Причины и последствия безработицы. Экономические последствия безработицы

Причины и последствия безработицы. Экономические последствия безработицы

Причины безработицы многообразны: это и психологические, и коммуникативные, и целый ряд экономических причин. В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий, и появление новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет множество последствий. Среди негативных последствий безработицы самым главным является недовыпуск продукции (сокращение производства), потеря части ВНП.

Для определения величины потери ВНП используется закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Он доказал, что соотношение 1: 2,5 определяет абсолютные потери продукции при любом уровне безработицы. Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то уменьшение объема валового национального продукта составит 2,5%; если на 2% – то 5% и т. д.

Но существуют и другие негативные последствия безработицы :

1) снижение уровня жизни не только самого безработного, но и его семьи;

2) снижение поступлений от налогов в бюджеты всех уровней;

3) увеличение преступлений и количество психических заболеваний.

Вместе с тем у безработицы есть своеобразные положительные черты . Во-первых, безработные – это резерв рабочей силы для роста производства. Во-вторых , конкурентная борьба между работающими и безработными приводит к повышению эффективности труда.

4.Государственное регулирование рынка труда

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в стране реформ.

По опыту многих развитых стран можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых , это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых , программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих , программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых , программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х гг.) служили воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90-х гг. в экономическом регулировании на Западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничение государственного вмешательства в экономику.

Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Расширение совокупного спроса можно использовать для поддержания реального объема производства выше его естественного уровня, а безработицы – ниже ее естественной нормы лишь за счет нарастания инфляционных процессов.

Эту связь между низкой безработицей и инфляцией спроса можно представить в виде графика – кривой Филлипса (1958г.).

Рисунок 1 - Кривая Филлипса

В 60-е гг. XX в. ее рассматривали как набор альтернативных вариантов проведения экономической политики. Сторонники либерального направления советовали выбрать точку L, в которой полная занятость и процветание экономики достигаются ценой умеренной инфляции.

Сторонники консервативного направления выбирали точку С, в которой ценовая стабильность обеспечивается за счет уменьшения количества рабочих мест.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.

Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное - в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи груда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Какова структура населения по трудовой активности рабочей силы?

2. Что в экономической статистике понимается под безработицей?

3. Уровень безработицы при полной занятости (естественный уровень безработицы) какую учитывает безработицу?

4. Как определить уровень безработицы?

5. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

6. Чем занимается биржа труда?

7. Перечислите негативные последствия безработицы.

8. Имеет ли положительные черты безработица? Если да, то приведите аргументы.

Безработица является серьезной проблемой современного общества. Это беда не только отдельного человека и его семьи, но и всего государства. Негативные последствия безработицы могут проявиться в чем угодно. Иногда по причине нее люди теряют контроль над собой, выполняют действия, понижающие их социальное положение. Люди не могут жить так, как им хочется. Почему? Потому что лишаются возможности зарабатывать на необходимые материальные блага. Долгий простой обязательно приведет к тому, что понизится квалификация, будут забыты основные навыки, а желание трудиться и зарабатывать со временем исчезнет само по себе. Последствия безработицы - это деградация человека как работника, потеря важных навыков, ухудшение экономической ситуации в стране и так далее. Бороться с ней нужно любыми средствами.

Циклическая безработица

Она имеет непосредственную связь с упадком производства. Может проявляться в скрытой или открытой формах. Последствия безработицы в данном случае могут быть очень серьезными, так как они связаны не только с социальными бедствиями, но и с потерями в реальном объеме ВВП. Бороться с ней сложно.

Последствия безработицы

По ее причине проявляется спад рабочей активности. Люди, лишенные привычного вида деятельности, не всегда могут найти себя в чем-то ином. По этой причине они начинают злоупотреблять алкоголем, их образ жизни становится неактивным, постепенно формируется равнодушие ко всему происходящему вокруг. Параллельно со всем этим растет напряжение в социуме. Безработные граждане начинают вымещать накопившуюся злость друг на друге. Люди, не сумевшие совладать с самими собой, могут начать совершать преступления. Последствия безработицы часто связаны с криминализацией социума. У многих безработных граждан начинаются депрессии, способные повлечь за собой более серьезные психические расстройства. Последствия безработицы связаны и с тем, что государству приходится тратить большие деньги на выплаты социальных пособий.

Экономические и социальные последствия безработицы.

В ряду новых социально-экономических реалий, вызванных к жизни процессами рыночного реформирования, формирующиеся в странах СНГ рынки труда и рынки рабочей силы фокусируют в себе наиболее острые и болезненные проблемы переходных обществ: рост безработицы, усиление структурных и региональных диспропорций занятости, неконтролируемый отток рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья, регрессивные изменения в качестве рабочей силы и мотивации к труду, катастрофическое падение уровня реальных доходов населения. Эти проблемы оказывают растущее воздействие на политическую и экономическую жизнь стран, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста. Трансформируясь в сознании людей в отношение к власти и проводимому курсу реформ, усиливают их негативное восприятие большинством населения, создавая реальную угрозу социальной стабильности в обществе.

Ситуация на рынке труда отличается особой остротой и напряженностью. Приверженность монетаристским методам реформирования, непоследовательность и нерешительность проводимой экономической политики, медленное формирование новых механизмов государственного экономического регулирования и саморегулирования экономики привели к нарастанию кризисных, разрушительных тенденций в экономике страны, деградации ее производственного и трудового потенциала.

Решение проблем, выработка эффективных мер экономической и социальной политики, призванных нейтрализовать негативные тенденции переходного периода, обеспечить прогрессивные изменения в структуре занятости и качестве рабочей силы, уровне доходов населения и мотивации к труду во многом зависят от глубины научных представлений о сущности рынка труда, условиях его функционирования, механизме саморегуляции и степени необходимого социального контроля, оптимальных параметрах экономической эффективности и социальной надежности.

Несмотря на растущий интерес ученых и практиков к различным аспектам рынка труда, комплексная разработка его проблем, особенно теоретико-методологических вопросов, осуществляется недостаточно. Большинству публикаций свойственна противоречивость в понимании сущности рынка труда, его структуры, характера взаимосвязей, складывающихся как между элементами данного рынка, так и в системе более широких социально-экономических отношений, что свидетельствует о расплывчатости и неопределенности методологических оснований исследования, недостаточной обоснованности предлагаемых теоретических конструкций и идей.

Следовательно, актуальность исследования социально-экономических аспектов рынка труда в условиях становления рыночной экономики предопределяется как практическими задачами реформирования, так и потребностями теории, нуждающейся в уточнении методологического инструментария, согласовании позиций и выработке нового, более глубокого понимания его сущности. Социально-экономические преобразования, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

    Обострение криминогенной ситуации.

    Усиление социальной напряженности.

    Рост количества физических и душевных заболеваний.

    Увеличение социальной дифференциации.

    Снижение трудовой активности.

Положительные

    Повышение социальной ценности рабочего места.

    Увеличение личного свободного времени.

    Возрастание свободы выбора места работы.

    Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

    Обесценивание последствий обучения.

    Сокращение производства.

    Затраты на помощь безработным.

    Утрата квалификации.

    Снижение жизненного уровня.

    Недопроизводство национального дохода.

    Снижение налоговых поступлений.

Положительные

    Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

    Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

    Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

    Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Нами было проведено исследование последствий безработицы, в ходе которого предстояло выяснить, во-первых, приводит ли безработица как социально-экономическое явление к выявленным экономическим и социальным последствиям. Во-вторых, оценить силу и степень проявления экономических и социальных последствий безработицы. В-третьих, определить направленность влияния каждого из выявленных экономических и социальных последствий безработицы. В итоге нами были получены следующие результаты.

По продолжительности безработицы респонденты распределились на четыре группы: менее 4 месяцев - 45,5 % от общего числа; от 4 до 8 месяцев - 25,3 %; от 8 до 18 месяцев - 15,0 %; более 18 месяцев - 14,2 %. Причины увольнения: по собственному желанию - 65,5 %; высвобождение - 19,7%; выпускники учебных заведений - 11,3 %; уволены за нарушение трудовой дисциплины - 2,9 %; прибывшие из мест лишения свободы - 0,3%; уволены из Вооруженных Сил - 0,3%. Несомненный интерес представляет распределение ответов в отношении оценки затрат на помощь безработным в разрезе периода безработицы. 41,8% респондентов, отметивших это последствие как отрицательное, не имело работы менее 4 месяцев. В то время как представители второй (от 4 до 8), третьей (от 8 до 18) и четвертой (более 18 месяцев) групп отметили отрицательное влияние этого последствия соответственно только в 22,9%, 13,9% и 13,7% случаев.

Тенденция снижения количества положительных выборов в зависимости от увеличения сроков продолжительности безработицы наблюдается при оценке безработными респондентами показателя «увеличение личного свободного времени» от 32,1 % в первой группе (продолжительность безработицы менее 4 месяцев) до 9,2 % в четвертой (более 18 месяцев). По всей видимости, это можно объяснить тем, что категория свободного времени определяется респондентами относительно общей картины распределения времени. Безработица воспринимается первой группой как своеобразный вынужденный отпуск, отдых и ассоциируется с большим количеством свободного времени, в то время как представители четвертой группы воспринимают период вынужденной незанятости как наказание, неудачу, что придает негативный оттенок. Из общего числа респондентов 256 безработных отметили факт увеличения личного свободного времени как положительный. Из них 63,7% составили женщины и только 36,3% мужчины. Это объясняется высокой занятостью женщин в домашнем хозяйстве и их жизненными предпочтениями. Характерно, что эта тенденция наблюдается и при ответе на вопрос об увеличении свободного времени у каждого из респондентов, когда 76,1% отмечают увеличение, а 17,9% - уменьшение величины показателя. Подтверждается также тенденция к снижению соответствующих выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы.

«Возрастание свободы выбора места работы» 80,8% респондентов оценило как положительное последствие. Среди них оказалось 26,8% мужчин и 53,9% женщин. Однако сохранилась тенденция уменьшения положительных выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы (от 38,2% - в первой группе до 11,8% - в четвертой). При ответе на вопрос о том, являются ли безработные резервом рабочей силы для структурной перестройки экономики, отрицательные ответы составили 23,2% от общего числа респондентов и уменьшались от 10,5% - в первой группе до 2,1% - в четвертой. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования посчитали положительным явлением 76,8% респондентов. (36,3% безработных со сроком незанятости менее 4-х месяцев и только 11,1% - с периодом более 18 месяцев). Женщины отмечали позитивность такого перерыва в два раза чаще, чем мужчины (соответственно в 50,5% и 26,3% случаев). Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду получили положительную оценку у 84,2% респондентов (29,7% мужчин и 54,5% женщин). При этом у безработных со сроком менее 4 месяцев положительных выборов было в 4 раза больше, чем у группы со сроком более 18 месяцев (соответственно 40,0% и 11,8%).

Готовность к изменению своего профессионального профиля выразили 71,1% респондентов, что свидетельствует о возможности применения этой меры предупреждения и ликвидации таких негативных последствий безработицы, как обесценивание последствий обучения и утрата квалификации. Наименьшую готовность к переобучению высказали длительно безработные - 9,2%. В то же время среди тех, кто не может найти работу менее 4 месяцев таких оказалось 31,3%. Эти результаты было бы достаточно трудно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что наибольшую активность в поиске работы, в том числе и путем переподготовки, проявляют безработные с небольшим периодом незанятости (менее 4 месяцев). В этой группе уволившихся по собственному желанию 27,6% (из 249 респондентов, что составляет 65,5% от общего числа опрошенных) и имеющих высшее и среднее профессиональное образование 38,7% из общего количества опрошенных. При этом большую готовность проявляют женщины - 48,2% против 22,9% мужчин.

Возможности выбора места работы за последние 5 - 7 лет уменьшились у 53,4% опрошенных респондентов, не изменились - у 25,8% и увеличились только у 20,8% (в основном за счет группы респондентов с высшим и средним профессиональным образованием, составивших 17,6% от общего количества опрошенных).

Определенный интерес представляет распределение ответов на вопрос о том, является ли трудовая деятельность единственным источником дохода. 90,3% респондентов ответили утвердительно. Однако в ходе исследования наметилась тенденция уменьшения таких ответов в зависимости от продолжительности безработицы. Безработные со стажем менее 4 месяцев в 42,9% случаев дали утвердительный ответ. Неработающие от 4 до 8 месяцев - в 22,6%. И только 11,6% длительно безработных считают труд единственным источником дохода. Эту ситуацию можно объяснить тем, что происходит перетекание части безработных, особенно длительное время, в теневой сектор экономики. Развивается социальное иждивенчество и трудовая апатия. Именно на предотвращение этих негативных процессов в социальной сфере надо направить усилия служб занятости.

На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно). Причем физическое и душевное самочувствие в большей степени ухудшается у безработных, имеющих семью. Кроме того, прослеживается определенная зависимость между душевным самочувствием и уровнем образования. Из 286 респондентов, у которых самочувствие ухудшилось, 67,5% имеют среднее образование, 16,4% - высшее и 16,1% - неполное среднее и начальное профессиональное.

Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97). За преступления против собственности осуждено 55,2% (11 825 человек) от общего числа совершивших преступления. Доля молодежи до 30 лет - 54,9%. 68,8% от этого количества осуждено за преступления против собственности.

А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% - среднее; 33,8% - мужчины и 66,2% - женщины), работать как и прежде собираются 26,3% опрошенных; 22,0% - высшее образование, 62,0% - среднее, 39,0% - мужчины и 61,0% - женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% - средним образованием; 32,7% - мужчины и 67,3% - женщины).

Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости - 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% - в последней). Наибольшее число переставших искать работу - 2,1% - это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования. Это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.

Ухудшение своего материального положения отметили 81,3% респондентов. И это на фоне и без того удручающего материального положения большинства семей безработных, когда среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: до 100 рублей - у 18,4% опрошенных, от 100 до 300 - у 42,6% и от 300 до 500 - у 23,9%. То есть более 61% безработных получают доход, не превышающий величину прожиточного минимума, который составил 362 рубля по состоянию на 01.04.98.

Представляется интересным сравнить полученные результаты с результатами подобных исследований, проводившихся в прошлые годы. Например, анкетный социологический опрос представительной группы безработных Санкт-Петербурга, проведенный в 1995 г. М. Гильдингерш и Г. Гендлером, позволил выявить, как граждане оценивают социальные последствия безработицы. «Распределение ответов на вопрос „Видите ли вы какие-либо положительные стороны безработицы?“ сложились следующим образом: значительная часть респондентов (41,3%) ответили отрицательно, остальные усматривают некоторые положительные стороны безработицы: 14,8%». Эти данные свидетельствуют об определенных закономерностях в оценке безработными последствий безработицы. На протяжении последних 4 лет сохраняется негативное отношение к безработице как социально-экономическому явлению, что позволяет говорить о сохранении напряженной ситуации на региональных рынках труда. Таким образом, можно говорить об определенной закономерности полученных результатов. Учитывая обеспокоенность занятого населения потенциальной возможностью потерять работу, а также на основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что в целом в обществе сложилось понимание безработицы и ясное осознание ее социальных последствий.

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потребления и инвестиций). Дж. М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении…».

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

Как уже отмечалось, в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не моЏжет быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным

устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы

Для этого необходимо, прежде всего:

    создание развитого рынка жилья

    увеличение масштабов жилищного строительства

    отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них

поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57–58 лет, а женщинам - в 53–54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

экономическое стимулирование молодежной занятости

создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе. Профессиональная структура занятости женщин характеризуется тем, что имея более высокий по сравнению с мужчинами уровень образования, они реализуют его в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно увеличивается. Доказательством такой ситуации является тенденция, когда при повышении оплаты труда на рабочих местах, ранее считавшихся традиционно женскими, происходит немедленное замещение женщин мужчинами. Так, изменение структуры занятости по полу в сторону увеличения удельного веса мужчин стало происходить в банковской сфере одновременно с резким возрастанием заработной платы и повышением социального статуса банковской деятельности.

Серьезной проблемой в переходный период является безработица. В то время, как резкое сокращение реальных доходов сделало заработную плату женщин необходимой для выживания семьи, рабочие места сократились, а конкуренция за них стала более напряженной. В первом квартале 1998 г. численность лиц, зарегистрированных в службах занятости в качестве безработных, составила 118,2 тыс. человек, из них 66,6 % женщин. Женщин первыми увольняют, последними нанимают на работу, у них более продолжительные сроки безработицы. При последующем трудоустройстве у них зачастую понижается социальный статус. Расширяется круг категорий женщин, в отношении которых повышается вероятность нарушения прав в сфере занятости. К ним относятся: женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды, одинокие и многодетные матери, женщины, длительное время не имеющие работы, а также женщины, освобожденные из мест лишения свободы или проходящие принудительное лечение по решению суда.

Дискриминация женщин в трудовой сфере проявляется повсеместно, независимо от форм собственности. Различия проявляются лишь в том, что на частных предприятиях и в фирмах, которые отличаются более закрытым характером деятельности, немногочисленным персоналом, контрактной формой занятости с четко оговоренными условиями, ограниченными сведениями об условиях труда, факты нарушения законодательства не получают широкой огласки даже внутри коллектива. Проявляются эти факты в самой разнообразной форме: от невыплаты семейных пособий до вынужденного подписания обязательств в течение определенного времени не выходить замуж, не рожать детей и т. д.

Безработица, увы, стала одной из реалий нашего времени. А ведь когда-то, ещё при Советском Союзе считалось, что нас она никогда не коснется, ведь в социалистическом обществе подобного явления быть не может. Это там, на загнивающем Западе для того, чтобы выжить, женщины занимаются проституцией, а старики, дети, инвалиды просят милостыню. Дееспособные люди там вынуждены простаивать часами на биржах труда в надежде найти хоть какой-то заработок, а те, кто отчаялся, идут ради куска хлеба на преступление. Совсем же потерявшие надежду спиваются, погибают от наркотиков, становятся жертвами суицида.

С уходом в прошлое эры СССР, с развалом экономик бывших республик, с обнищанием основных масс населения безработица прочно поселилась на всём постсоветском пространстве и сдавать свои позиции не собирается. Способствуют этому и бесконечные мировые кризисы, очередной волной накрывающие страны ближнего и дальнего зарубежья, и неразбериха в политических и экономических вопросах внутригосударственных политик, и многие другие нюансы.

Любому правительству время от времени приходится ликвидировать экономические и социальные последствия безработицы. Они весьма серьёзны. Специалисты ставят их на одну чашу весов с социальной нестабильности и другими, грозящими подорвать основы государственной власти.

Экономические последствия безработицы для россиян и граждан других государств тем тяжелее, чем ниже их материальная обеспеченность. Психологи считают, что для адаптации в подобных условиях людям нужна соответствующая помощь и поддержка. Она должна выражаться в а также в специальных государственных программах и мерах, которые помогли бы людям пережить трудные времена.

Социально-экономические последствия безработицы заключаются не в одном лишь оценивании социального ущерба или потерь в экономике страны, хотя это тоже важно. Значительно уменьшается количество времени, затраченного на производственные процессы. Скорыми темпами падает интенсивность и производительность труда. Плюс к этому - непосредственные затраты из бюджета для преодоления этих негативных явлений.

Вместе с тем, анализируя социально-экономические последствия безработицы, специалисты говорят не только об отрицательных, но и положительных ее моментах.

I. Безработица и её социальные последствия

1. Отрицательные:

  • обостряются ;
  • в обществе усиливается ;
  • растёт количество душевно и физически больных;
  • растёт социальное расслоение общества, увеличивается пропасть между бедными и богатыми;
  • трудовая активность меньше в разы по сравнению с годами социальной и экономической стабильности.

2. Положительные:

  • люди начинают сильнее обычного держаться свою работу, рабочих мест значительно возрастает;
  • с уменьшением занятости высвобождается большее количество свободного времени, которое люди часто тратят на приобретение новой специальности, повышение своего интеллектуального уровня;
  • появляется законная возможность найти новое место работы;
  • социальная значимость и ценность труда как такового значительно возрастает.

II. Безработица и её экономические последствия

1. Отрицательные:

  • процесс обучения, получения знаний в рамках школьной программы и выше утрачивает былую значимость (зачем учиться, если работать всё равно негде!);
  • сокращение производства может принять весьма объёмные формы;
  • увеличение затрат для помощи жертвам безработицы;
  • специалисты утрачивают квалификацию, знания оказываются невостребованными;
  • жизненный уровень населения неуклонно катится вниз;
  • в государственную казну поступления от налогов ощутимо снижаются;
  • недопроизводится национальный доход.

2. Положительные:

  • незадействованные в производственном процессе граждане становятся своего рода резервом рабочих сил при изменяющейся экономике;
  • конкуренция между работающими становится стимулом для развития собственных талантов, повышения квалификации, роста уровня мастерства;
  • переобучение;
  • стимулирование производительности труда, его интенсивности.

Таким образом, социально-экономические последствия безработицы имеют диалектическую природу. Несомненно, сама безработица является результатом негативных явлений внутренней политики государства. Она должна носить временный характер. И чем выше уровень жизни в стране, чем стабильнее экономика, тем меньше людей становятся жертвами колебаний рынка труда. В экономически развитых странах безработных гораздо меньше, чем в тех, что переживают внутренние катаклизмы.

Естественно, чтобы преодолеть социально-экономические последствия безработицы, главы государств часто принимают такие непопулярные меры, как введение лимита на въезд в страну иностранцев, ограничение их по трудоустройству в пользу местного населения и многие другие.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Причины и последствия безработицы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Безработица, как неотъемлемое явление в условиях рыночной экономики, имеет свои причины и социально-экономические последствия.

Особенностями функционирования рынка труда обуславливаются причины безработицы, так как спрос на труд и предложение труда формируется под воздействием различных факторов. Они же определяют и социально-экономические последствия безработицы.

На соотношение спроса и предложения на рынке труда влияют уровень цен, издержки, ставки оплаты труда, производительность труда, численность населения, а также структура рабочей силы в профессиональном, квалификационном, демографическом разрезе.

Кроме того, на ситуацию на рынке труда влияет налоговая политика, законодательство, состояние финансово-кредитной системы, а также деятельность профсоюзов и некоммерческих организаций.

Причины безработицы

Последствия безработицы

Последствия безработицы сопряжены с экономическими и социальными издержками. При этом нужно учитывать объективные .

  • Экономические потери определяются стоимостью товаров, услуг, работ, которые не были произведены, а также сокращением налоговых поступлений, ростом расходов на выплату пособий по безработице.
  • Социальные потери определяются обесцениванием научного и культурного потенциала, деградацией научно-образовательного потенциала, а также ухудшением благосостояния населения. Сокращается доля экономически активного населения из-за негативной динамики рождаемости, смертности, продолжительности жизни.
Безработица усиливает негативные процессы в обществе, повышает уровень социальной напряженности и ведет к росту психологически неустойчивых людей, неуверенных в своем будущем. Безработный человек не только лишается возможности использовать свои знания, умения, навыки, получать доход от их применения в трудовой деятельности, но и утрачивает статус в обществе.
Последствия безработицы

Последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Индивидуальные для отдельных людей

Утрата дохода, потеря квалификации. Возникновение психологических стрессов, вероятность асоциального поведения

Возможность сменить место работы или профессию

Для общества в целом

Рост социальной напряженности, социальных патологий, рост уровня заболеваемости, смертности, рост уровня преступности

Отсутствуют

Потери в сфере образования, культуры, рост издержек на профессиональную подготовку и переквалификацию

Социальные последствия безработицы

обострение криминогенной ситуации

повышение социальной ценности рабочего места

усиление социальной напряженности

увеличение личного свободного времени

рост количества физических и душевных заболеваний

возрастание свободы выбора места работы

увеличение социальной дифференциации

увеличение социальной значимости труда

снижение трудовой активности

повышение ценности труда

Экономические последствия безработицы

обесценивание полученного образования

создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

сокращение производства

конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

затраты на помощь безработным

перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

утрата квалификации рабочей силы

стимулирование роста интенсивности труда

снижение жизненного уровня

стимулирование повышения производительности труда

недопроизводство национального дохода

реструктуризация отраслевой структуры народного хозяйства

снижение налоговых поступлений

изменение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы