Внесение законопроектов в государственную думу. Злоупотребление служебными полномочиями. Штрафы за нарушения в плановой документации

Внесение законопроектов в государственную думу. Злоупотребление служебными полномочиями. Штрафы за нарушения в плановой документации

Ни для кого не секрет, что с 15.07.2016 в Кодексе об административных правонарушениях Российский Федерации произошли некоторые изменения, согласно которым теперь он предусматривает ответственность заказчика по нарушениям при планировании, нормировании, обосновании закупок, а также при размещении информации в Единой информационной системе, проведении приемки и экспертизе результатов контракта.

Из этой статьи вы узнаете:

  • изменения, которые произошли в Кодексе об административных правонарушениях РФ для заказчика;
  • какие штрафы грозят заказчику за административные нарушения Закона о КС;
  • виды нарушений и штрафы для физических и юридических лиц;
  • штрафы по контракту: неожиданные решения судов;
  • дисквалификация как мера наказания должностного лица.

Ни для кого не секрет, что с 15.07.2016 в Кодексе об административных правонарушениях Российский Федерации произошли некоторые изменения, согласно которым теперь он предусматривает , проведении приемки и экспертизе результатов контракта. Все эти поправки в КоАП РФ внес новый закон .

Штрафы и пени для заказчика и поставщика: все ситуации, когда штрафуют по-новому

С 9 сентября изменились штрафы за неисполнение контракта. Наказывать теперь будут за каждый факт нарушения. На восьми ситуациях мы поясним, как считать новые штрафы. Введите в автоматический расчетчик цену контракта и увидите сумму штрафа. А как прописать штрафы в проекте контракта покажем на образце.

Узнайте детали в статье

Подробнее расскажем в новых поправках. Итак, планировании или обосновании закупки?

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (и изменений, которые вы вносите в них) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей . Это нарушения, которые выявляют, как правило, органы финансового контроля. Аналогичный штраф грозит за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС – то есть в единой информационной системе.

До 30 тыс. руб. штрафа грозит за типичное нарушение - размещение в ЕИС извещения ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график. А от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. грозит за нарушение, если заказчик включит в план закупок или план-график объекты, которые не соответствуют целям закупок или требованиям к утвержденным затратам. Как вы помните, при планировании на 2017 год заказчики обязаны следить за целеполаганием закупок .

Штраф до 50 тыс. руб. будет налагаться в том случае, если будет доказано, что заказчик указал НМЦК в плане-графике без обоснования . Либо же нарушил нормы закона при таком обосновании. Правда если заказчик всего лишь не соблюдет порядок или форму обоснования НМЦК, штраф будет меньше - 10 тыс. руб. Напомним, что срок давности привлечения к ответственности по таким категориям дел составляет 1 год со дня совершения правонарушения.

Если закон о контрактной системе обязывает заказчика привлечь экспертов к экспертизе поставленного товара или выполненной работы, а отбор экспертов провели недобросовестно, должностному лицу заказчика придется выложить 20 тыс. руб.

Также, в КоАП появился состав нарушений за нарушения при приемке со штрафом в 20 тыс. руб. Например, если неправильно составлены документы о приемке товара или если поставщику не направлен мотивированный отказ от подписания таких документов.

Дисквалификация как мера наказания должностного лица

Новая часть введена в статью 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Это часть 20.1. В ней говорится о повторном невыполнении в срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля. Например, предписания, полученные при проверке документов о планировании. Если не выполнить предписание дважды – для вас как для должностного лица может быть применена такая мера как дисквалификация сроком на два года.

Напомним, что все перечисленные изменения по штрафам можно посмотреть в федеральном законе от 03.07.2016 № 318-ФЗ, который внес изменения в КоАП РФ.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

15 июля 2016 года вступил в силу закон № 318-ФЗ, который внес ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Эти изменения вводят новые штрафы, которые накладываются на заказчика за различные нарушения в области осуществления госзакупок. Какие конкретно правонарушения попали под финансовые санкции?

Штрафы за нарушения в плановой документации

Как известно, при планировании закупок на 2017 год заказчики составляют два документа: план-график и план закупок. С ними связана первая группа штрафов, которые действуют с 15 июля.

Так, если нарушен срок утверждения этих документов или их изменений, должностное лицо может быть оштрафовано на сумму 5–30 тыс. рублей. Такой же штраф будет наложен в случае нарушения сроков размещения плана-графика и плана закупок в ЕИС. Если в план-график вносятся изменения, размещать в системе извещение нельзя ранее 10 календарных дней. За это достаточно распространенное нарушение теперь предусмотрен штраф в размере 30 тыс. рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

При планировании закупок на следующий год заказчики должны следить за тем, чтобы объект закупки соответствовал ее цели и требованиям к утвержденным затратам. Если в план-график или план закупок будут включены товары, не соответствующие целям закупки, должностное лицо будет оштрафовано на 20–50 тыс. рублей.

Согласно постановлению Правительства № 555 от 05.06.15, к плану закупок и плану-графику должно прилагаться обоснование закупки. За указание в документах необоснованной начальной (максимальной) цены контракта, равно как и за нарушение норм законодательства при ее обосновании, предусмотрен штраф до 50 тыс. рублей. Если такое обоснование представлено с нарушением порядка либо формы, то на должностное лицо налагается штраф в размере 10 тыс. рублей.

Порядок общественного обсуждения и штраф за его нарушение

Отдельно хочется сказать об обязательном общественном обсуждении закупок. Дело в том, что несоблюдение его порядка, по данным Единой информационной системы, является одним из наиболее типичных нарушений. Теперь же допустившее это нарушение должностное лицо карается штрафом в сумме до 30 тыс. рублей.

В частности, одно из нередких нарушений – несоблюдение срока начала первого этапа общественного обсуждения. Он должен стартовать непосредственно с даты размещения плана-графика закупок в ЕИС. Такое требование установлено порядком проведения обязательного общественного обсуждения, который утвержден приказом Минэкономразвития № 795 от 30.10.15. Другое распространенное нарушение – неправильное окончание второго этапа обсуждения. Он должен завершиться за 3 дня до даты, когда определение исполнителя контракта может быть отменено. Однако день его завершения не должен попадать на выходные дни. Такие правила установлены в пунктах 1.15 и 3.2 упомянутого выше порядка.

Нарушение при экспертизе и приемке

Поставленные по госконтракту товары, работы и услуги должны пройти экспертизу. В некоторых случаях для ее проведения заказчик должен привлечь экспертов или экспертную организацию. Если при этом не были соблюдены требования российского законодательства, то на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в сумме 20 тыс. рублей. Санкции в таком же размере предусмотрены и за нарушение правил приемки товара. В частности, за неверное составление документа о приемке, а в случае отказа от нее – за ненаправление поставщику письменного мотивированного отказа.

Дисквалификация

Новой мерой наказания за правонарушения в области государственных закупок стала дисквалификация должностного лица. Ее можно получить, если повторно не выполнить в установленный срок предписания или требования органа, осуществляющего контроль в сфере закупок. В этом случае срок дисквалификации составит один год. Если же повторно не будет выполнено предписание органов государственного или муниципального финансового контроля, то должностное лицо может быть дисквалифицировано на два года.

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок касается двух основных субъектов заказчиков и участников закупок.

Преступления со стороны заказчиков

Нарушения в сфере закупочной деятельности при освоении бюджетных средств со стороны заказчиков, могут быть квалифицированы по целому ряду статей. В основном они закреплены в гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Субъекты этих преступлений в силу служебных полномочий должностные лица представители заказчика либо организаций, должностных лиц, наделенных полномочиями заказчика.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Когда речь идет о хищениях в госзакупках, первое, что приходит в голову, это нецелевое расходование бюджетных средств. Уголовная ответственность за это предусмотрена ст. 285.1 УК РФ. Если сумма нецелевого использования была крупной 1,5 млн руб. иболее1, то виновному грозит наказание в виде лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это самая жесткая мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ.
В случае если не по назначению потратили 7,5 млн руб. и более (особо крупный размер), действия могут быть квалифицированы уже по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ
Она предполагает лишение свободы до 5 лет и права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление служебными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями квалифицируется по ст. 285, 286, 292 или 293 УК РФ и предусматривает наказание от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет. При тех же действиях в случае наступления тяжких последствий виновного лишают свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Еще один вид преступлений в сфере госзакупок превышение должностных полномочий. Оно подпадает по ст. 286 УК РФ и наказывается от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет. Если свои полномочия превысило лицо, занимающее государственную должность РФ или субъекта РФ, или глава органа местного самоуправления, то его в лучшем случае оштрафуют до 300 тыс. руб., а в худшем лишат свободы до 7лет, как и права занимать должности до 3 лет или без этого.
В случае если такие преступления совершены с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, кодекс предусматривает лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

В сфере госзакупок распространен также такой вид преступлений, как служебный подлог , когда в официальные документы вносят заведомо ложные сведения, исправления, которые искажают их действительное содержание. Нарушителей наказывают в соответствии со ст. 292 УК РФ,начиная от штрафа до 80 тыс. руб. и заканчивая лишением свободы до 2 лет.
В случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, государства закон предусматривает наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого.

Халатность

Халатность в сфере госзакупок явление нехарактерное. Ведь нецелевой характер расходования средств бюджетов сам по себе предполагает конкретное действие, направленное, как правило, на личное обогащение или иную личную заинтересованность должностного лица. Именно поэтому такое преступление отнесено к категории небольшой тяжести, за которое в соответствии со ст. 293 УК РФ может быть назначен штрафдо 120 тыс. руб., обязательные либо исправительные работы или арест до 3 мес.
Даже в случае причинения особо крупного ущерба (ч. 1.1 ст. 293 УК РФ) законодателем в качестве наиболее жесткого наказания предусмотрен арест до 6 мес.

Преступления со стороны участников закупки

Среди субъектов преступления те, кто претендует на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также непосредственно поставщики. Они, как правило, посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в сфере госзакупок. Составы этих преступлений содержатся в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

Мошенничество

Среди участников закупок в рассматриваемой сфере правоотношений наиболее распространено мошенничество.
Учитывая, что уголовный кодекс не предусматривает мошенничество в сфере госзакупок (оно подразумевается в области кредитования, предпринимательской деятельности, страхования и др.), действия участников закупок в зависимости от тяжести негативных последствий и иных признаков следует квалифицировать по различным частям ст. 159 УК РФ.
Так, по ч. 1 предусмотрено наказание от штрафа до 120 тыс. руб. до лишения свободы до 2 лет. За мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, грозит в лучшем случае штраф до 500 тыс. руб., а в худшем лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо без него (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Самое строгое наказание предусмотрено ч. 4 ст. 159, по которой за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особокрупном размере, предусмотрено лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. либо без него.
Так, исходя из материалов прокуратуры района Ханты-Мансийского автономного округа Югры, следственный орган возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Проверка прокуратуры показала, что должностные лица учреждения здравоохранения похитили бюджетные средства в сумме почти 400 тыс. руб. Они действовали по предварительному сговору, подписав и оплатив счета-фактуры на оказание транспортных услуг, в которые внесли недостоверные сведения об объеме оказанных услуг.

Присвоение и растрата

Другое распространенное преступление среди участников закупки присвоение или растрата. За него ст. 160 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., обязательных работ до 240 ч, исправительных работ до 6 мес., ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, л/с до 2 лет.
За те же нарушения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 6 лет со штрафом или с ограничением свободы либо без этого.
Если же их совершила организованная группа либо в особо крупном размере, то согласно ч. 4 ст. 160 УК РФ этих лиц наказывают лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет либо без этого.
Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб., а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб.
Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Еще один очень характерный вид преступления у участников закупок причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Ответственность за него предусматривает ст. 165 УК РФ.
Если это преступление совершено при отсутствии признаков хищения в крупном размере, то виновных лиц наказывают от штрафа до 300 тыс.руб. до лишения свободы до 2 лет со штрафом или без него и с ограничением свободы или без этого.
За то же действие, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, причинившее особо крупный ущерб, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет (ч. 2 ст. 165).

Ограничение конкуренции

В рассматриваемой плоскости правоотношений фигурирует также и ограничение конкуренции заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Такое правонарушение переходит в уголовно-правовую плоскость, если ограничение конкуренции причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 178 УК РФ виновных должностных лиц наказывают штрафом до 500 тыс. руб., лишением свободы до 3 лет иправа занимать должности до 1 года либо без него. По части 2 этой же статьи такие деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, наказываются более строгими видами и размерами уголовного наказания. В частности, это может быть лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление полномочиями

В числе преступлений со стороны участников закупки УК РФ выделяет и злоупотребление полномочиями, но только в случае, если это причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Тогда виновных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК РФ наказывают от штрафа до 200 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.
По части 2 ст. 201 УК РФ то же действие, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом до 1 млн руб., лишением свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

Коммерческий подкуп

И наконец, в качестве еще одного вида преступлений, на которые идут участники закупок, можно назвать коммерческий подкуп. Он выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества. Кроме того, ему могут оказывать услуги имущественного характера, предоставлять иные имущественные права за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. За это ст. 204 УК РФ предусматривает штраф до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет, лишением свободы до 3 лет. При наличии квалифицирующих признаков наказание возрастает.
Заказчики несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).
В числе преступлений участников закупок, подпадающих под действие УК РФ: мошенничество (ст. 159); присвоение или растрата (ст. 160);причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); ограничение конкуренции (ст. 178); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204). 11 Размер причиненного бюджету ущерба является линией разграничения между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.1 УК РФ) за одни и те же действия.

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере закупок

Изначально, когда были введены составы административных правонарушений, была привязка к 223-ФЗ. Подавались жалобы, они рассматривались. Тогда рассматривались действия заказчиков и поставщиков, выявлялись правонарушения 223-ФЗ, но к административной ответственности никого не привлекали, так как составы правонарушений не были разработаны и введены.

Когда составы были введены, велись споры в судах, ответственные лица говорили о том, что Федеральная антимонопольная служба вообще не должна рассматривать дела об административных правонарушениях.

Но в соответствии с частью 10 статьи 3 223-ФЗ, частью 1 статьи 18.1 135-ФЗ, ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц.

Также в соответствии с частью 1 статьи 23.83 КоАП, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3-8 статьи 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса.

Все эти статьи содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Если будут добавляться другие составы, то будут и внесены изменения в Кодекс. Если сравнить, то за нарушения закона 44-ФЗ на сегодняшний день предусмотрено большее количество составов административных правонарушений.

Есть ли нормативный акт, который регулирует процедуру привлечения к административной ответственности? Единого документа до сих пор нет, поэтому при нарушениях 233-ФЗ применяется часть 2 статьи 23.66 КоАП РФ .

Частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, вправе в том числе:

  1. руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и его заместители, то есть руководитель ФАС России и его заместители.
  2. руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и их заместители, то есть начальники управлений центрального аппарата ФАС России и их заместители .
  3. руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, их заместители.

В данной статье указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут контролировать исполнение 223-ФЗ. Только они вправе рассматривать детали дела и решать его исход. Никакие противоречия, которые могут не соответствовать этой части КоАП РФ, не могут быть приняты, то есть расширить перечень лиц, принимающих решения в данной области, невозможно.

Понятие и виды административных правонарушений в сфере закупок

Часто заказчики или поставщики не могут понести наказание, так как не являются должностными лицами. Понятие должностного лица установлено в примечании к статье 2.4 КоАП.

У должностных лиц есть особенность: они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

Лица, осуществляющие функции членов комиссий по осуществлению закупок, контрактные управляющие, а также работники контрактной службы несут административную ответственность как должностные лица .

Все лица, которые ответственны за организацию и осуществление закупок, являются должностными лицами и должны нести административную ответственность. Также, к примеру, руководитель департамента несет ответственность не только за собственные действия (бездействие), но и за действия своих подчиненных. Это следует из прямого указания 2.4 КоАП.

Существует и понятие срока давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности — статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения.

Там четко указаны не 2 месяца, как считают многие, а именно 1 год. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения . К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен. Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности. Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Статья 7.32.3

Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

Каждая часть данной статьи являет собой состав административного правонарушения.

Часть 1. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Говоря о составах правонарушений по 223-ФЗ, нужно сказать, что по 44-ФЗ к ответственности привлекается только должностное лицо заказчика. Но по 223-ФЗ штраф может накладываться как на юридическое, так и на физическое лицо. Дела возбуждаются на эти виды лиц отдельно.

Часть 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Дисквалификация предусмотрена только в судебном порядке, поэтому дело формируется и передается в суд, где судья решает исход. В отношении юридического лица дело в таком случае не возбуждается.

Часть 3. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 4. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Это нарушает принцип информационной открытости закупки. Все данные закупки должны быть открыты для того, чтобы все участники закупки могли ознакомиться с ними. Этот состав предусматривает ответственность за нарушение сроков размещения информации.

Часть 5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Данное нарушение встречается часто как при рассмотрении жалоб, так и по результатам проверок. Нарушение выявляется, если закупка размещена, а информация о ней в плане закупок отсутствует.

Если та или иная информация подлежит размещению в установленные сроки, а разместить ее не получается в силу технических причин или обстоятельств, которые не зависят от физического или юридического лица, то необходимо предоставить доказательства этого. К примеру, скриншот рабочего стола, видеозапись работы на компьютере. Если дело будет возбуждено, то ответчик сможет доказать то, что он пытался выполнить требования закона.

Важно помнить, что на скриншотах должны быть видны дата и время выполнения действий, но лучше всего предоставить видеозапись экрана компьютера.

Одно из самых часто выявляемых нарушений при проверках — это нарушение Постановление Правительства №1352, пункта 10. В данном пункте установлена обязанность утверждать и публиковать перечень закупки товаров, работ или услуг и субъектов малого и среднего предпринимательства как на официальном сайте, так и на сайте заказчика.

Часть 6. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком , утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Здесь говорится о неразмещении изменений, которые вносятся в положение о закупках. Это очень важно, так как каждая организация по 223-ФЗ создает свое собственное положение о закупках, по которому впоследствии и работает. Изменения в положении должны постоянно публиковаться и быть видны в ЕИС и на официальном сайте заказчика.

Часть 7. Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Такое нарушение встречается в практике наиболее часто. Это нарушения, которые выявляются в документации. Но это и одна из самых низких санкций — штраф минимален. В 44-ФЗ привлекается к ответственности лицо, которое утвердило документацию, а по 223-ФЗ привлекается то лицо, которое в организации ответственно за осуществление закупок. То есть ответственность несет в этом случае лицо, руководящее размещением закупок организации.

Часть 8. Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Наиболее частое привлечение по данной части происходит в связи с неправомерным рассмотрением заявок: члены комиссии подписывают документ об отклонении или принятии заявки. Но если заявка была допущена или отклонена неправомерно, то лица, ответственные за это, привлекаются к административной ответственности.

Здесь важно отметить: дело об административном правонарушении будет возбуждено в отношении каждого члена комиссии.

Помимо восьми основных в практике существуют также специальные составы правонарушений:

Часть 7.2 статьи 19.5 КоАП . Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как происходит данное нарушение? Если рассматривается жалоба, после выдается предписание, но это предписание не выполняется в срок. Тогда ответчик должен заплатить штраф за невыполнение предписания антимонопольного органа.

Если предписание не выполняется, а обжалуется. В случае принятия к рассмотрению заявления об обжаловании предписания его действие приостанавливают. Но сам факт подачи заявления еще не останавливает решение о предписании. Часто бывает, что срок исполнения предписания подошел, но лицо говорит о том, что заявление на обжалование уже подано. Заявление должно быть принято судом. В противном случае возникает состав административного правонарушения. Заявление в кратком виде нужно подать в наиболее короткие сроки вместе с пакетом документов. Далее можно подготовить полноценное заявление и подать его на следующей стадии, когда уже будет вынесено определение суда.

Непредставление сведений по требованию контролирующего органа. 19.7.2-1. Часто ответчики приводят доводы о невозможности предоставления информации, но, безусловно, суды могут принять лишь те доводы, которые подкреплены доказательствами.

При проведении проверок изучается, в первую очередь, положение о закупке заказчика. Это база, которая позволяет выявить нарушения в действиях заказчика.

Наиболее частые нарушения:

  • соответствие действий заказчика, организатора торгов Положению о закупках. Важно внимательно относиться к условиям закупочных процедур, которые прописаны в собственном положении, ведь это основа и правила закупочной деятельности организации. Это может быть нарушением при выборе способа закупки, когда заказчик сам ограничивает себя Положением, подается та или иная жалоба. Таким образом, это нарушение является самым странным, так как это положение создала сама организация;
  • наличие сведений о закупке в плане закупок. На такую закупку могут пожаловаться, а также выявить нарушение при плановой проверке;
  • описание объекта закупки . Несоблюдение требований к документации о закупке. Объединение в один лот разные виды работ, отсутствие описание объекта закупки;
  • установление неизмеряемых требований к участникам закупки . Неуместно делать отсылку к приказам, нужно четко прописывать все требования. Также часто есть указание «важна необходимость обладания всеми материальными ресурсами и документами для данных видов работ». Здесь важно списком указывать конкретные требования. Также часто есть требование: «важна необходимость обладания всеми сертификатами и квалификациями для данных видов работ». Это все необходимо прописывать в требованиях к участникам закупки;
  • установление ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в закупке . Выявляется нарушение 223-ФЗ, которое нарушает требование информирования о порядке и алгоритме оценки, чтобы участник знал, в каком случае он может получить максимальное количество баллов. Также важно соблюдать пропорциональную зависимость. Часто заказчики представляют свою методику проставления баллов, но может быть выявлено нарушение 223-ФЗ, так как порядок оценки заявок соблюдать необходимо, а также размещать методику на официальном сайте ЕИС;
  • требования к коллективному участнику . Участником закупки может быть круг лиц, их объединение. Заказчики могут ограничивать возможность выступления консорциумом. Уменьшать круг участников неправомерно. Лица подают заявку вместе для того, чтобы объединить свои производственные мощности и квалификационные ресурсы, то есть предъявлять завышенные требования к отдельным частям группы также неправомерно.

Документация должна содержать дату начала и окончания срока предоставления разъяснений.

Еще одно частое нарушение: неправомерное требование к участнику предоставить письма от дилеров, которые бы подтверждали, что участник сможет поставить тот или иной товар. Оснований для того, чтобы требовать такие письма, нет. Это неправомерно, так как такие письма получить сложно.

Производство по делам об административных правонарушениях в сфере закупок

Стадии производства по делам об административных правонарушениях (Гл.28-31 КоАП РФ):

  1. Возбуждение дела об административном правонарушении. Оно может быть возбуждено протоколом или определением об административном правонарушении. Разница этих способов состоит в том, что любое дело об административном нарушении должно содержать в себе протокол. Составление протокола обязательно. Дело возбуждается определением, когда в протоколе не содержится достаточных сведений о том, что есть наличие события и состава правонарушения. За этим следует административное расследование: запрашиваются и изучаются дополнительные документы. В течение месяца принимается решение о составлении протокола. Дело может и прекратиться, если есть факт неподтверждения административного правонарушения. Но если факт состава события был подтвержден, то протокол составляется (при этом событии лучше присутствовать). Руководитель может написать доверенность на другое лицо о представлении его интересов по делам об административных правонарушениях на всех стадиях процесса.
  2. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Если протокол составлен, то он вручается под расписку или отправляется по почте. 15 дней дается на рассмотрение дела. Важно помнить, что лицо, которое составляет протокол, и которое его рассматривает — это два разных должностных лица (это требования КоАПа).
  3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.
  4. Исполнение постановления.

Обстоятельства, исключающие производство по делу

Согласно статье 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  1. отсутствие события административного правонарушения;
  2. отсутствие состава административного правонарушения;
  3. действия лица в состоянии крайней необходимости;
  4. издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  5. отмена закона, установившего административную ответственность;
  6. истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (1 год);
  7. наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
  8. смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Признаки малозначительности (Статья 2.9 КоАП):

  • Исполнение выданного на основании Решения Предписания. К примеру, была рассмотрена жалоба на необоснованный отказ в допуске участника. Но предписание было исполнено, заявка допущена. Предписание выдано и исполнено, дело будет прекращено.
  • Признание вины (в т.ч. отсутствие судебного производства). В случае отсутствие признания вины прекратить производство по малозначительности трудно. Если заказчик обжалует решение в судебном порядке, то это значит, что ответчик не признает свою вину.
  • Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения. Нарушения не повлияли на ход проведения торгов.
  • Факт совершения правонарушения впервые. Это также указывает на малозначительность.

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки). Решение по КоАПу изготавливается 3 дня. Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные. Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  1. жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений;
  2. постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;
  3. постановление отменяется и дело прекращается;
  4. изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.

Положение лица ухудшено быть не может.

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере закупок

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев (статья 31.5 КоАП РФ).

КоАП установлен определенный порядок исполнения постановлений о назначении различных видов административного наказания.

Постановление о наложении административного штрафа на физическое лицо исполняется следующим образом. Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу путем внесения или перечисления в банк или иное уполномоченное кредитное учреждение.

Возможно и принудительное исполнение.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, направляет судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (месту жительства) лица, привлеченного к административной ответственности для взыскания суммы административного штрафа заявление о возбуждении исполнительного производства.

Вопросы участников

В положении о закупке не указан вид закупки у единственного поставщика, закупки до 100 000 рублей. Обязанности размещать эти закупки в ЕИС также нет. Будет ли нарушением, если все закупки до 100 000 рублей отражать в отчетности с присвоением способа закупки?

Размещение закупки до 100 000 рублей является правом, а не требованием. Состава административного правонарушения данный факт образовывать не будет, так как это не обязанность.

Предприятие попало под 475-Р. Предусмотрена ли ответственность?

Да, предприятие попало под это распоряжение и было обязано разместить годовой перечень инновационной продукции в виде плана. Если такой план размещен не был, то предусмотрена административная ответственность по части 5 статьи 7.32.3. Также есть ответственность, предусмотренная частью 4.

Сменился руководитель в марте 2016 года. На сайте gov.ru не размещена или размещена не полностью информация по закупкам. Лучше внести не размещенную информацию или оставить все так, как есть, и внести только то, что изменилось при новом руководителе? В случае нарушения кто будет привлечен к административной ответственности: бывший руководитель, нынешний руководитель или юридическое лицо?

Эти сведения должны быть размещены в ЕИС. Однозначно за каждый факт нарушения будет привлечено к ответственности юридическое лицо. Вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц решается исходя из документации организации. Обычно это лицо, которое ответственно за действия (бездействия) всех подчиненных ему лиц.

Штраф за одно правонарушение накладывается дважды? Один раз на юридическое лицо, второй раз на физическое (должностное)?

Дважды возбуждается производство: на юридическое и должностное лицо. По каждому из них будет вынесено отдельное решение.

Организация работает по 223-ФЗ. Аудит по 44-ФЗ. Закупка проведена по закону, но по технической причине не был размещен договор. Является ли нарушением неразмещение заключенного договора по итогам проведения закупки по 44-ФЗ в реестре контрактов и в реестре договоров по 223-ФЗ?

Ответственность предусмотрена при неразмещении договора как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.

Каким образом правильно получить предписание? По 223-ФЗ ФАС его не публикует и не присылает.

Требование о том, что решения и предписания должны быть опубликованы, обязательно. В течение 5 рабочих дней с момента оглашения предписание должно быть размещено на официальном сайте. Можно написать письмо на почту [email protected], если сроки нарушены и предписание не размещено. Важно помнить, что положение о наложении штрафа изготавливается в течение 3 дней и не публикуется. Оно только направляется на почту организации, где работает должностное лицо. Можно получить его на руки, связавшись с исполнителем.

Участник закупки не представил бумажную копию заявки по требованию документации о закупки. Является ли это существенным критерием для недопуска участника к процедуре закупки?

Этот вопрос требует изучения документации. Но если исходить из его формулировки, то в настоящем случае требования закона это не нарушает, так как законодательство стремится привести все закупки к электронному виду. Если было такое требование в документации, то, конечно, это может явиться причиной недопуска участника к процедуре закупки.

Несет ли административную ответственность председатель конкурсной комиссии, если будут выявлены нарушения в проведении конкурса и будут ли нести ответственность конкурсные управляющие по 223-ФЗ и 44-ФЗ?

Вопрос общий. Если были допущены нарушения при рассмотрении заявки по 223-ФЗ или 44-ФЗ, если заявку нужно было отклонить, а ее допустили или наоборот, то к ответственности будут привлечены все лица, которые принимали решения и подписали документ. Если конкурсный управляющий является председателем комиссии, как обычно это и бывает, то он будет также нести ответственность. Если управляющий не входит в состав комиссии, находился в отпуске или не принимал участие в допуске и отклонении заявок, то к ответственности он привлекаться не будет.

03.10.2014 00:34

Добрый день друзья, коллеги, читатели. Наверное, сегодня не самая веселая тема, которую можно презентовать, но тем не менее обходить стороной её категорически не рекомендуется. Статья посвящена ответственности в сфере ГОСТОРГОВ . При этом обращаю внимание, что ответственность у нас несут обе стороны баррикад. Правда, тяжесть последствии, конечно у них разная. Хотя с другой стороны как сказать. В народе говорят «От тюрьмы и от суммы не зарекайся», прямо в точку, касаемо ГОСЗАКАЗА . В одном предложении вся ответственность обеих сторон. Что касается, поставщика, он в первую очередь несет финансовую ответственность, причем она достаточно широкая. На поставщика могут наложить штраф, пеню , он может потерять обеспечение контракта , обеспечение заявки, обеспечение гарантии, с ним могут расторгнуть контракт, не принять товар, задержать оплату, не выбрать весь товар по контракту, к сожалению ситуаций, не перечесть, получается «сума» маячит со всех сторон для поставщика, не знающего или нарушающего закон. В свою очередь государственный заказчик несет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, получается «тюрьма» из пословицы для него тоже не пустой звук. Вот так! А теперь давайте к деталям.

В связи со вступлением в силу с 01 января 2014 года федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе» в порядок осуществления государственных закупок были внесены существенные изменения. Это обусловило необходимость пояснить участникам тендерных торгов не только суть самой их процедуры, но и возможную ответственность за нарушение требований закона.
Реакция государственных органов на правонарушения, совершаемые в процессе госзакупок, и контроль над этой процедурой очень важны, т.к. они помогают:
. выявить факт несоблюдения закона;
. гарантировать взыскание за его нарушение;
. предотвратить повторение таких случаев в дальнейшем;
. уменьшить негативные последствия от неэффективного расходования средств бюджета страны.
В этой связи считаю нужным пояснить некоторые особенно важные моменты, относящиеся к вопросу об ответственности заказчиков и подрядчиков за нарушение законодательства РФ в отношении госзаказов.
Обязательные пункты государственного контракта.
В принципе, как и закон 94-ФЗ, новый 44-ФЗ также определять обязательность присутствия в тексте государственного контракта информации об условиях ответственности, в частности сведений о мерах наказания:
. за невыполнение или некачественное выполнение условий контракта заказчиком или поставщиком;
. за просрочку выполнения обязательств (взыскание в форме пени за каждый день неустойки).
Таким образом, закон не только контролирует исполнение должным образом госконтракта, но и страхует стороны, заключающие его, от конфликтных ситуаций.
Дисциплинарная ответственность.
Наиболее распространенные формы такого вида ответственности за некорректное осуществление должностным лицом процедуры госзакупок - это выговор, словесное замечание и увольнение как крайняя форма наказания в данном случае. В первую очередь, конечно, это касается работников контрактных служб или контрактных управляющих. Хотя, я думаю, что и не квалифицированного тендерного специалиста тоже следует уволить.
Сложность привлечения сотрудника организации к дисциплинарной ответственности состоит в том, что она возможна лишь при условии, если будет доказано, что работнику действительно давался приказ или поручение касаемо конкурсных торгов и его действия привели к неким последствиям, но при этом Закон не нарушен. Если нарушено положение закона, работодатель прибегает к привлечению работника либо к денежной, либо к административной ответственности.
Административная ответственность.
Как показывает судебная практика, административная ответственность - один из самых распространенных способов наказания за серьезные ошибки при осуществлении процедуры государственных закупок.
Основные административные нарушения, при которых наступает данный вид ответственности, следующие:
. внесение изменений в условия госконтракта (например, нельзя изменять информацию о сроках выполнения контракта обеими сторонами, заключившими его);
. нарушение порядка осуществления самой процедуры госзаказа;
. неправильное ведение реестров госконтрактов;
. публикация или подача неправдивой или недостоверной информации, а также отсутствие требуемых сведений;
. несоблюдение условий госконтракта.

Что бы ознакомиться со всеми видами нарушения в ГОСЗАКАЗЕ, Вам потребуется КоАП РФ. Кстати, хочу заметить что штрафы для должностных лиц варьируются от 5 тыс. до 300 тыс. рублей.
Из этого следует, что административное законодательство регулирует отношения, которые связаны с обеспечением госзаказа. Лицо, которое обвиняется в совершении административного правонарушения при этом, должно нести ответственность напрямую перед самим государством.
Следует также отметить, что такому виду наказания могут быть подвержены не только должностные лица госзаказчика, а также:
. члены тендерной комиссии;
. оператор ЭТП;
. уполномоченные лица, размещающие заказ на сайте;
. специализированные учреждения;
. представители уполномоченных органов;
. специалисты, которые отвечают за ведение официального сайта по закупкам;
. управляющие органы и их должностные лица и т.д.
Исходя из текста Письма ФАС от 23 января 2014 г. №ИА/2111/14 привлечение к административной ответственности осуществляется на основании того закона, который был действителен на момент совершения рассматриваемого правонарушения (речь идет, о законах 44-ФЗ и 94-ФЗ).
Отметим, что нормы КоАП РФ в отношении госзакупок до 01 января 2014 г. и после этой даты неодинаковы, поэтому определение временного промежутка, в котором имело место нарушение процедуры госзаказа, имеет принципиальное значение.
Нововведением закона 44-ФЗ служит взыскание со стороны, нарушившей условия контракта, пени (в случае просрочки) и штарфа (за выполнение договора недолжным образом) - ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 ноября 2013 г. N 1063. Если в первом случае размер пени зависит от времени неустойки, то во втором - размер штрафа является фиксированной денежной суммой, указанной в контракте. Из этого следует, что административная ответственность может носить и финансовый характер. Как я уже говорил, фиксированный штраф, новелла Федеральной контрактной системы, давайте немного осветим этот вопрос.


Уголовная ответственность.

Среди условий, при которых наступает уголовная ответственность за преступления, совершенные при осуществлении госзакупок, нужно отметить такие:
. злоупотребление своими должностными обязанностями и полномочиями;
. расход средств госбюджета с целями, не прописанными в госконтракте;
. халатность со стороны должностного лица;
. фальсификация и мошенническая деятельность;
. действия с целью не допустить, устранить или ограничить конкуренцию среди участников торгов.

Обратимся к Уголовному кодексу РФ.

Особенно важным при рассмотрении случаев уголовных преступлений при осуществлении госзакупок является решение ФАС, которое и выступает истиной последней инстанции. Если жалоба в ФАС на основании вышеупомянутых противоправных действий участников торгов признается обоснованной, то арбитражный суд вполне может привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Другой вариант, когда регулятор передает информацию в прокуратуру.

Подобный краткий обзор различных типов ответственности говорит о том, что федеральная контрактная система стала более защищенной в плане осуществления процедуры госзакупок надлежащим образом, а также контроля этого процесса со стороны государства. И как видно из последних новостных сводок, органы власти взяли курс на контроль за качеством услуг (товаров), закупаемых у поставщиков, а также за стоимостью госконтракта. Опять же, поживем увидем!

Спасибо за внимание! Удачи в ГОСТОРГАХ. Не тюрьмы Вам, не сумы!

Вы хотите выигрывать ГОСТОРГИ? Хотите видеть свою компанию в победителях тендера? Обращайтесь и Вы научитесь зарабатывать в ГОСТОРГАХ намного больше и станете квалифицированным тендерным специалистом! Обучаться можно не выходя из дома, по всем законам, регламентирующим ГОСЗАКУПКИ. Высокая квалификация преподавателя и располагающая атмосфера сделают обучение простым и очень результативным. В процессе обучения используется новейшее программное обеспечение, позволяющее прекрасно видеть, отлично слышать, вносить корректировки в презентации. Преподаватель использует последние версии методических материалов Министерства экономического развития и ФАС России. Наши курсы имеют самый высокий коэффициент плотности подачи материала по отношению к другим обучающим центрам. Как профессионал, Вы оставите всех позади себя !