К чему приведет повышение ндс в россии. Как подготовиться к повышению ставки ндс

К чему приведет повышение ндс в россии. Как подготовиться к повышению ставки ндс

С января нынешнего года повысился НДС на 2%. Несмотря на несущественное повышение, оно значительно отразится на покупательской способности граждан РФ. Итак, рассмотрим, к чему готовится, что будет с ценами на продукты/услуги, как повышение отразится на экономической ситуации в целом.

Понятие НДС и история его роста

НДС – налог на добавленную стоимость. Когда предприятия закупает товар по одной цене, а продает по другой – дороже, то разница между приобретением и продажей выступает добавленной стоимостью, на которую накладываются налоговые обязательства.

Формально считается, что НДС является налогом для бизнеса. Но вследствие особенностей начисления и уплаты налог фактически переходит на конечного потребителя. Увеличение НДС оказывает влияние на стоимость товаров и услуг.

НДС в РФ появился в 1992 году. И составлял рекордную величину – 28%. До 2019 года ставку снижали несколько раз. В 1993 году произошло понижение до 20%, а в 2004 году до 18%. В прошлом году было принято решение об увеличении до 20%. Однако в льготных категориях ставка не изменяется.

  • некоторые группы медикаментозных товаров (это все лекарственные препараты, которые включены в РЛС);
  • товары для детей (принадлежности для школы, одежда и пр.);
  • продовольственные товары;
  • литература образовательного характера.

Увеличение НДС и причины

В структуре государственного бюджета на первом месте были доходы от нефти, газа. Имеются еще и фонды резервного значения – когда стоимость «черного золота» падала, государственные программы финансировали из других запасов. Но они истощаются, а расходы не сокращаются.

Требуется финансировать программы социального характера. В частности, денежные средства идут на материнский капитал, льготную ипотеку, федеральные программы благоустройства придомовых территорий и пр.

Власти посчитали, что если увеличить НДС всего на 2%, то появится «свободная» сумма в размере 620 млрд руб. в год. Их можно тратить на другие программы. Если пересчитать сумму на одного гражданина, то это 360 рублей в год.

НДС обеспечивает многие программы. Деньги из федерального бюджета расходуются на:

  1. Пособия, социальную помощь нуждающимся гражданам.
  2. Выплаты субсидий, льготы.
  3. Образование, медицину.
  4. Армию, безопасность.
  5. Молодежную политику.
  6. Поддержку сельского хозяйства.
  7. Реабилитацию лиц с инвалидностью.
  8. Содержание научных центров, музеев и др.

Когда денег стране не хватает, существует множество вариантов их поиска. Можно отменить некоторые льготы, увеличить НДФЛ, ужесточить условия социальной поддержки, отменить материнский капитал и т.д.

Повышение ставки НДС произошло не просто так, дело в том, что этот налог собирается легче других. Благодаря автоматизации его легко проверить, трудно и сложно уклоняться, соответственно, больше гарантий, что в казну поступит вся запланированная сумма.

Майские Указы Президента РФ требуют пополнения федерального бюджета в размере 8 трлн рублей до 2024 года. Повышение ставки НДС принесет меньше половины заявленной цифры, остальные же средства придется доставать где-то еще.

Как увеличение ставки отразилась на ценах в России?

Стоимость товаров увеличилась, спорить с этим утверждением сложно. Однако рост цен обусловлен не только повышением ставки. Последние 14 лет НДС оставался неизменным, но товары все равно дорожали. Ключевая ставка Центрального Банка уменьшалась, продукты становились дороже. Стоимость товаров – сложная штука, и только НДС тут ничего не решает.

Ставка в отношении товаров социальной значимости не повысилась. Но на мясе, рыбе, макаронах и др. продуктах изменения сказались, например, за счет повышения стоимости доставки. Но больше всего на стоимость повлиял рост цен на топливо.

В стоимость некоторых товаров НДС не заложен, однако это не означает, что цены останутся на прежнем уровне. Может в большую сторону измениться аренда, повысят заработные платы сотрудникам либо предприятие захочет больше зарабатывать.

Влияние на экономическую ситуацию

Согласно всем имеющимся прогнозам, 2019 год ожидается трудным для россиян. Аналитики считают, что произойдет понижение роста ВВП, поскольку цены увеличиваются, а это снизит покупательскую способность российского населения. Возможно, в 2020 году станет легче, так как в государственный бюджет поступят дополнительные взносы.

Другие страны

НДС имеется не только в РФ, но и других странах. В некоторых странах ставка меньше, в других же выше. Но в среднем составляет 20%. Сравнивать налоговую нагрузку исключительно в плоскости НДС, нецелесообразно.

Например, в Канаде ставка низкая, однако высокие тарифы на взносы страхового характера. В Великобритании НДС 20%, а предельный НДФЛ 45% (против РФ 13%). В Италии же первый налог 22%, а налог на доходы людей варьируется от 23 до 43%.

Хорошо или плохо повышение НДС, трудно сказать. Мы живем в сложно устроенной системе, где в одном месте прибавляется, а в других формируются дыры. Проще считать, что это очередное изменение в стране, на которое мы не в силах повлиять.

Аналитики бурно обсуждают важнейшее для бюджета страны и граждан решение - повышение налога на добавленную стоимость (НДС). С какой целью меняется ставка налога, сколько планируется собрать, какие это будет иметь последствия для инфляции - и на что именно государством будут потрачены полученные таким образом деньги?

В результате повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года Минфин планирует получать ежегодно дополнительные 600 млрд рублей доходов. Это около 3,9% от доходов федерального бюджета.

Эти деньги пойдут на выполнение майских указов президента, которые направлены на развитие инфраструктуры, увеличение финансирования здравоохранения и образования, что в конечном счете должно помочь развитию в целом российской экономики и повысит уровень жизни россиян. Власти, конечно, пошли по самому простому пути - подняли НДС, который для российского бюджета является одним из значимых налогов наряду с нефтегазовыми. По данным Минфина, в 2017 году сборы НДС принесли бюджету более 5 трлн рублей (3 трлн рублей - внутренний НДС, еще 2 трлн - НДС на импорт). Это треть доходов бюджета, которые в прошлом году составили 15 трлн.

«Сумма 600 млрд рублей существенна для бюджета, учитывая, что на медицину и образование в прошлом году в совокупности было израсходовано немногим больше 1 трлн. В 2019 году на майские указы из федерального бюджета должно быть потрачено 735,4 млрд Если 600 млрд рублей придут от повышения НДС, то это уже более 80% всей необходимой суммы. Очевидно, что повышение НДС - самый простой путь», - говорит Анастасия Соснова из ИК «Фридом Финанс».

С другой стороны, по мировым меркам в России - еще довольно низкая ставка НДС, даже после повышения. Для сравнения: в Венгрии и Греции НДС - 27% и 24% соответственно. В Бельгии и Нидерландах этот налог составляет 21%. Европейские власти с 2000-х годов активно принимали ровно такие же меры - повышали НДС, чтобы справиться с высоким дефицитом бюджета. Так, Германия в 2007 году увеличила НДС с 16% до 19%, Великобритания в 2011 году - с 17,5% до 20%, Италия в 2013 году - с 21% до 22%. Самый высокий в Европе уровень налога на добавленную стоимость у скандинавских стран: в Дании , Швеции и Норвегии - по 25%, в Финляндии - 24%.

Россия в этом году может получить бездефицитный бюджет. Но, по сути, это следствие высоких цен на нефть и грамотной бюджетной политики. Бюджет сверстан по более низкой цене на нефть в 40 долларов за баррель, тогда как сегодня нефть торгуется в районе 72-75 долларов за баррель. Однако сверхдоходы от нефти не тратятся, а идут в резервы. И чтобы найти дополнительные средства на инфраструктуру, здравоохранение и образование, необходимо изыскать дополнительные источники доходов.

За шесть лет бюджет РФ сможет получить порядка 3,5 трлн рублей дополнительных доходов за счет повышения НДС на 2%. Еще 1 трлн принесет завершение нефтегазового маневра (обнуление экспортной пошлины и повышения НДПИ в качестве компенсации). В сумме налоговые решения дадут 4,5 трлн рублей за шесть лет, это больше половины от 8 трлн рублей, которые, по оценке правительства, необходимы для выполнения майских указов президента (суперуказы от 7 мая 2019 года). Еще 3 трлн рублей государство готово занять на рынке, разметив ОФЗ (облигации федерального займа).

Правительство на самом деле выбрало из двух зол меньшее. Если вспомнить, то весь прошлый год обсуждалось несколько вариантов налогового маневра. В частности, Минфин предлагал увеличить НДС до 22%, при этом, снизив страховые взносы с 30% до 22% (формула «22/22»). Минэкономразвития считало лучшей формулу «21/21». Третий вариант предполагал формулу «21/20» c введением торгового сбора и увеличением НДФЛ до 15%.

Однако решили все же остановиться на двухпроцентном повышении НДС, сохранив страховые взносы (благодаря пенсионному маневру). «Почему оставили 2%? Потому что выше - это переход границы чувствительности, при котором надо принимать уже другие решения», - пояснила повышение НДС именно до 20% вице-премьер Татьяна Голикова .

НДС - это, конечно, инфляционный налог. Любое его увеличение приведет к росту цен. Однако не такое большое, как могло быть. Во-вторых, правительство оставило льготные ставки в том же размере. В итоге НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, что существенно снизит влияние на инфляцию. В частности, пониженная ставка налога действует в отношении продовольствия (на товары из мяса и мясопродуктов, молочную продукцию, морепродукты, овощи, яйца, соль, сахар), в отношении детских и медицинских товаров. Соответственно, они не должны подорожать. Сохранятся также нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Таким образом, эффект будет действовать только на 60% корзины стандартного потребления, отмечает статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев . Поэтому реальный вклад в инфляцию может составить от 1,2% до 1,5%. Учитывая рекордно низкий рост потребительских цен в стране, годовая инфляция в России не должна выйти за пределы целевой в 4%. Глава Минфина Антон Силуанов считает, что в 2019 году инфляция в результате поднятия ставки НДС составит от 1,5 до 4,5%, то есть в худшем случае выйдет немного за целевой уровень в 4%, но уже в 2020 году вернется к нему.

«Сначала повышение НДС может привести к «откату» деловой активности, но затем активность повысится благодаря общему развитию страны», - считает Владимир Старинский , управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

Ведь полученные дополнительные доходы должны пойти на развитие медицины, образования и инфраструктуры, что окажет благоприятный эффект на экономику в целом.

Еще один возможный негативный фактор - временный отказ ЦБ РФ от снижения процентных ставок на фоне роста инфляции. «Это, безусловно, отрицательно скажется на экономической ситуации и ипотечных заемщиках, и предпринимателях, рассчитывающих на более низкую стоимость кредитов», - считает главный экономист налоговых органов , должно уплачивать налогов не меньше этих значений. Но, если предприятие, прибегающее к разного рода «схемам», спланировало себе, к примеру, 6% налоговой нагрузки, то оно будет стремиться уложиться в эту нагрузку независимо от ставки НДС. Разумеется, в переходный период, когда в выручке уже будет заложен 20% НДС, а к зачету еще будут приниматься ранее уплаченные 18%, будет некий рост поступлений со стороны подобных налогоплательщиков», - поясняет налоговый эксперт.

Но в целом рассчитывать на надежный приток в бюджет можно лишь со стороны крупных «белых» предприятий, тогда как значительная часть предприятий «затенены», поэтому и требуется усилить борьбу с разного рода «оптимизационными схемами», говорит Парулева.

С 01.01.2019 18%-я ставка НДС вырастет до 20%. В связи с этим нужно провести ревизию договоров с контрагентами и внести в те, исполнение которых перейдет на 2019 год, соответствующие изменения. Вы, как бухгалтер, вряд ли будете заниматься этим самостоятельно. Но проинформировать об этом ваших специалистов по договорам необходимо.

Кстати, 20%-ую ставку в некоторых документах вы можете встретить уже в 2018 году .

Программистам нужно дать задание обновить ПО для контрольно-кассовой техники, чтобы в 2019 году в чеках отражалась ставка 20% или 20/120. Это станет возможно, как только вступит в силу соответствующий приказ ФНС, вносящий изменения в форматы фискальных документов (см. письмо ФНС от 03.10.2018 № ЕД-4-20/19309@).

Бухгалтеру же важно правильно начислять налог. Чтобы не ошибиться, исходите из того, что новая ставка будет применяться к отгрузкам, производимым с 01.01.2019. В отношении переходящих договоров это означает следующее.

НДС с реализации

Если товар отгружен (работы выполнены, услуги оказаны) в 2018 году, а оплачен в 2019-м, НДС нужно начислить в 2018 году по ставке 18%. При получении оплаты в 2019-м корректировать налог не требуется.

Если в 2018 году была получена 100%-я предоплата под отгрузку 2019 года, НДС с аванса в 2018 году вы начисляете по ставке 18/118, эту же сумму в 2019 году принимаете к вычету. Налог с отгрузки в 2019-м рассчитываете уже по ставке 20%. Дата заключения договора и факт предоплаты на ставку по отгрузке не влияют . Повышение налога нужно согласовать в договоре с покупателем.

Если в 2018 году получена частичная предоплата под отгрузку 2019 года, в 2018 году начисляете НДС с аванса по ставке 18/118. В 2019 году отгружаете ТРУ по ставке 20%, берете к вычету НДС с частичного аванса в сумме, рассчитанной по ставке 18/118. Если в 2019 году будет еще аванс, налог с него нужно посчитать и взять к вычету уже по ставке 20/120. Здесь также потребуется согласование с покупателем изменения стоимости.

«Входящий» НДС

Если товар куплен в 2018 году, а отгружен в 2019-м, «входной» НДС берете к вычету по ставке 18%, налог с отгрузки начисляете по ставке 20%.

Если товар получен от продавца в 2018 году, а оплачен в 2019-м, «входной» НДС берете к вычету по ставке 18%.

Если товар оплачен в 2018 году, а получен в 2019-м, НДС с аванса в 2018 году берете к вычету по ставке 18/118. В 2019 году после принятия товара на учет восстанавливаете налог по ставке 18/118 и принимаете к вычету уже по ставке 20%, согласованной с продавцом.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что рост налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% может вызвать разовое повышение инфляции на 2 п.п. «Если мы собираемся увеличивать косвенное налогообложение на 4 п.п., это повлияет на инфляцию. Если оценивать, мы можем получить чуть больше 2% разово», — сказал в понедельник министр на Налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

Тем самым Минфин подтвердил свое намерение провести в жизнь ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%. Вариант налогового маневра «22/22» будет нейтральным для бюджета, полагают в Минфине.

«22% ставки страховых взносов компенсируется 22% ставки налога на добавленную стоимость», — сказал Силуанов.

Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Выступая на форуме РСПП, министр Силуанов отметил также, что его ведомство предлагает унифицировать ставку страховых взносов, то есть ликвидировать порог, с превышения которого в настоящее время взимаются дополнительные 10% страховых взносов в Пенсионный фонд.

Ранее «Газета.Ru» сообщала, что Минфин предложил правительству для обсуждения ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%.

Министр экономического развития Максим Орешкин также предлагал снизить страховые взносы, но в другой пропорции: с 30 до 21%, а НДС повысить с 18 до 21%. Комментируя эту схему, Силуанов говорил, что эта идея не была проработана с Минфином.

Налоговый маневр, предложенный Минфином, позволяет решить как минимум три задачи. Первая — получить дополнительные доходы и перераспределить их на выполнение майских указов президента от 2012 года по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорили о перераспределении около 150 млрд руб.

Второй эффект — «стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт».

Но главным эффектом налоговой реформы Минфин называет обеление «серых» зарплат и доходов самозанятых граждан. Объем «серых» зарплат в России оценивается в 5-10 трлн руб. в год.

Дополнительный бонус предприятиям, работающим «вбелую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Ранее источники «Газеты.Ru» в правительстве утверждали, что именно эти параметры — 22% на 22% — Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. Безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес, похоже, не спешит.

«При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», — сообщил RNS президент «Опоры России» Александр Калинин.

Соцблок правительства не в восторге от предложения Минфина. Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что Минтруд не поддерживает идею по уравниванию НДС и страховых взносов.

«Я считаю, что это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в ПФР. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином: что мы уменьшаем трансферт, что мы уходим от бюджетной зависимости в ПФР и фонде соцстраха, поэтому мне непонятна эта логика», — сказал Топилин на форуме РСПП.

По расчетам Минтруда, в результате снижения страховых взносов ПФР будет терять около 2 трлн руб. в год.

Эксперты в целом согласны с расчетами Минфина о том, что при повышении НДС на 4 п.п. инфляция повысится на 2 п.п. Но при одном условии.

«Эти оценки верны, если предположить, что Банку России удастся удержать инфляционные ожидания под контролем. Тогда эффект от повышения НДС будет разовым и не будет иметь долгосрочных инфляционных последствий», — говорит Мария Иванова, руководитель направления «Денежно-кредитная политика» Экономической экспертной группы.

ЦБ хочет снизить инфляцию до 4% уже к концу текущего года и закрепить ее на этом уровне. По итогам февраля инфляция в годовом выражении опустилась до 4,6%, и в ЦБ отмечают, что ее снижение происходит быстрее ожиданий. Но регулятора беспокоят те самые инфляционные ожидания.

«Инфляционные ожидания населения сохраняют значительную инерционность, оставаясь на повышенном уровне, а рост заработных плат опережает рост производительности труда.

В этих условиях возможно возникновение дополнительных рисков для достижения цели по инфляции по мере исчерпания действия временных благоприятных факторов и закрепления экономики на траектории роста. Таким образом, существующий баланс инфляционных рисков говорит в пользу очень плавного смягчения денежно-кредитной политики, которая должна оставаться умеренно жесткой», — отмечал ЦБ в мартовском выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды».

Очевидно, что ЦБ при таком маневре, который несет угрозу его главному целевому показателю, почти со стопроцентной вероятностью продолжит политику жесткой денежно-кредитной политики и дальше. На практике это приведет к тому, что ключевая ставка (а с ней и прочие ставки в экономике) будет снижаться медленнее, чем могла бы. Сейчас она составляет 10%.

Хватит ли импульса налогового маневра, чтобы компенсировать длительный период высоких ставок и стимулировать экономический рост, неизвестно.

Теперь от обсуждавшегося налогового маневра осталось только повышение НДС. Это косвенный налог, который ложится на конечного потребителя.

По словам Силуанова, увеличение ставки НДС даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. При этом власти разрабатывают пакет компенсационных мер для бизнеса, включая облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество (этот налог компании снова начали платить с 2018 года, после истечения моратория). Соответственно, правительство нашло около 3,6 трлн руб., но без учета выпадающих доходов от компенсационных мер.

Что правительство поменяет в налогах?

Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

— Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

— Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

— Будет отменен налог на движимое имущество.

— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

— В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков).

— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.

— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Краеугольный камень для бюджета

НДС — ключевой налог с точки зрения наполнения федерального бюджета, на его долю приходится более трети всех поступлений, а теперь его роль увеличится. В 2017 году он принес в казну более 5,1 трлн руб., или 34% общих доходов федерального бюджета. По данным Минфина, с 2010 года сбор НДС в номинальном выражении увеличился более чем вдвое (с 2,5 трлн руб.), а доля в общих доходах увеличилась за этот период с 30 до 34%.

«Собираемость НДС в последние годы существенно повысилась, что связано с применением ФНС автоматизированных систем контроля», — отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. Так, сама ФНС оценивает, что 54% прироста поступлений внутреннего НДС в 2017 году было обеспечено именно фактором более эффективного налогового администрирования. Повышение налоговых ставок — это всегда дополнительные стимулы для ухода в тень, но по НДС возможности для этого, пожалуй, одни из самых низких, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Власти выбрали подходящий момент для повышения НДС, когда система администрирования достаточно эффективна, чтобы избежать заметного снижения собираемости, считает эксперт.

Антон Силуанов (Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости)

Бизнес встревожен

Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он. «Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают», — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, считает Вера Кононова. «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

«Все формальные обещания были выполнены, будучи аккуратно сформулированными», — говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его словам, президент в 2014 году не менять налоговую нагрузку до конца 2018-го и в целом так и получилось, за исключением ряда моментов (рост , усиление нагрузки за счет обеления экономики, возвращение в конце 2017 года налога на движимое имущество, который бизнес «налогом на модернизацию»). А налоговый маневр бизнес тоже в итоге получил, но в принципиально ином виде, отмечает Никитин. «Новый формат маневра — сохранение нагрузки на фонд оплаты труда, повышение пенсионного возраста и одновременно повышение ставки НДС, снижение пороговых значений для облегченного порядка возмещения НДС экспортерам плюс отмена обложения движимого имущества и внутрироссийского контроля внутригрупповых цен», — объясняет он.

С 2012 года действует пониженная ставка взносов работодателей на пенсионное страхование работников — 22% с зарплат, но рано или поздно она должна была вернуться к полному тарифу — 26% (в последние годы повышение несколько раз откладывалось и по текущему законодательству запланировано на 2021 год). Теперь же власти приняли решение отказаться от будущего повышения ставки пенсионных взносов.

По мнению Никитина, налоговую нагрузку в текущем экономическом цикле нужно не повышать, а снижать. В повышении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, даже на прибыль, нет никаких проблем, но только в подходящий период развития экономики, говорит он. «Например, нагрузку на ФОТ можно повышать только в период опережающего роста зарплат. А в нынешний момент ее надо снижать, но этого не произошло», — сказал Никитин.

Заплатят и граждане, и отдельные отрасли

Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно. Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2019 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4-4,5%. Эффект для потребительских цен составит плюс 1-1,3 п.п., согласен Куликов. При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин.


Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

НДС — налог с очень сложным механизмом, затрагивающий не только конечных потребителей, но и всех участников цепочки, производящей эти товары, объясняет Кононова. И хотя в конечном итоге уплата этого налога идет за счет покупателя, для бизнеса это означает отвлечение оборотных средств на период между уплатой НДС поставщикам и получением «исходящего» НДС от покупателя. «В целом по экономике это достаточно крупные суммы: например, ФНС оценивает, что в 2017 году суммарный объем начислений НДС составил 39,5 трлн руб., из них 36,5 трлн подлежало вычетам. Периоды, на которые отвлекаются средства, сильно разнятся в зависимости от отраслей и могут исчисляться месяцами. Поэтому для бизнеса повышение ставки НДС — это увеличение объема оборотных средств, отвлекаемых на выплаты этого налога», — говорит экономист.

С точки зрения долгосрочных последствий, поскольку НДС относится к косвенным налогам, он является более благоприятным для экономического роста по сравнению с прямыми налогами, указывает Редькин. Повышение НДС будет иметь неблагоприятное структурное влияние на экономику, возражает Кононова. В наиболее сложное положение, по ее словам, попадут производители, которые закупают дорогостоящую продукцию у поставщиков (и уплачивают при этом значительные суммы входящего НДС): это прежде всего компании в обрабатывающем секторе, которые приобретают технологически сложную продукцию (автомобильная промышленность, производство электрооборудования). А, например, экспортеры сырья будут от этого избавлены, особенно если в реальности будет ускорено возмещение НДС при экспорте, добавляет Кононова.

Повышение НДС пойдет на благо экспортерам, потому что при экспорте НДС возмещается, подтверждает Катырин. «Повышение НДС будет на благо экспортерам, — будет больше возвращаться. Для производителей же, особенно товаров с высокой добавленной стоимостью, конечно, это нагрузка на бизнес», — сказал он РБК. Повышение НДС может помешать импорту, отмечали в прошлом году эксперты Института Гайдара и РАНХиГС: среднеевропейская ставка НДС (17,5%) уже сейчас чуть ниже российской, а значит, разрыв увеличится.