Регулирование рынка труда в россии. реализации права на коллективные переговоры. Формы государственной политики

Регулирование рынка труда в россии. реализации права на коллективные переговоры. Формы государственной политики

Государственное регулирование рынка труда осуществля ется по трем направлениям:

    трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке (биржи труда);

    стимулирование образования гибкого рынка труда;

    социальная защита от безработицы.

Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости:

1. активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях);

2. пассивный (выплата пособий безработным).

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

Социальная защита населения в условиях рынка осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения «черты бедности» в России, как и других странах, на уровне «прожиточного минимума».

Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда – ассоциаций предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через систему трудоустройства – широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на конъюнктуру. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Государственные меры борьбы с безработицей в России:

    создание Федеральной государственной службы занятости, основой которой являются региональные центры занятости населения;

    выдача кредитов под заработную плату на начальных этапах переходного периода в России;

    досрочный выход на пенсию широко использовался для предотвращения безработицы среди госслужащих в начале переходного периода;

    расширение программ переподготовки;

    социальная помощь безработным через пособия по безработице.

6. Заработная плата: сущность виды. Факторы, определяющие ее уровень.

Под заработной платой в современной экономической науке понимается превращенная форма стоимости товара «рабочая сила» или иначе цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.

Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Различают :

    Номинальную заработную плату, под которой понимают сумму денег, полученную наемным работником.

    Реальную заработную плату , т.е. совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности.

Реальная заработная плата зависит от номинальной и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной заработной платы на 3%. При этом номинальная и реальная заработная плата не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная заработная плата может повыситься, а реальная заработная плата в то же самое время - понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная заработная плата.

Заработная плата дифференцируется по странам, регионам, различным видам деятельности и индивидам.

Организация оплаты труда основывается на ее дифференциации в зависимости от количества, качества и условий труда.

Различные уровни заработной платы определяются с помощью тарифной системы - совокупности нормативов, с помощью которых дифференцируется заработная плата рабочих и служащих (рис. 1).

Рис. 1. Структура тарифной системы

Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики определенных профессий и конкретных видов труда, а также требования к работникам в отношении знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения работы той или иной степени сложности. Тарифная сетка состоит из тарифных коэффициентов, присвоенных каждому из 18 разрядов, которые показывают, во сколько раз труд работника более высокого разряда оплачивается выше труда работников первого разряда. Тарифная ставка определяет уровень оплаты труда работников первого разряда.

Повременная форма заработной платы устанавливает размер вознаграждения в зависимости от проработанного рабочего времени – за 1час, неделю, месяц. При простой повре менной системе заработная плата прямо пропорциональна отработанному рабочему времени. Повременно-премиальная си стема предусматривает добавление премий к простой повременной оплате за достижение количественных и качественных успехов.

Производной от повременной является сдельная или по штучная заработная плата. Прямая сдельная система определяет заработок рабочего величиной выполненной работы (количеством выпущенной продукции) и сдельными расценками за единицу работы (продукции). При сдельно-премиаль ной системе, к заработку по прямым сдельным расценкам добавляется премия за выполнение и перевыполнение количественных и качественных показателей. Сдельно-прогрессивная система предполагает применение обычных расценок при выполнении работ в пределах установленной нормы и прогрессивно возрастающих расценок при достижении возрастающих уровней перевыполнения норм. При аккордной системе размер заработка определяется заранее за весь объем работ с оговоренными сроками их выполнения. Аккордно-пре миальная система предусматривает выплату премий за качественные показатели работы в дополнение к оплате по аккордному подряду. Аккордная и аккордно-премиальная системы заработной платы получили широкое распространение в строительстве, сельском хозяйстве, ремонтных работах. Рассмотренные формы организации заработной платы представлены на рис. 2.

Соотношение сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от уровня развития техники, технологии и самого рабочего. До середины XX века применялась преимущественно сдельная форма оплаты труда, в настоящее время наиболее распространенной становится повременная форма.

Помимо оплаты труда в развитых странах работники участвуют в присвоении дохода через участие в собственности – приобретают акции своего предприятия, участвуют в прибылях и в управлении фирмой.

Рис. 2. формы организации заработной платы

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм "саморегулирования" рынка труда не способен сам по себе решить его проблемы. Для этого необходимо государственное вмешательство, которое должно быть осторожным и взвешенным и не ограничиваться лишь задачами сокращения безработицы и смягчения ее последствий. В центр внимания следует ставить политику занятости, обеспечивающая полную, эффективную, рациональную занятость трудовых ресурсов, использование кадров в соответствии с их квалификацией и потенциальными возможностями.

Система государственного регулирования рынка труда должна охватывать все трудоспособное население, занятое и ищущее работу, и общую потребность народного хозяйства в рабочей силе, которая складывается под влиянием структурных сдвигов в экономике, а также механического естественного движения кадров.

Политика безработицы предполагает смягчение ее последствий, социальную защиту безработных, предотвращение массовой безработицы, сведение ее до естественного уровня. Государственное регулирование рынка труда предусматривает:

    оказание помощи в трудоустройстве;

    материальную поддержку незанятого населения;

    профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения;

    совершенствование системы профессиональной ориентации;

    бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (трудоустройство инвалидов, молодежи, женщин с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости);

    развитие предпринимательства, малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест, содействие самозанятости;

    формирование информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Система государственного регулирования рынка труда на макроуровне включает взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней (область, район, город и т.п.), определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений.

Основными законодательными и нормативно-методическими доку ментами по регулированию рынка труда являются: Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь"; Положение о порядке образования и использования Государственного фонда содействия занятости Республики Беларусь; Положение о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи; Положение об организации профессионального обучения безработных; Положение о порядке регистрации безработных в Республике Беларусь; Положение об организации оплачиваемых общественных работ в Республике Беларусь и др.

Вместе с тем требуется доработка и принятие ряда других дополнительных нормативно-правовых документов, направленных на повышение эффективности содействия в трудоустройстве и обеспечению занятости населения. Необходимы разработка и принятие Положения о самостоятельной занятости населения, Закона Республики Беларусь "Об индивидуальном добровольном страховании граждан от безработицы", Закона Республики Беларусь "О миграции, в том числе внешней трудовой", доработка Закона Республики Беларусь "О профессиональном образовании", внесение изменений в Закон Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства" и др.

Перспективная подсистема государственного регулирования рынка труда устанавливает тенденции и пропорции его формирования, масштабы регуляторов и соответствующий механизм их реализации. Она предполагает разработку Государственных программ содействия занятости населения на предстоящий год, программу подготовки и переподготовки кадров, прогноз баланса трудовых ресурсов, разработку Государственной программы поддержки малого предпринимательства. Вместе с тем, в целях повышения эффективности обеспечения занятости населения, особенно актуальной становится разработка государственной программы по созданию новых рабочих мест. Требуется также разработка Государственных программ по определению перспективной потребности отраслей в кадрах специалистов и квалифицированных рабочих, специальных программ, включающих создание рабочих мест для маргинальных групп населения (молодежи, женщин с детьми, инвалидов и др.), учет их наличия; профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров, включая субсидии негосударственному сектору экономики на данный вид деятельности; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов экономического и социального развития, выходящих за пределы законодательно-нормативного регулирования. Оно должно быть направлено на решение таких проблем, как трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения, оказание помощи в профподготовке, переподготовке, переобучении и общественных работах, создание новых рабочих мест, социальная поддержка маргинальных групп населения.

Оперативная деятельность государства направлена на постоянную заботу о том, насколько эффективно работают рыночные механизмы, связанные с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, что сокращает время, в течение которого человек занят поиском работы. Оно принимает на себя ответственность за развитие профессионального обучения и переквалификации, налаживает работу центров содействия занятости, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка труда, финансирует исследования проблем занятости. Государство также стимулирует разработки новых технологий, освоение которых позволит создать дополнительные рабочие места, или льготное налогообложение малого бизнеса, обеспечивающего работой население. Таким образом, оперативное государственное управление связано с регулированием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Выбор того или иного метода диктуется ситуацией, существующей в данный период.

Каждая из вышеназванных подсистем использует прямые и косвенные методы регулирования трудовых отношений. Прямые (административные) методы непосредственно определяют: состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и при разработке специальных программ занятости; формы договорных отношений в нормативных актах тарифно-квалифика-ционных систем и систем оплаты труда; индексирование заработной платы и т.д.

Косвенные (правовые и экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются, прежде всего, посредством налоговой и кредитной политики.

Проявлением действия механизма регулирования рынка труда в экономике является политика занятости, которая зависит от социально-экономических, политических и национальных особенностей страны.

В борьбе против безработицы на современном этапе акцент переносится с пассивного регулирования на меры активного характера. Если пассивные меры направлены на решение проблемы излишков рабочей силы, то активное регулирование предполагает государственное воздействие на уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест. Главная роль при этом принадлежит программам обучения и переобучения, повышения квалификации для безработных, а также лиц, высвобождаемых из производства, вооруженных сил. Кроме того, важную роль играют местные инициативы в отношении трудоустройства, поощрения инновационной и предпринимательской деятельности.

Основой формирования и реализации государственной политики занятости является обеспечение прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную трудовую деятельность. Кроме основополагающих принципов, эта политика включает в себя такие элементы, как установление определенной продолжительности рабочего времени, обеспечение материальных условий, стимулирующих пребывание женщин в послеродовом дополнительном отпуске по уходу за ребенком, и определение продолжительности этого отпуска, уровень материального обеспечения пенсионеров и условия выплаты пенсий для работающих пенсионеров.

Все эти элементы воздействуют на общую численность занятых в народном хозяйстве. Влияют на нее и требования к минимальному уровню общеобразовательной подготовки молодежи, от которых зависит время вступления в трудовую деятельность. Политика занятости одновременно включает комплекс мер, связанных с экономическими условиями организации рабочих мест: закрытием неэффективных, техническим обновлением действующих и созданием новых рабочих мест.

Воздействуя на решение задач в области занятости и социальной политики в целом, государство участвует в создании необходимого для экономического развития социально-политического климата.

Мировой опыт показывает, что действия правительства на рынке труда должны сводиться, в первую очередь, к стремлению обуздать рыночную стихию посредством государственного регулирования развития рабочих мест и потребности людей в работе. Для этого разрабатывается соответствующая система налоговых и кредитных мер, стимулирующих создание новых рабочих мест на предприятиях социально ориентированных отраслей и производств, а также содействующих межотраслевому и профессиональному перераспределению рабочей силы, трудовой миграции; развивается система профессионального обучения и переподготовки высвобождаемых работников по специальностям и профессиям перспективного спроса.

Главное направление политики занятости – это государственное содействие занятости и помощь лицам, оказавшимся без работы, в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке.

В условиях глубокого экономического кризиса и промышленного спада, единственным реальным шансом сдерживания безработицы является уменьшение темпов притока на рынок труда новых безработных и по возможности управление этим процессом. Иными словами, в чрезвычайных обстоятельствах необходимы более гибкие решения и допустимы такие, которые в нормальных условиях были бы неприемлемы.

Наиболее предпочтительными методами сдерживания безработицы являются: неполная занятость, т.е. разные формы перераспределения совокупного фонда рабочего времени между большим числом работающих, а также ограничения в отношении заработной платы. Если государство заинтересовано в том, чтобы сохранить на предприятии "излишних" работников, то оно идет на возмещение потерь, понесенных предпринимателем в связи с временным сохранением излишней численности, а также его затрат на переобучение работников. К формам такой поддержки относятся дотации, разного рода налоговые льготы и т.д.

Неполная занятость рассматривается в качестве меры, позволяющей сдерживать нарастание безработицы и смягчающей проблемы занятости маргинальных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи, лиц старших возрастов).

При формировании политики занятости в условиях нарастающей безработицы используются такие инструменты, позволяющие регулировать предложение рабочей силы, как снижение границ пенсионного возраста и предоставление возможности более раннего выхода на пенсию безработным, увеличение продолжительности отпусков и размера пособий женщинам, воспитывающим детей, удлинение сроков обучения молодежи.

Таким образом, в системе мер государственного регулирования на первое место выдвигаются не отрицательные последствия, возникающие в сфере занятости при переходе к рыночной экономике, в частности, безработица, а меры, предупреждающие ее возникновение. В этом суть государственного регулирования занятости.

Привели к необходимости вмешательства государства в сферу труда. За счет этого стало возможным видоизменить трудовые отношения, провести их регулирование и ограничить свободу рыночных сил. Как элемент, было создано мощное государственное правовое регулирование рынка труда, с помощью которого регулируются трудовые отношения порядок найма и увольнения, предоставления выходных дней и т.д.) на интернациональном и национальном уровне.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в двух формах - активной (повышения уровня занятости, создание новых рабочих мест, а также преодоление безработицы за счет переобучения и обучения работников) и пассивной (выплата пособий безработным).

Ставит перед собой выполнение следующих целей:

· Обеспечение полной занятости, которая позволит исключить развитие не нарушая так называемого привычного уровня безработицы, который определяется размерами ее структурной и фрикционной форм.

· Создание такого рынка труда, который сможет приспособиться к различным внешним и внутренним изменениям в развитии экономики.

Если говорить об основном направлении, то в последнее время государственное регулирование рынка труда делает все, чтобы достигнуть полной занятости населения. Для этого применяются такие меры, как организация переобучения и переквалификации безработных, стимулирование инвестиций в экономику, развитие служб занятости, содействие в развитии мелкого и семейного предпринимательства, организация общественных работ, международное сотрудничество с целью решения проблем занятости, рассмотрения вопрос, связанных с международной трудовой миграцией.

Государственное регулирование рынка труда касается и поддержки тех лиц, которые оказались без работы. Такая социальная защита является пассивной формой политики государства. Лицам, которые по тем или иным причинам не могут устроиться на работу, государство гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, а также оказание в виде материальной помощи, и некоторых других выплат.

Насколько необходимо государственное, особенно правовое регулирование рынка труда? Понять это, проанализировав плюсы и минусы такой государственной политики. Государственное регулирование рынка труда приводит к тому, что заключение трудовых соглашений происходит не в свободной форме, а согласно закону. До недавнего времени работодатель в том случае, если не оформлялось официальное мог на свое усмотрение устанавливать размер заработной платы и условия труда. Благодаря регулированию такое деяние ограничивается законом об условиях труда и минимальной заработной плате. Конечно, такое обстоятельство является плюсом государственного регулирования. Однако, с другой стороны, сторонники такого регулирования считают, что этот закон приводит к увеличению издержек работодателей, в итоге последние не могут действовать гибко. Так провоцируется рост безработицы, которая особенно высока в отдельных сферах деятельности. Причиной же этому является то, что установленный высокий уровень заработной платы и условия труда устраивают лишь самих рабочих, оставаясь невыгодными для организаций и фирм. В итоге последние буду избегать приема на работу тех людей, у который отсутствует хороший «послужной список». Их этого следует вывод: люди, которые долго не работали или не имеют необходимой квалификации, остаются нетрудоустроенными. Таким образом, государственное регулирование рынка труда не стоит рассматривать только с положительной стороны.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
  • обеспечение полной занятости , под которой понимается отсутствие при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда» , способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики , нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — , инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с является зависимость между безработицей и . Речь идет о так называемой , графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице .

Долгие года служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:
  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу () для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.
Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:
  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае - 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих .
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.