Что счет получателя банке получателя. Расчетный счет и лицевой счет: в чем разница и зачем предпринимателям нужен лицевой счет. Расчётный или корреспондентский счет – в чём разница между ними

Что счет получателя банке получателя. Расчетный счет и лицевой счет: в чем разница и зачем предпринимателям нужен лицевой счет. Расчётный или корреспондентский счет – в чём разница между ними

На Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Эта икона была написана в Грузии неизвестным иконописцем по образцу древней Иверской иконы.
Икона Иверской Богоматери была подарена осетинскому народу, принявшему христианство задолго до крещения Руси, боголюбивой грузинской царицей Тамарой. Из истории известно, что она по кончине первого супруга своего князя Георгия Андреевича, сына знаменитого Андрея Боголюбского, вступила в брак с осетинским царевичем, князем Давидом – Сосланом. В дар осетинскому храму в селении Майрамыкау ею была преподнесена икона – 1 аршин и 12 вершков в высоту и 1 аршин, 7 вершков в ширину. Она была написана по золотому фону. Черты лица Божьей Матери – строгие и величественные, характер письма – грузинский. Согласно преданию, иконописец царицы Тамары готовился к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневной молитвой. Может быть, поэтому и стало это изображение Девы Марии и Младенца Иисуса своеобразной молитвой в красках, созерцанием Небесного духовного мира, открывшегося его внутреннему взору.

Шестьсот лет икона пребывала в Куртатинском ущелье. И немало чудесных историй, связанных с ней, сохранила народная память. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма.

В конце XVIII столетия, когда магометанство при посредстве турецких миссионеров, главною задачей которых было внушение горцам, что их единственным законным государем является турецкий султан, вторглось с величайшим фанатизмом, более политическим, нежели религиозным, в Кавказские горы, икона Иверской Божьей Матери сохранила верными христианству многие семьи не только осетин, но и черкесов. И сохранила посредством дивных знамений.

В 1763 году правительство России пригласило горцев – христиан и горцев, желавших принять христианство, переселиться с гор на равнину близ Моздока, который предполагалось сделать центром распространения христианства на Северном Кавказе. В 1799 году партия осетин, прибывших из Куртатинского ущелья к Моздоку, привезла с собой икону Иверской Божьей Матери. И вновь икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город.

По дороге остановившиеся на ночлег в предместье Моздока переселенцы, как повествует сказание об иконе, видели во мраке ночи необыкновенный свет, сиявший над арбой, на которой находилась икона. По утру один из осетин рассказал, что слышал ночью голос, повелевший им оставить икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расставаться с горячо любимой святынею, горцы не ослушались Божьего веления и оставили икону на указанном месте. Вскоре там, по велению преосвещенного Гая, епископа Моздокского и Маджарского (узнав о прибытии в Моздок знаменитой на Кавказе святыни, он вышел к ней для поклонения с духовенством, крестами и хоругвями) была сооружена часовня. А позже – сначала деревянная церковь, а потом собор во имя Успения Божьей Матери.

Кроме осетин, икону Иверской Божьей Матери почитало множество горцев, даже магометан, которые, пораженные чудесами, совершавшимися при ней, принимали христианство, тогда как другие, испытывая доверие к иконе, испытывали доверие и к христианству. На поклонение чудотворной иконе в Моздок шли и армяне-григориане, и раскольники из гребенских казачьих станиц, чествовавшие ее наравне с православными, а также тысячи верующих с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской, Харьковской и других, более отдаленных губерний.

Икона совершила множество чудесных исцелений. Под ней на шнуре висели многочисленные серебряные изображения частей человеческого тела, привешенные в знак благодарности распрощавшимися со своими болезнями верующими.

Икона Иверской Божьей Матери (именно так в последствии называли ее) не только творила чудеса исцеления, но и пробуждала в людях такое редкое сегодня качество, как веротерпимость. Епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром был описан весьма любопытный случай, произошедший в 1899 году во время посещения им паствы своей епархии. В Беслане после молебствия с акафистом, совершенным перед чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери, он вел беседу с прихожанами на текст Евангелия, которую закончил научением молитвы к Богородице на русском и осетинском языках. В это время магометане, присутствовавшие в храме на службе, но стоявшие в стороне, начали постепенно приближаться к христианам, слились с ними, жадно вслушиваясь в слова православного епископа. Некоторые из осетинок-мусульманок даже подошли к чудотворной иконе, приложились к ней и зажгли восковые свечи. А, молясь, они громко просили: «Хотя мы и магометанки, но Пресвятая Богородица Мария и для нас Всесвятая. И мы, внимая словам Вашего Преосвященства, припадаем перед её святой иконой и умильно просим: да помилует она и нас». В это самое время подошёл к чудотворной иконе и местный мулла-осетин, зажёг перед ней свечи и опустил свою лепту в сборную кружку.

Тот факт, что к крестному ходу - этому церковному торжеству - было причастно не только христианское население края, констатировался и в журнале «Владикавказские епархиальные ведомости» за октябрь 1901 года. «Даже магометане и то отнеслись весьма сочувственно к нашему торжеству и, насколько было для них, возможно, выражали самим делом своё сочувствие, - писалось в журнале. - На пути в ст. Горячеисточненскую сопровождавшие святую икону были свидетелями весьма отрадного и трогательного факта. Люди под лучами палящего солнца изнемогали от жажды. И вот Аллах посылает своих лучших поклонников - жителей аула Старый Юрт, мимо которого несли святую икону, с кувшинами и чашами холодной воды, дабы утолить жажду трудящихся в честь Приснодевы, родившей Христа. И с каким усердием они исполняли это служение ближнему!».

Не только чеченцы относились с почитанием к иконе Моздокской Богоматери, но и кабардинцы, которые по пути следования иконы накрывали столы для проголодавшихся верующих, совершавших крестный ход.

В сентябре ежегодно икона Моздокской Божьей Матери прибывала во Владикавказ. Встречать её, как правило, выходил епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством и святынями всех городских церквей. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставлялась на некоторое время, дабы благочестивые владикавказцы могли прикоснуться к святыне и обратить свои молитвы к Богородице.

28 сентября 1915 года произошло ещё одно чудесное происшествие, связанное с иконой. В этот день в кафедральном соборе вспыхнул пожар. До прибытия пожарных сильно обуглились и местами прогорели пол и лестница, обуглилась и внутренняя сторона левого иконостаса, иконы подпортились. Однако тут же, у левого клироса, стоявшая чудотворная икона Моздокской Божьей Матери осталась совершенно невредимой.

Из истории известно, что перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию) посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы, державы российского покрова и заступницы. Вслед за этим епископ Антонин благославил высокого гостя иконою святого великомученика Георгия Победоносца и от лица осетинского духовенства сообщил, что Моздокская икона Божьей Матери по происхождению осетинская, что осетины приняли веру Христову на 200 лет раньше великого князя Владимира.

И никто из присутствовавших тогда в храме не мог даже предположить, что спустя каких-то три года произойдет в России государственный переворот, канет в Лету самодержавие, и религия будет объявлена «опиумом для народа». Успенский собор в Моздоке в 30 – годы будет взорван. Во время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена и святыня Куртатинского ущелья – чудотворная икона Иверской Моздокской Божьей Матери.

Все, что напоминает о былой славе и о событиях давно минувших дней, - это Харисджин – место в Куртатинском ущелье, где на самой вершине холма, под облаками, над пропастью, стоит скромная каменная горская церковь – деревянный крест на крыше, старая береза у западной стены. Невдалеке – обезглавленная сторожевая башня. Вот все, что осталось от старинного осетинского селения Майрамыкау. Согласно преданию, здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы на протяжении шести веков хранилась великая святыня осетинского народа - чудотворная икона Иверской Богоматери.

Сегодня сюда совершают крестный ход верующие – прихожане хидикусской церкви Жен-мироносиц, которые первыми возвестили о воскресении Христа Спасителя. Церковь эта, оскверненная и поруганная в годы лихолетья, была восстановлена в прошлом году стараниями монахов Свято – Успенского Аланского мужского монастыря. Вот только совершают крестный ход ныне не с чудотворной иконой, некогда хранившейся в селении Майрамыкау, а с ее копией.

Православные священники говорят, что чудотворные иконы по своей воле покидают те места, где ухудшается обстановка. То есть, где люди перестают жить в любви с любовью, забывая о том, что Бог есть Любовь. Томимые жаждой духовной, воспитанные в стране тотального атеизма, они грабят и убивают, прелюбодействуют и поклоняются золотому тельцу, не раскаиваются в совершенных злодеяниях, не любят ближнего, как и себя самого, совершают самый тяжкий из грехов – убийство Любви. Посмотрите, это творится сегодня на территории нашего родного Северного Кавказа. Войны, кровь, терроризм, коррупция – Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия…

Говорят, что святыня может вернуться обратно так же внезапно, как и исчезнуть. Но не искать ее нужно, а, очищаясь, изменяться нам, живущим здесь, на Северном Кавказе, Осетии (ведь чудотворная икона Иверской Божьей Матери прежде всего осетинская) – всем вместе и каждому в отдельности. Тогда, быть может, будто случайно (хотя случайностей не бывает) и неожиданно мы найдем пропавшую в лихолетье икону – земли северокавказской Покрова и Заступницу. И это будет означать, что благодать вернулась на нашу землю. Но а пока… Пока мы остались без Берегини. И в то же время все в наших руках.

≈ В день памяти Иверской иконы Пресвятой Богородицы предлагаем читателям историю одного из списков "Благой Вратарницы" - чудотворной иконы Иверской Моздокской, написанной по повелению святой царицы Тамары для осетинского народа. На протяжении многих веков Моздокская икона Божией Матери, икона-апостол, как называл ее святитель Игнатий Брянчанинов, служила главным связующим звеном между горными народами Кавказа и Православием.

Сестры Стефано-Махрищской обители совершили паломничество в Республику Северная Осетия - Алания и посетили древний храм в Куртатинском ущелье, в котором с XII по XVIII хранилась главная святыня Алании.

≈ Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара. В конце XII - начале XIII веков в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии.

С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии.

Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии.

Созидая святые храмы, царица Тамара не жалела средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви Осетии церковной утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, кроме Осетии, о ней знала вся Грузия.

Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский и грузинский языки и все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Относительно осетинской царевны Бурдухан, матери царицы Тамары, в «Картлис Цховреба» («Грузинской летописи») говорится: «Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли. Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара».

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

Вот что пишет грузинский летописец, современник Тамары, об осетинах: «Осетины являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ. Они умеют хранить дружбу, не лживы, не изменники, отличные воины, прекрасно владеют оружием, умеют строить церкви, изготавливать церковную утварь, строят отличные башни, крепости, мосты и переправы, знают ремесла, умеют кузнечить, плотничать, изготавливать посуду, знают ювелирное дело, делают всякое оружие и военные доспехи, выращивают пшеницу, ячмень, прекрасные всадники, особо почитают старших».

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви.

Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю. В XVIII веке наступила эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар наши предки пережили очень трудные в своей судьбе времена и были на грани полного уничтожения иноплеменниками. В отсутствии духовенства христианство в Осетии стало гаснуть и смешалось с различными суевериями.

Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

В XVIII веке куртатинцы переселяются на равнину, в район Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню - икону Божией Матери. Прибыв в Моздок, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, и свет этот не переставал сиять всю ночь.

Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но, несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к образу Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий Токаов, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. Позже, в 1797 году, для иконы здесь был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

С тех давних пор ежегодно, с Пасхи до Успения Богородицы, совершался крестный ход с чудотворной иконой из Моздока во Владикавказ по всей Осетии и Терской области.

Селения, через которые проносилась икона, считались у осетин счастливыми. В середине XIX века епископ Кавказский Игнатий Брянчанинов так писал своему брату Петру, занимавшему в то время пост ставропольского губернатора: «Осетины признают икону своею собственностью, питая к ней пламенную привязанность. Икона славна в горах, на поклонение к ней стекаются и множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания также чествуют икону наравне с православными.

Многие магометане, пораженные чудесами, совершающимися при иконе, питают доверие и к христианству. Икона - апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Перед святыней коленопреклоненно молился последний Российский Император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он, возвращаясь с турецкой границы, посетил Владикавказ.

Специально по этому случаю в Михаило-Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память Императору была подарена копия иконы Богородицы. Царя очень тронул неподдельный патриотический прием осетин. В годы разгула воинствующего атеизма и богоборчества потери, понесенные Православной Церковью, были велики и трагичны. В 30-х годах XX века исчезла и Иверская-Моздокская икона Божией Матери.

Монахи святой Аланской обители верят, что в свое время чудотворная икона - Апостол Кавказа, вернется в Куртатинское ущелье - удел Пресвятой Богородицы.

Аланский Успенский мужской монастырь - православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная и самая южная Православная обитель на территории России.

Первыми насельниками обители стали осетины, духовно окормлявшиеся у старца архимандрита Ипполита (Халина) в Свято-Никольском монастыре г. Рыльска. По благословению старца Ипполита они прибыли в город Беслан, где в 2002 году был учрежден монастырь.

Со временем обитель была перемещена в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус. Новый монастырь строился в трех километрах от храма, в котором шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Моздокская икона Божией Матери.

В монастыре по древним образцам был возведен новый большой храм во имя Иверской Моздокской иконы Пресвятой Богородицы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви

В Ставропольской губернии в городе Моздоке находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В этой церкви за правым клиросом, в киоте, присутствует древняя и чудотворная икона Иверской Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие.

В двенадцатом столетии знаменитая грузинская царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в них христианских храмов. Созидание этих храмов приписывается преданием Тамаре.

Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценный дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии.

В конце прошедшего столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось с величайшим фанатизмом - более политическим, нежели религиозным - в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними - держалось более номинально, нежели на самом деле. Осетины склонились к исламизму, подобно прочим горцам.

Но они так, как и все горцы, не сделались настоящими магометанами. Алкоран им неизвестен, по незнанию горцами арабского языка, на котором написан алкоран. Перевода на татарский горцы не имеют. Неизвестен он самим муллам горцев - они считают его недоступною, высшей мудрости книгою. Магометанство горцев заключается в соблюдении некоторых наружных магометанских обрядов. Они склонились к некоторым верованиям, внушенным им миссионерами. Большая часть понятий прежней неопределенной религии, в которой доселе видны признаки христианства, осталась при них. Главнейшею заботою миссионеров было внушать горцам, что их единственный законный государь есть турецкий султан.

В смутное время в религиозном отношении, то есть во время проповеди магометанства между горцами в конце прошедшего столетия, икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов - сохранила верными посредством дивных знамений. Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить чрез Терек и селиться близ Моздока. Вследствие приглашения в 1793 году партия горцев накануне преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздоку, имея с собою икону Божией Матери.

Икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город. Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством, с крестами и хоругвями. Архипастырь внес ее в собор, предполагая здесь предоставить почетное место иконе. Но Богоматерь особенным чудом известила епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе (так называется двухколесная телега горцев).

Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте. Впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Икона имеет один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины. Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками. Но моздокские осетины утверждают, что она покрылась копотию во время вышеупомянутых пожаров в ущелии Карталинском. Черты лица Божией Матери на иконе строгие, характер письма грузинский. Иконописец царицы Тамары, говорит предание, приуготовлялся к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневными молитвами.

В настоящее время при Успенской церкви имеется прихожан 2243 мужеского и 2155 лиц женского пола. Из них осетин и черкесов - 1238 лиц мужеского и 1153 лица женского пола. Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность, с которою должно обращаться весьма осторожно и благоразумно, по пылкости, решительности и невежеству азиатов. Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.

Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями. Нужно, чтоб и человеки оказывали усилия, им свойственные, к святому делу просвещения горцев светом Христовым.

О Моздокской иконе Божией Матери.

Чудотворная Моздокская икона Божией Матери - особенное явление в религиозной жизни моздокских хуторян. Она появилась в Моздоке вместе с переселенцами, а в период когда стали исчезать хутора - исчезла и икона. Для хуторян эта икона была с одной стороны символом православия - ключом к пониманию православных истин, а с другой, оставалась важным элементом горской религиозной культуры (см. страничку о религии моздокких хуторян). Крещенные моздокские осетины и черкесы считали икону своей, но окружающее православное население, и в том числе казачество, ценило ее не менее горцев. Образ Божией Матери Моздокской был известен и почитаем далеко за пределами моздокских земель. Списки иконы находились во многих храмах на юге России. Есть свидетельство о том, что сам Николай II молился перед ней и специально для царя была написана копия иконы. Этот образ и сейчас популярен среди верующих, списки иконы хранящиеся в храмах Осетии, Северного Кавказа, а также во многих местах России и почитаются так же как некогда - оригинал.

В истории обретения и утери Моздокской иконы Божией Матери остается очень много неясного и даже загадочного. Попытаемся систематизировать и проанализировать имеющиеся сведения об Иконе, чтобы ответить, насколько это возможно, на некоторые вопросы с ней связанные.

О том, откуда появилась Икона, как она попала в Моздок, и какими чудесами прославилась в свое время, в 19 веке, были составлены два документа:

1) Рукописное сказание о чудо-творной иконе Иверской Богоматери;

2) Печатная записка о чудотворной иконе Божией Матери в Моздокской Ус-пенской церкви.

Оба документа хранились в Моздокской успенской церкви, а после завершения строительства Моздокского Успенского собора в 1894 году, по всей вероятности были перенесены вместе с Иконой в новый собор. Оба эти документа не сохранились . Однако существуют другие письменные источники составленные в той или иной степени на основании указанных выше утерянных записок, на которые мы будем опираться в нашем расследовании, в том числе:

О дальнейшей судьбе Иконы ничего неизвестно.

Каждый из этапов или эпизодов, приведенной выше истории: дарение иконы осетинам, пребывание иконы в горах Осетии, перемещение иконы в Моздок, пребывание иконы в Моздоке, исчезновение иконы, - вызывает немало вопросов и заслуживает внимательного рассмотрения. Но первое, что хочется знать, и я думаю многие со мной в этом согласятся, это то как выглядела Моздокская икона Божией Матери, ведь фотографий иконы нет. Есть списки Иконы, есть не очень хорошо сохранившаяся хромолитография, и есть очень краткое описание иконы, которое мы рассмотрим немногим позже.

Список иконы - это копия почитаемой иконы, в то же время - не точная копия. «В списке иконы сначала - содержание, а затем - форма. В копии сначала - форма, затем - содержание. В списке духовное единство передается через цвета и линии. В списке движение от внутреннего к внешнему: в копии - от внешнего к внутреннему» . Одним словом, список иконы не является ее точной копией, потому что внешняя схожесть здесь не самое главное. Вот что написано по этому поводу в Википедии: «икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника — проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, действительно каждый список может считаться в какой-то мере подлинником».

На рисунках 3 и 4 размещены изображения списков с Моздокской иконы Божией Матери, сделанных в разные годы разными иконописцами. Это далеко не все списки с чудотворной иконы.


Видно, что списки внешне отличаются и определить, которое изображение более схоже с оригиналом вряд ли возможно.

Кроме списков иконы, благодаря всемирной паутине, стала доступна всем хромолитография Моздокской иконы Божией Материи. Опубликована хромолитография была на сайте Георгиевской епархии http://www.georg-eparhia.ru, а также на сайте https://drevo-info.ru (Древо) и на многих других страницах. Я прошу прощения у автора опубликовавшего впервые изображение иконы в интернете, потому что не могу на него сослаться. Можно предположить, все же, что изображение иконы было впервые размещено на странице Георгиевской епархии, так как там же указано, что она (хромолитография) взята из архива библиотеки Георгиевского храма г. Георгиевска.

Как известно, хромолитография это разновидность литографии, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Печатная форма делается на камне или цинковой пластине. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст.

В отличие от иконописцев делающих списки с икон, хромолитографические мастерские изготавливали копии известных икон и стремились их сделать как можно точнее. А чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, специально, на хромолитографиях икон делали надписи, указывающие что это: «точная копия», «истинное изображение», «точное подобие» и т.д. Примеров таких копий почитаемых икон много в книге под названием «Альбом изображений святых Икон. Издания хромолитографий Е.И. Фисенко в Одессе», доступной в интернете.

Таким образом, можно надеяться, что мастера которые делали хромолитографию Моздокской иконы Божией Матери, постарались точно перенести ее облик на бумагу. Не зря же на хромолитографии написано, что это «Точное изображение Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе» (рис 5).

Обращает внимание, что на некоторых списках Моздокской иконы Божией Матери, также имеется подобная надпись. В частности, на иконах хранящихся в Храме святого пророка Божиего Илии и в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Владикавказе. Очень вероятно, что указанные списки были сделаны не непосредственно с иконы, а с хромолитографии.

Как видно из рисунка 5 хромолитография заметно пострадала от времени, обтрепались края, появились заломы, царапины, отсутствуют мелкие фрагменты и.т.д. Все это сильно мешает восприятию иконы. Тем не менее, на ней сохранились надписи позволяющие определить когда и кем она была издана и сделана. По нижнему полю хромолитографии хорошо читается верхняя строка: «Издание Моздокского Успенского собора». Средняя строка читается хуже но разобрать можно:

«От С-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печать дозволяется. 28 го Декабря, 1895 года. Цензор Иеромонах Мефодий » .

Благодаря сохранившимся на нижней строчке двух фрагментов слов «...тиль ...» и «....сса » удалось после небольших поисков в интернете установить, что изготовлена эта хромолитография была в мастерской « В. Тиль & Ко», Одесса , которую как раз в 1895 г цензурировал иеромонах Мефодий.

Имея навыки работы в программе Photoshop по восстановлению старых фотографий, я не стал дожидаться когда обнаружится еще один экземпляр хромолитографии иконы, теперь уже без дефектов. Принципиально, методика восстановления цифровой копии старой фотографии от восстановления цифровой копии иконы не отличаются. Ведь задача состоит в реставрации внешнего вида копии. Для выполнения этой задачи потребовалось довольно много времени, но, тем не менее, удалось достичь определенного результата, с которым и поспешил ознакомить читателей сайта «Моздокские хутора» (рис. 6). Мы уже указывали что художники делавшие хромолитографию почитаемой иконы стремились сделать ее точную копию, поэтому есть надежда что отчасти восстановленная хромолитография передает нам внешний вид оригинала. «Акафист пресвятой Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемые Моздокския», издан по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, в 1991 г.
Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским). Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом. Текст «Акафиста..» и комментарий размещены на сайтах: http://dearfriend.narod.ru/books/other/28.html и http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona.htm

Моздокская икона Божией Матери

Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы.

Моздокская икона была писана иконописцем при дворе святой царицы Тамары, по преданию, приготовлявшимся к своему труду сорокадневным постом и молитвами. Размер иконы 124,46 х 102,235 см (один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины). Икона видимо была написана по золотому фону. Некоторые утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками, но моздокские осетины говорят, что она покрылась копотью во время пожаров трижды поражавших церковь где она изначально стояла.

Святая царица Тамара Грузинская, дочь осетинской княгини и жена осетинского князя, проявляла особую заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами и однажды прислала в дар храму около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе эту икону Божией Матери. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и святую икону каждый раз находили целой, на горе неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первой причиной её чествования как чудотворной.

После подпадения Осетии под влияние ислама, к верованиям ещё нетвёрдого в Православии народа стали примешиваться мусульманские, но почитание к христианским храмам, Пресвятой Деве Марии, Илии пророку, Георгию Победоносцу и другим святым Божиим, а также некоторые христианские праздники и обряды сохранялись среди них. Они продолжали чтить и икону Богоматери, присланную Тамарой, которая своими знамениями сохранила немало осетин и черкесов верными христианству.

С XVI века горцы начали постепенно входить в соприкосновение с ширившимся Русским государством и вновь принимать от русских христианство. В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила Осетинскую духовную комиссию для проповеди Евангелия горским народам Кавказа. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Русское правительство в 1763 году пригласило горцев селиться близ Моздока. В 1793 году императрица Екатерина II взамен Осетинской комиссии учредила в Моздокеепископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев.

В том же 1793 году накануне преполовения Пятидесятницы партия горцев прибыла к Моздоку имея с собой чтимую икону Божией Матери. Ночью, переселенцы увидели, что от арбы в которой находилась икона, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, который не мерк целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов в арбу с иконой, но, несмотря на все понуждения, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Повинуясь повелению они поставили её на указанном месте и отправились в путь. Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии.

Узнав о явлении иконы епископ Гаий с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил в кафедральном Моздокском соборе. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою там, где остановилась арба. Епископ поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. В 1797 году на месте часовни уже был построен и освящен небольшой храм во имя Успенской Божией Матери. Лес доставили жители Луковской станицы, а средства собраны от отдельных добровольных жертвователей. Рядом с храмом вырос и женский Успенский монастырь, создававшийся во многом благодаря пожертвованиям многочисленных богомольцев стекавшихся к иконе.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, закрыт Успенский монастырь, а владыка Астраханский Платон (Любарский), в ведение которого поступила Кавказская паства, собирался переместить Успенскую церковь по просьбе Моздокских грузин. Но казаки Луковской станицы, осетины и черкесы упросили владыку оставить им Успенскую церковь с её иконой на прежнем месте и, несмотря на опустение монастыря и общий упадок христианской жизни в крае, к иконе продолжали стекаться богомольцы привлекаемые славой многочисленных чудес, истекавших от неё.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал что:

Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.
Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями .

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии и здесь совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Но революционное лихолетье не пощадило древней святыни - после революции 1917 года икона-оригинал была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Использованные материалы

  • «Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Моздокская”», 20.V.2003; Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви»:
    • http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona_printed.htm

Называемая также Иверской, так-как писана по образу Иверской иконы Божией Матери.

Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви».