Реестр подрядных организаций пао газпром. «Стройгазконсалтинг» вернулся в число крупнейших подрядчиков «Газпрома. Субподряд под ковром

Реестр подрядных организаций пао газпром. «Стройгазконсалтинг» вернулся в число крупнейших подрядчиков «Газпрома. Субподряд под ковром

В конце сентября в Москве произошел самый большой пожар последнего времени, при тушении которого погибли восемь сотрудников противопожарной службы. С тех пор ведется множество споров о том, кто же виноват в этой трагедии. В СМИ начала появлятся информация о скорой отставке главы МЧС Владимира Пучкова или или главы столичного отделения ведомства Ильи Денисова. Сотрудники министерства говорят о том, что в трагедии виноваты сами пожарные, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле?


Илья Денисов, Владимир Пучков

Что бы разобраться в вопросе, нужно поговорить с экспертами. Здесь ими выступили полковники внутренней службы, ветераны пожарной службы Александр Гудков и Виктор Ильин. Это профессионалы, перечисление регалий которых могло бы занять целую страницу.

Эксперты уверены: страшный пожар на Амурской улице выявил глубинные системные ошибки, допущенные руководством МЧС в ходе реформ Государственного пожарного надзора.

Реформы 2014-2015 года были названы «оптимизацией». В последнее время МЧС осваивает значительно меньше бюджета, что кого-то вполне устраивает «в верхах». В то же время есть, что предъявить президенту и обществу. Результат оптимизации налицо: статистика радует достижениями чрезвычайного ведомства – количество пожаров за последнее время значительно снизилось. Да и общая статистика выглядит утешительно. Однако статистика выглядит красиво в результате того, что путем специального постановления есть возможность перевода происшествия из категории «пожар» в категорию «загорание». То есть пожаров вроде как меньше, а загораний куда больше. Так, по итогам 2015 года в официальном отчете Министерства зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года показатель составил всего 275 939. Как видим, количество выездов за два года увеличилось на 40 %. При этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152 959 пожаров, в 2015 – 145 686). Маловероятно, что граждане в 1,5 раза чаще стали вызывать пожарных на горение мусора.

Так что же происходит с пожарной службой на самом деле? На примере последнего пожара ситуацию разъясняет Александр Гудков: «Вот смотрите: склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. Что это значит? Вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация. Но теперь там склад быстровоспламеняющихся веществ. Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». Я убежден, что этот пожар – прямое следствие ослабления ГПН!»

С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора. Основной орган федерального управления надзора - Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - был сокращен более чем вдвое. Кроме того,был полностью расформирован и сокращен Центр обеспечения деятельности ФПС Министерства (ЦОД ФПС).

Давление на бизнес или спасение жизней?

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. Причем, это недоумение зачастую переходит практически в бунт самих сотрудников. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. И в законности этого приказа сомневаются в регионах. По сообщению некоторых СМИ, руководитель одного из подразделений пожарного надзора свердловского главка МЧС считает, что приказом запрещается проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения. Источник заявил в СМИ следующее:


Владимир Пучков, глава МЧС России
«Интересно, зарегистрирует ли этот приказ Минюст - большой вопрос! Но я буду руководствоваться не приказом, а федеральным законодательством. Ведь пять человек, обслуживающие промышленный холодильник, - это даже не малый, а микробизнес. Но случись что, отравить аммиаком массу людей в случае аварии они смогут».

По мнению Гудкова, руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Мол, у нас есть строители, которые и обеспечат пожарный надзор. И есть государственная комиссия, которая примет государственный объект. Причем здесь мы? Ведь если ты участвуешь в комиссии, ставишь свою подпись под актом государственной комиссии - разделяешь ответственность. В итоге отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Сейчас малый и средний бизнес фактически освобожден от проверок. Идея МЧС логично вписывается в политику снижения административного давления на бизнес. Журналистские расследования ПАСМИ не раз показывали, как можно задавить бизнес подобными проверками. Но при реализации таких «пожарных каникул» появляется другая проблема: множество крупных предприятий пытаются искусственно стать малым бизнесом, а давление на бизнес сменилось отсутствием контроля и, соответственно, появлением высоких рисков для жизни каждого из нас.

Сегодня функции надзора за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по реализации мер по обеспечению пожарной безопасности от ЧС переданы в главные управления по субъектам Российской Федерации. В связи с этим были упразднены сформированные ранее планы проверок и система учета органов исполнительной власти субъектов, не была обеспечена передача аналитических материалов и контрольно-наблюдательных дел в органы надзора на местах. Поэтому подобные проверки сегодня фактически не проводятся. Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Кто виноват в трагедии на Амурской улице?

Трагедии и героические поступки возникают не на пустом месте, они рукотворны. Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Говоря «некомпетентным», мы отнюдь не используем уничижительную лексику. Зачастую на высокие должности в пожарном надзоре ставились люди военных профессий – танкисты и артиллеристы, фактический уровень компетенции которых не дотягивал. Ведь сама специфика ГПН требует комплексных знаний в сфере специализированных нормативных актов. Но многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, хотя нередки были случаи, когда увольнения происходили за полгода до выслуги лет.


Восемь пожарных - Александр Юрчиков, Алексей Акимов, Роман Георгиев, Александр Коренцов, Павел Андрюшкин, Николай Голубев, Сергей Синелобов, Павел Макарочкин - жили героями и погибли героями

В связи со всей этой ситуацией интересен и еще один момент. Культивируемая «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных овощебазе на Амурской улице. Зачем будущему террористу везти в Москву гексоген и взрывать себя в метро, если он может попросту проникнуть в какую-нибудь старую овощебазу, переделанную под склад горючих веществ. Вот тебе самая настоящая пороховая бочка, где установлена обычная автоматическая пожарная сигнализация, и никому до этого нет дела – концов не найдешь. Проникнув в помещение, террорист может всего лишь бросить спичку. И когда огонь разгорится, потушить его будет очень сложно, поскольку овощебаза предназначена для хранения овощей, а не пороха.

Один из наших экспертов, полковник внутренней службы в отставке Виталий Ильин заявил, что в трагедии не виновато московское руководство мчсников. Они действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента.

По его словам, эта трагедия – несчастный случай, предпосылками которого в том числе послужило и ослабление Госпожнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Cегмент downstream - обширное поле для использования цифровых технологий нового поколения. Тотальная автоматизация НПЗ сегодня генерирует колоссальные потоки информации, поступающие с сотен тысяч датчиков и приборов. Системы спутниковой навигации позволяют отслеживать каждый элемент транспортной сети в режиме реального времени. Сбытовые сети накопили массу статистики о зависимости баланса спроса и предложения в зависимости от внешних факторов. Использовать эти данные в управлении бизнесом по-настоящему эффективно можно лишь с помощью технологий Индустрии 4.0

Заезжая на АЗС, вряд ли кто-то задумывается о том, какой сложный процесс запускает, просто нажимая на рычаг заправочного пистолета. Информация о покупке 40 литров конкретного вида топлива фиксируется, становится частью отчетных данных, по которым оценивается общая картина спроса на бензин в конкретной части конкретного региона, исходя из этой информации формируются планы АЗС, графики работы транспорта и нефтебаз и, в конечном итоге, производственные планы нефтеперерабатывающих заводов. Однако сегодня это не очень быстрый (а точнее, очень небыстрый) процесс, так как на каждом этапе создается свой пакет отчетности, аналитики. Планирование работы каждого из элементов производственно-сбытовой схемы имеет серьезные разрывы, связанные и со скоростью передачи информации, и с ее качеством. Да и «ручная аналитика», откровенно говоря, не самый идеальный исходный материал для точного прогнозирования.

Все кардинально меняет использование технологий Индустрии 4.0, минимизирующее влияние человеческого фактора и переводящее работу всего сложного отчетно-аналитико-планового механизма сегмента downstream фактически в режим реального времени. То есть в идеальной цифровой системе производства и сбыта нажатие на рычаг заправочного пистолета можно сравнивать уже не с запуском сложного многоступенчатого механизма, а с выстрелом, сделанным в начале цепи создания стоимости и практически мгновенно попадающим в цель, расположенную в самом ее начале - на НПЗ, при этом оказывающим влияние на все промежуточные логистические элементы. Построением именно такой, идеальной модели уже занялись в «Газпром нефти», запустив реализацию нескольких проектов, которые в итоге должны стать основой для создания единой платформы управления переработкой, логистикой и сбытом. Платформы, которой пока нет еще ни у кого в мире.

Завод по схеме «два в одном»

Рассматривать схему управления логистикой, переработкой и сбытом лучше, конечно, с ее начала, то есть с НПЗ. И здесь у «Газпром нефти», казалось бы, настраивать особо ничего и не надо: заводы компании одни из самых современных в отрасли, Омский НПЗ так и вовсе технологический лидер, а степень автоматизации производства, основанная на решениях таких грандов в этой сфере, как Honeywell, Yokogawa, AspenTech, вполне сопоставима с лучшими мировыми образцами. Но все это - в действующей системе координат. Новая промышленная революция предлагает качественно новые возможности повышения эффективности, однако и требования к автоматизации новые технологии предъявляют совершенно иные. Точнее, тут уже стоит говорить не столько об автоматизации, сколько о практически полной оцифровке производства.

Основа для внедрения оптимизационных схем нового поколения - технология так называемых цифровых двойников. Упрощенно - это виртуальные копии реального объекта, которые ведут себя точно так же, как реальные объекты, действующие в идеальных условиях. Соответственно, цифровой двойник установки НПЗ должен заключать в себе максимально полную информацию о каждом ее элементе, включая данные о характеристиках деталей и узлов, инженерных систем, средств автоматизации, их сроках службы, периодах обслуживания и т.д. Но и это далеко не все. Двойник должен содержать детальное описание физико-химических процессов, процессов потребления и выработки энергии, а также все возможные параметры входного сырья, приходящего на установку, и все возможные продукты производства. То есть цифровой двойник - это далеко не просто 3D-схема, как это многие себе представляют, это сложнейшая математическая модель, позволяющая просчитать влияние изменения любых внешних и внутренних условий на всю систему. А значит, с помощью цифрового двойника можно выбирать оптимальные режимы работы оборудования, прогнозировать его отказы, принимать решения о сроках ремонта исходя из того, как это повлияет на общую эффективность работы и установки и всей технологической цепи.

Однако есть у точных цифровых двойников один большой недостаток: их очень сложно и дорого создавать. Индустрия 4.0 предлагает и другой вариант получения математических моделей установок - за счет средств машинного обучения - нейросетей, использующих уже существующий огромный массив данных о работе оборудования. Впрочем, этот способ тоже не без минусов - любая реконструкция, модернизация и даже ремонт, предполагающие замены какого-либо узла установки, требуют переобучения всей модели, на что пока уходит много времени.

В «Газпром нефти» считают, что оптимальным решением станет гибридный подход, предполагающий использование нейросетей там, где процесс тяжело описывать, но при этом он достаточно постоянен. Для процессов, которые могут меняться в широком диапазоне, лучше использовать точные цифровые двойники. В «Газпром нефти» уже приступили к оцифровке производственных объектов, начав на Московском НПЗ с создания цифрового двойника установки гидроочистки бензина каталитического крекинга, а на ОНПЗ - установки первичной переработки нефти АТ-9 (). Комплексные же решения в этой сфере пилотируются на базе активов битумного бизнеса компании. В Шымкенте (Казахстан) в рамках проекта BitumPlant создается полностью оцифрованный завод-робот с возможностью удаленного управления. Там разворачивается цифровая система метрологического онлайн-контроля с каналами передачи больших потоков информации из автоматизированной системы управления техпроцессами в озеро данных, и, разумеется, создаются самосовершенствующиеся цифровые двойники.

На Рязанском заводе битумных материалов в рамках проекта BitumLab отрабатываются принципы создания модульной архитектуры цифрового двойника целого производственного актива, создаются алгоритмы для создания самообучающейся системы оптимизации производственного процесса, разрабатываются средства предписывающей аналитики для управления эффективностью производства и системы контроля качества сырья и продукции в режиме онлайн.

Все удачные решения, найденные опытным путем на «маленьких» битумных заводах, впоследствии можно будет масштабировать до уровня больших НПЗ, что в итоге позволит создать эффективную цифровую платформу управления производством. Оцифрованный прогнозный эффект от решения этой задачи - увеличение межремонтных пробегов до 6–7 лет, двукратное сокращение сроков капитального строительства, снижение энергопотребления на 30%. При этом производственная платформа станет важной частью единой платформы управления логистикой, переработкой и сбытом. Большим шагом в объединении всех элементов этой цепи стало создание Центра управления эффективностью (ЦУЭ) в Санкт-Петербурге.

Цифровой двойник

Технология цифрового двойника - помощника оператора - в настоящее время тестируется на Московском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти». Цифровой двойник помогает оператору установки гидроочистки бензина от серы максимально эффективно управлять производственным объектом, используя данные непосредственно с источников в режиме реального времени.

В основе работы системы лежит технология искусственного интеллекта на базе нейросетей. Ее плюс - это не только быстрое построение сложной прогнозной модели, но и постоянное обучение. Нейросеть сама находит ошибки, исправляет их, тем самым постоянно улучшает свою работу и точность прогноза. Тестируе-мый цифровой двойник помогает оператору выбирать самые эффективные режимы работы установки с учетом всех параметров: производственной эффективности, надежности, возможной нагрузки на окружающую среду и энергоэффективности. В том числе цифровой двойник прогнозирует содержание в будущем бензине серы - главного показателя, определяющего экологический стандарт топлива, и позволяет своевременно корректировать параметры технологического процесса

Сфера эффективности

Сегодня средствами автоматизированного мониторинга охвачены порядка 90% технологических параметров и материальных потоков по всей цепочке добавленной стоимости блока логистики, переработки и сбыта. Это гигантские информационные реки, которые пока не приносят того эффекта, которые могли бы, - просто потому, что не существует эффективных инструментов их комплексного анализа и оптимизационного использования. Центр управления эффективностью как раз и должен стать точкой, куда будут заводиться все данные из всех активов и со всех логистических направлений (для этого в ноябре 2017 года развернуто озеро данных), где они будут анализироваться и на основе которых в режиме реального времени будут приниматься управленческие решения. То есть, по большому счету, ЦУЭ и есть главная стартовая точка процесса создания цифровой платформы логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти».

Центр управления эффективностью


В ближайшее время Центр должен научиться решать несколько ключевых задач, влияющих на эффективность управления всей цепочкой добавленной стоимости. Первая - это объединение всех производственных, логистических и сбытовых активов компании единым 60-дневным скользящим планированием с учетом данных за прошедший день и предиктивной аналитики спроса на нефтепродукты, надежности оборудования, качества нефти. То есть речь идет о формировании краткосрочных наиболее эффективных производственных целей, которые мгновенно пересчитываются при изменении внешних условий для поддержания максимально возможной производительности, маржинальности и надежности производства в любой момент времени.

Еще одна важная задача - переход на управление по отклонениям. Его основой станет программа мониторинга движения материальных потоков «Нефтеконтроль». На основе информации, поступающей от контрольно-измерительных приборов, будет отслеживаться качество и количество нефти и нефтепродуктов на всем пути от поступления сырья на входе производственного процесса до реализации нефтепродуктов конечным потребителям, что позволит выявить точки возникновения потерь, изменения качественных характеристик продукта в режиме реального времени, определить проблемные зоны и своевременно выбрать (или разработать) и реализовать корректирующие мероприятия.

Значительный эффект должно дать и создание интегрированной системы управления надежностью. На основе информации об актуальном состоянии оборудования, плановых сроках его замены, статистических данных эксплуатации искусственный интеллект будет формировать оптимальные планы проведения диагностики и упреждающих ремонтов и замен, причем основываясь не только на их обоснованности для конкретной установки, но и учитывая экономические последствия для всей цепи добавленной стоимости.

Уже сейчас, в первый год работы, ЦУЭ стал выполнять функцию единого центра оперативного и календарного планирования и координации деятельности по цепочке НПЗ - отгрузка - нефтебазы на пилотных проектах. Кроме того, ЦУЭ стал центром эффективного мониторинга различных процессов - от энергообеспечения до надежности критичного оборудования, отсюда отслеживается качество и количество нефтепродуктов по цепочке добавленной стоимости: от выхода с НПЗ до конечного потребителя.

В ближайшие два года ЦУЭ должен выйти на 50%-ную мощность и начать отслеживать, анализировать и прогнозировать количество запасов нефтепродуктов на всех нефтебазах и ТЗК компании; в автоматическом режиме мониторить более 90% параметров производства; анализировать надежность более 40% технологического оборудования и разрабатывать мероприятия, предупреждающие потери нефтепродуктов и снижение их качества.

заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту:

Будущее отрасли - в постоянном повышении эффективности и уровня технологического развития. В рамках цифровой трансформации бизнеса мы работаем над созданием единой технологической платформы управления эффективностью нефтепереработки и сбыта, которая объединяет все элементы цепочки создания добавленной стоимости, что значительно повысит операционную эффективность компании. Мы намерены максимально полно использовать новые возможности и инструменты Индустрии 4.0, подтверждая статус отраслевого технологического лидера.

100% возможностей Центра управления эффективностью - это аналитическая поддержка активов по всей цепочке добавленной стоимости; проактивное управление технологическими отклонениями; анализ надежности 100% оборудования и предупреждение потерь по качеству и количеству по всей цепочке создания стоимости для всей номенклатуры продукции. Это черта 2020 года, прогнозные 930 млн рублей роста годовой выручки за счет сокращения времени реакции на технологические отклонения, 1,76 млрд рублей в год снижения затрат на логистику за счет оптимизации на уровне всей цепочки добавленной стоимости, 1,1 млрд рублей роста выручки в результате оптимизации технологических процессов и сокращения сырьевых и энергетических расходов. Какой эффективности удастся добиться за счет создания единой цифровой платформы логистики, переработки и сбыта, которая должна стать следующим большим шагом и, в большой степени, следствием вывода ЦУЭ на проектную мощность, даже прогнозировать сложно, ведь такого опыта в мире еще нет. Как нет и готовых механизмов реализации таких проектов. Решение этой сложнейшей задачи в блоке логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» возложено на Центр цифровых инноваций.

От стартапов до науки

Над созданием цифровых платформ управления цепями поставок сегодня активно работают как ведущие нефтегазовые компании, так и разработчики специализированного индустриального программного обеспечения. «Газпром нефть» начала этот путь с создания в 2015 году в Омске технопарка промышленной автоматизации - уникальной площадки для тестирования и разработки высокотехнологичных решений в области автоматизации нефтеперерабатывающих производств. При этом технопарк стал важным элементом программы импортозамещения. Многие ключевые иностранные автоматизационные решения, применяющиеся на заводах компании, сегодня имеют отечественные аналоги. Последним достижением омского технопарка стало создание интеллектуальных контрольно-измерительных приборов с цифровым интерфейсом, которые позволят вплотную заняться разработкой отечественной распределенной системы управления (РСУ), объединяющей все информационные потоки НПЗ, - одного из ключевых элементов создающегося в «Газпром нефти» Центра управления производством.

Опыт технопарка будет учтен в дальнейшей работе: в рамках Центра цифровых инноваций планируется объединить усилия «Газпром нефти», стартапов, компаний-разработчиков и научного сообщества в поиске решений, способных вывести эффективность бизнеса в области нефтепереработки, логистики и сбыта на качественно новый уровень. Именно здесь будут разрабатывать инновационные технологии в сфере предиктивного управления, цифровых двойников, промышленного интернета вещей и т.д. Важное место в этой схеме займут совместные проекты с отечественными высшими учебными заведениями.

А тестирование и подготовка к внедрению инновационных решений будут осуществляться на базе омского технопарка. В планах на ближайшее будущее - тестирование программно-технического комплекса систем автоматического пожаротушения - это собственная разработка компании, целиком созданная на базе отечественных комплектующих.

Создание цифровой платформы управления эффективностью цепочки создания стоимости - очень амбициозная цель. Однако движение к ней «Газпром нефть» начала не сегодня - последовательной автоматизацией всех ключевых звеньев этой цепи компания занимается с 2008 года. Это десятилетие стало периодом создания базы для цифровой трансформации - сложного процесса, который, в отличие от автоматизации, компании придется во многом пройти самой, без опоры на передовой зарубежный опыт, которого, по большому счету, не существует. Но помимо сложностей это еще и возможность стать первыми, которую в «Газпром нефти» упускать не намерены.

За последние годы несколько крупных силовых ведомств Российской Федерации претерпели значительные структурные изменения. Продолжается этот процесс и сейчас, а многочисленные слухи и новости указывают на то, что в будущем россиян ожидает ещё более глобальная реорганизация силовых и военизированных структур. Поэтому статья будет посвящена анализу разрабатывающейся реформы МЧС, которая, ожидаемо, завершится к 2018 году.

Почему, о реформе МЧС говорится так много? Все дело в том, что ее модель была признана наиболее успешной и сейчас ставится в пример перед другими ведомствами. В частности, здесь был успешно внедрен риск-ориентированный подход, когда одной из основных задач является предупреждение чрезвычайных ситуаций, а не ликвидация их последствий.

Другим моментом, от которого в МЧС планируют полностью отказаться к 2018 году, является полный отказ от так называемой репрессивной модели, при которой штраф будет являться не основной, а крайней, вынужденной мерой. Приоритет же будет за предостережениями, предупреждения и разъяснительной работой.

Первым признаком близящихся глобальных изменений в организации военизированных ведомств исполнительной власти стало упразднение ФСКН и передача её функций полиции. Тогда эксперты связывали такой серьёзный шаг с неэффективностью Федеральной службы, работники которой регулярно попадали в громкие скандалы. Однако практически сразу по тому же сценарию распустили ФМС, деятельность которой была мало заметна и не подвергалась серьёзным нареканиям.

Уже на этом этапе стало понятно, что как минимум до 2018 года будет проведена глобальная реорганизация, которая может затронуть МЧС, МВД и даже ФСБ. Поэтому известие о создании российской Национальной Гвардии уже мало кого удивило. В этот раз силовиков различных уровней ждали более масштабные перемены, самыми знаковыми из которых стали объединение наиболее дееспособных спецподразделений под единым командованием и расширение их полномочий. Но на этом реформистские настроения правительства вряд ли иссякнут.

Реформа МЧС и ФСБ к 2018 году: слухи или реальность?

Пока никаких официальных заявлений о продолжении изменений в важнейших ведомствах страны не было, но в СМИ регулярно утекают откровения неназванных источников, упоминающих как минимум два события, которые произойдут в ближайшие годы. Первое – это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим прародителем которого называют советское КГБ. Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны).

В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году. К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов.

Предпосылки реформы МЧС к 2018 году

Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Самый яркий из них – это президентский Указ, опубликованный в августе этого года, который сокращает максимальное число работников ведомства. Таким образом, с этого года максимальное число работников Министерства чрезвычайных ситуаций ограничивается следующими числами:

  1. Общее количество сотрудников не должно превышать 288,5 тыс. человек.
  2. 7,2 тыс. из них будут относиться к воинским формированиям в подчинении министерского управления.
  3. Гражданские должности будут занимать 30 тыс. человек.
  4. Число же работников министерского аппарата не превысит 820 сотрудников.

Столь существенные ограничения явно указывают на то, что министерство готовится к будущим структурным изменениям, в ходе которых неминуемы увольнения сотрудников. Однако стоит помнить, что глобальные сокращения в различных ведомствах проходили и ранее. Например, в конце 2015-го был значительно урезан штат многих министерств и даже Управления делами Президента, поэтому, возможно, текущие меры не несут прямой угрозы для существования пожарной службы в нынешнем её состоянии.

Ещё одним фактом, помогающим дать ответ на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году», является формирование 100-го отдельного полка материального обеспечения. Это оперативное подразделение, основной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, уже сейчас полностью подчиняется Министерству обороны. Это обстоятельство может служить весомым доказательством того факта, что в будущем пожарное ведомство как минимум частично будет передано военным.

Другой составляющей реформы МЧС в 2018 году является изменение в работе пожарных инспекторов – которая, до этого была притчей воязыцех Суть этих изменений предельна проста и заключается в отказе от системы проставления «палок». Главный критерий оценки работы пожарного инспектора может быть только один – это количество пожаров, произошедших на той территории и объектах, за которые он несет ответственность.

В контексте данной статьи нельзя не упомянуть и о грядущем Чемпионате Мира по футболу, который в 2018 году должен состояться в России. Роль работников ведомства на этом мероприятии сложно недооценить, поэтому международный праздник футбола может стать причиной переноса реформы МЧС России с 2018 года на более поздний период. Более того, недавно официальные лица заявляли, что специально на период проведения ЧМ оперативные противопожарные бригады будут доукомплектованы за счёт сотрудников управляющего состава. Вместе с ними для «усиления» действующих караулов и подразделений на год будет продлён срок службы сотрудников, которые должны выйти на пенсию.

Также в рамках организации будущего футбольного действа чиновники обещали выдать сотрудникам, задействованным в обеспечении пожарной безопасности в городах, принимающих ЧМ, новую экипировку. Такой малозначимый факт также может служить косвенным доказательством сохранения министерства в его теперешнем виде. Ведь зачем выдавать пожарным новую форму, если бы в 2018 году планировалась ликвидация МЧС?

Поэтому, несмотря на серьёзные предпосылки того, что МЧС, как и многие силовые ведомства, будет подвергнуто серьёзной реорганизации или переподчинению, существует множество обстоятельств, указывающих на обратное. В любом случае делать окончательные выводы сейчас рано, но можно утверждать, что МЧС меняется в лучшую сторону, как качественно, так и структурно и этот тренд будет продолжаться на протяжении всего 2018 года.

В середине 2006 года вся общественность, каким-либо образом относящая себя к пожарной безопасности, была взволнована заявлением министра С.К. Шойгу об очередных, наверное, самых кардинальных, изменениях в системе государственного пожарного надзора (ГПН) и сфере контроля за безопасностью в целом. На встрече с Президентом РФ было заявлено о работах по созданию новой формы надзора - аудита безопасности. Инициатива министра нашла поддержку у Президента. Планировалось уже к началу 2007 года произвести первые организационные и правовые подвижки в сторону введения аудита безопасности. Однако развернуть за полгода государственную машину надзора, сложившуюся десятилетиями, не под силу даже такому динамично развивающемуся ведомству, как МЧС. Сейчас первоначальные споры немного поутихли и есть возможность разобраться в ситуации и оценить все «за» и «против».

Разберемся для начала в существующей системе контроля. До недавнего времени функции надзора за пожарной безопасностью всецело производил государственный пожарный надзор (ГПН), входящий в состав МЧС. Это аттестованные сотрудники, имеющие специальные звания и состоящие на балансе федерального бюджета. У каждого инспектора, в том числе руководящего состава, определен перечень объектов района, в котором он должен производить проверки. В настоящее время периодичность плановых проверок составляет раз в 2 года. Это означает, что представитель инспектирующего органа по графику в течение этого срока проводит проверку объекта на соответствие соблюдений требований пожарной безопасности, по результатам которой выписывает предписание. В предписании указываются нарушения, ссылка на нормативный документ, по которому выявлено нарушение, срок на устранение нарушения. По окончании сроков, указанных в предписании (как правило, это в течение 6 месяцев), проводится следующая проверка, уже на предмет устранения выявленных ранее нарушений. С учетом устранений собственнику может быть вынесен протокол.
Существовал также контроль со стороны ГПН и на стадиях проектирования и строительства объектов. Такая система надзора досталась нам от советских времен. В то время ГПН стоял на защите интересов государственной собственности. В случае пожара компенсировать ущерб возможно было только одним способом - государственная помощь. В настоящее время в большинстве своем собственность является частной и ущерб от пожара целиком ложится на плечи погорельцев. Есть примеры, когда люди долгое время оставались без крыши над головой, предприниматели в течение последующих нескольких лет не могли выйти на обороты средств до пожара.

Разговоры о введении обязательного страхования от пожаров ведутся - также как разговоры о защите юридических лиц от бюрократии надзорных органов. А что получается в итоге? С 1 января текущего года начал свое действие Федеральный закон № 232 от 18 декабря 2006 года . Суть этого закона в части, касающейся пожарной безопасности, в том, что ГПН лишается некоторых функций контроля. Если раньше все, что каким-либо образом соприкасалось с пожарной безопасностью, проходило через управление, нормативно-технический отдел, районного инспектора или иных лиц ГПН, то теперь производить контроль данный орган надзора может только на стадии эксплуатации объекта. Неужели проектирование и строительство отдано всецело в руки главного инженера и заказчика? Так вот, в соответствии с законом № 232-ФЗ функции контроля за объектом на стадии проектирования переданы в государственный строительный надзор (ГСН), а функции контроля на стадии строительства - в государственный технический надзор (Госгортехнадзор). Сразу возникает вопрос, а каким образом будет осуществляеться взаимодействие трех разных структур? Будут ли они вникать в проблемы объекта и принимать ранее рассмотренные согласования? Не возникнут ли у предпринимателей еще большие проблемы с государственными органами? Существуют ли в государственном строительном надзоре и Госгортехнадзоре компетентные специалисты в области пожарной безопасности, какой срок понадобится для подготовки таких специалистов? Смогут ли эти структуры в действительности обеспечить необходимый уровень безопасности? Например, если раньше ГПН участвовал в выборе площадок для строительства, то он заботился не только о безопасности самого здания и людях в нем, но и о пожарных, которым придется вести работы по спасению и тушению на случай возгорания в этом здании. Знают ли специалисты иных надзорных органов размещение и материальное оснащение районной пожарной части, где будет строиться объект, будут ли учитывать этот факт?
Отдельные законы в России принимаются чрезвычайно быстро, другие приходится ждать годами. Сейчас существует определенная проблема с нормативно-технической документацией и ее жестким, не всегда обоснованным подходом. Даже при самой высокой служебной чистоте инспектора и достаточной его квалификации невозможно менять характер обеспечения безопасности. Как правило, предписания инспектора и предлагаемые им мероприятия являются достаточно затратными, но не влияющими на обеспечение самой безопасности от возникновения и даже тушения пожара. Примеров можно привести тысячи. Скажем, требование в любом общежитии о наличии на посту охраны фильтрующего противогаза (п.129 ППБ 01-03). С другой стороны, в идеале, инспектор не может пропустить нарушение действующих нормативов.
Кроме того, на сегодняшний день просто нет стимулов для того, чтобы развивать и повышать уровень безопасности. Допустим, имеется два одинаковых объекта частной собственности. Различие только в том, что на одном установлена система обычной пожарной сигнализации, а на другом - система адресно-аналоговой с передачей сигналов на пункт связи ближайшей пожарной части. Ответьте теперь на вопрос, где уровень обеспечения безопасности выше. С нормативной точки зрения и один, и другой объекты выглядят одинаково, однако затраты на системы отличаются существенно. Естественно, любой заказчик стремится к уменьшению своих затрат при строительстве, а любой подрядчик стремится получить работу и произвести ее с максимальной прибылью. К тому же в России отношение к пожарной безопасности сложилось как к навязываемым мерам.
По официальной статистике МЧС в 2005 году произошло 226 952 пожара, в 2006 - 218 570 . Руководство министерства заверяет, что идет планомерное снижение количества пожаров: в 2005 - на 2,4%, в 2006 - на 4,0%. Процесс снижения количества достаточно слабый, он продвигается, но те, кто связан с работой, тушил, прекрасно знают, какими мерами и средствами это достигается. Однако, если посмотреть на статистику прямого ущерба, а это 6,77 млрд.руб - в 2005 и 7,9 млрд.руб - в 2006 году, что составляет 16,4% прироста, становится ясно, что не все так гладко. Возрастает количество крупных пожаров, причем, в основном, на производствах. Оборудование крупных промышленных предприятий в большинстве своем было введено в строй еще во времена СССР, это составляет, как минимум, 16 лет. Известно, что срок эксплуатации производства до его полной реконструкции составляет порядка 20 - 25 лет. Особенно это касается химической, нефтехимической и металлургической промышленности. А если рассматривать энергетический комплекс, то около половины таких важных узлов, как трансформаторные подстанции, работают уже более 30 лет. Предприятия и оборудование просто выработали свой ресурс и в большинстве своем устарели как в моральном плане, так и с точки зрения обеспечения безопасности.
В условиях рыночной экономики государство каким-либо образом должно стимулировать замену оборудования более совершенным, технологичным, безопасным. Это касается всех отраслей и сфер деятельности, начиная от эксплуатации автомобилей и заканчивая ректификационными колоннами на нефтеперерабатывающем заводе. Например, в Европе владелец объекта, где установлена адресно-аналоговая сигнализация, платит страховой взнос меньше, чем хозяин, у которого обычная сигнализация.

Итак, в сложившейся ситуации, когда оборудование устаревает день ото дня, жесткие устаревшие технические требования, надиктованные различными размножающимися надзорными органами, и выборочность их применения не обеспечивают в действительности безопасность, министр С.К. Шойгу заявляет о создании пожарного аудита. Однако сам по себе пожарный аудит на добровольных началах не жизнеспособен. Какой смысл хозяину предприятия приглашать аудитора, платить ему деньги за консультации, если потом придет инспектор ГПН и выдаст предписание. Другой вопрос, аудиторские проверки необходимы для оценки страховых рисков. У страховой компании, как правило, нет технических специалистов оценки уровня безопасности. Кроме того, они сами являются заинтересованными лицами, т.к. получение страховых взносов является основой бизнеса страхования. Заказчик, наоборот, стремится к сокращению размера взноса. Пожарный аудитор должен стать как раз тем звеном, когда он отвечает, с одной стороны, перед страховой компанией и, с другой стороны, перед заказчиком по качеству проведенной им проверке и оценке. Такой вариант возможен только при принятии федерального закона об обязательном страховании от пожаров. Обязательное противопожарное страхование необходимо вводить в России. Страховая компания не будет рисковать своим имуществом, оформляя договорные отношения с потенциально опасным объектом. Например, в бывшей республике советского союза Азербайджане такой закон введен в действие в 2004 году .

Итак, для того чтобы ситуация с пожарной безопасностью начала изменяться в лучшую сторону, необходимо принятие на государственном уровне ряда законов и поправок. Прежде всего, это касается закона «О пожарной безопасности», ряда статей Гражданского кодекса, введения технического регламента по пожарной безопасности. Кроме того, требуется установление базовых тарифов для страхования, а также разработка шкалы коэффициентов, корректирующих сумму взноса в зависимости от уровня безопасности. Требуется введение общепризнанных терминов. Пожарный аудит, по сути, является частным случаем технического аудита. Кстати, понятие технический аудит не ново, оно означает независимую экспертизу, осуществляемую путем проведения плановых, внеочередных, комплексных и тематических проверок, проводимую с целью оценки технического состояния производственных объектов и направленную на предотвращение негативных явлений и тенденций в производственной области, а также на совершенствование производственной деятельности подразделений, осуществляющих производство .

Однако подведем итог сказанному. Планомерное реформирование системы обеспечения пожарной безопасности по введению пожарного аудита, страхования и регулирования позволит обеспечить необходимый уровень пожарной безопасности, т.е. минимизирует риск возникновения пожара; позволит урегулировать степень риска; даст возможность возместить расходы погорельцев, причиненные пожаром; сформирует стимулы для модернизации оборудования предприятий.
Требуется установить необходимость лицензирования компаний, занимающихся пожарным аудитом. Кто будет заниматься их выдачей? Если МЧС, то тогда сама структура снова будет вовлечена в полный контроль за пожарной безопасностью. Будут ли это особые лицензии или те, что выдаются сейчас? Если отказаться от лицензирования, то рынку потребуется приличный срок для расстановки всего на свои места. А сколько катастроф будет за этот срок по вине некомпетентных аудиторов! Вопросов больше, чем ответов.

Литература:

1. ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». № 232-ФЗ от 18 декабря 2006 г.
2. Закон Азербайджанской Республики «Об обязательном страховании от пожара». № 573-IIГ от 6 января 2004 г.
3. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.
4. Официальный сайт МЧС - http://www.mchs.gov.ru/

С. Жаров к.т.н., С. Каленик к.т.н., А. Куянов, А. Мироньчев

Силовые структуры в течение последних нескольких лет претерпели огромное количество изменений, и они продолжаются и сегодня. Согласно слухам, в будущем граждан РФ ожидает продолжение реорганизации государственных ведомств, в ходе проведения которой сотни людей могут остаться без работы, поэтому нет ничего удивительного в том, что многих волнует вопрос по поводу того, планируется ли сокращение штатов в МЧС в 2018 году.

О том, что в военизированных структурах страны планируется введение огромного количества изменений, говорит упразднение одного из подразделений организации – ФСКН, ведь теперь ее функции исполняются сотрудниками подразделения . В момент упразднения эксперты оправдывали подобный шаг тем, что Федеральная служба часто была связана со скандалами, а ее работа была названа неэффективной. Однако общественность насторожил еще и тот факт, что следом была распущена служба ФМС, работа которой очень часто подвергалась изменениям.

Сегодня известно, что затронет не только упомянутую структуру, а еще и МВД, причем силовиков ждут огромные перемены, которые станут знаковыми для большинства наиболее дееспособных подразделений организации. Их полномочия будут расширены, деятельность оптимизирована, и у экспертов есть все основания для того, чтоб полагать, будто очередная волна реорганизации сделает работу МЧС лучше.

Будет ли проводиться реформа в 2018 году?

Откровенно говоря, власти не делают никаких официальных заявлений, касающихся того, что в будут проведены очередные изменения. СМИ постоянно упоминают данную информацию, но источники, из которых они берут свои данные, неофициальные. Однако игнорировать предоставляемые СМИ данные не получается, потому что среди них постоянно упоминается два события – создание нового Министерства, которое будет заниматься государственной безопасностью (аналога КГБ) и как раз реформирование МЧС.

Основной для нового Министерства станет расформированная ФСБ, которой по слухам передадут еще несколько силовых организаций, что, соответственно, сделает ее намного сложнее и перспективнее. Относительно оптимизации МЧС в России 2018 новости говорят о том, что структуру ждет именно обычная оптимизация, а не полное реформирование. Данное мероприятие позволит немного перераспределить обязанности сотрудников структуры, в результате чего у составляющих подотделов появятся новые функции, которые позволят оптимизировать деятельность организации. И не стоит смущаться информацией о том, что власти не делают никаких официальных заявлений по поводу реформирования ведомства, их действия сегодня говорят сами за себя, и ряд мероприятий, которые проводятся же сегодня, говорит о том, что власти движутся в правильном направлении.

Какие меры предпринимает правительство?

Совсем недавно члены правительства приняли новый указ, в которой содержится информация, касающаяся сокращений числа сотрудников организации. Обсуждая сокращения в МЧС в 2018 году , последние новости делают акцент на том, что с нового года количество сотрудников ведомства не должно быть больше, чем 288,5 тысяч человек, при этом только 30 тысяч сотрудников будет заниматься гражданской деятельностью, а 820 человек представят высшую степень управления организацией.

На основании данной информации можно сделать вывод о том, что сокращения будут масштабными, а это значит, что государство серьезно занимается структурными изменениями, а в этом случае увольнения считаются совершенно нормальными. Удивляться возрастающему числу увольнения не стоит, потому что подобные события происходили и ранее, однако некоторые эксперты считают, что подобные меры могут нанести угрозу современному обществу, потому что МЧС – это служба безопасности, и сокращение числа ее сотрудников может стать причиной того, что о безопасности заботиться станет попросту некому.

На какие новости можно еще обратить внимание?

Обсуждая вопрос о том, что ожидает МЧС в 2018 году, нельзя не сказать, что члены правительства задумываются еще и создании сотого полка матобеспечения, которое должно будет бороться со стихийными бедствиями, при этом находясь в ведомости Министерства обороны. Именно подобный факт является прямым доказательством о том, что власти серьезно раздумывают над расформированием МЧС и частичной передачи ее функций в военное ведомство.

В завершение нужно упомянуть о том, что в будущем году планируется футбольный Чемпионат Мира, который будет проходить на территории Российской Федерации. МЧС в данном случае должны будут выполнять функции по обеспечению безопасности буквально каждого жителя и гостя страны, а если число сотрудников ведомства будет недостаточным, то они просто не смогут нормально выполнять возложенные на них функции. В связи с этим вопрос о том, планируется ли сокращение в МЧС в 2018 году , считается еще более волнующим.

Представители ведомства недавно сами сделали заявление о том, что специально к чемпионату мира они будут доукомплектовывать сотрудниками из числа управляющего состава. Интересной новостью является еще и то, что срок службы сотрудников организации, которые должны в 2018 году уйти на пенсию, будет продлен на год. Есть ли хорошие новости, связанные с ЧМ? Конечно, и к ним относится то, что власти специально к проведению данного мероприятия выдадут сотрудникам, которые будут непосредственное задействованы в проведении данного мероприятия, новую экипировку. Значит, Министерство наверняка не планирует проводить масштабную реорганизацию работы и увольнять сотрудников до чемпионата мира.

В целом, можно сделать вывод о том, что МЧС, как и другие ведомства страны, конечно, будет подвергнуто достаточно масштабной реорганизации, но масштабные сокращения на 2018 год не планируются, о чем и говорят те новости правительства, которые сегодня можно найти в свободном доступе.