Страхование во внешнеэкономической деятельности. Страхование внешнеэкономической деятельности Страхование внешнеэкономической деятельности: понятие и функции

Изучив главу 25, студент будет:

знать

  • понятие «внешнеэкономическая деятельность», особенности и формы внешнеэкономических связей;
  • сущность и роль страхования внешнеэкономической деятельности;
  • основные факторы, определяющие риски внешнеэкономической деятельности;
  • основы международной классификации страхования;
  • виды страхования, наиболее востребованные в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности;

уметь

  • характеризовать функции страхования внешнеэкономической деятельности;
  • приводить основные характеристики рисков, связанны с осуществлением внешнеэкономических связей;
  • определять целесообразность выбора конкретного метода страхования внешнеэкономических рисков;

иметь представление

О методах страхования рисков в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.

Страхование внешнеэкономической деятельности: понятие и функции

В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономик других стран. Это проявляется в многообразии связей между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, они включают движение капитала между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический обмен.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭС) - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Внешнеэкономические связи представляют собой торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами. На основе внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, позволяющее добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.

Экономически выгодным считается международный обмен товарами только в том случае, если благодаря ввозу товаров удается экономить на их производстве и получать прибыль.

В случае правильного формирования структуры экспорта и импорта международный обмен товарами может быть выгоден многим странам. Приоритетным во внешней торговле считается направление на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять при наличии либо иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.

Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств.

В настоящее время к основным формам внешнеэкономических связей относятся следующие.

  • 1. Торговля. Посредством этой формы осуществляется купля- продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц, поликлиник, санаториев, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии и ноу-хау, инжиниринговая продукция.
  • 2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере: на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, строительстве, кредитно- финансовой сфере, культуре и искусстве.
  • 3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира.
  • 4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение во внешнеэкономических связях получает научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия 1 .

Страхование в настоящее время является наиболее экономичным, рациональным и доступным механизмом защиты интересов участников ВЭД. Наряду с другими элементами, страхование является непременным требованием международных торговых контрактов в экономическом и юридическом аспектах.

Страхование внешнеэкономической деятельности связано с необходимостью покрытия ущерба, вызываемого заранее предусмотренными неблагоприятными событиями, которые возможны в практике внешнеторговой деятельности.

Объектом страхования ВЭД выступают имущественные интересы ее участников. К специфическим особенностям ВЭД можно отнести то, что взаимодействие участников может подчиняться правовому регулированию различных стран, а также международному правовому регулированию.

Страхование внешнеэкономической деятельности (СВЭД) не является видом страхования, для которого необходимо получение специальной лицензии. В данном случае осуществляется дифференциация страховщика по признаку деятельности страхователей на внутреннем или международном рынке. В силу этого объекты страхования ВЭД аналогичны объектам страхования внутри страны.

Различные виды страхования во внешнеэкономической деятельности могут осуществляться как в добровольной, так и в обязательной формах. В любом случае в контрактах оговаривается порядок страхования, что является непременным условием действительности договора (соглашения) между участниками внешнеэкономической деятельности, а по большинству видов страхования разработаны стандартные условия страхования.

Особое значение в страховании ВЭД имеют следующие виды: страхование грузов; страхование ответственности перевозчика; морское; авиационное страхование; страхование финансовых рисков.

В странах с развитой рыночной экономикой страхование играет важную многоплановую роль. В связи с этим можно выделить четыре функции страхования внешнеэкономической деятельности: функцию возмещения убытков, социальную, инвестиционную и предупредительную.

Функция возмещения убытков заключается в том, что через механизм страхования возмещается значительная доля убытков, возникших вследствие пожаров, стихийных бедствий, техногенных катастроф и других случайных событий неблагоприятного характера. Получаемое от страховых компаний возмещение обычно направляется на восстановление утраченных и поврежденных материальных ценностей, что, в конечном счете, способствует экономическому росту. При этом важно понять, в чем же состоит выгода лиц, вступающих в страховые отношения. Незастрахованные потерпевшие вынуждены в короткий промежуток времени собрать необходимую сумму средств для компенсации потерь, что может вызвать для них серьезные финансовые затруднения. Наличие же договора страхования позволяет сгладить такие крупные расходы, т.е. регулярно уплачивая сравнительно небольшие взносы, участники страхования получают гарантию, что им не придется внезапно нести крупные затраты на ликвидацию последствий каких-либо случайностей. Тем самым страхование позволяет заранее планировать расходы, связанные с негативными последствиями неожиданных событий.

Социальная функция страхования внешнеэкономической деятельности проявляется через использование страхования для решения социальных проблем общества. Страховые организации оказывают большую помощь застрахованным при наступлении несчастных случаев и заболеваний, финансируют лечение и реабилитацию потерпевших, компенсируют последним утраченные доходы.

Сущность инвестиционной функции страхования внешнеэкономической деятельности проявляется в том, что с помощью страхования осуществляется организация страховой защиты инвесторов от возможных потерь. Это дает возможность иностранным инвесторам получить гарантии сохранности своих вложений и тем самым способствует увеличению объемов инвестиций в страну.

Предупредительная функция страхования внешнеэкономической деятельности реализуется в уменьшении степени риска и разрушительных последствий страхового события через финансирование за счет средств страхового фонда различных мероприятий по предупреждению, локализации и ограничению негативных последствий страховых случаев 1 .

Данная функция страхования проявляется в двух аспектах:

  • 1) часть получаемых взносов по договорам страхования страховые организации направляют на формирование специальных резервов предупредительных мероприятий. Средства из этих резервов используются для финансирования мер, направленных на предотвращение аварий, пожаров, несчастных случаев и т.п.;
  • 2) страховые организации требуют от своих клиентов, чтобы они сами осуществляли определенные меры, направленные на снижение вероятности наступления страховых событий.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

Кафедра Международных Экономических Отношений

Курсовая работа

по дисциплине: «Организация управления ВЭД»

на тему:«Страхование во ВЭД предприятий»

Выполнила: ______________ Шонта Вячеславовна

Студентка гр. 142 – МЭ Урубжурова

Дата, подпись

Проверила _______________ Оксана Николаевна

к.э.н.доцент Воронкова

Ростов-на-Дону- 2010

Введение

1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий

1.1.Экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий

1.2. Функции страхования в развитии ВЭД компании

2.Виды страховых услуг для участников ВЭД в мировой и российской практике

2.1.Основные виды страхования ВЭД и их характеристика

2.2. Условия карго – страхования во ВЭД

3.Проблемы взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями и оптимизации способов и условий схем страхования

3.1.Состояния и проблемы страхования ВЭД в России

3.2. Схема взаимодействий участников ВЭД со страховыми компаниями

Заключение

Список использованных источников

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты ведут предпринимательскую деятельность на свой риск и должны обеспечить финансовую стабильность предприятия самостоятельно.

Риски являются составной частью деятельности предприятия. Величина прибыльности и степень финансовой устойчивости зависят от возможности предпринимателя предвидеть риск, оценить его последствия и эффективно им управлять. У предпринимателя объективно возникает потребность в страховой защите имущества и иных имущественных интересов.

По мере стабилизации и развития экономики закономерно возрастают потребности в страховании, которые выражаются в переходе от эпизодического страхования, страхования отдельных рисков к системе страховой защиты предприятия и организации корпоративного страхования.

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся и сделки между сторонами из стран СНГ, привело к усложнению форм договоров.

Цивилизованное ведение бизнеса, тем более при договорной форме отношений и отсутствии монополии государственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить же полностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу этих способов по праву относится страхование – механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика.

Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования, проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь в транспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис «страхование – бизнес без границ».

Необходимость рассмотрения основного механизма страхования ВЭД предприятий достаточно актуальна в данный момент. Так как без страхования невозможно интенсивного развития мирового рынка в целом. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как, профессора Рудаков А.П., Никитина Т.В., Зайцева М.А. и другие. В своих работах они затрагивали саму систему страхования ВЭД предприятий и страхование коммерческих и финансовых рынков. Зарубежный опыт свидетельствует, что предприятия страхуют до 95 % потенциальных рисков. Такая организация страховой защиты корпоративных интересов требует ощутимых отвлечения финансовых ресурсов предприятий, поэтому финансово приемлемой формой страховой защиты становится организация страховых отношений на некоммерческой основе, которая обеспечивается взаимным страхованием. Большинство российских страховых компаний мало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому их деятельность не совсем эффективна. Слабо отработан механизм транспортного страхования при торговле со странами СНГ. В результате это ведет к разобщенности, недопониманию, спорам и, как следствие, судебным разбирательствам.

В связи с тем, что страхование внешнеэкономической деятельности очень разнообразная область страхования, основной целью данной работы является рассмотрение механизма страхования во ВЭД предприятий, широко используемого в международной торговле и нахождение оптимальных способов и условий схем страхования. В первой главе рассматриваются общий механизм страхования во ВЭД предприятий и его роль и значение в мировой практике. Во второй главе рассмотрены основные виды страхования и наибольшее внимание уделяется карго – страхованию во ВЭД. И в заключении мною рассмотрены проблемы взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями и развитие страхования ВЭД в России.

Мною поставлены следующие задачи курсовой работы:

1.Выявить сущность и специфику страхования во ВЭД предприятий и его функций

2. Классифицировать основные виды страхования

3. Определить условия карго – страхования во ВЭД

4. Проанализировать развитие страхования ВЭД у нас в России

5. Рассмотреть проблемы участников ВЭД со страховыми компаниями и обосновать способы их оптимизации


1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий

1.1 экономическая сущность страхования во ВЭД предприятий

Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭД связана с различного рода рисками. Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, применяется механизм страхования. Страхование во ВЭД означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование экспортно - импортных грузов; перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иных выставок.. Соответствующие страховые операции осуществляются в национальной и свободно конвертируемой валюте.

Страхование в международном бизнесе, хотя и не требует отдельного лицензирования, все же обладает некоторыми особенностями, обусловленными изменчивостью бизнес – среды в течение временных лагов сделки и реализующимися в виде коммерческих рисков. Среди них:

· изменения цены товара после заключения контракта;

· оппортунистическое поведение одной из сторон контракта;

· финансовая дестабилизация одной из сторон контракта;

· неустойчивость валютных курсов (инфляция и дефляция);

· издержки согласования (необходимость учитывать законодательство разных стран, международные правовые нормы регулирования и пр.).

Цель страхования субъекта экономики – защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий.

Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.

Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания различных методов управления рисками: страхования, хеджирования, применения современных методов управления, форм и методов расчета в операциях международного бизнеса.

Методы и инструменты страхования трансформировались в следующую классификацию страхования в международном бизнесе:

1. По используемым системам страхования:

· страхование по действительной стоимости имущества, которое пользуется в имущественном страховании и обеспечивает страховую защиту в полном объеме финансового ущерба, нанесенного застрахованным видам активов субъектов экономики;

· страхование по системе пропорциональной ответственности обеспечивает лишь частичную страховую защиту по отдельным видам рисков;

· страхование по системе первого риска, под которым понимается финансовый ущерб, понесенный страхователем при наступлении страхового события, заранее оцененный при составлении договора страхования как размер указанной в нем страховой суммы;

· страхование с использованием безусловной франшизы, при которой страховщик не несет ответственности за финансовый ущерб, понесенный актором международного бизнеса в результате наступления страхового события, если размер этого ущерба не превышает размера согласованной франшизы.

2. По формам страхования:

· обязательное;

· добровольное.

3. По объемам страхования:

· полное;

· частичное.

Юридически для большинства видов страхования заключение договоров является добровольным. Практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба. Например, крупнейшее немецкое предприятие «Хехст» (HoechstAG) имеет в структуре управления отдел страхования в количестве 35 человек. Значительная часть работы этих специалистов, которые представляют только централизованную организационную службу управления рисками, приходится на внешние рынки. Это вызвано с тем, что, производя продукции более чем на 50 млрд. немецких марок, 80 % продукции реализуется за рубежом (практически во всех странах мира). В качестве страховой премии концерн выплачивает различным страховым компаниям более 300 млн. марок. Примерно 40 % этих сумм приходится на две собственные страховые компании (агентства), созданные предприятием и контролируемые им.

Структура страхования внешнеэкономической деятельности

Страхование внешнеэкономических рисков можно охарактеризовать как комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту имущественных интересов отечественных и зарубежных участников ВЭД. Оно включает виды страхования имущества, страхования предпринимательских рисков, страхования ответственности и личного страхования (рис. 14.1).

Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев.

Рис. 14.1.

Страхование и внешнеторговый контракт

В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении этих сделок.

В условиях рыночных отношений внешнеторговые сделки осуществляются в договорной форме. Договоры оформляются в виде внешнеторгового контракта, определяющего права и обязанности сторон, а также их ответственность. Внешнеторговый контракт имеет ряд разделов, в том числе "Страхование". Существенными условиями раздела "Страхование" являются объект страхования, страховые риски, объем страховой ответственности.

Комплекс основных положений контракта, обязанностей импортеров и экспортеров, вытекающих из него, получил название базисных условий контракта, или базисных условий поставки. Возможные риски при осуществлении внешнеторговых сделок отражены в базисных условиях поставки товаров Инкотермс 2010.

Использование Инкотермс 2010 зависит от согласия участников контракта. Если условия сделки не совпадают с условиями Инкотермс 2010, предпочтение отдается положениям, зафиксированным в контракте.

Чтобы исключить возможные споры и претензии, правила Инкотермс 2010 фиксируют переход риска от продавца к покупателю. Обязательства относительно страхования содержатся при поставке грузов на условиях С1Р и С1Р, которые требуют от продавца обеспечить страхование в пользу покупателя (табл. 14.1).

Таблица 14.1. Сопоставление базисных условий поставки С1Р и С1Р

Базис поставки по Инкотермс 2010

Условное обозначение

Переход риска

с продавца на покупателя

Переход затрат

с продавца на покупателя

Стоимость, страхование и фрахт (в поименованном порту назначения)

В момент пересечения товара поручней судна в порту погрузки

Продавец несет все расходы по доставке товара в поименованный порт назначения, включая страхование

Базис поставки ПО Инкотермс 2010

Условное обозначение

Переход риска

с продавца на покупателя

Переход затрат

с продавца на покупателя

Перевозка и страхование оплачены до (указанного места назначения)

В момент передачи товара первому перевозчику

Продавец несет все расходы по транспортировке и страхованию товара до указанного места назначения

Согласно данным условиям продавец должен застраховать товар и нести расходы по страхованию. В других случаях стороны сами решают, хотят ли они обеспечить страховое покрытие и в каком размере. Согласно оговоркам Института лондонских страховщиков страхование осуществляется с "минимальным покрытием" (условие С), со "средним покрытием" (согласно условию В) и с "наибольшим покрытием" (по условию А).

По условию CIP (Carriage and Insurance Paid) - "Перевозка и страхование оплачены до..." продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного места назначения. Это значит, что на покупателя возлагаются все риски и любые дополнительные расходы, возникающие с момента такой поставки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. От продавца требуется обеспечение страхования с минимальным покрытием в соответствии с правилами Инкотермс 2010. При желании покупателя иметь страхование с большим покрытием он должен либо специально договориться об этом с продавцом, либо сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

В соответствии с Международными правилами Инкотермс 2010 страхование должно быть произведено у страховщика, пользующегося хорошей репутацией. При заключении внешнеторгового контракта стороны выбирают условия страхования в зависимости от способа транспортировки и вида товара с учетом распределения риска.

Раздел контракта "Страхование" включает четыре основных условия страхования:

  • 1) что страхуется;
  • 2) от каких рисков;
  • 3) кто страхует;
  • 4) в чью пользу производится страхование.

В международных сделках страхуются товары от рисков повреждения или утраты при транспортировке. При перемещении товара от производителя (экспортера) к потребителю (импортеру) с использованием транспортных услуг он может быть подвержен риску полной или частичной утраты или порчи (повреждения), что принесет отправителю-экспортеру материальный ущерб. Практика внешнеэкономической деятельности по экспорту-импорту товаров и услуг опирается на систему договоров страхования, которые предоставляют определенные гарантии экспортерам и импортерам при возникновении различных непредвиденных обстоятельств. Основные условия страхования устанавливаются в кон тракте, в нем фиксируются:

  • o обязанности продавца и покупателя по страхованию груза;
  • o длительность и объем страховой гарантии;
  • o условия страхования.

Страхование может производиться любым из партнеров либо в свою пользу, либо в пользу другой стороны, или же в пользу третьего лица (им обычно является грузополучатель).

При продаже товара на базисном условии С1Р и С1Р страхование входит в обязанность экспортера. Договор страхования - страховой полис (или сертификат) входит в комплект документов для получения платежа. Страхование товара должно быть произведено в пользу покупателя у пользующихся хорошей репутацией страховщиков или страховых компаний в валюте контракта до порта (пункта) назначения на минимальных условиях страхования, если иное не указано в контракте.

Длительность страховой гарантии, устанавливаемая в контракте, определяется тем, на какой срок с момента отгрузки товара с завода поставщика до момента доставки его на склад покупателя распространяется гарантия.

Объем страхования обычно составляет 110% стоимости товара СН (С1Р), где 10% - рассчитанная прибыль от потребления купленного товара.

Страхованием внешнеэкономической деятельности, а также страхованием совместных предприятий с долей иностранного капитала, иностранных инвестиций, вкладываемых в российскую экономику, занимаются такие компании, как "Ингосстрах", "Согаз", "Ресо-Гарантия", "Альфа-страхование" и др.

В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. Морское страхование наиболее древний и разработанный вид страхования, его основные положения используются при других видах перевозок: воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

В круг вопросов страхования внешнеэкономического контракта входят наряду со страхованием "карго" (перевозимых грузов), страхование "каско" (транспортных средств), страхование ответственности перевозчиков. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров. Финансовые расчеты между экспортером и импортером и связанные с этим риски обусловливают необходимость страхования экспортных коммерческих кредитов.

Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, открывают широкие возможности для развития страхования внешнеэкономической деятельности предприятий всех форм собственности. В настоящее время без специальной регистрации внешнеэкономическую деятельность осуществляют более 450 тыс. предприятий и организаций, которые свободно выбирают партнеров по сделкам и самостоятельно отвечают за результаты внешнеэкономических операций.

Развитие мировых финансовых рынков, усиление процессов глобализации оказывают непосредственное влияние на всех участников внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность является динамично развивающейся сферой российской экономики. Вместе с тем с появлением новых финансовых инструментов существенно увеличилось количество внешнеэкономических рисков. В этой связи особое значение имеет страхование от возможных потерь и убытков во внешнеэкономической деятельности.

Особый характер страховых рисков и объектов страхования при проведении внешнеэкономических операций и осуществлении самой деятельности обусловливают необходимость рассмотрения классификации видов страхования внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время страхование внешнеэкономической деятельности не выделено в отдельный вид страховой деятельности. Однако оно включает объекты существующих отраслей страховой деятельности.

Существующая классификация на основании ст. 32.9 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» из 23 лицензируемых видов страхования позволяет выдел следующие виды страхования, имеющие непосредственное отношение к внешнеэкономической деятельности:

· страхование средств транспорта (наземного, железнодорожного, водного, воздушного);

· страхование жизни;

· медицинское страхование;

· страхование от несчастных случаев и болезней;

· страхование грузов;

· страхование имущества юридических лиц;

· страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта (автотранспорта, водного, железнодорожного, воздушного);

· страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

· страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

· страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

· страхование предпринимательских рисков;

· страхование финансовых рисков.

Внешнеэкономическая деятельность связана с рисками, которые влияют на различные имущественные интересы его участников. Основными страховыми рисками являются риски, связанные с экономической конъюнктурой рынка и деятельностью иностранного партнера, финансовые риски, организационные риски, технологические риски, коммерческие, политические, риски стихийных бедствий и др.

Страхование внешнеэкономических рисков можно охарактеризовать как комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту имущественных интересов отечественных и зарубежных участник внешнеэкономической деятельности. Оно включает виды имущественного, личного и страхования ответственности.

Объектами имущественных видов страхования во внешнеэкономической деятельности могут быть:

· транспортное страхование грузов;

· страхование финансовых рисков;

· страхование грузов;

· страхование валютных рисков;

· страхование экспортных кредитов;

· страхование имущества;

· страхование контейнеров;

· другие виды имущественного страхования.

При страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу. Во внешнеэкономической деятельности объектами страхования ответственности являются:

· страхование гражданской ответственности перевозчика;

· страхование ответственности экспедитора;

· страхование ответственности производителей товаров;

· страхование профессиональной ответственности;

· страхование ответственности владельцев транспортных средств;

· страхование ответственности судовладельцев;

· страхование ответственности за невыполнение обязательств по контракту;

· страхование гражданской ответственности;

· другие виды страхования ответственности.

Среди видов личного страхования следует выделить страхование граждан, выезжающих за границу; страхование от несчастных случаев; страхование медицинских расходов; страхование жизни.

Мировая практика предлагает использование классификации классов страхования, на основе которых выделяются соответствующие лицензируемые виды страхования. Так, применительно к внешнеэкономическим рискам можно выделить отдельные виды страхования: морское страхование; страхование грузовых перевозок; страхование кредитов; страхование финансовых убытков; транспортное страхование и др.

· Проблемы управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью

· Вопросы страхования грузов

· Вопросы страхования экспортных кредитов

· Вопросы страхования инвестиций

· Вопросы страхования ответственности владельцев транспортных средств

· Вопросы страхования ответственности различных видов перевозчиков

· Вопросы организации перестрахования и его роли в организации надежной страховой защиты.

12.1. Общие вопросы управления рисками

Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭД связана с различного рода рисками. Под рисками мы понимаем возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

Для борьбы с рисками, т. е. для уменьшения возможного ущерба, практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения (отделы, службы), которые разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба. Например, крупнейшее немецкое предприятие "Хёхст" (Hoechst AG) имеет в структуре управления отдел страхования в количестве 35 человек. Значительная часть работы этих специалистов, которые представляют только централизованную организационную службу управления рисками, приходится на внешние рынки. Это вызвано тем, что, производя продукции более чем на 50 млрд. немецких марок, 80% продукции реализуется за рубежом (практически во всех странах мира). В качестве страховой премии концерн выплачивает различным страховым компаниям более 300 млн. марок. Примерно 40% этих сумм приходится на две собственные страховые компании (агентства), созданные предприятием и контролируемые им.

Очевидно, чрезвычайно актуальной для российских участников ВЭД является разработка концепции управления рисками и создания соответствующих организационно-управленческих структур для реализации своих программ управления рисками, которые должны являться частью программ ВЭД предприятия.

В чем же должна состоять работа по управлению внешнеэкономическими рисками? На наш взгляд, она должна включать следующие основные функции;

Анализ ситуации и определение возможных рисков;

Оценку вероятного ущерба и.принятие решения, направленного на его снижение;

Реализацию принятых решений и контроль за их выполнением.

На рис. 12.1 представлена схема классификации рисков, связанных с ВЭД. Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное различие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т. е. принять меры, устраняющие источники этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его «усилий. Соответственно для управления этими различными по своему происхождению рисками должны применяться различные методы.


Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления. Например, для устранения рисков аварий, пожаров применяются меры безопасного ведения производства, противопожарные мероприятия. Для уменьшения рисков невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

Рис. 12.1.Классификация рисков, связанных с ВЭД

Главная проблема управления рисками во внешнеэкономической деятельности предприятия состоит в управлении рисками, наступление которых не зависит от усилий предприятий и которые являются внешними. Можно выделить следующие группы методов, направленных на уменьшение возможных убытков, вызываемых этими рисками:

1. Страхование, т. е, использование различных видов полисов, договоров страхования, применяемых в международных торгово-экономических отношениях.

2. Хеджирование как метод использования биржевых фьючерсных контрактов и опционов.

3. Применение различных форм и методов расчетно-кредитных отношений, сводящих к минимуму риск неплатежа за поставленные товары, или неполучения товаров против их оплаты. Например, подтвержденный документарный аккредитив, различные банковские гарантии, авалирование, залог и др.

4. Анализ и прогнозирование конъюнктуры (спроса, предложения, цены) на внешнем рынке, планирование и своевременная разработка мероприятий за счет собственных или заемных ресурсов с целью избежать возможных убытков, вызванных неблагоприятными конъюнктурными изменениями.

5. Другие методы.

Среди методов управления рисками в ВЭД значительное место отводится страхованию. Выделяют три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности.

Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:

Страхование грузов;

Страхование судов (морское каско);

Страхование воздушных судов;

Страхование автомобилей;

Страхование экспортных кредитов;

Страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;

Страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;

Страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей;

Страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;

Другие виды имущественного страхования.

При страховании ответственности объектом страхования является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно) предприятие – участник ВЭД. К этой отрасли применительно к внешнеэкономической деятельности относятся:

Международный полис страхования автогражданской ответственности (система "Зеленой карты");

Страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;

Страхование гражданской ответственности перевозчиков;

Страхование ответственности производителей товаров;

Страхование профессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридических консультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видов предпринимательской деятельности;

Другие виды страхования ответственности.

Личное страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД.

Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К ним относятся:

Комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;

Страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;

Страхование медицинских расходов при выезде за границу;

Другие виды личного страхования.

Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения и уничтожения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственность перед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательства подрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства и монтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.

Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев, например страхование грузов. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием.

Наряду со страхованием применяют также другие методы управления рисками.

Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным падением курса валют, широко применяются различные методы хеджирования. Они предполагают использование хорошо продуманных, тщательно координируемых и оперативно управляемых программ использования фьючерсов и опционов (см. гл. 15).

Преимущество этого метода – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость, отлаженность и доступность рынков фьючерсов и опционов. К недостаткам следует отнести относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет в полной мере использовать этот метод, как правило, на крупных предприятиях и при больших объемах внешнеторговых операций.

Отдельная область управления рисками в ВЭД связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся:

Применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара;

Использование банковских гарантий (например авалирование переводных векселей – тратт и др.).

Преимущество данного механизма снижения рисков – простота и доступность использования для участников ВЭД, недостаток – относительная дороговизна такого типа банковских услуг.

Таким образом, современный уровень развития страхового, банковского и биржевого дела в мире предоставляет участникам ВЭД широкий спектр различных инструментов защиты от рисков при осуществлении внешнеэкономических операций. Однако они не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и могут существенно их уменьшить. В значительной степени риски могут быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например диверсификацией деятельности и др.). Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания, комбинации различных методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных методов управления, форм и методов расчета во внешнеэкономических операциях.

12.2. Страхование внешнеторговых грузов

В соответствии с Международными правилами "Инкотермс-90", составленными и рекомендованными Международной торговой палатой и применяемыми во внешней торговле, определяются два важных условия экспортно-импортной сделки – момент перехода риска потери или