Учетная политика - это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Применение выбранных правил влияет на финансовый результат и налогооблагаемую базу.
Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику (УП).
Существуют три вида учетной политики:
Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке может быть применен способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.
Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу должна содержать следующие разделы:
Утвержденная приказом учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Однако это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей учетной политикой.
Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения. Также можно отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.
Сроки утверждения, а также внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:
Срок утверждения для БУ |
Срок для налогового учета |
|
Создание новой организации |
Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008). |
Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ ). |
Внесение изменений в учетную политику |
По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008). |
Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ ). При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений. |
Внесение дополнений в учетную политику |
На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008). |
Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ). |
Обратите внимание, что дополнение и изменение учетной политики — это абсолютно разные вещи.
Законодатели утвердили огромное количество изменений, которые вступают в силу с 01.01.2019. Конечно, не все новшества требуется отражать в учетной политике, но важные коррективы есть.
Итак, что отразить в учетной политике на 2019 год, важные изменения:
Все изменения, которые необходимо учитывать бухгалтеру в дальнейшей работе, в отдельных статьях:
В данном документе рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.
Независимо от вида деятельности организации утверждают:
Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.
Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.
Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.
Образец учетной политики предприятия 2019 для целей налогообложения в данной статье не приводится, поскольку зависит от применяемого налогового режима.
В налоговой учетной политике рассматриваются следующие вопросы:
Субъектам малого предпринимательства (СМП) дано право применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в УП.
СМП могут отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например, и других.
Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».
ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают только учетную политику для налоговых целей.
Образец учетной политики УСН «Доходы» (2019) в наиболее простом варианте может быть ограничен несколькими пунктами:
Конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно предлагают некоторые сайты бухгалтерской направленности.
Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, можно скачать бесплатно учетную политику организации (образец 2019) для целей бухгалтерского учета.
Экономические субъекты в виде средних и крупных предприятий имеют широкий круг обязанностей перед контролирующими органами власти. Основная форма исполнения вмененных действий — это письменная запись всех финансовых и хозяйственных операций и предоставление периодических результатов по ним.
Для целей правильного исчисления налогов и своевременной их уплаты субъекты бизнеса оформляют такие записи в виде бухгалтерского и налогового учета.
Бухгалтерский учет необходим и самому предприятию - для отслеживания динамики деятельности, принятия управленческих решений, расширения или уменьшения масштабов производства, контроля расходов и планирования. А налоговым органам отчеты по бухгалтерии нужны, главным образом, для сверки с данными налогового учета.
Что такое налоговый учет? Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ , это комплексное обобщение информации для расчета налогов и сборов, основанное на первичных данных.
Таким образом, цель и оправдание существования налогового учета - это исчисление фискальных платежей и контроль за этим со стороны органов ФНС.
Если бухгалтерию вести обязаны только организации, а отдельные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, организуют систему двойной записи только по собственному желанию, то налоговый учет возложен на всех хозяйствующих лиц и не является таким же строго структурированным и сложным, как система бухгалтерии.
Но оба вида учета отражаются в одном и том же документе - , который каждый субъект бизнеса закрепляет согласно индивидуальным особенностям методов документоведения и расчетов. Приказ формируется согласно нормам .
Практикуется совмещение правил учета в едином документе , а также утверждение отдельных актов . Второй вариант кажется более целесообразным, так как налоговое законодательство изменчиво, поправки вносятся регулярно, и отдельный документ о налоговом учете легче корректировать.
В налоговой учетной политике в зависимости от режима налогообложения указываются элементы исчисления каждого фискального платежа, а при совмещении режимов - все детали раздельного учета.
Согласно общей концепции ПБУ 1/2008, учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или иное ответственное лицо при его отсутствии, а утверждает руководитель .
Ведение самого учета тоже возлагается на работников бухгалтерии либо внештатных специалистов или организацию по договору найма, например, аудиторскую компанию.
Учет для налогообложения прибыли основывается на бухгалтерские данные, а при их нехватке для правильного образования базы обложения создаются дополнительные регистры - налоговые. Ни налоговые, ни какие-либо другие органы власти не могут требовать от плательщиков вести налоговый учет по конкретным бланкам, формы учета выбираются субъектом самостоятельно .
Какие положения необходимо установить во внутренней учетной политике по прибыли:
Документальные основания учета :
Регистры должны содержать стандартный набор элементов :
Итак, конкретные пункты политики по налогу на прибыль.
Существует два способа отражения сумм по операциям — по оплате или по начислению. В экономической практике перерыв между этими событиями бывает иногда достаточно большим, например, при заключении договора аванса или длинном технологическом цикле для выполнения заказа.
При выборе метода начисления субъект должен реализационные расходы разделить на прямые и косвенные .
Если косвенные расходы, осуществленные в отчетный или налоговый период, сразу уменьшают базу обложения, то прямые признаются вместе с реализацией товаров или услуг, а это может длиться не один период и год.
Оценка проводится на конец каждого месяца .
К незавершенному производству относятся продукты неполной готовности, завершенные изделия, не принятые клиентом, остатки незавершенных заказов и полуфабрикатов, материалы и полуфабрикаты в обработке.
Для оценки таких продуктов необходимо опираться на сведения первичной документации о перемещении по подразделениям производства материалов, сырья и готовых продуктов, суммы прямых расходов за месяц оценки.
Прямые расходы, относимые к незавершенному производству, утверждаются в учетной политике и подлежат такого определению в течение 2 лет подряд и более .
Если прямые расходы невозможно распределить на незавершенные продукты, то распределение производится по показателям. Остатки на конец одного месяца относятся к прямым расходам следующего.
Если производство занимает более года, то необходимо установить порядок распределения доходов. Если в договоре с клиентом не прописано поэтапное представление товаров, услуг или работ, то доходы определяются :
Оценка производится по одному из трех бухгалтерских способов
Схема ЛИФО исключена из методологии бухучета с 2013 года.
Что такое амортизация? Это поэтапное отнесение на расходы стоимости основных средств по мере их износа. Такой метод занимает важное место в бухгалтерии и оказывает существенное влияние на итоговые результаты периода.
Однако в налоговом учете механизм начисления амортизационных сумм отличается и регламентируется особенностями целей налогообложения прибыли.
В отличие от бухгалтерского метода, по Налоговому кодексу начисляется не по всем объектам нематериальных активов и основных средств, а только по тем, которые называются амортизируемым имуществом .
К таким объектам относится имущество, задействованное в получении доходов, т.е. если приобретенный объект не используется и не приносит пользу в течение отчетного или налогового периода, плательщик не вправе включать начисления по нему в расходы при расчете базы обложения и, более того, должен в следующем отчете исключить эти суммы за неиспользуемый период.
Амортизируемое имущество делится на группы , от которых зависит срок износа, т.е. продолжительность амортизации. В каждой группе сроки имеют интервальную форму, а фиксированный период субъект определяет в Приказе об УП.
Для начисления применяется один из двух бухгалтерских способов - и нелинейный. Но в целях налогообложения при амортизации плательщик может применять понижающие или повышающие коэффициенты.
Также в налоговом учете возможно отражение амортизационной премии - когда в расходы списываются 10 или 30% стоимости средства или актива. Порядок такой операции регламентирован статьей 258 НК РФ .
Какие резервы может создавать предприятие:
Отчисления в резерв на ремонт ОС выводятся после определения всех нюансов ремонта : частота ремонта, сметная стоимость работ и материалов, периодичность. На основе этих данных формируется предельная сумма отчислений, которая равна или меньше среднего размера расходов на ремонт, высчитанного за последние три года.
Формула размера отчислений в резерв по гарантийным товарам :
(фактические расходы на обслуживание и ремонт товаров по гарантии за 3 года / выручка от реализации таких товаров за 3 года) * выручка за налоговый или отчетный период
Если еще нет трех лет с момента начала реализации гарантийной продукции, то используется фактический период .
Резерв по долгам дебиторов, если не был использован в налоговом периоде, относится к доходам этого периода либо переносится в виде резерва на следующий год.
Формула определения отчислений в резерв отпускных :
ожидаемые выплаты по отпускам / трудовые выплаты всем работникам, в т.ч. отпускные и страховые взносы
Аналогичный порядок предусмотрен для резерва по вознаграждениям.
Как распределяется прибыль при наличии нескольких обособленных подразделений на одной административной территории:
Что подразумевается под такими расходами:
Если предприятие купило землю у государства, то такие расходы определяются как прочие реализационные следующими путями :
Если арендный договор не регистрируется в ФНС, то расходы на приобретение прав на заключение таких соглашений списываются равномерно в течение периода договора.
Наряду с налогом на прибыль большое место в налоговой учетной политике занимает раздел об НДС . В действительности правила ведения отчетности и учета по этому платежу являются одними из самых строгих. Большие суммы к возмещению НДС вынудили налоговые органы проверять документацию плательщиков очень тщательно.
Что входит в налоговый учет по косвенному платежу:
По всем перечисленным пунктам создаются и заполняются налоговые регистры в форме, утверждаемой плательщиком по своему усмотрению.
Особенностью налога на добавленную стоимостью является возможность учета как в пассиве, так и в активе, тогда как остальные фискальные платежи относятся только к пассиву, будучи долгами перед государственной казной.
Итак, в пассиве отражается исходящий налог - действительная задолженность перед бюджетом . В актив же записываются суммы входного НДС, которые затем будут уменьшать базу по налогу.
Также в активе окажутся суммы НДС к возврату, если налоговая база окажется равной нулю, так как теперь государство - дебитор предприятия.
В любом случае входной налог прикрепляется к активному счету 1220 «НДС по приобретенным ценностям».
У предприятия могут быть совмещены налоговые режимы , что приведет к образованию операций, не облагаемых НДС. В таких условиях обязательно ведение раздельного учета.
Распределение выручки и соответственно базы для обложения производится в доле стоимости отгруженных продуктов, обложенных и необложенных налогом, в общей стоимости отгрузки за квартал.
Вопрос возникает как раз по поводу квартала. Какой подразумевается период — текущий или прошедший? Плательщики хотели бы использовать расчет прошлого квартала для определения соотношения по раздельному учету в текущем.
Однако в Письме от 2008 года Министерство финансов разъяснило, что необходимо использовать данные текущего квартала.
Нередки случаи, когда приобретенные ценности с выставленным по ним НДС не используются в операциях, облагаемых НДС, в том же периоде, а вводятся в эксплуатацию позднее.
По данному вопросу обязательно нужно дать указания в налоговом учете:
Первые два пути поддержаны арбитражной практикой, поэтому более популярны в применении.
Если в налоговом периоде, т.е. квартале, часть расходов на производство продукции, не облагаемой НДС, не превышает 5% всех расходов на производство, плательщик может принять все выставленные НДС к возмещению, даже те, которые не относятся к продуктам, облагаемым налогом.
В случае применения разных ставок НДС требуется раздельный учет. При этом все операции облагаются налогом, и вопрос лишь в том, как распределить результаты обычных операций и операций по экспорту, когда действует нулевая ставка.
В законодательстве о налогах и сборах не дано конкретных указаний по поводу разделения таких операций, поэтому субъект самостоятельно разрабатывает методологию раздельного учета и прописывает ее в учетной политике.
Примеры методов :
Право лица на выбор метода раздельного учета по разным ставкам поддержал ВАС.
Таким образом, учетная политика по налогам должна быть подробной и соответствовать всем условиям законодательства и исполнительной власти.
Обоснованная и правомерная налоговая учетная политика, содержащая указания на нормы Налогового кодекса и нормативные акты Минфина, судебную практику и бухгалтерские стандарты, обеспечит твердую позицию в спорах с органами ФНС.
Как проводится учетная политика по налогу на прибыль на ОСНО? Подробности — в данной инструкции.
С наступлением 2017 года в различных регламентирующих документах организации найдется немало документов с устаревшими и шаблонными формулировками. Основной регламентирующий документ для бухгалтера в организации – Учетная политика также нуждается в актуализации в связи с принятием новых законодательных норм.
С 01.01.2017 года обновляется Классификация основных средств по амортизационным группам, которая используется для начисления амортизации в налоговом учете. Изменения в Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 внесены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 г. №640.
Поправки следующие:
До внесения указанных изменений большинство организаций определяли срок использования основных средств в бухучете по налоговой классификации. Поступать так позволяли нормативные акты. Но с 2017 года эту норму отменили. Связана поправка с тем, что для целей бухгалтерского учета организация должна руководствоваться п.20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний по учету ОС. Согласно ПБУ срок полезного использования основного средства - это период, в течение которого объект будет приносить экономическую выгоду. В связи с указанной поправкой необходимо изменить формулировку в учетной политике. Необходимо указать, что срок полезного использования определяется согласно ПБУ. Для сближения налогового и бухгалтерского учета, организация может по-прежнему ориентироваться на налоговую классификацию при определении срока полезного использования основного средства в бухучете. Основные средства в классификации распределены по группам экономически обоснованно, а не произвольно. Однако это не следует указывать в учетной политике. У организации должен быть свой порядок определения сроков в бухучете. В некоторых организациях срок определяет комиссия по основным средствам, в некоторых - один бухгалтер. Данный порядок необходимо отразить в учетной политике.
Согласно ст. 266 НК РФ организация в налоговом учете вправе создавать резервы по сомнительным долгам.
С 01.01.2017 года организации вправе создавать резерв по сомнительным долгам на сумму большую, чем в 2016 году. (изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 г. №405-ФЗ).
С 2017 года действует норма, согласно которой, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).
До 2017 года выбора у организации не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. В этой связи, организации, формирующие в налоговом учете резерв, должны внести соответствующие изменения в учетную политику для целей налогообложения.
При этом, с 2017 года сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства. То есть если у организации есть кредиторская и дебиторская задолженность в расчетах с одним контрагентом, то в налоговом учете резерв сомнительной задолженности можно создавать в размере не большем, чем разница между дебиторской и кредиторской задолженностями, а не на всю сумму дебиторской задолженности, как было раньше.
Для целей налогового учета в 2017 году изменился порядок списания убытков и формирования резервов. Так, в силу п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 статьи. Названной нормой определено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.
Ранее можно было уменьшать налоговую базу на полную сумму убытка.
Если в учетной политике организации прописан порядок учета убытков, то необходимо внести изменения в этот раздел.
В связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС России организациям необходимо в учетной политике утвердить форму карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.
Вести учет начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, работодателя обязывает п. 4 ст. 431 НК РФ.
В 2016 году все организации-страхователи применяли форму карточки, приведенную в письме ПФР, ФСС РФ от 09.12.2014 г. №АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380. ФНС России не утвердило новую форму карточки на 2017 год. ФНС РФ оставляет право за организацией самостоятельно выбрать, как вести данный налоговый регистр.
Необходимо утвердить форму налогового регистра по учету страховых взносов в учетной политике, издав приказ по организации, а за основу можно взять карточку, использовавшуюся в 2016 году. Следует учесть, что ФНС вправе запросить указанные карточки при проведении проверки, а за их отсутствие организация может быть оштрафована в размере 200 руб. за каждую карточку, согласно ст. 126 НК РФ.
С 01.01.2017 года вступает в силу закон №244-ФЗ от 03.07.2016 года "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ". Данный закон регулирует налогообложение НДС интернет услуг. С 01.01.2017 г. в ст. 148 НК РФ появилось указание, что место реализации интернет услуг для уплаты НДС нужно определять по месту деятельности их покупателя, а сам перечень услуг приведен в новой статье 174.2 НК РФ.
Поскольку с нового года при оказании интернет-услуг иностранцам местом их реализации признается иностранное государство, российская организация по таким операциям вправе не начислять и не уплачивать НДС, так как данная операция не является объектом налогообложения НДС. При этом необходимо вести раздельный учет по НДС.
Порядок ведения раздельного учета НДС при осуществлении продавцом, как облагаемых НДС, так и освобождаемых операций, установлен в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ. Согласно разъяснениям контролирующих органов, а также сложившейся судебной практики, раздельный учет необходимо вести также в случае реализации услуг (работ) за пределами РФ, не являющихся объектом налогообложения НДС.
При этом организация вправе не вести раздельный учет в налоговых периодах, если доля совокупных расходов на приобретение и (или) реализацию услуг, не облагаемых НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) за этот период. В таком случае весь предъявленный НДС принимается к вычету.
В налоговой учетной политике нужно закрепить:
Приказом Минфина России от 16.05.2016 г. №64н (вступил в силу с 20.06.2016 г.) внесены изменения в ПБУ 5/01, 6/01, 14/2007, 17/02 для организаций, имеющих право на упрощенные способы бухучета и составления отчетности.
Право на упрощение бухгалтерского учета имеют субъекты, перечисленные в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП).
Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства указаны в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Необходимо отметить, что согласно пп.1 п. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют субъекты малого предпринимательства, подлежащие обязательному аудиту. Таким образом, если организация относится к СМП в силу Закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», но подлежит обязательному аудиту в силу Закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", то права вести упрощенный бухучет у нее нет.
При этом поправки, внесенные в ПБУ Приказом №64н для организаций, которые вправе применять упрощенный бухучет, следующие:
Организации могут определять первоначальную стоимость основных средств:
Иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
До внесения указанных поправок первоначальная стоимость ОС формировалась как сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с их приобретением, сооружением или изготовлением (п. 8 ПБУ 6/01).
По ОС единовременно в размере годовой суммы по состоянию на 31декабря отчетного года, либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;
По производственному и хозинвентарю единовременно в размере его первоначальной стоимости при принятии к бухучету.
Это новая норма. Ранее амортизация начислялась согласно закрепленному в учетной политике способу (линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и др.).
До внесения поправок НМА принимались к учету по первоначальной стоимости, которая погашалась через начисление амортизации.
Осенью многие бухгалтеры начинают задумываться об учетной политике на будущий год. Кому-то достаточно внести в нее несколько уточнений, а кто-то будет писать учетную политику компании с нуля. Ниже мы расскажем о приоритетных составляющих, которые надо зафиксировать в этом документе. Используя рекомендации, можно сформировать правильную учетную политику без лишних пунктов.
Учетную политику своим приказом утверждает руководитель при создании компании не позднее 90 дней после ее регистрации (ст. НК РФ, ПБУ 1/2008). Гипотетически учетная политика может применяться на протяжении нескольких лет без изменений. Но если для целей бухучета это еще вполне возможно, то для налогового учета маловероятно. Связано это с тем, что практически каждый год в Налоговый кодекс вносятся изменения, которые вынуждают налогоплательщика перестраивать порядок учета.
Подходить к написанию учетной политики нужно очень тщательно, ведь неточное толкование какого-то пункта может сыграть против компании. В этот важный документ включаются способы ведения учета — как бухгалтерского, так и налогового.
Нет смысла подробно описывать методы учета, по которым законодательно установлен единственный вариант. Например, не нужно описывать суть кассового метода, который безоговорочно применяется при УСН. Нецелесообразно заносить в учетную политику и постулаты Налогового кодекса.
В учетной политике нужно обязательно затронуть те области учета, по которым есть выбор. В частности, следует закрепить в документе варианты оценки материалов, способы амортизации основных средств, порядок формирования резервов и т. п.
Важно! В учетной политике должны быть заявлены лишь те методы и способы учета, которые организация собирается практически применять в отчетном году. Не нужно вносить в документ все существующие способы учета, если их применение пока под вопросом. При необходимости в учетную политику можно беспрепятственно внести любые обоснованные изменения.
Бухгалтерской политикой главный бухгалтер и его подчиненные руководствуются постоянно и непрерывно.
В этом документе нужно закрепить (п. 4 ПБУ 1/2008):
Помимо перечисленных пунктов, организация вправе прописать в «учётке» и другие важные аспекты, например критерии существенности.
Если компания относится к малым предприятиям, в ее учетной политике с 2017 года могут появиться новые пункты. В частности, такие фирмы теперь могут начислять бухгалтерскую амортизацию только раз в год, а не ежемесячно (п. 19 ПБУ 6/01). Приняв решение воспользоваться этим правом, нужно будет добавить изменения в учетную политику..
В этом документе отражается всё, что так или иначе оказывает влияние на налоги.
Прежде всего, в учетной политике нужно выделить многочисленные нюансы по налогу на прибыль.
Бухгалтеру нужно проверить, отмечены ли в учетной политике новые лимиты для основных средств. Напомним, что с 2016 года основным средством считается имущество дороже 100 000 рублей. Чтобы свести к минимуму разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, имущество стоимостью менее указанного лимита можно списывать равными долями в течение периода использования (пп. 3 п. 1 ст. НК РФ) — об этом также нужно упомянуть в учетной политике.
Налог на прибыль можно уменьшить за счет амортизации, применив повышающие коэффициенты или амортизационную премию (п. 9 ст. , ст. 259.3 НК РФ). Для каких объектов будут применяться указанные способы также следует зафиксировать в учетной политике.
Обязательно нужно прописать перечень прямых и косвенных расходов организации, которые зависят от многих факторов (ст. НК РФ).
Метод оценки материалов также закрепляется в учетной политике (п. 8 ст. 254 НК РФ).
Компании могут создавать разного рода резервы, чтобы расходы распределялись в течение года равномерно. В налоговом учете резервы — это право, а не обязанность фирмы. Если руководитель принял решение о формировании резервов, нужно внести соответствующие пункты в учетную политику.
Виды резервов, наиболее часто встречающиеся на предприятии:
В учетной политике не следует игнорировать и правила, касающиеся НДС.
Основные аспекты, которые лучше прописать:
Ставки этого налога установлены НК РФ. В учетной политике можно закрепить форму налогового регистра по НДФЛ.
На практике учетная политика может получиться довольно краткой (1-2 листа), а может включать и порядка 10-20 листов. Объем документа не регламентирован и зависит от отраслевых особенностей, численности и других факторов. Составляя учетную политику, главное помнить — каждый пункт может наладить учет и даже сократить расходы, а любая неточность или упущение может стоить компании денег (штрафов).