «Коммунист» была опубликована статья Б. Виноградова «Проверка из космоса», из которой явствовало, что в помощью космической съемки на просторах Советского Союза удалось обнаружить «наличие объектов (поля, вырубки и т. п.)», которых не было на картах. Так, в Астраханской и Ростовской областях, а также в Краснодарском крае площадь неучтенных полей составляла от 6 до 12 %, а в Калмыкии вдоль Черноземельного канала площадь «инициативного орошения» достигала 50 % по отношению к официально учитываемому. Подобные факты были обнаружены в Татарской АССР, Туркмении и некоторых других регионах. Причем в некоторых из них «сокрытие посевов от учета стало… повсеместным явлением ».

«Теневое» производство существовало не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

Если к этому добавить скрытое производство, связанное со строительством, ремонтом жилья, самогоноварением и т. д., то можно утверждать, что к 1988 г. объем теневого производства достигал не менее 50 млрд. руб. Часть этой продукции потреблялась внутри самих хозяйств, другая поступала на «черный рынок».

Чаще всего «черный рынок» отождествляется со спекуляцией.

По оценкам Всесоюзного института по изучению спроса населения на товары народного потребления и коньюктуры торговли, в 80-е годы только спекулятивная прибыль от «покупки одежды, обуви и других предметов гардероба» составляла 4,0–4,5 млрд. руб., а весь оборот ЦСУ определял, как минимум, в 10 млрд. руб.

Между тем, по данным упомянутого института, на «черном рынке» обращались и другие товары. «Девять из десяти членов садоводческих товариществ» приобретали строительные материалы не в магазинах, а у частных лиц. «Каждый третий садовый домик был построен благодаря нелегальному использованию государственной техники». «Почти половина опрошенных владельцев личных автомобилей покупала запчасти по спекулятивным ценам у частных лиц». «Больше половины горючего владельцы автомобилей приобрели на стороне». Эти три вида товаров дают еще около 8 млрд. руб.

Кроме этого, на «черный рынок» поступали продовольственные, в том числе сельскохозяйственные продукты, алкогольные напитки, наркотики и некоторые другие товары. Здесь же реализовалась продукция теневого производства. К этому нужно добавить торговлю иностранной валютой.

Важной сферой теневой экономики были нелегальные услуги: сдача и аренда жилья, ремонт транспорта и транспортные перевозки, индивидуальный пошив одежды, обмен и ремонт жилья и т. д. НИИ экономики Госплана СССР определял «суммарный доход, полученный частными лицами за различные услуги населению» в пределах от 14 до 16 млрд. руб. в год».

Массовым явлением был обман покупателей. «По оценкам ВНИИ МВД СССР, – отмечалось в 1990 г., – ежегодная сумма наживы на обмане покупателей достигает 6 млрд. руб.». Если принять во внимание обвес и обмер, можно утверждать, что таким образом присваивалось не менее 10 млрд. руб.

На основании этого можно утверждать, что к середине 80-х годов обороты «черного рынка» составляли десятки миллиардов рублей, а весь объем всей теневой экономики – около 200–300 млрд.

О том, как «теневая экономика» влияла на развитие страны, может свидетельствовать эксперимент, проведенный в 80-е годы ОБХСС Куйбышевской области. В течение пяти дней на некоторых фермах, молокозаводах, мясокомбинатах, обувных фабриках и бензоколонках были перекрыты все известные милиции пути и средства расхищения. И сразу же на этих предприятиях произошло резкое повышение показателей производительности. Повысились даже надои молока.

Это дает основание утверждать, что экономическая реформа 1965 г. стимулировала развитие «теневой экономики», а развитие «теневой экономики» подрывало основы советского государства как единой экономической корпорации.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

1965 Иосиф Чеченский (Иосиф Кобзон) К певцу Иосифу Кобзону популярность пришла в первой половине 60-х, когда он выступал дуэтом со своим однокурсником по Музыкально-педагогическому институту имени Гнесиных Виктором Кохно. Однако очень скоро Кобзон почувствовал, что готов

Из книги Механизм сталинской власти: становление и функционирование. 1917-1941 автора Павлова Ирина Владимировна

2. СЕКРЕТНАЯ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕФОРМА 1922 - 1923 гг. И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Решающим фактором перехода к политике «диктатуры партии» стали изменения, происшедшие в руководстве партии. Основное место в так называемом коллективном руководстве, которое начало складываться

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

21.2. Экономическая реформа 1965 г Осуществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств,

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Церковная реформа и ее последствия Слабость папства в раннесредневековую эпоху порождала его обращение за помощью к светским властям, повлекшее зависимость римского престола от последних. Германский контроль над папством был более сильным, нежели франкский. Процесс

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.2. Сельское хозяйство. Реформа 1965 г Сельское хозяйство менее всего подвергалось экспериментам. Основные изменения здесь сводились в основном к следующему. Во-первых, повышались заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию. Одновременно снижались отпускные

Из книги Генерал де Голль. Штрихи к политическому портрету автора Мирович Михаил Олегович

1965 год Двадцать четвертого января 1965 года умер Уинстон Черчилль, последние десять лет жизни проведший в своем имении Чартвелл. Для де Голля это была большая личная утрата, ведь именно бывший английский премьер помог Франции в самые тяжелые дни и был для генерала символом

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Столыпинская аграрная реформа и ее последствия После отмены крепостного права основные изменения в положении крестьян заключались в освобождении их от барщины и экономических обязательств перед помещиками. В среде украинского крестьянства стала развиваться

4. Авторитарная эпоха Конституционная реформа – Последствия экономического кризиса – Экспансия правых сил – Восстание и путч – Дискуссии об «австрофашизме» – Внешнеполитическая изоляция Конституционная реформаОдним из самых ярких проявлений нестабильности Первой

Из книги Об осетинской мифологеме истории автора Топчишвили Роланд

1965). Как вошел в историю человечества Давид-Сослан, трудно сказать, а что касается "Великого Коста Хетагурова", одного обык-новенного писателя II половины XIX века, то он был велик для осетинского народа, как основоположник осетинской литературы, а не для человечества. И как

75. Свертывание демократических экономических реформ. Нарастание кризисных явлений в общественно-политической сфере (70-80-е годы).

смещение Н.С.Хрущева и обстоятельства прихода к власти Л.И.Брежнева;

Смена власти . В ходе хрущевских преобразований не удалось обеспечить стабильный экономический рост. Реформы, провозглашенные ХХI и ХХII съездами КПСС, не распространились на саму командно-административную систему. Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам исключала инициативу снизу и предопределила особую роль центра во всех последующих событиях. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в высшем эшелоне руководства. Допущенные Н.С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм(12) в политике облегчили приход к власти консервативных сил, окончательно блокировавших нарождавшееся демократическое движение. В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен со своего поста и Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии(10). Председателем Совета Министров СССР стал А.Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь переименовывается в Политбюро, а Первый секретарь становится Генеральным. В 1977 г. Брежнев занимает еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Не последнюю роль в назначении сыграла и военная биография Брежнева: Великую Отечественную войну он прошел от начала до конца, участвовал в одном из самых героических ее эпизодов - битве за Новороссийск, имел боевые ордена. Брежнев уже несколько лет входил в состав высшего руководства страны, хотя по складу характера был не лидером, а ответственным и надежным исполнителем.

Отсутствие ярких государственных способностей у Брежнева никого в руководстве страны не смущало. Напротив, именно ординарность человеческих качеств сделала его чуть ли не безальтернативным претендентом, так как давала надежду разным группировкам на манипулирование им, а со временем, возможно, и на замену.

Таким образом, выдвижение Брежнева на пост главы партии и фактически правителя государства отвечало интересам и настроениям прежде всего партийной номенклатуры независимо от идейных и политических предпочтений отдельных ее представителей. Задачи же государственной жизни при этом стояли на втором месте.

Реформы 1965 г.: цели, основные направления, результаты (восьмая пятилетка – «золотой век» советской экономики – причины?);

1.2. Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г . Главным фактором, определявшим внутреннюю жизнь страны в середине 60-х гг., был поиск путей дальнейшего экономического и социального развития. Самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики стала хозяйственно-экономическая реформа 1965 г., проводившаяся под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Она затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Реформа управления промышленностью была одобрена сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС.


А) Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевое управление).

Б) Вторым направлением реформы стало введение хозрасчета на предприятиях, что однако не означало реабилитации рыночных отношений или перехода к социалистическому рынку.

В) Существенные изменения произошли в системе управления промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху показателей; основой оценки деятельности предприятий стали такие показатели, как объем реализованной (а не произведенной) продукции, рентабельность производства, размер прибыли. В целях экономического стимулирования предприятий образовывались специальные поощрительные фонды, которые направлялись на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство.

Г) Итоги . Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, в 70-е гг. - КамАЗ и др.). Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы, а ее реализация встретила мощное сопротивление административного аппарата. В результате реформа не пошла вглубь, не затронула основ хозяйственного механизма. В результате в 1970-е гг. начался спад темпов развития народного хозяйства.

А). Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты . Аграрная политика нового руководства характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1/5 часть всех инвестиций. В области сельского хозяйства мартовским (1965 г.) Пленумом намечалисьмеры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию, были сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного - 34%.

Диссидентское движение и «самиздат»: можно ли рассматривать это в качестве чисто советского явления? Какие цели преследовались? Какими средствами предполагалось их достигнуть?

Диссидентское движение (Началом движения принято считать дело Даниэля-Синявского 1965-66 – суд над писателями, публиковавшими свои произведения под псевдонимами за границей и арестованными за это в 1965.) (диссидент от лат. dissidens-несогласный, противоречащий) - антисоветское, антикоммунистическое движение граждан СССР с середины 70-х до сер. 80-х гг. XX в. Диссиденты называли себя также "правозащитниками", "инакомыслящими". Авторы не отделяли себя от советской идеологии и традиции, не подвергали сомнению марксистско-ленинские постулаты, но обращались к авторитету советских законов, демократическим пластам коммунистической и советской риторики. Нечувствительность власти к петиционным формам протеста, репрессии в отношении подписантов и шок от подавления Пражской весны привели в 1968 к уменьшению числа участников протестного движения и в то же время к его консолидации. В середине 80-х гг. диссидентское движение исчерпало себя, так как пришедшие с перестройкой плюрализм мнений и легализация многих идей диссидентства устранили общую основу их движения. Диссиденты придерживались различных политических взглядов (от марксистских до православно-националистических), но их объединяло стремление утвердить в обществе самоценность человеческой личности, обеспечить защиту ее прав. Известными деятелями диссидентского движения были писатель А.И. Солженицын и физик-ядерщик А.Д. Сахаров. Ядром диссидентского движения стала защита прав человека. С этой целью были созданы диссидентские организации: "Инициативная группа защиты прав человека в СССР" (1969 г.), Комитет прав человека в СССР (1970 г.), Советское отделение Международной амнистии (1974 г.), Московская и республиканские Хельсинкские группы (1976 г.). Основными требованиями диссидентов были: демократизация общественной жизни, правовое государство, гласность, открытое общество, радикальная экономическая реформа. Основными формами диссидентской деятельности являлись:

1)сбор и распространение запрещенной властями информации (самиздат), которые начинались с перепечатки и распространения отдельных запрещенных художественных произведений (И.А. Бунина, М.В. Цветаевой, А.А. Ахматовой, М.А. Булгакова и др.). Затем появились стенограммы судебных процессов, стали выходить литературно-художественные, общественно-политические, религиозные и др. журналы, содержавшие произведения А.И. Солженицына, А.Д. Сахарова, Р.А. и Ж.А. Медведевых, В. Гавела и др. Наибольшую известность получил информационный бюллетень "Хроника текущих событий", издававшийся с апреля 1968 г.;

2) подготовка и распространение "открытых писем" в защиту незаконно осужденных или посвященных злободневным проблемам общественно-политической жизни страны. Наиболее известной акцией "подписантов" стали письма в ЦК КПСС 43 детей репрессированных коммунистов и обращение большой группы известных и культурных деятелей против тенденций ресталинизации;

3) демонстрации. Наиболее известные две из них: 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве, в День Советской Конституции, с требованиями защиты конституционных прав, открытого суда над арестованными ранее писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем и 25 августа 1968 г. на Красной площади с протестом против ввода советских войск в Чехословакию;

4) конкретная моральная и материальная помощь отдельным лицам, подвергшихся незаконным репрессиям, и их семьям. С этой целью функционировал специальный Фонд помощи. Общая численность диссидентов в СССР не превышала 2000 чел., но диссидентское движение пользовалась широкой поддержкой за рубежом. Деятельность диссидентов по формированию идеалов общечеловеческих ценностей и демократических принципов приближала и подготавливала проведение в СССР М.С. Горбачевым политики перестройки.

Кризис «развитого социализма»: когда и в чем начал проявляться в политической, экономической, социальной сфере; причины.

Углубление кризиса «развитого социализма». В первой половине 80-х годов кризисные явления в жизни советского общества становились все более очевидными. В условиях, когда на Западе продолжалась научно-техническая революция, происходил переход к постиндустриальному обществу, СССР все больше отставал в технико-экономическом отношении. Но правящая партийная верхушка в лице преклонных по возрасту членов Политбюро не хотела, да и не могла ничего изменить. Принимались различные программы (например, продовольственная), однако дефицит продовольственных товаров (особенно мясных продуктов) не только не уменьшался, но, наоборот, возрастал. Импортную одежду и обувь (отечественная была некачественной и немодной) покупали «из-под полы» по спекулятивным ценам (в магазинах этих товаров почти не было). Из продажи исчезало самое необходимое - мыло, зубная паста и т. п. Процветал «черный рынок» товаров и услуг.
С высоких трибун провозглашались демагогические лозунги, вовсю работала пропагандистская машина обкомов и райкомов партии, общества «Знание», газет и журналов, радио и телевидения, но людей, веривших лозунгам и обещаниям, становилось все меньше. Убеждение в том, что «советское - это лучшее», сменилось другим: «советское - значит худшее».

Но, пожалуй, больше всего людей раздражали бюрократический произвол и беспомощность высшей партийно-государственной номенклатуры.

Реформы 1965 г.: замыслы и итоги.

Вопрос. СССР в середине 60-80-х гг. Смена политического курса.

Реформы 1965 г.: замыслы и итоги.

Экономические трудности и неудачи начала 60-х гг. вызвали оживленные дискуссии в высших кругах партийного руководства и среди специалистов в области экономики.

Импульс этим дискуссиям дала статья харьковского ученого Е.Г. Либермана «План, прибыль, премия», опубликованная в «Правде» в сентябре 1962 г.

Оценивать деятельность предприятий не по показателям валового производства, а по объему прибыли которая оставалась после реализации продукции;

Возродить материальное стимулирование производства;

Освободить производство от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта;

Следствием дискуссии стало одобрение партийным руководством идей, предложенных автором статьи и проведение реформ в области сельского хозяйства и промышленности.

В марте 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял программу переустройства аграрного сектора экономики.

Основные положения:

1. Увеличение средств в развитие социальной сферы села;

Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства;

Установление твердого плана госзакупок на 6 лет;

Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству;

Погашение долгов и недоимок прошлых лет;

Смягчение запретов на ведение подсобного хозяйства;

Результаты сказались быстро.

В 1970 г. рентабельность сельско-хозяйственного производства составила в колхозах – 34%, в совхозах – 22%;

Но проведение реформы породило новые проблемы:

Огромные затраты на развитие сельского хозяйства (за 1966-80 г. их сумма составила 400 млрд. рублей (660 млрд. дол) буквально «уходили в песок» - закупалась дорогостоящая техника, развертывались программы химизации, мелиорации, строительство грандиозных животноводческих и перерабатывающих комплексов и т.д.

Введение стабильных и достаточно высоких окладов колхозникам, (при запрете вести эффективное подсобное хозяйство) привело к росту иждивенческих настроений (урожай овощей как правило убирали не сами крестьяне, а горожане, военные и т.д.). В следствие этого ее потери составляли от 20 до 40%.

К началу 80 гг. колхозы и совхозы вновь стали убыточными.

Реформы промышленности их рассмотрел сентябрьский 1965 г. Пленум ЦК КПСС.

Основные направления реформирования экономики

· изменение директивного планирования:

Сокращен до минимума перечень показателей, определяемых сверху;

Вводился показатель качества;

(Однако показатель валового выпуска продукции оставался)

· усиление экономического стимулирования производителя.

Разрешалось часть доходов предприятий оставлять в собственном распоряжении и использовать для материального поощрения рабочих, строительства жилья и объектов социально-бытового назначения, развития производства.

· Ликвидированы совнархозы, взамен которых восстановлены Министерства.

Результаты реформы:

Объем промышленного производства за восьмую пятилетку (1966-70 гг.) вырос в 1,5 раза;

Выросло качество продукции;

Построено 1900 крупных предприятий (ВАЗ, Красноярская ГЭС, карагандинский металлургический комбинат и т.д. Началось строительство КАМАЗа, БАМа).

Однако к концу 60-х годов реформа пошла на убыль. Кроме экономических (управление по-прежнему оставалось директивным), на это были и политические причины:

Аналогичные реформы в Чехословакии привели к началу демонтажа традиционной политической системы, а этого Брежнев не мог допустить ни в ЧССР, ни у себя.

Таким образом, высокие результаты развития промышленности объяснялись, прежде всего в ведением экономических стимулов к труду. Отказ от них в 70-е гг. вновь привел экономику страны в тупик.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

60-е – начало 80-х годов были отмечены рядом принципиальных научных открытий технических разработок. Как и прежде, они были сосредоточены в областях, тесно связанных с военным производством – ядерной физике, ракетостроении, авиационной технике.

Во второй половине 60-х гг. наиболее активно развивалось освоение космического пространства. От одиночных полетов советские космонавты перешли к коллективным многодневным экспедициям на околоземную орбиту.

Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз». В 1966 г. АМС «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луну. В 1970 году АМС «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на землю. В этом же году на Луну был доставлен самоходный аппарат «Луноход-1». В 1975 году состоялся первый в мире совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон».

В 1971 году начала действовать первая в мире долговременная орбитальная станция. В 1975 году создана крупнейшая в мире термоядерная установка «Токамак-10», на которой в лабораторных условиях впервые была получена развитая термоядерная реакция.

Больших успехов добились советские конструкторы и инженеры.

В 1965 г. создан крупнейший транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового самолета «ТУ-144».

В 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов советский аэробус «Ил-86».

В 1975 г. белорусскими автостроителями создан крупнейший самосвал «Белаз» грузоподъемностью 110 т.

В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Арктика».

В тоже время достижения науки и техники мало отражались на состоянии механизации и автоматизации производства, особенно в строительстве и сельском хозяйстве.

Данное обстоятельство в совокупности с другими факторами (рост городского населения при одновременном сокращении сельского и т.д.) привели к обострению ряда социальных проблем и возникновению новых:

Несмотря на значительный рост объемов жилья увеличивалось число очередников на его получение;

Сокращение расходов на здравоохранение привело к тому, что СССР переместился на 35 место в мире по продолжительности жизни и на 50-е по детской смертности;

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению дефицита продовольствия. В результате к началу 80-х гг. в некоторых областях страны стала вводиться карточная система;

В республиках Средней Азии появилась массовая (открытая) безработица;



Уровень доходов 2/3 населения страны едва превышал черту бедности;

В тоже время следует отметить, что повседневный опыт советского человека в сравнении с началом 60-х годов заметно улучшился.

Десятки миллионов людей улучшили свои жилищные условия, переехав в отдельные благоустроенные квартиры.

Практически в каждой семье были холодильник, телевизор, радиоприемник.

Многие стали обладателями отечественных автомобилей.

Выросла зарплата, хотя ее рост отставал от темпов национального дохода.

Нарастание кризисных явлений. Объективная необходимость изменений

советского общества.

Отказ от начатых в 60-е годы реформ сыграл решающую роль в кризисе советской экономики, начавшемся с середины 70-х годов.

О кризисе свидетельствовал ряд симптомов:

Резкое падение темпов промышленного роста и производительности труда;

Снижение отдачи капиталовложений;

Рост незавершенного строительства;

Уменьшение потребления.

Основными причинами кризиса являлись:

· неблагоприятная демографическая ситуация, связанная с уменьшением доли трудоспособного населения;

(поддерживать экономический рост за счет привлечения новой рабочей силы стало невозможно);

· истощение традиционной сырьевой базы и постоянное смещение добывающей промышленности на Восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему с транспортом;

· физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов;

· рост удельного веса военных расходов, непосредственно отражавшегося на развитии гражданского производства;

· кризис организации труда. По мнению академика Г. Заславской, изложенному в закрытом докладе на собрании Академии наук, главная причина кризиса коренилась в неспособности существующей системы обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

Система по сути оставалась той же самой, что и в 30-е годы, несмотря на проведенные изменения – чрезмерная централизация, директивное планирование, запрещение всех видов индивидуальной трудовой деятельности, контроль всех способов материального стимулирования трудящихся центром и т.д.

Чтобы выйти из кризиса требовалось предпринять ряд кардинальных изменений в экономике:

Допустить частную инициативу, определив оптимальную, с точки зрения общества, сферу ее приложения;

Расширить права предприятий и допустить возможность развития между ними прямых связей;

Сократить большинство отраслевых министерств и т.д.;

Таким образом, отказ от начатых в 60-е годы реформ вновь привел экономику страны в тупик.

Экономическая реформа 1965 г. в СССР , (в СССР известна как Косыгинская реформа , на Западе как реформа Либермана ) - реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965-1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Общесоюзная экономическая дискуссия 1962-1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций.

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов, подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила названиелиберманизм .

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ).

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х - начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)

«О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)

«Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.

«О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)

«О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)

«О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)

«О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)

«О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)

«О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)

«О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

    Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования - советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

    Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

    Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

    Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов - фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

    Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия - не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г..