Мониторинг цен строительных ресурсов ответственность. Еще один отчет? Узнайте, кому и куда еще надо отчитаться. Какую информацию следует представить

Правительство определило порядок мониторинга цен строительных ресурсов

За три дня до Нового года на сайте правительства России было опубликовано постановление №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Это постановление внесено Минстроем России в развитие федерального закона от 3 июля 2016 года №369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Речь идет о важнейшем элементе реформы ценообразования, заключающейся в переходе от базисно-индексного к ресурсному методу определения стоимости строительства объектов, заказчиком которых является государство. В конечном итоге, как рассчитывают авторы реформы, это позволит добиться существенной экономии бюджетных средств.

Информация о ценах на строительные ресурсы будет размещаться в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, создание, ведение и развитие которой поручено Главгосэкспертизе России. Сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, определенные по результатам мониторинга строительных ресурсов за III квартал 2017 года, должны появиться во ФГИС ЦС 15 декабря того же года, а затем, по итогам IV квартала 2017 года, - 28 февраля 2018 года. После этого сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование намечено размещать во ФГИС ЦС ежеквартально, не позднее 25 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным. Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов и сметные цены на затрату труда в строительстве предписывается впервые разместить во ФГИС ЦС также 15 декабря 2017 года. Затем они должны будут публиковаться ежегодно, не позже 25 марта текущего года.

Актуальную информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, должны будут ежеквартально предоставлять производители и импортеры материалов и оборудования, перевозчики, перечень которых Главгосэкспертизе России необходимо сформировать и разместить в информационной системе не позже 30 сентября 2017 года. В последующем этот перечень будет ежегодно актуализироваться и размещаться во ФГИС ЦС не позднее 30 декабря текущего года.

Данные, необходимые для формирования перечня, Главгосэкспертизе России предоставят Федеральная служба государственной статистики, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство морского и речного транспорта и Федеральное агентство воздушного транспорта. В нем будут содержаться сведения о расположенных на территории России юридических лицах и их обособленных подразделениях, производящих строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы на сумму не менее 10 млн рублей в год. При этом малые и средние предприятия в перечень включаться не будут. В перечень войдут и поставщики (импортеры) зарубежных строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, включенных в классификатор строительных ресурсов. Также в информационной системе будут размещены данные о поставщиках строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов из государств - членов Евразийского экономического союза.

Кроме того, в перечне будут содержаться сведения о юридических лицах, осуществляющих деятельность по предоставлению в аренду железнодорожных грузовых вагонов, совокупный объем парка грузовых вагонов которых за предшествующий календарный год составляет не менее 70% общего числа грузовых вагонов, находящихся в собственности юридических лиц, осуществляющих такую деятельность. В него будут включены и юрлица, осуществляющие перевозку строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов морским (внутренним водным) и воздушным транспортом, совокупный грузооборот которых за предшествующий календарный год составляет не менее 70% общего объема перевозок таких грузов соответствующим видом транспорта.

Данные, предоставляемые этими предприятиями, будут включать в себя информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. В частности, ими будут предоставляться данные о средневзвешенной по объемам и цене за отчетный период отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных в России либо ввезенных в Россию. Среди видов предоставляемой информации будет также цена услуг по перевозке (доставке) строительных ресурсов и среднемесячная номинальная оплата труда работников по субъектам федерации.

Такой порядок мониторинга цен строительных ресурсов, безусловно, будет непросто воплотить в жизнь. Однако, по мнению замглавы Минстроя России Хамита Мавлиярова, он поможет улучшить качество ценообразования и сметного нормирования, повысить достоверность сметной стоимости объектов капитального строительства.

По просьбе корреспондента «СГ» предпринимаемые правительством меры по повышению качества ценообразования и сметного нормирования прокомментировал начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов: «Сегодня перед строительной отраслью стоит крайне важная задача создания условий для обеспечения эффективности капитальных вложений, осуществляемых за счет бюджетных средств и средств государственных компаний. В целях ее решения предусмотрено принятие целого комплекса мер. Среди них и введение обязательности применения экономически эффективных проектов повторного использования при проектировании, и установление критериев экономической эффективности проектной документации, подготовка которой осуществляется государственными заказчиками, и совершенствование механизма принятия решений о направлении государственных инвестиций в объекты капитального строительства, в том числе за счет введения института обоснования инвестиций. В Градостроительный кодекс РФ внесены новеллы, устанавливающие, что проверке достоверности определения подлежит сметная стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, а также юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50%. Правительством России установлены и единые правила проведения такой проверки».

«В то же время необходимо понимать, что сами по себе эти меры не приведут к достижению результата: необходимо создание современной системы ценообразования и сметного нормирования, соответствующей этапу развития строительного комплекса страны, - отметил Игорь Манылов. - Передача Главгосэкспертизе России полномочий в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве - то новое решение, которое представляет собой хорошо забытое старое, когда органы экспертизы занимались не просто нормоконтролем, но и оценкой эффективности и оптимальности принимаемых решений. И такой подход позволит реализовать основную задачу - обеспечение эффективности капитальных вложений. При этом, учитывая высокий профессиональный уровень экспертов Главгосэкспертизы России и их опыт, контроль качества проектирования зданий и сооружений будет сохранен».

Справочно:

Постановление правительства РФ №1452 от 23 декабря 2016 года «О мониторинге цен строительных ресурсов» принято в развитие федерального закона №369-ФЗ. Проект постановления был разработан и внесен в правительство Министерством строительства и ЖКХ РФ.

Реформа ценообразования в строительстве идёт полным ходом: публикация цен во ФГИС ЦС Минстроя России, переход на ресурсный метод - в 2019 и прочие важные изменения для сметчика

Письмо о функционале и выпуске новой версии - по ссылке.

Выпущены бесплатные видеоуроки по «Гранд-смета» версия 8, спрашивайте у нас ссылку. Особого внимания заслуживает ролик № 9 «Накладные расходы и сметная прибыль», где при настройке расчёта НР и СП в локальной смете применяются новые возможности программы, появившиеся в версии «ГРАНД-Смета 2018». Нововведения в версии «ГРАНД-Смета 2018» также существенным образом используются в роликах № 10 «Анализ ошибок и пересчет сметы» и № 12 «Подготовка сметы к проверке и печати».

Дня не проходит, чтобы кто-то спросил про почти бесплатную сметную программу, на время и для шабашек. Крайне рекомендуем смета в «облаке» , т.е. удаленно. В России уже более 17 тысяч пользователей.

б) информация о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленных для целей определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации (частям территорий субъектов Российской Федерации), при наличии - информация о среднемесячных размерах оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли, установленных для целей определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности, линейных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также в отношении иных объектов, имеющих отраслевую или иную специфику, по Российской Федерации (части территории Российской Федерации), подлежит размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве начиная с 2022 года, ежегодно, не позднее 25-го апреля текущего года.

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452 (ред. от 15.05.2019) "О мониторинге цен строительных ресурсов" (вместе с "Правилами мониторинга цен строительных ресурсов")

3.7. Исходными данными для разработки единичных расценок, помимо государственных элементных сметных норм, являются действующие сметные цены на затраты труда рабочих и пусконаладочного персонала, на эксплуатацию машин и механизмов, на материалы, изделия и конструкции с учетом кодификации, установленной в классификаторе строительных ресурсов согласно Правил мониторинга цен строительных ресурсов.


Производители и поставщики строительных ресурсов обязаны ежеквартально размещать сметные цены на свою продукцию в информационной системе Минстроя ФГИС СЦ. Подписывать сведения нужно квалифицированной электронной подписью. Для кого это требование обязательно и какие последствия ждут нарушителей?

В прошлом году было принято постановление «О мониторинге цен строительных ресурсов» №1452 от 23.12.2016. Документ утвердил правила работы в информационной системе ФГИС ЦС , которая собирает, анализирует и хранит сведения, необходимые для определения сметной стоимости строительства. Внести первые сведения нужно до 15 ноября 2017 года и дальше делать это ежеквартально.

Кто обязан вносить сведения?

Новое требование распространяется на ограниченный круг юридических лиц, полный список которых есть на сайте ФГИС. Их можно разбить на три категории:

  • Российские производители строительных ресурсов.
  • Импортеры строительных ресурсов.
  • Перевозчики строительных ресурсов и собственники грузовых вагонов.

Что нужно, чтобы размещать сведения?

Для работы на портале ФГИС ЦС необходимо:

  • Получить квалифицированную электронную подпись (подойдет базовый сертификат, с которым можно работать во множестве других информационных систем).
  • Приобрести Jinn client — средство криптографической защиты информации.
  • Зарегистрироваться в ФГИС ЦС.

Ответственность за непредоставление информации

Сейчас административной ответственности не предусмотрено, но рассматриваются поправки в КоАП РФ, которые установят штрафы для тех, кто не отчитывается в системе ФГИС ЦС. Предполагается, что штрафы будут такими:

  • Для должностных лиц — от 30 до 40 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц — от 500 до 800 тысяч рублей.

За повторное непредоставление информации:

  • Для должностных лиц — от 45 до 50 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц — от 900 тысяч рублей до 1 млн рублей.

Какова ответственность за непредоставление сведений в вышестоящие органы управления. Каковы штрафы и на кого возложены - в статье

Вопрос: На организацию пришло письмо от Министерства строительства и ЖКХ РФ о необходимости предоставления информации в соответствии с правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452, надо публиковать информацию в информационной системе ценообразования в строительстве с использованием ЭЦП - ежеквартально, начиная с 3 кв. 2018 года.Хотелось бы узнать штрафы - ответственность за отсутствие публикаций там, т.к. организация малая, нет возможности дополнительно нанимать человека в штат на осуществление данной работы.

Ответ:

За непредоставление или нарушение сроков предоставления информации Вас могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7. КоАП РФ.

Возможное наказание:

Предупреждение;

Наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Обоснование

Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»

«3. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется государственным учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и уполномоченным на создание и эксплуатацию информационной системы (далее - государственное учреждение), и предусматривает предоставление государственному учреждению следующих видов информации, необходимых для формирования сметных цен строительных ресурсов:

а) отпускная цена (цена реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренная договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенная по объемам и цене их реализации за отчетный период;

б) отпускная цена (цена реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, ввезенных в Российскую Федерацию, предусмотренная договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими ввоз в Российскую Федерацию таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, средневзвешенная по объемам и цене их реализации за отчетный период;

в) цена услуг по перевозке строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов судами морского (внутреннего водного) и воздушного транспорта на территории Российской Федерации, предусмотренная договорами перевозки, заключенными между перевозчиками и отправителями таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, за отчетный период с распределением по видам перевозок, средневзвешенная по объемам и цене предоставления услуг за отчетный период;

г) размер платы за временное владение и пользование железнодорожными грузовыми вагонами, предусмотренный договорами аренды, заключенными между собственниками и арендаторами грузовых вагонов, средневзвешенный по объемам и размеру платы за отчетный период;

д) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации;

е) тарифы на перевозку строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов железнодорожным видом транспорта.

14. Государственное учреждение направляет юридическим лицам, включенным в перечень юридических лиц, указанный в пункте 10 настоящих Правил , уведомление об обязанности (праве) предоставления информации, указанной в подпунктах "а" -"г" пункта 3 настоящих Правил (далее - уведомление о предоставлении информации), не позднее 25 октября 2017 года, с 2018 года - ежегодно, не позднее чем через 25 календарных дней со дня размещения перечня юридических лиц в информационной системе посредством электронной почты, телефонограммы, факсограммы, почтового отправления».

18. Юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, указанный в пункте 10 настоящих Правил , предоставляют информацию, указанную в подпунктах "а" -"г" пункта 3 настоящих Правил , путем размещения ее в информационной системе в соответствии с формами предоставления информации, указанными в пункте 24 настоящих Правил , за III квартал - не позднее 15 ноября 2017 года, за IV квартал - не позднее 25 января 2018 года, начиная с 2018 года - ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В случае если юридическое лицо исключено из указанного перечня (при его актуализации), такое юридическое лицо информацию не предоставляет.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

«Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16 , частью 2 статьи 6.31 , частями 1 , и 4 статьи 8.28.1 , статьей 8.32.1 , частью 5 статьи 14.5 , частью 2 статьи 6.31 , частью 4 статьи 14.28 , 19.7.2 , 19.7.2-1 , 19.7.3 ,