Задачи, функции и направления деятельности центрального банка рф. Основные направления деятельности центрального банка российской федерации как элемента банковской системы

Основными направлениями деятельности Центрального банка являются:

1. Эмиссионный центр государства. Центральный банк, как правило, на монопольных началах осуществляет эмиссию банкнот и монет (денежных знаков). Наличные, эмитируемые центральным банком, являются единственным законным платежным средством на территории страны, обязательным к принятию во всех видах платежей. Центральный банк регулирует наличный денежный оборот. Кроме того, изымает непригодные к обращению и неплатежные дензнаки и осуществляет их утилизацию.

Кроме наличной эмиссии, центральный банк осуществляют также безналичную эмиссию, в результате которой увеличивается объем резервов коммерческих банков, является базой для роста денежной массы. Основные инструменты (каналы) безналичной эмиссии центрального банка: операции с ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, проведение девизной политики.

2. Центральный банк обеспечивает кассовое, кредитное и расчетное обслуживание коммерческих банков.

В процессе кассового обслуживания коммерческих банков он обеспечивает их наличными в обмен на их резервы, хранящиеся на счетах в центральном банке.

В процессе кредитного обслуживания коммерческих банков центральный банк обеспечивает их дополнительными резервами с целью поддержания их ликвидности, следовательно, выступает в роли «кредитора последней инстанции». Кроме того, будучи проводником денежно-кредитной политики, центральный банк использует кредитования (рефинансирования) коммерческих банков как инструмент денежно-кредитной политики.

  • 3. Орган банковского регулирования. Регулятивная деятельность центрального банка относительно коммерческих банков обусловлена??тем, что одним из его основных задач, определенных на законодательном уровне, является содействие эффективному развитию банковской системы и ее надежности. Как орган банковского регулирования, центральный банк определяет определенные правила и нормативы, регламентирующие деятельность коммерческих банков. Осуществляя кассовое, кредитное и расчетное обслуживание коммерческих банков и надзор за их деятельностью, центральный банк имеет возможность отслеживать соблюдение банками установленных регулятивных требований. Во многих странах в регулировании банковской деятельности, в частности в надзоре за деятельностью банков, участвуют не только центральные банки, но и созданные государством специальные регулятивно-надзорные органы.
  • 4. Банкир и финансовый агент правительства. Центральный банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание правительства, участвует в обеспечении кассового исполнения государственного бюджета, играет заметную роль в управлении государственным долгом, в частности в размещении государственных ценных бумаг и в их обслуживании по поручению правительства, выполняет функции советника, консультанта правительства по вопросам денежно - кредитной политики.
  • 5. Проводник денежно-кредитной политики. Проведение денежно-кредитной политики предполагает определение центральным банком ее стратегии и тактики. Стратегия политики предполагает выбор центральным банком монетарных целей, установление определенной их иерархии и определение параметров целей. Тактика денежно-кредитной политики заключается в выборе центральным банком монетарных инструментов, которые являются лучшими для достижения поставленных целей. Проведение денежно-кредитной политики - это важнейшее направление деятельности центрального банка, поскольку именно в этой деятельности наиболее полно реализуется назначения центрального банка, а именно: регулирование денежного оборота с целью обеспечения стабильности национальной денежной единицы и содействие, таким образом, стабильному экономическому развитию.
  • 6. Орган валютного регулирования и контроля. Центральный банк является главным органом проведения валютной политики, тесно связанной с денежно-кредитной политикой. Центральный банк регламентирует валютные отношения экономических субъектов и их деятельность на валютном рынке, проводит курсовую политику, направленную на поддержание обменного курса национальной валюты, управляет международными ликвидными резервами (золотовалютными резервами), обеспечивает валютную ликвидность государства, осуществляет контроль за соблюдением экономическими субъектами установленных государством законов, норм и правил проведения валютных операций.
  • 7. Информационно-статистический и аналитический центр денежной и банковской систем. Центральный банк с целью осуществления своей деятельности проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, и прежде всего денежно-кредитных, валютных и ценовых отношений. Макроэкономический анализ и прогнозирование позволяют центральному банку увязать денежно-кредитную политику, которую он разрабатывает, с другими мерами общеэкономической политики государства: со структурной, фискальной, бюджетной, внешнеэкономической политикой и т.п. Макроэкономический анализ и прогнозирование невозможно осуществлять без статистической информации, поэтому центральные банки разрабатывают монетарную и банковскую статистику; публикуют статистические данные, аналитические и информационные материалы.

В банковской системе центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный байк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Особенность

деятельности

центрального

Центральный банк функционирует в сфере обмена.

Создавая свой продут" в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение, он обеспечивает кругооборот и оборот капитала экономических субъектов, непрерывность процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.

Центральный банк - экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-

кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Вместе с тем центральный банк выступает как некоммерческая организацияПредоставляя экономическим субъектам свои продукты и услуги, центральный банк получает за них определенную плату. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является для него целью деятельности.

Центральный банк - общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы.

Центральный банк Российской Федерации в отличие от коммерческих банков - федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управление в форме денежно- кредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.

Независимость

Центрального

Фундаментальный признак деятельности Центрального банка Российской Федерации - ее независимый характер. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларирует: функции и полномочия «Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 1).

" Согласно другой точке зрения центральный банк - коммерческая организация, занимающиаяся предпринимательской деятельностью и получающая от нее доход (см.: Правовое регулирование банковской деятельности / под ред. проф. Е.А. Суханова. М. : Учебно-консультационный центр «ЮрИнфорР», 1997. С. 26). Прежде всего речь идет о независимости операционной деятельности Банка России. Он осуществляет определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством, по специально разработанным нормам.

Операционная независимость Банка России не означает ничем не ограниченную деятельность. Круг выполняемых им операций ограничен законом. Банк России не вправе: предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета (кроме случаев, предусмотренных законом о федеральном бюджете); кредитовать дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении; участвовать в капиталах других банков, иных коммерческих и некоммерческих организаций (кроме случаев, установленных федеральными законами).

Финансовую независимость Банка России как юридического лица обеспечивают уставный капитал в размере 3 млрд руб., владение, пользование и распоряжение определенным имуществом, получение прибыли по выполняемым операциям и сделкам. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Банк России уплачивает налоги и сборы, перечисляет в федеральный бюджет 50% прибыли, фактически полученной им по итогам года.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Дума назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению его Председателя, согласованному с Президентом РФ), рассматривает годовой отчет Банка России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение.

Центрального

Функции Центрального банка России

В названном Федеральном законе отмечается, что целями деятельности Банка России являются: ?

защита и обеспечение устойчивости рубля; ?

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; ?

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень из 18 функций, который не исключает осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти 18 функций можно группировать исходя из целевой ориентации и назначения Банка России. 1)

денежно-кредитное регулирование (регулирующая функция); 2)

нормативное регулирование (нормативно-творческая функция); 3)

операционная; 4)

информационно-аналитическая; 5)

надзорная и контрольная.

В рамках денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция) Банк России в соответствии с законом, определяющим его деятельность: ?

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; ?

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; ?

выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.

Нормативное регулирование (нормативно-творческая функция) предусматривает: ?

разработку правил ведения банковских операций; ?

определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; ?

определение правил ведения расчетов в Российской Федерации; ?

разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

В соответствии с операционной функцией Банк России: ?

осуществляет самостоятельно либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок; ?

управляет своими золотовалютными резервами; ?

обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Согласно информационно-аналитической функции Банк России: ?

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и по регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений и ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные; ?

участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление; ? устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Реализуя надзорную и контрольную функцию, Банк России осуществляет: ?

надзор за деятельностью банков и банковских групп; ?

государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на совершение банковских операций, приостановку их действий и их отзыв; ?

регистрацию эмиссий ценных бумаг банков; ?

валютное регулирование и валютный контроль.

Проводя надзор за деятельностью коммерческих банков

путем наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций.

Операции

Центрального

Функция, в юридическом отношении трактуемая как направление деятельности, предполагает осуществление ряда операций и сделок.

В рамках установленных законом функций Центральный банк Российской Федерации: ?

проводит операции по выпуску денег в обращение; *

осуществляет кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции; ?

покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; ?

покупает и продает облигации, эмитируемые им, и депозитные сертификаты; *

покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; ?

покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; ?

принимает на хранение, и управление ценные бумаги н другие активы; ?

выдает поручительства и банковские гарантии; ?

совершает операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками; *

открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств; ?

выставляет чеки и векселя в любой валюте; ?

проводит иные банковские операции.

К кругу иных банковских операций относятся предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»: привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты); размещение их от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов экономических субъектов; осуществление по поручению своих клиентов расчетов по счетам, открываемым в учреждениях Банка России. Банку России предоставлено право заниматься инкассацией денежных средств, векселей, расчетных и платежных документов, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы.

Представленные операции имеют ряд особенностей. 1.

Все операции Банка России носят денежный (стоимостный) характер, осуществляются в сфере обмена, охватывают сферу купли-продажи, а через нее все стадии воспроизводственного процесса. 2.

В соответствии с функцией эмиссии наличных денег Банк России эмитирует банкноты и монеты, проводит операции по организации наличного денежного обращения. Данную функцию (и связанные с ней операции) выполняет только Центральный банк Российской Федерации, он обладает монопольным правом приводить такие операции. 3.

Операции, осуществляемые Банком России, могут обслуживать как макро-, так и микроуровень экономических отношений. Так, операции по эмитированию наличных денег имеют общенациональный характер. Кредитные, расчетные, депозитные и некоторые другие операции Банка России имеют адресный характер, производятся непосредственно с конкретными субъектами. 4.

Операции, выполняемые Банком России, носят договорной характер. 5.

Операции совершаются Банком России на комиссионной основе. Без взимания комиссии проводятся только операции со средствами федерального бюджета, ресурсами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. 6.

Операции Банка России осуществляются по регламенту, разрабатываемому им в форме указаний, положений и инструкций. Данные нормативные документы обязательны для всех юридических и физических лиц, а также для органов государственной власти, ее субъектов и органов местного самоуправления. 7.

Операции Банка России отличаются от операций коммерческих банков, для которых главной и решающей по объему является кредитная операция. Для Банка России более значимы выпуск наличных денег и операции по безналичным расчетам. Отличие операций центрального банка от операций коммерческих банков заключается и в том, что они: выполняются во взаимоотношениях главным образом с кредитными учреждениями; центральные банки не занимаются управлением имущества (кроме ценных бумаг); при сходстве набора операций отдельные операции проводятся центральным банком в нном объеме и на других условиях.

Банк России не имеет права выполнять операции: ?

Центральный банк Российской Федерации (ЦБР) возглавляет банковскую систему государства, влияя на реализацию государственной экономической политики и обеспечение экономической безопасности страны в сфере кредитно-денежных отношений. Раскрытие сущности содержания деятельности Банка России в механизме регулирования экономики можно представить характеристикой его основных функций, которые, в свою очередь, невозможны без понимания их значения для субъекта, которому их выполнение необходимо. Поэтому остановимся на установлении субъектов и их потребностей, которым необходимо функционирование Банка России.

Из содержания ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» «Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью» следует, что субъектом, которому необходима деятельность ЦБР, выступает государство. Оно осуществляет прямое управляющее воздействие на деятельность Банка России посредством создания Национального банковского совета, образованного из представителей трех ветвей власти: двух от членов «верхней палаты» Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (СФ ФС РФ), трех - от депутатов «нижней палаты» Государственной Думы (ГД РФ), трех - от Президента Российской Федерации, трех - от Правительства Российской Федерации и Председателя Банка России (п. (г) ст.83, п. (в) ст. 103 Конституции РФ, ст. 12 Закона о ЦБ РФ).

Сущность деятельности Банка России раскрывают цели создания его государством, сформулированные в ст. 3 Закона о ЦБ РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России и, следовательно, в качестве основных целей не раскрывается.

Поскольку государство создало ЦБ РФ для своих нужд, то именно они и определяют сущность деятельности Банка России: удовлетворение потребностей государства, во-первых, в хранении принадлежащих ему средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, и, во-вторых, в осуществлении с ними операций без взимания комиссионного вознаграждения, а кроме них со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации, средствами местных бюджетов, а также при обслуживании государственного долга Российской Федерации и операций с золотовалютными резервами. Данная функция закреплена в ст. 4 п. 6-7 и ст. 23 Закона о ЦБ РФ, ее реализация проявляется в динамике изменения доли средств на счетах Банка России, принадлежащих государству. Надо отметить, что доля средств на счетах, принадлежащих государству, составляет большую часть всех средств, находящихся на счетах в Банке России, и сохраняет тенденцию роста.

Между тем, доля средств кредитных организаций-резидентов в последние годы уменьшается, что указывает на усиление функции хранения Банком России средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Это подчеркивает значимость возложенной на Банк России основной функции хранения средств государства и осуществления с ними операций, причем без взимания комиссионного вознаграждения.

Основными определяющими функциями деятельности ЦБР являются вмененные ему п.п. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ: денежная эмиссия рубля, защита и обеспечение его устойчивости. Они также закреплены в ст. 3 Закона о ЦБ РФ. Цель выпуска наличных денег Банк России объясняет необходимостью обеспечения своевременного и полного удовлетворения потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах. В этом он видит реализацию функции по поддержанию устойчивости национальной валюты и бесперебойном обеспечении платежного оборота банкнотами и монетой.

Критерием устойчивости налично-денежной компоненты национальной валюты ЦБР считает показатель ее достаточности для бесперебойного платежного оборота населения и хозяйствующих субъектов в спонтанно происходящих актах платежей, которые неэффективно организовывать на безналичной основе. Вместе с тем, просматривается политика ЦБР к сокращению потребности участников платежного оборота в наличных деньгах. Анализируя выполнение функции по денежной эмиссии рубля, следует учитывать, что наличная денежная эмиссия вторична от безналичной эмиссии денег, которую также регулирует Банк России.

Следующая важнейшая функция Банка России - защита рубля. Банк России осуществляет в процессе своей деятельности постоянную борьбу с подделкой денежных знаков посредством проведения экспертиз. Так, например, в 2008 г. им было проведено 1,24 млн. экспертиз денежных знаков Банка России, в которых выявлено 60,8% из 133864 поддельных банкнот и монет. Это указывает на определяющую роль Банка России в деятельности защиты рубля.

К числу основных функций Банка России относятся также те, по которым его отчет, согласно ст. 25 Закона о ЦБ РФ, рассматривают ветви власти: Государственная Дума, Президент Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Ключевыми из них являются:

Отчет по реализации мероприятий единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России с анализом выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

Годовая финансовая отчетность Банка России.

Для организации деятельности по реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии со ст. 45 Закона о ЦБ РФ Банк России, в лице его Совета директоров и во взаимодействии с Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Закона о ЦБ РФ), разрабатывает проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий период». Подготовленный проект, согласно ст. 13, представляется на рассмотрение Национальному банковскому совету. В случае одобрения проекта, он, в соответствии со ст. 18 и 45, представляется в Государственную Думу, где профильный комитет готовит на него заключение. В случае возникновения замечаний и рекомендаций, заключение может быть возвращено для доработки к заданному сроку. При положительном заключении, на основании ст. 5 Закона о ЦБ РФ проект рассматривается на заседании Государственной Думы, где выносится решение: «принять к сведению».

До принятия решения Государственной Думы, могут проводиться экспертизы разными негосударственными организациями по поручению Ассоциации российских банков о целесообразности принятия проекта.

Полученный годовой отчет Банка России, Государственная Дума РФ, согласно ст. 25 Закона о ЦБ РФ, направляет Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации.

Годовая финансовая отчетность Банка России включает разделы: общехозяйственных результатов (счет прибылей и убытков, отчет о полученной прибыли; отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России; отчет о расходах на содержание служащих Банка России; отчет об исполнении сметы капитальных вложений). Кроме того, в отчете размещается информация о распределении полученной прибыли и включается отдельный отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России.

Надо отметить, что из отдельных функций общехозяйственной деятельности Банка России возникают его отношения с налоговой системой РФ. К таким функциям относят: определение результатов деятельности по счету прибыли, управление имуществом, функции налогового агента по обложению НДФЛ служащих банка и некоторые другие.

Следующей важнейшей основной функцией Банка России является функция поддержания единства экономического пространства конституционного строя Российской Федерации в части свободного перемещения финансовых средств, которая предусмотрена п. 1 ст. 8 Конституция ФР. Она реализуется им посредством монопольного осуществления эмиссии наличных денег с организацией наличного денежного обращения, а также права быть кредитором последней инстанции; разработкой и проведением во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики; выполнением полномочия устанавливать правила осуществления расчетов и проведения банковских операций в РФ; осуществлением обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, бесперебойным функционированием платежной системы (ст. 3, п.п. 1-6 ст. 4 Закона о ЦБ РФ), выполнением банковского регулирования и банковского надзора (ст. 56, 57, 59, 60, 62, 63, 73, 74 Закона о ЦБ РФ).

Об успешном исполнении Банком России функции поддержания единства экономического пространства свидетельствует доля ЦБР в общем объеме и количестве платежей в денежно-кредитной сфере, которая превышает более половины.

Банк России, как единое юридическое лицо, превосходит любую из кредитных организаций более, чем в 1000 раз и тем самым его деятельность является определяющей на всей территории России. Через свои подразделения полевых банков (ст. 86 Закона о ЦБ РФ) он осуществляет функционирование денежно-кредитных операций на тех территориях России, где отсутствуют экономические условия для деятельности коммерческих кредитных организаций. Это способствует поддержанию единства экономического пространства в части свободного перемещения финансовых средств.

Таким образом, основные сущностные функции Банка России в регулировании денежно-кредитного механизма экономики выступают целью к организации его деятельности. Их источником служат потребности субъекта, создавшего Банк России, - государства.

Причиной возникновения (инициации) сущностных функций являются полномочия, которыми обладает субъект - государство, исходя из своего суверенитета по Конституции. Законом связи, причины и следствия сущностных функций деятельности служат правовые основания взаимодействия Банка России с органами государства и собственные конституционные полномочия. Схема механизма возникновения сущностных функций деятельности Банка России в регулировании экономики представлена в Приложении 4. Место Центрального Банка России в механизме регулирования экономики демонстрирует Приложение 5.

Центральным звеном механизма регулирования экономики служит денежно-кредитная сфера. Ключевым объектом этой сферы, на который направлены регулирующие воздействия Банка России, выступает платежная система.

Платежная система Российской Федерации образована платежной системой Банка России, в которой участвуют зарегистрированные им кредитные организации, а также частными платежными системами.

Как следует из таблицы, платежная система ЦБР охватывает 1/3 платежных операций и более половины сумм платежей денежно-кредитной сферы.

Важнейшими участниками платежной системы выступают зарегистрированные Банком России кредитные организации. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 48 Закона о ЦБ РФ).

Регулирующие воздействия на денежно-кредитную сферу Банк России осуществляет различными методами и инструментами. Среди них денежная эмиссия, учетные ставки, тагетирование, обязательные резервы, золотовалютные резервы, банковские продукты ЦБР.

Платежная система ЦБР регулируется нормативными актами Банка России, реализующими денежно-кредитную политику посредством направления в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации (ст. 7 Закона о ЦБ РФ).

Платежная система Российской Федерации находится под воздействием бюджетно-налоговой, таможенно-тарифной, социальной и экономической политики Правительства РФ и его уполномоченных органов, а также денежно-кредитной активности учреждений, коммерческих и общественных организаций, домохозяйств.

Состояние денежно-кредитной сферы во многом определяется влиянием внешних и внутренних факторов. Поэтому на характер деятельности ЦБР существенное воздействие оказывают состояния следующих сфер и факторов: социальной сферы, рынка товаров производственно-технического назначения, рынка потребительских товаров и услуг, рынка недвижимости и собственности, рынка банковских продуктов, рынка экспортных ресурсов, международного финансового рынка, бюджетов различных уровней власти, платежного баланса Российской Федерации, государственного долга, текущие доходы и расходы государственного бюджета, производство ВВП.

Таким образом, в показанном характере участия Банка России в механизме регулирования денежно-кредитной сферы раскрывается сущность его экономической деятельности.

Относительно роли Банка России в российской экономике в публикациях можно встретить два противоположных мнения. Первое заключается в том, что статус Центрального банка предполагает его более широкую целевую ориентацию, направленную на содействие посредством денежно-кредитных инструментов развитию производства.

Второе мнение - Центральный банк не должен напрямую вмешиваться в развитие реального сектора экономики, например, путем кредитования предприятий. Это может повлечь рост инфляции, негативные изменения или даже стагнацию на рынке банковских услуг. Кроме того, в этом случае Банк России рискует подвергнуться давлению со стороны крупных промышленных компаний, лоббирующих групп и даже государственных структур. Роль ЦБ в развитии экономики может быть опосредованной и при этом достаточно эффективной. Скажем, с помощью денежно-кредитного регулирования можно способствовать удешевлению кредитных ресурсов и т.п.

Отчасти подобное «вмешательство» в экономику происходит, что называется автоматически. Действия Банка России выходят за рамки денежно-кредитной политики и имеют последствия для всей экономики в целом и для реального сектора в частности.

Несмотря на свою специфику как эмиссионного центра, Банк России остается банком, у которого есть свои клиенты, - не предприятия и физические лица, а главным образом различные типы кредитных учреждений, и обслуживание их потребностей составляет его важнейшую задачу. По мнению специалистов, центром взаимодействия эмиссионного института с кредитными организациями должен стать не надзор за деятельностью коммерческих банков, о чем все чаще приходится слышать, а создание в экономической среде, в том числе в денежно-кредитной сфере, предпосылок, необходимых для развития предпринимательства, обеспечения устойчивости кредитных институтов.

Руководствуясь представленным в Приложении 4 механизмом возникновения сущностных функций деятельности Банка России, а также его местом в механизме регулирования экономики, систематизируем выделенные сущностные функции в Приложении 6.

Из проведенного исследования и анализа систематизации сущностных функций таблицы следует, что сущность деятельности Центрального Банка России в механизме регулирования экономики представляет обеспечение единства экономического пространства конституционного строя Российской Федерации в части свободного перемещения финансовых средств.

Разработка и реализация «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» служит начальной фазой обеспечения единства экономического пространства, а удовлетворение потребности государства в обслуживании его средств - завершающей фазой.

В банковской системе центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный байк создает экономическне предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.
Центральный банк функционирует в сфере обмена. Создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращенне, он обеспечивает кругооборот и оборот капитала экономических субъектов, непрерыв-ность процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.
Центральный банк - экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно
кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.
Вместе с тем центральный банк выступает как некоммерческая организацияПредоставляя экономическим субъектам свои продукты и услуги, центральный банк получает за них определенную плату. В отличне от коммерческих банков полученне прибыли не является для него целью деятельности.
Центральный банк - общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитированне им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитне, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.
Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другне федеральные законы.
Центральный банк Российской Федерации в отличне от коммерческих банков - федеральный орган государственной власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферу и регулированне деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Такое управленне не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, их подчиненне банку. Банк России осуществляет государственное управленне в форме денежнокредитного регулирования с помощью введения норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.
Фундаментальный признак деятельности Центрального банка Российской Федерации - ее независимый характер. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларирует: функции и полномочия «Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 1).
Прежде всего речь идет о независимости операционной деятельности Банка России. Он осуществляет определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством, по специально разработанным нормам.
Операционная независимость Банка России не означает ничем не ограниченную деятельность. Круг выполняемых им операций ограничен законом. Банк России не вправе: предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета (кроме случаев, предусмотренных законом о федеральном бюджете); кредитовать дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении; участвовать в капиталах других банков, иных коммерческих и некоммерческих организаций (кроме случаев, установленных федеральными законами).
Финансовую независимость Банка России как юридического лица обеспечивают уставный капитал в размере 3 млрд руб., владенне, пользованне и распоряженне определенным имуществом, полученне прибыли по выполняемым операциям и сделкам. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Банк России уплачивает налоги и сборы, перечисляет в федеральный бюджет 50% прибыли, фактически полученной им по итогам года.
Банк России подотчетен Государственной Думе. Дума назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Совета директоров Банка России (по представлению его Председателя, согласованному с Президентом РФ), рассматривает годовой отчет Банка России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решенне.
В названном Федеральном законе отмечается, что целями деятельности Банка России являются:
¦ защита и обеспеченне устойчивости рубля;
¦ развитне и укрепленне банковской системы Российской Федерации;
¦ обеспеченне эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень из 18 функций, который не исключает осуществленне иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти 18 функций можно группиро-вать исходя из целевой орнентации и назначения Банка России.?
1) денежно-кредитное регулированне (регулирующая функция);
2) нормативное регулированне (нормативно-творческая функция);
3) операционная;
4) информационно-аналитическая;
5) надзорная и контрольная.
В рамках денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция) Банк России в соответствии с законом, определяющим его деятельность:
¦ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
¦ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращенне;
¦ выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.
Нормативное регулированне (нормативно-творческая функция) предусматривает:
¦ разработку правил ведения банковских операций;
¦ определенне порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
¦ определенне правил ведения расчетов в Российской Федерации;
¦ разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
В соответствии с операционной функцней Банк России:
¦ осуществляет самостоятельно либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок;
¦ управляет своими золотовалютными резервами;
¦ обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
Согласно информационно-аналитической функции Банк России:
¦ проводит анализ и прогнозированне состояния экономики в целом по стране и по регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений и ценообразования, публикует соответствующне материалы и статистическне данные;
¦ участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составленне;
¦ устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.
Реализуя надзорную и контрольную функцию, Банк России осуществляет:
¦ надзор за деятельностью банков и банковских групп;
¦ государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на совершенне банковских операций, приостановку их действий и их отзыв;
¦ регистрацию эмиссий ценных бумаг банков;
¦ валютное регулированне и валютный контроль.
Проводя надзор за деятельностью коммерческих банков
путем наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций.
Функция, в юридическом отношении трактуемая как направленне деятельности, предполагает осуществленне ряда операций и сделок. В рамках установленных законом функций Центральный банк Российской Федерации:
¦ проводит операции по выпуску денег в обращенне;
* осуществляет кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции;
¦ покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;
¦ покупает и продает облигации, эмитируемые им, и депозитные сертификаты;
* покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
¦ покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
¦ принимает на храненне, и управленне ценные бумаги н другне активы;
¦ выдает поручительства и банковскне гарантии;
¦ совершает операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками;
* открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
¦ выставляет чеки и векселя в любой валюте;
¦ проводит иные банковскне операции.
К кругу иных банковских операций относятся предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятель
ности»: привлеченне денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты); размещенне их от своего имени и за свой счет; открытне и веденне банковских счетов экономических субъектов; осуществленне по поручению своих клнентов расчетов но счетам, открываемым в учреждениях Банка России. Банку России предоставлено право заниматься инкассацней денежных средств, векселей, расчетных и платежных документов, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы.
Представленные операции имеют ряд особенностей.
1. Все операции Банка России носят денежный (стоимостный) характер, осуществляются в сфере обмена, охватывают сферу купли-продажи, а через нее все стадии воспроизводственного процесса.
2. В соответствии с функцней эмиссии наличных денег Банк России эмитирует банкноты и монеты, проводит операции по организации наличного денежного обращения. Данную функцию (и связанные с ней операции) выполняет только Центральный банк Российской Федерации, он обладает монопольным правом приводить такне операции.
3. Операции, осуществляемые Банком России, могут обслуживать как макро-, так и микроуровень экономических отношений. Так, операции по эмитированию наличных денег имеют общенациональный характер. Кредитные, расчетные, депозитные и некоторые другне операции Банка России имеют адресный характер, производятся непосредственно с конкретными субъектами.
4. Операции, выполняемые Банком России, носят договорной характер.
5. Операции совершаются Банком России на комиссионной основе. Без взимания комиссии проводятся только операции со средствами федерального бюджета, ресурсами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
6. Операции Байка России осуществляются по регламенту, разрабатываемому им в форме указаний, положений и инструкций. Данные нормативные документы обязательны для всех юридических и физических лиц, а также для органов государственной власти, ее субъектов и органов местного самоуправления.
7. Операции Банка России отличаются от операций коммерческих банков, для которых главной и решающей по объему является кредитная операция. Для Банка России более значимы выпуск наличных денег и операции по безналичным расчетам.
Отличне операций центрального банка от операций ком-мерческих банков заключается и в том, что они: выполняются во взаимоотношениях главным образом с кредитными учреж-дениями; центральные банки не занимаются управленнем иму-щества (кроме ценных бумаг); при сходстве набора операций отдельные операции проводятся центральным банком в ином объеме и на других условиях.
Банк России не имеет права выполнять операции:
¦ с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осу-ществленне банковских операций;
¦ с физическими лицами в тех регионах, где нет кредитных учреждений;
¦ по приобретению акций (долей) кредитных и иных орга-низаций (за исключеннем случаев, предусмотренных за-конодательством);
¦ с недвижимостью (кроме случаев, связанных с обеспе-ченнем деятельности Банка России и его организаций);
¦ по торговле и производству товаров (за исключеннем случаев, предусмотренных законодательством);
* по пролонгированию выданных ссуд (кроме случаев, свя-занных с решеннем Совета директоров Банка России).
Операции, предусмотренные законодательством, выполняют учреждения Банка России. Основная работа по банковскому обслуживанию клнентов сосредоточена в его главных уп-равлениях, национальных банках, полевых учреждениях, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), операционных управлениях. Для банковского обслуживания клнентов данные учреждения должны получить генеральную доверенность от Банка России на право проведения от его имени операций, предусмотренных законодательством.

В банковской системе любой страны центральный банк играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития как национальной экономики, так и банковского сектора страны. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает решающие экономические предпосылки для обмена продуктами труда, движения товаров и услуг от производителя к потребителю общественных благ.

Особенность

деятельности

центрального

Как и всякий банк, центральный банк функционирует в сфере обмена.

Создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение, центральный банк дает возможность для непрерывного кругооборота и оборота капитала экономических субъектов, непрерывного процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.

Как всякий банк, центральный банк является экономическим институтом, функционирующим в сфере товарно-денежных отношений; их свертывание, переход на продуктообмен неизбежно приводят к упразднению этого института. В арсенале центрального банка преимущественно экономические методы регулирования. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса как эффективных инструментов стимулирования экономического развития.

Являясь экономическим институтом, центральный банк выступает как некоммерческая организация1. Работая в сфере экономического оборота, предоставляя экономическим субъектам свои продукты и услуги, центральный банк так же, как и коммерческие банки, получает за ннх определенную плату, компенсирующую затраты. Одпако в отлнчие от коммерческих банков получение прибыли не является для центрального банка целью деятельности. Его функциональные задачи лежат не в плоскости предпринимательской деятельности как таковой, а в области управления денежным оборотом, не в бизнесе, а в создании с помощью денежно-кредитных инструментов экономических предпосылок для его развития. Вся «предприимчивость» центрального банка заключается лишь в том, чтобы обеспечить наибольшую эластичность, устойчивость денежного оборота, что позволит беспрепятственно совершать платежи за товары и услуги.

Деятельность центрального банка носит общественный характер. Центральный банк - это общественный институт, работающий преимущественно на макроуровне экономических отношений. Эмитирование центральным банком наличных денег и платежных средств одинаково важно как для отдельных экономических субъектов, так и для экономики в целом. Центральный банк работает не на себя, а на экономику страны. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безынфляционное развитие, центральный банк создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития всего общества и каждого его гражданина.

С экономической точки зрения центральный банк - это такой общественный, некоммерческий денежно-кредитный институт, который, функционируя в сфере обмена, регулирует платежный оборот в наличной и безналичной формах.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации связан с его сущностью как общественного денежно-кредитного института. Центральный банк Российской Федерации выступает прежде всего как юридическое лицо. Статус Центрального банка Российской Федерации, цели его деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном бан-

[ Существует другая точка зрения, согласно которой центральный банк относится к числу коммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью и получающих от нее доход (см.: Правовое регулирование банковской деятельности /" под ред. проф. Е.А. Суханова. М. : Учебио-консультационный центр «ЮрИнфорР», 1997. С. 26).

ке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации в отличие от коммерческих банков выступает как федеральный орган государственной власти. При этом его государственно-властные полномочия распространяются только на денежно-кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны. Специфика статуса Центрального банка Российской Федерации заключается н в том, что будучи наделен государственно-властными полномочиями, он не обладает полномочиями исполнительного органа власти по отношению к другим банкам. Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемых субъектов, подчинение банку, в связи с этим «такое управление носит не непосредственный характер»1. Государственное управление осуществляется Банком России в форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения им определенных норм и правил деятельности неподчиненных ему банков, а также посредством надзора и контроля за нх работой. В связи с этнм Банк России не вмешивается в повседневную деятельность экономических субъектов.

Независимость

Центрального

Фундаментальным признаком деятельности Центрального банка Российской Федерации является ее независимый характер. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» декларирует, что свои функции и полномочия «Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (п. 2 ст. 1).

Преяаде всего речь идет о независимости операционной деятельности Центрального банка Российской Федерации. Как н всякий банк, он выполняет определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством. Эти операции осуществляются по специально разработанным нормам. Нормы, фиксируемые Банком России в различного рода положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях, можно отменить только в судебном порядке. Нормативные документы, в которых прописаны функции Банка России, должны быть утверждены в установленном порядке. Изъятие и обременение обязательствами имущества байка, находящегося в его владении, пользовании и распоряжении, включая золотовалютные

’ Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации. М. : Изд-во Московского независимого института международного права, 1997.С. 24. резервы, не допускаются без согласия Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Конечно, операционная независимость Банка России ие означает ничем не ограниченную деятельность. Как уже отмечалось, круг выполняемых им операций ограничен законом. Существует также перечень операций, которые банк не имеет права проводить. В соответствии с законодательством Банк России не в праве предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета (кроме случаев, предусмотренных законом о федеральном бюджете), не имеет права кредитовать дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Банк России не может участвовать в капиталах других банков, иных коммерческих и некоммерческих организаций, кроме случаев установленных федеральными законами.

Операционная независимость означает производственную независимость в выполнении операций в соответствии с законодательством и нормами делового оборота.

В определенной степени это касается и финансовой независимости Банка России как юридического лица. Будучи экономическим субъектом, банк наделен уставным капиталом в размере 3 млрд руб., как отмечалось, владеет, пользуется и распоряжается определенным имуществом, по выполняемым операциям и сделкам он получает прибыль. На начало 2004 г. баланс Банка России составлял 2 852 782 млн руб. Финансовая независимость, однако, н здесь не абсолютна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Банк России уплачивает налоги и сборы, перечисляет в федеральный бюджет 50% прибыли, фактически полученной нм по итогам года, общий объем его расходов на содержание своих служащих, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, общий объем капитальных вложений, прочих административно-хозяйственных расходов утверждается Национальным банковским советом. Разумеется, в рамках имеющихся финансовых ресурсов Банк России в полной мере независим, как и всякое юридическое лицо имеет полное право распоряжаться денежными, материальными и финансовыми средствами.

Спорно лишь то, что центральный банк как таковой обладает политической независимостью. Конечно, как экономический институт он должен быть против политики, идущей вразрез с его экономическими интересами, однако будучи порождением определенного общественного уклада, закрепленного в конституции страны, центральный банк неизбежно проводит курс на поддержку экономической политики правительства. Будучи независимым денежно-кредитным институтом, Банк России подотчетен Государственной Думе. Это означает, что Государственная Дума назначает и освобождает от должности председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации, назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению его председателя, согласованному с Президентом РФ, рассматривает годовой отчет Байка России, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение и др.

Цели Специфика Банка России как экономического денежно-кредит-

Центрального ного института, его юридический статус определяют и цели его банка деятельности. В названном выше Федеральном законе отмеча

ется, что «целями деятельности Банка России являются: ?

защита и обеспечение устойчивости рубля; ?

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; ?

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы».

Вместе с тем, как мы уже говорили, банковская система и отдельные ее элементы являются частью экономической системы, в связи с чем его целевая ориентация всегда несколько шире, чем это представлено в Федеральном законе. В главном направлении она во многом совпадает с целями экономики страны, ее устойчивого развития и не ограничивается обеспечением безннфляционного развития. Скорее можно предположить, что защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, укрепление банковской системы страны, построение эффективной платежной системы являются задачами главного банка страны, направленными на усиление его роли в экономике и реализацию ее целевой ориентации.

Не случайно в банковском законодательстве некоторых западных стран наряду с главной задачей укрепления национальной денежной единицы обозначена и другая специальная социально-экономическая задача - снижение уровня безработицы посредством стимулирования роста производства. В связи с этим деятельность эмиссионного банка не ограничивается сферой обмена и направлена на товарное наполнение рынка, рост производства.

Для выполнения своих задач центральные банки наделяются соответствующими функциями.

Функции Зачастую понятия «цель» н «функция» отождествляются. В свя-

Центрального зи с этим в Федеральном законе «О Центральном банке (Банке банка России России)» рассматривается то, как цель деятельности эмиссионного института становится его функциями, а функции - задачами. Между тем каждое из данных понятий несет вполне оп-

ределенную содержательную нагрузку, и они не могут отождествляться. Можно дискутировать по поводу того, являются упомянутые в Федеральном законе цели Банка России действительно целями или выступают всего лишь как задачи для получения главных предполагаемых результатов, но отождествлять их нельзя. Функция - это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, цель - это то, ради чего реализуется функция и что составляет результат ее осуществления. Задача по отношению к цели представляет собой более частное понятие, то, что должно быть сделано для достижения поставленных целей. Задачи могут быть первого и второго порядка, первичными и вторичными, основными и дополнительными и т.д.

Толкование термина «функция» в экономической и юридической науке различно. Если в экономике банковского дела функцией считается специфическое, имеющее постоянный характер взаимодействие банка как целого с внешней средой, то с точки зрения банковского права функция выражает основные направления деятельности денежно-кредитного института. Отсюда функция центрального банка - это его деятельность как отдельного субъекта, отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам; функции здесь определяются как разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации поставленных перед ним задач.

Поскольку с точки зрения права государство создает центральный банк как институт для выполнения только ему присущих задач, перечень функций полностью определяется федеральным законодательством. При этом перечень функций банка в соответствии с пониманием законодателями задач, которые ставятся перед банком, может меняться (сокращаться или расширяться). В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 1996 г. таких функций насчитывалось 13. Их перечень не являлся исчерпывающим, он мог быть дополнен другими функциями, позволяющими решать поставленные задачи.

В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти 18 функций можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и назначения Банка России по пяти группам: 1)

функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция); 2)

функция нормативного регулирования (нормативнотворческая функция); 3)

операционная функция; 4)

информационно-аналитическая функция; 5)

надзорная и контрольная функция.

В рамках денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция) Банк России в соответствии с законом, определяющим его деятельность: ? во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; ?

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; ?

выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему нх рефинансирования.

В данной функции просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае, если им кратковременно необходимы дополнительные денежные средства, Байк России, выполняющий данную функцию, выполняет свое назначение в экономике.

Функция нормативного регулирования (нормативно- творческая функция) предусматривает: ?

разработку правил ведения банковских операций; ?

определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; *

определение правил ведения расчетов в Российской Федерации; ?

разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Деятельность Байка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, позволяет ему упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, дающих им возможность в рамках действующего законодательства обслуживать своих клиентов.

В соответствии с операционной функцией Банк России: ?

осуществляет самостоятельно либо по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок; ?

управляет своими золотовалютными резервами; ?

обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести обширную деятельность, обслуживать разнообразные потребности экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента го сударства по ведению расчетов по финансовым операциям (более подробно о содержании операционной деятельности см. далее).

Согласно информационно-аналитической функции, Банк России: ?

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и по регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы н статистические данные; ?

участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление; ?

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках.

Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая позволяет определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения о тенденциях экономического развития страны, отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности дают возможность экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, при необходимости скорректировать направления своего развития.

Реализуя надзорную и контрольную функцию, Банк России осуществляет: ?

надзор за деятельностью банков и банковских групп; ?

государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на совершение банковских операций, приостановку их действий и их отзыва; ?

регистрацию эмиссий ценных бумаг банков; ?

валютное регулирование и валютный контроль."

Данные полномочия позволяют Банку России соблюдать

целевые ориентиры развития и укрепления банковского сектора страны. Проводя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности ему коммерческих банков, поэтому вмешательство Банка России в их оперативную деятельность строго ограничено законом. Оно возможно только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). По закону Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательными и нормативными актами.

В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. В соответствии с этим выделяют функцию хозяйственной деятельности и функцию административной деятельности, которые в свою очередь подразделяются на организаторскую функцию (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов).

По степени важности функции классифицируются как основные и дополнительные.

К основным относят те, без которых невозможно выполнение основной задачи центрального банка - сохранение стабильности денежной единицы. Эта функция подразделяется на регулирующую, контрольную и обслуживающую функции. Дополнительные функции в данном случае содействуют решению основной задачи.

Поскольку деятельность Банка России может выражать интересы разных экономических субъектов, его функции разделяют на функции выполняемые им: от имени и в интересах государства; от своего имени, но в интересах общества; от своего имени и в своих интересах. Конечно, такая классификация возможна, однако в большей степени она основана на характере выполняемой центральным банком работы с учетом интересов экономических агентов, а не на самих специальных действиях, осуществляемых центральным банком и отличающихся от действий других экономических институтов.

В равной степени это можно отнести и к разделению функций на внутренние и внешние. Внутренними считаются такие функции, которые Банк России выполняет с резидентами в пределах Российской Федерации, внешними оказываются те, которые он совершает во взаимоотношениях с иностранными субъектами. Скорее всего рассматриваемые процессы выражают сферу деятельности центрального банка, подлинные его функции как особого денежно-кредитного института просматриваются далеко не в полном объеме.

Более продуктивной является стремление увязать функции центрального банка с банковской деятельностью. функции - это и есть деятельность банка, показывающая его специфику. Поскольку с позиции права функции отражают специальные виды управленческой деятельности, а центральный банк создается для выполнения только ему присущих функций, то такие функции лежат в сфере денежно-кредитной политики, управления банковской системой, осуществления банковских операций.

Помимо рассмотренных нами функций в специальной литературе можно встретить также упоминание о функциях осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями. К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не отражают специфику деятельности центрального банка, подобного рода направления деятельности свойственны и другим институтам. Функция, в юридическом отношении трактуемая как направление деятельности, предполагает осуществление ряда операций и сделок. В рамках установленных законом функций и достижения поставленных целей и задач Центральный банк Российской Федерации:

Операции

Центрального

проводит операции по выпуску денег в обращение; ?

осуществляет кредитные, расчетные, кассовые и депозитные операции; ?

покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; ?

покупает и продает облигации, эмитируемые им, и депозитные сертификаты; ?

покупает и продает иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; ?

покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; ?

принимает на хранение и управление ценные бумаги и другие активы; ?

выдает поручительства и банковские гарантии; ?

совершает операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками; ?

открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств; ?

выставляет чеки и векселя в любой валюте; ?

проводит другие банковские операции.

К кругу иных банковских операций относятся те, которые предусмотрены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Среди них: привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты), размещение их от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов экономических субъектов, осуществление по поручению своих клиентов расчетов по счетам, открываемым в учреждениях Банка России. Кроме того, Банку России предоставлено право заниматься инкассацией денежных средств, векселей, расчетных и платежных документов, привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы.

Представленные операции имеют ряд существенных особенностей. 1.

Как это нетрудно заметить, все операции, выполняемые Банком России, носят денежный (стоимостный) характер, осуществляются в сфере обмена, охватывают сферу купли-продажи, а через нее все стадии воспроизводственного процесса. 2. В соответствии с функцией эмиссии наличных денег Центральный банк Российской Федерации эмитирует банкноты и монеты, проводит операции по организации наличного денежного обращения. Как уже отмечалось, данную функцию (и связанные с ней операции) выполняет только Центральный банк Российской Федерации, в государстве только он обладает монопольным правом проводить данные операции. 3.

Операции, осуществляемые Центральным банком Российской Федерации, могут обслуживать как макро-, так и микроуровень экономических отношений. Так, операции по эмитированию наличных денег имеют общенациональный характер: Центральный банк Российской Федерации не заключает какие- либо сделки с конкретными экономическими агентами. Напротив, кредитные, расчетные, депозитные и некоторые другие операции Центрального банка Российской Федерации имеют адресный характер, производятся непосредственно с конкретными субъектами.

Следует различать операции, осуществляемые в соответствии с функциями банка с конкретными экономическими субъектами, и операции как дело, «всякое прямое действие», по Далю, выполняемое в рамках определенных банковских услуг в соответствии с принятой технологией {последовательностью, порядком организации) операционного обслуживания.

С точки зрения банковского права именно первая категория действий, направленных на реализацию функций банка, относится к операциям. Их осуществление (например, кредитных и расчетных операций) требует определенного юридического оформления, прежде всего заключения соглашения с клиентом.

Вторая категория действий банка носит более конкретный характер, предполагающий детальное, последовательное выполнение определенных видов работ по предоставлению банковской услуги. В данной ситуации, например, кредитная операция разделяется на ряд последовательно совершаемых действий по анализу положения заемщика, выдаче кредита и его погашению и т.д. В этом каждый шаг (более конкретная операция) не требует юридического оформления. Именно эта организационно-экономическая сторона является предметом банковского дела с учетом и юридической стороны отношений банка с клиентами. 4.

Субъектами взаимоотношений Центрального банка Российской Федерации являются главным образом российские и иностранные кредитные организации. Все кредитные учреждения при этом должны иметь лицензии на осуществление банковских операций. Банк России не обслуживает непосредственно товаропроизводителей: юридических и физических лиц. Согласно законодательству, он вправе обслуживать клиентов, не являющихся банками, только в регионах, где нет кредитных учреждений. Исключение делается и в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в определенных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Клиенты Банка России отличаются от клиентов коммерческого банка и тем, что не имеют возможности выбирать тот или иной денежно-кредитный институт для банковского обслуживания. В связи с этим Банк России обязан предоставить своим клиентам полный набор банковских услуг, отвечающих их потребностям.

Небезосновательным следует признать мнение о том, что как в банковском, так и в гражданском законодательстве должны быть определены как права Банка России, так и его обязанности по обслуживанию клиентов, а кроме того, ответственность, аналогичная ответственности коммерческих банков. 5.

Операции Банка России осуществляются в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Они охватывают как отношения между отечественными товаропроизводителями, так и отношения с иностранными экономическими агентами. Представляя интересы Российской Федерации, Банк России устанавливает отношения с центральными банками иностранных государств, международными банками, международными валютно-финансовыми организациями. Выполняя операции в сфере международной и внешнеэкономической деятельности, Банк России вправе запросить у органов банковского надзора, центральных банков иностранных государств информацию или документы об операциях кредитных учреждений и их клиентов, выдает разрешения на создание банков с иностранным участием, может открывать представительства на территориях иностранных государств. 6.

Операции, выполняемые Банком России, носят договорной характер. Порядок заключения договоров с банками на проведение операций в каждом отдельном случае регламентируются соответствующими положениями Банка России. Договоры с Министерством финансов Российской Федерации по операциям со средствами федерального бюджета, операциям по обслуживанию государственного долга и некоторым другим операциям, определяемым законодательством, заключаются по поручению Правительства РФ. 7.

Операции совершаются Банком России на комиссионной основе. Без взимания комиссии проводятся только операции со средствами федерального бюджета, ресурсами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами. Согласно законодательству комиссионное вознаграждение Банку России не выплачивается по таким расчетным операциям, как перечисление средств в обязательные резервы, в депозиты, в погашение кредита и уплата процента, перечисление налогов и других обязательных платежей в разные бюджеты и внебюджетные фонды, перечисление средств бюджетов различных уровней (со счетов, открытых в учреждениях Банка России) и др. 8.

Операции Банка России осуществляются по регламенту, самостоятельно разрабатываемому нм в форме указаний, положений и инструкций. Правила, содержащиеся в данных нормативных документах, обязательны для всех юридических и физических лиц, а также для органов государственной власти, ее субъектов и органов местного самоуправления. Нормативные акты, разрабатываемые Банком России, не имеют обратной силы. 9.

Операции Банка России в определенной степени отличаются от операций коммерческих банков. Правда, в силу своей природы центральный банк выполняет практически тот же круг операций, в том числе основополагающих - это кредитные, расчетные и депозитные операции. Как будет показано в дальнейшем, если для коммерческих банков главной и решающей по объему является кредитная операция (неслучайно коммерческий банк называют кредитным учреждением), то для центрального банка наиболее значимы операции по регулированию денежного оборота в наличной и безналичной формах, т.е. прежде всего выпуск наличных денег и операции по безналичным расчетам,

Отличие операций центрального банка от операций коммерческих банков заключается и в том, что они, во-первых, выполняются, как уже отмечалось, во взаимоотношениях главным образом с кредитными учреждениями. Во-вторых, в отличие от коммерческих банков центральные банки, как правило, не занимаются управлением имущества, кроме управления ценными бумагами. В-третьих, при общем сходстве основного набора операций, совершаемых центральным банком, отдельные операции проводятся в ином объеме и на других условиях. К примеру, выполняя кредитные операций, Банк России выдает ссуды только на срок не более одного года. Отличие здесь состоит и в том, что у Банка России нет необходимости в получении лицензии на осуществление операций, Банк России руководствуется при этом законодательством и разработанными им самим нормативными документами. В соответствии с функцией нормативного регулирования, как мы уже говорили, правила ведения операций для коммерческих банков разрабатывает Банк России. 10.

Банковские операции как отношения Банка России с клиентами следует отличать от тех действий, которые он со вершает в порядке регулирования денежного обращения и деятельности коммерческих банков, используя такие инструменты, как валютная ннтервенция, изменение процентных ставок и размеров резервных требований. Естественно, что договоры между Банком России и коммерческими банками в этих случаях не заключаются. Данные действия осуществляются Банком России согласно полномочиям, предоставленным ему федеральным законодательством.

Ряд операций Банк России не имеет права выполнять. К их числу относятся операции: ?

с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций; ?

с физическими лицами в тех регионах, где нет кредитных учреждений; ?

по приобретению акций (долей) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; ?

с недвижимостью, кроме случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; ?

но торговле и производству товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; ?

по пролонгированию выданных ссуд, кроме случаев, связанных с решением Совета директоров Банка России.

Как уже отмечалось, Центральный банк Российской Федерации не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также не может покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении.

Операции, предусмотренные законодательством, выполняют учреждения Банка России. Основная работа по банковскому обслуживанию клиентов сосредоточена в его главных управлениях, национальных банках, полевых учреждениях, расчетно-кассовых центрах (РКЦ), операционных управлениях. Для банковского обслуживания клиентов данные учреждения должны получить генеральную доверенность от Банка России на право проведения от его именн операций, предусмотренных законодательством.

  • Гиава II. Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности
  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ от 15 апреля 1996 г. № 550 О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ