Cтраница 1
Казначейская система - система доведения государственных средств до непосредственных получателей (а также сбора средств государством) не через разные банки (в основном, частные), а через специальные государственные учреждения, называемые казначействами. Это позволяет усилить контроль за прохождением и правильным использованием таких средств.
При казначейской системе оно возлагается на специальные финансовые органы - казначейства, при банковской системе - на банки.
При казначейской системе исполнения бюджета для каждого бюджетополучателя в казначействе открывается лицевой счет, в котором указывается постатейный объем ассигнований на год, квартал и лимит финансирования на месяц, а также учитывается фактически произведенная оплата расходов и остатки средств.
В целом казначейская система требует серьезного реформирования, она должна иметь самостоятельность, как это принято за рубежом, в целях укрепления финансовой дисциплины и разграничения процессов составления, утверждения и исполнения бюджета, которые в настоящее время сконцентрированы в Министерстве финансов Российской Федерации.
Что означает казначейская система исполнения бюджета.
В условиях казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.
Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.
В Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджетов, при которой регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на федеральное казначейство.
В этом состоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции порасчетно-денежнът документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют назначение платежа, а органы Федерального казначейства - в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контролем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК платежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов. Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными учреждениями наличных денежных средств, выдачей которых казначейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учреждения, которое получает денежную наличность в банке с лицевого счета органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа Федерального казначейства отражаются в выписке, которую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь, органы казначейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверждающих факт списания и зачисления средств по их счету. По описанной схеме осуществляется исполнение расходной части федерального бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте 1999 года. Органы Федерального казначейства представляют в вышестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки. Неотъемлемой частью работы органов казначейства является контрольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвергаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средствами федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списания, перечисления и зачисления платежей.
Безусловно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополуча-теля экономически целесообразен. Эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части: маневрирования государственными финансовыми ресурсами; получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению; контроля над финансовыми операциями учреждений. Правила финансирования учреждений, состоящих на федеральном бюджете, предусматривают только казначейские схемы финансовых потоков. Что касается региональных и местных бюджетов, то в систему бюджетного процесса вписались лишь отдельные элементы казначейского финансирования. Например, уже сейчас в ряде территорий устанавливаются лимиты финансирования, и по принятым бюджетным заявкам казначейство напрямую перечисляет бюджетные средства на банковские счета бюджетополучателей, минуя промежуточное звено - главного распорядителя бюджетных средств, и решая при этом две задачи: сокращение сроков прохождения средств и усиление контроля за целенаправленным финансированием расходов.
В целях полного перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней в Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126 - ФЗ О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, а затем и в Бюджетном кодексе РФ закреплено право представительного органа местного самоуправления создавать муниципальное казначейство за счет средств местного бюджета, что позволит более эффективно управлять средствами местной казны и обслуживанием местного бюджета.
Какие задачи решаются государством при казначейской системе финансирования.
В настоящее время продолжается переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Эта система предполагает сосредоточение бюджетных средств на счетах казначейства, размещенных, как правило, в Центральном банке РФ.
По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г., призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.
Вместе с тем необходимо отметить, что казначейская система, существовавшая в России до 1917 г. вплоть до проведения кассовой реформы 1925 - 1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде. В тот период государственное казначейство, являясь банковским учреждением, выполняло не только функции управления доходами и расходами бюджета, но и осуществляло прием, хранение и выдачу сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению, т.е. осуществляло операции по кассовому исполнению бюджета.
Федеральное агентство образования РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Кемеровский институт (филиал)
Кафедра финансов и кредита
по дисциплине
на тему
«КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА»
Введение
1. Казначейская система исполнения федерального бюджета
1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета
1.2 Структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета
2. Полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов
3. Передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства
4. Порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета
Заключение
Список используемой литературы
Введение
По мере перехода Российской экономики к рыночным отношениям все большее значение приобретает рациональное управление государственными финансами.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы помогли принять практически безальтернативное решение об организации в Минфине РФ системы органов федерального казначейства, и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого и основного этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.
Основным предназначением казначейства является содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами и предоставление информации Правительству РФ о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, для оценки работы органов государственного управления и прогноза экономических последствий бюджетной политики. Помимо этого, на всех этапах процесса расходования средств казначейство осуществляет контроль за использованием бюджетов всех уровней.
Актуальность темы обусловлена тем, что реализуемый казначейский контроль, предшествующий кассовому расходованию средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, а так же позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения.
Объектом исследования является казначейская система РФ, предметом – становление казначейской системы РФ.
Целью данной работы является исследование казначейского исполнения Федерального бюджета по доходам и расходам, а так же обзор счетов Федерального казначейства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть роль казначейства в исполнении бюджета.
Проанализировать структуру казначейской системы.
Рассмотреть полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.
В первой главе курсовой работы рассмотрены: роль казначейства в исполнении бюджета, структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.
В третьей главе рассмотрены передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства.
В четвертой главе определен порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
1. Казначейская система исполнения федерального бюджета
1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета
Одним из главных последствий начавшихся рыночных реформ для финансовой системы государства стала необходимость воссоздания государственного казначейства как важного подразделения Министерства финансов. Проблема казначейства - это проблема сохранности бюджетных денег, как на стадии доходов, так и на стадии расходов.
Деятельность казначейства связана с осуществлением двух важных принципов, выработанных финансовой наукой во второй половине XIX в., когда во всех крупных странах произошел переход в части государственных финансов к принципу единого фонда денежных ресурсов. Министерство финансов было признано единственным ведомством, уполномоченным государством формировать фонд общегосударственных ресурсов. Это и означало появление бюджета в его нынешнем виде. Единый фонд означал, что общие доходы могут идти на любые расходы. Финансовые возможности государства вследствие этого резко возросли, но принцип единого фонда потребовал введения единой кассы. Государственные бюджетные деньги можно было получить только в одном месте - в государственном казначействе.
При централизованном планировании потребности в казначействе не было, поскольку единственный и к тому же Государственный банк был монополистом в осуществлении денежных безналичных расчетов. Госбанк СССР фактически играл роль казначейства, обеспечивая кассовое исполнение бюджета.
В 1992–1993гг. были приняты решения о воссоздании системы казначейства в рамках Министерства финансов РФ. Казначейство было учреждено как федеральное, но предусматривалось создание его отделений во всех субъектах Федерации. Смысл создания казначейства в том, что все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета, которыми распоряжается казначейство в соответствии с утвержденными правилами и показателями. Тем самым обеспечивается принцип единого фонда и единства кассы для бюджетных денег.
Обращаясь к истории, заметим, что казначейства России прошлого века осуществляли прием, хранение, выдачу бюджетных средств и даже эмиссию казначейских билетов . Эти определения во многом совпадают с относительно главной задачей – осуществление кассового исполнения бюджета.
Воссоздание казначейской системы исполнения бюджета в условиях России означает, что средства бюджета будут поступать непосредственным получателям этих денег от подразделений казначейства, минуя посредников. Но, при рассмотрения понятия «исполнение бюджета», следует различать узкую и широкую трактовку. Современные авторы отечественной учебной литературы по-разному трактуют данное понятие. Б.Ф. Ицкович под основным содержанием исполнения бюджета понимает осуществление контроля за движением финансовых потоков, за выполнением финансируемыми из бюджета организациями установленных для них плановых норм и заданий . Данное определение представляется неточным, поскольку исполнение бюджета не ограничивается рамками контроля. В.И. Ткачук считает: «В узком смысле слова исполнение бюджета состоит в обеспечении поступлений, расходования и учета движения бюджетных ресурсов» . Данное определение соответствует понятию «кассовое исполнение бюджета». М.В.Романовский приводит следующее определение: «Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов» . М.Л.Седова считает исполнение бюджета центральной стадией бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления в форме бюджетного фонда . В финансово-кредитный словарь содержит следующую трактовку: «Исполнение бюджета - стадия бюджетного процесса, на которой осуществляются мобилизация запланированных по бюджету доходов и бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных планами экономического и социального развития» .
Казначейская система исполнения бюджета имеет принципиальное отличие от используемой ранее банковской системы исполнения .
При банковской системе исполнения федерального бюджета по доходам , средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. Приэтом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.
При казначейской системе исполнения бюджета происходит, концентрация двух потоков денежных средств - доходного и расходного на одном счете. Такой порядок позволяет:
Значительно ускорить процесс финансирования за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;
Повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;
Снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.
При казначейской системе можно более оперативно контролировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.
Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:
Информация по исполнению бюджета становится актуальной, так как любые потоки информации регистрируются казначейством;
Резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;
Обеспечивается сохранность средств;
Обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюджета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;
Повышается эффективность управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.
В России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих банков на счета Казначейства в Центральном банке. В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета.
Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.
Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.
Функционирование системы органов казначейства в условиях использования ЕКС является качественно новой информационной технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются следующие моменты:
Централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;
Централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом УФК, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;
Ежедневное отражение в Главной книге казначейства (синтетический регистр систематического учета, в котором ведутся все синтетические счета учреждения) операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.
Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функционирования ЕКС построен по следующей схеме .
Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, как подлежащие перечислению в федеральный бюджет напрямую, так и регулирующие налоги, на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.
Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов. После этого перечисляет их по электронным каналам связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый в учреждении Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.
Ежедневно УФК передают ОФК информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших доходах и сборах.
Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов на территории субъектов Федерации, осуществляется управлениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь оперативную информацию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.
Средства на проведение расходов федерального бюджета перечисляются Главным управлением Федерального казначейства в пределах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета.
Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждениям Банка России, которые зачисляются на счет УФК в начале следующего операционного дня учреждения Банка России.
Финансирование бюджетных учреждений проводится распорядителями бюджетных средств через органы казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им средств в соответствии с бюджетной росписью.
УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня в пределах имеющихся средств на лицевом счете. Весь неиспользованный остаток в конце операционного дня перечисляется на ЕКС.
Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством РФ расходы, ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «обнуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.
На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неис-пользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно Федеральное казаначейство перечисляет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета и нарастающим итогом с начала года осуществляется в Главной книге казначейства.
Контрольные вопросы
1. Укажите основные функции и задачи органов федерального казначейства в сфере исполнения бюджетов.
2. Укажите, из каких звеньев состоит система органов казначейства в РФ.
3. Назовите основные отличия казначейской системы от используемой ранее банковской системы исполнения бюджетов.
4. Дайте определение единому казначейскому счету (ЕКС). Каково его назначение?
5. Дайте определение главной книги казначейства. Каково ее назначение?
6. Охарактеризуйте процедуру исполнения бюджета органами казначейства.
Похожая информация.
Объективная необходимость учета, подконтрольности и управляемости финансовыми ресурсами страны в соответствии с кодами бюджетной классификации привела к организации казначейской системы исполнения бюджета (Указ Президента РФ «О федеральном казначействе» от 08.12.1992г., №1556).
Органы федерального казначейства – это единая централизованная система, созданная по территориальному принципу и входящая в Правительство РФ.
1. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
Производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом, законом о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
Осуществляет возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства;
Открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ;
Направляет в учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций по счетам, открытым бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства РФ;
Осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях;
Осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
Устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
Осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
Ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
Доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
Осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
Доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ информацию и отчет о кассовом исполнении федерального бюджета;
Составляет на основании бюджетной отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета и представляет ее в Министерство финансов РФ;
Составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
Осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе;
В порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (местными администрациями муниципальных образований).
Структура органов ФК включает три уровня:
1. Главное управление ФК (ГУФК), возглавляемое начальником в ранге замминистра финансов. К функциям ГУФК относятся:
Сводный систематический и полный стандартизированный учет операций по движению средств на счетах казначейства;
Управление движением средств на счетах казначейства;
Информирование вышестоящих законодательных и исполнительных органов власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам;
Руководство территориальными органами ФК.
2. Управления ФК по субъектам федерации (УФК ) - обеспечивает через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений по доходной и расходной части бюджета.
3. Отделения ФК по городам и районам (ОФК ), в функции которых входит:
Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета на территории и целевое финансирование расходов по бюджетополучателям;
Учет операций на счетах денежных средств на счетах казначейства в банке и на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в казначействе;
Предоставление информации вышестоящим органам казначейства.
Исполнение бюджета органами ФК осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете на конкретный финансовый год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса:
Исполнение бюджета по доходам,
Исполнение бюджета по расходам.
На органы казначейства возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. По существу, они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
а) перечисление и зачисление бюджетных доходов на единый счет федерального бюджета;
б) возврат излишне уплаченных сумм доходов;
в) учет доходов федерального бюджета и составление отчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Отделения ФК осуществляют следующие виды операций по исполнению доходной части бюджета:
1) осуществляют учет сумм, поступивших по каждому платежному документу, в соответствии с кодами бюджетной классификации;
2) предоставляют в УФК ежедневный отчет о суммах поступивших доходов;
3) осуществляет перечисление сумм, предназначенных в бюджеты различных уровней. ОФК готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств является казначейство, а получателем финансовый орган от лица исполняемого бюджета;
4) ОФК ежедневно передают в территориальный налоговый орган сводный реестр и копии платежных документов по поступившим налогам и платежам.
По доходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главными администраторами и администраторами бюджетных доходов.
Администратор доходов бюджета - орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ;
Главный администратор доходов бюджета - определенный законом о бюджете орган государственной власти, орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
Исполнение бюджета по расходам также осуществляется на основании закона о соответствующем бюджете и полностью зависит от объема бюджетных доходов. Если доходы собираются в запланированном бюджетом объеме, то расходы будут осуществлять в утвержденных бюджетом суммах. Если доходная часть ниже, утвержденной в бюджете, необходимо принимать решение о секвестре.
Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа «единства кассы» . Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета .
По расходам бюджет исполняется специальными субъектами - участниками бюджетных правоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств .
Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
После принятия соответствующих решений Минфином ГУФК осуществляет роспись бюджета по главным распорядителям.
Получив информацию от главных распорядителей, ГУФК формирует реестры лимитов финансирования по распорядителям и направляет их в УФК по соответствующей территории.
УФК ведут списки распорядителей на своей территории и информируют их о поступившем финансировании. Распорядители предоставляют в УФК распределение лимитов финансирования по подведомственным учреждениям (бюджетополучателям). УФК формируют реестры лимитов финансирования по бюджетополучателям и направляют их для исполнения в ОФК.
Полученный ОФК реестр еще не означает факта финансирования. Лимиты, указанные в реестрах, необходимо обеспечить денежными средствами. Достигается это двумя путями:
1) за счет доходов на территории,
2) с единого счета ГУФК.
Если доходов на территории недостаточно, то ГУФК платежным поручением перечисляет на лицевой счет УФК необходимую сумму финансирования. УФК направляет в ОФК реестры с одновременным перечислением средств на лицевой счет ОФК в РКЦ.
Все расходы бюджета по каждому бюджетополучателю имеет строго целевое назначение, определенное кодами бюджетной классификации: глава, раздел, подраздел, целевая статья и вид расходов. Исходя из этого, каждому бюджетополучателю может быть открыто несколько лицевых счетов. Бюджетополучателю принадлежит:
Право осуществлять расходование бюджетных средств (процедура финансирования),
Ответственность за эффективное и целевое их использование.
Работа по исполнению бюджетов всех уровней, т. е. бюджетный (финансовый) год, завершается в Российской Федерации 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно, Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Контрольные вопросы
1. Раскройте социально-экономическую сущность федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета.
2. В чем состоит функциональное назначение консолидированного бюджета страны (региона)?
3. В чем выражается самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ?
4. Бюджетная классификация и ее назначение. Виды бюджетной классификации.
5. Что представляет собой классификация доходов бюджетов РФ.
6. Какие доходы относятся к неналоговым доходам?
7. С какой целью создается в структуре расходов госбюджета резервный фонд исполнительной власти?
8. Из каких источников формируются нефтегазовые доходы?
9. Для чего используются нефтегазовые доходы?
10. В какой форме осуществляется расходование бюджетных средств?
11. Причины бюджетного дефицита.
12. Какие ограничения, регулирующие бюджетный дефицит, вводит Бюджетный кодекс РФ?
13. Назовите и проанализируйте существующие в экономической литературе точки зрения на влияние бюджетного дефицита на развитие экономики.
14. Источники финансирования бюджетного дефицита.
15. Основное назначение и структура органов федерального казначейства.
16. Каким образом ОФК осуществляют исполнение бюджета по доходам?
17. Назовите функции администраторов и главных администраторов доходов бюджетов?
18. Каковы функции главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств?
19. Каким образом органы федерального казначейства осуществляют исполнение бюджета по расходам?
20. В каких случая принимается решение о секвестрировании бюджета?
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). Таким образом, централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.
Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена - бюджетной системы. В настоящее время бюджетная система России динамично развивается, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральным, территориальными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. Исполнение бюджета - важнейший этап бюджетного процесса, на котором осуществляются действия по мобилизации и использованию бюджетных ассигнований. Эффективное использование средств бюджетов бюджетной системы РФ определяет возможность реализации приоритетных направлений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта России, а также муниципального образования.
В процессе проведения экономических реформ, в результате коренной ломки прежних механизмов управления экономикой, федеральный бюджет стал исполняться неудовлетворительно. Массовый характер приобрели случаи несвоевременного зачисления средств налогоплательщиков в доход федерального бюджета и средств федерального бюджета на счета получателей, а также случаи нецелевого использования этих средств.
Сегодня становление ФК является одной из приоритетных задач в области бюджета и финансов в рамках программы Правительства РФ по развитию реформ и стабилизации российской экономики. На создание казначейства возлагаются большие надежды по упорядочению денежных потоков между бюджетами, обеспечение своевременности и правильности зачисления платежей в бюджеты различных уровней, контролю за государственными средствами, а также более гибкому маневрированию государственными ресурсами.
В результате кардинальных изменений, произошедших в бюджетном процессе РФ в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности финансовых ресурсов, их централизации у одного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного обеспечивать упорядоченный поток ресурсов из федерального бюджета и оперативно представлять информацию о состоянии финансов для принятия оптимальных управленческих решений как на местном и региональном уровнях, так и на общегосударственном.
Выпускная квалификационная работы состоит из двух глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи. В первой главе приведены исторические факты по развитию органов Федерального казначейства, приводится характеристика казначейской системы исполнения бюджетов. Во второй главе проводится анализ исполнения федерального бюджета по расходам и кассового обслуживания исполнения местного бюджета на примере отделения, освещены основные проблемы органов ФК по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ и пути их решения.
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея - должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.
В России упоминание о казначеях встречается в 15 веке. По мере развития экономических отношений совершенствовалась и система приказных учреждений. На территории губерний были организованы так называемые казенные палаты - губернский орган, учрежденный 07.11.1775 г. императорским Указом Екатерины II «Учреждение для управления губернией всероссийской империи». В ведение казенной палаты отошло все казенное имущество: денежная казна, гербовая бумага, печатные паспорта, наличные вино и соль казенных магазинов, таможни и заставы.
Законы и указы казенная палата получала только от Императора и Сената. В Сенат же она посылала всевозможные рапорты и донесения. В подчинении казенной палаты находились и губернские казначеи. Уездный казначей, по указу Екатерины II, «… не имеет власти сам собирать и распоряжаться казенными доходами, но он есть хранитель тех денег, кои в казну приносятся, и ведет порядочные, приходные и расходные книги…». В 1780 г. были созданы два главных казначейства - в Москве и в Санкт-Петербурге, в которые поступали все доходы от государства. В 1821 г. Александром I в составе Министерства финансов был учрежден Департамент государственного казначейства. Во второй половине XIX века, в период великих реформ 60-70 годов, узакониваются и проводятся в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. Государственная роспись доходов и расходов объявляется открытой и подлежит опубликованию. Происходит централизация государственного хозяйства. Вводится единство кассы. Такие экономические перемены требовали реорганизации казначейской службы и увеличения штатов казначейств различных уровней. Это привело к упрочению места казначейства в финансовой системе государства, которое в полном объеме стало вести бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам. Департамент государственного казначейства просуществовал до 01.11.1918 г., когда и был упразднен по декрету СНК РСФСР и слит с Народным банком РСФСР.
С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем - Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.
Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. Был ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах не только устранились от контроля за использованием бюджетных средств, но и были заинтересованы в отсутствии такого контроля. Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств бюджетов различных уровней, отсутствие детального учета этих средств привели к ослаблению бюджетной дисциплины.
В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов ФК, включающей 89 управлений и 2254 отделения ФК. В 2002 году практически был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений на обслуживание через органы ФК. Операции по внебюджетным средствам федеральных учреждений также были взяты под контроль органов ФК. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений были открыты в органах ФК.
Новым этапом в развитии системы органов ФК стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года ФК было выделено из состава Министерства финансов РФ и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов РФ.
В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета.
Казначейский метод имеет ряд преимуществ, поэтому в мире он очень широко распространен. Среди развитых стран, в которых он нашел свое применение, в первую очередь можно назвать США и Германию. Однако, в мировой практике существует и неказначейское (банковское) исполнение бюджета, при котором управление бюджетными средствами возлагается не исполнительную власть, а банковскую систему. Такой метод вплоть до недавнего времени применялся и в России. Качество управления финансами при неказначейской системе зависит от того, насколько эффективно работает банковская система страны, а также насколько полно и четко сформулированы условия договора на обслуживание бюджетных счетов. При определенных условиях этот метод может работать, однако в период российских экономических реформ он оказался неэффективен. Основные усилия Центрального банка были направлены на денежно-кредитное регулирование, поддержку курса рубля, а вопросы исполнения бюджета отошли на второй план. Поэтому последующее реформирование бюджетной сферы было связано с поэтапным переходом от банковского к казначейскому исполнению бюджета.
Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-х годов. Основными документами, заложившими правовые основы данной системы, стали Указ Президента от 8 декабря 1992 г. и Постановление Правительства от 27 августа 1993 г.
К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся:
· организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
· регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
· краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;
· управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долга РФ;
· разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проекта бюджетной классификации, учет государственной казны РФ.
Главой 24 Бюджетного кодекса РФ устанавливаются принципы и процедура исполнения бюджетов в РФ. В исполнении бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
При казначейской системе уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможность усиления контроля за их целевым использованием. Органы казначейства беспристрастны в силу того, что осуществляют деятельность не в собственных интересах, а от имени и по поручению бюджетных учреждений. Таким образом, казначейская система исполнения бюджетов - одно из средств реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 Бюджетного кодекса РФ.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, осуществляется ФК. При этом кассовое обслуживание органами ФК исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями и на безвозмездной основе.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
· принятие бюджетных обязательств;
· подтверждение денежных обязательств;
· санкционирование оплаты денежных обязательств;
· подтверждение исполнения денежных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.
Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса. Санкционирование оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляется в порядке, установленном финансовым органом.
Исполнение бюджета начинается с формирования и утверждения сводной бюджетной росписи. Сводная бюджетная роспись составляется Министерством финансов РФ и утверждается Министром финансов РФ по всем главным распорядителям. Сводная роспись федерального бюджета передается на исполнение ФК. Затем главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетную роспись. Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией.
Показатели бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях через органы ФК доводятся до всех главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств на период действия утвержденного бюджета. После получения уведомления об объемах бюджетных ассигнований и лимитах бюджетных обязательств, выделенных на текущий финансовый год, получатели бюджетных средств принимают бюджетные обязательства, которые могут быть составлены в виде договоров на поставку продукции, о выполнении работ, об оказании услуг. Погашение бюджетных обязательств осуществляется путем представления ФК платежных документов и иных документов, необходимых для совершения платежа (счет-фактура, накладная, акт, договор и т.п.).
Органы ФК проверяют правильность оформления документов и их соответствие установленным законом требованиям (правильное заполнение платежного поручения, соответствие направления платежа бюджетным ассигнованиям и т.п.). И если все нормы соблюдены, то органы ФК подтверждают исполнение денежных обязательств путем проставления разрешительной надписи. В бюджетном учете получатель бюджетных средств уменьшает полученные лимиты бюджетных обязательств на сумму принятых бюджетных обязательств. Сумма денежных средств на осуществление платежа списывается органами ФК с единого счета бюджета в пользу физического или юридического лица - лица, оказавшего услугу, выполнившего работу, поставившего продукцию.
При кассовом обслуживании исполнения бюджетов органами ФК учет операций со средствами бюджетов осуществляется на лицевых счетах, которые открываются главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств.
Таким образом, переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, как известно, принес несомненную пользу. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех доходов бюджетов бюджетной системы на единый бюджетный счет и осуществление через него всех предусмотренных расходов. Бюджеты бюджетной системы исполняются на основе принципе единства кассы. Следовательно, это обеспечивает повышение эффективности использования бюджетных средств, усиление контроля за их прохождением.
Исполнение бюджета и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялись казначейскими учреждениями. Казначейская модель характерна тем, что государство создает свой аппарат, собственный инструмент, который контролирует деньги в повседневном режиме, активно управляет средствами, конкретными кассовыми ресурсами и исполняет функции по выполнению текущего и предварительного контроля за совершением операций в рамках исполнения бюджета.
Система органов ФК представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику. Структура органов ФК представлена на рис 1.
Рис 1. Структура органов Федерального казначейства РФ
Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти (федеральную службу), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Возглавляет казначейство руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
Территориальные органы ФК созданы на основании схемы размещения, утвержденной приказом Минфина России. В приказе ФК об образовании территориальных органов ФК определяются полное и сокращенное наименования управлений ФК по субъекту РФ.
Круг полномочий ФК обширен. Так, ФК в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ осуществляет следующие бюджетные полномочия:
· производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;
· перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;
· открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы РФ и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством РФ, устанавливает режим этих счетов;
· направляет в учреждения Центрального банка РФ и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте РФ по счетам, открытым бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка РФ и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства РФ;
· осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах ФК;
· осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;
· устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с Бюджетным Кодексом;
· осуществляет открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований);
· ведет сводный реестр главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета;
· доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
· осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета;
· доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета представленные Министерством финансов РФ бюджетные ассигнования;
· доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;
· доводит до администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета распределенные главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета бюджетные ассигнования;
· ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ информацию и отчет о кассовом исполнении федерального;
· получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета материалы, необходимые для составления бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета;
· составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных органами управления государственных внебюджетных фондов РФ, финансовыми органами субъектов РФ;
· обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
· осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в ФК;
· осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Таким образом, органы ФК являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
В настоящее время Бюджетный кодекс РФ определяет ФК одним из участников бюджетного процесса. Согласно Бюджетного кодекса ФК осуществляет распределение доходов, поступающих в бюджетную систему страны, производит перечисление денежных средств их получателям, координирует всю деятельность по осуществлению бюджетного процесса, касающуюся операций с бюджетными средствами.
Важнейшую роль в организации работы и контроля за функционированием бюджетной системы играет Федеральное казначейство РФ. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а также внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на определенный период государственных расходов. Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Кузьмина С. Казначейство России: вклад на перспективу. Масштабные проекты обучения специалистов Казначейства России // Бюджет. - 2008. - № 11. - С. 14.
В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство, в первую очередь, исходит из принципа единства кассы. С созданием казначейской системы все платежи из федерального бюджета или централизованных государственных финансовых ресурсов должны осуществляться с единого (главного) счета ФК, и тем самым быть ему полностью подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, то есть не иметь переходящих остатков. По существу, это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполнявших работы или оказывающих услуги для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.
Бюджетная система РФ чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, выраженной в оптимизации «бюджетной вертикали».
12.О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов российской федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н // КонсультантПлюс.
Рис 1. Структура исполнения федерального бюджета по расходам в 2010 году по городскому округу
Приложение Б
Рис 2. Структура исполнения федерального бюджета по расходам в 2009 году по городскому округу
Приложение В
Рис 3. Структура исполнения федерального бюджета по расходам в 2008 году по городскому округу
Размещено на Allbest.ru
Формирование и функционирование Федерального казначейства Российской Федерации. Роль казначейства в исполнении бюджета. Структура, основные полномочия и функции органов Федерального казначейства РФ. Основное отличие казначейской системы от банковской.
контрольная работа , добавлен 18.09.2014
История развития казначейской системы России. Структура, задачи и функции Федерального казначейства, особенности функционирования и роль в реформировании системы бюджетных платежей. Организации расчетов в казначейской и банковской платежных системах.
курсовая работа , добавлен 21.10.2014
Современная казначейская система исполнения бюджета РФ: предпосылки появления и результаты ее возрождения. Задачи и направления деятельности органов Казначейства РФ. Реформирование бюджетного процесса в рамках совершенствования казначейской системы РФ.
курсовая работа , добавлен 09.12.2016
Роль казначейства в исполнении бюджета. Структура, основные функции казначейской системы. Порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
курсовая работа , добавлен 23.12.2010
Этапы становления деятельности, основные функции и полномочия Федерального казначейства. Перспективы, проблемы и пути совершенствования казначейской системы Российской Федерации. Роль и значение Федерального казначейства в процессе исполнения бюджета.
курсовая работа , добавлен 24.12.2011
Правовое регулирование, задачи, функции и роль Федерального казначейства в бюджетном процессе. Основные направления контрольной деятельности его органов. Сущность и принципы казначейского исполнения бюджета. Анализ автоматизированной системы казначейства.
курсовая работа , добавлен 15.12.2013
Возникновение и становление бюджетной и казначейской системы. Анализ состава и сменяемости кадров территориальных органов Комитета казначейства по состоянию на 1 января 2003 года. Четкие задачи реформ казначейства Казахстана и стратегия их реализации.
курсовая работа , добавлен 25.12.2008
Влияние функций федеральной казначейской системы на бюджетный процесс. Взаимодействие Федерального казначейства с участниками бюджетного процесса. Финансирование расходов федерального бюджета органами Федерального казначейства. Правила учета обязательств.
курсовая работа , добавлен 16.12.2013
Полномочия органов федерального казначейства. Основная причина создания Федерального казначейства в РФ. Нормативы распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ. Платежное поручение на перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет.
контрольная работа , добавлен 24.02.2010
Сущность казначейского исполнения бюджетов. Органы казначейства в системе бюджетно-правовых отношений. Казначейская система исполнения местного бюджета на примере района Алтайского края. Проблемы совершенствования казначейской системы, пути их решения.