Изменение в инструкцию 153 и. Основные нормативные акты по банковскому делу. которые банковские специалисты часто употребляют в своей речи

Компания Райффайзен всегда стремилась к лидирующим позициям на рынке, а потому она делает все возможное, чтобы сделать жизнь клиентов комфортнее и проще. Чтобы сотрудничество с Райффайзен банк становилось эффективнее, руководством было решено вести активную работу с другими банками страны по расширению общих возможностей. Список партнеров Райффайзен банка постоянно пополняется.

Преимущества партнерской сети Райффайзенбанка для клиентов

  1. Увеличение числа доступных для обслуживания карт Райффайзенбанка терминалов (более 16 тысяч банкоматов и терминалов банков партнеров доступных для клиентов Райффайзен на территории всей страны и ближнего зарубежья);
  2. Снятие без комиссии через банки партнеры Райффайзен;
  3. Более выгодные условия для осуществления межбанковых процедур, вплоть до полной отмены комиссий за переводы и пополнения.

Но самое большое достоинство, которыми обладают партнеры Райффайзен банка, — предоставление услуг банка в городах, где пока отсутствуют отделения и терминалы Райффайзенбанка. Если ранее клиентам приходилось снимать деньги с карты райффайзен в банкоматах других банков с большой комиссией, то теперь они могут осуществлять внесение наличных через банки партнеры Райффайзен банка без комиссии и лишних переплат. Кроме того, становятся доступны разделы по оплате платежей, мобильной связи, услуг интернета и т.д.

Не только снятие и внесение денежных средств без комиссии партнеры Райффайзен банка предлагают клиентам, но и позволяют им получать скидки в их банках и организациях. Именно поэтому партнерство банков остается выгодным для всех.

Однако всегда обращайте внимание на то, что партнеры Райффайзен банка постоянно увеличиваются, но все же еще существует небольшое число банков не являющихся партнеров компании. А поэтому оплата мобильной связи, снятие и внесение наличности через их банкомат будет проходить с большой комиссией.

С кем сотрудничает Райффайзен банк

Для того чтобы предложить клиенту наилучшие условия по снятию, внесению и переводам денежных средств, партнеры Райффайзен банка объединились в особую сеть, которая позволяет улучшить условия обслуживания за счет снятия или уменьшения комиссии за снятие, переводы денежных средств, возможность произвести любые денежные операции в ближайшем банкомате.

Одно из основных удобств для клиента, которые предлагают партнеры Райффайзен банка, — внесение и снятие наличных без комиссии через банкоматы их сети.

Поэтому основными партнерами Райффайзенбанка становятся банки, имеющие собственную сеть банкоматов и терминалов.

Основные партнеры Райффайзен банка

Итак, пользоваться бонусами от партнерской программы и снимать наличные без комиссии с карты Райффайзен можно со следующими организациями:

  1. Энерготрансбанк (максимальная сумма снятия денежных средств (далее –макс.) – 150 тысяч рублей);
  2. Росбанк (макс – 150 тыс. руб.);
  3. УралСиб (макс – 150 тыс. руб.);
  4. Московский кредитный банк (макс – 150 тыс. руб.);
  5. Газпромбанк (макс – 150 тыс. руб.);
  6. МДМ-банк (макс – 150 тыс. руб.);
  7. Россельхоз Банк (макс — 200 тыс. руб.);
  8. ТатФондБанк (макс – 9 тыс. руб.);
  9. Бинбанк (макс – 150 тыс. руб.);
  10. Яндекс.Деньги – снятие только через терминалы Райффайзенбанк по пластиковой или виртуальной карте Яндекса — за разовое снятие можно снять от 500 до 5000 рублей, за сутки - до 30 000 рублей, за месяц - до 150 000. Обратите внимание, что сумма снятие должна быть кратной 500 руб.
  11. И Юникредит (макс – 30 тыс. руб.).

Это основные партнеры Райффайзен банка, однако руководство банка продолжает работу по поиску новых партнеров, удобных для клиентов.

Ассоциация российских банков обратилась в Банк России с вопросами, связанными с толкованием норм Инструкции ЦБ РФ от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее – Инструкция № 153-И).

Предлагаем ознакомиться с текстом письма АРБ № А-02/5-603 от 02.10.2014

Директору
Юридического департамента
Центрального банка
Российской Федерации
Гузнову А.Г.

Исх. № А-02/5-603 от 02.10.2014

Уважаемый Алексей Геннадьевич!

Обобщение обращений кредитных организаций – членов АРБ с вопросами, связанными с толкованием норм Инструкции ЦБ РФ от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее – Инструкция № 153-И), показало существование проблем системного толкования указанной инструкции и иных нормативных правовых актов.

1. В соответствии с пунктом 7.5 Инструкции № 153-И право подписи может принадлежать только сотрудникам (работникам) клиента – юридического лица, за исключением случаев, установленных абзацами девятым – одиннадцатым этого же пункта Инструкции № 153-И.

В связи с нормой пункта 7.5 Инструкции № 153-И возник вопрос о правомерности указанного ограничения права клиента – юридического лица на свободный выбор представителя, которое не согласуется с нормами главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о представительстве и доверенности.

По общему правилу представителем доверителя – юридического лица может быть любое праводееспособное лицо, если это прямо не запрещено федеральными законами. Такой вывод основан на правиле пункта 1 статьи 1 ГК РФ о том, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Инструкцией № 153-И, являющейся подзаконным актом, не могут быть установлены ограничения прав клиента банка. В связи с изложенным просим уточнить позицию Банка России относительно ограничения лиц, которым может быть предоставлено право подписи расчетных и кассовых документов.

2. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системы» (далее – Закон № 161-ФЗ) счет гарантийного фонда платежный системы может быть открыт оператору платежной системы, центральному платежному клиринговому контрагенту или участнику платежной системы.

В случаях, указанных в Законе № 161-ФЗ, расчетные операции должны осуществляться с согласия оператора платежной системы или центрального платежного клирингового контрагента.

В этой связи просим пояснить, имеются ли правовые особенности оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати в этом случае? Допустимо ли согласие оператора платежной системы или центрального платежного клирингового контрагента в форме дополнительной подписи на расчетном документе?

3. Из раздела 1 Инструкции № 153-И следует, что работу по открытию банковских счетов выполняют должностные лица банка, а также «иные лица, не являющиеся сотрудниками банка». Однако должностные лица банка вправе выполнять все действия по открытию банковских счетов (взаимодействовать с клиентом, производить идентификацию, удостоверять копии документов, оформлять банковскую карточку), а иные лица, не являющиеся сотрудниками банка – только удостоверять копии документов. Однако удостоверение копий документов, необходимых для открытия банковского счета – техническое действие. Лица, не являющиеся сотрудниками банка, вправе заключить договор банковского счета на основании статьи 185 ГК РФ.

В связи с изложенным, остается неясным вопрос, вправе ли лица, не являющиеся сотрудниками банка, но имеющие доверенность банка на заключение договоров банковского счета от имени банка (например, сотрудник почты), осуществлять действия по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев?

4. В соответствии с пунктом 1.11.2 Инструкции № 153-И должностное лицо банка (иное уполномоченное банком лицо) вправе заверять копии документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия счета как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Также из пункта 10.6 Инструкции № 153-И следует, что в юридические дела клиентов могут помещаться как документы на бумажном носителе, так и в электронной форме.

К сожалению, Инструкция № 153-И не регулирует порядок изготовления электронных копий с подлинных документов клиента, представленных на бумажных носителях. Это может быть необходимо для формирования юридического дела клиента в электронной форме.

По нашему мнению, сотрудник банка должен произвести сканирование документа на бумажном носителе, а затем совершить удостоверительную надпись: «Копия верна». Затем должностное лицо банка должно проставить свою электронную подпись.

В связи с отсутствием в действующем законодательстве порядка изготовления электронных копий документов, представленных на бумажных носителях, просим Вас высказать позицию Юридического департамента Банка России по указанному вопросу.

С уважением,
Президент
Г.А. Тосунян

http://arb.ru/b2b/docs/pismo_arb_direktoru_yuridicheskogo_departamenta_tsentralnogo_banka_rossiyskoy_fe-9858614/

Юридический департамент Банка России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков по вопросам, связанными с толкованием норм Инструкции ЦБ РФ от 30 мая 2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

Предлагаем ознакомиться с текстом Письма Банка России от 11.12.2014 № 31-2-6/7019

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Юридический департамент

от 11.12.2014 № 31-2-6/7019

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Юридический департамент Банка России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 02.10.2014 № А-02/5-603 и сообщает следующее.

1. По нашему мнению, нормы гражданского законодательства о представительстве не препятствуют Банку России при регулировании порядка открытия банковских счетов устанавливать требования, содержащиеся в пункте 7.5 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее — Инструкция № 153-И).

2. Вопрос о порядке предоставления оператором платежной системы и центральным платежным клиринговым контрагентом согласия на совершение операций по счету гарантийного фонда платежной системы на основании распоряжения участника платежной системы не относится к предмету регулирования Инструкции № 153-И.

В карточке с образцами подписей и оттиска печати (далее — карточка) указывается лицо (лица), наделенное (наделенные) правом подписи (пункт 7.5 Инструкции № 153-И). Образцы подписей лиц, наделенных правом подписи, фиксируются в карточке для целей проверки соответствия подписей, проставленных на распоряжениях о переводе денежных средств, составленных на бумажном носителе, заявленным в карточке образцам.

Проставление в карточке подписей лиц, не наделенных правом подписи, Инструкцией № 153-И не предусмотрено.

Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе в соответствии с пунктом 2.3 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее — Положение № 383-П) осуществляется банком посредством проверки наличия и соответствия собственноручной подписи (собственноручных подписей) и оттиска печати (при наличии) образцам, заявленным банку в карточке.

В реквизите 44 «Подписи» платежного поручения на бумажном носителе в соответствии с Приложением 1 к Положению № 383-П проставляются подписи (подпись) уполномоченных лиц плательщика согласно заявленным банку образцам в карточке.

Способ, которым дается согласие оператора платежной системы или центрального платежного клирингового контрагента на совершение операций по счету гарантийного фонда платежной системы в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона «О национальной платежной системе», предусматривается договором банковского счета в соответствии с правилами платежной системы.

Отмечаем, что пунктом 2.8 Положения № 383-П установлено, что при поступлении распоряжения плательщика, требующего в соответствии с федеральным законом согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, банк плательщика осуществляет контроль наличия согласия третьего лица в порядке, установленном законодательством и договором. Согласие третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика может быть дано в электронном виде или на бумажном носителе способом, предусмотренным договором, в том числе посредством составления распоряжения, заявления третьего лица, подписания третьим лицом распоряжения плательщика или в распоряжении плательщика в месте, свободном от указания реквизитов.

3. В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции № 153-И проведение идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев являются условием, при котором на основании заключения договора счета соответствующего вида и представления всех документов и информации, определенных законодательством, открывается счет.

При этом непосредственно вопросы проведения идентификации нормами Инструкции № 153-И не урегулированы.

Вместе с тем отмечаем, что обязанность кредитной организации идентифицировать клиента до приема на обслуживание установлена статьей 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Представляется, что исполнение указанной публично-правовой обязанности не может быть передано третьему лицу в рамках гражданско-правовой сделки за исключением непосредственно предусмотренных законом случаев (в частности, пункт 1.5 статьи 7 Федерального закона).

4. В соответствии с подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Инструкции № 153-И порядок и случаи изготовления в электронном виде должностным лицом банка (иным уполномоченным банком лицом) и заверение аналогом его собственноручной подписи копий документов, представленных клиентом (его представителем) для открытия счета, устанавливаются банком в банковских правилах. При этом отмечаем недопустимость заверения «копий с копий» документов.

Е.М. Щелканов

http://arb.ru/b2b/docs/otvet_tsb_rf_na_pismo_arb_o_primenenii_instruktsii_banka_rossii_ot_30_05_2014_15-9878169/

Банковская деятельность на территории Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и большим количеством правовых актов, которые направлены на отдельные узкие банковские специальности и специфические операции. Основным законом в банковской сфере является ФЗ-395-1.

Общие положения 395-1 ФЗ

Перечень законодательных актов, являющихся основными в сфере регулирования банковской деятельности:

  • ФЗ-351-1 — О банках и банковской деятельности — является основополагающим законом в области регулирования работы банков. Он определяет базовые понятия и термины, классифицирует банковские организации и документы, определяет отношения между государством, банками и клиентами, а также устанавливает порядок регистрации кредитных учреждений и их деятельность.
  • — регулирует деятельность главной финансовой организации страны, а также её филиалов. Банк России устанавливает национальную валюту, следит за её стабильностью и контролирует работу всех кредитных организаций.
  • — устанавливает порядок осуществления денежных переводов и правила предоставления платёжных услуг на территории РФ.
  • И-153 — Инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов — предусматривает необходимые документы для создания банковского счёта, а также правила его использования.
  • И-139 — Инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков — устанавливает правила расчёта обязательных банковских нормативов.

Также необходимо обратить внимание на Конституцию РФ, а именно на статьи 71, 74, 75, 83, 103, 106, которые разрешают и ограничивают работу банков, а также статья 857 ГК РФ, которая определяет понятие банковской тайны и предусматривает правила её соблюдения.

Кроме вышеперечисленных законодательных актов, являющихся краеугольным камнем в банковской системе Российской Федерации, существует большое количество узконаправленных документов, которые регулируют отдельные виды деятельности банковских и кредитных учреждений. Все нормативные акты постоянно редактируются и совершенствуются с целью улучшения работы финансовой сферы государства.

ФЗ о судебной системе с актуальными изменениями на 2018 год. Ссылка

О последних нововведениях в ФЗ №116 читайте

Краткое содержание ФЗ-351-1 по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона: определяет основные термины, используемые в банковской сфере, устанавливает виды финансовых и кредитных организаций, а также предусматривает основные правила их функционирования;
  • Глава 2 регулирует порядок регистрации кредитных и банковских учреждений, правила получения соответствующей лицензии для осуществления деятельности и особенности ликвидации указанных организаций;
  • Глава 3 перечисляет требования для обеспечения стабильной работы банковской системы, а также для защиты прав и интересов вкладчиков;
  • Глава 4 устанавливает правила межбанковских отношений и порядок обслуживания клиентов;
  • Глава 5 предусматривает особенности открытия и функционирования филиалов кредитных организаций на территории иностранных государств;
  • Глава 6 определяет особенности осуществления банковских вкладов физическими лицами и правила их обязательного страхования;
  • Глава 7 устанавливает требования к ведению бухгалтерского учёта в банковских организациях и порядок надзора за деятельностью кредитных учреждений.

Закон о банковской деятельности вступил в силу 2 декабря 1990 года. С момента принятия он неоднократно дополнялся и редактировался. Последние изменения ФЗ-351-1 произошли 31 декабря 2017 года.

Какие были внесены изменения?

В ходе последнего изменения законодательства о банках Российской Федерации, которое было внесено 12 декабря 2017 года законом № 482-ФЗ, были дополнены следующие статьи:

  • В статью 8 , предусматривающую правила раскрытия банковской тайны, было внесено положение, которое даёт право Правительству РФ устанавливать особые случаи для кредитных организаций, когда предназначенная для раскрытия информация может не оглашаться или оглашаться частично;
  • Статья 30 , определяющая взаимоотношения банков и клиентов, была дополнена положением, которое предусматривает заключение электронных соглашений, подписанных цифровыми подписями. Электронные документы являются равносильными бумажным, а цифровые подписи будут использоваться для идентификации клиентов. Данная поправка вступит в силу 30.06.2018.

Статья 20 , предусматривающая основания для прекращения действия лицензии на осуществление банковской деятельности, состоит из следующих положений:

  • Центральный банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации в перечисленных далее случаях:
    • информация, на основании которой была выдана лицензия, является недостоверной;
    • банковские операции, предусмотренные лицензией, не производятся в течении года с момента её выдачи;
    • существенная недостоверность отчётных данных;
    • ежемесячная отчётность задерживается более 15 дней;
    • осуществление банковских операций, которые не предусмотрены лицензией;
    • несоблюдение требований нормативных актов о банковской деятельности;
    • многократное нарушение в течение одного года требований нормативных документов банка России;
    • неисполнение требований судебных организаций о взыскании денег со счетов клиентов;
    • ходатайства о банкротстве от временной администрации (ФЗ о банкротстве );
    • многократная задержка предоставления обновленной информации в Банк России;
    • не устранены нарушения в установленный срок;
    • нарушение законодательства о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации.
  • Центральный банк обязан отозвать лицензию у кредитной организации в следующих случаях :
    • если показатель собственного капитала кредитного учреждения ниже двух процентов;
    • если собственный капитал организации ниже минимального показателя уставного капитала;
    • если кредитная компания не приводит собственный капитал в положенную норму в соответствии с постановлением банка России;
    • если организация не может удовлетворить запросы кредиторов;
    • если банк, обладающий универсальной лицензией, допустил снижение собственного капитала ниже допустимой минимальной нормы;
    • если банк с универсальной лицензией при снижении собственного капитала, не достиг нужной суммы в установленный срок и не сменил свой статус в соответствии с положением настоящего закона;
  • Решение об отзыве лицензии принимается в течении 15 дней после получения достоверных сведений о соответствующих основаниях. Решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней после его оглашения.

После отзыва лицензии в кредитную или банковскую организацию назначается временная администрация, задача которой заключается в исполнении оставшихся обязательств компании перед кредиторами и подготовка организации к ликвидации.

Статья 27 , предусматривающая порядок наложения ареста и направления взыскания на денежные и имущественные средства, которые находятся в кредитной организации, состоит из следующих положений:

  • Наложение ареста на финансовые средства или другие ценности, находящиеся в залоге или на хранении в кредитной компании, осуществляется только с соответствующего постановления судебных инстанций в результате судебного решения;
  • Если на деньги, находящиеся на счету или во вкладе, накладывается арест, тогда компания, по получению соответствующего решения, незамедлительно прекращает любые операции с указанным счетом;
  • Взыскать денежные средства или другие ценности, которые находятся на счету или во вкладе в кредитной компании, можно только при наличии соответствующего исполнительного документа;
  • Кредитная организация и Центральный банк России не отвечают за повреждение имущества в результате ареста или взыскания;

Денежные средства или ценности конфискуются только при вступлении в силу соответствующего решения суда.

Поправки, которые касаются деятельности коммерческих банков

С целью урегулирования финансового рынка в течение последних 10 лет сократилось количество коммерческих банков. Преимущества уменьшения числа банковских организаций заключаются в следующем:

  • в качественном улучшении предоставляемых услуг;
  • в повышении надёжности вкладов и активов;
  • в повышении конкуренции.

Однако не обходится и без отрицательных последствий , среди которых:

  • затраты на компенсацию убытков юридических лиц;
  • потери юридических лиц, которые вкладывают в развитие коммерческих организаций;
  • нестабильность в банковской сфере из-за частых поправок законодательства.

Закон о банковской деятельности регулярно редактируется в целях улучшения услуг и создания здоровой финансовой среды. Поэтому в текущем году ожидается новая волна сокращения коммерческих банков. Эксперты прогнозируют уменьшения количества банков до 500 единиц.

Скачать текст действующей редакции закона

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” можно скачать Текст предоставлен в действующей редакции с последними изменениями от 31.12.2017.

Комментарий к Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (Сопунько О.М.)

Дата размещения статьи: 20.09.2014

Комментируемая Инструкция Банка России вступила в силу с 1 июля текущего года. Сразу оговоримся, что данный нормативный акт хоть и отменяет предшественника (Инструкцию Банка России от 14.09.2006 N 28-И), но во многом копирует его. Проще говоря, в глобальном смысле Инструкция N 153-И носит технический характер. Ее принятие обусловлено последними изменениями в законодательстве. Выделим самые важные моменты.
Главный - банкиры страны привели свою "нормативку" в соответствие с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", который действует с 2013 г. Имеется в виду отмена правила о контрольной подписи главного бухгалтера (иного сотрудника бухгалтерии). В банковской сфере это выразилось в следующем. Теперь в карточке с образцами подписей и печатей (приведена в Приложении N 1 к Инструкции N 153-И) образцы подписей уполномоченных людей следует приводить подряд. То есть упразднено разделение тех, кто обладает правом первой и второй подписи.
Также с июля 2014 г. наконец появилась возможность оформлять копии документов, представленных для открытия счета, в электронном виде. Необходимые бланки составляет сотрудник банка и заверяет аналогом своей собственноручной подписи.
Правила открытия и закрытия счетов приведены в соответствие с ныне действующей редакцией Гражданского кодекса РФ. Отныне четко регламентирована специфика работы с номинальными счетами, а также счетами эскроу и залоговыми счетами. Открывая такие счета, банк обязан располагать информацией о бенефициаре и об основании его участия в отношениях по договору такого счета. Должны быть у кредитной организации и сведения о залогодержателе залогового счета.
По счету эскроу право подписи может быть передано бенефициару на основании договора, по которому эскроу-агентом является банк. В этом случае в банк представляется карточка, для цели оформления которой бенефициар счета эскроу рассматривается в качестве клиента банка.
Нашли свое отражение в Инструкции N 153-И и поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ, посвященный "отмывке" нелегальных денег (они действуют с 4 июня). В частности, для открытия счета банк должен принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.