Основные экономические системы. Какие способы принятия экономических решений в традиционной и командной экономики

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Экономические системы

Современные экономические системы

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности .

Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех .

Экономической целью фирмы выступает максимизация или минимизация .

Главными экономическими целями современного общества являются: , повышение эффективности производства, полная и социально-экономическая стабильность.

В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.

Производитель стремится производить (ЧТО? ) ту продукцию, которая удовлетворяет и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК? " производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими , чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.

Вопрос "ДЛЯ КОГО? " решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная экономическая система

Командная или централизованная экономика является противоположностью . Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить , выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

Средства производства распределяются между отраслями на основании долговременных приоритетов, определяемых плановым органом.

Смешанная экономическая система

Сегодня нельзя говорить о наличии в том или ином государстве в чистом виде одной из трех моделей. В большинстве современных развитых стран существует смешанная экономика, сочетающая элементы всех трех видов.

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет , социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

>> Экономические сиситемы. Экономика переходного периода. Рыночная экономика

Экономические системы. Экономика переходного периода. Рыночная экономика

Если у экономик всех стран столько общего, почему же они такие разные? Ответ прост: различные экономики сталкиваются с одними и теми же проблемами, но по- разному подходят к способу их решения.

Существуют самые разнообразные определения экономической системы. Вот некоторые из них:

«Экономическая система - совокупность механизмов и институтов для выбора способов использования ресурсов для удовлетворения потребностей общества, принятия решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической теории».

П. Грегори, Р. Стюарт.

«Экономическая система включает все те институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение или результаты».

Ф. Прайар. Для нас сейчас удобнее будет использовать следующее определение:

Экономическая система - это совокупность общественных институтов и механизмов для выбора способов использования ограниченных ресурсов в производстве благ, имеющих целью удовлетворение потребностей общества.

По способу принятия экономических решений можно выделить три основных типа экономических систем.

1. Традиционная экономика - люди, в общем, повторяют экономические решения, которые уже неоднократно принимались ими или предшествующими поколениями. Эти решения основываются не на соображениях эффективности, а на их соответствии принятым традициям.

2. Командная экономика - основана на централизованных методах принятия решений и господстве государственной собственности.

3. Рыночная экономика - основана на децентрализованных методах принятия решений и частной собственности.

Любая реальная экономическая система содержит элемент всех трех типов, а значит, является смешанной. Например, в любой экономике государство устанавливает и собирает налоги, то есть мы наблюдаем элемент централизованного принятия решений в децентрализованной экономической системе. Или то, что в экономике командного типа - в Советском Союзе - 1-е января не являлся рабочим днем, то есть государство соглашалось с традицией празднования Нового Года. Но чаще всего в экономике можно выявить доминирующий тип принятия решения и назвать соответствующую экономическую систему.

Экономика России сейчас являет собой пример еще одного типа экономик - переходная экономика. Так характеризуются экономические системы, поставившие цель поломать сложившийся тип принятия экономических решений и построить иные экономические отношения. Исходя из определения экономических систем, это означает создание новой законодательной базы, ломку старых традиций, организаций, экономических отношений, правил поведения и ценностей в обществе и создание новых взамен. Это весьма сложная задача, откуда, во-первых, ясно - процесс перехода - не год, и не два, а десятилетия. Во-вторых, трудно проследить закономерности перехода, по крайней мере, сейчас, - когда прошло так немного времени с его начала.

Правомерно ли тогда говорить о необходимости изучения экономической теории, если эта теория не позволяет смоделировать переходные процессы? Да, и вот какие доводы можно привести в пользу этого:

Мы уже говорили об общих чертах всех экономик. В России, как и в любой другой стране, существуют домашние хозяйства, предприятия, государство и т. д. В нашей стране протекают сходные процессы: мы производим, обмениваем, потребляем. Значит, можно попытаться описать экономику России с общих позиций;

Вроде бы ясно, к чему мы стремимся перейти. Пытаемся создать рыночную систему экономических отношений. Поэтому так важно уделить особое внимание изучению рыночной экономики.

Многие экономисты утверждают, что рыночная экономика благоприятствует эффективности распределения ресурсов , стабильности производства и экономическому росту. Как это происходит? Отдельные лица и предприятия участвуют на рынке, принимая решения относительно объемов и условий купли-продажи на основе личных интересов. Эти решения отражаются в спросе и предложении. Рынок «складывает» миллионы таких решений о спросе и предложении и вырабатывает систему рыночных цен, отражающих предпочтения участников экономических отношений. Рыночные цены и их изменения являются сигналами производителям, что производить, чего хотят покупатели. Они же - цены - выступают в роли средства распределения ресурсов, т.к. ресурсы распределяются в соответствии с тем, что покупатели хотят и могут купить.

Таким образом, рыночную экономику можно определить как систему децентрализованного принятия решений, основанную на использовании рыночных цен для координации экономической деятельности.

В основе рыночной экономики лежит специализированная деятельность частных собственников. Иначе говоря, основная масса товаров и услуг производится специализированными частными фирмами, которые, в свою очередь, покупают производственные ресурсы у частных лиц - владельцев ресурсов, а им продают готовые товары. Это позволяет представить схему функционирования рыночной экономики следующим образом:

где: а........ поток ресурсов
б........ плата за ресурсы (деньги)
в........поток товаров и услуг
г........оплата за товары и услуги (деньги)

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

В зависимости от характера координации хозяйственной деятельности экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) и механизма управления экономическими процессами (характеристика типов экономических систем на основе организационного подхода) выделяют: традиционную, рыночную, центрально-управляемую и смешанную экономические системы.

Организация хозяйственной деятельности зависит от:

  • - форм собственности на средства производства;
  • - процедур принятия основных экономических решений и способов координации экономической деятельности;
  • - мотивов, стимулирующих ведение экономической деятельности.

Традиционная экономика представлена странами с экономикой натурального хозяйства, где подавляющее большинство населения занимается простейшим сельскохозяйственным производством и большую часть произведенной продукции потребляют сами. Товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются на освященных обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы определяют устои экономической жизни и деятельности. Этнические и кастовые преграды препятствуют распространению научного и технического прогресса. Страны Африканского континента, Ближнего и Среднего Востока относятся к традиционной экономике.

Механизм регулирования на основе традиций - это способ экономической организации, при котором проблемы производства и распределения решаются применением унаследованных из прошлого процедур. Этот механизм слабо реагирует па изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, новыми потребностями. Он нс способен регулировать экономику в целом с развитой системой общественного разделения труда (но в области неформальных отношений в коллективах отдельных предприятий занимает определенное место).

Рыночная экономика - способ взаимного приспособления действий покупателей и продавцов под воздействием изменения цен, отражающих колебания спроса и предложения. Основой рыночной системы является саморегулирование, основанное на частном интересе, свободе выбора и стремлении к личной выгоде субъектов рынка, частной собственности на факторы и результаты производства. Государственное вмешательство в экономику в этих условиях сводится к минимуму. В рыночной системе хозяйствования движение ресурсов, производство, распределение, обмен и потребление созданных благ осуществляются при помощи рыночного механизма. Рыночный механизм ориентирован на удовлетворение платежеспособных потребностей в частных благах. Он нс обеспечивает эффективного регулирования производства общественных благ для удовлетворения социально приоритетных потребителей, т. к. корректировка хозяйственного поведения людей осуществляется стихийно.

Достоинствами такой системы являются: постоянная нацеленность на эффективность экономики, возможности получения субъектами рынка высоких доходов, широкие права и свобода выбора потребителей, относительная дешевизна госаппарата управления.

Недостатки рыночной системы: периодические кризисы в развитии экономики, большая дифференциация в доходах и уровне жизни населения, безразличие к возможному ущербу человеку и природе со стороны производителей, равнодушие производителей к отраслям и сферам экономики, необходимым обществу, но не приносящим прибыли.

Центрально управляемая экономика (административно-командный механизм или иерархия) - способ достижения координации, при котором индивидуальные действия экономических субъектов подчинены директивам центра на основе централизованного хозяйственного плана. Центрально управляемая экономика базируется на административных методах управления, характеризуется жестким диктатом государства в области экономики: преобладанием государственной собственности на средства производства и все материальные ресурсы, государственным директивным планированием хозяйства, финансовой диктатурой государства. Плановый орган определяет для каждого предприятия количество ресурсов, которое должно быть использовано, чтобы оно могло выполнить свои производственные задания. Централизованно по фиксированным ценам осуществляется распределение потребительских товаров среди населения. Экономическая власть государсгва в такой системе является абсолютной. С ростом масштаба кооперации производства необходимость сознательного регулирования экономики возрастает. Но его возможности определяются границами управляемости сложных систем. Поэтому необходимо определить границы, в которых государственное регулирование будет эффективно.

Основными достоинствами такой экономики стоит признать ее относительную стабильность, а также социальное равенство, гарантии трудоустройства и обеспечения минимального жизненного уровня для всех членов общества, бесплатность образования и здравоохранения.

Основными минусами центрально-управляемой системы являются: неэффективность экономики, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците различных товаров, вырастающих из диктата производителя над потребителем, отсутствием выраженных стимулов к эффективному труду, невысокий уровень жизни большинства населения.

Смешанная экономика базируется на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности, и использует разнообразные формы хозяйствования. Реальные исторические типы социально- экономических систем являются смешанной экономикой. Любая экономика многоукладна. Классификацию строят на основе сочетания двух критериев: господствующей формы собственности и методов регулирования, которые обеспечивают производство, распределение, обмен и использование основной массы благ. Эти критерии выступают как главные компоненты при классификации экономических систем. При координации действий экономических субъектов (потребителей, производителей, собственников, работников) различные способы регулирования дополняют друг друга, но преобладает обычно один из грех механизмов регулирования, который обеспечивает производство и потребление основной массы экономических ресурсов, удовлетворяющих потребности общества. В экономическом анализе при классификации типов социально-экономических систем используют метод абстракции, т.е. экономические отношения рассматриваются как бы в чистом виде, ориентируясь на преобладающую форму хозяйствования, абстрагируясь от присутствующих менее значимых экономических систем.

Современная экономика на этапе информационного индустриального общества представлена в виде различных форм хозяйств, является смешанной. В этой экономике не государственная, не рыночная системы не преобладают друг над другом. Рынок создает эффективные стимулы для роста и развития. При командном управлении обеспечивается социальный приоритет потребности, но возникает проигрыш в мотивации. Соотношение между различными механизмами регулирования на определенном этапе определяется соотношением издержек и выгод.

В настоящее время распространение получили различные модели смешанной экономики, в которой распределение ресурсов частично осуществляется на рыночных основаниях, частично - обеспечивается решениями государства. Это система демонстрирует способность органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием, поэтому она может ослабить или даже снять ряд негативных моментов, присущих чисто рыночной или чисто централизованной системам. Наиболее эффективными в этом аспекте являются немецкая (социальное рыночное хозяйство) и шведская модели смешанной экономики.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:

  • - рыночная экономика;
  • - административно-командная экономика;
  • - традиционная экономика;
  • - смешанная экономика.

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.

В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.

В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм, в-третьих, методы мотивации к труду являются экономическими в различной степени, в - четвертых, способ организации принятия решений в рыночной и административно-плановой экономических системах имеют существенные различия.

Экономическую систему можно рассматривать как способ организации совместной деятельности людей по достижению максимально возможного результата. Способ такой организации определяется рядом главных, конституирующих элементов. Рассмотрим имеющиеся различия, сопоставив конституирующие признаки двух экономических систем.

Таблица 1.3.1 Основы экономической теории. Под ред. доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова. М., с. 47

Форма собственности

Механизм обеспечения информацией и координации

Методы мотивации людей к труду

Способ организации принятия решения

Административно- плановая система

Государствен-ная

Передача по вертикали из административного центра к периферии

Экономические в меньшей степени, больше - неэкономическое принуждение (наказание за тунеядство, возможность получения жилья и т.д.

посредством прямых директивных указаний, решение принимает центр

Рыночная система

Ценовой, через рынок

Экономические

решения принимают самостоятельные производители на основе мотива прибыльности и информации, поступающей с рынка

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.

Рыночная экономика . Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в том числе на главный для этой системы ресурс -- капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Одной из главных предпосылок этой системы выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе ориентируется на конъюнктуру рынка, определяемую, прежде всего, уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

  • 1. многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой -- меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;
  • 2. широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;
  • 3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

Административно - плановая экономика. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности -- на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно-административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего там строится современная рыночная экономика. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 58.

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс -- землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

Смешанная экономика -- это хозяйственная система, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; вмешательство государства в рыночную экономику не преобладает над регулирующей ролью рынка.

Смешанная экономика характерна для многих развитых демократических стран Запада. В реальной жизни невозможно найти государство с ярко выраженной экономической системой. Часто элементы одной экономической системы соседствуют с элементами другой. Передовые страны (Германия, США, Франция и др.) стремятся гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики.

Большая часть хозяйственных ресурсов в смешанной экономике находится в частных руках, многочисленные предприятия малого бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка.

Вместе с тем некоторые важные сферы экономики (например, железные дороги, топливно-энергетический и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита и др.) принадлежат государству и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы. В некоторых государствах забота о развитии социальной сферы столь значительна (например, в Германии или Швеции), что экономику таких стран часто характеризуют как социально-рыночное хозяйство. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 59.

Однако ни одна из существующих экономических систем не может быть совершенной. Идеальные общества существуют лишь в теоретических построениях, а в реальности важно, какая из систем эффективна и жизнеспособна.

Таким образом, принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, экономическая система - это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том что, как и для кого производить.