Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение. Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования. Как происходит негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение

Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение. Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования. Как происходит негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение

В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

Государственными пенсионными системами (в рамках социального страхования);

Негосударственными пенсионными фондами;

Страховыми компаниями или другими финансовыми организациями.

Уровень развития негосударственных пенсионных фондов в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения. Так наибольшее распространение частные пенсионные фонды получили в США, наименьшее - в Скандинавии, Австрии.

В международной практике страховое обеспечение пенсиями делится на три основных направления:

1) индивидуальное страхование пенсий - клиент страхует пенсию определенного размера;

2) клиент накапливает средства в страховой организации, пенсия адекватна накопленной сумме;

3) групповое страхование - пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

В России до 1917 г. была развита система пенсионных касс, сегодня наибольшее распространение получило название пенсионный фонд. Обычно под пенсионным фондом понимается организация, обеспечивающая групповое страхование. В отечественной практике - это все организации обеспечивающие страхование пенсий.

Пенсионный фонд - организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий участникам.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в России предлагают своим участникам от 1 до 84 пенсионных схем. При этом под термином "пенсионная схема" понимается порядок внесения взносов и осуществления платежей из НПФ. Основные характеристики пенсионной схемы:

Периодичность и размеры платежей;

Сроки формирования пенсионных накоплений;

Сроки выплат дополнительных пенсий.

Несмотря на имеющееся разнообразие, в чистом виде можно выделить две пенсионные схемы:

1) накопительная схема - взносы уплачиваются вкладчиком по возможности, выплаты производятся до полного исчерпания средств на личном счете участника;

2) схема с минимально гарантированным размером пенсии - в этой схеме устанавливается гарантированный размер пенсии в зависимости от размера взносов, причем реальная величина пенсионных выплат может быть выше в соответствии с инвестиционным доходом, начисленным на именной счет участника, но ни при каких условиях она не будет ниже этого размера.

Минимальный период формирования пенсионных накоплений - 1-2 года (для лиц пенсионного и предпенсионного возраста). Максимальная длительность стадии накопления определяется естественными возрастными границами.

По сроку выплат различают пожизненные и срочные (ограниченные) пенсии.

Срочные пенсии выплачиваются в течение оговоренного срока. Пенсии обычно выплачиваются с установленного общего пенсионного возраста. Периодичность выплат может быть различной.

По характеру своей деятельности пенсионные фонды располагают значительными инвестиционными ресурсами. Правильное размещение этих средств важно как для фонда, так и для страхователей.

В отличие от страховщиков, пенсионные фонды до 1995 г. были не ограничены в выборе направлений инвестирования. По состоянию на 1 июля 1994 г. активы НПФ в среднем распределялись следующим образом:

Государственные ценные бумаги - 23%;

Депозиты - 24%;

Недвижимость - 5%;

Прямые инвестиции - 1%;

Ценные бумаги - 44%

Прочие вложения - 3%.

В декабре 1995 г. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты РФ были утверждены Временные правила инвестирования актовов негосударственных пенсионных фондов. В соответствии с данными правилами НПФ должны осуществлять инвестиционную деятельность через Компании по управлению активами НПФ. Фонды осуществляют контроль за размещением Компаниями их активов. Правила определяют порядок размещения средств, привлеченных в связи с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, и не распространяются на собственные средства фондов.

Активы НПФ могут быть размещены в:

Ценные бумаги федерального правительства;

Муниципальные ценные бумаги;

Банковские депозиты;

Ценные бумаги других эмитентов (облигации, акции, векселя, депозитные

Сертификаты);

Недвижимость;

Валютные ценности;

Денежные средства на расчетном счете.

Запрещается ивестирование активов по следующим направлениям:

Предоставление займов и кредитов;

Заключение договоров купли-продажи;

Вложение в интеллектуальную собственность;

Осуществление торгово-посреднической, банковской и производствен-ной деятельности;

Оплата расходов по ведению дел Фонда;

Осуществление совместоной деятельности.

Цель введения данных правил обеспечение надежности деятельности и платежеспособности НПФ и гарантий вкладчикам. В этой связи, разработана система нормативов, позволяющих оценивать надежность и платежеспособность НПФ. Нормативы, являющиеся обзательными для всех НПФ и Компаний:

Норматив соответствия инвестиционной деятельности (N1);

Норматив достаточности средств Компании (N2);

Норматив соотношения актовов фонда и его обязательств (N3).

Для расчета N1 все активы НПФ оцениваются с учетом степени риска по специальным коэфициентам (разброс коэффициентов от 0,125 до 0,650). Норматив определяется по следующей формуле:

где, Bi- фактическая сумма активов, вложенных в конкретное направление инвестиций; Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиций активов; P - общая сумма активов.

Максимально допустимое значение норматива - 0,5.

Норматив достаточности собственных средств Компании определяет соотношение всех собственных средств Компании и суммы размещаемых актовов Фондов, взвешенных с учетом риска:

где, Q - собственные средства компании по упралению активами; Bi - фактическая сумма активов, вложенная в конкретное направление инвестиций; Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиций.

Минимально допустимое значение норматива - 0,08.

Норматив сотношения активов фонда и его обязательств определяется следующим образом:

P - общая сумма активов;

O - расчетные обязательства Фонда (современная стоимость обязательств).

Контроль за соблюдением экономических нормативов осуществляется на основе данных квартальной бухгалтеской отчетности.

Предыдущая

Все большее количество россиян желают принять участие в формировании своей будущей пенсии. В настоящее время свыше 7 миллионов человек являются участниками негосударственного пенсионного страхования.

Данный вид пенсионного обеспечения является дополнительным к основным видам: и .

Выбор в пользу еще одной пенсии гражданину , при этом стоит учитывать:

  • наличие государственной лицензии;
  • высокий рейтинг среди других фондов;
  • надежные способы инвестирования денежных средств вкладчиков;
  • разнообразие пенсионных схем, максимально учитывающих большинство предпочтений вкладчиков.

Для того, чтобы стать участником негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) необходимо заключить договор , в котором описываются основные права и обязанности каждой стороны. В этом же документы прописана и пенсионная схема , выбранная вкладчиком. Уплату взносов можно осуществлять не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц. Периодичность платежей и способы их перечисления также указываются в договоре.

Негосударственное пенсионное страхование устанавливается при наличии на то оснований в связи с достижением общеустановленного возраста выхода на пенсию. Однако существует возможность и досрочного НПО для работников с вредными и опасными условиями труда. Размер негосударственной пенсии определяет гражданин при выборе пенсионной схемы. От этого будет зависеть и величина уплачиваемых им пенсионных взносов.

Негосударственная пенсия - что это такое?

Для обеспечения достойного уровня жизни по достижении пенсионного возраста гражданин может сам принять участие в формировании своей . Для этого ему необходимо стать участником негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственная пенсия - это дополнительная выплата к основной сумме пенсии, формируемая в основном за счет личных взносов гражданина и назначаемая при выходе на заслуженный отдых.

Отличительными чертами данного вида пенсионного обеспечения являются:

  • отсутствие необходимости иметь ;
  • возможность самостоятельно устанавливать сумму взносов и периодичность их уплаты;
  • наличие у гражданина права расторгнуть договор и вернуть накопленное.

Для того, чтобы в будущем получать дополнительную пенсию необходимо предпринять следующее :

  1. Выбрать НПФ и заключить с ним договор.
  2. Утвердить индивидуальный план платежей.
  3. Осуществлять уплату взносов согласно договору.

Начать формировать негосударственную пенсию может любой гражданин, начиная с 18 лет. Юридическим основанием установления такой пенсии является закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» , он же регулирует отношения между участниками данного вида пенсионного обеспечения.

Участники пенсионного обеспечения

Участником негосударственного пенсионного обеспечения можно стать, заключив договор с выбранным фондом. Сторонами такого договора являются:

  • , действующий на основании лицензии;
  • вкладчик, уплачивающий взносы;
  • участник, которому в соответствии с договором должна выплачиваться или уже выплачивается негосударственная пенсия.

Что касается вкладчиков, то ими могут быть:

  • физические лица - граждане, самостоятельно уплачивающие взносы на НПО (одновременно являются и участниками заключаемого договора);
  • юридические лица - организации, перечисляющие взносы из своих средств в пользу своих сотрудников (в данном случае у работников таких предприятий формируется корпоративная пенсия).

Свои обязательства НПФ выполняет согласно правил, утверждаемых советом директоров каждого конкретного фонда и регистрируемых в порядке, предусмотренным Центробанком. Правила содержат следующую информацию:

  • список пенсионных схем и их подробное описание;
  • перечень оснований для выплаты негосударственной пенсии (ими могут быть как страховые случаи: старость, утрата кормильца, инвалидность, так и дополнительные основания).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения

Права и обязанности участников НПО, а также принципы их взаимодействия закреплены в соответствующем документе - договоре . Перед его составлением гражданину необходимо определиться со следующими вопросами:

  • возможный размер будущей дополнительной пенсии, которую он хотел бы получать;
  • приемлемый для него период выплаты негосударственной пенсии;
  • удобный график внесения платежей.

Выбрав таким образом пенсионную программу, отвечающую всем требованиям обратившегося, необходимо заключить непосредственно договор с выбранным НПФ. Данный документ представляет собой соглашение между НПФ и вкладчиком в пользу участника договора.

Обязанности в таком случае распределяются так :

  • у вкладчика - перечисление пенсионных взносов в установленные сроки и в определенных размерах;
  • у фонда - выплата негосударственной пенсии при наличии у гражданина права на нее в соответствии с выбранной им пенсионной схемой.

Подробный перечень требований к содержанию договора содержится в ст. 12 закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.

Стоит отметить, что документ может быть составлен не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц . Ими могут быть любые физические лица - родственники, близкие люди.

Договор составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой стороны. Срок действия документа равен периоду выполнения сторонами своих обязательств. По желанию вкладчика договор может быть расторгнут. Еще одной причиной прекращения договора может стать смерть участника. В таком случае пенсионные накопления наследуются его правопреемниками.

Выбор пенсионной схемы в НПФ

При заключении договора гражданин обязан выбрать одну из предложенных ему пенсионных схем, перечисленных в Правилах.

Пенсионная схема представляет собой перечень условий, раскрывающих порядок уплаты пенсионных взносов и выплаты негосударственной пенсии.

С точки зрения уплаты платежей можно выделить следующие схемы:

  • в зависимости от количества вкладчиков:
    • с единственным лицом, перечисляющим взносы;
    • паритетная (где участвуют сотрудники и работодатели);
  • в зависимости от вида открываемого счета:
    • солидарные (в пользу группы заранее определенных лиц);
    • индивидуальные (с перечислением на именной счет).

С точки зрения выплаты негосударственной пенсии различают такие схемы:

  • срочные (выплата осуществляется в течение всего срока, предусмотренного договором)
  • пожизненные (без ограничения в течение всей жизни участника при наличии на то средств на счете).

Взносы по договору о НПО

При подписании договора вкладчик самостоятельно определяет размер пенсионных взносов, периодичность и продолжительность их уплаты.

Перечисляют платежи как правило с такой периодичностью :

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • раз в полгода;
  • одной суммой за год;
  • реже допускается единовременное внесение денежных средств.

Вкладчики уплачивают взносы денежными средствами одним из удобных способов в порядке и размерах, предусмотренных правилами НПФ и заключенным договором. Способов перечисления взносов существует несколько:

  • через почтовые отделения путем перевода;
  • через банковские учреждения безналичным путем;
  • через бухгалтерию своего предприятия путем удержания из заработной платы.

В случае прекращения уплаты взносов многие фонды оставляют за вкладчиком возможность возобновить их перечисление, обратившись с такой целью в свой НПФ.

Досрочная негосударственная пенсия в НПФ

Негосударственная пенсия может выплачиваться досрочно, то есть ранее , в связи с занятостью на определенных видах работ, предусмотренных пп. 1- 18, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» . Для признания условий труда на таких работах вредными и опасными проводится . В настоящее время она заменяет существовавшую ранее аттестацию рабочих мест в связи с введением в действие закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» .

По результатам проведенной оценки условиям труда присваивается один из четырех классов опасности. Последние из них (третий и четвертый) являются вредными и опасными. Именно в таких случаях с целью обеспечения своих работников досрочной пенсией работодатель может выбрать несколько вариантов действий:

  1. Уплачивать в ПФР страховые взносы согласно классу условий труда.
  2. Дополнительно перечислять взносы в негосударственный фонд.

На вступление в систему досрочного НПО по второму варианту требуется согласие работника. В данном случае работодатель самостоятельно выбирает и утверждает пенсионную программу в соответствии с предложениями НПФ. Требования относительно условий заключаемого договора содержатся в ст. 36.33 ФЗ № 75 от 07.05.1998 г.

Что же касается взносов на досрочное НПО, то законодательно установлена нижняя граница их ежемесячного взноса:

  • не ниже 2% дохода сотрудника, занятого на рабочем месте с вредными условиями труда;
  • не ниже 4% всех выплат работника, занятого на рабочем месте с опасными условиями труда.

Стоит отметить, что пенсионная программа работодателя может включать и возможность самого работника участвовать в формировании своей дополнительной пенсии . В этом случае часть взносов удерживается из заработной платы самого сотрудника.

Размер и выплата негосударственного пенсионного обеспечения

Для установления негосударственной пенсии гражданину требуется обратиться в НПФ с заявлением о ее назначении и необходимыми документами, список которых может различаться в зависимости от правил каждого фонда.

Дата обращения является датой назначения негосударственной выплаты, но она не может быть раньше дня возникновения права. Непосредственно перечисление денежных средств осуществляется как правило в течение 30 календарных дней с момента обращения.

Размер будущей выплаты зависит от нескольких параметров :

  • правил выбранного фонда;
  • пенсионной схемы, указанной в договоре;
  • суммы, накопленной к моменту оформления пенсии.

Отметим, что размер НПО может быть увеличен в связи с полученным доходом от инвестирования по итогам календарного года.

После установления пенсии фонд как правило направляет в адрес обратившегося гражданина уведомление о назначении выплаты с указанием начисленной суммы и срока, в течение которого деньги будут выплачиваться.

Перечисление денег осуществляется одним из возможных способов :

  • на номер счета в банковском учреждении;
  • на номер банковской карты;
  • почтовым переводом.

Вся необходимая информация содержится в письменном обращении гражданина. При изменении личной информации гражданину необходимо своевременно уведомить об этом свой НПФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»

Кафедра «Финансы и кредит»

Контрольная работа

по дисциплине: «Социальное и пенсионное обеспечение»

тема: Негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение

Кемерово 2015

  • Введение
    • Глава 1. Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов
      • 1.1 История развития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России
      • 1.2 Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов
      • 1.3 Порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий
    • Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов
      • 2.1 Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов в России
      • 2.2 Методы управления рисками негосударственных пенсионных фондов
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

На сегодняшний день многие россияне обеспокоены вопросом обеспечения своего благосостояния в преклонном возрасте. На фоне несостоятельности прежней системы начисления пенсий, когда пенсионный фонд РФ не в состоянии обеспечивать пенсионеров достаточным размером выплат. Хорошую возможность для создания дополнительного или основного источника дохода для будущих пенсионеров предоставляют негосударственные пенсионные фонды. Своим появлением они обязаны проведенной пенсионной реформе.

В основе механизма негосударственного пенсионного обеспечения граждан через НПФ лежат принцип долгосрочного сбережения средств, поступающих на персональные счета граждан в виде их личных взносов и платежей работодателей, и получение доходов от инвестирования активов в НПФ (принцип капитализации взносов).

Г лава 1 . Особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов

1. 1 История развития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России

Во многих странах система государственного пенсионного обеспечения дополняется негосударственной пенсионной системой, доля которой может достигать 50-60 % национального пенсионного обеспечения.

Что касается России, то необходимо отметить что одним из атрибутов перехода России от плановой экономики к рыночной стала начавшаяся в 1990-х годов пенсионная реформа. В основу реформирования системы пенсионного обеспечения легла идея трехуровневой конструкции. Первый уровень должен представлять собой базовые пенсии; второй уровень -- трудовые пенсии (пенсии по трудовому стажу); третий уровень -- негосударственные пенсии. Поэтому одна из основных задач пенсионной реформы заключается в развитии негосударственного пенсионного обеспечения посредством введения института негосударственных пенсионных фондов.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к основному (государственному), поэтому может осуществляться как в форме личного пенсионного обеспечения граждан, путем накопления средств в негосударственных пенсионных фондах, так и в форме дополнительных пенсионных программ отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий.

При этом цель введения института негосударственных пенсионных фондов не ограничивается только негосударственными пенсиями.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по потере кормильца.

Пенсии по старости и по инвалидности состоят из трех частей: базовая (I уровень), страховая и накопительная (II уровень).

Финансирование выплаты трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, но из разных источников. В отношении базовой части пенсии - за счет средств, зачисляемых в федеральный бюджет. В отношении страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств, поступающих в Пенсионный фонд РФ.

Базовая часть выплачивается всем гражданам вне зависимости от трудового стажа. Размер страховой части определяется из суммы страховых взносов, поступивших в течение трудовой деятельности пенсионера. Накопительная часть формируется за счет накопленных взносов и инвестиционного дохода, полученного от размещения пенсионных накоплений.

Чтобы повысить эффективность размещения пенсионных накоплений, влияние негосударственных пенсионных фондов распространяется на накопительную часть государственной пенсии, что придало деятельности фондов элемент состязательности.

8 апреля 1998 года был принят Федеральный закон РФ № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", в соответствии с которым негосударственный пенсионный фонд определен как особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Деятельность фонда включает аккумулирование пенсионных вносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств, выплату негосударственных, пенсий участникам фонда.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о негосударственных пенсионных фондах), негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

-деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);

-деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);

-деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (ППС).

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Наряду с проблемой сохранения реальной стоимости сбережений в условиях высокой инфляции, у граждан России существует в этом плане пенсионная проблема. Это реализация возможности пенсионных накоплений в реальном исчислении с учетом инфляции и достаточно высокая вероятность их обесценивания.

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют деятельность по любому из этих направлений независимо от осуществления ими деятельности по другим пенсионным направлениям.

Негосударственный пенсионный фонд действует на основании лицензии федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, руководствуясь законодательством РФ, уставом и правилами фонда.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется без ограничения срока ее действия.

Лицензионными условиями при предоставлении лицензии являются требования:

-к организационно-правовой форме фонда;

-пенсионным правилам фонда, а если фонд предполагает осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, также к страховым правилам;

-лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам коллегиального исполнительного органа, главному бухгалтеру, а также к контролеру или руководителю и сотрудникам службы внутреннего контроля фонда;

-организации внутреннего контроля фонда;

-величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда.

Фонд в соответствии с уставом выполняет следующие функции:

-разрабатывает правила фонда;

-заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

-аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

-ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

-ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

-ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

-информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

-заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

-определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплении;

-формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;

-формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размешает пенсионные резервы;

-организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

-заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками

отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

-рассматривает отчеты управляющей компании и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

-расторгает договоры с управляющей компанией и специализированным депозитарием по основаниям, установленным законодательством РФ:

-принимает меры, предусмотренные законодательством, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании, с которой расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

-ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

-ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

-осуществляет актуарные расчеты;

-производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

-производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

-осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и участникам или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд РФ;

-принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

-предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

-осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.

Меры по совершенствованию законодательной базы негосударственных пенсионных фондов, проведенные в РФ в последние годы, способствовали довольно быстрому росту последних.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в расходах ПФР. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты государственных пенсий и пособий на возвратной основе из федерального бюджета - беспроцентного кредита Центрального банка РФ.

К ним относятся пенсии и пособия военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальные пенсии; выплаты социальных пособий на погребение; расходы на предоставление льгот по пенсионном)"обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны и вдовам военнослужащих; расходы на выплаты государственных пенсий гражданам, выехавшим на постоянное местожительства за границу; расходы на доставку и пересылку указанных видов государственных пенсий.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России предусматривала создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) государственная пенсия, трудовая государственная пенсия и негосударственная пенсия. Однако основная тяжесть всех выплат лежит на государственном Пенсионном фонде, не способном в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян.

Пенсионные накопления в развитых странах ориентированы на инвестиционные портфели умеренного роста. В основном это портфели облигаций и смешанные портфели. В российских условиях высокой инфляции задача обеспечения стабильного роста пенсионных накоплений является, с одной стороны, достаточно сложной. Российский рынок акций очень нестабилен.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании, которые должны были стать реальными союзниками государственного фонда, пока ещё серьезного вклада в решение этой проблемы не внесли.

1.2 Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в развитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающими средства индивидуальных вкладчиков и осуществляющих инвестиции в ценные бумаги.

Система негосударственного пенсионного обеспечения базируется на добровольном принципе, каждый работник имеет собственный пенсионный счет, на который перечисляются взносы от работодателя или непосредственно от самого работника для будущих пенсионных выплат.

НПФ выполняют очень важную социальную функцию, помогая преодолеть разрыв между резким снижением уровня доходов в пенсионном возрасте и необходимым для удовлетворения сложившихся потребностей уровнем расходов. Этот разрыв может быть частично или полностью ликвидирован за счет сбережений граждан в период трудоспособного возраста и инвестирования этих средств в финансовые и другие активы с целью получения дохода в будущем.

НПФ имеют один из наиболее стабильных источников средств по сравнению с другими финансовыми посредниками. Поступление средств в НПФ осуществляется на контрактной основе за счет вкладов работодателей и самих работников.

Кроме того, предсказуемым является и отток средств из НПФ в форме пенсионных выплат, т.е. можно заранее предвидеть объемы и сроки выплат. Далее, часть выплачиваемых пособий лицам, достигшим пенсионного возраста, осуществляется из текущих взносов в пенсионный фонд от будущих пенсионеров. То есть речь идет о том, что НПФ может долгое время обходиться без ликвидации существующих активов, он имеет небольшую потребность в лик видных средствах.

Горизонт времени НПФ является достаточно длительным. НПФ может инвестировать средства на 20-30 лет, поэтому НПФ в большей степени интересуют инструменты рынка капиталов. НПФ являются крупнейшими покупателями акций.

НПФ создается как некоммерческая организация, цель которой - негосударственное пенсионное обеспечение. Совокупный вклад учредителей НПФ должен составлять с 1 января 2005 года не менее 30 млн. руб.

Для управления негосударственным пенсионным фондом и контроля за его деятельностью в фонде формируются соответствующие органы. Состав и структура органов управления фонда определяются уставом в соответствии с законодательством.

Структура органов управления фонда должна в обязательном порядке включать коллегиальный орган - совет фонда, формируемый в соответствии с порядком, установленным уставом фонда. Уставом фонда должно предусматриваться обязательное формирование попечительского совета - коллегиального органа, выполняющего надзорные функции и обеспечивающего общественный контроль за деятельностью фонда.

В целях обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда его уставом должно также предусматриваться создание ревизионной комиссии.

Высшим органом управления фонда является совет фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Структура, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставом фонда в соответствии с законодательством. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы.

Для осуществления оперативного управления деятельностью фонда уставом фонда может предусматриваться создание единоличного исполнительного органа фонда (исполнительный директор, президент) или единоличного исполнительного органа фонда и коллегиального исполнительного органа фонда (исполнительной дирекции).

Исполнительный орган фонда осуществляет свои функции в пределах компетенции, установленной законодательством и уставом фонда, и действует на основании устава фонда и положения об исполнительном органе фонда, утверждаемого советом фонда.

В целях надзора за деятельностью фонда и зашиты интересов вкладчиков и участников фонд создает попечительский совет, члены которого исполняют свои обязанности безвозмездно. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда и положением о попечительском совете, утверждаемым советом фонда.

Средства, внесенные вкладчиками, учитываются на аналитических пенсионных счетах. Имущество, в т, ч. денежные средства, ценные бумаги, недвижимость, которые НПФ использует для выполнения своих обязательств по выплате пенсий, называются пенсионными резервами.

Размещением пенсионных резервов занимается специальная компания по управлению активами фонда (управляющая компания). Самостоятельно фонд может размещать свои резервы только в банковские депозиты и государственные ценные бумаги. Все ценные бумаги фонда хранятся в специальном депозитарии, который должен иметь ту же лицензию, что и депозитарии паевых инвестиционных фондов.

Бухгалтерская отчетность НПФ подлежит обязательному ежегодному аудиту, а обязательства перед участниками - актуарной оценке.

Помимо договоров на негосударственное пенсионное обеспечение НПФ могут также работать со средствами государственного пенсионного страхования, предназначенными для выплат накопительной части трудовой пенсии.

Граждане РФ имеют право отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через органы Пенсионного фонда РФ и выбрать для этой цели негосударственный пенсионный фонд. Такие граждане называются застрахованными лицами.

Активы НПФ, предназначенные для обеспечения обязательств перед застрахованными лицами, называются пенсионными накоплениями. НПФ имеет также право участвовать в отраслевых программах профессионального пенсионного страхования.

Размещением пенсионных накоплений могут заниматься только специальные управляющие компании. К размещению этих средств применяются более жесткие требования по структуре вложений.

Доход от размещения пенсионных резервов и накоплений (инвестиционный доход) идет в НПФ либо на пополнение пенсионных счетов, либо на покрытие расходов фонда. На покрытие расходов может идти не более 15% дохода. Согласно ст. 27 Федерального закона от 10 января 2003 года № 14-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Размер отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, в сумме не должен превышать 15 процентов дохода полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15 процентов дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированного депозитария фонда и уплаченных налогов.

Кроме того, НПФ имеет право отчислять себе до 3% от сумм поступивших взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (ст. 17 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах").

Если сумма расходов на содержание НПФ не укладывается в указанные выше нормативы (15% дохода от размещения резервов и накоплений плюс 3% от собранных пенсионных вносов), то разница покрывается из совокупного вклада учредителей (аналог уставного капитала) либо целевых и благотворительных взносов учредителей и иных лиц.

Пенсионные резервы НПФ могут быть размещены в ценные бумаги Правительства России; в ценные бумаги органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; в банковские вклады (депозиты); в ценные бумаги других эмитентов; в недвижимое имущество; в валютные ценности.

Денежные средства на расчетном счете не считаются размещенными пенсионными резервами.

НФП запрещается предоставление займов и кредитов физическим и юридическим лицам; операции с фьючерсами и опционами; вложения в интеллектуальную собственность; покупка ценных бумаг управляющей компании, депозитария, аудитора и актуария. Активы фонда не могут служить предметом залога.

При размещении пенсионных резервов в недвижимость фонд должен предоставлять данные об оценке недвижимости оценщиком. Структура вложений определяется фондом самостоятельно с учетом требований регулирующих органов (до 2005 года - Инспекции НПФ при Минтруде России, затем - ФСФР).

Порядок размещения пенсионных резервов регулируется приказом Инспекции НПФ от 10 января 2002 года № 1.

По степени риска объекты размещения пенсионных резервов разделяются на следующие объекты вложения:

-безрисковые объекты вложения, для которых риск потери активов не превышает 10 процентов;

-объекты вложения минимального риска, для которых риск потери активов составляет от 10 до 25 процентов;

-объекты вложения повышенного риска, для которых риск потери активов составляет от 25 до 50 процентов;

-рискованные объекты вложения, для которых риск потерн активов превышает 50 процентов;

-недопустимые объекты вложения - направления размещения пенсионных резервов, запрещенные утвержденными Правительством Российской Федерации правилами размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.

Отнесение объектов вложений пенсионных резервов к группам риска определяется фондами самостоятельно при оценке тенденций развития рынка инвестиций и указывается в плане размещения пенсионных резервов фонда.

Не менее 50% от размещенных пенсионных резервов должны составлять вложения с установленной доходностью (облигации, депозиты, векселя и т. п.).

Не более 50% размещенных пенсионных резервов должны составлять следующие виды вложений: государственные ценные бумаги РФ, ценные бумаги субъектов РФ и муниципальные ценные бумаги; акции и облигации предприятий (в сумме); банковские депозиты и недвижимость (в сумме).

Не более 20% размещенных пенсионных резервов должны составлять следующие виды вложений:

-вложения в один объект инвестиций (включая депозиты в одном банке, ценные бумаги одного эмитента, кроме государственных и муниципальных ценных бумаг);

-вложения в объекты повышенного риска и рискованные объекты (с риском потери активов 25-50 и более 50% соответственно).

НПФ может вкладывать свои пенсионные резервы в ценные бумаги учредителей и вкладчиков, но в размере, не превышающем 30% размещенных резервов. В случае, если сумма пенсионных резервов составляет не более 5 млн. рублей, все резервы могут быть размещены в федеральные государственные ценные бумаги и депозиты банков.

В отношении пенсионных накоплений действуют свои требования по структуре активов.

Согласно ст. 36.15 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" структура инвестиционного портфеля НПФ по обязательному пенсионному страхованию должна удовлетворять следующим основным требованиям:

-максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5 процентов, за исключением государственных ценных бумаг РФ;

-депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) не должны в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля фонда;

-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных управляющей компанией, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5 процентов;

-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;

-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15 процентов капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также не должна превышать 15 процентов выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20 процентов.

-максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20 процентов.

Важным элементом деятельности НПФ являются применяемые фондом пенсионные схемы.

1.3 Порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий

Пенсионная схема согласно закону это "совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий".

Существуют две основные пенсионные схемы: солидарная (страховая) и накопительная. Они различаются между собой методикой расчета пенсионных взносов.

Ключевое отличие между схемами в том, наследуются или нет пенсионные суммы в случае смерти участника фонда.

Если суммы не наследуются (солидарная схема), что деньги умерших будут присоединены к деньгам доживших пенсионеров и получится одна ставка пенсионного взноса. Если суммы наследуются, то за счет денег умерших пенсионеров фонд уже не сможет увеличить пенсионные суммы для оставшихся в живых, И тогда получится другая ставка пенсионного взноса.

Таким образом, накопительная схема строится на следующих принципах:

Каждому участнику НПФ открывается индивидуальный пенсионный счет. Туда зачисляются все взносы и причитающийся ему инвестиционный доход. При наступлении пенсионных оснований (например, по достижении какого-то возраста) участник получает индивидуальную негосударственную пенсию в пределах средств на его личном пенсионном счете;

При этой схеме в случае смерти участника неиспользованные средства на пенсионном счете наследуются. Наследники умершего участника НПФ могут забрать из фонда остаток средств.

Солидарная (страховая) схема строится на принципах аналогичных страхованию на дожитие:

Па всех участников схемы открывается единый солидарный счет. На него поступают и взносы, и инвестиционный доход. Какого-либо разделения средств между участниками НПФ на этом счете нет.

Средства на солидарном пенсионном счете не наследуются (фактически деньги умершего участника присоединяются к средствам оставшихся участников фонда).

Помимо деления на накопительные и солидарные, пенсионные схемы делятся по срокам выплаты пенсий (на пожизненные и срочные) и возможности пересмотра в будущем размера пенсионных взносов либо выплат. При схеме с установленными (фиксированными) взносами их ставка не меняется, но размер будущей пенсии может варьироваться в зависимости от итогов деятельности фонда и других обстоятельств. При схеме с установленными (фиксированными) выплатами, наоборот, размер пенсии определяется заранее, но при этом от вкладчика в будущем, возможно, потребуются дополнительные взносы, чтобы такую пенсию обеспечить.

Существует множество комбинированных (смешанных) пенсионных схем, сочетающих в себе различные варианты расчета взносов и пенсий. Государственная пенсионная система в РФ также работает по смешанной солидарно-накопительной схеме, где размер пенсии зависит как от размера заработка (т. е. взносов), так и возраста гражданина (вероятности дожития до пенсии).

Если рассматривать систему работы негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию и по негосударственному пенсионному обеспечению, то на первый взгляд различий мало. В обоих случаях основанием по возникновению обязательств фонда перед физическими лицами по выплате пенсии (НПО) или по выплате накопительной части трудовой пенсии (ОПС) является договор.

Обе системы предполагают передачу активов в доверительное управление управляющей компании, предполагают обязательное участие специализированного депозитария, предусматривают ограничения для инвестирования активов и т.д. Более того, в обеих системах присутствуют схожие элементы, носящие разные наименования (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика систем пенсионного страхования

Однако более подробное рассмотрение этих систем позволяет выявить их кардинальные различия. В первую очередь это касается их статуса.

Как было указано ранее, негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к основному. В связи с этим пенсионное страхование носит обязательный характер и в его основе лежит обязанность работодателя или иного лица, предусмотренного законом, перечислять страховые взносы.

Негосударственное пенсионное обеспечение, наоборот, носит добровольный характер и в его основе лежит реализация заинтересованным лицом права на формирование дополнительной пенсии в пользу третьих лиц либо в свою польз)".

Отсюда вытекает еще одно немаловажное различие. Согласно ст. 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) - это соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

В свою очередь договор об обязательном пенсионном страховании - это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Из этого следует, что в рамках негосударственного пенсионного обеспечения договор заключается между фондом и лицом, которое будет уплачивать взносы, минуя лицо, которое в последующем будет получать пенсию, естественно, за исключением тех случаев, когда плательщик и получатель являются одним лицом. В рамках обязательного пенсионного страхования договор, наоборот, заключается между фондом и будущим получателем пенсии, минуя плательщика взносов.

Кардинальным отличием систем пенсионного страхования также является то, что деятельность по управлению пенсионными накоплениями предполагает более жесткие требования, нежели деятельность по управлению пенсионными резервами. Эти требования предъявляются к фондам, управляющим компаниям и процессу организации их работы, включая порядок раскрытия информации, более ограниченный перечень объектов для инвестирования, расширенный перечень специализированной отчетности, страхование ответственности управляющей компании, соблюдение дополнительных нормативов и показателей, а также иные требования.

Ранее отмечалось, что инвестиционным и пенсионным фондам присущи общие технологические признаки, которые касаются специфики инвестиционного процесса. Непосредственного участия в процессе инвестирования сами фонды не принимают, либо обладают крайне ограниченными полномочиями по самостоятельному инвестированию.

Эти полномочия пенсионного фонда составляют еще одно отличие рассматриваемых систем. В отношении пенсионных накоплении законодательство исключает какую-либо возможность инвестирования активов фонда неуправляюшей компанией.

Методика работы негосударственного пенсионного фонда по системе негосударственного пенсионного обеспечения предполагает, что с момента заключения пенсионного договора вкладчики начинают отчислять в фонд пенсионные взносы в соответствии с той пенсионной схемой, которая отражена в договоре.

Пенсионная схема представляет собой совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.

В результате негосударственная пенсия формируется в процессе аккумулирования пенсионных взносов, их инвестирования и начисления по ним инвестиционного дохода. При этом все операции, будь то поступление взносов, начисление дохода, выплата пенсии или выплата выкупной суммы, учитываются на соответствующем пенсионном счете. Если на одном счете ведется аналитика по нескольким участникам, то счет является солидарным, если аналитика ведется только по одному участнику, то счет является именным.

Назначение и выплата не государственной пенсии участнику фонда осуществляются по наступлении пенсионных оснований, т.е. оснований для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.

Если пенсионный договор расторгается до момента наступления пенсионных оснований, негосударственный пенсионный фонд в зависимости от ситуации выплачивает вкладчику или участнику либо переводит в другой негосударственный пенсионный фонд накопленные денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором и правилами. Эти средства составляют выкупную сумму.

Методика работы негосударственного пенсионного фонда по системе обязательного пенсионного страхования первоначально предполагает получение фондом права на осуществление этой деятельности. Фонд получает такое право с даты регистрации в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

С этого момента фонд приступает к реализации своего права путем заключения с застрахованными лицами соответствующих договоров. При этом фонд не вправе отказать застрахованному лицу в заключении договора об обязательном пенсионном страховании, за исключением случаев, когда фонд заявил о принятии решения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц, а также в случае введения в отношении фонда запрета на проведение всех или части операций по пенсионному страхованию.

Договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу осуществляются по наступлении пенсионных оснований.

Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов

2.1 Обзор рынка н егосударственных пенсионных фондов в России

Реализация пенсионной реформы в России привела к повышению общественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Так как государство не может в долгосрочной перспективе гарантировать своим гражданам достойную старость, - к решению этой задаче должны подключаться работодатели и сами работники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий сегодня являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

По данным агентства РБК, в настоящее время (по состоянию на начало 2010 года) был составлен рейтинг самых популярных НПФ.

В таблице 2.1 представлены итоги по привлечению клиентов негосударственными пенсионными фондами (НПФ) по состоянию на начало 2010 года.

Таблица 2.1 Рейтинг НПВ по состоянию на начало 2010 года

Название НПФ

Заявления (шт.)

Доля рынка (%)

Договоры (шт.)

Доля рынка (%)

ЛУКОЙЛ-Гарант

Благосостояние

Большой ПФ

Промагрофонд

Норильский никель

Социальное развитие

НПФ электроэнергетики

Стальфонд

Пенсионные резервы пяти крупнейших негосударственных пенсионных фондов составляют 77,4 процентов от общего объема пенсионных резервов НПФ, которые составляют 518,01 млрд. руб., а пенсионные накопления - 51,8 процентов от общего объема пенсионных накоплений, составляющего 71,72 млрд. руб. Такие данные содержатся в отчете Федеральной службы по финансовым рынкам о деятельности НПФ за 1-й квартал 2010 года.

Крупнейшими НПФ по объему пенсионных накоплений являются НПФ "Благосостояние", НПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Норильский никель", НПФ "Газфонд" и НПФ "Электроэнергетики", а крупнейшими фондами по объему пенсионных резервов - НПФ "Газфонд", НПФ "Благосостояние", НПФ "Транснефть", НПФ электроэнергетики.

В число лидеров по объему собственного имущества вошли, НПФ "Газфонд", НОНПФ "Благосостояние", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", Ханты-мансийский НПФ и НПФ электроэнергетики. Объем собственного имущества, приходящегося на 5 крупнейших по этому показателю фондов составляет 77,3 проц от объему собственного имущества всех НПФ, которое составляет 678,59 млрд руб.

Крупнейшими НПФ по объему имущества для уставной деятельности /ИОУД/ стали НПФ "Газфонд", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Сургутнефтегаз", НОНПФ "Благосостояние" и НПФ "Регионфонд". Объем ИОУД, приходящегося на 5 крупнейших по этому показателю фондов, составляет 74,9 проц, от объема имущества всех НПФ, которое составляет 84,53 млрд руб.

В пятерку лидеров по количеству застрахованных лиц по системе обязательного пенсионного страхования /ОПС/ вошли НОНПФ "Благосостояние", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Социум", НПФ " Русь " и НОНПФ "Большой ПФ". Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию лиц у 5 крупнейших по этому показателю НПФ составляет 50,2 процентов, от общего количества застрахованных по ОПС лиц, которое составляет 54,57 млн. человек.

Крупнейшими НПФ, по количеству участников системы негосударственного пенсионного обеспечения стали НОНПФ "Благосостояние", НПФ электроэнергетики, НПФ "Телеком-Союз", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант" и Ханты-мансийский НПФ. Количество участников 5 крупнейших НПФ, участвующих в программе негосударственного пенсионного обеспечения, составляет 41,2 процентов от общего количества таких лиц, которое составляет 6,35 млн. человек.

Далее в курсовой работе, в таблице 2.2., представлен рейтинг надежности НПФ по состоянию по состоянию на начало 2010 года.

Таблица 2.2 Рейтинг надежности НПФ по состоянию на начало 2010 года

Название компании

Пенсионные резервы (тыс. руб.)

Пенсионные накопления (тыс. руб.)

Группа AAA (максимальная надежность)

НПФ "Благосостояние"

НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"

НПФ Электроэнергетики

Группа AA+ (очень высокая надежность - первый уровень)

НПФ "СтальФонд"

Группа AA (очень высокая надежность - второй уровень)

НПФ "Транснефть"

НПФ "Телеком-союз"

НПФ "Норильский никель"

НПФ Сберегательного банка

Группа AA- (очень высокая надежность - третий уровень)

НПФ "Первый национальный пенсионный фонд"

НПФ "Райффайзен"

Группа A+ (высокая надежность - первый уровень)

НПФ "РЕГИОНФОНД"

НПФ "Социальная защита старости"

НПФ "Социум"

Группа A- (высокая надежность - третий уровень)

НПФ "УГМК-Перспектива"

НПФ "Социальное развитие"

Группа BBB+ (достаточная надежность - первый уровень)

НПФ "Торгово-промышленный пенсионный фонд"

НПФ "Московский городской НПФ"

Группа BBB (достаточная надежность - второй уровень)

НПФ "Капитан"

Группа BBB- (достаточная надежность - третий уровень)

НПФ "Порт Гарант"

НПФ "ПенсионИнвест"

негосударственный дополнительный пенсионный обеспечение

Следует отметить то, что в условиях кризиса негосударственные пенсионные фонды (НПФ) показали себя наиболее жизнеспособными и устойчивыми финансовыми компаниями на российском рынке. Системное внедрение рейтингов в отрасли позволит еще в большей степени повысить надежность этому рынку и придать ему импульс к развитию. Рынок негосударственных пенсий превратился во внушительную систему, по масштабам сопоставимую, например, с отраслью коллективных инвестиций в ПИФы.

Негосударственные пенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подвержен различным рискам. Риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению. В следующем параграфе курсовой работы, будет рассмотрены риски негосударственных пенсионных фондов.

2.2 Методы управления рисками негосударственных пенсионных фондов

Рассмотрим основные методы управления рисками в привязке к особенностям работы НПФ.

1. По возможности избежать риска. Это наиболее простой и естественный метод.

В применении к риску пассивов его можно реализовать при выборе пенсионных схем. При использовании пенсионной схемы до исчерпания средств на счете фонд может избежать риска смертности и риска доходности. Риск инвестирования в принципе отсутствует в распределительных пенсионных схемах. Избежать риска не поступления взносов можно, применяя схемы с полным фондированием.

2. Перенос риска с одного субъекта на другой при использовании разных пенсионных схем. Так, например, как показано выше в отношении инвестиционного риска, при использовании схем с фиксированными взносами рискует участник, а в схемах с фиксированными выплатами рискует фонд. Надо отметить, что это противоречие довольно условно и никакого противоречия между этими субъектами на практике не существует (во всяком случае, его не должно быть).

Дело в том, что материальное благополучие участника, особенно пенсионера, связано с фондом на долгие годы, и ему совершенно невыгодны финансовые потери фонда. В свою очередь, фонду важно надежное обеспечение финансового благополучия участника, так как в противном случае целесообразность существования фонда будет под вопросом.

3. Диверсификация, то есть распределение рисков по нескольким направлениям. Классическим примером диверсификации активов, используемым в НПФ (и не только в НПФ), является диверсификация инвестиций. Это на практике означает размещение пенсионных резервов в различные виды ценных бумаг, распределение их между несколькими управляющими компаниями. Диверсификация пассивов используется при использовании фондом нескольких пенсионных схем, имеющих разные риски. При реализации пожизненной пенсионной схемы риск смертности значительно снижается при увеличении числа участников пенсионной схемы. Для НПФ важна также диверсификация по вкладчикам, так как увеличение числа вкладчиков снижает риск одновременного расторжения договоров.

4. Создание страхового резерва, покрывающего риски. Наличие страхового резерва позволяет при неблагоприятном развитии событий выполнить обязательства фонда по выплатам. При этом размер страхового резерва должен быть увязан с величиной и характером рисков.

5. Перестрахование риска. Существуют специальные перестраховочные компании, которые страхуют риски НПФ. Разумеется, здесь важно оценить соотношение риска и стоимости такого перестрахования. Пока в практике российских НПФ этот метод используется не очень часто.

6. Увеличение средств на обеспечение уставной деятельности, в том числе частично, за счет привлечения новых учредителей фонда. Даже если пенсионные обязательства превысят пенсионные резервы, наличие средств на ОУД в необходимом размере позволит фонду выполнить свои обязательства.

7. Постоянный контроль рисков и принятие необходимых мер. Одним из основных источников информации для этого является отчет об актуарном оценивании. В отчете делается важный вывод о финансовой устойчивости фонда, анализируются причины нарушения актуарного баланса. Актуарий фонда не только представляет необходимую информацию руководству и специалистам фонда в актуарном отчете, но и постоянно контролирует все события в фонде, которые могут повлиять на его финансовую устойчивость.

Далее в курсовой работе, необходимо отметить методы государственного регулирования рисков негосударственных пенсионных фондов. Законодательством, регулирующим накопительную составляющую трудовой пенсии, предусмотрены меры по минимизации этих рисков и обеспечению во всех случаях сохранности пенсионных накоплений.

Из всех ныне действующих социально-финансовых институтов негосударственные пенсионные фонды имеют наиболее развитую систему законодательно установленных требований к финансовому состоянию и условиям деятельности. К числу таких требований относятся:

Обязательное лицензирование деятельности негосударственного пенсионного фонда;

Разделение имущества НПФ на пенсионные резервы (средства, предназначенные исключительно для выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению), пенсионные накопления (средства, накопленные на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии) и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, раздельный учет этих видов имущества и недопустимость смешения операций по ним;

Законодательно установленный минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности - 3 млн. рублей в период до 1 января 2005 года и 30 млн. рублей после этой даты;

Законодательный запрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющее пенсионные резервы и пенсионные накопления;

Открытость и прозрачность деятельности фонда для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, что обеспечивается их ежегодным информированием о состоянии пенсионных счетов и обязательной публикация отчетов о деятельности фонда в средствах массовой информации;

Развитая система мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений, включающая в себя требования к допустимым направлениям размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, в том числе предельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а также ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов и пенсионных накоплений со стороны специализированного депозитария;

Система страхования рисков, включающая в себя формирование страховых резервов, нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенных гарантийных фондах или других формах внешнего страхования;

Наличие у фонда системы внутреннего контроля, включающей в себя попечительский совет, формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию.

Соблюдение негосударственными пенсионными фондами всех установленных законодательством условий деятельности контролируется специально уполномоченным на это федеральным органом (Минтруд России), и специализированным депозитарием, который, при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений, обязан извещать об этом министерств, а также дает согласие на проведение всех операций с пенсионными накоплениями.

Получить право работать с пенсионными накоплениями граждан (стать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию) может не каждый фонд. Кроме перечисленных выше обязательных для любого негосударственного пенсионного фонда требований, НПФ, решивший работать с пенсионными накоплениями граждан, должен удовлетворять дополнительным требованиям:

Иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

В течение не менее одного года вести одновременно не менее 5000 именных пенсионных счетов участников;

Не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет деятельности;

Не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Фонд, намеренный осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен подать соответствующее заявление в министерство труда России и быть там зарегистрирован.

Порядок и условия выполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств по обязательному пенсионному страхованию определяются страховыми правилами фонда, которые разрабатываются фондом на основе типовых правил, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Негосударственный пенсионный фонд может внести в страховые правила фонда положения, улучшающие обслуживание застрахованного лица, но не может ограничить права застрахованного лица по сравнению с типовыми страховыми правилами. Страховые правила каждого фонда и все изменения к ним вступают в действие только после их регистрации в Минтруде России.

Соблюдение этих требований обеспечивает то, что деятельность по обязательному пенсионному страхованию могут осуществлять только фонды, имеющие достаточный опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению, и обладающие необходимой финансовой устойчивостью.

На средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей, управляющих компаний, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. Исключением являются только долги фонда перед застрахованными лицами.

Пенсионные накопления застрахованного лица учитываются как в негосударственном пенсионном фонде в форме ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, так и в Пенсионном фонде России в форме специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Кроме того, Пенсионный фонд России ведет реестр застрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том, какой негосударственный пенсионный фонд выбрало застрахованное лицо. Эти меры исключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях в случае реорганизации или ликвидации негосударственного пенсионного фонда.

Подобные документы

    Анализ нормативной базы, регламентирующей отношения в сфере деятельности негосударственных пенсионных фондов. Существующие проблемы в данной области и пути их разрешения. Развитие негосударственных форм пенсионного обеспечения, оценка перспектив.

    статья , добавлен 25.05.2016

    История развития и совершенствования негосударственных пенсионных фондов в России. Правовая форма и деятельность НПФ, оценка их финансового состояния. Анализ системы пенсионного страхования Российской Федерации. Пути решения проблем и факторы риска.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    История развития, виды и принципы организации негосударственных пенсионных фондов в России, законодательное регулирование их деятельности. Международная практика пенсионного обеспечения. Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Перспективы правового регулирования отношений по доверительному управлению пенсионными резервами. Анализ доходной и расходной частей бюджета пенсионного фонда. Роль участников инвестирования пенсионных накоплений в управлении бюджетом пенсионного фонда.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2009

    История развития пенсионной системы в советский и постсоветский периоды, развитие негосударственных пенсионных фондов. Понятие накопительной пенсии, условия и порядок ее назначения. Пенсионные системы в России и за рубежом: модели и опыт реформирования.

    дипломная работа , добавлен 04.04.2018

    Правовое регулирование инвестиционной деятельности. Понятие институционального инвестора и соотношение с иными видами инвесторов. Особенности организационно-правовой формы акционерных, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2017

    Понятие и значение негосударственных пенсионных фондов, нормативно-правовая основа их деятельности, права и обязанности. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения на современном этапе и пути их разрешения. Правовые проблемы исчисления пенсий.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2011

    Основные направления деятельности негосударственных пенсионных фондов. Параметры, от которых зависит размер пенсии. Этапы реформирования пенсионной системы. Средний размер назначенных пенсий в России. Страховые принципы развития пенсионной системы РФ.

    доклад , добавлен 25.11.2011

    Становление и развитие современной пенсионной системы в России. Организационно-правовая характеристика НПФ "Согласие". Формы участия НПФ в системе пенсионного обеспечения. Отличия негосударственного пенсионного фонда от государственного, преимущества НПФ.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2014

    Порядок уплаты дополнительного страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений. Способы государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. Взносы работодателя.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

Отличительная особенность НПО - его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах.

Цель негосударственного пенсионного обеспечения - сформировать будущему пенсионеру дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно). Негосударственная пенсия и накопленные пенсионные средства при определенных условиях подлежат выплате правопреемникам, то есть наследуются.

Негосударственное пенсионное обеспечение может быть организовано работодателем по корпоративной пенсионной программе или физическим лицом в свою пользу или в пользу третьих лиц по личным пенсионным программам.

При организации негосударственного обеспечения работодателем, работодатель (юридическое лицо) заключает с НПФ договор НПО в пользу своих работников. В этом случае работодатель становится вкладчиком, а работники, включенные в корпоративную пенсионную программу, участниками, т.е. вкладчик уплачивает пенсионные взносы, а участники получают или будут получать негосударственную пенсию.

Если физическое лицо самостоятельно заключает пенсионный договор в свою пользу, выбирая личную пенсионную программу, то гражданин одновременно является и вкладчиком, и участником, т.е. и уплачивает пенсионный взнос, и будет получать негосударственную пенсию.

При любом варианте негосударственного пенсионного обеспечения результатом будет дополнительная пенсия и большая свобода и экономическая независимость в пенсионном возрасте. Сформируйте себе негосударственную пенсию!

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение осуществляется в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное обеспечение всегда добровольны. В то же время получение дополнительной пенсии не отменяет права на получение государственной пенсии, а дополняет его.

Внедрение негосударственных пенсионных институтов в систему пенсионного обеспечения - тенденция всех развитых государств. Ведь негосударственное пенсионное обеспечение в странах с развитой экономикой выполняет функцию аккумулирования пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны, а также обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста.

В современной России дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляют негосударственные пенсионные фонды. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социальною обеспечения, которая может осуществлять три исключительных вида деятельности:

  • 1. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Этот вид деятельности ведется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
  • 2. деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании. Этот вид деятельности включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
  • 3. деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Данный вид деятельности включает в себя аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.

Законодательство устанавливает ряд правовых гарантий обеспечения обязательств фонда. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит лицензированию. Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности, фонд должен соответствовать следующим требованиям:

  • § руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку), у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет; высшее образование, у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 июля 2009 г. должна составлять не менее 50 млн. руб.

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Фонды размещают средства пенсионных резервов самостоятельно или через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.