Кручу-верчу, запутать хочу! Или современная историческая геология на примере скэблендов

Кручу-верчу, запутать хочу! Или современная историческая геология на примере скэблендов

Есть у нашей семьи потребность в расширении жилплощади. А с недавнего времени появилась возможность это сделать. Итак, задача: продать большую однокомнатную квартиру улучшенной планировки в хорошем кирпичном доме в центре города и купить двушку-трёшку попроще. Хрущовку, как вариант, но с изолированными комнатами с небольшой доплатой в этом же районе. Это важно: менять район не хотим, желательно найти квартиру в пешем доступе от нынешнего места жительства. Технически вроде реально. Хрущовок в центре очень много. Есть ещё панельные девятиэтажки - тоже вариант. Для начала решили осмотреться-прицениться, узнать, что, где и почём, прежде чем заниматься этим капитально. И началось…

Заходим на сайты, много их. И ни на одном нет такой, казалось бы, логичной опции, как поиск квартиры в пространстве, ограниченном конкретными улицами. Максимум что есть - выбор районов города. В нашем городе, для провинции не таком уж и маленьком - около 700 000 жителей, пять районов. Всего. Мы сейчас живём практически на границе двух из них, весьма обширных, кстати. Этот пограничный вариант нас устраивает. И вот ставлю я галочки, выбрав эти два района, и трачу кучу времени на просмотр вариантов, совершенно не нужных мне изначально, ибо далеко. Особенно радует, что к нашему району относится, в том числе, рабочий посёлок, расположенный минутах в тридцати-сорока езды от собственно центра. Ближний свет, ага. И квартир там продаётся немало. Я уже улицы тамошние знаю не хуже таксистов, честное слово. Даром, что в том посёлке была от силы раза четыре.

Впрочем, если сильно не капризничать, спокойно пропустить не интересующее и выставить прочие фильтры: площадь квартиры, ориентировочную стоимость и тому подобное, количество вариантов сокращается. Отбрасываем ненужное и пытаемся рассмотреть приемлемое. Какая же информация о квартирах выкладывается желающими продать? Самая разнообразная, уж поверьте. И далеко не всегда относящаяся к делу и соответствующая действительности. Особенно этим грешит один из сайтов. Это когда в объявлении изначально написано: «В квартире хороший ремонт». А потом открываешь карточку этой квартиры, а там только что сданный новострой: голые стены и пол, в который ещё вкладывать и вкладывать. И таких объявлений много. Это сначала удивляет, потом раздражает, а потом вызывает стойкое желание на этот сайт больше не заходить. Ну вот к чему выдавать желаемое за действительное? И ведь люди, ищущие как раз что-то новое, чтобы сделать ремонт под себя, просто пройдут мимо таких объявлений из-за подобной дезинформации.

Далее. Казалось бы, совершенно логично ознакомить потенциальных покупателей с планировкой квартиры. Да ничего подобного! Редко кто среди фото выкладывает план или хотя бы сподобится на описание планировки словами. В основном люди предпочитают говорить загадками. Вот в разделе «планировка» гордо написать: «Санузел совмещённый», - и на этом ограничиться - легко! Или, не вдаваясь в подробности: «Перепланировка узаконена». Это чудесно, но что и как перепланировано знать потенциальному покупателю, видимо, не обязательно. Потому что секретно, ага. Ещё прекрасная манера: в описании двухкомнатной хрущовки гордо с восклицательным знаком написать: «Не угловая!» Угловые квартиры в таких домах - единственные нас устраивающие, поскольку комнаты в них, как правило, изолированные. Отчего хрущ с проходным залом является предметом гордости продавца - сложный вопрос. И почему просто не написать: «Смежные комнаты», - раз уж это так клёво? Наверное, флёр загадочности сразу развеется - другого ответа на свой вопрос я для себя не нашла.

Ну и вишенка на торте - фотографии. На кой, спрашивается, выкладывать фото битком заставленной мебелью квартиры, которая будет продаваться без мебели? Если сказано, что кухонный гарнитур остаётся и прилагается фото кухни - это совершенно логично и понятно. Но мебель, из-за которой не видно ни стен, ни дверей, весёленькие шторки, закрывающие окна, или ковёр на полу - нет слов. Зачем три фото унитаза с разных ракурсов? То есть, я догадываюсь, что унитаз при продаже останется и никуда не денется, но неужели больше ничего достойного запечатления в квартире нет? Или он какой-то волшебный, но по одной фотографии понять сие сложно? Так по трём тоже, поверьте. Из этой же серии «зачем?» - фото фасада типовой хрущовки и подъезда. Вот ни разу не видела, спасибо, что показали. Или написано - «панорамный вид». Из окна второго этажа в доме, расположенном посреди частного сектора. Тут же подтверждающее фото этого вида: два разваленных старых частных дома с диким бардаком во дворе. Красота! То ли смеяться от такого, то ли материться, так и не решила.

А ведь всего-то хочется знать о квартире, по крайней мере лично мне: расположение дома, его состояние, этаж (вот его всегда указывают, и это замечательно), планировку квартиры, её состояние, включая информацию об электропроводке и трубах. И фото - нормальные качественные фото, дающие реальное представление о данной квартире или виде из окна, да. Просто поменьше лирики и побольше фактов. Вроде ничего нереального. Вроде и задалбываться на этом этапе рановато - впереди более серьёзные дела. И тем не менее, некоторые моменты реально задолбали.


Слоны-животные полезные.. Геология-наука полезная, особенно её практическо-прикладные разделы, но вот с её исторической частью случаются периодически всяческие казусы.

Что нам говорят открытые источники:

Историческая геология — отрасль геологии, изучающая данные о последовательности важнейших событий в истории Земли. Все геологические науки в той или иной степени имеют исторический характер , рассматривают существующие образования в историческом аспекте и занимаются в первую очередь выяснением истории формирования современных структур. История Земли делится на два крупнейших этапа — эона , по появлению организмов с твёрдыми частями, оставляющих следы в осадочных породах и позволяющих по данным палеонтологии провести определение относительного геологического возраста. С появлением ископаемых на Земле начался фанерозой — время открытой жизни, а до этого был криптозой или докембрий — время скрытой жизни. Геология докембрия выделяется в особую дисциплину, так как занимается изучением специфических, часто сильно и многократно метаморфизованных комплексов и имеет особые методы исследования.
Туда же отнесём палеонтологию и стратиграфию:


  • Палеонтология изучает древние формы жизни и занимается описанием ископаемых останков, а также следов жизнедеятельности организмов .

  • Стратиграфия — наука об определении относительного геологического возраста осадочных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований.

Рассмотрим один из таких казусов на примере северо-американских скэблэндов.

Вики цитата: Скэ́бленд — территория ледниковой и приледниковой зон, подвергающаяся или подвергавшаяся ранее многократному воздействию катастрофических суперпаводков (дилювиальных потоков, потопов, фладстримов, мегафладов) из ледниково-подпрудных озёр , оставивших оригинальные эрозионные, эворзионные и аккумулятивные (дилювий ) образования, по которым возможно реконструировать историю скэбленда и дать прогноз . Скэбленд представляет собой территорию, рассечённую параллельными ложбинами, изобилующую каплевидными в плане холмами, водобойными (эворзионными) котлами и следами кавитации ; по выражению, М. Г. Гросвальда , это геоморфологический ландшафт, созданный гидросферной катастрофой.
Скэбленд дословно-содранная земля, ага-уже интересно, но официоз вещает нам, что земля это содрана мегафладами-т.е. мега наводнениями, правда всего лишь якобы из-за прорывов ледниковых озер-допустим..
Идем дальше, а дальше все гораздо интереснее и веселее. Далее мы видим всю мощь, хитрость, нахрапистость и наглость апологетов от трад. ист. геологии, втирающих добропорядочным самаритянам как оно типа того что было якобы на самом деле..
Вчитаемся и попытаемся понять хоть что-нибудь, итак:
Скэбленд может формироваться тремя типами рельефообразующего процесса — это процессы дилювиальной супер эрозии , дилювиальной эворзии и дилювиальной аккумуляции. Тип определяется набором форм дилювиального морфолитокомлекса и преобладание одних форм над другими в зависимости от объёма прорвавшихся озёр, мощности ледниковых плотин, исходного ландшафта и количества и энергии дилювиальных потоков (мегафладов, фладстримов, потопов). Классификация типов и форм дилювиального морфолитокомплекса была предложена в середине 1980-х годов и в настоящее время практически не претерпела изменений.

Чтобы слишком не утомлять читателя, рассмотрим маленький кусок определения дилювиальной эворзии - это просто песня:
Формы дилювиальной эворзии генетически и пространственно связаны со спиллвеями и дилювиально-эрозионными долинами прорыва и заплеска. Эворзия — это разрушение горных пород, обусловленное донным вращением субвертикально падающей воды. Судя по данным лабораторных исследований, эворзия коренных пород дилювиальными потоками, особенно на участках со сверхкритическими скоростями течения, могла происходить очень быстро. Причина этого — в процессах кавитационного разрушения пород, которые развивались на контакте ложа с воздушно-водяной смесью. Гидродинамические кавитационные каверны возникают в жидкости из-за местных понижений давления в результате увеличения скорости течения. Перемещаясь с потоком в зоны более высокого давления, каверны захлопываются, излучая при этом ударную волну, которая разрушает субстрат. В таких условиях даже при небольших скоростях потока (около 5 м/с) кавитация отвечает скоростям 100 м/с. Скорости же дилювиальных потоков были гораздо больше. Кавитационные процессы очень характерны для дилювиальной эрозии, а дилювиально-эворзионные образования вообще правильнее называть дилювиальными эворзионно-кавитационными -во как! Ни больше, ни меньше, прямо-таки нагромождение мегамудрых терминов и понятий, пытающихся типа объяснить и доказать, что то что ниже будет приведено сделала вода, вырвашаяся на свободу из плена ледниковых озёр. (А почему "Ы"-чтобы никто не догадался!).

Ну что же, посмотрим, что имели ввиду гиганты мысли, на примере обещанных северо-американских скэблендов, расположеных в штате Вашингтон в каньоне Гранд-Кули, и в соседнем Орегоне в бассейне реки Колумбия и её притоке реке имени Джона Дея:














Ок, допустим те картинки, что были выше-это всё дело рук воды, в каких-то там лохмато-древних периодах, тогда, уважемый читатель, пожалуйста , вернись выше и еще раз прочитай об преславутой дилювиальной эврозии, постарайся хоть что-нибудь запомнить и с этим богажом "знаний" подойди к суровому горняку из приведенных ниже совремнных карьеров и попробуй доказать ему что это все образовалось в силу естественных причин, и если бы не было техники, то и его работу можно было бы списать на воду..

Кривой рог:


Балаклава:



Железногорск:

Объемы разработок П.И. в приведенных северо-американских скэблендах-карьерах колоссальные, но где отработанная порода??
-Да вот же она родимая, туточки, в том же разнесчастном Орегоне, так называемое чудо мать её "природы"-цветные, или раскрашенные холмы:





..таких вот шняжек тоже полно там:

Но, то что было выше-это всё баловство, по ходу зреет новая сенсация... не исключено, что половина штата Вашингтон, половина Орегона, Монтана, Айдахо, Вайоминг, Невада, Аризона, Нью-Мексико, естественно Юта, а также часть Колорадо и Калифорнии все они почти сплошняком покрыты отработкой, не поленитесь друзья и самостоятельно рассмотрите данные места в геосервисах, и попробуйте сделать свои выводы. а выглядит это примерно так, Орегон:


..и эта безрастительная картина в благодатных широтах тянется на тысячи и тысячи квадратных километров:


И в довесок базальтовый орегонский бонус:




А как вам такое-гигантская ПИРАМИДА из базальтовых шести-восьми гранников, Вайоминг со своей дьвольской скалой отдыхает:


Постскриптума не будет, только видео с места событий:


Хотя, пожалуй в завершении надо сказать, что наличие следов мощных наводнений, а там они определенно были нисколько не объясняет все те особенности рельефа.

Каждый любитель транспорта знает, что круговые саморегулируемые пересечения, существующие в России - это полное дно. И совершенно необходимо вместо них делать модные, эффективные, лидирующие roundabout"ы, отличающиеся от "обычных" кругов всем, ну кроме, может быть, собственно, кругового движения.

Но в среде градостроителей это секретное знание начала 70х почему-то не распространено. И все бы ничего, но при разработке проекта планировки делается помимо всего и транспортная схема. Это, конечно, не ПОДД с разметкой и светофорными циклами, но такие параметры, как количество полос, пешеходные переходы и типы перекрестков в ней отражены. И то и дело в каком-нибудь Обнинске в транспортной схеме появляется вооот такенный кружище шириной метров в 80, убивающий всю жизнь вокруг себя.

Поэтому совершенно необходимо было написать маленькую статейку про круги, и как надо их применять (а как не надо) в городской ткани, чтобы ничего не испортить, сделав город необитаемым-непроходимым, ну или непроезжаемым (да, машинки тоже важны) - смотря как накосячить. Аудитория ее - именно градостроители, поэтому мы здесь не будем ковыряться в разметке или безопасности движения велосипедистов, зато рассмотрим такие, казалось бы, далекие от транспорта вещи, как окружающая перекресток застройка, ее функции, типы и интенсивность использования пешеходного пространства вокруг нее и перекрестка же. Что ж, читаем!=)

К сожалению, в городах нашей страны все еще господствует планировочный империатив о том, что в первую очередь городские улицы необходимо проектировать для удобства автомобилистов. Общественному транспорту и пешеходам не то что бы сознательно ухудшают условия передвижения, но просто не включают их в поле зрения, считая, что раз можно пройти/проехать, значит, все отлично.

Что выходит из такой практики, мы прекрасно знаем. В последнее время набирает силу и другое движение. Вкратце его позицию можно охарактеризовать так: "машинки должны страдать". Даже самое незначительное улучшение для пешеходов имеет безусловный приоритет перед интересами автомобилистов и пр. В таких условиях жесткого противопоставления двух групп пользователей улиц особенно ценны взаимовыгодные решения - то есть, когда можно сделать так, чтобы лучше стало всем и сразу. Согласитесь, звучит нереалистично. Но оно существует, нужно только знать, как.

И вот тут нам сильно помогут современные круговые пересечения, известные простому англоговорящему обывателю под словом roundabout. В отличие от традиционных круговых перекрестков, машины на них имеют приоритет выезда с круга и низкие расчетные скорости, что приводит к невероятно привлекательным операционным показателям. Roundabout снижает аварийность на перекрестке вдвое и более (-51% в США и Нидерландах, -82% во Франции и так далее). Случаи со смертельным исходом практически исчезают. А в некоторых случаях и полностью исчезают.

При пропускной способности около 3000 машин в час задержки транспортных средств по сравнению со светофорным регулированием снижаются до 78%. Время ожидания у пешеходов сводится практически к нулю: их безусловный приоритет подкреплен геометрическими характеристиками проезжей части (нарушить ПДД сложнее, чем исполнить их).

Казалось бы, рецепт идеального перекрестка найден. И roundabout должен применяться абсолютно везде, где это позволяет интенсивность трафика и прочие транспортные параметры. Но тут в игру вступает градостроитель: спектр его задач гораздо шире - именно он должен определить, где следует применить модные круги, а где нет. И оказывается, что roundabout далеко не настолько универсальный перекресток...

Для того, чтобы понять, где можно применить круги, а где нельзя, нужно их классифицировать поключевым характеристикам, влияющим на окружение кольца. Современные круговые пересечения есть трех типов: mini-roundabout (traffic calming circle), urban compact, urban large. Конечно, инженер-транспортник скажет, что это не совсем правильная классификация, но здесь мы рассматриваем влияние кругов на их окружение , а не то, что творится на асфальте между бордюрами - это уже дело не градостроителей.

1. Mini-roundabout

Mini-roundabout (еще его зовут traffic calming circle) очень компактен и лишь незначительно больше стандартного перекрестка (внешний диаметр кольца от 13 до 25 м, диаметр островка – 4 м). Крупным т/с разрешено проезжать по островку, отделенному от проезжей части только мощением или разметкой. Расчетная скорость движения – 25 км/ч и менее, пропускная способность – до 500 авт/час.

Mini-roundabout - правильно

Такое круговое пересечение предназначено для повышения безопасности движения и успокоения трафика. Подходящее место использования - преимущественно жилые районы периферии и срединного пояса с частой сеткой улиц (Новогиреево, Измайлово, Марьина Роща в Москве), малых городов (Зарайск, Ржев, Бежецк). Длинные и прямые улицы провоцируют водителей ездить по ним слишком быстро: мини-круги ограничивают скорость, вносят разнообразие в монотонную структуру кварталов, помогая ориентироваться в районе, придавая местности идентичность.

Важно, чтобы профиль улицы не был слишком узкий, дома стояли бы свободно, с разрывами. Радиусы закруглений проезжей части в mini-roundabout"е выше минимальных (9 - 12 м против 5), поэтому в тесной сплошной застройке места для пешеходов останется немного. Кроме того, большое количество пешеходов блокирует круговой перекресток гораздо быстрее, чем обычный, а диагональные переходы и вовсе недопустимы – хотя это обычная практика для мест с обилием точек притяжения в углах зданий. Mini-roundabout успешно применяется не только за рубежом, но и в Перми.


Mini-roundabout - неправильно

2. Urban compact

Urban compact roundabout имеет бóльший габарит. Скорости возрастают до 35 км/ч: соответственно, внешний диаметр круга может быть от 25 до 40 метров – больше обычного перекрестка, но меньше традиционных круговых пересечений, диаметр которых начинается от 50 метров. Пропускная способность возрастает до 1000 авт/час.

Островок в центре непроезжий – но внешняя часть может быть приспособлена для крупных машин – на ней устраивается мощение (apron). Заезд на апрон легковых автомобилей запрещен. Потоки, въезжающие и выезжающие с перекрестка, канализируются разделительными островками – они же служат островками безопасности для пешеходов. Проход пешеходов через центр круга запрещен. Компактность по сравнению с традиционным круговым пересечением дает возможность более широкого применения перекрестка в городской ткани. Пешеходные переходы безопасны, удобны и не требуют ожидания на светофоре.


Urban compact roundabout - правильно

Отсутствие задержек и низкие скорости улучшают безопасность, пропускную способность, уменьшают шум и вонь по сравнению с регулируемым перекрестком. Однако, как и mini-roundabout, он не терпит повышенной активности на пересечениях, близкой, тесной застройки. Это значит, что их сфера применения ограничена периферийными районами с низкой и средней плотностью жителей.

Нельзя вокруг такого круга выстраивать локальный центр: повышенная общественная активность не сочетается с запретом на диагональные пешеходные переходы и ограничением на интенсивность пешего передвижения вообще. Лучше всего делать такой перекресток на пограничных территориях массива застройки. Районные улицы могут быть настоящими барьерами, разделяющими город шириной проезжей части и интервалами светофорных циклов: roundabout решает обе проблемы, делая городскую ткань более проницаемой.


Urban compact roundabout - неправильно

Чтобы понять, как работают такие круги на родине кругов - в Британии - можно посмотреть на карту маленького города Бейсингсток. Почти все пересечения главной распределительной дороги с районными и местными улицами выполнены в форме круга. Тесные конгломераты застройки отделены небольшой зеленой зоной от главной дороги. Так соблюдается баланс между пешеходной доступностью через весь город и нормальным функционированием улиц.

Расположенные на границе района, roundabout"ы могут стать своеобразными воротами для въезжающих. Необычный план и возможность акцентировать центральный островок способствуют этому.

3. Urban large


Urban large roundabout - правильно

Urban large roundabout при высокой пропускной способности (до 4000 авт/час) имеет самые спорные характеристики безопасности и совместимости с городской средой. Его внешний диаметр (45 - 60 метров) сравним с традиционными круговыми пересечениями. Из-за того, что на круге имеется две полосы движения, велик риск боковых столкновений. Расчетная скорость движения – 40 км/ч – усиливает последствия ДТП в сравнении с однополосными кругами.

Двухполосные круговые пересечения несут наибольший урон окружающей городской среде, разрывая ее почти как традиционные круговые пересечения. Высока опасность double-lane roundabout"а и для велосипедистов, которым рекомендуется спешиваться и переходить перекресток по тротуару. Urban large roundabout не должен располагаться поблизости от застройки в нормальных обстоятельствах. Сферой их применения может быть реконструкция перекрестков неудавшихся «улиц непрерывного движения» с внеуличными переходами, широкой проезжей частью, множеством накопительных полос и растянутыми циклами светофора.


Urban large roundabout - неправильно

Вопреки ряду примеров, устройство в центральной части кругов остановок трамвая, павильонов, скверов не рекомендуется. Проход на центральный остров небезопасен и уменьшает пропускную способность перекрестка. Гораздо лучше тогда сделать обычное пересечение.

Есть смысл и взглянуть шире – круговые пересечения вписываются в концепцию «wide nodes, narrow links». Увеличение габаритов перекрестка компенсируется уменьшением ширины дороги между узлами, на которой уже не нужно столько пространства для ожидания автомобилями своего сигнала. Возможно, стоит пожертвовать территорией вокруг большого кругового пересечения, чтобы между перекрестками улица была дружелюбнее к горожанам.

Разумеется, традиционные круговые пересечения стометрового диаметра совершенно необходимо выкинуть на свалку истории. А остальными не увлекаться - а внимательно следить, подходят ли они для существующей ситуации или все же нет.