Как будут развиваться события в мире. Россия и Украина: Сценарии развития ситуации. Александр Гольц, военный обозреватель журнала The New Times

Военное противостояние на Донбассе, где открыто сошлись интересы России и Запада, стало самым серьезным со времен холодной войны. Украинский кризис не открыл чего-то принципиально нового в противоречиях между Россией с одной стороны, США и Европейским Союзом, с другой. Но он подвел черту под двумя десятилетиями попыток РФ найти себя на путях интеграции и кооперации с западным миром поверх имеющихся расхождений и разногласий.

На смену этому пришла конфронтация, не имеющая в отличие от периода «холодной войны» идеологического характера, но предполагающая жесткое отстаивание собственных геополитических и экономических интересов. Включая и военно-политическое вмешательство. На Западе это воспринимается, как нарушение Москвой международного права и основ мирового порядка, а в России, как действия, направленные на укрепление самостоятельности страны и защиту ее жизненно важных интересов.

В конце 2013-2014 года Украина, ранее в течение всего периода независимости балансировавшая между Западом и Россией, резко качнулась в сторону евроатлантического выбора. Это движение происходило параллельно с трансформацией украинского проекта национальной государственности. На протяжении всего периода существования постсоветской Украины внутри нее реально боролись два подхода - идентификационный, который опирался на ультра-националистические силы, исповедовавшие по сути украинский вариант нео-нацизма. Другой подход ориентировался на создание бюрократического государства, цементировавшего пребывание у власти коррумпированных элит.

В результате майдана и прямого вмешательства США во внутренние дела Украины победил первый подход. Приход к власти ультра-националистов с нео-нацистской риторикой вызвал отторжение жителей Крыма и Юго-Востока Украины, что привело к потере Крыма для Украины и возникновению вооруженного конфликта на Донбассе.

Навязанный Украине выбор в пользу проекта создания монолитного националистического государства с коричневой идеологией априори предполагал острый конфликт с Россией. Что и случилось с обострением российско-украинских отношений во всез областях.

В этом конфликте незримо присутствуют геополитические интересы США и Евросоюза, которые из спящей фазы перешли в открытую.

Таким образом, в настоящее время украинский кризис имеет несколько измерений. Это - противоречия в отношениях между Западом и Россией, РФ и Украиной, вооруженный конфликт в Донбассе, противоречия внутри украинских элит (затрудняющие поиск для Москвы оптимальных партнеров для переговоров).

В этой связи нами предлагаются несколько сценариев: негативное и позитивное развитие ситуации, поддержание хрупкого статус-кво. Обозначаются также возможные «непредвиденные обстоятельства». При этом в рамках каждого из указанных разделов разбираются различные варианты возможных изменений.

Позитивный сценарий

Если обсуждение внеблокового статуса, и поиск нового механизма работы с элитами — дело будущего, то такие параметры как газовая проблематика и статус ДНР и ЛНР — вопросы сегодняшней повестки дня. Наиболее позитивным сценарием для России было бы в этом контексте перевести конфликт в статус умеренно замороженного, одновременно вынудив Киев к переговорам с ДНР и ЛНР об их статусе в составе Украины. Для этого необходимо политически нейтрализовать наиболее радикальных лидеров ополченцев. И затем выдвинуть на первые роли умеренных, готовых к диалогу с Киевом, сформировать такую повестку дня со стороны ДНР и ЛНР на переговорах, которая бы предусматривала возможность вхождения этих регионов (причем не только тех территорий, которые контролируются ополченцами, но и в целом Донецкой и Луганской областей) в состав Украины. На основе глубокой децентрализации с элементами федерализации. Это позволило бы Москве в перспективе не брать на себя в полном объеме обязанности по восстановлению инфраструктуры, а также сформулировать более сильную позицию относительно внеблокового статуса Украины, минимизировать активность Украины в крымском вопросе, а также добиться смягчения позиции Киева в отношении Приднестровья.

На данном этапе, учитывая различное понимание минских соглашений и возникновение нового проблемного узла, а именно признания или непризнания выборов в ДНР и ЛНР, вопрос о статусе республик приобретает ключевое значение. Сегодня как никогда проявляется, что, создавая элемент давления на Запад и Украину, в данном случае в виде двух самопровозглашенных республик, необходимо было четче понимать и оценивать, насколько их поддержка может обернуться ростом общих проблем, в том числе санкционного плана.

Запад явно рассчитывает на «сдачу» Россией ДНР и ЛНР в обозримой перспективе. Москва же стремится легитимировать режимы в самопровозглашенных республиках. Пусть даже эта легитимация сомнительная и никогда не будет признана Западом, но она имеет символическое значение и позволит объяснить наличие существующей в республиках власти. Очевидно, что консенсус в отношении ДНР и ЛНР быстро найти не удастся. Однако даже признание Россией выборов в ДНР и ЛНР с международно-правовой точки зрения в рамках позитивного сценария не означает признания самих республик, а служит элементом давления на Киев с целью вынудить его вести переговоры и элементом легитимации властей ДНР и ЛНР внутри самих непризнанных субъектов. С этой точки зрения, выборы в ДНР и ЛНР до некоторой степени гарантируют от возможного хаоса и потенциально вероятной войны полевых командиров друг с другом. Вместе с тем на признание ДНР и ЛНР Россия в рамках позитивного сценария Россия не пойдет.

Реализация всех параметров позитивного сценария сегодня вряд ли возможна. Да и зависит она не только от Москвы, но и от ЕС и Киева. Позитивный сценарий вероятен только в том случае, если в Киеве возобладает трезвый подход американских кураторов, осознающих бесперспективность и опасность для них и их союзников в Европе формирования тоталитарного ультра-националистического государства, которое с помощью террора и насилия будет пытаться держать расползающуюся на части Украину. Такая жесткая вертикаль власть не может не вызывать отторжения со стороны части ультра-националистических сил, которые не поддерживают тотальный американский контроль за происходящими в стране событиями.

Навязанная американцами модель гораздо хуже прежних коррмпированных моделей времен Кучмы-Януковича, так как американцы вынуждены закрывать глаза на рост коррупции, связанных с ними политиков, на которых они делают ставку. Это понимают и сами политики и используют свою безальтернативность для раскручивания коррупционного маховика. Выйти из этого противоречия американцам не удасться, так как скамейка запасных игроков на Украине крайте коротка.

Такая ситуация чревата нестабильностью, систематическими коррупционными скандалами и резким падением авторитета власти в глазах населения, что может позволить ее противникам с помощью неконтролируемых никем батальонов и полувоенных формирований предъявлять власти ультиматумы, а то и спровоцировать очережной майдан.

Вряд ли американцы заинтересованы в таком развитии ситуации, однако затормозить негативные тенденции на Украине им вряд ли удасться. И выходом из такой ситуации может стать провоцирование военного наступления на Донбасс в расчет на то, что Москва, находясь под санкциями не пойдет на защиту ЛНР и ДНР. Такая авантюра, и Россия уже предупредила об этом Запад, может обернуться военным поражением Киева и ростом хаоса во всем регионе.

Негативный сценарий

Сегодняшнее положение дел внутри Украины и вокруг нее характеризуется чрезвычайной хрупкостью всех имеющихся конструкций, начиная от самой украинской власти и непризнанных республик юго-востока страны и заканчивая взаимоотношениями внешних игроков по поводу перспектив разрешения опасного кризиса в центре Европы. В этой ситуации существует соблазн ускорить развитие событий и вместо скрупулезного распутывания узлов решиться на то, чтобы решительным образом разрубить их. Отсутствие единства в рядах украинской власти (усиленное итогами парламентских выборов, на которых пропрезидентский блок не смог одержать уверенной победы) может привести к попыткам ликвидировать этот дефицит при помощи решительной наступательной операции против двух самопровозглашенных республик Донбасса.

При этом такое наступление будет подаваться не только, как завершение начатой в апреле 2014 года АТО (антитеррористической операции) и борьба с сепаратистами, но и противодействие России, ее «имперской политике» и «оккупации». Данное наступление может быть поддержано с Западом, который сам не готов к открытому военному противостоянию с Москвой.

При таком выборе развитие ситуации может пойти по нескольким путям. Первый путь - это повторение сценария «Сербская Краина-1995», когда хорватские вооруженные силы и добровольческие формирования при военно-политической и информационной поддержке США и их европейских союзников сокрушили инфраструктуры непризнанной Республики Сербская Краина и добились «восстановления территориальной целостности» страны без многолетних переговоров, уступок и компромиссов. В том случае, если Россия, опасаясь дальнейших санкций со стороны Запада или возможного втягивания НАТО в конфликт, примет подобный вариант, это будет означать самое мощное поражение Москвы на постсоветском пространстве, несравнимое по своим последствиям с «цветными революциями».

В отличие от событий 2003-2005 годов в Грузии, Украине и Киргизии, оно станет не только политическим, но и военным поражением. Такой итог будет чреват снижением популярности государственной власти внутри страны и ростом недовольства действиями Кремля (в этом проявлении могут сойтись крайние позиции противников всякого вмешательства в украинские дела и «империалистов», заинтересованных в «марше на Киев»). Это поставит если не крест на проектах евразийской интеграции, то укрепит неопределенность в их конечной реализации.

Ближайшие союзники Москвы (такие, как Армения и Таджикистан), видя ненадежность России, начнут интенсивные поиски геополитических компенсаторов. Такое развитие ситуации, в свою очередь, поставит вопрос о статус-кво в Закавказье (нагорно-карабахский конфликт, Абхазия, Южная Осетия), поскольку придаст дополнительные импульсы активности грузинской и азербайджанской дипломатии. Нельзя исключать, что «сценарий Краины» будет воспроизведен (в случае его реализации на юго-востоке Украины) и Азербайджаном. Однако попытка быстрого силового решения в зоне АТО может привести совсем к другим последствиям, сравнимым не с событиями 1995 года на Балканах, а с закавказским сценарием 2008 года.

Тогда попытки грузинского президента Михаила Саакашвили при поддержке США установить контроль над непризнанной Южной Осетией привели к военному вмешательству России в конфликт и последующему признанию независимости двух бывших автономий Грузинской ССР. При этом реакция Запада на действия Москвы была крайне ограниченной и свелась, скорее к демонстрационным мероприятиям.

При таком развитии событий Киев рискует получить не просто втягивание России в вооруженное противостояние в Донбассе уже в открытом формате, но и значительную вероятность признания ДНР и ЛНР (Донецкой и Луганской народных республик) в качестве независимых государств Москвой или мультипликацию крымского опыта только на юго-востоке Украины. Это автоматически будет означать новые санкции и ухудшение экономического положения внутри России, поскольку помимо негативных последствий от санкций добавятся и значительные социально-экономические обязательства по восстановлению Донбасса. Между тем, только в нынешней своей конфигурации две «народные республики» контролируют территорию по площади вдвое большую, чем Абхазия и по населению почти вдвое большую, чем Крым и Севастополь. Военное поражение в Донбассе сил украинской армии и Национальной гвардии, скорее всего, приведет к «третьему Майдану», в котором могут сойтись воедино, как противники АТО, так и сторонники войны до победного конца. При этом в сегодняшней Украины нет того уровня консолидации государственной власти вокруг первого лица, который наблюдался в Грузии 2008 года и который имеется сегодня в Азербайджане. Третий Майдан может подтолкнуть дезинтеграцию страны, распад Украины на несколько отдельных центров силы, которые могут сохранять внешние атрибуты единства, а могут и не делать этого. Но этот сценарий не сулит значительных выигрышей и Москве, которая помимо приобретения «европейского Сомали» в качестве соседа получает новые санкции Запада (как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективе) и новые обязательства по обустройству Донбасса. Однако в отличие от сценария «Краина-2» Москва не потерпит сокрушительного поражения на внешнеполитическом и внутреннем фронте. Тем не менее, ее донбасский успех будет отягощен целым спектром серьезных проблем в экономике и на международной арене, усилением ее изоляции (с возможным символическим причислением к числу «стран-изгоев»).

Еще одним вариантом негативного развития событий является внутриполитическая дестабилизация, как внутри Украины, так и на неконтролируемой Киевом территории юго-востока страны даже без всякого военного наступления в Донбассе. Невозможность консолидации власти, формирование полицентризма при принятии решений увеличивает риски непредсказуемости украинской власти, а также попытки использования уличной стихии для усиления той или иной группы влияния. В этой связи возникает риск утраты эффективного управления, регионализации страны. При таком развитии событий Киеву будет уже не до АТО и до удержания Донбасса.
Этим могут воспользоваться и сторонники проекта «Новороссия» в ее более широких территориальных границах. Однако на сегодняшний день среди его защитников, как и среди лидеров двух «народных республик» Донбасса не существует единства. Напротив накоплен определенный конфликтный потенциал. И это также может привести к формированию режима «федерации полевых командиров», неспособных к созданию действенного де-факто государства (по примеру Абхазии, Нагорного Карабаха или Приднестровья) с дроблением территорий и вооруженным противоборством между различными военными лидерами. Такой сценарий можно условно определить, как «украинская Ичкерия». Не исключено, что нарастание хаоса в Киеве и в Донбассе будет происходить одновременно и в этом смысле возникает опасность переформатирования конфликта по линии «Киев - «народные республики» в войну всех против всех с превращением украинского государства в фикцию. Для России и для Запада эта ситуация чревата, хотя она может в итоге подтолкнуть Москву, Вашингтон и Брюссель к совместным действиям по недопущению экспорта украинской нестабильности в Европу и не территорию РФ.

«Глубокая заморозка» (статус-кво)

Учитывая общую направленность внешней политики России и Украины, а также США и ЕС, развитие ситуации на юго-востоке Украины, а также итоги выборов в Украине, которые показали преобладание проевропейских тенденций (даже несмотря на определенные успехи Оппозиционного блока в восточных регионах) именно этот сценарий представляется наиболее вероятным. Это не исключает его совмещения с негативными сценариями или позитивными тенденциями, но основным трендом будет, скорее всего, именно тренд глубокой заморозки, как ситуации на Юго-Востоке Украины и в российско-украинских отношениях, так и в отношениях России и Запада.

Данный сценарный блок предусматривает заморозку решения вопроса вокруг статуса ДНР и ЛНР. Заключенное соглашение же по газу на ситуацию на юго-востоке Украины влиять практически не будет, и, скорее всего, станет рассматриваться как передышка до весны 2015 года, ради обеспечения Европы. В рамках сценария Россия попытается сформировать властную вертикаль в этих непризнанных республиках, продолжая оказывать большое влияние на их внутриполитическую жизнь. Россия также станет донором республик, гарантируя выживание населения в зимний период и в течение 2015 г. и во многом возьмет на себя задачи по восстановлению инфраструктуры.

Украина в рамках сценария «статус-кво» не пойдет на переговоры на официальном уровне с властями ДНР и ЛНР, сосредоточившись на выстраивании оборонительной линии, накапливании войск, военной реформе, а также оказании особого внимания восточным регионам страны, в том числе украинским частям Донецкой и Луганской областей, с точки зрения экономической помощи и децентрализации. Это во многом будет соревнованием эффективности управления и налаживания хозяйства между Украиной при поддержке Запада и непризнанными республиками при поддержке Москвы.

Вчера вечером у меня в гостях был мой друг Джульетто Кьеза.

Говорили мы, естественно, о многом. Сейчас только один сюжет.

Какая цель этого правительства (и вообще всех западноевропейских правительств)? Поскольку никакой американский президент не может объявить американцам, что отныне их доходы не будут расти, но только падать, то нужно найти компенсирующие механизмы. Один из них - снизить все виды социальных расходов в странах Евросоюза. Для этого постепенно, одна за другой, будут подводится к банкротству страны ЕС. После чего им будут навязываться те же программы, что уже приняты в Греции и Италии.
Объявленная перспектива такого режима экономии - будущий рост экономики. Но этого не может случиться, так как будут снижены зарплаты, пенсии, все социальные выплаты и прочее. Соответственно, упадет спрос. Посему не может быть и экономического подъема.
Рано или поздно в странах ЕС начнутся масштабные социальные протесты - волнения, забастовки, бунты и прочее.
В конечном итоге выход один - война. Не как панацея, а как отвлекающий маневр. Главная на сегодня цель - Иран. Который, конечно, ответит. Но на среднесрочную перспективу этого будет достаточно.
Повторяю - я воспроизвожу логику развития событий, которую изложил мне Джульетто Кьеза.

Вот некоторые результаты проверки, которые стали известны летом 2011 года и оказались шокирующими для членов Конгресса и всех тех, кто ознакомился с аудиторским отчетом.

В период с декабря 2007 г. по июнь 2010 г. ФРС выдала кредиты на сумму 16 триллионов долларов. Эти операции не отражались в балансах и другой официальной финансовой отчетности Федерального резерва. Следовательно, операции были тайными. Чтобы понять масштабность операций, отметим, что валовой внутренний продукт США в прошлом году составил около 14 трлн. долларов, а общий государственный долг США сегодня оценивается в 14,5 трлн. долларов.

Решения о выдаче принимались без согласования с президентом США, Конгрессом и правительством США. Руководители страны даже не ставились в известность об этих операциях.

Почти все деньги пошли на выкуп так называемых «токсичных» активов заемщиков. Иначе говоря, секретная эмиссия долларов была осуществлена под бумаги, представляющие собой обычную макулатуру (мы выражаемся образно: часто «активами» оказывались вообще электронные записи, не имеющие никакого отношения к материальному миру). В «теории» имеется в виду, что «активы» будут со временем выкуплены должниками у Федерального резерва, и гигантская денежная масса в размере 16 миллиардов будет, в конце концов, аннулирована. Это в «теории». А на практике ни один доллар, ни один цент долга до сих пор не погашен. Да никто и не собирается долги погашать.

Теперь самое интересное. Кому деньги были розданы? Они разошлись по разным частным банковским и финансовым организациям. ФРС спасала финансовых жуликов с их «токсичными» активами - как в Америке, так и во всех частях мира. В результате проведенного аудита фактически были «засвечены» все основные приближенные к мировой финансовой элите банки, через которые «кровь» экономики - деньги - поступает в каналы обращения всех стран мира. ФРС - это верхний этаж мировой финансовой системы, а банки-получатели кредитов ФРС - второй этаж. Далее следуют другие этажи. Российские банки находятся где-то в самом низу этой финансовой пирамиды или башни (можно даже сказать - в подвальном этаже). Приведем список тех, кто приближен к ФРС (в скобках указаны суммы полученных кредитов ФРС, млрд. долл.):

Citigroup (2500); Morgan Staley (2004); Merril Lynch (1949); Bank of America (1344); Barclays PLC (868); Bear Sterns (853); Goldman Sachs (814); Royal Bank of Scotland (541); JP Morgan (391); Deutsche Bank (354); Credit Swiss (262); UBS (287); Leman Brothers (183); Bank of Scotland (181); BNP Paribas (175).

Сохранено

Вчера вечером у меня в гостях был мой друг Джульетто Кьеза.

Говорили мы, естественно, о многом. Сейчас только один сюжет.

Какая цель этого правительства (и вообще всех западноевропейских правительств)? Поскольку никакой американский президент не может объявить американцам, что отныне их доходы не будут расти, но только падать, то нужно найти компенсирующие механизмы. Один из них - снизить все виды социальных расходов в странах Евросоюза. Для этого постепенно, одна за другой, будут подводится к банкротству страны ЕС. После чего им будут навязываться те же программы, что уже приняты в Греции и Италии.
Объявленная перспектива такого режима экономии - будущий рост экономики. Но этого не может случиться, так как будут снижены зарплаты, пенсии, все социальные выплаты и прочее. Соответственно, упадет спрос. Посему не может быть и экономического подъема.
Рано или поздно в странах ЕС начнутся масштабные социальные протесты - волнения, забастовки, бунты и прочее.
В конечном итоге выход один - война. Не как панацея, а как отвлекающий маневр. Главная на сегодня цель - Иран. Который, конечно, ответит. Но на среднесрочную перспективу этого будет достаточно.
Повторяю - я воспроизвожу логику развития событий, которую изложил мне Джульетто Кьеза.

Вот некоторые результаты проверки, которые стали известны летом 2011 года и оказались шокирующими для членов Конгресса и всех тех, кто ознакомился с аудиторским отчетом.

В период с декабря 2007 г. по июнь 2010 г. ФРС выдала кредиты на сумму 16 триллионов долларов. Эти операции не отражались в балансах и другой официальной финансовой отчетности Федерального резерва. Следовательно, операции были тайными. Чтобы понять масштабность операций, отметим, что валовой внутренний продукт США в прошлом году составил около 14 трлн. долларов, а общий государственный долг США сегодня оценивается в 14,5 трлн. долларов.

Решения о выдаче принимались без согласования с президентом США, Конгрессом и правительством США. Руководители страны даже не ставились в известность об этих операциях.

Почти все деньги пошли на выкуп так называемых «токсичных» активов заемщиков. Иначе говоря, секретная эмиссия долларов была осуществлена под бумаги, представляющие собой обычную макулатуру (мы выражаемся образно: часто «активами» оказывались вообще электронные записи, не имеющие никакого отношения к материальному миру). В «теории» имеется в виду, что «активы» будут со временем выкуплены должниками у Федерального резерва, и гигантская денежная масса в размере 16 миллиардов будет, в конце концов, аннулирована. Это в «теории». А на практике ни один доллар, ни один цент долга до сих пор не погашен. Да никто и не собирается долги погашать.

Теперь самое интересное. Кому деньги были розданы? Они разошлись по разным частным банковским и финансовым организациям. ФРС спасала финансовых жуликов с их «токсичными» активами - как в Америке, так и во всех частях мира. В результате проведенного аудита фактически были «засвечены» все основные приближенные к мировой финансовой элите банки, через которые «кровь» экономики - деньги - поступает в каналы обращения всех стран мира. ФРС - это верхний этаж мировой финансовой системы, а банки-получатели кредитов ФРС - второй этаж. Далее следуют другие этажи. Российские банки находятся где-то в самом низу этой финансовой пирамиды или башни (можно даже сказать - в подвальном этаже). Приведем список тех, кто приближен к ФРС (в скобках указаны суммы полученных кредитов ФРС, млрд. долл.):

Citigroup (2500); Morgan Staley (2004); Merril Lynch (1949); Bank of America (1344); Barclays PLC (868); Bear Sterns (853); Goldman Sachs (814); Royal Bank of Scotland (541); JP Morgan (391); Deutsche Bank (354); Credit Swiss (262); UBS (287); Leman Brothers (183); Bank of Scotland (181); BNP Paribas (175).

Российские эксперты подготовили доклад, в котором описали четыре вероятных базовых сценария развития событий на Украине. Об этом сообщает "Коммерсант".

«Украинский кризис продолжает развиваться в границах констант, определенных к весне 2015 года: большая война маловероятна, урегулирование заморожено, минские соглашения остаются основой политического процесса»,— так начинается доклад «Украинский вопрос. Сценарии развития украинского кризиса». Документ подготовлен агентством «Внешняя политика» под редакцией руководителя агентства, программного директора Валдайского клуба Андрея Сушенцова и старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Николая Силаева.

Эксперты определили четыре базовых сценария, по которым могут развиваться события на Украине. Ключевой посыл: сегодня эта страна уходит на второй план повестки дня всех ведущих вовлеченных игроков — США, ЕС и России. Так, в окружении президента США Дональда Трампа отсутствуют заинтересованные в Украине фигуры (наподобие Джо Байдена и Виктории Нуланд в администрации Барака Обамы). «Без присмотра со стороны США правительство в Киеве в январе-феврале 2017 года возобновило военно-политические эксперименты в Донбассе»,— говорится в докладе.

Первый из сценариев, под названием «Движение в колее», предполагает сохранение на нынешнем уровне политической стабильности на Украине и поддержку правительства со стороны Запада. При этом западные лидеры молчаливо признают слабость президента Петра Порошенко, провал реформ и обостряющуюся конкуренцию между различными политическими силами на Украине. Масштабное наступление украинской армии в Донбассе маловероятно. Возобновление военных действий сопряжено для Киева с угрозой поражения.

Согласно второму сценарию, «Киев на прицепе», Украина переживает внутриполитическую дестабилизацию. В наиболее мягком варианте она примет форму противостояния между президентом и новым составом Верховной рады, сложившимся по итогам досрочных парламентских выборов. В наиболее остром варианте дестабилизация проявится в массовых уличных акциях, в том числе вооруженных, а также в угрозе госпереворота и коллапса государственных структур. В таком варианте урегулирование в Донбассе полностью блокируется, нарастает риск возобновления полномасштабных боевых действий. В случае такого форс-мажора Запад может оказаться заложником собственной инерционной внешней политики по отношению к Украине.

Третий сценарий, «Коллапс и равнодушие», подразумевает снижение вовлеченности ЕС и США в украинские дела. «Доступ Украины к западной финансовой помощи ограничивается, власти в Киеве сталкиваются с непосредственной угрозой новой макроэкономической катастрофы. В западной прессе и из уст политиков все громче звучит критика Киева за провал реформ, неконтролируемое политическое насилие, большое влияние радикальных националистов»,— говорится в докладе. Резюме: правящие круги Украины лишаются своего ключевого источника силы — недвусмысленной поддержки со стороны Запада. «Продать» конфликт на востоке страны как «защиту Европы от русской агрессии» становится если не невозможным, то затруднительным.

В четвертом сценарии, «Угроза изоляции», политический режим в Киеве сохраняет устойчивость, однако степень его поддержки Западом уменьшается. Представители ОБСЕ, лидеры Германии и Франции публично отмечают и комментируют ситуации, когда позиция украинской стороны противоречит ее обязательствам по минским соглашениям и препятствует процессу урегулирования в Донбассе. «В риторике западных политиков вопрос о судьбе санкций в отношении России начинает отделяться от вопроса об урегулировании украинского кризиса»,— говорится в исследовании. При этом условия для досрочных выборов Рады или президента не созревают. Властям удается удержать контроль на всей территории страны. Политическое влияние праворадикальных вооруженных групп ослабевает. В Донбассе сокращаются обстрелы и вооруженные инциденты на линии соприкосновения.

Урегулирование украинского кризиса невозможно без компромисса между всеми его внешними участниками — такова итоговая мысль, звучащая в докладе. Однако достичь этого компромисса сложно по нескольким причинам, поясняют авторы: «Во-первых, Россия не стремится к тому, чтобы Украина была консолидирована на прозападной и антироссийской основе. Во-вторых, Запад не хочет, чтобы Украина была консолидирована на пророссийской основе. В-третьих, сама Украина в обозримом будущем останется расколотой страной, несущей в себе зерна и одной и другой консолидации». Между тем внешние игроки также должны учитывать вероятность нового витка украинского кризиса в ходе электорального цикла в 2018 году. Сценарий, аналогичный Евромайдану, может повториться. «В общих интересах не превращать Украину в поле битвы между Россией и Западом»,— заключают эксперты агентства «Внешняя политика».

Пoбeдитeль тeлeшoу «Битвa экcтpaceнcoв» Aлeкcaндp Литвин пpeдлaгaeт cвoe видeниe тoгo, кaк будут paзвивaтьcя coбытия в Poccии и в миpe в цeлoм в cлeдующeм 2018 гoду.

Утoчним, чтo пpoгнoз этoгo иccлeдoвaтeля вecьмa интepeceн тeм, чтo Литвин нe пpocтo экcтpaceнc и acтpoлoг, этo тaлaнтливый учeный, paзpaбoтaвший cвoю opигинaльную cиcтeму интуитивнoгo вocпpиятия миpa. Бизнecмeн, юpиcт, иcтopик, мeдик, xимик, физик, биoлoг, пoлитик – этoт чeлoвeк, oблaдaющий oгpoмным зaпacoм знaний и кocмичecкoй энepгии, дaвнo ужe удивляeт миp cвoими тoчными пpoгнoзaми.

Пoлитикa

Poccия cтoит нa пopoгe бoльшиx пepeмeн в лучшую cтopoну. Oни были пoдгoтoвлeны в тeчeниe пpeдыдущиx лeт, нo тoлькo в 2018 гoду мнoгиe интepecныe и ocнoвoпoлaгaющиe зaкoнoпpoeкты вcтупят в cилу. K coжaлeнию, нe иcключeны пpoблeмы вo внeшнeй пoлитикe вплoть дo вoзмoжныx вoeнныx кoнфликтoв, xoтя в Tpeтью миpoвую вoйну, o кoтopoй в пocлeднee вpeмя тaк мнoгo гoвopят, этo ни в кoeм cлучae нe выльeтcя.

Экoнoмикa

Экoнoмичecкий кpизиc ждeт пpaктичecки вce cтpaны Зaпaднoй Eвpoпы, a CШA – нacтoящий кpax. Пpoцвeтaть в миpe в cлeдующeм гoду будут тoлькo Индия и Kитaй. Чтo кacaeтcя Poccии, тo oнa ocтaнeтcя нa плaву, a ee экoнoмичecкий пoдъeм нaпpямую зaвиcит oт cплoчeннocти нapoдa, нo никaк нe oт зacлуг лидepa, кoтopoгo мы выбepeм в мapтe пpeдcтoящeгo гoдa

Oбщecтвo

Гoд Жeлтoй Зeмлянoй Coбaки интepeceн тeм, чтo этo вpeмя тpaнcфopмaции гpaждaнcкoгo coзнaния, a пoтoму в 2018 гoду вcя фaльшь poccийcкиx чинoвникoв и бизнecмeнoв пpoявитcя вo вceй «cвoeй кpace», a пoтoму пoтepпят фиacкo кaк лoкaльныe, мeлкиe, тaк и кpупнoмacштaбныe oбмaны. Пoдoбнoe «oчищeниe» poccийcкoгo oбщecтвa ocoбeннo яpкo пpoявитcя вo втopoм пoлугoдии. Poccийcкoe oбщecтвo cтaнeт кapдинaльнo мeнятьcя, нapoд ocoзнaeт cвoи oшибки и нaчнeт paбoтaть нaд ними. Ho уcпex oпять-тaки будут зaвиceть oт уcepдия и дoбpocoвecтнocти кaждoгo, a нe oт тoгo, ктo зaймeт пpeзидeнтcкoe кpecлo

Poccия и Укpaинa

Будущий гoд в цeлoм будут блaгoпpиятным для Укpaины, в кoтopoй пpoизoйдeт гocудapcтвeнный пepeвopoт и к влacти пpидут пpopoccийcкиe cилы. Этo пpинeceт cтpaнe дoлгoждaнныe пoзитивныe пepeмeны, a тaкжe пpимиpит Укpaину c Poccиeй. Xoтя нaчaлo 2018 гoдa, cкopee вceгo, oзнaмeнуeтcя уcилeниeм вoeнныx дeйcтвий c цeлью зaxвaтa нынeшним pукoвoдcтвoм cтpaны pecпублик ДHP и ЛHP.

Xaoc в миpe и cвeт в душe

Mиp, пo мнeнию Aлeкcaндpa Литвинoвa, вce бoльшe пoгpужaeтcя в xaoc. B этoм cлучae кaждый чeлoвeк дoлжeн нaйти в ceбe cилы зaжeчь cвeт любви и дoбpoты в cвoeй душe. Этo и будeт cпaceниeм для нeгo caмoгo и eгo ceмьи, eгo ближaйшeгo oкpужeния. И ecли pуccкий нapoд пocлeдуeт этoму coвeту, тo Poccия в цeлoм ужe вcкope вocпpянeт oт былoгo мpaкoбecия и кoшмapнoгo cнa, и 2018 гoд будут для нee имeннo вpeмeнeм пpoбуждeния – ocoзнaния и дуxoвнoгo пpocвeтлeния…