Общая характеристика национальной платежной системы. Платежная система: ее основные задачи и принципы

Общая характеристика национальной платежной системы. Платежная система: ее основные задачи и принципы

Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

  • 1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);
  • 2) организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";
  • 3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 4) органы Федерального казначейства;
  • 5) организации федеральной почтовой связи.

В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счёта организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчёта с другими участниками платежной системы.

Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счёта косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчёта с другими участниками платежной системы.

Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счёта.

Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

Операторы по переводу денежных средств, за исключением Банка России, могут участвовать в платежных системах в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств при условии уведомления об этом Банка России не позднее 10 календарных дней со дня начала участия в платежной системе в порядке, установленном Банком России.

Операторы по переводу денежных средств не могут участвовать в платежной системе, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств на территории Российской Федерации, при наличии одного из следующих условий.

1. Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

2) организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) органы Федерального казначейства;

5) организации федеральной почтовой связи.

2. В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

3. Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

4. Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

5. Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

6. Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счета организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

7. Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

8. Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счета косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

9. Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счета.

10. Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

11. Операторы по переводу денежных средств, за исключением Банка России, могут участвовать в платежных системах в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств при условии уведомления об этом Банка России не позднее 10 календарных дней со дня начала участия в платежной системе в порядке, установленном Банком России.

12. Операторы по переводу денежных средств не могут участвовать в платежной системе, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств на территории Российской Федерации, при наличии одного из следующих условий:

1) отсутствия на территории Российской Федерации юридического лица, выполняющего функции оператора платежной системы, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона;

2) отсутствия правил платежной системы, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона;

3) нарушения требований части 11 статьи 16 настоящего Федерального закона;

4) нарушения требований части 10 статьи 29 настоящего Федерального закона.

В денежных системах, где функции денег как средства обращения и средства платежа выполняют полноценные металлические монеты, проблемы создания и регулирования платежной системы не возникает. Передача полноценных денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долга. Формируется особая система передачи платежной информации. Значение этих правил, процедур, а также систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система. С развитием международного обмена возникают международные платежные системы, обеспечивающие проведение платежей между участниками международных рынков, находящимися и разных станах.

Платежная система - это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Рассмотрим согласно данному определению каждую составляющую платежной системы. С позиции системности все элементы последней должны находиться во взаимодействии, только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования.

Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису. Об этом наглядно свидетельствуют кризисы 1994, 1998, 2008 гг. в России, когда неплатежи клиентов влекли за собой неплатежи коммерческих банков.

Основными задачами, стоящими перед платежной системой, являются следующие:

  • - бесперебойность, безопасность и эффективность функционирования;
  • - надежность и прочность, гарантирующие отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;
  • - эффективность, обеспечивающая быстрый, экономный и точный выход потока операций;
  • - справедливый подход, например, требование участия в платежной системе лиц, отвечающих необходимым квалификационным критериям.

Основной функцией платежной системы является обеспечение динамики устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики. К элементам платежной системы относятся:

  • - институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
  • - финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
  • - контрактные отношения, регулирующие порядок безналичных расчетов

Основными участниками платежной системы являются Центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на Центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности Центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы.

Любые взаимодействия участников платежной системы построены на определенных договорных отношениях. На основании договора открывается корреспондентский счет в расчетной сети Банка России и корреспондентские счета в других банках и кредитных организациях. Договором, как правило, определяются порядок открытия и ведения счета, порядок проведения операций по последнему (в том числе и сроки прохождения платежей), права и обязанности сторон, их ответственность. В нем фиксируются платежные реквизиты сторон. Кроме того, договором предусматриваются стоимость оказания сторонами тех или иных услуг, срок его действия, порядок изменения, расторжения, урегулирования споров. Договора корреспондентского (субсчета) и банковского (для физических лиц) счетов служат основой функционирования платежной системы России.

Если банк-резидент открывает счет в банке-нерезиденте, то он подписывает с банком-корреспондентом не договор, а тарифы по операциям, т.е. свое согласие на условия банка-корреспондента, согласно которым оказываются платежные услуги. Все их взаимоотношения в дальнейшем регулируются только в рамках данной тарифной политики контрагента при условии, что это не противоречит международным и внутренним правилам государства банка-корреспондента.

В зависимости от организации межбанковских расчетов выделяют различные виды платежных систем.

Для того чтобы определиться с характерными моделями, используемыми в системах перевода средств, необходимо выделить основные отличия между ними, например, такие как:

  • -операторов системы (центральный банк или частная организация);
  • -механизм расчета (валовые или чистые расчеты);
  • -кредитный механизм (с предоставлением или без предоставления кредита участнику его расчетов в течение рабочего дня).

По иерархии, или степени подчинения, различают системы централизованные, где каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру, и децентрализованные, где отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от всех остальных. К централизованной системе можно отнести систему расчетов Банка России, а к децентрализованной - систему межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями, клиринговую систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую (межфилиальную) систему расчетов.

По условиям приема участников различают системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников, а также системы, в которых устанавливаются ограничения (например по величине собственного капитала и объему платежей участника). Например, в расчетно-кассовых центрах Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях, а в негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть, как правило, только крупные и стабильные кредитные организации.

По порядку резервирования средств различают платежные операции, которые производятся только после предварительного депонирования денежных средств участниками расчетов на отдельных счетах и без предварительного их депонирования. Так, в системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.

По способам получения окончательного платежа (механизм расчетов) различают системы брутто-расчетов, или расчетов на валовой основе, и системы нетто-расчетов, или расчетов на чистой основе. Системы, с помощью которых расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой, называются системами брутто-расчетов. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями.

По размерам сумм и срочности платежей различают системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независимо от суммы и срока платежа, и системы перевода крупных и мелких сумм денежных средств, а также срочных платежей. В РФ все существующие системы межбанковских расчетов не разграничиваются по размерам проводимых платежей. Для быстрого перевода денежных средств применяется электронная форма расчетов с помощью систем банковских телекоммуникаций.

По возможности предоставления кредита различают системы предусматривающие автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов, и системы, в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету). Как правило, условия предоставления кредитов на завершение окончательных расчетов оговариваются в договорах о корреспондентских отношениях между участниками системы расчетов.

Таким образом, платежную систему можно определить как особый принятый в стране порядок и процедура перевода финансовых средств между банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями. Платежной системой также является совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирование долговых обязательств между участниками. Платежная система имеет сложную структуру и состоит из таких элементов, как определенные финансовые инструменты, институты и контрактные соглашения. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы. Платежные системы можно классифицировать по иерархии, условиям приема участников, порядку резервирования средств и ряду других критериев. Подобная классификация поможет быстрее определиться с характерными моделями, используемыми в системах перевода средств.

1. Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

2) организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) органы Федерального казначейства;

5) организации федеральной почтовой связи.

2. В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

3. Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

4. Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

5. Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

6. Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счета организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

7. Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счета косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

9. Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счета.

10. Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

Национальная система платежных карт РФ была образована на основании Федерального закона № 112 от 5 мая 2014 года. Целью ее формирования выступает обеспечение доступности, эффективности и бесперебойности оказания услуг, касающихся перевода денежных средств. Рассмотрим далее, как действует национальная система платежных карт РФ.

Историческая справка

Создание началось в 1990 году. В 1992 стали проводиться с использованием элементов STB Card. К 1993 году была сформирована платежная система "Юнион кард". К 1999 она объединила 457 банковских организаций и их подразделений. Участники системы выпустили больше 3 000 000 платежных карт. В конце 1993 года была сформирована "Золотая корона". К 2014 г. эта платежная система объединила порядка 87 банков, выпустивших больше 8 млн карт. В октябре 1994 года был образован Координационный комитет. Инициатива по его созданию принадлежала Московскому ГТУ Банка России. Комитет был сформирован, прежде всего, для своевременного выявления проблем в действовавших межбанковских расчетах. Это позволило бы оказывать эффективное влияние на устранение сложностей, обеспечивать обмен мнениями с банковскими организациями, касающимися информационного взаимодействия. В качестве одного из важнейших направлений деятельности Комитета выступало формирование и совершенствование системы пластиковых карт в Москве.

Предпосылки к образованию

Проанализировав мировой опыт, Московский ГТУ пришел к выводу, что у РФ есть уникальная возможность, используя международную практику, прежде всего Франции, пойти по более короткому пути. Для этого необходимо было объединить усилия банковских организаций. Московское ГТУ видело свою роль в этом процессе в координации деятельности участников на формирование единой системы карт в г. Москве. Однако большинство крупнейших банковских организаций владеет сетью филиалов, расположенных в различных регионах РФ. При их объединении платежная система приобрела бы национальный масштаб.

Рабочая группа

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, переместило центр своей деятельности в исполнительный орган Банка России. В Рабочей группе состояло более двадцати специалистов. Кроме непосредственно Банка России они представляли Московское ГТУ, Ассоциацию отечественных банковских организаций. В числе членов Рабочей группы находились и крупнейшие объединения страны. К ним, в частности, относились Сбербанк, "Агропромбанк", "Инкомбанк", СБС-Агро" и прочие. В Рабочей группе осуществляло свою деятельность и Фед. агентство ФАПСИ. В исполнительном органе в количественном плане преимущественно находились представители кредитных компаний.

Направления деятельности Рабочей группы

Усилия органа были ориентированы на решение следующих задач:


Проект документации был разработан и направлен на рассмотрение руководству Банка РФ. Впоследствии (после прекращения деятельности Рабочей группы) он был доработан и утвержден. Этот документ явился первым актом, посредством которого регулировалась Национальная система платежных карт (НСПК). Относительно второго вопроса активная деятельность Рабочей группы пришлась на середину 1996 года. В этот момент орган вышел на этап разработки и формирования пилотного проекта, по которому должна была действовать Национальная система платежных карт. НСПК, по оценкам экспертов Мирового валютного фонда, потребовала бы 5 млн долларов США. Этих средств должно было хватить на внедрение сети. По условиям Валютного фонда 50% указанной суммы выделялось непосредственно им самим, а оставшуюся половину должна привлечь РФ из своих источников. Кредитные компании, которые присутствовали в составе Рабочей группы на тот момент, готовы были финансировать 50% проекта. Свое согласие они подтвердили официальными письмами. Но, поскольку руководство Банка РФ решило сосредоточить свои силы на разработке других направлений развития платежной системы, к середине 1996 года функционирование других органов при Международном комитете, а также непосредственно самой Рабочей группы было прекращено. Усилия управления были прежде всего ориентированы на формирование проектов по переводам крупных сумм и массовых операций с деньгами.

2000 годы

Для того чтобы Национальная платежная система России начала функционировать, была необходима нормативная база. На момент начала разработки проектов ее не было. В этой связи в начале 2000 гг. был принят ряд законов. Однако в процессе утверждения норм было потеряно несколько важных пунктов. На следующей стадии задача по финансированию проекта уже не стояла. Однако банки не могли прийти к единому мнению о том, кто именно будет получать с него прибыль. Огромный рынок уступать ни одна организация не хотела. Этот сектор приносил значительные доходы с комиссий по проведению транзакций. Пока российские банки договаривались, рынок был разделен международными системами платежей "Мастер-кард" и "Виза". Некоторые отечественные финансовые компании сформировали партнерские группы. Клиенты этих банков обслуживались в банкоматах всего объединения. Крупнейшей группой считается "Объединенная расчетная сеть". В ней участвуют банкоматы порядка 100 банков.

Национальная платежная система России: следующий этап

В 2010 году проводилась разработка Федерального закона, регулировавшего предоставление муниципальных и государственных услуг. Его нормы предусматривали, что начнет действовать Национальная платежная система России, и будет запрещена обработка отечественных транзакций за рубежом. Однако на этот факт обратили внимание члены американского посольства в Москве. Им стало ясно, что в случае оставления законопроекта без изменений компании "Мастер-кард" и "Виза" потеряют рынок с доходом порядка 4 млрд долл. США. По этому поводу послами была составлена депеша, обращенная к высокопоставленным Америки. В тексте сотрудники рекомендовали воспользоваться встречами с коллегами из РФ с целью оказания на последних давления для изменения законопроекта. Таким образом обеспечивались бы гарантии защиты интересов американских компаний, исключалась возможность нанесения им ущерба. В опубликованном акте отсутствовал запрет на обработку отечественных транзакций за границей.

ФЗ "О Национальной платежной системе"

Он был принят в 2011 году. ФЗ "О Национальной платежной системе" описывает сеть как совокупность операторов, осуществляющих переводы денежных средств. В Законе устанавливаются основные понятия, регулируется порядок оказания соответствующих услуг. Нормативный акт определил правила, по которым должна функционировать Национальная платежная система. Структура сети формировалась на основании изложенных в законе требований. Вместе с этим был определен порядок, по которому осуществлялся бы надзор и координирование. Однако ФЗ не предусматривал создания системы отечественных платежных карт и запрета на обработку транзакций РФ за рубежом.

Важные решения

Они были приняты в 2011 году. Эти решения касались создания электронной универсальной карты, исключающих участие в этом процессе международных систем "Мастер-кард" и "Виза". При этом Сбербанк пообещал предпринять меры по нейтрализации "лоббистов указанных сетей в органах власти РФ". К началу 2013 года ЦБ сформировал реестр операторов. В эту базу были внесены все платежные системы, которые работали в России. В их числе были выделены те, которые имели особую социальную значимость. К ним, в частности, были отнесены: Contact, сети "ВТБ" и Сбербанка, "Золотая корона", "Мастер-кард", "Виза".

2014 г.

В марте указанного года США против РФ введены санкции в связи с включением в состав последней Крыма. "Мастер-кард" и "Виза" второй раз в истории прекратили обслуживание карт ряда отечественных банков в некоторых банкоматах и торговых точках международной сети. В этой связи снова встал вопрос о том, что в РФ должна быть своя Национальная платежная система. России необходима собственная сеть, независимая от состояния отношений на мировой арене. В этой связи была начата подготовка ряда поправок в принятый Закон. Они должны были способствовать информационному и инфраструктурному замыканию процесса осуществления переводов денежных сумм внутри РФ. Это означает, что клиринговые и операционные центры - субъекты Национальной платежной системы - должны находиться непосредственно на территории страны. Вместе с этим, в Законе предусматривается запрет на предоставление доступа и передачу информации зарубежным странам к сведениям о внутригосударственных транзакциях в РФ.

В конце марта 2014 года началось активное обсуждение реализации необходимых мероприятий. Президент В. В. Путин одобрил формирование Национальной системы, распорядившись как можно быстрее приступить к ее разработке и внедрению.