Официальный запрос в налоговую службу. Как отправить запрос в налоговую. Жалоба на работодателя в налоговую инспекцию

Официальный запрос в налоговую службу. Как отправить запрос в налоговую. Жалоба на работодателя в налоговую инспекцию

Отправив запрос в ИФНС, можно получить один из следующих документов:

  • Акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • Выписку операций по расчетам с бюджетом;
  • Перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности;
  • Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
  • Справку об исполнении обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Для создания запроса в главном окне программы перейдите в реестр «ФНС» , затем на вкладку «Информационная выписка» .

Укажите период и нажмите «Новый запрос» .


Выберите и заполните нужную форму.


В новом запросе раздел «Дополнительные реквизиты запроса» формируется автоматически в соответствии с режимом налогообложения плательщика. Для формирования списка КБК заново выберите режим налогообложения и нажмите кнопку «Выбрать режим» . При необходимости список можно отредактировать при помощи кнопок «Добавить» и «Удалить» над списком.


Для «Перечня налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности» и «Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам» дополнительные реквизиты запроса не заполняются

Сохраните запрос в реестре по кнопке «Сохранить и выйти» и отправьте в налоговую инспекцию, нажав «Передать на подпись» , а затем «Подписать и отправить»


Срок обработки запроса в ИФНС зависит от выбранного типа документа. Чтобы получить ответ от ИФНС, нажимите кнопку «Получить ответы» . Когда ответ будет получен, напротив запроса проставится зелёная галочка. Чтобы просмотреть выписку, откройте запрос.


На вкладке «Прохождение» отображаются все фазы документооборота. Протокол обработки файла формируется автоматически и может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательный протокол высылается в том случае, если файл запроса не прошёл проверку и выписка не сформирована. Здесь же находится и сама выписка. Если был выбран формат ответа XML, выписка будет показана в СБиС++. При выборе другого формата, выписка будет открыта во внешней программе.


Если по одному запросу вы сформировали и отправили несколько писем, то на каждое из них придет свой ответ из налоговой инспекции, причем, данные в ответах могут отличаться друг от друга. Это объясняется тем, что база данных, используемая для формирования ответов, постоянно обновляется. Соответственно, более поздние ответы будут содержать более актуальную информацию.

Обратиться к налоговикам по е-мэйл нельзя, а вот получить ответ – можно. Такой способ гораздо оперативнее, отмечает ФНС России.

ФНС России призвала налогоплательщиков и налоговых агентов получать ответы на обращения по электронной почте. Сейчас вопрос в фискальное ведомство можно направить посредством Интернета – через сайт службы или её региональных подразделений, но не по электронной почте. А вот получить ответ можно как на обычный, так и на электронный почтовый ящик. В свете последних изменений законодательства налоговики на своём сайте призывают использовать более современный и оперативный способ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2010 № 227-ФЗ) ответ на обращение заявителя, поступившее в налоговые органы Российской Федерации в форме электронного документа, направляется либо в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, либо, по желанию заявителя, на адрес его электронной почты. В Федеральную налоговую службу заявители могут обратиться в электронном виде с помощью Интернет-сервиса "Обратиться в ФНС России", заполнив необходимые данные о себе и вложив файл обращения в специальную форму. Теперь в заполняемой заявителем форме добавлено новое поле "Как направить Вам ответ", которое может принимать одно из следующих значений: "По почте (в бумажном виде)" или "По E-mail (в электронном виде)". Если в Интернет-обращении будет выбрано значение "По почте (в бумажном виде)", ответ заявителю будет направляться почтовой связью. Если будет выбрано значение "По E-mail (в электронном виде)", ответ заявителю будет направляться по электронной почте в виде сканированного файла ответа с подписью должностного лица, исходящим номером и датой регистрации. Возможность использования электронной почты повышает оперативность получения ответа заявителем и соответствует нормам законодательства Российской Федерации.

Добавим, ранее Федеральная налоговая служба представила проект поправок к Административному регламенту ФНС по бесплатному информированию налогоплательщиков. Изменения и дополнения внесены с учетом положений закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Коррективы касаются, в первую очередь, предоставления услуг в электронном виде. Так, из документа предлагается убрать упоминание электронной почты налоговых органов. Как говорится в пояснении, в ЦА ФНС и территориальных налоговых органах нет официальных адресов электронной почты . Для направления обращений в форме электронных сообщений применяются оnline-сервисы: "Обратиться в ФНС России" на сайте ФНС и "Обращение в УФНС (ИФНС) России" на сайтах УФНС по субъектам Российской Федерации. Напомним, подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов" . Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе

Причин для обращения в органы налоговой службы может возникать множество, и не только у предприятий, организаций, но и у физических лиц.

Как правило, текст письма от физического лица составляется в произвольной форме. Оформление же должно соответствовать требованиям делопроизводства, которые регламентируются “Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти” №76 от 23.12.09г. Письмо составляется на бланке формата А4, иногда допускается формат А5. Левое поле документа должно быть несколько шире для удобства подшивки в папку. В качестве адресата указывается точное наименование территориального органа федеральной налоговой службы, фамилия и инициалы должностного лица, непосредственно к которому отправитель обращается по тому или иному вопросу. Письмо традиционно имеет два информационных блока. Вначале указывается причина обращения, возможно, подтвержденная ссылками на какие-либо документы. Затем излагается непосредственно просьба или требование, направленное на решение возникшей проблемы. В заключительной части указывается дата составления письма, фамилия и инициалы автора. При наличии у отправителя электронной подписи для доставки письма в налоговую можно использовать средства электронного документооборота. Например, программу Контур-Экстерн. Для этого необходимо зайти в меню “Федеральная налоговая служба” и выбрать опцию “Написать письмо”. На экране появится форма подготовки письма.


Далее необходимо заполнить наименования получателя и отправителя, в специальном поле напечатать текст письма. При необходимости программа позволяет вложить файлы объемом не более 15 Мб, воспользовавшись кнопкой “Прикрепить файл”. Если все поля заполнены корректно, а качество прикрепленных файлов соответствует требованиям программы, письмо подписывается электронной подписью и отправляется. Для этого достаточно нажать кнопку “Подписать и отправить”. Успешно доставленный документ отобразится в меню “ФНС” в закладке “Все письма”.


Грамотное и понятное составление различного рода писем и запросов ускорит решение многих проблем, возникающих с органами государственной власти и с федеральной налоговой службой.

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

О действующих налогах и сборах;

Законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

Правах и обязанностях налогоплательщиков;

Полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения - в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам . А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации - это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому - отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание : обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.