К проблеме перехода от традиционного общества к обществу современному (сравнительный анализ произведений к. гамсуна и л. толстого). §8. Воспроизводство населения

К проблеме перехода от традиционного общества к обществу современному (сравнительный анализ произведений к. гамсуна и л. толстого). §8. Воспроизводство населения

Новый тип воспроизводства населения, возникший во времена неолита, безраздельно господствовал во всем мире вплоть до XVIII века, а у значительной части населения мира далеко не полностью изжит еще и сегодня. Основные черты этого типа воспроизводства неразрывно связаны с аграрной экономикой и соответствующими ей общественными отношениями и культурой.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграло в человеческой истории возникшее в эпоху неолита сельское хозяйство. Оно составляло экономическую основу всех классовых докапиталистических способов производства.

Тем не менее, подчеркивая глубокую прогрессивность аграрной экономики по сравнению с экономикой присваивающих обществ, необходимо сразу же указать на историческую ограниченность, узкость тех рамок, которые создает эта экономика для развития производительных сил и изменения условий жизни людей.

“Аграрному” типу демографического равновесия соответствовала и система культурных регуляторов, обеспечивающих поддержание этого равновесия. По сравнению с демографическим механизмом времен архетипа, эти регуляторы были гораздо более “тонкими”, более совершенными. Но с позиций более высоких форм демографического механизма они были весьма грубыми и примитивными и не могли быть иными, поскольку возможности их развития ограничивались относительной неразвитостью всех общественных отношений, свойственных аграрным обществам. Эта неразвитость - естественное следствие низкого уровня развития производительных сил и всего связанного с ними образа жизни людей. Разумеется, нельзя ставить на одну доску уровень развития общественных отношений при всех основанных на эксплуатации докапиталистических способах производства, которые, как известно, суть «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», ступени на пути исторического движения от низшего к высшему. Но при всех - часто весьма важных - различиях добуржуазным общественным организмам свойственны существенные общие черты, предопределяющие во многом сходное положение индивидуума в обществе, одинаково узкие рамки развития человеческой личности. Все добуржуазные общества - «традиционные», т. е. такие, в которых поведение людей, их отношение между собой, вся их жизнь регламентируются принимаемой на веру и не требующей рационального истолкования традицией, ориентированы на повторение неизменных, унаследованных с незапамятных времен образцов. Воспроизводство заранее данных отношений отдельного человека и коллектива, предопределенность его отношений к условиям труда, своим соплеменникам и т.д. - не второстепенная черта, а, как писал К. Маркс, основа развития всех обществ, в которых земельная собственность и земледелие образуют базис экономического строя. Незрелость индивидуального человека - одна из важнейших черт таких обществ. Человек в них выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому, он обособляется как индивид лишь в результате исторического процесса. Но до тех пор, пока такое обособление не произошло, в самых различных областях своей жизни человек ведет себя в соответствии с окаменевшими правилами, с определенной схемой, которая не предусматривает его личного волеизъявления, его свободного выбора, рационального осмысления его действий. Все вопросы, которые сейчас каждый взрослый человек решает для себя сам: чем добывать свой хлеб, где жить, как одеваться, с кем и когда втсупать в брак и т.д., еще не так давно повсюду в мире очень жестко разрешались за индивидуума традицией, обычаем, родителями, сувереном и т.п. Накладывая на человеческий разум подчиняли человека внешним обстоятельствам, вместо того чтобы возвысить его до положения властелина этих обстоятельств, превратили саморазвивающееся общественное состояние в неизменный, предопределенной природой рок.

Таким образом, с одной стороны, на протяжении всего периода господства аграрной экономики оставались в основном неизменными условия демографического равновесия, те объективные требования к процессу воспроизводства населения, которые вытекали из социально-экономических особенностей функционирования аграрных обществ. С другой - оставался в основном однотипным социально-культурный механизм, с помощью которого поведение индивидуума приводилось в соответствие с объективной общественной потребностью. Этот механизм регулировал поведение людей во всех сферах их жизни, не составляла исключения и область воспроизводства населения. Демографический механизм был частью всего “традиционного” механизма, регулировавшего поведение каждого отдельного человека, он, стало быть, тоже был “традиционным”. Это дает основание назвать “традиционным” тот тип воспроизводства населения, который характеризуется “аграрным” типом демографического равновесия (в отличие от “собирательского” его типа в донеолитическое время) и “традиционным” демографическим механизмом. В такой терминологии есть, правда, некоторая непоследовательность, так как, с точки зрения принципа действия демографический механизм, свойственный архетипу, 0 тоже традиционный. Эту непоследовательность, возможно, удастся устранить, когда будут лучше исследованы различия между архетипом и традиционным типом воспроизводства населения.

Преодоление традиционного типа воспроизводства населения и замена его новым историческим типом, иначе говоря, вторая демографическая революция, были подготовлены всем долгим развитием человечества. Непосредственные же условия, приведшие к началу демографической революции, созрели в процессе разложения феодального общества в Западной Европе. Эта революция - один из многих переворотов, происходивших на протяжении последних столетий, тесно взаимодействовавших между собой и имевших одну общую исходную основу производства. Революция в торговле, в науке, в сельском хозяйстве, в промышленности, политические революции, приведшие буржуазию к политической власти везде, где она до этого победила экономически, разрушали старую хозяйственную систему, старую социальную структуру, старую идеологию, отделяя все большую часть населения «от земледелия и от связанных с этим последним вековых традиций патриархальной жизни». Узость производственной базы, на которой покоилась аграрная экономика докапиталистических обществ, была преодолена. Новые знания и новая техника, все время совершенствуясь, давали в руки людям все более мощные и экономически эффективные орудия и средства сознательного контроля над неподвластными ему ранее стихийными силами природы. В конечном счете все эти изменения необратимо нарушили старое демографическое равновесие и привели к замене его новым.

Далеко не всякий переворот в социально-экономической сфере способен подорвать демографическое равновесие. Для этого нужно, чтобы была непосредственно затронута демографическая система, необратимо подорван механизм управления демографическими исходами. Этого, по-видимому, не было никогда за всю историю аграрных обществ. Но теперь такие изменения произошли. В XVIII-XIX вв. социально-экономическое развитие привело к коренному изменению структуры факторов смертности, а тем самым и к ее резкому снижению, в результате чего и нарушилось демографическое равновесие. При капитализме создаются совершенно иные условия восстановления нарушенного равновесия и его постоянного поддержания, на первый план выходит приспособление характера и уровня рождаемости к изменившимся характеру и уровню смертности. В результате складывается качественно новое демографическое равновесие, его структура, пути, которые ведут к его установлению, - совершенно иные, чем прежде, они соответствуют новым экономическим условиям, более того, они детерминированы ими.

Капитализм изменил не только условия демографического равновесия, но и механизм его поддержания. Старый механизм управления демографическими процессами был пригоден в традиционном обществе, где вся система поведения человека была ориентирована на слепое повторение раз навсегда заданных образцов. Но новое время создало новый тип личности, нового человека, в поведении которого оказались так или иначе отражены и запечатлены главные черты новых общественных отношений.

Отсутствие разделения труда и торговли, самодостаточность, экономическая, культурная и территориальная замкнутость - характерные черты жизни большинства населения традиционного общества. Перед человеком не было никакого выбора, никакого пути - экономического, социального, культурного, - отличного от пути отцов и дедов. Развитие капитализма подорвало материальные и социальные основания, на которых держалась ненужность выбора в прошлые эпохи. Оно несло с собой невиданную ранее дифференциацию человеческой деятельности, сфер приложения и характера труда, типов расселения, образа жизни, культурных стандартов и т. д. Оно породило многообразие и доступность материальных и духовных благ, ранее неизвестных или мало кому доступных, что вело, в свою очередь, к непрерывному возникновению и развитию разносторонних потребностей, которых люди не знали раньше, и в значительной степени делало эти потребности удовлетворимыми. Оно создало мир, который был во многом противоположен прежнему качественно ограниченному миру - миру узких материальных возможностей, неразвитых общественных и индивидуальных потребностей, миру канонизированного и строго регламентированного поведения. Теперь каждому решению, каждому поступку должен предшествовать выбор одной из многих конкурирующих между собой возможностей, для отдельного человека и для общества должна существовать свобода выбора.

Утверждение такой свободы во всех областях человеческой жизни полностью соответствует логике исторического развития капитализма. Капиталистическое производство уничтожило все исконные, сохранившиеся от прошлого отношения, на место унаследованных обычаев, исторического права оно поставило куплю и продажу, свободный договор. Но заключать договоры могут люди, которые в состоянии свободно располагать своей личностью, поступками и имуществом и равноправны по отношению друг к другу. Создание таких свободных и равных людей именно и было одним из главнейших дел капиталистического производства. Свобода выбор» утверждается не только в экономических отношениях, но распространяется на все стороны жизни людей.

Человек, которому приходится делать выбор, не может в своих поступках ориентироваться на окаменевшие нормы поведения, не считающиеся с возможными изменениями внешних условий. Поведение, основанное на непреложном следовании традиционному образцу, уступает место поведению, в основе которого лежит рациональная мотивация каждого поступка. А поскольку такая смена типа поведения происходит во всех сферах человеческой жизни, поскольку традиционное поведение не может сохранить свое былое значение и в демографической сфере. И здесь все большее место занимает рационально мотивированное поведение, сознательно ориентированное на достижение тех или иных тоже рационально целей. Таким образом, с переходом к индустриальной экономике были подорваны условия старого демографического равновесия, разрушен старый демографический механизм и сложилось новое демографическое равновесие и новый демографический механизм. Этот переворот, в ходе которого демографические процессы сложно взаимодействовали с социально-экономическими. А также между собой, и составляет содержание второй демографической революции. Ее результатом было возникновение нового исторического типа воспроизводства населения, который называется современным, или рациональным.

Тема. Тематическое оценивание по теме «Население России».

Цель: проверить уровень усвоения учащимися знаний и практических умений; совершенствовать практические навыки работы с картами и умения систематизировать и анализировать изученный материал, сформировать навыки самоконтроля знаний с использование компьютерной системы онлай тестирование.

Тип урока: урок контроля и оценивания знаний.

Оборудование: атлас, карта административного деления России, компьютерная система онлай тестирование.

Структура урока:

I. Организационный момент. 1 мин.

II. Контроль и оценивание учебных достижений: 44 мин.

Блок 1 . Фронтальный опрос; 12 мин.

Блок 2 . Тестирование 15 мин.

Тестирование на компьютере с использованием среды компьютерной системы онлай тестирование;

Блок 3. Заполнение контурных карт 15 мин.

III . Подведение итогов. 2 мин.

Ход работы.

I . Организационный момент.

II . Контроль и оценивание знаний :

Блок 1 . Фронтальный опрос (макс. оценивание со знанием карты мин 1балл): Вопросы из учебника.

    Численность населения

    Выберите верный ответ, Разницу между общим числом родившихся и умерших людей за год называют: а) миграцией; б) воспроизводство; в)естественный приростом.

    Расскажите, чем была вызваны демографические кризисы в России, Каковы были людские потери в каждый период?

    Чем обусловлено изменение численности населения России?

    Как влияют на изменение численности населения войны?

    Почему для подсчёта общих потерь населения России в ХХ в.недостаточно просто сложить число погибших?

    Воспроизводство населения.

    Охарактеризуйте исторические типы воспроизводства населения.

    В чём специфика перехода от традиционного типа к современному типу воспроизводства населения в России?

    Почему переход к современному типу воспроизводства в разных регионах России происходит неодинаково?

    Что такое демографическая ситуация?

    Согласны ли вы с мнение, что половозрастная структура населения является «запечатлённой демографической историей»?

    Выберите верный ответ.Более молодое население проживает: а) в центральных районах России; б) в районах Крайнего севера,

    Как вы считаете, для чего необходимы знания о возрастном составе населения страны?

    Назовите особенности половозрастной структуры населения России.

    Какие различия по возрастному составу населения наблюдаются в отдельных регионах России? Чем это обусловлено?

    Мозаика народов.

    Сколько народов проживает в России?

    Народы, каких языковых семей и групп представлены в России?

    Выберите верный ответ. Большинство россиян говорит на языках семьи: а) кавказской: б) алтайской: в) индоевропейской.

    Выберите верный ответ. Самых многочисленный после русских народ в России: а) украинцы; б) татары: в) чуваши.

    Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в Этническом отношении территории?

    Какова роль русского языка для народов России?

    Размещение населения.

    Каковы особенности размещения населения в России?

    Выберите верное значение средней плотности населения в Росси: а)1чел./км²; б) приблизительно 9 чел./км²; в) 120 чел./км².

    Выберите положение, которые характеризуют географические особенности размещения населения России: а) равномерное размещение населения по территории; б)зависимость разрешения населения от природных условий; в) «растекание» населения по территории; г) тенденция сосредоточения населения на севере страны.

    Какие зоны расселения и почему выделяются на территории России?

    Что такое расселение? Какие типы поселений характерны для нашей страны?

    Какие населённые пункты принято называть городами?

    Что называется урбанизацией? Каковы причины роста городов? Как процесс урбанизация воздействует на окружающую среду?

    Дайте определение городской агломерации.

    Как вы относитесь к утверждению, что Россия – страна больших городов?

    Миграция населения.

    Что такое миграция? Какими причинами они вызываются?

    С чем связано изменение направлений миграций в конце ХХ в.? Каковы основные направления миграционные оттоком в настоящее время? С чем это связано?

    Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения: а) Чукотский автономный округ; б) Московская область; в) Ставропольский край: г) Ханты-Мансийский автономный округ.

    Почему расширение территории приводило к этническому разнообразию российского населения?

    Как влияют миграции на жизнь общества?

    Россияне на рынке труда.

    Что такое трудовые ресурсы?

    Выберите верный ответ. Населением в трудоспособном возрасте считаются: а)все мужчины и женщины в возрасте от16до 59 лет; б)мужчины в возрасте от 16 до59 лет, женщины в возрасте от 16до 54 лет; в)мужщины в возрасте от 20 до 65 лет, женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

    Что такое экономически активное население?

    Какое из утверждений является верным? А)Высокий уровень безработицы наблюдается в районах нового освоения. Б) Районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы. В) К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте.

    Какие требования предъявляют к работнику в условиях рынка? Насколько вы сами удовлетворяете этим требованиям? Какие качества будут способствовать, а какие препятствовать вашему трудоустройству? Какие качества вы бы хотели разить у себя?

Блок 2 . Тестирование.

Тестирование на компьютере с использованием среды компьютерной системы онлай тестирование (оценивается в 2 баллов).

Блок 3. Заполнение контурных карт в практической тетради (оценивается в 2 баллов).

III Подведение итогов (подсчёт баллов).

Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему «Предприятия города Симферополя»

СЕКТОР 1 . Численность населения

    Численность населения России.

    Количество постоянно живущих на территории России.

    РФ в соответствии с Конституцией состоит из; а)92 республик;б)24 области; в)85 субъектов.

    К основным факторам,которые обозначают количество, плотности размещения в России: а)уровень развития промышленности; б)природные и экономические условия;

СЕКТОР 2. Воспроизводство населения

    Разность между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период называется: а) депопуляцией; б)естественным приростом населения; в) депортацией; г) механическим движением.

    Естественны прирост населения в России характеризуется тем,что:а)рождаемость больше чем смертность; б)смертность превышает рождаемость; в) показатели рождаемость и смертности равны

    Раскройте зависимость между естественным приростом и возрастной структурой

прирост; Б) Отрицательный естественный прирост сказывается на возрастной структуре населения. Так,в России с 1992 г.смертность превышает рождаемость, что приводит к увеличению доли пожилых людей и уменьшению доли людей молодого и среднего возраста в возрастной структуре населения. Данный процесс называется «старение нации». В) оба ответа верны.

    Какие последствия процесса «старения нации» для экономики России: а)увеличение плотности населения,изменение функции городов, увеличение пенсионного возраста,

    Чему равен естественный прирост в России 2014 году если прибыло 195 ‰, выбыло 106,2 ‰, умерло13,08 ‰ ,родилось 13,31 ‰: а) 30 ‰ , б)-0,9 ‰, в)0,23 ‰.

    СЕКТОР 3. Наш «демографический портрет». 1.Средняя продолжительность жизни больше:а) у мужчин; б)у женщин.

СЕКТОР 4. Мозаика народов.

    1.Основной признак,что отличает один народ от другого,это;а) внешность б)язык; в)место проживания; г) религия

СЕКТОР 5. Размещение населения.

    Наибольшая густота населения наблюдается в таких регионах: а)Севастополь; б)Самарская область; в)Тюменская область; г)Чукотская автономный округ.

    Наименьшая густота населения наблюдается в таких областях; а) Московская;

    Количество жителей на единицу площади; а)механическое движение; б)плотность население;в)безработица; г) агломерация.

    Для России характерно заселение территории;а)зона очагового заселения, б)зона сплошного заселения; в) зона очагового заселения и зона сплошного заселения, г) \верного ответа нет.

СЕКТОР 6. Города и сельские поселения. Урбанизация.

    В России преобладает: а) сельское население; б)городское население

    Примером городской агломерации является: а)Липецкая; б) в)Ивановская; г) Симферопольская.

    Из приведенных ниже выберите города,которые являются известными начно-образовательными: а)Уренгой,Тольятти,Тобольск; б) Жигулевск, Ялта, Алушта; в)Суздаль, Сызрань,Энгельс; г) Санкт-Петербург, Томск,Москва.

    К городу относятся населенные пункты,в которых проживают: а) не менее 2 тыс.чел.; б) не менее 12 тыс.чел. в) не менее 2 тыс.чел.

    К городам –миллионерам относятся:а)Ялта, Саки, Алушта Москва; б) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск; в)Ярославль, Хабаровск, Владивосток.

    Рост городов и городского населения в условия городской жизни; а) агломерация;

7. Срастанье агломераций между собой называется: а)годом, б) урбанизацией, в)промилле г)мегалополисом.

СЕКТОР 7. Миграция населения.

    Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения а)Чукотский автономный округ; б)Московская область; в) Ставропольский край; г)Ханты-Мансийский автономный округ.

    Выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительство называется:

3. Разность между количеством иммигрантов и количеством эмигрантов выражается;

4. На территории России живут и работают люди: а) более 110 национальностей; б) более

200 национальностей; в) более 3 национальностей.

5. Последствием внешней миграции могут являться: а)увеличение численности населения, положительным естественным приростом населения, изменение национального состава, увеличение квалифицированных кадров; б)уменьшение численности населения,уменьшение трудовых ресурсов, отток научных кадров.

СЕКТОР 8. Россияне на рынке труда.

1.Предлажите пути преодоления проблемы безработицы в России: а)переобучение или до обучение людей старшего возраста;б)увеличение рабочих мест путем развития мелкого и среднего бизнеса, развитие отраслей сферы обслуживания, развитие индивидуальных хозяйств.

2. Какое положение в хозяйстве России отображает разница в понятиях «трудовые ресурсы» и « экономически активное население»: а)роль аварии Чернобыльской станции, голодомор 30-х годов, « теневую» экономику; б)экономический кризис, безработицу, «теневую» экономику.

3.Трудоспособное население мужчины в возрасте от 16-до 60 лет и женщины –от 16- до

Население России

1 .Разность между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период называется: а) депопуляцией; б)естественным приростом населения; в) депортацией; г) механическим движением.

2.Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения а)Чукотский автономный округ; б)Московская область; в) Ставропольский край; г)Ханты-Мансийский автономный округ.

3.В России преобладает: а) сельское население; б)городское население.

4.Выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительство называется:

а)эмиграцией;б)иммиграцией; в) реэмиграцией.

5.Примером городской агломерации является: а)Липецкая; б) в)Ивановская; г)Симферопольская.

6.Разность между количеством иммигрантов и количеством эмигрантов выражается;

а)коэффициентом естественного прироста; б)сальдо миграции.

7. РФ в соответствии с Конституцией состоит из; а)92 республик;б)24 области; в)85 субъектов.

8.Наибольшая густота населения наблюдается в таких регионах: а)Севастополь; б)Самарская область; в)Тюменская область; г)Чукотская автономный округ.

9.Наименьшая густота населения наблюдается в таких областях; а) Московская;

10) К основным факторам,которые обозначают количество, плотности размещения в России: а)уровень развития промышленности; б)природные и экономические условия;

в)государственная демографическая политика;г)развитие международных отношений.

11.Естественны прирост населения в России характеризуется тем,что:а)рождаемость больше чем смертность;б)смертность превышает рождаемость; в) показатели рождаемость и смертности равны.

12.Средняя продолжительность жизни больше:а) у мужчин; б)у женщин.

13.На территории России живут и работают люди: а) более 110 национальностей; б) более

200 национальностей; в) более 3 национальностей

14.Основной признак,что отличает один народ от другого,это;а) внешность б)язык; в)место проживания; г) религия.

15.Из приведенных ниже выберите города,которые являются известными начно-образова-

тельными: а)Уренгой,Тольятти,Тобольск; б) Жигулевск, Ялта, Алушта; в)Суздаль, Сызрань,Энгельс; г) Санкт-Петербург, Томск,Москва.

16.Последствием внешней миграции могут являться: а)увеличение численности населения, положительным естественным приростом населения, изменение национального состава,увеличение квалифицированных кадров; б)уменьшение численности населения,уменьшение трудовых ресурсов,отток научных кадров.

17.Раскройте зависимость между естественным приростом и возрастной структурой

населения России. А)За последние годы в связи с ростом экономики в стране наб-

людается изменение в возрастной структуре населения т.к. увеличился естественный

прирост; Б) Отрицательный естественный прирост сказывается на возрастной структуре населения.Так,в России с 1992 г.смертность превышает рождаемость, что приводит к увеличению доли пожилых людей и уменьшению доли людей молодого и среднего возраста в возрастной структуре населения. Данный процесс называется «старе-

ние нации». В) оба ответа верны.

18.Предлажите пути преодоления проблемы безработицы в России: а)переобучение или дообучение людей старшего возраста;б)увеличение рабочих мест путем развития мелкого и среднего бизнеса, развитие отраслей сферы обслуживания, развитие индивидуальных хозяйств.

19.Какое положение в хозяйстве России отображает разница в понятиях «трудовые ресурсы» и « экономически активное население»: а)роль аварии Чернобыльской станции, голодомор 30-х годов, « теневую» экономику; б)экономический кризис, безработицу, «теневую» экономику.

20.Какие последствия процесса «старения нации» для экономики России: а)увеличение плотности населения,изменение функции городов, увеличение пенсионного возраста,

строительство детских садов; б) возрастание расходов государства на выплату пенсий,

уменьшение общего количества трудовых ресурсов и их дефицит в будущем,уменьшение

количества женщин детородного возраста и, как следствие, снижение рождаемости и сокращение количества трудоспособного населения в будущем, негативное влияние на экономику в целом.

21.К городу относятся населенные пункты,в которых проживают: а) не менее 2 тыс.чел.;

б)не менее 12 тыс.чел. в) не менее 2 тыс.чел.

22.К городам –миллионерам относятся:а)Ялта, Саки, Алушта Москва;

б)Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск; в)Ярославль, Хабаровск, Владивосток.

23.Расселение значительной части этноса за пределами страны или этнической террито-

рии:а) депопуляция, б) диаспора, в) нация, г) урбанизация.

24.Количество жителей на единицу площади; а)механическое движение; б)плотность население;в)безработица; г) агломерация.

25.Трудоспособное население мужчины в возрасте от 16-до 60 лет и женщины –от 16- до

55 лет (кроме инвалидов 1.2 группы и пенсионеров,получивших пенсию на льготных

условиях); а) экономически активное население; б) трудовые ресурсы; в) урбанизация.

26.Рост городов и городского населения в условия городской жизни; а) агломерация;

б)урбанизация; в) город; г) село.

27.Для России характерно заселение территории;а)зона очагового заселения, б)зона сплошного заселения; в) зона очагового заселения и зона сплошного заселения, г) \верного ответа нет.

28 .Срастанье агломераций между собой называется: а)годом, б) урбанизацией, в)промилле; г)мегалополисом.

29. Чему равен естественный прирост в России 2014 году если прибыло 195 ‰, выбыло 106,2 ‰, умерло13,08 ‰ ,родилось 13,31 ‰: а) 30 ‰ , б)-0,9 ‰, в)0,23 ‰.

Ключ ответов- 1- б); 2- а) ; 3) б;4- а) ;5- б); 6- б); 7- в); 8-а); 9-б); 10-б); 11-б); 12-б); 13-б); 14-б); 15-г); 16-б); 17-в); 18-б) ; 19-б); 20-б); 21-б);22-б); 23-б); 24-б); 25-б); 26-б); 27-в); 28-г); 29-в).

К ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ СОВРЕМЕННОМУ
(сравнительный анализ произведений К. Гамсуна и Л. Толстого)

Ситуация в общественных науках современной России во многом напоминает «экстраординарную науку», как её изображал Томас Кун в своём труде «Структура научных революций» . После разрушения единой парадигмы, которая держалась на марксистско-ленинской идеологии в её советском варианте, теоретико-концептуальные основания общественных наук либо остаются непрояснёнными (и учёные по привычке продолжают пользоваться какими-то локальными фрагментами прежних схем), либо же возникают новые альтернативные системы взглядов, наподобие теории Л.Н. Гумилёва, которые пока ещё не в состоянии сформировать новую парадигму - по причине того, что ещё не сложилось устойчивой школы сторонников подобных систем, и эти системы ещё не получили общего признания в научном сообществе.

В этой ситуации возникает одна опасность, от которой не убереглась даже теория Гумилёва - опасность сектантского «самозамыкания» сторонников различных теоретических систем. Эта опасность становится ещё более ощутимой, если мы отдадим себе отчёт в том, что в течение многих десятилетий наши общественные науки развивались в автономном пространстве, вне поля активного диалога с представителями западных наук. Нашим учёным-гуманитариям есть смысл беспристрастно познакомиться с методологиями, которые были наработаны на Западе в ХХ веке, чтобы лучше определить цель своих занятий и чтобы не «изобретать велосипеда» при попытках теоретического осмысления фактов.

При выборе темы своей статьи автор опирался на традицию немецких общественных наук (Sozialwissenschaften), которая ему известна лучше всего. Здесь имеются в виду труды М. Вебера , Ю. Хабермаса , посвящённые проблеме общественной рационализации, а также П. Монсона , известного шведского социолога, который работает в общем интеллектуальном пространстве с немецкими учёными-обществоведами.

В то время как российские историки и социологи вплоть до 1991 года были вынуждены придерживаться формационного подхода, в который была заложена идея о неизбежном торжестве коммунистической общественной формации во всемирном масштабе, в Германии в ХХ веке получила распространение совсем другая теоретическая система. В этой системе присутствовала идея плюрализма - существует множество замкнутых цивилизаций, которые на глубинном уровне друг для друга непроницаемы. Тем не менее самое важное заключается даже не в этом, а в принципиальном отличии западной цивилизации эпохи Нового времени (Gesellschaft) от всех прочих, называемых традиционными обществами (или Gemeinschaft). Суть этого отличия лежит в следующем: западная цивилизация Нового времени возникла в условиях разрушения общинной социальной структуры и высвобождения индивида от всех сословно-корпоративных связей. Пожалуй, нигде в мире, кроме западного общества, до сих пор этот процесс не был столь последовательно проведён. И здесь возникают два принципиальных вопроса. Является ли западная цивилизация историческим исключением или же лидером во всемирно-историческом процессе «общественной рационализации», который ведёт к гибели общины в любых её формах? И почему произошёл переход от Gemeinschaft к Gesellschaft именно на Западе (а страны Дальнего Востока, например, успешно сохраняют общинные порядки и в условиях распространения научно-технической революции, точно также как и Россия прошла через индустриализацию, но так и не перестала быть во многом традиционным обществом)?

По каждому из этих вопросов можно написать целые тома. Но мы обязаны чётко очертить предмет своего исследования. Этот предмет будет играть роль своеобразного репрезентанта тех глобальных проблем, на которые вышло исследование в целом. Иными словами, в предмете исследования должны быть наиболее концентрированным образом выражены эти универсальные проблемы, и последовательное изучение этого предмета позволит выйти на глобальные обобщения.

Итак, ограничивая предмет исследования, мы берём за основу критерии отличия традиционного общества, или общества общинного, от общества новоевропейского, в котором разрываются связи, «прикрепляющие» индивида к определённой общине. За освнову мы возьмём мировоззрение людей Gemeinschaft в его отличии от мировоззрения людей Gesellschaft. Все критерии мы разделим на три основных вида: представления людей о природе, об обществе и о своём собственном, субъективном, мире.

Природа в общинной цивилизации представляется как продолжение человеческого общества, как неорганическая составляющая социального «тела», клеточкой которого воспринимает себя каждый индивид. Следовательно, природа не может быть пассивным объектом преобразующего воздействия на неё со стороны человека. Она рассматривается как порождающее лоно всех вещей. Она является одушевлённой (либо как «природа-мать», либо потому, что она есть творение Бога, и в ней присутствует Святой Дух). Следовательно, и индивидуальная судьба, и социальные отношения в традиционном обществе как бы «входят в резонанс» с природно-космическими ритмами. (И наоборот, человек либо сообщество могут задать некий ритм, на который отзовётся и природа - в этом представлении лежат истоки магии.)

Что же касается новоевропейского общества, то природа там перестаёт быть наполненной мифологическим содержанием. Она превращается в ресурс, из которого человек начинает черпать материал для своих собственных нужд. При этом сама природа воспринимается как нечто несубстанциональное, не имеющее в себе источника активности и разумного основания, то есть как сфера приложения человеческой воли. Впрочем, по мере своего развития индустриальная цивилизация приходит к экологическому сознанию. Однако люди начинают считаться с природой не столько потому, что воспринимают некие глубинные взаимосвязи, благодаря которым каждый человек ощущает себя клеточкой космически-природного целого, сколько с прагматических позиций: нарушение экологического равновесия ведёт к огромным экономическим убыткам, и лучше проводить мероприятия по защите «окружающей среды», чем потом нести эти убытки.

Впрочем, новоевропейское сознание знает ещё одну установку по отношению к природе, помимо рационально-практической: установку эстетическую. Природа при этом выступает как предмет незаинтересованного созерцания; она успокаивает человека, захваченного бешеным темпом жизни индустриальной цивилизации. В этом эстетическом созерцании может присутствовать также и элемент пантеизма (по миру «разлит» Бог, или Космический Разум). Тем не менее даже здесь всё, что видит человек в природе - это скорее то, что он предварительно в неё «вложил» из своего собственного мироощущения. Другими словами, природа помогает человеку разобраться в своих индивидуальных, субъективных чувствах; она как бы отзывается определённому эмоциональному состоянию человека. Следовательно, природа выступает в качестве фона, на котором развёртываются человеческие переживания. Она не является пассивной, но тем не менее остаётся несубстанциональной: природа восполняет эмоциональный вакуум человека (ибо даже человек мегаполиса остаётся природным существом), но она не связывает человеческую жизнь и индивидуальное мироощущение своими ритмами, как в традиционных сообществах.

Теперь обратимся к уровню общества. Цивилизации Gemeinschaft ориентированы на поддержание традиционной социальной структуры. В них на первое место ставятся требования долга индивида перед сообществом (перед своими родственниками, перед своей корпорацией, перед коллективом и т.д.) и только на второе место место - самореализация индивида. Более того: индивид, стремящийся к самореализации, в таких обществах должен как бы отречься от своей социальной жизни в целом - уйти в монастырь или же в келью отшельника. Такие личности воспринимаются всеми остальными мифологически: они окружены обстановкой почитания, их наделяют сверхчеловеческими атрибутами, но они пребывают как бы в ином измерении по отношению к социальной реальности. По выражению индийского философа и духовного лидера ХХ века Ауробиндо Гхоша, санньяси, или «отрёкшиеся», становятся как бы «молниеотводом», который предохраняет традиционные сообщества от слишком сильных проявлений субъективного духа.

Цивилизация Gesellschaft индивидуалистична. Более того: в ней имеет место «принуждение к индивидуализации» (Individiuerungszwang), по выражению Юргена Хабермаса. От каждого человека в новоевропейской цивилизации требуется, чтобы он стремился к самореализации. Уважение в таком обществе стяжают не отрёкшиеся от социальной жизни отшельники, а наоборот, те, кто добились успеха благодяря применению своих природных способностей и своей воли. Идеал новоевропейской цивилизации - установление для всех её членов равенства исходных стартовых позиций, чтобы затем уже от каждого зависело, какое положение он займёт в социальной структуре. Людей друг с другом здесь объединяют не общинные, а институциональные связи. В этом ключе один из крупнейших американских социологов ХХ века Толкотт Парсонс мыслил общество как грандиозную организацию, которая распределяет четыре основные функции (адаптации , целеполагания , интеграции человеческих коллективов на основе нравственных норм и легитимации , то есть оправдания существующего социально-политического строя в целом) между соответствующими подсистемами (экономикой, государственной администрацией, нормативно-правовой системой, культурными учреждениями). Каждый человек волен сам выбирать тот социальный институт, в который он будет входить; но после того как он вошёл в него, от человека требуется исполнение определённой функции в этом институте, что достигается путём соблюдения каждым «условий принадлежности» к институту - соблюдения формальных правил, регулирующих поведение членов института. Но человек не отдаёт своему социальному институту себя безраздельно; он как бы принадлежит сразу же к большому количеству институтов (рабочий коллектив, семья, группа приятелей, клубы или объединения по интересам и т.п.). В отличие от этого, в традиционных обществах индивид и институт «слиты», любой человек выступает не сам по себе, а представляет свою корпорацию или клан; в ходе общественного развития и индивид, и институт как бы «растут вместе» (например, многие японские фирмы сегодня являются своего рода семейными предприятиями, на которых складываются устойчивые династии владельцев и сотрудников, а начальник не просто даёт людям работу, но ещё и следит за образом жизни и моральным обликом подчинённых).

Наконец, обратимся к уровню субъективного мира. В мировоззрении традиционных сообществ индивидуальный мир не разграничивается последовательным образом с миром природным и миром социальным. Индивидуальность напоминает проникающие друг в друга окружности, наподобие олимпийских колец, в каждой из которых находятся требования социального долга - перед родителями, перед своими покровителями, перед своей корпорацией и т.д. Высшим идеалом для индивидуальности является следование естественному порядку вещей, стремление жить в гармонии с собой и тем самым с окружающим социальным и природным миром. Не случайно Лао Цзы считает наиболее совершенным правителем того, относительно которого люди знают только одно: что он существует. То же самое и Платон: в диалоге «Государство» он применяет категорию справедливости к состоянию внутреннего, субъективного мира. На острое высказываение Фрасимаха: «Справедливость - это то, что выгодно сильному!» Сократ отвечает следующим образом: справедливость подобна душевному здоровью. Человек, совершающий справедливые поступки, находится в ладу с самим собой; поэтому человек, действующий несправедливо, глубоко несчастен, как бы он не был в данное время силён. Таким образом, индивидуальность в традиционных обществах подчинена всеобщему, которое может восприниматься либо как целостный природно-космический порядок, либо как коллективный сверхорганизм сообщества, либо как то и другое в их неразрывном переплетении. На это мироощущение указывает и язык, в котором не до конца проведены границы между субъектом и предикатом («У меня есть (нечто)»; «Мне хочется (чего-то)» - человек ставит самого себя в косвенный падеж, что является нонсенсом для европейца эпохи Нового времени).

Что же касается мировоззрения индивидуалистической цивилизации, то там субъективный мир выступает как особая реальность - как мир субъективных переживаний. Каждый человек имеет привилегированный доступ к своему собственному субъективному миру, но внутренний мир другого мне остаётся напрямую недостижимым, я могу судить о нём лишь по косвенным признакам. Очень хорошо эту мысль выразил Гёте, сказав, что каждый человек есть планета, рождающаяся вместе с ним и вместе с ним же умирающая; под каждым надгробным камнем погребена история целого мира. Таким образом, на некоем глубинном уровне человек новоевропейской цивилизации остаётся одиноким; его не покидает экзистенциальное ощущение своей заброшенности в мире, от которого он пытается убежать в сферу повседневного с её озабоченностью настоящим. Личностей могут связавать друг с другом общие переживания, например, любовь - великое чувство, которое отзывается резонансом в душах Я и Ты (не случайно тема любви выступает в качестве одной из ключевых в новоевропейском искусстве). Но при этом у европейца всё равно исчезает ощущение тотальности мира, ощущение, которое российский поэт Фёдор Тютчев выразил такой строчкой: «Всё во мне и я во всём». Целостность мирового процесса, единство человеческого общества - всё это превращается в чисто интеллектуальные абстракции, которые не соответствуют определённым переживаниям в субъективном мире.

Правда, при всём при этом современный европеец умеет взглянуть на себя со стороны, с позиции другого, причём не только на индивидуальном, но и на коллективном уровнях (к чему человек традиционных сообществ, по-видимому, неспособен). Не случайно новоевропейская цивилизация космополитична: она не только распространяет свои ценности по всему миру, но и вбирает в себя опыт других культур. В этой связи Юрген Хабермас заканчивает свой труд «Теория коммуникативного действия» интересной мыслью: постигая мировоззрение иных культур, мы не только понимаем, что отделяет нас от них - то есть не только понимаем, чему мы научились, но ещё и то, чему мы в ходе нашего процесса обучения разучились . Другими словами, современный немецкий философ осознаёт, что существуют иные возможности общественной рационализации, которые так и остались нереализованными на Западе. Именно с этого уровня и возможен диалог культур.

Мы обрисовали в основных штрихах методологию, с помощью которой мы можем проанализировать мировоззрение российского и норвежского обществ конца XIX века, опираясь на произведения Кнута Гамсуна и Льва Толстого. (Впрочем, эта методология может быть применена и к другим проблемам культурологии, социологии и социальной философии; она позволяет наметить пути для ответа на вечный для русского интеллигента вопрос: «Кто же мы, русские?») Узкие рамки статьи не позволяют подробно разбирать представления русских и норвежцев конца XIX века о природе, обществе и о внутреннем мире, проводя анализ творчества этих писателей. Поэтому мы ограничимся здесь некоторыми самыми яркими примерами.

Серия романов Кнута Гамсуна - «Дети века» и «Местечко Сегельфос» - как раз посвящены интересующей нас теме: переходу от традиционного общества в небольшом поселении на севере Норвегии к обществу индустриальному, мировоззрение которого основывается на индивидуализме. Сегельфос, который был крошечным рыбацким и земледельческим поселением, который принадлежал незнатному дворянскому роду Хольмсенов и воспринимался как глухая провинция, за одно поколение превратился в небольшой город, где выросли деревообрабатывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, появилась крупная пекарня и куда стали заходить даже океанические лайнеры. Всё это связано с деятельностью Тобиаса Хольменгро, выходца из этих мест, который разбогател в Америке и в конце жизни вернулся в родные места, движимый то ли чувством патриотизма, то ли логикой развития своего бизнеса. При этом местный аристократический род, к которому Хольменгро относился с огромным уважением и который отвечал ему взаимностью, неуклонно вытеснялся из экономической жизни, пока наконец у главы этого рода - лейтенанта Виллатса Хольмсена - не остался один заброшенный кирпичный завод. (Лейтенант Виллатс нашёл недалеко от этого здания клад, сумел тем самым оставить хоть какое-то наследство сыну, талантливому музыканту, и вскоре после этого умер.)

Для нас представляет интерес сама фигура Хольменгро. Когда он только-только появился в родных местах, он воспринимался как «сказочный король Тобиас», обладатель колоссального богатства, которому повинуются все люди в мире. Он научил людей Сегельфосса совершенно иначе смотреть на свои занятия. Он принёс с собой дух инициативности, и простые рыбаки и крестьяне очень скоро начали эффективно вести рыбные промыслы, начали работать на заводах и получать большие деньги, вследствие чего у них появились совершенно новые потребности, и в посёлке возник магазин современных товаров, и т.д. Однако при этом Хольменгро быстро лишился своего мифологического ореола. Его же собственные рабочие при встречах скоро перестали снимать перед ним шляпу. Они начали высказывать свои претензии по поводу недостатков организации труда на промыслах, и при необходимости они ссылались на поддержку общественного мнения в лице газеты «Сегельфос Тидене».

Описанную ситуацию в Северной Норвегии можно сравнить с той, которая имела место в русской деревне вскоре после отмены крепостного права, в изображении Л.Н. Толстого. (За основу анализа мы возьмём романы «Анна Каренина» и «Воскресение».) Определённые изменения в хозяйственной жизни и в социальном укладе имели место также и там. Однако связано это с деятельностью помещиков, которые попытались перестроить своё хозяйство на капиталистический лад, что весьма показательно. (У Гамсуна же Сегельфос преобразил выходец из народной среды, а дворянский род был вытеснен, и его последний представитель начал заниматься искусством.) Этот социальный тип помещика-реформатора в «Анне Карениной» представлен Левиным (прототипом же для Левина послужил скорее всего сам Толстой). Левин вводил передовые методы агрономии, изучал труды западных экономистов и пришёл к выводу, что их наука к условиям России неприменима, нужна иная концепция аграрных отношений. При этом Левин часто вместе с крестьянами участвовал в сельскохозяйственных работах, например, в сенокосе, чтобы завоевать у крестьян авторитет и почувствовать самому крестьянский труд. (Тобиаса Хольменгро трудно вообразить выходящим вместе с рыбаками в море или же отстоявшим смену у лесопилки.)

Ещё более красноречив эпизод из другого романа Толстого - «Воскресение». После того, как князь Дмитрий Нехлюдов испытал нравственный переворот, он решил отдать своим крестьянам, страдавшим от безземелья, свою землю в аренду по дешёвой цене, о чём крестьяне раньше «не смели и думать». Нехлюдов вышел к крестьянам сообщить своё решение, но смутился, и инициативу захватил немец-управляющий, который явно чувствовал себя здесь подлинным хозяином. Разговор постоянно превращался в «словесный турнир, в котором участвующие не понимали хорошенько, зачем и что они говорят. Заметно было только, с одной стороны, сдерживаемое страхом озлобление, с другой - сознание своего превосходства и власти». Крестьяне, выслушав условия аренды, «остались недовольными и ожидали чего-то большего». Нехлюдов уехал «с неприятным чувством чего-то недоделанного».

После этого он попытался разобраться в сути общественных отношений в русской деревне. Он много встречался с крестьянами, увидел «сверхсильный труд», не выводящий из «беспросветной нищеты». Нехлюдов сделал вывод: причина такого состояния лежит в том, что крестьянская община деформирована, что у крестьян отняты лучшие земли дворянами, которые пытаются перестроить свои поместья на капиталистический лад. В этом месте мы можем сравнить Сегельфос Гамсуна и русскую деревню Толстого. Очевидно, что «сказочный король Тобиас» просто появился со своими капиталами в нужное время, что все процессы модернизации на севере Норвегии уже были подготовлены, и местечко Сегельфос испытало общий экономический подъём, а его жители серьёзно изменили своё мировоззрение. Капиталистический же уклад в русской деревне был как бы привнесённым извне; он либо развивался за счёт жизненных сил русской общины, как изображено в романе «Воскресение», либо просто был ассимилирован привычным традиционно-общинным стилем жизни и формами хозяйствования, как представлено в романе «Анна Каренина».

Теперь возьмём для сравнения другой параметр - внутренний мир норвежцев и русских в конце XIX века. В ряде романов Кнута Гамсуна повторяется следующий мотив: появление в каком-то замкнутом месте, где жизнь течёт однообразно, нового человека со своеобразными взглядами. Далее этот человек испытывает глубокую любовь к молодой местной жительнице (романы «Мистерии», «Пан. Смерть Глана» , элементы подобного сюжета присутствуют также и в романе «Дети века»), и эта любовь преображает обоих. Тем не менее человек остаётся неудовлетворённым: союз на душевном уровне ещё не означает союза на духовном уровне. Человек осознаёт своё глубокое одиночество, из которого нет выхода, кроме гибели.

Роман «Пан» несёт в себе изумительные описания северной природы, причём природа постепенно расцветает, как бы отвечая на растущее чувство Глана по отношению к Эдварде. Однако это отношение к природе у главного героя чисто эстетическое, о котором повествовалось выше: расцветающая в июне природа помогает человеку пережить любовь, а увядание природы осенью символизирует печальное окончание любовной истории. Кроме этого, в саму концепцию романа заложено глубинное противопоставление природы и цивилизации: Глан покинул большой город, чтобы хотя бы на время летнего отдыха уединиться от людей, но он был вынужден контактировать с местным обществом, где совершал экстравагантные поступки. Наконец, гибель Глана, которая по сути дела была замаскированным самоубийством, происходит в фантастической тропической стране. Перемемещение героя в пространстве в романе Гамсуна является символическим выражением процессов, происходящих во внутреннем мире человека: попадая в необычные природные условия, человек тем самым находит обстановку, соответствующую его переживаниям (именно в фантастической стране герой и оказывается в «пограничной ситуации», на грани между жизнью и смертью).

А теперь обратимся к нашему русскому герою, который также вошёл в состояние пограничной ситуации - к Левину, как он предстаёт на последних страницах «Анны Карениной». Суть внутреннего конфликта Левина прямо противоположна тому, что испытал Глан: он лежит не в невозможности для человека современной цивилизации вернуться к естественным переживаниям, а наоборот, в осознании бессмысленности всего привычного общественного уклада, который Левин глубоко усвоил в своей деревне. Левин задал себе вопрос, вечный для русского интеллигента: этот порядок может спокойно существовать дальше и без меня; а зачем же он мне нужен? Что толку во всех моих хозяйственных заботах, если у меня всего одна жизнь, рано или поздно она придёт к концу, и на что же я свою жизнь трачу? Более того: внутренний конфликт в Левине имеет экзистенциальное происхождение. Левин был категорически несогласен с тем, что его индивидуальность не имеет сама в себе какой-то истины, какого-то основания, что она есть что-то эфемерное, что рано или поздно будет без остатка растворено во всеобщем. На этом уровне переживания Левина уже становятся общечеловеческими; они близки и переживаниям Глана.

Левин нашёл-таки выход из экзистенциального тупика, и на этой оптимистической ноте завершается весь роман «Анна Каренина». Выход этот трудно выразить в чётких словах; это - скорее психологическое самоощущение, которое всегда было у Левина, но которое он ранее не осознавал разумом: ощущение того, что надо жить ради чего-то надиндивидуального, что не вмещается в субъективное осознание моих нужд и интересов.

Раскрывая тему статьи, следует обратить внимание на один аспект, который несли в себе мысли Левина. Задумавшись о значении своей жизни, Левин тем самым вырвал себя из привычного круга повседневности; но в результате разрешения своего духовного конфликта Левин вернулся к тем же самоочевидностям, в которых он был воспитан, только теперь уже будучи разумным образом убеждённым в них. Таким образом, в своей индивидуальной жизненной истории Левин проделал по сути дела тот же самый цикл, что и в своих хозяйственных занятиях. Освобедившись от власти общинно-коллективисткого сознания и ощутив пустоту (ощутив «свободное парение» - естественное состояние европейских интеллектуалов, по выражению Карла Маннгейма), Левин затем на новом уровне вернулся к этому сознанию, причём оно стало для него последним разумным основанием. Ранее как руководитель поместья он всё чаще обращался к традиционным приёмам и методам хозяйствования, они вызывали у него всё большую симпатию, и именно они и обеспечивали экономическую эффективность.

Сделаем общий вывод. Сравнение произведений К.Гамсуна и Л.Н. Толстого, написанных примерно в одно время «по календарю» (в конце XIX века), свидетельствует о том, что Норвегия и Россия жили в совершенно разных исторических временах. По произведениям Гамсуна можно действительно изучать процессы преодоления общинной социальной структуры и мифологического мировоззрения в Норвегии, в то время как произведения Толстого свидетельствуют скорее о смене формы общинной цивилизации в России. Подобного рода методологический вывод позволит иначе взглянуть и на советский период русской истории: всё, что происходило в 1917 - 1991 годах в России, является не злым роком или грандиозным злодеянием, а закономерным результатом всей предшествующей истории России.

Отсюда следует, что саму проблему «выхода» из традиционного общества и перехода к обществу «современному» нельзя разрешить, мысля в одной плоскости: так, что именно западная индивидуалистичская цивилизация якобы является конечным результатом трансформации общинной цивилизации. Необходимо создание теории, которая на настоящем всемирно-историческом опыте (а не на провинциальном опыте только западной цивилизации) зафиксировала бы существование различных «исторических модификаций» общинной цивилизации и открыла бы внутреннюю логику смены этих общественных форм. Создание такой теории станет актуальным только тогда, когда будет развёрнут смысловой диалог между традициями российской и западноевропейской гуманитарных наук. При этом необходимо задействовать огромный и ещё не востребованный потенциал мыслителей «серебряного века русской культуры», а также потенциал современных философов Германии, которые в России также остаются практически неизвестными. Эту статью можно считать скромным вкладом в становление подобного рода диалога.


01 Кун Т. Структура научных революций. /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - С. 117 - 127.
02 Удивительно, но факт: Гумилёв в своём труде «Этногенез и биосфера Земли» позволяет себе спорить с Карлом Ясперсом и даже давать резко негативную оценку его философии, опираясь не на труды самого немецкого мыслителя, а на... работы советских философов о Ясперсе, работы, в которых был силён идеологический акцент!
03 Weber M. Die protestantische Ethik. /Hrsg. J. Winckelmann. - Hamburg, 1973. Вебер М. Социология религии. /Пер. с нем. - М.: Юрист, 1997. - C. 78 - 309. Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма. //Вебер М. Избр. произведения. - М.: Наука, 1990.
04 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handels. - 4 Aufl. - Frankfurt-am-Main: Suhrkamp-Verlag, 1987. - Bd. 1, 2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативные действия. /Пер. с нем. С.В. Шачина под ред. Д. Скляднева. - С.-Пб.: Наука, 2000.
05 Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. /Пер. со шведского. - С.-Пб.: Nota bene, 1992.
06 Чёткое разделение «уровней» мировоззрения, которое мы предпринимаем в этом месте, опирается на методологию анализа мировоззренческих систем, которую выработал Ю.Хабермас в своей теории коммуникативного действия. См.: Habermas J. Theorie des kommunikativen Handels. - Bd. 1. - S. 104 - 108. В свою очередь, Ю. Хабермас основывает в этом месте свои взгляды на «теории трёх миров» Карла Поппера. Три мира - объективный, социальный и субъективный - охватывают всю ту реальность, которая может быть выражена в логически истинных высказываниях. См.: Popper K. Objektive Erkenntnis. - Heidelberg, 1973.
07 Шри Ауробиндо. Синтез йоги. /Пер. с англ. - М.: Никос, 1993. - С. 30..
08 См.: Парсонс Т. Система современных обществ. /Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - С. 15 - 46. (см. особенно табл. на с. 24)
09 Лао Цзы. Дао Дэ Цзинь. (Книга о Дао и Дэ.) /Пер. с древнекит. //Дао: гармония мира. /Сб пер. древнекит. философов. - М.: Эксмо-пресс - Харьков: Фолио, 1999. - С. 14.
10 Платон. Государство. Книга 4. //Платон. Филеб. Государство. Тимей. Критий. /Пер. с древнегреч. под общ. ред. А.Ф. Лосева и др. - М,: Мысль, 1999. - С. 219 - 221.
11 Хайдеггер М. Бытие и время. /Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Ad marginem, 1997. - С. 191 - 196.
12 Habermas J. Theorie des kommunikativen Handels. - Bd. 2. - S. 588.
13 Гамсун К. Собр. Соч.: В 6-ти томах. - Т. 3. - М.: Худож. лит-ра, 1994. - C. 137 - 649.
14 «Я-то, простофиля, думал, что у нас в стране есть закон и порядок. И ежели я пойду в газету, то наверняка они там считают так же», - говорит один из рабочих, возражая хозяину. См.: Гамсун К. Местечко Сегельфос. //Гамсун К. Собр. Соч. - Т. 3. - С. 362.
15 Приведём одну красноречивую цитату: «Он (Левин - С.Ш.) видел, что Россия имеет прекрасные земли, прекрасных рабочих и что в некоторых случаях... рабочие и земля производят много, в большинстве же случаев, когда по-европейски прикладывается капитал, они производят мало, и что происходит это только оттого, что рабочие хотят работать и работают одним им свойственным образом, и что это противодействие не случайное, а постоянное, имеющее основания в духе народа. Он думал, что русский народ, имеющий призвание заселять и обрабатывать огромные незанятые пространства, сознательно, до тех пор, пока эти земли не заняты, держался нужных для этого приёмов, и что эти приёмы совсем не так дурны, как это обыкновенно думают». См.: Толстой Л.Н. Анна Каренина. //Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах. - Т. 7. - М.: Правда, 1987. - С. 380.
16 См.: Толстой Л.Н. Воскресение. //Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах. - Т. 10. - М.: Правда, 1987. - С. 217.
17 Толстой Л.Н. Воскресение. //Толстой Л.Н. Собр. соч. - Т. 10. - С. 218.
18 «(Нехлюдову стало - С.Ш.) совершенно ясно, что... главная, ближайшая причина бедствия народа лежит в том, что земля, которая кормит его, не в его руках, а в руках людей, которые, пользуясь этим правом на землю, живут трудами этого народа. Земля же, которая так необходима народу, что люди мрут от отсутствия её, обрабатывается этими же доведёнными до крайней нужды людьми для того, чтобы хлеб с неё продавался за границу и чтобы владельцы земли могли бы покупать себе шляпы, трости, коляски, бронзы и т.п.». Цит. по: Толстой Л.Н. Воскресение. - С. 231.
19 Гамсун К. Мистерии. Пан. //Гамсун К. Собр. соч.: В 6-ти томах. - Т. 1. - М.: Худож. лит-ра, 1991. - С. 183 - 554.
20 «(Без знания того, что я такое и зачем здесь, нельзя жить. А знать я не могу; следовательно, нельзя жить(, -- говорил себе Левин. (В бесконечном времени, в бесконечной материи, в бесконечном пространстве выделяется пузырёк-организм, и пузырёк этот подержится и лопнет, и пузырёк этот - я.(Это была мучительная неправда, но это был единственный, последний результат вековых трудов мысли человеческой в этом направлении. Это было то последнее верование, на котором строились все, почти во всех отраслях, изыскания человеческой мысли. Но это была неправда, это была насмешка какой-то злой силы... И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз близок к самоубийству... » Цит. по: Толстой Л.Н. Анна Каренина. //Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах. - Т. 8. - С. 388 - 389.
21 «Не для нужд своих надо жить, а для Бога. Для какого Бога? Для Бога. И что можно сказать бессмысленнее того, что он (крестьянин, который помог Левину разрешить мучительный внутренний конфликт - С.Ш.) сказал? Он сказал, что не надо жить для своих нужд, что не надо жить для того, что мы понимаем, к чему нас влечёт, чего нам хочется, а надо жить для чего-то непонятного, для Бога, которого никто ни понять, ни определить не может». Цит. по: Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 12-ти томах. - Т. 8. - С. 396. Далее по тексту Толстой несколько раз конкретизировал свою мысль (точнее, мысль Левина): надо жить, творя добро в силу внутренней потребности; добро, не обусловленное эгоистической причиной или следствием - наградой. (Там же. - С. 396.) Несколько ниже: надо жить в чувстве истины, которое может разделяться только всеми (!); это чувство заключается в вере в Бога, то есть в вере в добро и в правду. (Там же - С. 400.) Как известно, категория веры является одной из фундаментальных для русских философов; она обозначает некую естественную убеждённость человека в чём-то, убеждённость, на которой только и могут строиться все конструкции разума.
22 «Он жил (не сознавая этого) теми духовными истинами, которые он всосал с молоком матери, а думал не только не признавая этих истин, но и старательно обходя их. Теперь ему ясно было, что жить он мог только благодаря тем верованиям, в которых был воспитан». (Там же. - С. 397.)
23 Как известно, именно эта мысль о соответствии русского коммунизма общинно-коллективистским основаниям российской цивилизации является одной из ключевых в известном произведении: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука. 1990. - С. 117 - 121. Впрочем, Бердяев разрабатывает критику коммунистической идеологии именно с нравственных позиций. Он пишет, что эта идеология задействует в своих интересах чувство классовой ненависти в человеке. Тем самым торжество общественного идеала оказывается невозможным: если человек руководствуется ненавистью, то он обращён в прошлое, а не в будущее. (С. 150.) Очевидно, что нравственного преображения российское общество и после крушения коммунизма явно не испытало.

1. Охарактеризуйте исторические типы воспроизводства населения.

Существует несколько исторических типов воспроизводства населения: архитип (господствовал в первобытнообщинном строе) и традиционный (господствовал до 60-х гг ХХ века). Для исторических типов характерны высокие показатели рождаемости и смертности, но несмотря на высокую смертность, уровень рождаемости все равно её превышает и естественный прирост является высоким. В семьях этих типов воспроизводства населения много детей (более 3-х), но продолжительность жизни низкая.

2. В чём специфика перехода от традиционного типа к современному типу воспроизводства населения в России?

Переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения был в 60-х гг. ХХ века, характеризовался резким снижением числа детей в семье. В семье поколение 60-х гг. насчитывали не более 2-х детей. Далее выросшие дети устойчиво перешли на современный тип воспроизводства и во многих семьях число детей ещё уменьшилось – до 1.

3. Почему переход к современному типу воспроизводства в разных регионах России происходит неодинаково?

В разных районах страны процессы перехода от традиционного к современному типу воспроизводства происходили с разной скоростью, что зависит от социально-экономического уровня развития региона. Так, более развитые центральная и северо-западная часть страны осуществили данный переход быстро, поскольку именно эти регионы являются передовыми и первыми ощущали социально-экономические изменения. Северный Кавказ и пояс гор Южной Сибири, наоборот. Оказались отдалены от центральной России и там традиции превалируют над изменениями, поэтому в этих регионах до сих пор господствует традиционный тип воспроизводства населения.

4. Обратитесь к таблице «Суммарный коэффициент рождаемости в отдельных странах мира в 2012 г.». Сформулируйте развёрнутый вопрос на основании данных таблицы и задайте его товарищу по парте. Дайте развёрнутый ответ на вопрос, предложенный вам товарищем.

Вопрос: «Во сколько раз суммарный коэффициент рождаемости России отличается от этого же показателя в стране с самым высоким суммарным коэффициентом рождаемости». Ответ: «Различие суммарного коэффициента рождаемости России и Нигерии (страны, которая имеет самый высокий суммарный коэффициент рождаемости) отличается в 3.5 раза».

5. Выясните, каковы особенности воспроизводства населения в вашей местности.

Челябинская область относиться к Уральскому региону, в котором сейчас превалирует современный тип воспроизводства населения. В некоторых селения (например в Нагайбакском районе) еще встречаются семьи с традиционным типом воспроизводства населения, что связано с превалированием традиций у малых народов населяющих Южный Урал.

6. Сделайте прогноз о тенденциях воспроизводства населения в вашей области на ближайшее десятилетие. Какие аргументы лежат в основе прогноза?

Начиная с 1995 года по 2011 год естественный прирост населения Челябинской области был отрицательным. Ситуация изменилась в последние 5 лет, когда наблюдаются слабые тенденции к увеличению естественного прироста в пределах от 0,1‰ до 0,5‰. Поэтому можно сделать вывод, что кардинальных изменений в структуре воспроизводства населения ожидать не приходится. Скорее всего, те очаги населения, где традиционный тип воспроизводства населения еще существует, будут исчезать в связи с переходом на современный тип.

7. Постарайтесь выяснить, какое количество детей было у ваших прабабушек и бабушек. Как сложилась судьба этих детей: сколько детей дожило до старости, умерло при рождении, в детстве, погибло? Сопоставьте эти данные с данными ваших товарищей. Сделайте вывод.

В нашей семье и у прадедушки было 10 детей, из них до старости дожили только 6. Трое умерли в детстве, один погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. В семье дедушки (родился в 60-х годах ХХ века) уже было всего двое детей, у моего отца всего один брат, значит, их в семье было всего двое. У нас в семье тоже двое детей. Таким образом, тенденции перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения нашли отражение в моей семье.

Никогда ещё изменения в жизни общества, и отдельно взятого индивида не происходили столь стремительно! Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. Появляются новые профессии, социальные институты, политические партии. Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации. Не все могут выдержать бешеный ритм жизни. Многие находятся в состоянии постоянного стресса и испытывают страх или растерянность перед будущим.

Но жизнь не остановить. Развитие и трансформация являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

Изменения в политической, культурной, социальной жизни общества могут реализовываться постепенно, плавно, иногда даже незаметно для простого обывателя, что позволяет характеризовать происходящие перемены, как эволюционные.

Стремительные преобразования , приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Современная наука, помимо эволюционных и революционных, выделяет циклические изменения общества, при которых социальные явления (процессы) повторяются в другое время и при иных условиях.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу - социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Подвергнув глубокому анализу основные мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм), Вебер пришёл к выводу, что именно верования накладывают отпечаток на способы ведения хозяйства, структуру общества, развитие цивилизации в целом. Например, погружение в собственные ощущения, стремление к приобретению духовного опыта, свойственные конфуцианству и буддизму, мешают продвижению капитализма на Востоке.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

Какие социальные изменения происходят в современном обществе

Преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Трансформации происходят в политической (избрание новых государственных лидеров, смена форм правления), культурной (возрождение обычаев, переосмысление истории), социальной сфере (появление новых социальных групп, профессий).

В современном обществе происходит установление тесных политических и экономических связей между государствами, создание единого информационного поля. Мировые державы становятся взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот процесс называется глобализацией . Он имеет, как позитивные (технологический рост, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации), так и негативные (экологические проблемы, беспрецедентное увеличение миграционных потоков, неравномерность экономического развития государств) стороны.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса , т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации . Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми . Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных . Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д.), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.