Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Раскрытие информации о счетах и вкладах за границей: что будет тем, кто не успел

Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Раскрытие информации о счетах и вкладах за границей: что будет тем, кто не успел

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

С 1 января 2015 года россияне обязаны ежегодно отчитываться об имеющихся у них счетах в иностранных банках, а также о движении денежных средств по ним. Однако на протяжении года граждане не понимали, как и о чем отчитываться. 12 декабря 2015 года Правительство РФ приняло постановление № 1365, прояснившее ситуацию: отчеты отправляются один раз в год в ФНС до 1 июня следующего года, также была определена форма отчета. Процедура кажется довольно простой. Рассмотрим, настолько ли это простая обязанность, как может показаться на первый взгляд, и что еще необходимо знать владельцам счетов в наступившем году.

История развития современного валютного законодательства начинается во времена СССР, когда действовала валютная монополия. Далее валютное регулирование стало осуществляться в соответствии с законами 1991-1992 годов. В 2000-х годах произошла либерализация валютного законодательства. В настоящее время назвать наше валютное законодательство гибким нельзя, в законе по-прежнему существует ряд жестких норм, в частности, сюда можно отнести закрытый перечень разрешенных валютных операций. А текущая экономическая ситуация повлекла за собой законодательную инициативу о сокращении видов разрешенных валютных операций и об усилении административных методов валютного регулирования.

Попытки налоговых органов контролировать счета граждан РФ в иностранных банках начались еще в 2000-х годах. Для того, чтобы физическому лицу, имеющему счет в иностранном банке, перевести на него денежные средства со своего российского счета, требовалось уведомить налоговую службу, иначе операция признавалась запрещенной (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ " "; далее – Закон № 173-ФЗ). Однако существенных издержек это не влекло: налоговый орган уведомляли об открытии одного счета в иностранном банке, на который переводились деньги с российского счета, что не запрещено валютным законодательством, а после поступления денежных средств на такой счет с него осуществлялись переводы на другие иностранные счета, о которых налоговый орган не знал и фактически не контролировал.

Но с 2011 года в рамках активной политики по деофшоризации ситуация начала меняться.

С 1 января 2015 года физических лиц обязали ежегодно отчитываться об имеющихся счетах в иностранных банках и о движении денежных средств по ним (). Данная обязанность касается граждан, являющихся валютными резидентами, которых необходимо отличать от налоговых резидентов. Валютными резидентами признаются граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, а также лица, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, и лица без гражданства. Однако в настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий, что с 1 января 2017 года валютными резидентами будут признаваться все граждане РФ, независимо от того, где они проживают и в течение какого периода .

Таким образом, с начала 2015 года на физических лиц возложили ежегодную обязанность, в первую очередь, уведомлять налоговый орган об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в иностранных банках. За нарушение данной нормы установили штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. ().

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ " " закрепил положение о том, что подача декларации в рамках этого закона приравнивается к направлению уведомления в налоговый орган об имеющемся иностранном счете. Но в течение 2015 года порядка исполнения обязанности по представлению отчета о движении денежных средств не понимал никто. В отдельных случаях территориальные инспекции требовали от физических лиц информацию о движении денежных средств по иностранному счету, ссылаясь на установленную законом обязанность. В связи с неустановленным порядком и нарастающим недовольством ФНС России в разъяснила, что пока не установлена процедура, обязанности отчитываться не возникает.

Таким образом, на протяжении года все гадали, каким образом нужно будет отчитываться. Одно из предложений – по аналогии с юридическими лицами (в соответствии с ), второе – более упрощенный порядок по сравнению с порядком, установленным для юридических лиц.

Наконец, 12 декабря 2015 года было принято постановление Правительства РФ № 1365 " " (далее – Постановление № 1365), которое определило порядок предоставления отчета о движении денежных средств по иностранному счету.

В отчете должны быть отражены сведения о физическом лице – владельце счета, а также все операции по всем счетам, открытым в иностранных банках, за предыдущий календарный год. При закрытии счета в иностранном банке отчет представляется одновременно с уведомлением о закрытии счета, в соответствии с предусмотренном Законом № 173-ФЗ сроком, не позднее одного месяца с момента его закрытия.

В случае ведения общего (совместного) счета в иностранном банке отчет предоставляется каждым физическим лицом-резидентом.

Отчет максимально прост в заполнении: необходимо указать название банка и страны, где открыт счет, его номер, а также четыре суммы – сумму на счете на начало года, общие суммы зачислений и списаний за год и остаток средств на конец года. Отчет направляется в налоговый орган в электронном виде через "Личный кабинет налогоплательщика" или на бумажном носителе (лично, через представителя или заказным письмом с уведомлением о вручении).

При этом важно отметить, что Постановление не содержит обязанности прикладывать к отчету выписки из банка, но налоговый орган при возникновении вопросов вправе потребовать их предоставления.

Новые сложности и возможности

В части налогов

Что получается: физические лица – резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об иностранных счетах и представлять отчет о движении денежных средств по указанным счетам. Однако это не все.

Если ранее налоговый орган не мог полноценно контролировать уплату НДФЛ по доходам в виде процентов по вкладам в иностранных банках, то сейчас ситуация изменилась.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ " " позволил налоговым органам запрашивать беспрепятственно информацию, в том числе о счетах своих граждан у государств – участников конвенции. Однако выяснить по каждому физическому лицу-резиденту, есть ли у него счет в иностранном банке, представляется маловероятным, так как налоговому органу придется направлять неимоверное количество запросов в страны-участниц ОЭСР, а те, в свою очередь, должны начать выяснять у банков информацию о счете конкретного физического лица. Данное обстоятельство дает отсрочку и время подумать, нужен ли гражданину счет в иностранном банке, по крайней мере, до 2018 года (вероятное присоединение России к автоматическому обмену информацией). И эта отсрочка необходима, так как санкции, предусмотренные за нарушение норм валютного контроля, куда жестче, нежели возможные налоговые последствия. Так что есть над чем задуматься.

Эксперты КСК групп внимательно следят за нововведениями в рамках политики деофшоризации, включая законы о КИК, амнистии капиталов, валютного законодательства и законодательства о легализации активов, добытых преступным путем. Ведь помочь принять верное решение – это основная задача профессионального консультанта. Нашими экспертами проводятся семинары на тему: "Налоговое, валютное и антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов", в рамках которых рассматриваются актуальнейшие вопросы применения норм указанных отраслей законодательства, судебная практика, предлагаются практические советы и бизнес-решения. Также оказываются услуги по правовому консультированию как устному, так и письменному. Эксперты КСК групп являются ведущими консультантами и обладают богатым практическим опытом реализации проектов в самых различных отраслях права.

Шиповскова Юлия ,
юрист департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития

Сколько денег можно потерять, если вовремя не сообщить государству о том, что вы клиент иностранного банка

В России завершилась кампания по представлению информации о счетах в зарубежных банках. В рамках кампании граждане РФ, имеющие счета в банках за пределами России, были обязаны предоставить ФНС информацию обо всех совершенных за 2015 год операциях с иностранными счетами. О том, куда сообщать об открытии счета и что делать тем, кто не успел впервые отчитаться о движении средств по своим зарубежным счетам, порталу Buh.ru рассказали начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач и эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Открыл вклад или счёт – отчитайся

Обязанность информировать об открытии и закрытии зарубежных счетов и вкладов была введена законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. Согласно закону, резидент должен заполнить и отправить бланк уведомления в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета, закрытии вклада или об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за границей РФ (пункт 2 статьи 12 закона N 173-ФЗ).

Уведомление подаётся не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.

Позднее в закон были внесены изменения, дополнившие перечень обязанностей физических лиц. Теперь им вменяется также раскрытие всей информации о поступлении и расходовании средств на счетах. Ранее отчитываться о движении денег по счетам в иностранных банках должны были только организации и предприниматели.

Отметим, эта обязанность в отношении рядовых граждан была введена еще с 1 января 2015 года. Однако сам порядок сообщений об открытии или закрытии счета в ИФНС предоставления сведений был вступил в силу только 30 декабря 2015 года. Этот порядок регламентирован постановлением правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».

Кто обязан отчитываться

Обязанность по предоставлению в налоговую инспекцию отчёта или заполненного бланка заявления об открытии счета распространяется исключительно на валютных резидентов, имеющих вклады и счета в иностранных банках. Граждане, не являющиеся резидентами, отчитываться перед налоговиками не должны.

Что характерно, многие часто путают статус налогового резидента и резидента валютного. Разница между ними существенная. Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий в виде штрафов, важно понимать это различие.

Налоговыми резидентами признаются физлица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение года. Это время не прерывается даже на периоды краткосрочного выезда за пределы территории страны (статья 207 НК РФ).

В свою очередь под валютными резидентами в соответствии с законом N 173-ФЗ понимаются граждане РФ, постоянно не проживающие на территории иностранного государства в течение всего года. Также к резидентам относятся и иностранцы, живущие в России на основании вида на жительство.

Какие штрафы предусмотрены для «молчунов»

Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ. Закон предусматривает штрафы как за неуведомление об открытии счетов, так и за несдачу отчётности о движении денежных средств.

Статья 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства) гласит, что непредставление уведомления об открытии, закрытии счета или об изменении реквизитов счета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц это нарушение будет стоить от 800 000 до одного миллиона рублей.

Устанавливается ответственность и за представление уведомления с нарушением установленного срока и не по установленной форме. Это нарушение повлечёт наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, а на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Несоблюдение порядка представления отчётов или непредставление отчёта о движении средств по счетам и вкладам повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей. Должностным лицам придется заплатить уже от 4000 до 5000 рублей. Повторное совершение этого нарушения грозит гражданам штрафом в размере 20 000 рублей, а должностным лицам - в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Как нужно отчитываться

Согласно новым правилам, отчёт о движении средств должен предоставляться ежегодно - не позднее 1 июня. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчётного года. Если счёт был открыт после 1 января отчетного года, отчёт представляется за период с даты открытия по 31 декабря включительно. В случае закрытия счёта отчитываться нужно за период с 1 января по дату закрытия. Одновременно необходимо будет подать и уведомление о закрытии счёта.

В отчёте указываются данные клиента (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, ИНН), наименование банка, номер счёта. Также необходимо указать информацию о расходовании и поступлении денежных средств. Никаких банковских выписок представлять не нужно. Выписки предоставляются только по требованию, если у налогового органа возникнут дополнительные вопросы к расходованию и поступлению денежных средств.

При этом подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенной копии. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также нотариально заверенный. Все документы должны быть действительными на день представления.

Сам отчёт может быть подан как на бумажном носителе - непосредственно в налоговый орган, так и через личный кабинет налогоплательщика. Во втором случае отчёт подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Если несколькими резидентами был открыт общий счёт в банке, отчёт представляется каждым резидентом. Для получения отметки о принятии отчёта он представляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Один экземпляр отчёта с отметкой налогового органа о принятии отчета тогда возвращается резиденту в течение пяти рабочих дней. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

Налоговики не примут отчёт в случае наличия в нём ошибок и неточных сведений. Также отчёт будет возвращён при его заполнении не в полном объёме. Тогда необходимо будет представить исправленный отчёт. Он должен быть представлен в течение установленного в налоговом уведомлении срока. Этот срок не может быть менее 7 рабочих дней.

Получится ли утаить информацию о вкладах и счетах

В рамках сдачи отчётности может выясниться, что гражданин имеет зарубежные банковские счета и вклады уже в течение длительного времени. Таким образом, предоставление отчёта по новым правилам будет чревато для многих вкладчиков негативными последствиями. Налоговики узнают о счетах и оштрафуют за неуведомление об их открытии. Однако это не означает, что имеет смысл и дальше утаивать от государства эту информацию. Чем дольше сведения об открытии счетов остаются нераскрытыми, тем строже штрафные санкции, налагаемые на вкладчиков.

Причём налоговики могут узнать о счетах самостоятельно. Например, в ходе сотрудничества с контролирующими органами иностранных государств. Напомним, Россия в начале 2016 года уже присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению, подписанному в Пекине 12 мая 2016 года, присоединились 80 государств, в том числе Люксембург, Сейшельские острова и Швейцария. Подписание соглашения позволит России с 2018 года получать финансовую информацию от всех этих 80 юрисдикций.

Налоговые органы всех этих государств обязаны осуществлять сбор и передачу информации о счетах и вкладах любых иностранных вкладчиков на своей территории – причём, невзирая на банковскую и коммерческую тайну. Вся собранная информация будет направлена в ФНС России в течение 9 месяцев года, в котором осуществлялась проверка. Впервые такую информацию налоговики получат к сентябрю 2018 года.

Таким образом, если вкладчики самостоятельно не сообщат о своих счетах и вкладах государству, эту информацию налоговикам могут предоставить третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.д.

Ранее также был принят приказ ФНС России, утвердивший основы взаимодействия в этой сфере российских налоговиков и иностранных банков. Согласно приказу ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-14/501@, налоговая служба будет получать информацию от любых кредитных организаций, действующих за рубежом. Причём информация о счетах станет предоставляться не только в отношении валютных резидентов, но и всех россиян без исключения. Следовательно, статус нерезидента в случае выявления факта неуплаты налогов в этом случае не поможет.

Доначисление налогов

Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам предугадать несложно. Первым делом вкладчики будут оштрафованы за сокрытие счетов. Как мы ранее говорили, штраф здесь может достигать 5000 рублей. Во-вторых, по всем совершённым операциям будет проведена налоговая проверка. Цена вопроса – налог на доходы физических лиц. Инспекция выяснит, откуда на счетах россиян появились деньги и, исходя из этого, доначислит налоги.

Кроме того, налогообложению подвергнутся и сами счета. Как известно, вклады предполагают начисление процентов в денежном эквиваленте. Соответственно, проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов. Также вкладчикам-уклонистам будут доначислены пени и штраф за уклонение от уплаты обязательных платежей.

Санкции за неуплату налогов регламентированы статьей 122 НК РФ. В соответствии с ней неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Это для случаев, когда неуплата произошла неумышленно. Например, в случаях незнания закона, или заблуждения. При умышленном уклонении от уплаты налога санкция увеличивается вдвое - до 40% от неуплаченной суммы.

Повлечёт наложение штрафов и просрочка предоставления налоговой декларации. Штрафы за это устанавливаются статьей 119 НК РФ. Величина штрафов составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

При этом не стоит забывать и о штрафах за осуществление незаконных валютных операций. По закону любая сумма денег, переводимая на зарубежный счёт, должна переходить путем транзита через российский банк. В противном случае весь полученный доход может быть попросту изъят в пользу казны РФ.

Статья 15.25 КоАП РФ регламентирует штрафы за перевод денег, минуя счета в российских банках. Это нарушение повлечёт наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами, доход от продажи той же недвижимости может полностью уйти на оплату штрафа. Плюс ко всему прочему – на владельца счёта будет наложена ещё целая совокупность штрафов.

Резюме по статье: восемь самых важных моментов

    Валютный резидент должен уведомить налоговый орган об открытии и закрытии счетов и вкладов, и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

    Уведомление об открытии и закрытии счёта подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов.

    Также резиденты обязаны раскрывать всю информацию о поступлении и расходовании средств на счетах.

    Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ и составляют от 4000 рублей для граждан до 1 млн. рублей для организаций.

    Если граждане самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам предоставят третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и др.

    Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам могут быть такими:

    штраф за сокрытие счета;

    налоговая проверка по всем совершённым операциям (возможно доначисление налога на доходы физических лиц);

    проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов;

    «уклонисты» также получат штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

    просрочка предоставления налоговой декларации также влечёт штраф (5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления);

    возможны штрафы за осуществление незаконных валютных операций (от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Ряд российских граждан (от студентов до олигархов) имеют валютные счета (вклады) за рубежом, и, чтобы принять решение, отчитываться перед ФНС России или нет, необходимо знать о последствиях, с которыми можно столкнуться в обоих случаях. Проанализируем, в какие сроки и для кого возникает обязанность отчитаться перед налоговыми органами о таких счетах (вкладах) и какие возможны санкции за ее неисполнение?

Требование к гражданам отчитываться по зарубежным счетам возникло в результате поправок, внесенных постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365 «О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» в Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Граждане РФ имеют право открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 1 ст. 12 Закона № 173-ФЗ). Согласно нормам Федерального закона от 8.06.15 г. № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее — Закон № 140-ФЗ) физические лица — резиденты должны представить специальную декларацию и отчет в налоговую инспекцию по месту своего учета о движении денежных средства по зарубежным счетам и вкладам (письма ФНС России от 15.10.15 г. № ОА-4-17/18004@, Минфина России от 13.04.16 г. № 03-10-10/21088, от 22.09.15 г. № 03-0310/54214).

В случае если несколькими физическими лицами — резидентами открыт общий (совместный) счет в банке за рубежом, то отчет о движении средств по счету в иностранном банке представляется каждым таким физическим лицом — резидентом (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@). Данная кампания, проводимая государством, именуется как налоговая амнистия, поскольку предполагает соблюдение определенных гарантий физическим лицам со стороны государства.

Кто должен отчитаться

Прежде всего отметим, что не каждый гражданин РФ должен отчитаться о движениях по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Такая обязанность возникает только у физических лиц — резидентов РФ. Причем понятие «резидент РФ» используется в значении, определяемом п.п. 6 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ, а не в понятии налогового законодательства. А понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 3.09.14 г. № ОА-3-17/2962).

Так, резидентами в целях применения валютного законодательства являются:

граждане РФ, кроме постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года (в том числе имеющих вид на жительство в нем) либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства.

Как подтвердить статус валютного резидента РФ

Статус подтверждается копией загранпаспорта физического лица, в котором имеются отметки органов пограничного контроля (пункта пропуска) о пересечении государственной границы РФ, копией вида на жительство или иного документа, подтверждающего постоянное проживание на территории иностранного государства. Статус валютного резидента РФ могут приобрести граждане, которые проживали в иностранном государстве не менее 365 (366) дней, но прервали данный срок пересечением территории РФ.

Обратите внимание! Для того чтобы вновь приобрести статус валютного нерезидента РФ, нужно находиться непрерывно в иностранном государстве не менее одного года. Такие разъяснения приведены Росфиннадзором и поддерживаются судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 4.04.14 г. № 33-10871/14).

Это означает, что практически все студенты, которые учатся за рубежом (как правило, учебный процесс длится менее одного года и студенты приезжают в Россию в учебный год), имеют статус валютного резидента РФ. А граждане РФ, которые постоянно проживают в иностранном государстве, но хотя бы один раз в год (даже на один день) приезжают в Россию, утрачивают статус валютного нерезидента со всеми вытекающими налоговыми последствиями, а также возможными нарушениями валютного законодательства.

Статус «резидента» РФ ограничивает граждан в части проведения определенных банковских операций.

Какие средства могут быть зачислены на банковский счет резидента РФ за рубежом

Перечень разрешенных операций по зачислению средств на зарубежных счетах приведен в ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Такими операциями являются:

начисленные проценты на остаток средств по банковским счетам (во вкладах); денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада); наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад); денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады); заработная плата и иные выплаты, связанные с выполнением физическими лицами — резидентами за рубежом своих трудовых обязанностей (по заключенным ими с нерезидентами трудовым контрактам); оплата и (или) возмещения расходов работающим физическим лицам — резидентам, связанных с их служебными командировками; выплаты по решениям судов иностранных государств (за исключением решений международного коммерческого арбитража); пенсии, стипендии, алименты и иные выплаты социального характера; страховые выплаты, осуществляемые страховщиками-нерезидентами; возврат денежных средств, включая возврат ошибочно перечисленных денежных средств, возврат денежных средств за товар, услугу.

Кроме того, на счета физических лиц — резидентов, открытых в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства от нерезидентов РФ в виде:

доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица — резидента; грантов; накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащих физическому лицу — резиденту внешних ценных бумаг, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги).

Обратите внимание! Список стран, территорий и организаций, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ, приведен на официальных сайтах: www.oecd.org и www.fatf-gafi.org.

Например, членами ОЭСР являются Германия, Италия, Турция, Швейцария, Люксембург. Членами ФАТФ являются Германия, Испания, Турция, Швеция и ряд других стран.

Таким образом, денежные средства, не разрешенные к зачислению на зарубежный счет в банке, должны быть зачислены на валютный счет резидента в банке на территории РФ. В противном случае — физическое лицо может быть наказано за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Вот почему так важно знать статус физического лица-резидента (нерезидента) в целях соблюдения валютного законодательства.

Пример

Физическое лицо — резидент РФ владеет недвижимостью в Болгарии и предоставляет ее в аренду нерезиденту РФ. На счет физического лица, открытого в банке Болгарии, поступает доход от сдачи имущества в аренду.

В этом случае физическое лицо — резидент РФ нарушает валютное законодательство, поскольку Болгария не является членом ОЭСР и (или) ФАТФ и ему грозит штраф по ст. 15.25 КоАП РФ — ¾ (75%) либо 1 (100%) от перечисленного рентного дохода. Кроме того, нельзя забывать о налоговых санкциях (НДФЛ по ставке 13% и штраф за неуплату налога в размере от 20 до 40% от суммы недоимки).

Для того чтобы избавиться от негативных последствий при осуществлении незаконных валютных операций (административный штраф, а также штраф за нарушение налогового законодательства), физическому лицу — резиденту РФ представляется возможность подать специальную налоговую декларацию.

Сведения, подлежащие декларированию

В представленной в налоговый орган специальной декларации физическое лицо должно отразить следующие сведения (п. 1 ст. 3 Закона № 140-ФЗ):

об открытых физическим лицом на дату представления декларации счетах (вкладах) в банках, расположенных за рубежом, об открытии и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета; о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант на дату представления декларации признается бенефициарным владельцем, а также представить описание оснований для признания этого физического лица бенефициарным владельцем.

При этом о зарубежных счетах, открытых физическим лицом — резидентом РФ в период до 1.01.2015 г. и в отношении которых была исполнена обязанность по уведомлению налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов (п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ), необходимость подачи специальной декларации отсутствует.

Вместе с тем на физических лиц — резидентов возложена обязанность по представлению налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 14.06.16 г. № ОА-3-17/2664@).

В том случае если у физического лица — резидента счет открыт в банке, расположенном в Крыму или Севастополе, то такой отчет не представляется (письмо Банка России от 7.08.14 г. № 12-1-4/1871).

С 1 января 2015 г. физические лица-резиденты РФ обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета специальные отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ за 2015 г. представляется физическими лицами — резидентами в налоговые органы по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.12.15 г. № 1365.

Отчет можно сдать непосредственно в налоговую инспекцию по месту жительства физического лица, отправить по почте с уведомлением о вручении и описью вложения либо воспользоваться электронным сервисом ФНС России (направить отчет через личный кабинет налогоплательщика, подписав его электронной подписью).

Совместным приказом ФНС России и Минфина России от 18.05.16 г. № ММВ-7-6/326@ утверждены Методические рекомендации по приему и учету специальных деклараций.

Отчет состоит из 2 листов, в котором приводится информация:

Ф.И.О., данные паспорта физического лица — владельца счета; наименование иностранного банка, в котором открыт счет (вклад); страна местонахождения; код страны; реквизиты счета (вклада); код валюты счета.

В табличной части отчета о движении денежных средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ отражаются сведения:

остаток средств на счете на начало отчетного периода; остаток средств на счете на конец отчетного периода; зачислено средств за отчетный период — всего; списано средств за отчетный период — всего.

Количество листов отчета должен соответствовать числу открытых физическим лицом счетов (вкладов) в зарубежных банках.

Срок отчета

По общему правилу срок представления отчета — ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (с 1 января по 31 декабря). Однако до 1 июля 2016 г. продлен срок добровольного декларирования физическими лицами активов и банковских счетов за рубежом (информация ФНС России от 13.01.2016 г.).

Гарантии

Представив отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом до 1 июля 2016 г., физическое лицо — резидент РФ освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных п. 3 ст. 76.1 УК РФ, административной и налоговой ответственности (ст. 4 Закона № 140-ФЗ).

А с 1 января 2016 г. за непредставление отчета или иного нарушения порядка представления отчета будут применяться административные штрафы. Их размер предусмотрен п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Так, представление отчета по неустановленной форме либо с недостоверными сведениями будет наказываться наложением штрафа от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Опоздание с представлением отчета будет наказываться штрафом от 300 до 500 руб. (при нарушении срока до 10 дней), от 2 тыс. до 3 тыс. руб. (при нарушении срока более 30 дней).

Резюме

Насколько продление срока добровольного декларирования простимулировало граждан сообщать о своих счетах (вкладов), открытых в зарубежных банках?

Официальная статистика налоговых органов пока отсутствует. Но, по утверждениям самих налоговиков, представление отчетов о вкладах (счетах) в зарубежных банках физических лиц (несмотря на простоту самого отчета) не носит массовый характер. Причин тому несколько.

Во-первых, физические лица — граждане РФ, долгое время проживающие за рубежом и ставшие по нашему Закону № 173-ФЗ резидентами РФ (разовый приезд в Россию), не владеют информацией о такой обязанности.

Во-вторых, несмотря на то что 12 мая 2016 г. в Пекине (на форуме Организации экономического сотрудничества и развития по вопросам налогового администрирования) Россия присоединилась к соглашению об обмене финансовой информацией, включающее в себя 80 стран, получить информацию сегодня о счете конкретного физического лица трудно. Исключение составляют лица, подозреваемые в противоправных действиях либо «отмывании» капитала.

Кроме того, реализация подписанного в Пекине соглашения начнется в 2018 г., а с учетом постоянно меняющегося российского законодательства этот срок кажется далеким.

Несмотря на то, что отчёт сдаётся не первый год, ко мне поступает много вопросов о том, как правильно его заполнять. В этой статье вы найдете подробные инструкции о правильном заполнении отчёта о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации и ответы на часто задаваемые вопросы.

Саму форму отчёта можно скачать на странице « ».

Лист 1

На первом листе отчёта вы указываете наименование вашей налоговой инспекции и заполняете свои личные данные.

Точное наименование и адрес вашей налоговой инспекции можно узнать через официальный сервис Федеральной Налоговой службы (ФНС) .

Насчёт адреса места жительства, к сожалению, форма отчёта о движении средств по счетам в иностранных банках не предусматривает возможность указывать адрес за пределами Российской Федерации. Я бы рекомендовал указывал тот адрес, на который вы сможете получать почту в России (например, адрес родителей). Главная идея этого адреса – возможность получать корреспонденцию от налоговой инспекции, в случае если они что-то вам отправят.

Вот как это будет выглядеть в отчёте:

В завершение первого листа, вам нужно ввести данные документа, удостоверяющего личность. В большинстве случаев это будет ваш паспорт. Вот самые распространённые коды видов документов:

Полный список кодов видов документов доступен .

Вот как это будет выглядеть в отчёте:

Теперь переходим к Листу 2.

Лист 2

На втором листе заполняется информация о счёте в иностранном банке и движении денежных средств по этому счёту. Если у вас несколько счетов, то вы заполняете отдельный Лист 2 на каждый такой счёт.

Сначала заполняется отчётный период, за который подаётся отчёт. В 2019 году мы сдаём отчёт за 2018 календарный год. Потом указывается полное наименование банка (латинскими буквами), SWIFT-код банка, страна местонахождения банка и код страны.

SWIFT-код обычно можно найти на сайте банка, или позвонив в контактный центр банка. Код страны вы можете найти по классификатору стран мира . Например, код Австралии – 036.

Вот как это будет выглядеть в отчёте:

Затем указывается собственно номер счёта. Если вы единственный владелец счёта, нужно поставить галочку в графе «Личный счёт». Если счёт совместный (joint account), нужно будет отметить это и также указать количество владельцев счёта.

После этого указывается цифровой и буквенный коды валюты счёта. Коды валют вы можете найти . Пункты 2-5 заполняются только если счёт мультивалютный. В этом случае вам также придётся указывать остатки и обороты по счёту (об этом подробнее ниже) в каждой из валют в отдельности.

Далее самая трудоёмкая часть отчёта – движения по счёту. Во-первых, все суммы указываются в тысячах. Например, если остаток средств на счёте на начало года был $500, нужно указать 0.5. Во-вторых, вам нужно указать сколько всего денег было зачислено на счёт в течение года и сколько было списано с него, то есть то, что в бухгалтерии называется обороты по счёту.

Информацию о зачислениях и списаниях можно найти в банковской выписке. Обращаю ваше внимание, что в банковских выписках все операции традиционно рассматриваются с позиции банка. То есть все зачисления (поступления денег) на счёт указываются по Кредиту (Credit), а все списания (расходы или переводы денег) – по Дебету (Debit).

Таким образом, в колонку «Зачислено средств за отчетный период» вам нужно внести кредитовый оборот (Total credits) из банковской выписки, а в колонку «Списано средств за отчетный период» — дебетовый оборот (Total debits).

Обычно банк присылает несколько выписок в течение года, это значит, что вам нужно будет сложить все кредитовые обороты и все дебетовые обороты из этих выписок, чтобы внести их в отчёт. Вы можете проверить себя следующим образом. Если вы посчитали всё правильно, то у вас должно сойтись следующее уравнение:

(Остаток средств на счёте на начало периода) + (Зачислено средств) — (Списано средств) = (Остаток средств на счёте на конец года (Closing balance)) по банковской выписке.

В моём примере это выглядит так:

Ещё раз напомню, что все суммы указываются в тысячах.

В 90-х годах счёт за рубежом можно было открыть, только получив на это разрешение Банка России. И хотя разрешительный порядок открытия счетов был заменён на уведомительный в 2001 году, этот рудимент остался в отчёте о движении денежных средств. Поэтому, если ваш счёт был открыт до сентября 2001 года, в отчёте нужно указать дату выдачи и номер разрешения Банка России, на основании которого вы открыли счёт. В противном случае оставьте это поле пустым.

Осталось только указать дату заполнения, распечатать отчёт и поставить подпись.

Как сдать отчёт

Сдать отчёт о движении средств физического лица — резидента по счёту (вкладу) в иностранном банке можно 3 способами:

  1. В электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС
    Это, пожалуй, самый простой и быстрый способ. Есть только одно «но»: у вас должен быть доступ к личному кабинету. Если такого доступа нет, то зарегистрироваться удалённо у вас не получится, для получения пароля необходима личная явка в налоговую инспекцию.
  2. По почте
    Если у вас нет доступа к электронному кабинету, то распечатанный и подписанный отчёт можно выслать на адрес инспекции. Адрес инспекции мы уже находили при заполнении Листа 1.
    Внимание: отчёт нужно отправлять заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 5 Правил представления отчётов о движении средств по счетам из Постановления Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365). При этом датой представления отчёта является дата отправки его в налоговую согласно штемпелю на конверте.
  3. Через вашего представителя (при наличии у него нотариальной доверенности)
    Если у вас в России есть доверенное лицо с правом представлять ваши интересы в налоговых органах, оно может подать отчёт от вашего имени. В этом случае, отчёт распечатывается в 2-х экземплярах и на отчёте расписываетесь не вы, а ваш представитель.
    Я бы рекомендовал вам попросить вашего представителя при посещении налоговой инспекции заодно оформить для вас доступ в личный кабинет налогоплательщика.

Разумеется, отчёт можно сдать и лично придя с ним в налоговую.

В заключение ещё раз напомню, что срок сдачи отчёта о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации за 2018 год – до 1 июня 2019 года.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Нужно ли мне сдавать отчёт, если я провёл в России меньше 183 дней в году?

Вопрос: У меня совместный счёт с мужем (с женой) и я не получаю никаких доходов. Нужно ли мне сдавать отчёт?

Ответ: Отчёт о движении средств по счетам в зарубежных банках привязан к тому, есть ли у вас счета за рубежом, а не к тому, получаете ли вы какой-либо доход. Даже если у вас просто открыт счёт в иностранном банке, и по этому счёту не было никаких операций в течение года, вам всё равно нужно включить этот счёт в отчёт. Если счёт совместный, то не забудьте отметить это в отчёте (см.выше в статье). Если ваш муж (жена) не являются валютными резидентами России, то им сдавать отчёт о совместном счёте не нужно.

Вопрос: У меня несколько счетов в разных иностранных банках. По каким из них мне нужно подавать отчёт?

Ответ: Отчёт о движении денежных средств нужно подавать по всем вашим счетам (вкладам) во всех иностранных банках. Обратите внимание, если у вас, например, 10 счетов, вам не нужно подавать 10 отчётов. Вы заполняете один общий Лист 1, и отдельный Лист 2 для каждого счёта (см.выше в статье).

Вопрос: Я и так плачу налоги в Австралии (прим.: подставьте любую другую страну ), почему это я должна ещё платить налоги в России?

Ответ: Сдача отчёта о движении средств по счетам в иностранных банках является требованием валютного, а не налогового законодательства. Правила уплаты налогов в России определяются тем являетесь ли вы налоговым резидентом Российской Федерации. Если вы не являетесь налоговым резидентом (провели на территории РФ менее 183 дней в течение 12 месяцев), то ваши иностранные доходы не облагаются налогом в России.

Тем не менее, вы можете не быть налоговым, но оставаться валютным резидентом Российской Федерации. В этом случае на вас распространяются все требования валютного законодательства, в том числе вам нужно уведомлять ФНС об открытии/закрытии счетов в иностранных банках и сдавать отчёт о движении денежных средств по этим счетам.

Вопрос: Что мне будет, если я просто не сдам отчёт?

Вопрос: А если я не буду оплачивать штраф? И вообще, я живу за границей, как они меня найдут?

Вопрос: А как они вообще узнают, что у меня есть счета за рубежом?

Вопрос: Нужно ли прикладывать к отчёту копии банковских выписок или другие подтверждающие документы?

Ответ: Это очень хороший вопрос. К самому отчёту о движении средств по счетам в иностранных банках копии подтверждающих документов прикладывать не нужно. Но, не спешите выкидывать ваши банковские выписки. В случае возникновения у налоговой инспекции каких-либо вопросов по вашему отчёту, они имеют право запросить дополнительную информацию, в том числе подтверждающие документы (копии документов).

Все подтверждающие банковские документы должны быть переведены на русский язык, а сам перевод должен быть нотариально заверен. При этом срок представления подтверждающих документов не может быть менее 7 рабочих дней (пп.3 п.1 ст.23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

С 2015 года для россиян, имеющих персональные банковские счета за рубежом, настали большие перемены: теперь все физические лица – валютные резиденты Российской Федерации должны представлять ежегодный отчет о движениях средств на своих иностранных персональных счетах в налоговые органы страны.

Детали

До 2015 года отчеты о движении средств на зарубежных счетах в Федеральную налоговую службу России предоставляли лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели. Но с 1 января 2015 года это касается абсолютно всех физических лиц, имеющих персональные счета в зарубежных банках, согласно части 7 статьи 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

2 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («ФЗ №218») от 21 июля 2014 года, согласно которому были внесены поправки в Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года. Согласно отдельным изменениям, вступившим в силу с 1 января 2015 года, физические лица, также как и юридические, должны регулярно подавать отчетность о движении средств на счетах в иностранных банках в налоговые органы РФ. Создание и согласование подзаконных актов заняло у Минфина почти год, и детальное описание процедуры подачи документов, сроки действия постановления и др. появились в открытом доступе в новой редакции 3 июня 2015 года.

На едином портале для размещения проектов правовых актов и результатов их публичного обсуждения Regulation.gov.ru был опубликован текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации». В этом документе устанавливается упрощенная процедура подачи отчетности физическими лицами, которая отличается от порядка, установленного для компаний.

На данный момент не все аспекты процедуры окончательно утверждены, но общие данные, в том числе и проект формы отчета, находятся в открытом доступе.

Процедура подачи отчетности

1 января 2015 года начался отчетный период, за который физические лица – резиденты России, имеющие счета в зарубежных банках, должны предоставлять ежегодный отчет о движении средств на них в налоговые органы по месту своего учета. Это касается всех физических лиц, признающихся валютными резидентами России и имеющих персональные счета в зарубежных банках. Нововведения касаются как активных, так и так называемых «спящих» счетов (dormant accounts).

Формы отчетности должны представляться физическими лицами в ФНС один раз в год. Согласно проекту, первый раз они подаются не позднее 1 июня 2016 года за 2015 год.

Необходимые документы

Отчет представляется по специальной упрощенной форме в одном экземпляре и состоит из двух страниц – «Титульного листа отчета о движении средств физического лица – резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №1) и «Отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации» (Лист №2).

Количество Листов №2 должно соответствовать числу счетов (вкладов), открытых в банках за пределами РФ.

В том случае, если один или более совместных счетов в иностранном банке открыты несколькими физическими лицами – резидентами РФ, то подавать документы в налоговые органы по обоюдной договоренности может один из них.

При этом в отличие от порядка, установленного для компаний, проект не требует от физических лиц представления вместе с отчетом подтверждающих банковских документов (банковских выписок и иных документов, выданных банком). Они могут быть запрошены налоговыми органами дополнительно лишь при возникновении спорных вопросов.

Это осуществляется в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».

Запрошенные ФНС дополнительные документы должны быть представлены не позднее 20 рабочих дней с даты получения уведомления. Также, в случае обнаружения ошибки в заполнении предоставленной формы, налоговый орган посылает физическому лицу запрос (почтовым отправлением с уведомлением) для уточнения данных, на который нужно ответить в течение 10 рабочих дней с момента его получения.

Форма представления отчетности

Отчетность по движению средств на зарубежных счетах может представляться:

1. Через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru . Документы подписываются «усиленной неквалифицированной электронной подписью», которая признается равнозначной собственноручной подписи на бумаге. В данный момент личный кабинет и детализация предоставления документов находится в процессе доработки.

2. На бумажном носителе при личном присутствии.

3. Заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

4. При помощи официального представителя (имеющего нотариально заверенную доверенность).

По желанию заявителя может быть предоставлено два экземпляра отчета, в этом случае один из них, с отметкой налогового органа о принятии отчета, выдается на руки – или отправляется почтой (c уведомлением о вручении в течение пяти дней).

Датой предоставления отчета в ФНС считается:

При подаче через личный кабинет сайта www.nalog.ru – дата, которую фиксирует информационная система в момент направления отчета;

При личном присутствии или подаче отчета представителем на бумажном носителе – дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

При отправке почтой – дата почтового отправления с уведомлением о вручении.

В случае несоблюдения порядка предоставления отчетов в налоговые органы физические лица подлежат административной ответственности. Согласно проекту отдельных поправок, штраф за непредставление отчета составляет 5000 рублей, однако окончательные суммы всех штрафов еще не утверждены.

Собственникам зарубежной недвижимости

Валютное законодательство РФ содержит закрытый перечень операций, доходы по которым валютные резиденты нашей страны вправе зачислять на зарубежные персональные счета.

Доходы от продажи зарубежной недвижимости зачислять на зарубежные счета российское валютное законодательство не разрешает в принципе – такие доходы нужно проводить через российские банки и затем переводить полученные средства за рубеж уже как свои собственные.

Доходы от сдачи зарубежной недвижимости в аренду нерезидентам с 2014 года можно зачислять на зарубежные персональные счета, но только если счет россиянина-арендодателя находится в стране-члене Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В их число не входят такие популярные у российских инвесторов государства как Болгария, Латвия, Кипр, Черногория, Таиланд, ОАЭ – поэтому доходы от аренды недвижимости в них должны сразу зачисляться арендаторами на российские счета арендодателей в российских уполномоченных банках.

Это не касается доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимости, оформленной на компании, трасты и иные структуры.

Системы контроля

При получении информации о новом постановлении правительства об отчетности физических лиц по движению средств на иностранных счетах возникает вопрос: существуют ли у государства механизмы по выявлению незадекларированных счетов россиян за границей – и как они работают на практике? Комментирует этот вопрос Артем Торопов, старший юрист по международному налогообложению юридической фирмы Goltsblat BLP (российская практика международной юридической фирмы Berwin Leighton Paisner):

«В данный момент обмен информацией в основном осуществляется по запросу в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения, но он остается достаточно ограниченным. Сейчас основные «поставщики информации» – в первую очередь сами граждане, которые добровольно декларируют свои счета по форме, установленной Приказом ФНС № ММВ-7-6/457@. Поскольку информация о таких лицах уже содержится в информационных базах ФНС, именно с них могут в первую очередь спросить отчеты о движении средств по новой форме, если такие отчеты не будут по какой-либо причине представлены в срок до 1 июня 2016 года.

Кроме того, обмен информацией по запросу на практике ограничен рядом юридических препятствий – например, установленная Протоколом 2011 года Статья 25а «Обмен информацией» российско-швейцарского налогового соглашения содержит ряд правовых оснований, по которым власти Швейцарии вправе отказать в раскрытии информации по запросу российских коллег.

Однако времена меняются. В 2014 году Россия ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, на основании которой в будущем, предположительно, с 2018 года, планируется участие России в международной системе автоматического обмена информацией. Также в 2014 году в рамках внесения изменений в российское законодательство в связи с законом FATCA введена взаимная мера, согласно которой иностранные банки в будущем будут обязаны ежегодно сообщать в ФНС России об открытых у них счетах (а) граждан (а не валютных или налоговых резидентов) России и (b) юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами России. Соответствующие проекты форм для автоматического обмена уже утверждены ФНС.

Кроме того, руководство ФНС заявило о своем предложении Минфину инициировать переговоры о заключении двусторонних соглашений об обмене информации по новому модельному соглашению 2014 года (включая обмен информацией об учредителях и бенефициарах трастов) с Лихтенштейном, Британскими Виргинскими островами, Каймановыми и Багамскими островами, Гибралтаром, островами Джерси, Гернси и Мэн. Понятно, что значительная часть этих мер – заявления, претензии и экстерриториальные правила, которые в большинстве случаев могут упираться в простое нежелание зарубежных суверенных государств осуществлять сотрудничество и идти на переговоры.

Однако вряд ли сейчас кто-то может достоверно сказать, насколько реально продвинется российская ситуация с автоматическим обменом если не к 2018-му, то к 2020, 2025 или 2030 году... Также как 15 лет назад было практически невозможно представить себе современный американский механизм FATCA. Учитывая нюансы исчисления сроков давности по валютным нарушениям и значительные сроки давности по уголовной ответственности за налоговые преступления, к началу автоматического обмена лучше не подходить с «багажом» в виде многочисленных случаев нарушения валютного и налогового законодательства.

Нужно также помнить, что валютные правила о зарубежных счетах касаются и тех граждан России, которые не являются налоговыми резидентами и не обязаны уплачивать российские налоги – многие из них сохраняют российскую регистрацию, регулярно приезжают в Россию и могут, с учетом ряда оговорок, быть признаны российскими органами в качестве валютных резидентов. Кроме того, у них могут возникать обязанности по раскрытию счетов, компаний и структур и уплате налогов в стране своего проживания – и в стране нахождения недвижимости.

Поэтому владельцам зарубежной недвижимости и персональных счетов в зарубежных банках нужно уже сейчас задуматься о соблюдении, а не игнорировании законодательных требований (по модели – валютный и налоговый резидент или нерезидент, типы доходов и операций по зарубежным счетам, периметр обязательств и раскрытия по российским правилам, масштаб потенциальных рисков и необходимые действия для их снижения, обязательства в иностранных государствах и т.д.), а также рассмотреть варианты структурирования владения недвижимостью и иными активами через грамотно построенные, раскрытые и соответствующие требованиям законов всех вовлеченных юрисдикций структуры».

На сегодняшний день вся актуальная информация по постановлению «Об утверждении Правил представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» публикуется на официальном сайте Regulation.gov.ru . О том, какие рамки административных наказаний будут применяться в случае просрочки и непредоставления документов в налоговые органы – и любых других деталях, касающихся Постановления, мы будем рассказывать в обновлениях к данной статье.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления