Образец приказа о проведении годовой инвентаризации. Приказ о проведении годовой инвентаризации. Образец. Какие сведения нужны

Образец приказа о проведении годовой инвентаризации. Приказ о проведении годовой инвентаризации. Образец. Какие сведения нужны

Инвентаризацией считается ряд мероприятий , направленных на периодический пересчет и проверку имущества и товаров на предмет целостности, сохранности и наличия, а также установление их соответствия данным из бухгалтерской отчетности. Для проведения данных мероприятий необходимо сформировать соответствующую документацию.

Объем управления запасами связан с балансом между временем выполнения пополнения запасов, стоимостью затрат на инвентаризацию, управлением активами, прогнозированием запасов, оценкой, обзором инвентаря, прогнозированием цен на будущие запасы, физической инвентаризацией, доступным помещением, управлением качеством, пополнением, возвратом товаров и прогнозированием спроса.

Балансировка этих конкурирующих требований приводит к оптимальному уровню запасов , который является непрерывным процессом, поскольку бизнес нуждается в смене и реагировании.

Данный приказ является одним из основных документов любого мероприятия инвентаризационного характера. Он может быть составлен либо в произвольной форме, либо согласно бланкам №ИНВ-22 и №ИНВ-23 , которые утверждены Постановлением Госкомстата России №88 от 18.08.98.

Как проводят проверку

Проведение инвентаризации начинается с составления соответствующего приказа от руководителя . Если осуществляется частная проверка, то документ составляется с учетом реквизитов, характерных именно для нее.

Порядок проведения данной процедуры определяется Рекомендациями Минфина РФ №49 от 13.06.1995.
Первый этап заключается в определении членов комиссии, которые имеют полномочия на сопоставление факта наличия ОС и данных бухгалтерского учета.

Перед началом проведения инвентаризационных мероприятий бухгалтером предоставляются для изучения данные относительно бухучета с фиксированным перечнем имущества организации, его стоимостей, а также обязательств фирмы.

Данная информация находит отражение в отчетах о движении ТМЦ и регистрах бухгалтерского учета. Данные обязательно проверяются на достоверность и сравниваться с информацией из первичной документации.

Комиссии предоставляются описи имеющихся ценностей, товаров, запасов . Проводится проверка наличия того или иного имущества в деятельности компании с тем, что присутствует в документе.

По окончанию процедуры подсчета составляется акт, в котором указываются все результате проверки, а в ведомости учета отражаются все выявленные расхождения. Итоги обсуждаются на специальном собрании инвентаризационной комиссии, где крайне важно правильно указать данные из распоряжения об инициированных контрольных мероприятиях, членах комиссии, выявленных расхождениях.

В случае отсутствия расхождений, это также необходимо зафиксировать в документе . Актом результатов мониторинга является .

Существуют общие формы для конкретной группы товаров, например, при инвентаризации наличных денег используют №ИНВ-15, учет всех нематериальных активов — №ИНВ-1а, — №ИНВ-3, учет основных средств — , заполнение данных документов регламентировано Постановлением Госкомстата РФ No88 от 18.08.1988 .

Инвентаризация проводится обязательно с материально-ответственными лицами , которыми могут быть, например, продавцы или кассиры. Именно эти работники должны предоставлять расписки о том, что все поступившее ценное имущество оприходовано, отпущенное – списано, а вся первичная отчетность по ним представлена бухгалтерии.

На описи должны стоять подписи членов комиссии и материально-ответственных лиц. Результаты проверки признаются недействительными, если отсутствует хотя бы одна подпись. Опись отправляется на хранение в архив на срок не менее 5 лет.

Далее инвентаризационной комиссией могут быть предложены пути решения несоответствий (оприходование, излишек), а также проведение ряда мероприятий, которые в дальнейшей исключат возможность появления подобных проблем.

Проведение проверки напрямую зависит от классификационного признака (степень охвата, обязательность и периодичность проведения).

В случае полной проверки затрагиваются все объекты собственности организации, а также обязательства перед кредиторами. Она необходима при ликвидации фирмы, смене статуса или структуры. В случае с частичной инвентаризацией затрагиваются только отдельные группы имущественных объектов, например, деньги в кассе, процедуру следует провести до начала календарного года.

Плановая инвентаризация отличается от внеплановой датой проведения, которая во втором случае не определена, а в первом – четко регламентирована. Внеплановая проверка может быть назначена руководителем компании или государственными органами.

Также выделяют проверочную , которая необходима для проверки достоверности определенных сведений, и контрольную инвентаризацию, которая уже констатирует факт недостоверности информации и выносит решение.

Следует помнить, что разные имущественные объекты оцениваются не одинаково. После занесение приказа в журнал, комиссия подготавливает всю бухгалтерскую и техническую документацию, проверяет на наличие объектов на складе, все сменные носители с информацией.

Как составить распоряжение

Особенности при составлении распоряжения о проведении инвентаризации :

  1. проводится только 1 раз в 3 года.
  2. В случае возникновения чрезвычайной ситуации выполняется проверка сразу же в этот день либо по его завершении.
  3. При процедуру следует завершить до увольнения старого сотрудника, обычно, в день передачи полномочий.
  4. , хищение, порча должны быть зафиксированы строго в день установления данного факта.
  5. Смена формы собственности, реорганизация, передача в аренду.

Приказ об инвентаризационном мониторинге потребуется в следующих случаях :

  1. Проведение разного рода сделок с недвижимым имуществом — сдача в аренду, продажа и покупка, смена формы собственности, реорганизация.
  2. Подготовка бухгалтерской отчетности за год.
  3. Заключение нового договора о материальной ответственности и назначение нового ответственного лица.
  4. Хищение, порча имущества.
  5. Непредвиденные обстоятельства – пожары, наводнения и другие ЧС.
  6. Прекращение деятельности организации и последующая ликвидация.

Данные ситуации являются основополагающими для начала процедуры проверки, но законодательство РФ предусматривает и частные случаи.

Необходимые сведения и образец

Приказ о проведении инвентаризации составляется по форме №ИНВ-22 и имеет следующую структуру :

  1. Состав комиссии с указанием должностей всех сотрудников, участвующего в мероприятии.
  2. Название документа (если не приказ, то распоряжение или постановление), дата начала и окончания проверки, номер.
  3. Полные реквизиты (название структурного подразделения, если объекты инвентаризации находятся в нем, код ОКПО).
  4. Причины проведения процедуры.
  5. Элементы проведения – НМА, ОС, обязательства.
  6. Сроки поступления материалов по результатам инвентаризации в бухгалтерию (сличительные ведомости, акты и описи).

Согласно законодательству РФ, установленные параметры проверки и основания должны утверждаться руководителем компании, доводиться до председателя комиссии и все ее членов, включаться в соответствующий журнал по учету контроля за выполнением приказов.

Заполнение документа

Сначала необходимо заполнить общие реквизиты (название, даты, структурные подразделения или организация в целом). Далее указывается общая цель проведения инвентаризационного мероприятия.

Следующим заполняется информация о составе комиссии , в которой могут быть как сотрудники компании, так и независимые аудиторы. Все проверяющие в момент проведения инвентаризации должны присутствовать на месте. В случае болезни кого-либо из состава необходимо внести соответствующие изменения.

Проставляются даты начала и окончания проверки, а также временной промежуток, за который данные сличительного мониторинга попадут в бухгалтерию.

Кроме случаев обязательной проверки, организации самостоятельно могут определять события, требующие проведения мониторинга, а также время и правила. Каждая организация регламентирует данный процесс, закрепляя его в учетной политике.

Владение большим количеством инвентаря в течение длительного времени обычно не выгодно для бизнеса из-за дорогостоящего хранения, возможности износа и затрат на восстановление. Тем не менее, слишком мало инвентаря тоже не выгодно, так как бизнес рискует потерять потенциальные продажи и потенциальную долю на рынке. Прогнозы и стратегии управления запасами, могут помочь свести к минимуму затраты на процедуру инвентаризации, поскольку товары создаются или принимаются только по мере необходимости.

Инвентаризация товаров на складе в 1С — на данном видео.

Касса необходима учреждению для приема, хранения и выдачи денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов. Рассмотрим в статье правила ведения кассовых операций, а также ошибки, выявляемые проверяющими в ходе инвентаризации кассы.

Согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, названной инструкцией, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В учетной политике утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе кассы. Следует заметить, что учреждения силовых министерств и ведомств являются субъектами учета.

В пункте 20 Инструкции № 157н определено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Закона о бухгалтерском учете.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что учреждения в своей учетной политике определяют порядок проведения инвентаризации кассы, руководствуясь Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49).

Когда проведение инвентаризации кассы обязательно?

В пункте 1.5 Методических указаний № 49 поименованы случаи, когда проведение инвентаризации кассы обязательно, а именно:
  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина.
В учетной политике могут быть установлены иные случаи, когда обязательно проведение инвентаризации кассы, и сроки ее проведения (например, может быть предусмотрена ежеквартальная инвентаризация).

Какими документами оформляется проведение инвентаризации?

Касса инвентаризируется в ходе выездной проверки (которая проводится учредителем, различными контрольными органами) и в результате мероприятий внутреннего контроля.

В статье 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Для проведения инвентаризации в рамках внутреннего контроля в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая в том числе осуществляет проверку кассы (п. 2.2 Методических указаний № 49). Состав этой комиссии -утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний № 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (ревизоры, экономисты и т. д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала проверки фактического наличия денежных средств в кассе учреждения инвентаризационная комиссия получает приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), составленные в день проведения кассовых операций, которые еще не были отражены в кассовой книге (ф. 0504514).

При проведении инвентаризации (как в рамках внутреннего контроля, так и при внешних проверках) оформляются:

- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) .

Она применяется для отражения результатов проверки бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. Заметим, что согласно п. 50 Инструкции № 162н денежные документы хранятся в кассе учреждения.

В инвентаризационной описи (ф. 0504086) выявляются расхождения между сведениями о фактическом наличии объекта учета и данными бухгалтерского учета путем их сопоставления;

- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) . Она применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения, то есть сведений о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью), сведений по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации, номеров последних приходного и расходного кассовых ордеров.

Если в ходе проведения инвентаризации (в рамках внутреннего контроля) были выявлены излишки, недостача или иные отклонения фактических показателей от данных бухгалтерского учета, оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) . В ней фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) .

При проведении выездной инвентаризации кассы ее результаты отражаются в акте, составляемом по ее итогам.

Каковы особенности проведения проверки кассы?

Инвентаризация кассы предполагает:
  • выборочную проверку ведения журнала операций по счету «Касса», журнала операций с безналичными денежными -средствами;
  • сверку первичных бухгалтерских документов с выписками по лицевым счетам, открытым в территориальных органах федерального казначейства, проверку правильности и законности их оформления;
  • контроль за полнотой и своевременностью оприходования денежных средств, поступающих в кассу;
  • проверку правильности списания денежных средств на расходы, использования их по целевому назначению (на выдачу заработной платы, командировки, хозяйственные нужды и т. д.);
  • проверку наличия и сохранности денежных средств;
  • контроль за соблюдением порядка ведения записей в кассовой книге;
  • проверку наличия договора о материальной ответственности кассира;
  • проверку соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе.
При подсчете фактического наличия ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.) (п. 3.40 Методических указаний № 49).

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по талонам на ГСМ) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам (п. 3.41 Методических указаний № 49).

Какие нарушения выявляются в ходе инвентаризации кассы?

Как показывают результаты проверок, в ходе инвентаризации кассы выявляются следующие нарушения.

Несоблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе учреждения

С 1 января 2013 года ведение кассовых операций казенными учреждениями осуществляется в соответствии с Положением № 373-П. Данным документом предусмотрено, что для ведения наличных денежных расчетов учреждению следует установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица после выведения в кассовой книге (ф. 0504514) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимита остатка наличных денег).

Нормы п. 1.4 Положения № 373-П допускают наличие денежных средств в кассе учреждения в объеме, превышающем установленный лимит остатка наличных денежных средств, в выходные и праздничные дни.

Как определено в названном пункте, казенные учреждения обязаны хранить на лицевых счетах наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Накопление казенным учреждением наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, входящих в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера (других выплат), включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни, если юридическое лицо производит в эти дни кассовые операции.

В других случаях накопление юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Данный лимит определяется по правилам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, либо устанавливается учредителем в отношении подведомственных ему учреждений.

Возложение обязанностей кассира на работника ввиду отсутствия работника, постоянно выполняющего функции кассира

При временном отсутствии работника, выполняющего обязанности кассира, его трудовые обязанности выполняет другой сотрудник без документального оформления. Как установлено в п. 1.6 Положения № 373-П, кассовые операции у юридического лица ведутся кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа сотрудников этого юридического лица, с установлением работнику соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под подпись. Иными словами, на выполнение трудовых обязанностей временно отсутствующего кассира должен быть назначен приказом (распоряжением руководителя) другой сотрудник, причем дата приказа должна соответствовать дате начала периода отсутствия кассира.

Например, И. А. Иванов, выполняющий в учреждении функции кассира, с 19.08.2013 отбывает в отпуск. Об этом свидетельствует рапорт И. А. Иванова, подписанный руководителем учреждения. В приказе о возложении обязанности кассира на другого работника должна быть проставлена дата до 19.08.2013.

Нарушения в оформлении приходных и расходных кассовых ордеров

Часто в ходе проверки выявляется отсутствие подписей в расходных и приходных кассовых ордерах, на основании которых получались и выдавались денежные средства из кассы учреждения.

Согласно п. 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, производимые юридическим лицом, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Приходный кассовый ордер (ф. 0310001) и расходный кассовый ордер (ф. 0310002) подписывает главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии - руководитель либо кассир (п. 2.2 Положения № 373-П).

Если руководитель ведет кассовые операции и оформляет кассовые документы, он подписывает эти документы.

Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы (п. 2.3 Положения № 373-П).

В случае ведения руководителем кассовых операций образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

В соответствии с п. 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при ее отсутствии - обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются факты операций с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения - субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по поводу осуществления отдельных фактов хозяйственной жизни принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходных и приходных кассовых ордерах при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины за 2012 - 2013 годы является нарушением (п. 8 Инструкции № 157н, п. 1.8, 2.2, 2.3 Положения № 373-П).

Если проверка охватывает период, когда кассовые операции осуществлялись в соответствии с правилами, установленными Порядком № 40 , то проверяющие при проверке руководствуются нормами данного документа.

В Порядке № 40 говорится, что выдача наличных денег из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (по платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или уполномоченными на это лицами (п. 14 Порядка № 40).

В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

Пунктом 20 Порядка № 40 установлено, что при получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

Наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе - разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или уполномоченных на это лиц;

Правильность оформления документов;

Наличие перечисленных в документах приложений.

При несоблюдении одного из названных требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходном кассовом ордере при ее наличии на заявлении при проведении проверки соблюдения учреждением кассовой дисциплины не признается нарушением кассовой дисциплины, если применялся Порядок № 40.

В кассовых документах не должно быть никаких исправлений (п. 2.1 Положения № 373-П, п. 10 Инструкции № 157н, п. 19 Порядка № 40).

Иногда проверяющие расценивают как нарушение отсутствие подписи кассира рядом со штампом «Получено» на приходном кассовом ордере (ф. 0310001). Обратимся к нормам законодательства, чтобы понять, правы ли они. Операции по поступлению денежных средств в кассу отражаются на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001), форма которого и рекомендации по ее заполнению приведены в Постановлении Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление № 88). Согласно нормам п. 84 данного постановления приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручной обработке данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром (в соответствующих графах документа).

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. -КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указываются:

По строке «Основание» - содержание хозяйственной операции;

По строке «В том числе» - сумма НДС, которая записывается цифрами, а если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «Без налога (НДС)».

В приходном кассовом ордере по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе «Кредит, код структурного подразделения» указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

Таким образом, Постановление № 88 не содержит требования о наличии подписи кассира рядом со штампом. Данное требование отсутствует и в Инструкции № 157н. Следовательно, отсутствие этой подписи рядом со штампом не является нарушением законодательства.

Для проверки фактического остатка наличных денег в организации и его соответствия данным учетной системы проводится инвентаризация кассы . Во время этой процедуры пересчитываются денежные средства, проверяется правильность оформления документов, а также установленная норма наличных.

Проведение процедуры инвентаризации позволяет собственнику или директору компании контролировать кассиров на предмет хищений или некачественной работы. Каждая организация на случай налоговой проверки должна иметь на руках заполненные и подписанные акты инвентаризации кассы по форме ИНВ-15 .

Порядок проведения инвентаризации кассы

Инвентаризация денежных средств в кассе регулируется Порядком ведения кассовых операций в РФ. Процедура проводится на основании приказа, распоряжения или постановления руководителя организации. Для проведения инвентаризации создается специальная комиссия. В ее состав могут входить представители руководства организации, например, владелец или генеральный директор, и практически любые специалисты, в том числе бухгалтеры, юристы, сотрудники службы безопасности.

Порядок проведения инвентаризации кассы предполагает, что до начала процедуры комиссия получает последние (текущие) приходные и расходные документы о движении наличных денег. Кассиры, как материально ответственные лица, письменно подтверждают, что документы переданы комиссии или находятся в бухгалтерии, все денежные средства в кассе оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

Далее порядком проведения инвентаризации предусматривается пересчет денег, находящихся в кассе. Полученную сумму комиссия сравнивает с учетными цифрами, зафиксированными в сданных до этого документах. Также обязательно проверяются данные, находящиеся в памяти контрольно-кассовых машин организации.

При проведении инвентаризации денежных средств в кассе необходимо соблюдать ряд методических указаний:

  • комиссия должна присутствовать в полном составе, иначе результаты проверки будут считаться недействительными;
  • все описи и акты инвентаризации должны заполняться не менее чем в двух экземплярах;
  • пересчет денежных средств проходит при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров);
  • документы подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица; в инвентаризационных актах не допускаются помарки — ошибки нужно исправлять путем зачеркивания неправильных записей и проставления над ними верных. Исправления обязательно визируются всеми членами комиссии.

Таким образом, в заполненном акте инвентаризации денежных средств в кассе содержатся учетный и фактический остаток наличных, перечислены все члены комиссии, в документе стоят их подписи. Результаты доводятся до руководителя организации.

Интерпретировать итоги проведенной проверки стоит так: если все совпало, значит, учет в организации ведется правильно, а кассир работает хорошо. Если обнаружена недостача или излишек, нужно принимать меры. Проверить правильность учета и скорректировать правила, оценить профессиональную пригодность кассира и его благонадежность.

Излишек по кассе после проведения инвентаризации оформляется в приход и квалифицируется как прочий доход — с него потом будет уплачен налог. Оформленная недостача уменьшает остаток денег в учетной системе, а следовательно, его должен возместить виновный в инциденте сотрудник – кассир либо другое материально ответственное лицо.

Объяснение причин излишков и недостач необходимо фиксировать непосредственно в акте инвентаризации наличных денежных средств - на втором листе.

Как часто проводится инвентаризация кассы

Начинающих предпринимателей интересует вопрос, как часто проводится инвентаризация кассы. Она может проходить как в плановом, так и внеплановом режиме. В первом случае периодичность проверки регламентируется учетной политикой компании, которая может пересматриваться ежегодно. Помимо планового сценария есть моменты, когда проводить инвентаризацию наличных денежных средств обязательно:

  • если денег в кассе больше или меньше, чем должно быть;
  • когда меняется кассир (материально ответственное лицо);
  • организационные преобразования, в том числе ликвидация юридического лица;
  • форс-мажор — когда организации наносится ущерб, например, в результате стихийных бедствий;
  • конец календарного года — это тоже повод для проведения инвентаризации кассы – проверка проводится в последний рабочий день декабря.

Облачный сервис для управления торговлей МойСклад поможет быстро наладить ведение кассы организации и складской учет , а также автоматизировать торговые точки при минимуме вложений.

Большинство организаций проводят инвентаризацию, чтобы убедиться, что фактические ценности фирмы совпадают с указанными в документах. Ответственным является главный бухгалтер, который начинает действовать с момента получения приказа от руководителя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В каких случаях проводится

Приказом Минфина РФ №34н от 1998 года установлены причины инвентаризации. Закон практически не менялся, поэтому предприниматели вправе проверять предприятие, если:

  • требуется составить годовой отчет;
  • происходит назначение новых лиц, ответственных материально перед предприятием;
  • перед передачей собственности другим гражданам;
  • после любых чрезвычайных ситуаций, например, краж, пожаров, наводнений, т.д.

Распоряжение об инвентаризации бывает плановым и внеплановым. Ответственность за отчет лежит на бухгалтерии. Чтобы беспристрастно подсчитать материальные ценности, на предприятии формируется специальная комиссия.

Сотрудники ставят подписи об ознакомлении с внутренними правилами предприятия и берут ответственность за предоставление неверных данных.

Порядок процедуры

Целью проверки является сравнение ценностей и сопоставление их настоящих объемов с теми, которые указаны в документах. Сначала комиссия проверяет описи товаров и ценностей на предприятии, затем сравнивают их с цифрами на бумаге.

В конце оформляются документы с проверками. Зачастую отдельная бумага составляется в отношении каждого отдела или офиса организации. Если есть расхождения, они заполняются в учете результатов.

Законодательством не установлена единая форма, но за шаблон часто используют , выпущенный в 2000 году Госкомстатом.

В конце инвентаризации созывается специальное заседание, на котором составляется протокол. Утвержденного бланка нет, главное, чтобы были правильно указаны реквизиты приказа о начале инвентаризации, ФИО сотрудников комиссии полностью, результаты с цифрами и выявленными проблемами.

Если инвентаризация прошла без проблем, создается новый документ. Комиссия может предложить списать найденные излишки или недостатки или отразить их на балансе фирмы.

В протоколе разрешено фиксировать любые предложения комиссии, например, усилить охрану объекта, чтобы избежать возможных краж.

Для чего нужен приказ

С помощью приказа можно установить объем, содержание, время проведения и порядок инвентаризации. В документе отражается персональный состав, который ответственен за проверку предприятия. В комиссию входят сотрудники администрации, бухгалтерии и специалисты, которые могут оценить имущество. Разрешено привлекать специалистов со стороны.

В приказе требуется установить, какие объекты подлежат инвентаризации. В нем указываются дата начала и окончания процесса, и причины проведения.

Унифицированная форма ИНВ 22

Образец приказа о проведении инвентаризации был утвержден в 1998 году Госкомстатом РФ и представляет собой форму № ИНВ-22. Она используется для любых видов инвентаризации, в том числе полной, плановой и частичной.

Как составить и образец заполнения

Стандартный приказ должен содержать:

  1. Цель проведения, например, проверка основных средств, товаров, дебиторских задолженностей, всего имущества, активов.
  2. Перечисление офисов, филиалов или подразделений предприятия, где планируется провести инвентаризацию.
  3. Время проведения, в том числе сроки для предоставления результатов проверки.
  4. Состав комиссии, ФИО главного сотрудника, если есть, то основные данные сторонних аудиторов.
  5. Информация о приказе, в том числе:
    • дата;
    • номер;
    • информация о руководителе.

Когда приказ готов, его регистрируют в журнале учета. С приказом необходимо ознакомить каждого сотрудника под подпись. Руководитель обязан уведомить сотрудников подразделения, в котором проходит инвентаризация, о планируемой проверке.

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации:

Дебиторской задолженности

В некоторых ситуациях достаточно провести проверку отдельных активов предприятия, или дебиторской задолженности.

Стандартными причинами для проведения проверки являются:

  1. Контрагенты в течение определенного периода накапливали долги, которые закреплены в договорах и других документах.
  2. На некоторых предприятиях дебиторская задолженность является основными активами. Например, когда компания инвестирует в любую деятельность или выдает ссуды организациям.
  3. Когда оборотных средств не хватает из-за того, что они остаются на счетах у контрагентов.
  4. Финансовые показатели сильно ухудшились, например, упал коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Имущества

Основными причинами инвентаризации имущества являются:

  • конкретизация существования основных средств;
  • сравнение информации после инвентаризации с той, которая указана в бухгалтерских отчетах;
  • внесение изменений и уточнений в бухгалтерские отчеты.

Внеплановая

Внеплановые инвентаризации требуются при внезапных ухудшениях показателей на предприятии или смене материально-ответственных лиц. Чаще всего приказ поступает без предупреждения.

В кратчайшие сроки собирается комиссия, документ регистрируется в журнале контроля.

В связи с увольнение сотрудника

При увольнении сотрудника инвентаризация проходит в соответствии с приказом №49 Минфина РФ. Можно передать закрепленное за специалистом имущество другому сотруднику. Отдел кадров также участвует в инвентаризации.

Основных средств

Основными целями проверки являются:

  • проверка операций бухгалтерии;
  • контроль над своевременным получением расчетам по выплате сборов, налогов и сумм по договорам;
  • проверка наличия неиспользованных ценностей;
  • проверка сохранности ценностей;
  • поиск возможных ошибок;
  • проверка правильности отчетов главного бухгалтера.

В бюджетном учреждении

Бюджетные учреждения могут решить множество задач при проведении инвентаризации, в том числе:

  • провести перепись и пересчитать имущество;
  • сверка информации по бухгалтерскому учету с результатами инвентаризации;
  • составление документации и поиск объектов, по которым результаты расходятся и требуют дополнительных проверок;
  • определение проблем, которые влияют на понижение эффективности учреждения.

С дебиторами и кредиторами

Комиссия должна следовать методическим рекомендациям организации и проверять:

  • количество обязательств дебиторов и кредиторов перед компанией;
  • проверить наличие долгов, срок которых истек;
  • обоснованность задолженностей.

Чтобы проверить задолженности дебиторов и кредиторов, комиссия должна проверить:

  • оригиналы документов;
  • информацию регистров бухгалтерского учета;
  • проверить расчеты с покупателями и контрагентами.

Как отменить

Отмена приказа проходит после издания нового документа. При этом применяются стандартные требования к оформлению. Требуется использовать организации, на котором указаны реквизиты фирмы и руководителя.

Документ следует внутреннему процессу оформления, составления и регистрации приказа. В тексте документа указываются причины, которые побудили отменить или изменить первоначальный приказ.

Если требуется отменить уже действующий приказ, то в новом документа ставится фраза «Признать потерявшим силу». Далее следуют реквизиты первоначального документа, дата его оформления, название фирмы.

Требуется полностью исключить неопределенность при отмене приказа, поэтому стандартной последовательностью при заполнении считается автор — дата — реквизиты — название.

В конце документа ставят дату отмены действия оригинального приказа. Если число не указано, документ потеряет силу сразу после издания второго приказа.

Некоторые приказы требуется отменять в день издания, например, которые еще не начали действовать. Во втором документе ставится фраза «Отменить приказ». Далее заполняют документ, в котором пишут реквизиты, название фирмы и ФИО ответственного сотрудника.

Приказ подписывает работодатель и сотрудники, которые состоят в комиссии. Ответственность за предоставление правильных отчетов лежит на бухгалтерии. Ошибки могут привести к снижению показателей организации, поэтому инвентаризация не дает допустить серьезных последствий.

В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008). Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.

В бюджетных организациях посредством инвентаризации становится возможным проверить наличие и состояние имущества. Сличить данные об имуществе со времени последней проверки с результатами на текущую дату, выявить характер и причины возможных несоответствий. И уже на основании полученных данных оценить правильность и соответствие бухгалтерского учета, осуществляемого на предприятии. В целом причины и процедура инвентаризации в бюджетной и коммерческой организации примерно одинаковы.

Когда нужна инвентаризация

Образец приказа о проведении инвентаризации обычно требуется в некоторых случаях, перечисленных в п. 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, в частности:

  • перед составлением годового отчета;
  • при назначении новых материально ответственных лиц, в том числе в связи с передачей имущества третьим лицам;
  • после краж или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (пожары, наводнения, взрывы и т. п.).

Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.

Бланк приказа о проведении инвентаризации

Основным документом инвентаризационного процесса является приказ. Поэтому рассмотрим его подробнее и научимся составлять этот документ правильно. Унифицированный образец приказа на инвентаризацию 2019 г. можно найти в Постановлении Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Форма № ИНВ-22 представляет собой универсальный бланк, который могут использовать организации всех форм собственности. Форму можно применять как при проведении плановых, так и при назначении внеплановых проверок материальных ценностей.

Образец заполнения приказа о проведении инвентаризации 2019 г. в бюджетных учреждениях

Бланк приказа о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22

Если по каким-либо причинам эта форма не подходит, можно разработать собственную. Главное, чтобы она была закреплена в учетной политике компании. Выглядеть произвольный образец приказа на инвентаризацию материальных ценностей 2019 может примерно так:

В любом случае в документе должны быть следующие обязательные реквизиты и сведения:

  • наименование фирмы;
  • дата составления и номер документа;
  • цель проведения проверки и то, чего она будет касаться: товары, основные средства, материальные активы, дебиторская задолженность, все имущество компании;
  • подразделения и отделы компании, в которых будет проведена проверка: склад, магазин, бухгалтерия либо вся фирма в целом;
  • период и длительность мероприятия — с какой по какую дату проходит, когда предоставить результаты проверочных действий;
  • состав комиссии и Ф.И.О. ее председателя (в комиссию, кроме работников фирмы, можно включать сторонних аудиторов);
  • данные руководителя, подписавшего документ.

После издания локальный акт необходимо зарегистрировать в специальном журнале для учета контроля исполнения таких решений. Его рекомендуемую форму можно взять из Постановления Госкомстата № 88 (форма № ИНВ-23) или разработать самостоятельно. С приказом следует обязательно ознакомить всех перечисленных в нем работников. Подписи об ознакомлении они могут поставить непосредственно на бланке либо на отдельном листе ознакомления с документом, который подшивается к распоряжению.

Пошаговая инструкция по составлению приказа

Шаг 1. Указываем название документа.

Шаг 2. В соответствующие поля вписываем наименование организации (ИП), указываем ОКПО, пишем дату составления.

Шаг 3. Заполняем основную часть распоряжения. Здесь следует уточнить тип проверки и ее цели, а также перечислить участвующих в мероприятии членов инвентаризационной комиссии и ее председателя. Их имена и отчества можно сокращать.

Шаг 4. Указываем, какие именно материальные ценности и в каких отделах и обособленных подразделениях фирмы надлежит проверить.

Шаг 5. Указываем точные сроки проведения проверки с датой ее начала и окончания.

Шаг 6. Сообщаем о причинах необходимости инвентаризировать ценности.

Шаг 7. Указываем сроки сдачи итогов проверки в бухгалтерию.

Шаг 8. Заверяем документ у руководителя.

Шаг 9. Присваиваем номер и регистрируем в специальном журнале.

Шаг 10. Знакомим с ним всех заинтересованных лиц, включая работников отделов и подразделений, где будет проходить проверка.

Итоги проверки ТМЦ и еще один приказ

По окончании процедуры подсчета и сопоставления результатов члены комиссии должны надлежащим образом оформить результаты проверки. Все выявленные расхождения необходимо зафиксировать в ведомости учета результатов (форма № ИНВ-26) из Постановления Госкомстата от 27.03.2000 № 26. А после обсуждения результатов и вынесения инвентаризационной комиссией вердикта, который записывается в специальном протоколе, руководитель должен издать еще один приказ, на этот раз об итогах проверочных мероприятий и результатах, которые были достигнуты. Следует привести реакцию руководителя фирмы на предложения членов комиссии и распоряжения о необходимых действиях. Это могут быть: дополнительная проверка, санкции для виновных лиц, введение дополнительных мер безопасности. Этим же локальным актом назначаются ответственные за его исполнение работники, которых также следует ознакомить с документом под подпись. Контроль за исполнением распоряжения обычно оставляет за собой директор фирмы.