Как не потеряться и не сойти с ума в современном театре. Московское метро - ваш ориентир

Как не потеряться и не сойти с ума в современном театре. Московское метро - ваш ориентир

За окном становится всё теплей, а это значит, что у поисково-спасательных отрядов начался сезон работы в лесу. Мама двоих детей, журналист Ксения Кнорре Дмитриева не раз ездила волонтёром на поиски людей с отрядом «Лиза Алерт» и теперь делится своими наблюдениями и советами с читателями «Мела»: что необходимо объяснить ребёнку, чтобы он не заблудился в лесу, и как себя вести, если всё-таки заблудился.

Когда я начала ездить на поиски с «Лиза Алерт», для меня стало страшным открытием, что в наше время можно умереть от голода и холода всего в нескольких километрах от Москвы. Это никакая не метафора - это то, что может произойти с любым человеком, который заблудился в лесу, в том числе молодым и дееспособным. Но особенно часто это происходит со стариками и детьми. У нас есть те ещё чащи с завалами. Лес за последние годы сильно ухудшился из-за развала лесничих хозяйств. Имейте это в виду. Хотя, конечно, это больше проблема поисковиков, которые должны прочесать всё. Мы неоднократно лазили прямо рядом с посёлками в непроходимых джунглях. Но, кстати, почему-то именно в них чаще всего находятся потерявшееся. Поэтому, пожалуйста, не стройте никаких иллюзий в отношении простоты подмосковного леса и безопасности водоёмов.

1. Объясните своим детям, что не нужно лазить в завалы: там нет ничего хорошего, кроме потенциального перелома.

2. Маленький ребёнок может уйти очень далеко. Не думайте, что если ему всего четыре годика, значит, у него слабые ножки и он дальше участка никуда не денется. Реальный случай - когда ребёнок двух с половиной лет ушёл за семь километров от дома.

3. В большей степени это касается взрослых, но и детей тоже: не надевайте в лес камуфляж! Вы же не партизанский отряд. Не носите серое, чёрное, тёмно-синее в лесу. Дети должны быть обязательно в ярком, желательно со светоотражающими полосками.

4. У того, кто идёт в лес, должен быть с собой телефон. Но если ребёнок действительно заблудился, не надо звонить ему каждые пять минут с бессмысленным вопросом «Где ты?» и сажать батарею в его телефоне. Позвоните в «Лиза Алерт» (8-800-700-54-52), там умеют выводить из леса по телефону и часто это делают. Если всё хорошо, выведут по телефону, если такой возможности нет (травма, разряжается мобильник, человек в панике), то приедут, найдут и выведут.

5. У всех, кто идёт в лес, телефоны должны быть полностью заряжены.

6. Очень хорошая штука - GPS-трекеры, браслеты или наручные часы. Стоят они от 3000 рублей. Эти приборы фиксируют координаты и отправляют их вам по SMS. Детям и старикам они нужны обязательно.

7. У всех сотовых операторов «большой тройки» есть услуга информирования о местонахождении абонента. Причём не важно, к одному и тому же оператору подключены вы и ваш ребёнок или к разным. Если у вас «МегаФон», а у дочери - МТС, вы можете видеть её местонахождение в своём личном кабинете в «МегаФоне», в том числе в режиме реального времени.

8. Главное правило для потерявшегося, особенно ребёнка, - оставаться на месте! Это особенно важно, если вы уже связались со спасателями и если именно это место описали им по телефону. Там и будут искать и оттуда выводить. Поэтому, позвонив близким со словами «я потерялся», надо остановиться и прекратить идти.

9. Объясните своим близким, что в лесу необходимо держаться тропинок и дорожек, двигаться вдоль просек и линий ЛЭП и избегать рек. Покажите детям, как выглядит болото, и объясните, почему его всегда надо обходить.

10. В идеале с собой должны быть: спички, нож, свисток, вода, еда, туалетная бумага, важные лекарства (даже если вы или ваши близкие вышли «на 15 минут»), влажные салфетки и яркий пакет для мусора. Пакетом в случае ночёвки в лесу можно накрыться, а бумагу развешивать на деревьях, отмечая места, где вы уже были. Совсем прекрасная вещь - соляные стельки и мини-грелки: весят мало, стоят копейки, греют до семи часов. Продаются такие в туристических магазинах и в магазинах спортивной одежды. Естественно, с собой должна быть тёплая одежда. Ещё один важнейший предмет - компас, и им надо уметь пользоваться.

11. Когда вы идёте за грибами, не забудьте сделать две вещи: спланировать маршрут и сообщить близким, что вы уходите в лес. Скажите, во сколько вышли, куда пошли и когда планируете вернуться. И, пожалуйста, не думайте, что заблудиться рядом с домом невозможно, что вы знаете лес как свои пять пальцев. Как правило, «потеряшек» находят недалеко от жилья.

12. Объясните ребёнку, что если он заблудился, ему необходимо:

Оставаться на месте

Ни в коем случае не есть ни грибов, ни ягод

Не приближаться к водоёмам, не пить из них

Не залезать на дерево, это не поможет

Если слышишь шум, шорох, крики, звуки - стучать палкой по дереву, кричать, свистеть

Ещё раз, это важно: обязательно откликаться, если зовут, лучше всего стучать палкой по дереву - этот звук распространяется гораздо дальше, чем голос

Ждать помощь и не бояться, что тебя отругают - заблудиться может каждый. Тебя будут искать мама, папа, полиция, поисковики, собаки, незнакомые люди и даже вертолёт

Кстати, если ты видишь, что летит вертолёт, надо помочь ему тебя заметить: выйди на открытое пространство, ляг, размахивай руками и ногами. Стоящего человека увидеть сложней

Если тебя зовёт по имени чужой человек, это тот, кто приехал специально тебя искать. Иди к нему, он будет очень рад тебя встретить, поможет поскорее выйти из леса и попасть к маме и папе.

Будучи однажды на спектакле «Мадам Бовари» в постановке режиссёра Андрия Жолдака, была свидетельницей праведного гнева одной пожилой женщины, которая чуть ли не посреди второго акта возмущенно двинулась в сторону выхода из зала, приговаривая «Да что же это такое! В книге читаешь одно, а на сцене видишь совсем другое – безобразие!».

В целом женщину можно понять: сейчас подобное «безобразие» (а то и похлеще) происходит повсюду, и, пожалуй, во всем мире осталось довольно мало постановок, где действие происходит ровно так, как в пьесе. Вернее, как интерпретируют пьесу в школьных классах: герои одеты в исторические костюмы, на сцене высятся дома с колоннами, а актёры разговаривают так, будто бы только что сошли с маршрутки прямиком из 19 века.

“По ту сторону занавеса”, режиссер Андрей Жолдак. В спектакле использованы тексты из пьесы А.П. Чехова «Три сестры»

Театр усиленно ищет новый язык, формы, смыслы и жанры. И вся магия в том, что этот процесс происходит прямо на наших глазах. То, что года три назад могло являться супер-инновацией, сегодня уже не удивляет и кажется привычным ходом вещей. Это вполне логичный процесс, повторяющий сценарий развития, например, живописи. Ведь с появлением фотографии значительно снизилась ценность максимальной натуралистичности и реалистичности изображаемого. Художники занялись поисками новых подходов к выразительности – отсюда модернизм, абстракционизм и т.д. И все эти «-измы» поначалу малопонятны тем, кто вообще в первый раз в жизни пришел в «Русский музей».

“Барабаны в ночи”, режиссер Юрий Бутусов

Так и с театром: конкурируя с кино, телевидением, видеоиграми и интернетом, он просто обязан трансформироваться, интегрироваться с другими видами искусств, вовлекать и порой даже удивлять зрителя, чтобы не потерять его. И это ни в коем случае не значит, что современный театр (скажем так, хороший современный театр) переходит в разряд исключительно развлекательного действа – наоборот, он двигается в сторону усложнения форм, углубления смыслов и расширения пространства даже при внешнем минимализме.

“Неявные воздействия”, режиссер Всеволод Лисовский

С развитием самого явления, естественно, зарождается необходимость это явление как-то вербально описывать. Перформанс, иммерсивный спектакль, пластический спектакль, site-specific, документальный театр, вербатим, социальный театр, горизонтальный театр, театр художника, play-back театр, променад и т.д. – чего только не встретишь в афишах и анонсах . На деле же все не так пугающе, и если разобраться в понятиях, чем мы и будем заниматься в этой и последующих статьях колонки «Театральный ликбез», то можно почти безошибочно ориентироваться в многообразии театрального мира и почти безболезненно открывать для себя новые грани этого искусства.

Перформанс

Перформанс “Протокол N”, ЦИМ

Понятие, используемое для описания формы в современном искусстве в принципе, не только в театре. К перформансу относят любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. Иными словами, это «ожившая инсталляция». В театре этот термин чаще используется для условного обозначения спектакля, созданного на стыке драмы, хореографии, музыки, визуальных искусств и медиатехнологий.

Иммерсивный театр

Иммерсивный спектакль “Черный русский”, режиссер Максим Диденко

Театр вовлечения (от английского “immerse” – вовлекать, погружать). На таких спектаклях зритель, как правило, сам становится активным участником действа, а не просто сидит и наблюдает за происходящим из темноты зрительного зала. Иммерсивный театр может быть своеобразным аттракционом (игровой вариант) или же специфическим психологическим или социальным опытом (неигровой вариант). В последней версии нередко даже отсутствуют актёры как таковые.

Site-specific

“Тибетская книга мертвых”, Театр.DOC. Спектакль идет в заброшенном депо Курского вокзала. Режиссер Василий Березин

Спектакли, осваивающие новые пространства, и потому проходят они где угодно, но только не в театре: в гараже, в городском парке, в заброшенных домах, в трамвайном депо, в метро и т.п. Променад (спектакль-прогулка) – одна из возможных форм такого театра.

Пластический/хореографический спектакль

“Гипнос”, театр Практика, режиссер Олег Глушков

Спектакль, созданный в синтезе драмы и хореографии. Это не балет, потому что артисты существуют по законам драматического театра, и не психологический театр, потому что все слова переведены в пластическую форму.

Документальный театр

“Это тоже Я. Вербатим”, режиссеры Дмитрий Брусникин, Юрий Квятковский

В этом театре в качестве основного драматургического материала используются не художественные тексты, а документальные: интервью, протоколы, письма, дневники, подслушанные разговоры и т.п. Вербатим – это лишь одна из техник документального театра, иногда обозначаемая как жанр. Вербатим означает «дословно»: когда на сцене абсолютно точно воспроизводится манера речи героя, со всеми его эвфемизмами и жаргонизмами.

Социальный театр

Спектакль “НеПрикасаемые” про бездомных с их же участием. Режиссер Михаил Патласов

Термин относительно новый, но уже очень важный с точки зрения общественной роли самого явления. Если сказать кратко, то это театр и спектакли, в которых участвуют люди в сложном социальном положении или с особенностями развития – ментальными и/или физическими. Наверное, английский аналог этого понятия «theater for social changes» – театр социальных изменений – точнее отражает суть: если в процессе работы над подобным проектом, освещающим животрепещущую социальную проблему, изменилась жизнь хотя бы одного его участника (бездомного, инвалида), значит, цель достигнута.

Горизонтальный театр

“Музей инопланетного вторжения”, Театр взаимных действий

Лучше всего понятие горизонтального театра объясняет Борис Павлович – главный «проповедник» социального театра в России: это театр, отрицающий иерархичную структуру. Здесь нет одинокого художника-творца, который своей могущественной дланью руководит актёрами-подчиненными и через них воплощает свою идею. Режиссёр выполняет функцию лишь некоего модератора творческого процесса равнозаряженных и равноправных участников.

Театр художника

“Демон. Вид сверху”, режиссер Дмитрий Крымов. Фото Наталия Чебан

Театр на стыке драмы и живописи. В сущности, это «живые картины» – ассоциации режиссёра-художника, возникшие у него при прочтении того или иного литературного или драматургического произведения. Слов там может не быть вовсе, или звучать они будут урывками, а вот визуальная эстетика по-настоящему поражает зрителя метафоричностью и красотой.

Play-back театр

Playback-театр “Новый Jazz”, Москва

Специфическая форма театра импровизации, в буквальном переводе с английского – «театр воспроизведения». Зрители в данном случае выступают в роли «драматургов» – они спонтанно рассказывают свои истории, которые могут рождаться в связи с предыдущими рассказами или без, а актёры и музыканты воплощают их в той или иной художественной форме в режиме «здесь и сейчас». Такой вид театра может оказывать мощное терапевтическое воздействие, а некоторые его приёмы и техники легли в основу психологических и психотерапевтических практик – психодраму.

“POSLE”, режиссер Елена Ненашева. Спектакль, который идет в жилой квартире

Важно понимать, что представленное деление современного театра на эти направления довольно условно. Все они могут перетекать из одного в другое, интегрироваться и расщепляться, вбирать в себя отдельные свойства друг друга. Вполне возможно, что к моменту выхода этой статьи в каком-нибудь российском театре выйдет спектакль, который не поддается описанию ни одним из представленных слов, и придется искать новое определение. Главное – не бояться этих процессов и не терять здорового детского любопытства к новым находкам в театральном творчестве.

Когда только начинаешь путешествовать самостоятельно, возникает ряд вопросов, ответы на которые не всегда очевидны. Тебя волнует все: как найти нужный автобус, где находятся достопримечательности и что делать, если ты вдруг вообще заблудился. С высоты прожитых лет и нескольких десятков посещенных стран мы расскажем о паре лайфхаков, которые позволят чувствовать себя как дома в любом городе мира.

Страх потеряться — самый распространенный у людей, впервые приехавших в незнакомую страну. Если вдовесок страдаешь топографическим кретинизмом — пиши пропало, без поводыря будешь ходить на трясущихся ногах. Но проблема решается очень просто: поможет любой смартфон.

По мнению многих путешественников, самые крутые оффлайн-карты — в приложении Maps.me . Программа устанавливается на телефон и работает без подключения к Интернету. Определяет местоположение в реальном времени, можно построить маршрут из точки А в Б пешком, на машине, велосипеде или общественном транспорте. Maps.me реально пользуются все. Установить приложение можно через AppStore или Google Play Market.

Главный плюс Maps.me — полноценная работа без подключения к Интернету. В роуминге тарифы кусаются, да и сеть ловит не везде, поэтому это не просто плюс, а целый плюсищще! Хотя, в чужой стране лучше сразу покупать местную сим-карту. Во-первых, можно будет посидеть в соцсетях, во-вторых — останется доступ к нужным онлайн сервисам. Но о других сервисах чуть позже.

Логика работы программы в следующем: сначала надо скачать карту определенного города, затем оказаться в нем, а потом можно использовать телефон как навигатор без подключения к сети. Можно искать достопримечательности, отели и кафе по названию, сохранять точки на карте, а потом прокладывать к ним маршрут всеми видами транспорта из текущего местоположения.

Приложение Maps.me работает как полноценный навигатор даже без подключения к Интернету

Единственный минус оффлайн-карт — они за обе щеки жрут батарею. Поэтому, кроме смартфона с Maps.me очень круто иметь с собой дополнительное зарядное устройство, так называемый Пауэр Банк (Power Bank).

Чтобы правильно его выбрать, достаточно понять, какая у него емкость. По незнанию первые два своих пауэрбанка мы купили не то в Билайне, не то в Евросети примерно за 3000 рублей. Хватало этих банок лишь на одну дополнительную зарядку. Потом мы поняли, что в таких местах обычно продают аксессуары по сильно завышенной цене, и стали вникать в вопрос.


Например, емкость батареи iPhone 7 составляет 1960 мА⋅ч. Если купить крутую дополнительную “банку” в Евросети на 5000 мА⋅ч, нетрудно посчитать, что такого зарядника хватит чуть более, чем на две заряженных батареи. А для путешествий это ерунда.

Поэтому мы стали присматриваться к более дешевым и эффективным решениям — китайским устройствам неизвестных брендов. Нашли такой в магазине DNS, стоил 1500 рублей, емкость — 20.000 мА⋅ч! То есть тот же Айфон он полностью зарядит 10 раз! В устройстве 4 USB-выхода для зарядки гаджетов и 1 вход для зарядки его самого. Очень крутая штука, от души рекомендуем.

Ёмкости батареи в 20.000 мА⋅ч хватит, чтобы зарядить Айфон 10 раз

Не переусердствуйте с мощностью. По новым правилам полетов гражданской авиации, нельзя провозить в самолете пауэрбанки мощностью более 32.000 мА⋅ч.

Четыре USB-выхода на дополнительном аккумуляторе позволят одновременно заряжать четыре гаджета

Все, что нужно, чтобы не потеряться в любом городе мира — это смартфон, приложение Maps.me и дополнительный зарядник.

Проблема №2: а почему общественный транспорт такой дорогой?

Во всех развитых странах, где мы были, стоимость проезда в общественном транспорте намного выше, чем в России. Оно и понятно — цены ползут за уровнем жизни. Но в некоторых местах цена на проезд выглядела до неприличия ужасно и реально кусалась. Например, в Стокгольме одна поездка на метро стоила около 5 евро!

Вот так готовишься к поездке, составляешь маршруты, а потом — бац! — зашел в метро и остался без ужина.

Но не все так страшно. Во-первых, если пользоваться оффлайн-картами, можно где-то и пешком пройти. Во-вторых, почти всегда можно купить проездной на несколько дней, поездки по которому будут стоить в несколько раз дешевле. Только в двух городах мира нам пока не удалось найти нормальный безлимитный проездной — в Париже и Сингапуре.

Как правило, информация о таких проездных есть в любой билетной кассе. Если не нашли вывесок — спросите про проездные у кассира. О том, что делать, если не знаете хотя бы английского — в заключительной части статьи.

Проблема №3: как вернуться домой, если сел не в тот автобус и уехал к черту на рога?

Помните, в начале статьи я говорил, что в незнакомой статье лучше сразу купить местную сим-карту? Вот один из аргументов: где бы вы ни оказались, вы сможете вызвать такси. На наш взгляд, самая дешевая международная система заказа такси — Убер. Скачав одно приложение, вы сможете вызвать машину в любом крупном городе мира. Да и не в очень крупном тоже.


Приложение автоматически определяет, где вы, и сообщает об этом свободному водителю. Например, если вечером сели в Праге не в тот поезд и через 30-40 минут оказались в какой-то чешской глуши, самое разумное — вызвать Убер и вернуться обратно в Прагу. Нервы точно сэкономите.

Когда-то мы написали инструкцию, как пользоваться Убером:

Проблема №4: ребята, а вы вообще понимаете, что я не знаю языка?

По опыту общения с теми, кто опасается ездить в самостоятельные путешествия, мы знаем, что один из сдерживающих факторов для таких людей — незнание иностранных языков. Опять же, по нашему опыту, для общения в большинстве стран достаточно понимать английский. Если и с ним туго, а в голове из английского всплывает только фраза из школьного учебника “Ландан из зэ кэпитал оф Грейт Бритн”, есть еще один лайфхак.

Им, кстати, всегда пользуются китайцы. Для решения проблемы нам опять понадобится мобильный интернет.

Заходим на translate.google.com, выбираем нужную языковую пару (в нашем случае Русский — Английский), набираем предложение на русском, получаем перевод, и просто показываем его человеку, к которому обращаемся. Ответить он сможет либо жестом, либо наберет его на английском в вашем же гугл переводчике.

Если не знаешь языка, спросить что-то у иностранца можно с помощью Гугл Переводчика

Вам ответят либо жестами, либо с помощью того же переводчика

В качестве заключения

Каждый из нас заслуживает того, чтобы ощущать себя гражданином Мира, независимо от того, в какой стране нам выдали паспорт. Везде на Земле живут такие же люди, как мы. Не бойтесь открывать для себя планету, выбирайте интересные направления для путешествий, учите языки. А редакция сайт постарается помочь вам преодолеть трудности и получить яркие эмоции от любой поездки.

Добро пожаловать в клуб!

Неограниченный доступ к информации – это, безусловно, здорово и полезно, особенно для интернет-предпринимателя , которые постоянно находится в поиске знаний, чтобы с их помощью повышать уровень своего бизнеса. Но есть и обратная сторона медали – в виде контента, который абсолютно бесполезен и только отнимает ценное время и энергию.

Есть 5 действенных способов, как научиться отделять зерна от плевел и не потеряться в этом мощном потоке обрушивающейся на вас информации.

1. Держите фокус.

Помните, мы получаем не то, чего мы хотим, а то, на чем фокусируемся . Например, если вы идете в Интернет в надежде почитать определенную обучающую статью на блоге или просмотреть одно видео на YouTube, я уверена, что вы не раз оказывались при этом в такой ситуации: прошел час, а вы так ничего и не сделали. Со мной такое точно бывало. Так происходит потому что мы не держим фокус и не концентрируемся на основной конечной цели.

Если мы заходим в какое-то определенное пространство и не имеем четкого представления, зачем мы туда пришли, нас легко сбить с толку и перенаправить. Если же мы четко сфокусированы , да еще и очень ограничены во времени (например, когда ребенок спит), мы получаем максимальный результат в том, что мы делаем, и с легкостью отсеиваем то, что нам в данный момент не нужно.

2. Задавайте себе вопрос «Зачем?».

Перед тем, как что-то начать (будь то новый проект или новый бизнес), держите перед собой четкую конечную цель и почаще задавайте себе вопрос: «А зачем я здесь?». И если ответ вас устраивает и вы четко понимаете, зачем вы это делаете, продолжайте процесс. Если ответ «Нет» или «Не знаю», переключитесь на то, в чем у вас будет ясность.


3. Вносите дела в свое расписание.

Если вы собираетесь серьезно заниматься бизнесом и зарабатывать деньги, вам нужно привыкнуть вносить ваши основные дела и даты в свое расписание. Очень часто по привычке мы говорим: «У меня нет времени». Но реальность заключается в том, что не времени у нас нет, а мы просто не умеем управлять собой. Поэтому если у вас есть дела по проекту или встречи, или вам нужно что-то сделать для того, чтобы начать продвигаться вперед, ЗАПИШИТЕ это, а еще лучше – внесите в свой календарь .

Помните: если чего-то нет в расписании – это не выполняется.

4. Создайте себе социальную подотчетность.

Мы все знаем, что если мы никому ничего не пообещали, то мы запросто можем выделить на небольшой проект месяц-два, иногда три, а то и вовсе начать и не закончить. Однако наша задача – продвигать наши проекты. И даже если вы думаете, что вы еще не готовы или ваш проект не совершенен, вам важно продвигаться вперед.

Создайте себе социальную подотчетность в виде ваших родных и близких, партнера по подотчетности либо ваших коллег или клиентов и ДЕЛАЙТЕ!

Пока проект или бизнес не запущен, вы не узнаете его эффективность, поэтому не застревайте на одном, а продолжайте идти, выпуская проекты, товары и услуги и постепенно улучшая и развивая их.

5. Умейте говорить «НЕТ!».

Наш современный мир все больше и больше стирает личные границы между людьми. В день к нам приходит сотни имейлов, знакомые и незнакомые пишут в соцсетях, звонят встревоженные подруги и пытаются вовлечь в личную драму и т.д.

Все бы ничего, НО ВЕДЬ для вас это не самая основная цель жизни. Вы вовлекаетесь во многие процессы просто якобы из уважения, но это в прямом смысле забирает деньги из вашего кошелька, потому что в это время вы могли бы создавать, творить, распространять, продавать и получать от этого удовольствие.

Вместо этого вы соглашаетесь на то, что вам не нужно, и потом сами себя обвиняете, что на это ушел весь день, куча энергии и сил, и вы ничего не закончили из того, что собирались сделать.

Научитесь говорить «НЕТ» всему, что вам не нужно и не важно.

Не открывайте неинтересные вам имейлы, не просматривайте незнакомые вам сообщения в соцсетях. Не висите с негативным знакомым на телефоне, час выслушивая сплетни по поводу ваших общих знакомых. Минимизируйте просмотр телевизора до 1 часа в день. Посвятите это время себе любимой, бизнесу, своей мечты и своей семье. В итоге вы будете намного счастливее и успешнее.

Итак, определите, какие знания и общение вам нужны в первую очередь, и уделяйте свое время действительно важным вещам. Тогда у вас сложится правильное информационное направление, в котором вы будете двигаться на благо своим проектам, бизнесу и личной жизни.

Ольга Яковлева

и команда Академии Экспертов

P.S. А что позволяет вам не затеряться сегодня в потоке информации? Как вы отделяете важное от бесполезного? Поделитесь в комментариях.

Если вам понравилась эта статья, вам также понравятся и

Вконтакте


"Редко кто из нас придерживается правил посещения леса, - сказала Светлана. - Большинство историй заканчивается хорошо, но многие не возвращаются из леса в положенный срок... До сих пор у нас в стране не отработаны методики по выводу людей из леса - ни у МЧС, ни у полиции. Поэтому преимущественно приходится надеяться на волонтерские организации. И важно обезопасить себя. Если вы собираетесь пойти в лес, тем более - с ребенком, следует выполнить ряд важных условий".
ОДЕЖДА. Модный "камуфляж" не годится! Вы сольетесь с листвой, и ребенок потеряет вас из виду, даже если вы отойдете от него на несколько метров. А если вы потеряетесь, ослабнете, то поисковые группы вас под кустом могут просто не заметить. Правило - одеваться ярко и так же ярко одевать ребенка. В идеале - одежда со светоотражающими элементами. Что взять с собой в лес?
ЗАПАС ВОДЫ. В родниках, речках, лужах вода весьма сомнительного качества. При отравлении неминуемо обезвоживание и потеря сил, которые важны в лесу. Поэтому берите воду - минимум литр на человека.
СВИСТОК - на случай, простудитесь или сорвете голос, можно подавать сигналы свистком.
СПИЧКИ. Многие люди, которых не удалось вовремя найти в лесу, погибали от переохлаждения. Поэтому спички или зажигалка должны быть, чтобы развести сигнальный огонь и костер для обогрева.
КОМПАС. Даже если вы не умеете им пользоваться, в отряде "Лиза Алерт" есть люди, которые обучены выводу из леса человека по телефонной связи, и они смогут вам объяснить, что делать с этим компасом в лесу.
ПИЩА. Лучше всего - шоколад. Он калориен и не портится.
Полностью заряженные ТЕЛЕФОНЫ - себе и ребенку. "Лучше не новомодный гаджет, у которого заряд садится за пять часов, а кнопочная трубка, у которой батарея держит заряд две недели, - советуют волонтеры "Лиза Алерт". - Если вы собрались с лес, предупредите кого-нибудь, куда вы пошли и когда планируете вернуться. Лучше сделать перед выходом в лес фотографии себя и ребенка. Если что-то пойдет не так, то вас потом будут искать по этим фотографиям. Оставьте их друзьям, которые предупреждены о вашем походе".
Но если случилось непредвиденное и ребенок потерял вас в лесу, то первое правило: он должен остановиться и громко вас позвать. Не паниковать, не бежать, не искать вас. Может быть, вы близко и быстро придете к нему. Если отклик не помог, вы друг друга не слышите, ребенок звонит по своему телефону в 112 и сообщает, что он потерялся. Потом он звонит вам. Если ребенок не может самостоятельно позвонить в 112, то туда или по телефону "горячей линии" "Лиза Алерт" звоните вы и сообщаете оператору, что ребенок потерялся, говорите, где вы. Не надо постоянно быть на связи с ребенком, чтобы не "посадить" батарею в его телефоне!
"Мы позвоним ребенку, сообщим ему инструкции, что надо делать, и обязательно будем его искать, - рассказала Светлана Царьковская. - Благополучно найденные дети говорили: "Мама же не знает, что делать в лесу. Откуда ей известно, как меня искать…" Поэтому ребенок должен знать, что ситуация под контролем, его найдут. И конечно, ему надо помнить, что нельзя ничего есть и пить из найденного в лесу - ни воду из ручья, ни ягоды".
Вода в этом случае - враг, а не друг. Одно из важнейших правил в лесу для детей - не подходить к воде. 80 процентов детей, погибших в природной среде, погибло от воды.
"Вода их притягивает, - считает Светлана. - Ребенок считает, что она безопасна, но может просто соскользнуть в реку или озеро на глинистом берегу. Он хочет пить или промыть царапину и падает в воду. Научите его, что он никогда, ни при каких обстоятельствах не должен подходить к воде!"
Самое правильное поведение потерявшегося ребенка в лесу - сидеть на месте и ждать, когда его найдут. У него есть немного воды и шоколадка. При оперативном реагировании поиск пройдет в течение суток, ребенок не успеет серьезно проголодаться и не будет испытывать жажду, которая будет опасна для здоровья.
Вот такие правила. Сегодня все они известны. "Лиза Алерт" даже выпустила листовки-инструкции, как не потеряться в торговом центре, в аэропорту, на незнакомой улице, в транспорте или на природе, а если потерялся, поскорее найтись без риска для здоровья и жизни. Эти листовки волонтеры распространяют в школах. Но если бы все дети и родители соблюдали эти правила, сколько потерь можно было бы избежать…

Телефон "горячей линии" поисково-спасательного отряда “Лиза Алерт” 8-800-700-5452