Крайслер-Билдинг — небоскреб автомобильной компании «Крайслер. Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг

Крайслер-Билдинг — небоскреб автомобильной компании «Крайслер. Самый высокий небоскреб в мире – Крайслер-билдинг

Крайслер-билдинг на углу 42-й улицы и Лексингтон Авеню в паре шагов от вокзала Гранд Централ — это, пожалуй, самое известное здание Нью-Йорка наряду с Эмпайр Стэйт Билдинг . А в течение 11 месяцев в 1930-31 годах Крайслер-билдинг успел побывать в звании высочайшего небоскреба на свете, уступив это звание тому же Эмпайр Стэйт. Высота 77-этажного здания — 319 метров. При этом стоит сразу подчеркнуть, что оно славится не столько размерами, сколько впечатляющей элегантностью и органичностью. На свете найдется не так уж много небоскребов, в которых так потрясающе сочетаются стиль и масштаб. Именно это, пожалуй, и обеспечило Крайслер-билдинг славу одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка, которой в 1976 году было присвоено звание Национального исторического памятника США.

Являясь настоящим образцом стиля Ар-Деко, властвовавшего в Нью-Йорке в 30-е годы прошлого века, Крайслер-билдинг был создан архитектором Вильямом ван Аленом по заказу Вальтера Крайслера. Причем бизнесмен платил сам, не выступая от лица автомобильной корпорации, так что здание никогда не принадлежало компании, хотя и было её штаб-квартирой до середины 50-х. Можно добавить, что на сегодняшний день здание на 90 процентов принадлежит арабской инвестиционной компании Abu Dhabi Investment Council. Строительство началось в 1928 году и сразу набрало гигантский темп — в неделю строилось в среднем по четыре этажа, причем за все время не погиб ни один рабочий. Изначальным заказчиком проекта был бывший сенатор Уильям Рейнольдс, который отверг план ван Алена как слишком дорогостоящий. Тогда же его перекупил Вальтер Крайслер, и ван Ален увеличил высоту здания, добавив еще несколько этажей. В постройке здание было использовано 3 826 000 кирпичей, что, видимо, уже навсегда превратило Крайслер-билдинг в высочайший кирпичный небоскреб на свете. Само строительство было отмечено соревнованием ван Алена со своим бывшим коллегой, ставшим заклятым врагом, архитектором Х. Крейгом Северансом, который построил на Уолл-стрит, 40 здание на 2 фута выше, чем у ван Алена. Однако последний не растерялся и втайне от широкой публики получил разрешение установить на крыше здания 38-метровый шпиль, который был собран прямо внутри уже готового сооружения. Шпиль был изготовлен из специальной нержавеющей стали и превратил Крайслер в высочайшее сооружение на свете, обогнавшее по высоте Эйфелеву башню. Здание было в итоге открыто 27 мая 1930 года. Правда, ван Ален вряд ли был очень обрадован, узнав, что Крайслер решил не выплачивать ему причитающийся гонорар. А уже меньше чем через год лавры высочайшего здания планеты перехватил Эмпайр Стэйт Билдинг.

В любом случае, ван Ален сумел создать один из самых потрясающих образцов стиля Ар-Деко со своими специфическими чертами. Особенного внимания заслуживает крыша здания, состоящая из семи радиальных сводов в виде террас, повторявших рисунок автомобильных дисков «Крайслера». Ребристая облицовка из нержавеющей стали расходится своеобразными лучами наподобие солнца. Немалую роль в создании этого эффекта играют и многочисленные треугольные окна. Важными элементами фасада являются загадочные на первый взгляд скульптуры, расположенные по углам здания. На самом деле, на уровне 31 этажа по углам можно видеть большие копии эмблем «Крайслера», а на уровне 61-го этажа — пугающие горгульи в виде орлов, по паре на каждом углу. Однако без этих элементов Крайслер-билдинг наверняка бы не имел статуса абсолютного шедевра стиля Ар-Деко, которым может похвастаться сегодня.

Небоскреб Крайслер-билдинг когда-то принадлежал компании "Крайслер", по имени которой и был назван. Здание построено было в 1930 году и считается сегодня одним из символов города Нью-Йорка. Высота его составляет 319 метров. Располагается Крайслер-билдинг в восточной части Манхэттена.

Проекты дизайна

В конце 20-х - начале 30-х гг. прошлого века множество небоскребов строилось в Нью-Йорке. При этом вопросом престижа для их владельцев было превзойти предшественника по высоте. Уильям ван Ален - архитектор, разработавший проект здания 246 метров высотой для Уильяма Рейнольдса (подрядчика). Позднее права на строительство выкупил Уолтер Крайслер. Он планировал разместить в этом строении штаб-квартиру принадлежащей ему автомобильной корпорации. Проект был пересмотрен по требованию Крайслера. На 10 этажей увеличилась высота здания, теперь уже 282 метра составлял в высоту Крайслер-билдинг в Нью-Йорке.

Подробнее о первоначальном и окончательном варианте дизайна небоскреба

В первоначальном варианте дизайна ван Ален планировал использовать выполненную в виде бриллианта стеклянную крышу в качестве украшения. Также в этом проекте было обозначено основание: выставочные окна в нем увеличены в 3 раза по высоте и имели 12 этажей над собой со стеклянными углами. Это нужно было для того, чтобы создать физический и визуальный эффект легкости, как будто небоскреб парит в воздухе. Здание первоначально должно было достигать в высоту 246 метров. Однако проект был признан чересчур опережающим время и к тому же слишком дорогим для Уильяма Г. Рейнолдса, заказчика, не одобрившего первоначальный вариант, предложенный ван Аленом. Тогда к работе приступил Уолтер П. Крайслер, работавший с ван Аленом. Он переделал дизайн здания, в котором появилось несколько дополнительных этажей. В конечном итоге высота его составила 282 метра. Поскольку Уолтер Крайслер являлся председателем Автомобильной корпорации, архитектурные детали, в особенности горгульи и статуи на здании, были выполнены в виде продуктов фирмы, которой он руководил. Например, в виде капотов Plymouth.

Ход строительства

В 1928 году, в октябре, приступили к работам по расчистке территории, предназначенной для строительства. Возведение фундамента началось через 6 месяцев, а еще через полгода полностью был выполнен стальной остов. В 1930 году, 27 мая, был открыт Крайслер-билдинг. Фото его, сделанное в 1932 году, представлено ниже.

Итог строительства

В общей сложности в его строительстве было использовано примерно 400 тыс. заклепок, а также около 3 826 000 кирпичей положены были вручную для создания ненесущих стен. К инженерам, строителям и подрядчикам для координации строительства присоединились различные эксперты строительных служб.

77-этажный небоскреб Крайслер-билдинг стал частью трехстороннего соревнования. Два других небоскреба боролись за звание самого высокого в мире здания. Это Уолт-стрит 40 (компания Банк Манхеттена), который возводил Крэг Северанс, главный соперник и бывший партнер архитектора ван Алена, а также знаменитая башня Эмпайр-стейт-билдинг.

Соревнование гигантов

Пронюхав о том, что Крайслер планирует увеличить высоту здания до 282 метров, Северанс добавил флагшток высотой около 15 метров, что сделало сооружение немного выше, чем Крайслер-билдинг. Архитектор лишь незначительно увеличил высоту, которая составила 282,5 м. Немного спустя, в августе 1930 года, "секретное оружие" раскрыл уже ван Ален. Это был шпиль из нержавеющей стали, под покровом тайны собранный внутри купола небоскреба, после чего поднятый наверх. Благодаря этому здание достигло высоты 319 метров. Небоскреб Крайслера, таким образом, оказался первым объектом из всех возведенных ранее, превзошедшим по высоте Эйфелеву башню, удерживавшую рекорд высоты в течение долгого времени, еще с 1889 года.

В Нью-Йорке в это же время завершалось строительство еще одного гигантского небоскреба - здания на Уолл-стрит, 40, которое позднее стало называться Трамп-билдинг. Лишь 11 месяцев Крайслер-билдинг был высочайшим зданием мира, после чего Эмпайр-стейт-билдинг получил этот титул. Небоскреб этот был открыт в 1931 году, в мае. Эмпайр-стейт без причальной мачты был только на полметра выше, чем Крайслер. Но вскоре мачта высотой около 60 метров была добавлена на его вершину. Она предназначалась первоначально для причаливания дирижаблей. После этого, в 1950 году, установлена была также телевизионная антенна (высота - около 62 метров). Таким образом высота была увеличена до 442 метров.

Кому принадлежит земля и само здание?

Земля, на которой находится сейчас Крайслер-билдинг, отдана была в 1902 году частному колледжу, который предлагал абитуриентам полную стипендию. В 1929 году землю сдали в аренду корпорации Крайслер. До сих пор колледж владеет ей. На само же здание права имело несколько хозяев. В 1947 году небоскреб был продан семьей Крайслер. В 1950-х годах оттуда съехала корпорация, а в 1957 году Алекс ДиЛоренцо и Сол Голдман, лидеры в области недвижимости, купили его. Вестибюль обставили по-новому, а в 1978-1979 годах переделали фасад. Здание Крайслер-билдинг в Нью-Йорке в 1979 году принадлежало инвестору из Вашингтона Джеку Кунту Куку. Шпиль в это время претерпел реконструкцию. Она была завершена в 1995 году. Компания "Тишман Спейер Пропертис", а также Группа туристического страхования в 1998 году купили этот небоскреб, а также соседнее здание под названием Кент-билдинг (в 1997). "Тишман Спейер Пропертис" получила также на 150 лет аренду на землю и до сих пор удерживает арендные права. 75% акций здания в 2001 году проданы были за 300 млн долларов фонду TMW, штаб-квартира которого находится в Атланте.

Оригинальный фасад небоскреба

Очертания Крайслер-билдинг - это отдельная тема. Было сделано множество попыток расшифровать фасад небоскреба, в особенности шпиль, высмеивавшийся критиками как "конструкция-недоросток" с "бессмысленным сладострастием", "бессодержательным романтизмом" и "пустым символизмом".

31-й этаж небоскреба, облицованного белым кирпичом, украшает фриз автомобилей. Крылатые урны увенчивают их. Они напоминают крышку радиатора, которую имела модель Крайслера, выпущенная в 1929 году. 8 огромных металлических орлиных голов, находящиеся на следующем выступе, сторожат все стороны света, подобно защищающим символам, помещавшимся на средневековые замки.

Автомобиль является лейтмотивом здания. Он превращается, согласно задумке, в летательный аппарат, становится постепенно живым летающим существом. Отрастившие крылья урны, сделанные из металла головы орла... Шпиль в данном контексте можно истолковать как выполненное из металла оперение с фигурными металлическими панелями и треугольными окнами, являющимися его деталями.

Корона небоскреба

Крайслер-билдинг известен также короной, которая находится на передней стороне крыши. Ее дизайн следующий. Корона состоит из семи полукруглых арок террасы с переходными скосами. Покрытия, выполненные из нержавеющей стали, скованы и закреплены в солнечный узор со множеством сводчатых треугольных окон, которые переходят в небольшие сегменты 7-ми скосов фасада. Сама же корона выполнена из серебристого металла - нержавеющей аустенитной стали, которая была разработана в Германии и выпущена затем на рынок под названием "Нироста".

Что находится на последних этажах?

Когда небоскреб только что открывался, он имел доступную публике галерею, расположенную на 71-ом этаже. В 1945 году она была закрыта. Этот этаж теперь является самым высоким из всех остальных этажей небоскреба. Его совсем недавно заняла офисная компания. Пространство этажей с 66-го по 68-й занимал частный клуб под названием "Cloud Club". Однако его закрыли в конце 1970-х. Небоскреб выше 71-го этажа представляет собой ведущую на шпиль лестницу. Эти этажи очень узкие, потолок у них низкий и косой. Они служат лишь для хранения различного оборудования. Первоначально телевизионный канал под названием WCBS-TV вещал с крыши этого небоскреба (в 1940-х и 50-х годах). Затем он переехал в открывшийся Эмпайр-стейт-билдинг. Радиостанции WTFM и WPAT-FM также использовали небоскреб Крайслера для своей вышки. Однако и они, в свою очередь, переехали к 1970-м годам в Эмпайр-стейт-билдинг. Сегодня в интересующем нас небоскребе нет радиостанций.

Освещение здания

Два вида освещения есть в этом здании. Первый - это V-образные входы в самом небоскребе. Позднее также добавили прожекторное освещение на направленных на заднюю часть этого здания кронштейнах осветительных столбов. Это позволило по особым случаям освещать крышу огнями разного цвета. Освещение установил Чарльз Лонднер, электрик, вместе со своей командой.

Значение небоскреба

Крайслер-билдинг, по мнению множества специалистов, является самым красивым из всех небоскребов, расположенных в Манхэттене. Данный объект выступает классическим примером использования в архитектуре стиля ар-деко. Традиционно это здание включается в десятку любимых архитектурных сооружений США. Разумеется, столь красивое и необычное сооружение было использовано во множестве фильмов, мультфильмов и игр. Крайслер-билдинг, высота и архитектура которого привлекает сегодня огромное множество туристов, является одной из визитных карточек Нью-Йорка.

Мы - страстные поклонники всяческих смотровых площадок, и если есть таковые в городах, которые мы посещаем, то обязательно туда взбираемся. Поэтому знакомство с легендарным городом Нью-Йорком решили начать с великолепного Крайслер билдинг.

Небоскрёб Крайслер билдинг высотой 319 метров считается одним из самых оригинальных символов Нью-Йорка. Расположено знаменитое здание в восточном Манхеттене на пересечении 42-ой улицы и Лексингтон-авеню.

В 20-30-х годах XX века небоскрёбы в Нью-Йорке росли как грибы после дождя. При этом владельцы зданий во что бы то ни стало пытались превзойти друг друга, это было вопросом престижа. Проект небоскрёба был заказан сенатором Уильямом Х. Рейнолдсом, а затем, уже готовый проект, был куплен Уолтером Крайслером, где тот планировал расположить штаб-квартиру своей компании. К тому времени Крайслер билдинг уже начал подниматься всё ближе к небесам. Нью-йоркские строители, стремящиеся создать высочайший в мире небоскрёб, возводили здание невероятно быстро - по четыре этажа в неделю.

В то же самое время в городе вовсю шло строительство 70-этажного здания, которое позже стало известно как «Трамп билдинг». Проект вёл соперник Уильяма ван Алена - архитектора Крайслер билдинг. Ален увеличил высоту своей постройки до 283 метров, благодаря чему ван Ален пошёл на хитрость, получив разрешение и соорудив прямо внутри строящегося здания 38-метровый шпиль из стали. В результате этой гонки в 1930 году состоялось официальное открытие небоскрёба , которое стало самым высоким на тот момент сооружением на планете. Но, спустя всего одиннадцать месяцев, Крайслер билдинг переплюнул Эмпайр Стейт Билдинг, построенный в 1931 году.

Крайслер билдинг показался нам самым красивым и необычным небоскрёбом во всём Нью-Йорке. Этот яркий пример стиля арт-деко, построенный из кирпича и нержавеющей стали, просто не может не восхищать. Кстати, 31-ый этаж сооружения увенчан крылатыми урнами, которые напоминают крышку радиатора Крайслера 1929 года.

Когда-то Крайслер билдинг подвергался критике благодаря своему довольно «легкомысленному» дизайну. К примеру, наверху установлены огромные серебристые горгульи. Однако публика всегда восхищённо и с большим интересом относилась к этому зданию, прозвав его «Красавицей Манхеттена». Я бы и сейчас назвал это чудо точно также.

Конечно, нам очень хотелось попасть на смотровую площадку такого необыкновенного чуда архитектуры. Но, как оказалось, обзорная площадка, открытая для посетителей на 71-ом этаже Крайслер билдинг сразу же после завершения процесса строительства небоскрёба, уже в 1945 году была закрыта. Спустя несколько лет вместо неё здесь расположился ресторан, однако и он вскоре был переоборудован в частный клуб «Cloud Club», откуда был виден весь прекрасный Нью-Йорк. Некоторое время также на верхних этажах устанавливали теле- и радиопередатчики, которые затем были перенесены на Эмпайр Стейт Билдинг.

Тем не менее, в холле небоскрёба нам побывать всё же удалось. Он действительно роскошный и элегантный, впрочем, как и само здание. Кроме того, решили полюбоваться сооружением да и городом в целом со смотровой площадки Эмпайр Стейт. Зрелище необыкновенное!

Небоскрёб выполнен в стиле Арт-Деко. Высота его достигает 319 метров. История создания этого уникального в своем роде здания, от проектирования до введения в эксплуатацию, насыщена массой интересных фактов и событий. Лучшие архитекторы стремились завоевать право называться строителем высочайшего в мире сооружения и пытались внести свои изменения непосредственно в процессе строительства. Но, некий Вильям Ван-Аллен спроектировал на вершине небоскрёба стальной шпиль в 38 метров, согласовав это с властями города. Эти коррективы держались в строжайшей тайне до самого конца строительства, вплоть до монтажных работ на крыше шпиля. Тем самым, Вильям Ван-Аллен заслужил звание архитектора высочайшего сооружения в мире. Известен тот факт, что небоскрёб строился с сумасшедшей скоростью, а именно – 4 этажа в неделю.

Строительство 77-этажного здания было успешно окончено 27 мая 1930 года. С этого момента и вплоть до 50-х годов в небоскрёбе находилась штаб-квартира корпорации Крайслер, на самых последних этажах располагались обширные апартаменты владельца корпорации – Уолтера Крайслера. Лобби небоскрёба исполнено в стиле экспрессионизма, богатая отделка исполнена красным марокканским мрамором и бельгийским гранитом. Роспись потолка лобби, изображающая индустриальные мотивы, признана одной из крупнейших во всем мире. Стены 31 этажа здания облицованы белым и серым кирпичом, а украшены огромными копиями эмблем «Крайслера». Следующий выступ представляется на 61 этаже, на нем возвышаются орлиные головы невероятных размеров и обращённые во все четыре стороны света. Они призваны защищать Крайслер от его конкурентов. Верхние этажи находятся в стальной короне, которая плавно переходит в шпиль. А в шпиле сконцентрированы небольшие залы, преимущественно с низкими потолками, которые предназначены для размещения подсобных помещений под всевозможное телевизионное и радиооборудование. А также, для обзора города, ведь с башни открывается поразительный вид на крупнейший мегаполис мира.

Крайслер Билдинг в кино

  • В фильме «Армагеддон» удар астероида ломает небоскреб Крайслер пополам и заставляет верхнюю часть разбиться о мостовую.
  • В мультсериале «Спайдермен» один из главных злодеев Кингпин управляет своим преступным синдикатом из небоскреба Крайслер, а верхние этажи его имеют площадки для самолетов с вертикальным взлетом.
  • В киноленте «Годзилла» два вертолета «Апачи» случайно взрывают здание, гонясь за чудовищем по Манхэттену.
  • В кинофильме «Послезавтра» во время резкого перепада температуры у здания бьются стекла.
  • В фильме «Клошар» сумасшедший главный герой думает, что в небоскребе живет его враг. Корнелиус Стайвесант, олицетворение дьявола. То и дело из здания вырываются какие-то Y- и Z-лучи, которыми Стайвесант пытается поработить человечество.

Крайслер-билдинг – манхэттенский небоскрёб в стиле ар-деко. Архитектурные достоинства здания таковы, что оно признано одним из самых красивых в Нью-Йорке и США. Кроме того, это самое высокое в мире кирпичное строение.

Великолепный небоскрёб явился на свет по воле одного из легендарных американских менеджеров, Уолтера Крайслера. Начав карьеру учеником машиниста на железной дороге, он вскоре заинтересовался автомобилями. Компания «Бьюик» увидела в нём перспективного управленца и не обманулась – Крайслер проявил себя блестяще. В 1925 году он основал собственную корпорацию «Крайслер» и приступил к выпуску революционных для своего времени автомобилей – с двигателями высокой компрессии, масляным и воздушным фильтрами.

В конце двадцатых годов Уолтер Крайслер решил построить для своей корпорации самое высокое здание в мире. Проект разработал Уильям ван Ален, для которого небоскрёб оказался венцом карьеры: по окончании строительства архитектор выставил Крайслеру счёт за услуги – 6 процентов от сметы (стандартные расценки того времени), но Крайслер счёл, что это много. Ван Ален выиграл суд, однако новых заказов уже не получил, а вскоре грянула Великая депрессия, и об архитектуре ему пришлось забыть.

Крайслер-билдинг строили с бешеной быстротой: четыре этажа в неделю. Для крепления стального каркаса использовали 400 тысяч заклёпок, в стены вручную уложили почти четыре миллиона кирпичей. Однако рядом, на Уолл-стрит, 40, строилось здание Банка Манхэттена высотой 283 метра, и Крайслер мог битву за высоту проиграть. Но ван Ален использовал секретное оружие: добился разрешения поставить на здании 38-метровый шпиль с тем, чтобы его детище достигло высоты 319 метров. В глубокой тайне сооружение было смонтировано внутри небоскрёба. Ван Аллен наблюдал за его подъёмом, стоя на углу Пятой авеню и дрожа от страха: люди на улице не знали, что происходило над их головами. Но монтаж прошёл успешно и занял всего 90 минут. Крайслер-билдинг выиграл гонку за звание самого высокого здания планеты.

Торжество оказалось недолгим: через одиннадцать месяцев приз перешёл к 102-этажному Эмпайр Стейт Билдинг. Тем не менее Крайслер-билдинг и сегодня остаётся одним из высочайших зданий мира и уж точно – одним из самых стильных. Стекло и полированная сталь делают его визуально лёгким, как бы парящим в воздухе. Коническая корона из крупповской нержавеющей стали сверкает в любую погоду. На шестьдесят первом этаже с углов здания смотрят гигантские орлы. На уровне тридцать первого этажа небоскрёб украшен блестящими крыльями – такие устанавливались на крышках радиаторов «крайслеров» 1929 года.