Расчет подземной парковки в жилом доме. Нормы парковочных мест для жилых домов

Расчет подземной парковки в жилом доме. Нормы парковочных мест для жилых домов

Раздела 9.3 изложить в следующей редакции:

"9.3.1. Потребность в территориях для размещения объектов, обеспечивающих хранение, паркирование и техническое обслуживание легкового автотранспорта, следует определять с учетом ожидаемого уровня насыщения города легковым автотранспортом всех категорий, требований эффективного использования городской территории и обеспечения экологической безопасности.

Для территории города, округа, района, микрорайона общую потребность в машиноместах для хранения легковых автомобилей физических лиц следует принимать в количестве не менее 320 машино-мест на 1000 жителей*.
________________
* Жители - физические лица, постоянно зарегистрированные на жилой площади в г.Москве.

Для хранения легковых автомобилей юридических лиц - следует предусматривать не менее 20 машиномест на 1000 жителей, все из которых следует размещать в гаражах-стоянках.

При размещении гаражно-стояночных объектов на территориях районов массового жилищного строительства, а также в районах сложившейся городской застройки следует обеспечивать их доступность в соответствии с требованиями пп.9.3.4 и 9.3.10 настоящих норм.

Для отдельных объектов нового строительства и реконструкции (жилого, общественного, производственного назначения) - требуемое количество машиномест для хранения и паркирования легкового автотранспорта следует определять в соответствии с пп.9.3.3 и 9.3.9 настоящих норм.

Требуемое для объекта количество машиномест, установленное расчетом, следует размещать в пределах участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения и другие элементы), а также участки, выделяемые застройщику под компенсационное благоустройство".

Пункт 9.3.3

"9.3.3. Для жилого квартала, жилой группы, жилого здания - требуемое количество машиномест для организованного хранения легкового автотранспорта следует определять с учетом категории комфортности жилой застройки*, предусматривая:

- при застройке жилыми домами II категории (с обеспеченностью общей площадью до 30 м на 1 жителя) - не менее 1,0 машиноместа на квартиру;

- при застройке жилыми домами I категории (с обеспеченностью общей площадью от 30 до 50 м на 1 жителя) - не менее 1,7 машиномест на квартиру;

- при застройке жилыми домами повышенной комфортности (с обеспеченностью общей площадью свыше 50 м на 1 жителя) - не менее 2,0 машиномест на квартиру.
________________
* Определение категорий комфортности жилой застройки проводится в соответствии с МГСН 3.01-01 "Жилые здания" и п.5.2 настоящих норм.

В пределах территорий жилой застройки также следует предусматривать гостевые автостоянки в соответствии с требованиями п.9.3.16 настоящих норм".

Пункт 9.3.9 . раздела 9.3 изложить в следующей редакции:

"9.3.9. Для объектов нового строительства и реконструкции общественного и производственного назначения, а также при изменении функционального назначения объектов - требуемое количество машиномест для паркирования легкового автотранспорта (для работающих и посетителей) следует определять расчетом, в соответствии с нормативами, приведенными в табл.9.3.2.

Таблица 9.3.2

Объекты посещения

Расчетные единицы

Предусматривается 1 машино-место на следующее количество расчетных единиц

для территорий в пределах Садового кольца

для остальных территорий города

1. Объекты административно-делового назначения

Учреждения органов государственной власти

м общей
площади

Административно-управленческие учреждения, здания и помещения общественных организаций

м общей
площади

Коммерческо-деловые центры, офисные здания и помещения

м общей
площади

1.4. Банки и банковские учреждения

С операционными залами

м общей
площади

Без операционных залов

2. Объекты науки и учебно-образовательного назначения

Научно-исследовательские и проектные институты

м общей
площади

Высшие учебные заведения

преподаватели, сотрудники, студенты, занятые
в одну смену

3-5 препод.
и сотруд. +1 машиноместо на 20 студентов

2-4 препод.
и сотруд. +1 машиноместо на 10 студентов

Средние специальные учреждения, колледжи, специальные и частные школы, школы искусств и музыкальные школы городского значения

преподаватели, занятые в одну смену

Центры обучения, самодеятельного творчества, клубы по интересам

м общей
площади

3. Объекты промышленно-производственного назначения

Производственные здания и коммунально-складские объекты

работающие
в двух смежных сменах, чел.

4. Объекты торгово-бытового и коммунального назначения

В современных условиях расчёт автостоянок для жилых зданий зависит от многих факторов, но поразительно то, что независимо от региона на данный момент принят единый показатель пропускной способности сети улиц, дорог и транспортных пересечений согласно п.11.3 «СП42.13330.2011г»

«Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 350 легковых автомобилей, включая 3 - 4 такси и 2 - 3 ведомственных автомобиля, 25 - 40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50 - 100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100 - 150 единиц для остальных поселений.
Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом.
В региональных градостроительных нормативах указанный уровень автомобилизации допускается уточнять (уменьшать или увеличивать) в зависимости от местных условий.»

Что меня смущает в подобном показателе, это тот факт, что 350 легковых автомобилей на 1000 жителей скорей всего является нормой для мегаполисов, во вторых как вы увидите из расчета (см.ниже) подобное количество автомобилей будет черезмерным для маленького участка жилого дома. Например ранее в областных нормах Ростовской области «НГП ГОиП РО 2008г.» данный показатель регламентировался 250 л.а. на 1000 жителей что было более реально чем сегодня для данного региона. Использования такой нормы заставляет задуматься чем жертвовать при размещении такого количества транспортных единиц на парковках: площадками для отдыха взрослого населения, площадками для игр детей, спортивными площадками, а может озеленением. При этом согласно п.11.3 на территории должны появится места для мотоциклов или мопедов, это опять камень в огород благоустройства. А что самое непостижимое некоторые эксперты используют п.3.4.1.8. «НГП ГОиП РО 2013г.» где указывается удельный размер открытых автостоянок расположенных на территории земельного участка, это 0,8 м./ чел. Благодаря этому пункту весь излишек автостоянок необходимо располагать за пределами участка причём согласованных с администрацией (это зависит от эксперта: считать это минимум или максимум автостоянок на территории жилого дома). Также на усмотрения эксперта оставили количество такси, ведомственных автомобилей, а также новый показатель – количество грузовых автомобилей на 1000 жителей и числа автомобилей.
Благо что в областных нормах оставили послабления, это:
- п.3.9.1.53.1 «НГП ГОиП РО 2013г.»

«На селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90% расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой не более 1500 м.»

П.3.9.1.53.2 «НГП ГОиП РО 2013г.»

«Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать по таблице 3.37, из расчета не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе,%:
Таблица 3.37
жилые районы - 25
промышленные и коммунально-складские зоны (районы) - 25
общегородские и специализированные центры - 5
зоны массового кратковременного отдыха - 15
Примечания:
1. Допускается предусматривать сезонное хранение 10-15% парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения.
2. При определении общей потребности в местах для хранения следует также учитывать другие индивидуальные транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) с применением следующих коэффициентов: для мотоциклов и мотороллеров с колясками, мотоколяски -0,5, мотоциклы и мотороллеры без колясок-0,25,мопеды и велосипеды-0,1
3. Допускается предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.»
Но не спешите радоваться, эти пункты эксперты принимают равнозначимыми. А значит это только увеличивает количество машино-мест хотя по логике временные автостоянки должны быть учтены в постоянных!!!
Это расхождение в восприятии моем и экспертизы значима, но ничем не регламентировано, в связи с чем приходится идти на поводу у эксперта.
Помимо автостоянок самого жилого дома, в современных домах предусматривают арендные площади под предпринимательство. Это ещё дополнительная нагрузка по размещению автопарка предприятий. Регламентируется по СП42.13330.2011, приложение К.

Кроме всего этого новые нормы регламентируют размещение автостоянок для маломобильных групп населения согласно СП59.13330.2012 п. 4.2.1 (это не окончательно, каждый эксперт имеет хобби пользоваться своим нормативом, благо их немало по ММГН).

«На индивидуальных автостоянках на участке около или внутри зданий, учреждений обслуживания следует выделять 10% мест (но не менее одного места для транспорта инвалидов, в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске, при числе мест:

До 100 включительно 5% но не менее одного места;
От 101 до 2000 – 5 мест и дополнительно 3%
От 201 до 1000 – 8 мест и дополнительно 2%;
1001 – место и более 24 места плюс не менее 1% на каждые 100 мест свыше»

Также по замечанию эксперта общий недостаток машино/мест определён в границах и за границей участка для определения конкретного количества мест требуемых согласования с владельцами прилегающих земель, где расположены недостающие места.

Пример оформления

Исходные данные:
– общая площадь квартир – 9075,6м2;
– норма жилобеспеченности – 35 м2;
– количество жителей – 260 чел.
– уровень расчетной мобилизации – 350 машин на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»)
– офисные помещения – число работающих 50 человек;
– проектом предусмотрена подземная автопарковка, под жилым зданием, на 51 м/мест в том числе 6м/мест для инвалидов включая 4м/места для инвалидов на кресле-коляске
– проектом предусмотрены в границах земельного отвода открытые стоянки хранения автомобилей на 28 м/мест.
в том числе 4м/мест для инвалидов на кресле-коляске
– проектом предусмотрены открытые стоянки для временного хранения автомобилей на 14м/мест за границей земельного отвода.
– проектом предусмотрены открытые стоянки хранения мотоциклов и мотороллеров без коляски на 26ед/мест в границах земельного отвода

1. Определение расчетного числа автомобилей (для хранения автотранспортных средств) – при уровне расчетной мобилизации 350 а/м на 1000 жителей (п.11.3 «СП42.13330.2011г»): 350-3-4-40=303 а/м (п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»), из них:
– для хранения л/а ведомственной принадлежности – 3 а/м;
– для хранения таксомоторного парка – 4 а/м;
– для хранения грузовых автомобилей – 40 а/м

2. Определение обеспеченности стоянками для хранения мотоциклетного парка жителей многоэтажного дома (в ед./местах в соответствии с п. 11.3 «СП42.13330.2011 г»)
Вывод: расчётное количество единиц мотоциклетного парка для объекта на 260 жителей – 100х260/1000=26 ед./мест

3. Определение обеспеченности закрытыми и открытыми автостоянками для постоянного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.3.9.1.53.1 «НГП ГОиП РО 2013г.»): 303х90%=273 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест постоянного хранения для объекта на 260 жителей – 273х260/1000=71 м/мест

4. Определение обеспеченности открытыми автостоянками для временного хранения автомобилей жителей многоэтажного дома (в м/местах в соответствии с п.3.9.1.53.2 «НГП ГОиП РО 2013г.»): 273х25%=68 м/мест;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения для объекта на 260 жителей - 68х260/1000= 18 м/мест

5. Определение обеспеченности открытыми автостоянками временного хранения автомобилей для обслуживающего персонала встроенных помещений:
– для офисных помещений (учреждений управления местного значения) , где работает 50 человек, по СП42.13330.2011, приложение К – на 100 мест принимается 7 м/мест, по расчету 7х50/100= 4 м/места;
Вывод: расчетное количество м/мест временного хранения автомобилей для персонала, работающих в здании–4м/мест.

6. Определение требуемой обеспеченности стоянками мотоциклов и мотороллеров без колясок для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями - 26 ед./мест
Вывод: Дефицит стоянок для хранения мотоциклетного парка составляет 26-26=0 ед./места.

7. Определение требуемой обеспеченности автостоянками временного хранения для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями: 18+4=22 м/мест
Вывод: дефицит автостоянок для временного хранения автомобилей составляет
22-14=8 м/мест.

8. Требуемая обеспеченность автостоянками постоянного хранения автомобилей для многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями составляет 71 м/мест
Вывод: профицит автостоянок для постоянного хранения автомобилей составляет
51+28-71= 8 м/мест.

9. Определение требуемой обеспеченности автостоянками многоэтажного жилого дома: 71+22=93 м/места;
Вывод: требуемая обеспеченность автостоянками многоэтажного жилого дома со встроенными офисными помещениями (всего): 93 м/мест.

10. Определения обеспеченности стоянками инвалидов в соответствии с СП59.13330.2012 п. 4.2.1. из числа стоянок не менее 10%: 93х10/100=10м/мест в том числе 5% специализированных мест для автотранспорта инвалидов на кресле-коляске при количестве м/мест менее 100 единиц: 93х5=5 м/мест

По проекту принято количество единиц мотоциклетного парка в размере 26 ед./мест. Проектом обеспечено размещение мотоциклетного парка в границах земельного участка в полном объеме.

По проекту принято автостоянок в границах земельного участка:
– открытых 28 машино/мест;
– закрытых 51 машино/мест;
– всего 79 машино/мест.
Дефицит составляет: 93-79=14
Дефицит стоянок временного хранения решается путем размещения 14 м/мест за границей отвода.

С проблемой возрастающего количества автомобилей уже столкнулись практически все крупные города России – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Как шутят сами владивостокцы, на семью приходится два с половиной автомобиля: два личных присутствуют всегда, а третий – то есть, то нет, его берут для продажи, поэтому получается половинка. Перегруженные транспортные пути и развязки, часовые «пробки» и плотно заставленные машинами тротуары и даже газоны во дворах становятся привычным явлением. Остро стоит проблема не только в Москве и Питере, но и других крупных городах, особенно имеющих радиальную планировку. Сказывается тяжелое наследие градостроительной ситуации советского времени, когда на большое количество личных автомобилей просто не рассчитывали. Но даже если автовладельцы привыкли «впихивать» любимого коня в свободный закуток около офиса или дома и научились при этом не возмущаться (или хотя бы возмущаться не каждый день), перед магазином они хотели бы видеть удобную парковку. Магазин – это место, куда покупателей приглашают, где их ждут и готовы обеспечить им всевозможные удобства и радости в обмен на потраченные средства. «Нет парковки – нет торговли» – с этим утверждением сегодня трудно не согласиться. На парковке нельзя экономить и уповать на то, что «ни у кого в нашем городе нет» , или что посетители будут искать места вдоль проезжей части. Покупатели не хотят, чтобы проблема парковки перекладывалась на их плечи: они могут просто развернуться и уехать в более удобное место.

Посетители магазина видят парковку в тот же момент, что и фасад , и часто с нее начинает формироваться впечатление о магазине . Пустая парковка вызывает у покупателя сомнения в том, что магазин популярен. А, испытав трудности в поисках места на неудобной парковке, человек может войти в магазин с плохим настроением. Как же покупатели, приезжающие в магазин , оценивают парковку? Во-первых, их волнует безопасность личного транспорта. Причем, если в Красноярске по большей части опасаются угона, то в Москве – еще и повреждений. Ведь когда автомобили поставлены слишком тесно, а проезды узкие, можно, выйдя из магазина, обнаружить вмятину на крыле или двери. Мы нередко слышим от владельцев торговых центров пожелание расположить кафе или фудкорт таким образом, чтобы посетители могли сидеть у окна и поглядывать на свое авто. Но разве это самое лучшее с коммерческой точки зрения занятие для посетителя? Когда посетитель имеет возможность наслаждаться красивым пейзажем, панорамой или исторической застройкой, это может стать дополнительным фактором привлекательности торгового центра. Нет в окне ничего интересного – можно тогда посмотреть на магазинов, расположенных рядом с фудкортом , полюбоваться новинками или сезонной коллекцией, а, вкусив кофе с пирожными, зайти внутрь или запомнить данный магазин. А когда посетителю приходится смотреть на свой автомобиль, это означает, что задачу охраны автомобилей на парковке пытаются переложить на плечи покупателей, в его душе поселится беспокойство, и он не сможет полноценно отдаться процессу покупок и развлечений. Вновь напоминаем о том, что задача торговой архитектуры – создать хорошее настроение, потому что в хорошем настроении больше тратят, а в приятные места чаще приезжают. Как говорил еще римский император Марк Аврелий, «никто не устает получать для себя пользу, выгоду и наслаждение» .

Другое, о чем думают покупатели, въезжая на парковку , это удобство передвижения. Удобно должно быть и когда покупатель находится внутри машины, и когда выходит из нее. В какое место магазина или торгового центра попадет покупатель, как он будет доставлять до машины купленные товары, сможет ли вывезти их на тележке или подъехать поближе для загрузки крупногабаритных покупок, легко ли будет найти потом свой автомобиль, – все это является значимыми факторами для покупателя. Поэтому поговорим о том, как магазину правильно организовать парковку.

Нормативы и расчетные показатели.

Необходимое количество мест на стоянке магазинов и торговых центров определяется из расчета 1 машиноместо на 15-25 м2 торговой площади. Такой норматив существует в Москве (МГСН 1.01.-99 – «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы», таблица 9.3.2) . Для более точного расчета производится корректировка, и учитывается тип магазина (торгового центра ) и особенности посещения его автомобилистами. На количество мест влияют следующие факторы:

  1. Размер торговой площади. Количество парковочных мест может быть увеличено, например, до показателя 1 место на 10-15 м2 торговой площади . Такой расчет применяется для крупных торговых предприятий гипермаркетов и cash&carry , расположенных на окраине или за городской чертой. Для небольших магазинов , с торговым залом от 500 до 1000 м2 полученное расчетом количество машиномест допускается снизить в 2,5 раза.
  2. Специализация магазина. Наличие в торговом центре предприятий, притягивающих большое количество покупателей и/или «задерживающих» посетителей внутри на значительное время, требует большего количества парковочных мест . Такими предприятиями являются, например, кинотеатр, рестораны, спортивные и развлекательные заведения. Более двух часов могут занимать покупки в гипермаркете , cash&carry или выбор необходимых товаров в строительном магазине .
  3. Равномерность спроса и посещения магазина. Магазин может испытывать значительные пиковые нагрузки – наплыв конечных потребителей или покупателей-профессионалов. Поэтому в это время стоянка магазина должна вместить всех желающих, иначе покупатели, пару раз не найдя места на парковке , приучатся ездить в другие магазины.
  4. Удаленность от жилых или офисных районов, станций и путей движения общественного транспорта. Очевидно, что когда в магазин трудно или невозможно попасть пешком или на автобусе, количество парковочных мест должно быть достаточным.

В торговых центрах и многофункциональных комплексах точный расчет количества мест на парковке производится с помощью выделения функций и подсчета мест для каждой из них. Так, для предприятий общественного питания принимается в расчет количество посадочных мест за столиками, и 1 место на парковке приходится на 6-12 посадочных мест (МГСН 1.01.-99). Уточнения, аналогично торговым предприятиям , производятся в зависимости от типа ресторана или кафе : для ресторана класса «люкс» требуется 1 машиноместо на 6-7 посадочных мест в зале, для ресторана первого класса - 1 машиноместо на 10-12 мест за столиками, для кафе - 1 стояночное место 11-12 посадочных мест. Когда в комплексе присутствует офисная функция, расчет парковки осуществляются по количеству служащих, и 1 машиноместо должно приходиться на 3-5 человек. Данное нормативные значения уже учитывает посетителей офисных зданий. Поскольку бывает трудно определить, сколько работников заселится в офисы и кабинеты, можно произвести расчет по количеству квадратных метров общей площади офисных помещений: 1 машиноместо на 50-60 квадратных метров, в зависимости от удаленности от станций метро.

Коэффициент обеспеченности парковкой показывает, какой процент парковочных мест от требуемого для данной торговой площади имеется в наличии. Например, магазин имеет торговую площадь 3500 м2. Требуемое количество парковочных мест – 140. В проекте имеется возможность для размещения только 110 автомобилей, соответственно обеспеченность парковкой будет составлять 78,6%. Это означает, что из каждых пяти автомобилей потенциальных покупателей один не найдет себе места на парковке этого магазина . Поэтому можно представить себе потерянную прибыль.

В Москве в центральной планировочной зоне или при реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количества парковочных мест на 10%. Возможность сгладить ситуацию при недостаточной обеспеченности магазина или торгового центра парковкой заключается в целенаправленной работе с покупателями, которые могут приходить пешком или приезжать на общественном транспорте. Такая работа включает подбор (отсутствие крупногабаритных товаров или торговля по образцам с доставкой на дом) и два варианта ценовой стратегии . Первый – это ставка на дорогие товары, с расчетом, что число покупателей и их автомобилей будет ограничено. О рисках при выборе такой стратегии мы уже говорили. Второй – более демократичный образ магазина , не пугающий «безлошадных» посетителей. Перспективным второй путь может стать для бывших советских универмагов , занимающих места в центре города на пересадочных узлах общественного транспорта и традиционно посещаемых не только жителями, но и гостями города. Примером такого центра может служить универмаг «Пермь» в Перми, «ЦУМ» в Новосибирске и многие другие. Работу по привлечению можно вести также среди работников расположенных рядом офисов.

В реалиях строительства торговых объектов в Москве и ряде других крупных городов, получила распространение такая негативная практика: при низкой обеспеченности парковкой в состав помещений вводятся офисы, и парковка согласовывается по офисным нормативам, которые значительно ниже, чем торговые . Согласовать-то можно что угодно, но обманывают в итоге самих себя…

В зарубежной практике, например, в США и Канаде, применяется показатель парковочного индекса .

Парковочный индекс (parking index) – это количество парковочных мест на каждые 1000 квадратных футов GLA (общей площади, сдаваемой в аренду). 1000 квадратных футов в пересчете равняется 93 квадратным метрам.
Значение этого показателя зависит:

  1. От размера площади и от типа торгового центра . В США приняты следующие значения:
    • 4 - для торговых центров с размером GLA от 25 000 до 400 000 кв. футов
      (2 350 – 37 200 кв. метров).
    • 4,5 – для торговых центров 400 000 – 600 000 GLA
      (37 200 - 55 800 кв. метров)
    • 5 – при размере GLA более 600 000 кв. футов
      (55 800 квадратных метров)
  2. В Канаде для районного торгового центра приемлемым считается индекс 3,9, для межрегионального – 5,5. Таким образом мы видим, что чем крупнее торговый объект , тем большее количество машиномест должно приходиться на 1000 квадратных метров. Вспомним классическую формулу Рейли – большой размер торговой площади притягивает покупателей с большей территории, и они могут проделать далекий путь, чтобы попасть в магазин или торговый центр .

  3. От специализации предприятий торговли и услуг . Так, в торговом центре , где есть гипермаркет или многозальный кинотеатр , значение индекса может быть равно 6 и даже 7. В США считается, что на 3 места в кинотеатре должно приходиться одно место на парковке . Немного другая ситуация в России и в странах бывшего СССР: основными посетителями кинотеатров является молодежь, которая еще не имеет возможности обзавестись автомобилями.

Преимущество многофункциональных комплексов с градостроительной точки зрения заключается в том, что они позволяют более экономно использовать городское пространство, регулировать потоки людей и автомобилей. Это касается и пространства парковки , которая днем может эксплуатироваться посетителями магазинов , а вечером – развлекательных заведений
(см. рис. 46).

Определив необходимое количество мест, рассчитаем, какая площадь требуется для парковки . Для стоянки одного легкового автомобиля требуется площадь:

  • 20 м2 при поперечной расстановке машин;
  • 23 м2 при расстановке под углом.
  • 25 м2 для крупных автомобилей. При большой площади парковки и наличии магазинов для покупателей-профессионалов (строительные и отделочные материалы , cash&carry ) следует предусмотреть место для крупных машин – микроавтобусов, фургонов, полугрузовых автомобилей. Например, в Германии для них отводится до 20% площади стоянки. Размеры места для такого транспорта - 6 х 2,5 м.

В странах, где интенсивное движение привело к популярности малогабаритных машин, иногда выделяют места для маленьких автомобилей. На парковках выделяются также места для велосипедов, мопедов, мотоциклов. Места для велосипедов актуальны для тех магазинов , которые расположены поблизости от дачных и коттеджных поселков. Правда, такие места нуждаются в надежной охране. Есть даже специальные устройства, поднимающие велосипеды вверх, и получить его можно как пальто в гардеробе – по жетону.

Вышеуказанные расчетные значения включают проезды и развороты внутри парковки , но не включают подъезды к ней. Произведя нехитрый подсчет, мы увидим, что площадь парковки приблизительно равна торговой площади . Необходимо учесть, что на стадии рабочего проекта, при разработке подробной схемы благоустройства территории количество мест, как правило, сокращается за счет различных элементов благоустройства. Поэтому рекомендуется брать значение с запасом. При расчете количества мест на подземной парковке обычно используется значение 35 м2 для одного автомобиля. Колонны «съедают» полезное пространство: если расстояние между осями колонн 6 м, на участке между колоннами помещаются только 2 машины.

Место расположения парковки.

Парковка может находиться на земле, под землей, на крыше здания или примыкать к зданию (многоуровневая парковка ). Очевидно, что наземная парковка более удобна для посетителей и дешевле обходится владельцу. Имеет значение ее форма и конфигурация. Когда определяются постановка здания на участке и место парковки , мы должны принимать во внимание следующее:

  1. насколько парковка видна посетителям, подъезжающим к магазину ;
  2. легко ли контролировать и охранять парковку ;
  3. сколько придется идти посетителям до входа от самых удаленных точек на парковке .

Получается, что наилучший вариант – парковка прямоугольной формы , расположенная перед зданием. Немного уступает прямоугольной Г-образная парковка , она должна быть развернутой к потоку, и место въезда должно находиться в углу. П-образная парковка вокруг здания уже значительно хуже, а самое неудачное решение – отдельные кусочки парковки , расположенные в разных местах. Английский специалист по торговой архитектуре Надин Беддингтон советует размещать парковку таким образом, чтобы расстояние от самых удаленных мест до основных магазинов не превышало 200 м.

Важно отметить, что в темное время суток особое внимание должно быть уделено освещению периметра наземной парковки , ее удаленных участков и «карманов». Минимальная освещенность на открытой парковке не должна быть ниже 50 ЛК (люкс).

Отношение к подземным парковкам у ряда посетителей отрицательное. Встречали пару мест, где откровенно страшно – с потолка капает, сыро, темно, не дай Бог, по голове дадут и отберут покупки вместе с ключами от машины. Основные же опасения посетителей связаны с риском повреждения автомобилей. Даже если подземная парковка комфортная, как, например, в гипермаркете «Южный» в Тюмени, посетители заезжают туда, только убедившись, что на земле нет ни одного места. Но, конечно, в центре города, где ограничено пространство, подземная парковка – обоснованное решение.

Парковка на крыше или в нескольких уровнях может быть значительно, даже в разы дешевле подземной. Это связано с отсутствием дорогостоящим подземных работ: гидроизоляции, сложных систем воздухообмена. К парковке на крыше посетители относятся более спокойно, поскольку пространства там достаточно, и нет колонн, как под землей. Однако, основное препятствие к въезду наверх может представлять слишком большой уклон рампы и маленький радиус поворота при небольшой ее ширине. Продольные и поперечные уклоны рамп в МГСН не нормируются, они должны приниматься в проекте «согласно технологическим требованиям». В зарубежной практике применяются следующие значения уклона рамп:

  1. 10-12% - обычные прямолинейные рампы;
  2. 8,5 % - винтовые рампы;
  3. 15 % - американские крутые рампы.

Если уклон пандуса спокойный, например, в 10-12%, посетитель, последовав по стрелке, может даже удивиться, что оказался на крыше. В Германии уклон рампы для легковых автомобилей не должен превышать 30%. Некоторые российские рампы в торговых центрах явно выбиваются за рамки этих требований и представляют собой «веселый» аттракцион. Особенно любопытно наблюдать за выражением лиц женщин-водителей, когда они, покружив по земле в поисках свободного места, бесстрашно направляют свой автомобиль вверх. Вперед, ребята! Бог не выдаст - свинья не съест! И на обратном пути ваша машина, под завязку загруженная продуктами из супермаркета , все же впишется в поворот и не вылетит с рампы, как в американском боевике. Правда, для людей осторожных и впечатлительных одного посещения такого торгового центра может оказаться достаточно.

Допустимый уклон наземной парковки по американским нормам – 8 %. Это означает, что на 1 метр горизонтальной проекции приходится 8 см подъема или спуска. При большем уклоне парковка делается в виде террас, разделенных подпорными стенками, которые должны быть перпендикулярны фасаду магазина . Эффектным приемом является декорирование разделительных стенок зелеными насаждениями. В последние годы вообще набирает силу тенденция благоустраивать парковку с помощью деревьев. Парковка приобретает более живописный вид, покупателям приятнее дойти от машины до магазина , и летом машины не перегреваются, оставаясь в тени деревьев. Эта тенденция отражает общее развитие «зеленого» маркетинга. Минусы «зеленой» парковки, в целом, не очень серьезные. Для владельца – это незначительные снижение емкости парковки (конечно, при грамотном проектировании ), для посетителей - падающие листья, птичий помет и опасность падения веток при шквалистом ветре и урагане.

При въезде на многоуровневую парковку посетителя магазина волнует вопрос, где он сможет найти место, и не придется ли кружить. На открытой местности, при хорошем освещении обзор гораздо лучше. Электронная система оповещения о количестве свободных мест, в том числе, на каждом уровне, снимает проблему поиска. Для удобства и безопасности передвижения автомобилей между уровнями могут быть разделены пути (рампы) подъема и спуска. Если торговый центр имеет в составе супер- или гипермаркет , покупатели должны иметь возможность подняться на каждый уровень парковки с тележками.

Организация движения на парковке.

Как вход в магазин и переходы на другие этажи, въезд на парковку посетитель должен находить легко. Сообщать посетителям о том, куда и когда повернуть, чтобы заехать на парковку, нужно заблаговременно. На указателе должна присутствовать стрелка и расстояние до поворота. Особенно актуальны четкие указатели для тех магазинов , у которых парковка располагается не перед зданием.

Проблема парковки своей машины знакома многим автовладельцам. Далеко не у всех имеется или возможность размещать машину на платных охраняемых парковках. Поэтому большинство стремится занять хорошее местечко возле своего дома. Однако мест всем не хватает, поэтому между соседями возникают споры. Большое количество машин возле дола вызывает недовольство тех лиц, которые не имеет автомобиля.

Для того, чтобы цивилизованно решать эти проблемы, следует знать нормы парковочных мест для жилых домов.

Какими должны быть парковочные места для автомобилей? Фото № 1

Мест для машин во дворах, как правило, не хватает. Поэтому автовладельцы оставляют свой транспорт где придется, даже под окнами домов, на газонах, тротуарах. Это осложняет проезд машин специальных служб (скорая, пожарная, аварийная), а также мешает самим жильцам дома.

К сожалению, вопрос размещения транспорта во дворах на сегодня мало урегулирован законодательством. Но даже существующие нормы расположения парковок во дворах мало кому известны, и не всегда соблюдаются.

Вместе с тем, важно знать, что территория, примыкающая к дому, относится к общему для его жильцов имуществу. Поэтому все вопросы ее использования, в том числе, для размещения парковок должны решаться ими сообща. При решении вопроса о размещении на придомовом участке парковки должны соблюдать предусмотренные правила и требования к парковочным местам. Эти требования устанавливаются санитарными нормами, правилами дорожного движения, а также актами местных властей.

Автомобили возле домов не могут располагаться как попало. Они не должны мешать проезду другого транспорта, особенно служб экстренной помощи. Запрещается размещение автомобилей в пешеходных зонах, на тротуарах.

Автолюбителям также следует соблюдать следующие правила:

  1. Машина не должна оставаться во дворе с включенным двигателем более пяти минут. Исключения составляют случаи, когда в это время осуществлюсь посадка пассажиров или загрузка вещей.
  2. Запрещается стоянка во дворах грузового транспорта. Исключения составляют случаи, когда для этого предусмотрены специальные места.
  3. Запрещается самовольное оборудование места для стоянки автомобиля, создание с этой целью различных ограждений.
  4. Не допускается размещение машин вблизи мусорных контейнеров, поскольку это затрудняет вывоз мусора. Допустимое расстояние не менее пяти метров.
  5. При организации парковки также должны учитывать требования о расстоянии стоянки машин до дома и других во дворах.

Следует иметь в виду, что за несоблюдение указных требований на нарушителей возлагается ответственность. Основной вид наказания при таких нарушениях­ штраф.

Чем установлены нормы расчета при проектировании стоянок? Фото № 2

Ранее, когда автомобили были скорее роскошью, чем средством передвижения, при постройке домов необходимость их размещения не слишком учитывалась. Сегодня при возведении новых домов застройщики должны соблюдать предусмотренные требования к организации парковок.

Нужно установить допустимое количество мест для размещения машин жильцов дома, соблюсти все нормы расстояний от стоянки машин до домов и иных объектов, размеры самих мест для машин. Число конкретных парковочных мест возле дома будет зависеть от количества жителей, площади квартир, наличия возможности расположения парковки на установленное количество жителей с соблюдением требований к их размерам.

В разных городах эти требования могут несколько различаться. Поэтому, решив организовать парковку у своего дома желательно изучить нормативы местных законов.

В общем, механизм расчета выглядит следующим образом:

  1. При дома определяется количество его жителей.
  2. Затем, исходя из уровня автомобилизации, рассчитывается количество машин для данного количества жильцов. Согласно СП 42.133330.2011 обеспеченность транспортном составляет 350 машин на 1000 человек. Хотя на практике этот показатель выше. В нормативных актов некоторых регионов это учитывается.
  3. Фактически предусмотренные места для машин будут составлять 25 процентов от установленного на данное количество жильцов количества машин.
  4. При этом местными актами может устанавливаться допустимое на квартиру количество машино-мест по ее площади. К примеру, для квартиры площадью до 30 кв.м. полагается одно место, свыше 100 ­- два, а от 30 до 100 -­ 1,5.
  5. Не менее 10 процентов от предусмотренного количества мест должны отводиться автомобилистам с инвалидностью

Как далеко от жилых домов должны быть расположены стоянки автомобилей? Фото № 3

Если с количеством мест на парковке определились, то следующим шагом станет организация самой стоянки. Она должна располагаться на определенном расстоянии от дома, иных строений, мусорных баков.

Кроме того, должен быть обеспечен выезд (въезд) со стоянки, соблюдены требования к размерам самих мест для автомобилей. При возведении новостроек все эти параметры рассчитываются и учитываются застройщиками. Если парковка размещается по решению дома, то эти моменты должны учитывать они сами. Для этого нужно с ними ознакомиться. Само место для одной машины не должно быть менее 5 метров в длину и 2,3 метров в ширину.

Если владелец машины передвигается в инвалидном кресле, то ширина должна быть увеличена до 3,5 метров.

При организации парковок должны быть учтены требования к расстоянию от мест хранения машин до домов. Минимальное расстояние не может быть менее 10 метров. Далее это промежуток определяется исходя из количества мест для машин и наличия окон в зданиях:

  • парковка с местами от 10 до 50 должна располагаться на расстоянии 10 метров от зданий без окон и 15 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 50-100 машин ­на расстоянии 15 метров от зданий без окон и 25 метров от зданий с окнами;
  • стоянка для 100-­300 автомобилей ­на расстоянии 25 метров от зданий без окон и 35 метров от зданий с окнами;
  • стоянки с местами до 10 автомобилей должны располагаться от детских и учебных учреждений, площадок для игр, спорта и отдыха на расстоянии не меньше 25 метров;
  • парковки с большим количеством машин -­ на расстоянии не менее 50 метров.

Указанные расстояния призваны обеспечь комфорт для проживающих в доме лиц, а также элементарные требования пожарной безопасности. На территории возле домов не позволяется размещение открытых парковок более, чем на 50 автомобилей. Для большего количества машин нужно организовывать крытые стоянки или гаражные места. При обустройстве любых парковок не должны пострадать иные элементы благоустройства территории у дома.

Нюансы

Кем принимается решение об организации стоянок автомобилей? Фото № 4

При возведении расчетами и обустройством парковочных мест занимаются застройщики. В иных случаях этим вопросом могут заняться собственники квартир в МКД. Ведь прилегающая к дому земля относится к их общему имуществу. Поэтому решение об организации парковки у дома они должны приниматься на собрании.

При размещении во дворе стоянки для менее 100 машин никаких согласований с местными властями не требуется. Хотя на практике такое согласование не повредит. Если высота дома составляет более 28 метров, то требуется организация двух въездов на стоянку.

Оставьте заявку на бесплатный расчет

Как рассчитать размеры парковочного места

С помощью данной информации вы сможете рассчитать размеры парковки под нужное количество автомобилей. Нормативы, которые точно описывают размеры автомобиля и пространство по краям, минимально необходимое для открывания дверей и перемещения водителя и пассажиров на настоящий момент не существует. Поэтому информация, приводимая ниже, основана на нашем многолетнем опыте по организации парковочных мест в г. Самара и области.

На самом деле все очень просто: ширина и длина автомобилей, которые будут парковаться на данной площадке чаще всего известна. Это легковые машины жителей окрестных домов и учреждений. Их размеры можно получить с помощью рулетки, а можно набрать в интернете. Она в свободном доступе.

Размеры парковочного места

Узнать размеры автомобиля - это полдела. Кроме этого есть другие факторы, без которых грамотно рассчитать площадь парковки не получится. А организатору парковочных мест всегда хочется разместить на ней максимальное количество автомобилей. При этом все должно быть организовано так, чтобы было удобно въезжать-выезжать и вообще пользоваться ей. То есть она не должна отпугивать автомобилистов плотностью своей загрузки. Знаете, как бывает: подъезжаешь к стоянке и заезжать туда не хочется. Проще припарковаться на обочине где-нибудь, чем мучиться, сначала паркуясь, потом выезжая.
Кстати, можно углубиться в тему и определиться с аудиторией, которая будет пользоваться данной парковкой. Как пример можем привести магазины модной одежды или парфюмерные бутики, клиентами которых будут, в основном, женщины. Как они открывают двери, вероятно, рассказывать не нужно никому. Поэтому смело прибавляйте к ширине автомобиля по полметра с каждой стороны. Кроме распахнутых дверей дополнительной проблемой будет несоблюдение разметки, когда машина занимает собой 1,5-2 места.

Сколько же это в метрах?

Мы рекомендуем исходить из расчетов 2,5 х 4,5 м. Этого будет вполне достаточно для очень комфортного расположения автомобилей. Но ведь бывают парковки крайне ограниченные в размерах. Это подземные паркинги жилых домов, гостиниц, различных учреждений, расположенных в исторических кварталах. Приходится исходить из реалий и сокращать размеры. Благо, современные парктроники, которыми оборудованы все большее количество автомобилей, позволяют осуществлять парковку в очень ограниченных пространствах, соблюдая дистанцию до стен или других автомобилей, измеряющуюся буквально миллиметрами.
В разных странах размеры парковочных мест ограничены очень строго. Так, например, на Кипре ширина места для инвалидов должна быть не менее 3,3 м. А парковочное место для обычных граждан – 2,5 м. Длина же одинаковая в обоих случаях – 5 м. Кроме того, по периметру обязательно высаживаются деревья.
Но мы с вами в России, поэтому не будем уходить в дебри и вновь вернемся к размерам наших парковочных мест: оптимальные ширина х длину составляет 2,5 х 4,5 м.

Но, если вы очень ограничены существующими размерами площади паркинга, мы рекомендуем придерживаться следующих минимальных размеров:

Ширина парковочного места, мм 2000/2140/2300

Длина парковочного места, мм 4180

Вообще, меньше 2300 мм. ширины закладывать крайне не рекомендуется. Будет очень плотная парковка с затрудненны въездом-выездом, увеличенным количеством конфликтных ситуаций и, соответственно, аварий.

Отличным решением ограничения посторонних к парковочному месту является цепной барьер (цепной шлагбаум). Максимальная длина цепи достигает 15 м. Это значит, что на парковке, ограниченной такой цепью, может разместиться до 7 легковых автомобилей. Соответственно, стоимость установки такого цепного барьера можно разделить на всех участников (заинтересованных лиц).
Цепной барьер состоит из двух колонн, активной (в ней размещен электропривод, радиоприемник сигнала и блок управления), и пассивной, в которой расположен противовес и крепление цепи.