Можно ли считать ревность недоверием? Принимаем ндс к вычету по частям. Как это выглядит на практике

Можно ли считать ревность недоверием? Принимаем ндс к вычету по частям. Как это выглядит на практике

В связи с посещением Фолклендских островов решил подредактировать и повторить пост о войне 1982 года:

2 апреля 1982 года в Южной Атлантике началась Фолклендская война - высадившиеся на спорных островах (по аргентински - Мальвинских) аргентинские войска взяли в плен немногочисленный британский гарнизон (всего, на разных островах, 80 человек). Еще раньше - 19 марта гражданские аргентинцы высадились на о-ве Южная Георгия.
Британия отреагировала быстро, если не сказать превентивно - еще 26-29 марта (!) на юг отправились 3 АПЛ, а 4 апреля за ними ушла 4-я - "Конкерор" (единственная в мире АПЛ, потопившая надводный боевой корабль - относительно гибели подводных лодок я бы воздержался от подобных утверждений). 5 апреля (через 3 дня после высадки аргентинцев) в море вышло соединение во главе с легкими авианосцами "Инвинсибл" и "Гермес". Затем к ним присоединились десятки кораблей и реквизированных военными Британии судов (включая круизные лайнеры, всего до 130). Вообще способность Британии развернуть и поддерживать боеспособность крупной ударно-десантной группировки флота на огромном удалении от основных баз - одно из открытий этой войны. Американцы в это не верили.
Совершенно очевидно, что МИ-6 сработала неплохо и британцы знали об аргентинских планах. А вот аргентинские штабы и разведчики (должны же быть и такие - по штату!) - из рук вон плохо. Дело в том, что старые авианосцы с нормально взлетающими самолетами британцы списали в конце 70-х годов, в строю были лишь модернизированный "Гермес" (сейчас еще дослуживает в индийском флоте - ждет вступления в строй "Горшкова"/"Викрамадитьи") и новый "Инвинсибл", в авиагруппы к-рых входили СВВП "Си Харриер". "Илластриес" проходил испытания и достиг боеготовности уже после окончания войны, "Арк Ройял" вошел в строй только в 1985 году. Но! "Гермес" планировали списать из-за бюджетных ограничений в условиях кризиса, а к "Инвинсиблу" присматривались австралийцы - так что повремени аргентинцы полгодика - вполне возможно сломали бы прогнозы британских спецслужб и имели бы против себя только один авианосец.


Обложка одного из аргентинских журналов того времени (заголовок "Север против Юга")

О факторе "маленькой победоносной войны" для политических успехов, в условиях экономического кризиса М.Тэтчер не забывала! Иной вопрос, что и военному аргентинскому режиму Галтиери она бы не помешала - т.е. у сторон был негласный "судьбоносный консенсус".

Аргентинская бронетехника на Мальвинах

Кстати, из-за пробританской позиции Чили (имеется давний территориальный спор с Аргентиной) последняя не смогла перебросить на острова хорошо обученные горно-пехотные части, занятые в Андах, на Фолклендах высаживались призывники и резервисты.
25-26 апреля британцы взяли обратно Южную Георгию, аргентинцы сдались без сопротивления, при этом была тяжело повреждена их ПЛ "Санта Фе".
1 мая британцы начали бомбардировки островов с помощью стратегических бомбардировщиков "Вулкан" - всего ими выполнено 5 миссий (еще 2 отменены), по 1 бомбардировщику за вылет, обеспечивали его 11 (!) самолетов-заправщиков + резервный "Вулкан". После одной из миссий "Вулкану" пришлось садиться в Бразилии (неудача с дозаправкой) - там он был интернирован до конца войны. Нанесенные британскими бомбардировками повреждения ВПП аэродрома Стенли не позволили использовать ее для реактивных "Миражей", но турбовинтовые штурмовики "Пукара" и транспортники садились/взлетали без проблем. Было, так же, уничтожено несколько аргентинских РЛС (с помощью ПРР "Шрайк", запускаемых с "Вулканов"). На то время это были самые дальние бомбардировочные миссии (7.500 км в одну сторону) в истории.

Схема обеспечения вылета "Вулкана" на бомбардировку Фолклендов

"Вулкан" посаженный в Бразилии (см. флажок на фюзеляже)

1 мая над районом БД начались аргентинские воздушные атаки на британское корабельное соединение и воздушные бои. Формально аргентинцы имели численное превосходство над британскими "Харриерами", но имели более старые ракеты "Воздух-воздух" (обе стороны применяли один тип - американские "Сайдвиндер" AIM-9) и действовали на пределе дальности, что сковывало маневрирование. Воздушные бои закончились со счетом 21:0 в пользу британцев...
В этот же день аргентинская ПЛ "Сан Луис" (тип 209) безуспешно атаковала британские корабли (второй раз, с тем же результатом 10 мая) - немцы поставили "некондиционные" торпеды...
А вот ее британская атомная "сестра" была успешнее - потопила аргентинский крейсер "Генерал Белграно" (323 погибших). Крейсер бывший американский - "Феникс", пережил в свое время атаку японцев на Перл-Харбор. Задумка аргентинцев была неплоха - взять британское соединение в клещи - с другой стороны должен был подходить их авианосец "25 мая" (британской постройки, кстати), но вот реализация - из ряда вон... "25 мая" вернулся в базу и больше в море не выходил.

"Генерал Белграно" тонет

Через 2 дня аргентинцы отыгрались - "Супер Этандар" поразил с помощью УР "Экзосет" британский эсминец "Шеффилд". Корабль был затоплен 10 мая к северу от островов - якобы не удалось справиться с пожаром (говорят были повреждены ядерные глубинные бомбы...).
Авианосцы британцев держались восточнее о-вов, что практически исключало результативные атаки на них (аргентинцы даже не озаботились приобрести хотя бы несколько лишних самолетов-заправщиков!).

Поврежденный "Шеффилд" перед затоплением - даже крена нет!

Попутно британцы развлекались разнообразными рейдами коммандос (включая высадки через ТА АПЛ) - нельзя было не поддержать марку Джеймсов Бондов! Наиболее успешный - на остров Пеббл - 11 самолетов уничтожено, большинство других или отменены или не удались (например, промахнулись по карте и высадились в Чили!).

Будни Фолклендской войны - аргентинский "Мираж" над британским кораблем

21 мая британцы высадились на Восточном Фолкленде. Одновременно аргентинцы усилили свои воздушные атаки на корабли противника - 21-25 мая им удалось потопить фрегаты "Ардент", "Антелоуп", эсминец "Ковентри" и транспорт "Атлантик конвейер" (последний - УР "Экзосет", на нем уничтожено 9 вертолетов), фрегаты "Аргонаут" и "Бриллиант" были тяжело повреждены - это еще не все аргентинские бомбы взрывались! По разным причинам - слишком низкая высота сброса, а кто-то еще вспомнил, что их и закупали в Британии...
Что было бы, если бы все они сработали (13 бомб попали в корабли и не взорвались!) - с британским флотом и вообще - сложно сказать!
Вместе с неудачными атаками аргентинской ПЛ это дает 15 эпизодов - в случае успеха можно взять половину кораблей потопленными и половину поврежденными (по 7-8 получается). Мой прогноз задним числом - британцы все равно вышибли бы их с островов - корабли у них еще были (кстати, не следует забывать о Холодной войне - американцы перебросили в европейские воды дополнительные силы своего флота на это время для противолодочных патрулей), но соотношение потерь (по факту примерно 1 к 3) было бы иным...

Взрыв на фрегате "Антелоуп" при попытке обезвредить несработавшую аргентинскую бомбу

Британцы продолжали наращивать силы на островах, чтобы приступить к штурму Порт-Стенли. Аргентинцы делали всё, что могли - под их удар 8 июня попал ТДК "Сир Галахед". 12 июня ПКР "Экзосет" с наземной ПУ поврежден эсминец "Глэморган".
В состав авиагрупп своих авианосцев британцы включили "Харриеры" ВВС (в дополнение к штатным "Си Харриерам" флота), причем на задание они уходили смешанными парами, но случае миссий ПВО ведущим был "Си Харриер" (с бортовой РЛС), а на штурмовку - "Харриер" GR.3.

Горит ТДК "Сир Галахед"

Но 11 июня начался штурм Порт-Стенли и 14-го аргентинцы капитулировали...
Хотя и на суше аргентинцы имели численное превосходство уровень подготовки солдат был несравнимым.

Ход боевых действий на суше

Аргентинское оружие...

Пленные аргентинцы

Британцы радуются победе...

М.Тэтчер с мужем на отвоеванных островах. Она будет премьером до 1990 года...

В данной войне обе стороны применяли западное оружие, в т.ч. достаточно современное. После войны в "Красной Звезде" появилась необычная статья - автор перечислял, чтобы нужно было Британии и Аргентине купить для этой войны (ну, или для ее продолжения) - довольно необычно для СССР! С автором потом познакомился - он получил по шапке от начальства, но не сильно...
Это была ПОСЛЕДНЯЯ война, где потери Запада (в людях и, тут, особенно, в технике) сравнимы с потерями его противников.
Мы, в общем, держали нейтралитет - хотя с одной стороны воевал главный союзник нашего основного противника и ему желали потерь и поражения, военный режим Аргентины особых симпатий не вызывал.
США, в ходе войны, изменили своей доктрине Монро, в пользу своего стратегического союзника - Британии, к-рую они поддерживали со всех сторон. "Золотой миллиард" есть "золотой миллиард"!
В Буэнос-Айресе есть мемориал павшим в войне аргентинским солдатам, на Фолклендах - британским (с поименными списками), посетил оба - соответственно 22 и 27 декабря - как только загружу фотки напишу об этом.

В дополнение немного об аргентинских пилотах "Супер Этандаров":

Пилоты: капитаны Коломбо, Бадакаррац, Курилович (оч. аргентинская хвамилия!), Аготегарай, Франциско, лейтенанты Мачетанз, Майора, Мариани, Барраза и Коллавино - каждый совершил по одному боевому вылету, потоплены эсминец "Шеффилд" (на фото самолет, участвовавший в налете) и транспорт "Атлантик конвейор"

Эмблема эскадрильи. Перед началом войны было поставлено из Франции 5 самолетов "Супер Этандар" (один был разобран на запчасти) и 5 УР "Экзосет"

Французско-аргентинский антибританский коктейль - "Супер Этандар" с УР "Экзосет" осуществляет дозаправку в воздухе (от С-130) во время боевого вылета в ходе Фолклендской войны. В этом вылете потоплен "Атлатик конвейор"

January 3rd, 2013

Читаем новости сегодняшнего дня: Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер направила британскому премьер-министру Дэвиду Кэмерону открытое письмо с призывом начать переговоры о возвращении Аргентине Фолклендских островов, сообщает в четверг газета Guardian.

Письмо приурочено к 180-й годовщине аннексии Фолклендов, расположенных у побережья Аргентины. Киршнер использует испанское наименование островов и утверждает, что "в результате колониальной политики Британии Мальвинские острова были силой отняты у Аргентины", что, по ее мнению, нанесло удар по территориальной целостности страны. Президент опирается на тот факт, что в 1965 году Генеральная Ассамблея ООН "единогласно, без единого голоса против приняла резолюцию, признающую аннексию Мальвинских островов результатом британской политики колониализма и призывающую страны прийти к решению территориального спора путем переговоров".

Аргентинский крейсер Генерал Бельграно терпит крушение после удара торпедой британской атомной подводной лодкой HMS Conqueror, 1 мая 1982 года. Аргентинским и чилийским судам удалось спасти 770 человек, в то время как 323 были убиты. (AP Photo)

В ответ на письмо, копия которого была направлена генсеку ООН Пан Ги Муну, Дэвид Кэмерон заявил, что в данном вопросе "трехтысячное население Фолклендов в большинстве своем поддерживает Британию". На запланированном в марте этого года референдуме будет решено, останутся ли Фолкленды заморской территорией Великобритании. Кэмерон заверил, что Британия будет "уважать и защищать" интересы местного населения. Член Законодательной ассамблеи Фолклендских островов Барри Элсби (Barry Elsby) поддержал премьер-министра, сказав, что принадлежность к Британии — выбор фолклендцев. Аргентина также обвиняет Великобританию в изгнании ее граждан с островов, вторая сторона подобные обвинения отвергает.

Фолклендские (Мальвинские) острова, удаленные от Британии на 14 тысяч километров, являются фактически воротами в Антарктику, дают контроль над чрезвычайно богатыми природными ресурсами районами океана. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. Боевые действия между Великобританией и Аргентиной за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. Британские нефтяные компании в 2010 году в одностороннем порядке начали разведку месторождений нефти вблизи архипелага, что обострило конфликт.

Аргентинские солдаты совершают военные поставки вскоре после вторжения на Фолклендские острова, 13 апреля 1982 года. (Daniel Garcia/AFP/Getty Images)


Из-за чего же на самом деле разгорелся конфликт? Не будет большой ошибкой заявить, что своим происхождением он обязан игре больших политических амбиций. В Аргентине к власти пришел очередной полувоенный режим с предвыборными лозунгами и обещаниями националистического толка, среди которых фигурировало и возвращение Мальвин (спорной территории).

В военном отношении режим ощущал уверенность: недавно приобретенный французский авианосец в составе своего авиакрыла содержал не только «Скайхоки» с бомбами, но и новейшие французские «Супер-Этандары» с ПКР «Экзосет», способные, не входя в зону ПВО отряда боевых кораблей, нанести ему серьезное поражение. Успех авиации готовы были развить эскадренные миноносцы (ЭМ) и фрегаты управляемого ракетного оружия (ФР УРО). Группировка боевой авиации Аргентины насчитывала до 200 единиц. Подготовленность экипажей традиционно имела высокую репутацию. Все это выглядело солидно и не могло не подталкивать аргентинских стратегов «пощекотать» старушку Англию.

В это время военно-политическое руководство Великобритании стремилось усовершенствовать МСЯС на основе ракет «Трайдент» за счет ВМС. Из-за этого флот едва сводит концы с концами, под сокращение в 1982 году попали оба действующих авианосца, несколько кораблей основного класса, важнейшие элементы инфраструктуры, существенная часть персонала. И без того позиции «Владычицы морей» не выглядели убедительно по сравнению с Францией, а по ряду позиций (по качеству и количеству надводных кораблей основного класса) - и с Японией. В связи с этим руководство военного ведомства не находило возможным ни оборонять, ни тем более завоевывать Фолкленды обратно. Не вызывает сомнений, что эти затруднения и настроения в Великобритании были известны аргентинской стороне. Тем не менее в апреле 1982 года на архипелаге высадился солидный контингент британских войск с легкой штурмовой авиацией и вертолетами. Заодно британцы прихватили и Южную Георгию.

Оружейники готовят торпеды на британском авианосце HMS Hermes, вертолеты Sea King тем временем следят за возможным появлением аргентинских подводных лодок, 26 мая 1982 года. (AFP/Getty Images)


Архипелаг располагался от материковой части Аргентины менее чем в 400 милях, в то время как от метрополии был удален на 8000 миль. Надвигалась антарктическая зима, до ее наступления оставалось не более двух месяцев. Одним словом, не лучшее время и место для боевых действий и даже обычного мореплавания. Но, несмотря на неподходящие условия, первый морской лорд Великобритании адмирал Генри Лич запросил разрешение у премьера Маргарет Тэтчер начать формирование оперативного соединения (ОС) для отправки в Южную Атлантику.

Английским кораблям предстояло преодолеть 6000-8000 миль в районы, совершенно лишенные каких-либо признаков берегового базирования. Примерно в середине маршрута развертывания был последний клочок суши, используемый в качестве тылового пункта базирования - остров Вознесения. Здесь произошел сбор основных сил 317-го ОС Королевского флота, после чего контр-адмирал Джон Вудворд доложил командующему ВМС адмиралу Дж. Филдхаусу, возглавлявшему специально созданный штаб, решение на операцию, известную впоследствии, как «Корпорейт». В это же время было проведено планирование, брифинги по всем видам БД, обеспечения, инструктажи, ориентирование, предварительная постановка задач силам, окончательная приемка запасов в условиях стоянки на рейде. Дальше все работы происходили в открытом океане, как правило, на ходу.

Британский солдат проверяет местность при помощи бинокля, рядом с ним расположена противоракетная батарея на случай атаки с воздуха, 25 мая 1982 года. (AFP/Getty Images)


18 апреля флот продолжил развертывание. Адмирал Филдхаус улетит в Лондон, чтобы там, на самом высоком уровне, защищать план операции, принятой вблизи «переднего края», отстаивая каждый его пункт, без чего невозможно управлять войной, происходящей за 8000 миль от Адмиралтейства.

Основа замысла решения командующего ОС состояла в том, что все действия, включая захват Фолклендских островов, нужно завершить не позже середины июня. Позже гидрометеоусловия были не совместимы не только с ведением БД, но и просто пребыванием в этих водах корабельного состава и авиации, осуществляющих огневую поддержку и обеспечение сил на берегу. Обратным отсчетом, беря минимально необходимое время для действий десанта на берегу, определялась предельная дата начала высадки 20-21 мая.

Таким же образом определялись и сроки прибытия британского ОС на ТВД (во всеобщей исключительной зоне) 1 мая для завоевания господства на море и превосходства в воздухе.
Первые выстрелы этой войны прозвучали, а счет потерям открылся на острове Южная Георгия, где специально выделенной тактической группой кораблей была выведена из строя и захвачена аргентинская субмарина «Санта Фе» и поднят британский флаг.

Завершение развертывания знаменуется серией воздушных ударов по аэродромам Порт-Стэнли и Гус Грин. Сначала стратегический бомбардировщик «Вулкан» с острова Вознесения в ночь на 1 мая с большой высоты нанес бомбовый удар по Порт-Стенли. Успех с рассветом развили палубные «Си Харриеры». Надводные корабли в это время вели артобстрел береговых объектов и контрольный поиск подводных лодок противника. В завязавшихся воздушных боях у аргентинской авиации было почти 10-кратное превосходство, но британские «Си Харриер» по эффективности превосходили «Сайдвиндеры», находящиеся на вооружении ВВС Аргентины. Главной задачей первого дня была скрытная высадка оперативной группы спецназа для разведки позиций противника и выбора места будущего десанта.

Борьба за господство на море разворачивалась по классическим канонам и с большой остротой. Аргентинский флот, заблаговременно завершив боевое развертывание, охватил своим боевым порядком прибывшее ОС англичан с двух сторон - с северо-востока и с юго-запада. В качестве отвлекающих и обеспечивающих ударов предусматривалось массированное применение и авиации берегового базирования.

Английские ПЛА не смогли обнаружить надводные корабли противника. Когда же наконец ПЛА «Конкерор» обнаруживает аргентинский крейсер, начинаются накладки, связанные с несовершенством управления субмариной, а также сложностью слежения за надводными кораблями на мелководье. Все же аргентинский крейсер в результате торпедной атаки был потоплен.

Принято считать, что именно потеря крейсера заставила аргентинское командование вернуть флот в базы. На самом деле аргентинские моряки горели жаждой отмщения, но нанести смертельный удар по английскому ОС помешала погода. Аргентинский флот вернулся в базы и больше территориальных вод не покидал.

Густой дым поднимается над британским фрегатом HMS Antelope в заливе Аякс, 24 мая 1982 года. Четыре аргентинских Скайхока A-4B напали на британский фрегат накануне. В ходе атаки на судно было сброшена бомба, которую безуспешно пытались обезвредить британские техники. Она взорвалась, в результате чего начался пожар и погибли 2 члена экипажа. (AP Photo/Tom Smith)


Формально борьбу за господство на море на этом можно было бы считать законченной, однако ожесточение в противостоянии сил не спадает. На первый план выходит ударная аргентинская авиация, и английский флот начинает нести существенные потери. Эсминец «Шеффилд», можно считать, был потерян по головотяпству его командования. Будучи в ПВО-ПРО дозоре, на нем оказались выключены РЛС, снижена готовность, корабль не нес вахты в сетях обмена информацией и предупреждения ради получения хорошего качества радиосвязи с Лондоном. В результате аргентинцы расстреляли его крылатыми ракетами с низколетящих «Этандеров». Через 10 суток выживший в той атаке и проявивший себя с самой наилучшей стороны однотипный «Глазго» был тяжело поврежден. У командования ОС после этого появились сомнения в эффективности их лучших ЗРК «Си Дарт» и «Си Вулф».

Судя по потерям, наибольшей интенсивности БД достигают с началом высадки, ибо до завоевания превосходства в воздухе было далеко и проблема решалась простым «перемалыванием» аргентинской авиации, рвущейся к району высадки и якорной стоянке десантных кораблей и транспортов.

Аргентинский солдат проходит мимо обломков сбитого британского военного самолета в Дарвине. (Reuters/Eduardo Farre)

Сама высадка 21 мая прошла гладко и без потерь, однако уже к 25 мая общее число потопленных английских кораблей достигает четырех единиц, практически все остальные корабли имеют множественные боевые повреждения. Цена достаточно высокая, хотя удалось сохранить все десантные и транспортные корабли, особенно с десантом, а также авианосцы. Потери оказались обусловлены еще и неэффективностью ЗРК «Рапира». Потери англичан в корабельном составе здесь могли оказаться несравненно более тяжелыми, прояви авиационное аргентинское командование больше умения и предприимчивости в управлении силами.

Вместе с тем это воздушное наступление на противодесантном направлении, равно как и предыдущие БД в воздухе, стоили аргентинским ВВС и ВМС не менее трети всей боеготовой авиации и потери самых опытных летчиков. Именно в этот момент командование ВВС Аргентины признает свои авиационные силы подорванными, а подобную цену за Фолкленды - неприемлемой. Уходя, аргентинская авиация, что называется, громко хлопнула дверью.

Речь идет о поражении переоборудованного в авиатранспорт контейнеровоза «Атлантик Конвейер». В прекрасно спланированном рейде аргентинских «Супер Этандаров», приуроченном к национальному празднику Аргентины, контейнеровоз, имеющий сходную с «Гермесом» радиолокационную заметность, принял на себя удар двух «Экзосетов». Одна ракета сразу навелась на него, вторая, будучи отведенной от «Гермеса», тоже навелась на контейнеровоз и добила его. Судно было до отказа набито ценнейшим для экспедиционных сил грузом: три тяжелых вертолета типа «Чинук», пять «Уэссексов», солидный запас кассетных бомб для «Харриеров», оборудование для быстрого создания взлетной полосы в бухте Карлос, огромное количество запасных частей к вертолетам, запасов и снаряжения. Кроме того, контейнеровоз, будучи специально переоборудованным по мобилизационному плану, служил третьей полетной палубой в ОС.

Однако плацдарм был уже захвачен, войска и снаряжение - на берегу, что же касается потери «Атлантик Конвейер», то это был неприятный, но не определяющий момент. Авианосцы удалось сохранить - и это главное. Несмотря на задержки, действия английских войск на берегу развивались успешно, и к середине июня противник капитулировал.

Аргентинские солдаты занимают позиции в Порт-Горварде. (Reuters/Eduardo Farre)


Фолклендская война занимает уникальное место в военно-политической истории. В течении сравнительного не длительного периода кризиса (74 дня) противостоящие стороны вели ожесточенную борьбу в удаленном районе Атлантического океана с применением самых современных вооружений и большого количества войск и техники. Всего в боевых действиях с обеих сторон приняли участие до 60 тыс. человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов, 350 боевых самолетов и вертолетов. Причем, враждующим сторонам пришлось буквально "на ходу" приспосабливаться к условиям войны, т.к. даже Аргентина никогда серьезно не готовилась к возможной войне за Мальвины, не говоря уже о Великобритании. Тем не менее, чуда не произошло: региональная "сверхдержава" не смогла одержать верх над одной из ведущих мировых держав. Хотя аргентинцы и сама война преподнесли британцам ряд неприятных сюрпризов. В итоге, "это отвратительная небольшая война", как назвали ее некоторые в Великобритании, оказалась весьма кровопролитной и нелегкой. Как отмечал адмирал сэр Джон Вудворд: "Кто-то слышал, что в Ольстере, Малайе, Корее, Кении и т.д. было значительно хуже, там потери доходили до восьмисот человек, тогда как в войне за Фолклендские острова в 1982 г. погибли двести пятьдесят британцев. Но разница в том, что эти двести пятьдесят человек мы потеряли в течение шести недель, а не за много лет. За это время я утратил почти половину своих эсминцев и фрегатов. А людские потери были в десять раз больше, чем во всех наших вооруженных силах (видимо имеется ввиду ВМФ) со времен Второй мировой войны."

Даже через два десятилетия нет полной ясности в вопросе потерь Великобритании и Аргентины. Речь не идет об абсолютной точности - хорошо бы определить хоть порядок потерь.

Фрегат поливает водой поврежденный HMS Sheffield, 28 мая 1982 года. Вертолет Sea King в этом время парит в воздухе, обеспечивая безопасность. Два аргентинских штурмовика Super Etendard напали на судно с ракетами, начался пожар, который продолжался несколько дней, пока HMS Sheffield полностью не затонул, в результате чего погибли 20 человек. (AP Photo/Press Association/Martin Cleaver)

27 мая Министерство обороны Великобритании сообщило, что к этой дате погибло 109 человек. Аргентинцы признали потерю только 92, хотя на одном “Бельграно” погибло в три раза больше. При окончании войны британцы заявили следующие цифры: около 200 англичан были убиты и около 300 ранены. Аргентинские вооруженные силы потеряли убитыми около 1300 человек. В дальнейшем потери британцев "росли", аргентинцев соответственно "снижались".

Была цифра в 230-236 погибших британцев в т.ч. 120 в сухопутных войсках, количество погибших аргентинцев оценивается в 750 человек и это число так и "закрепилось" во всех западных источниках. Затем "окончательным" числом погибших британцев называли цифру в 250 человек, точнее в 255-256 человек в т.ч.: Королевский ВМФ потерял восемьдесят семь человек, Королевская морская пехота — двадцать шесть, торговый флот — девять и Королевский вспомогательный флот — семь.

Через 15-20 лет после войны погибшими со стороны Великобритании объявили 258 человек в т.ч. 3 жителя островов. Максимальная цифра британских потерь, встречная мною, составляла 286 человек.

Аргентинские военнопленные проходят мимо горящего здания в Порт-Стэнли в последние дни аргентинской оккупации южной части островов. (AP Photo/J. Leonard)

Аргентинские потери иногда оценивают и в 712 и в 700 человек убитыми, были цифры в 690 убитыми и 176 ранеными, но официальная аргентинская цифра - 655 погибших.

Полную статистику по потерям в живой силе и технике

Фолклендская война стала буквально подарком для премьер-министра Тетчер. Вернее не сама война, а ее результат. В начале 1980-хх экономику Великобритании лихорадило и победа в войне сильно укрепила популярность Тетчер и позволила продержаться у власти до 1990 года. Не меньшим подарком война стала и для военных: резко увеличились расходы на оборону. Произошел решительный отказ от прежней военной доктрины, благодаря ей, если бы Аргентина напала в 1983 году, Великобритания проиграла бы войну. Авианосцы были бы проданы, массовые сокращения, уже начавшиеся в ноябре 1981 года и достигшие бы пика весной 1982 года, сделали бы королевские ВМС не способными выиграть схватку за Фолкленды. По крайней мере так, как это произошло на самом деле.

Сразу же после войны правительство сняло с себя ответственность за столь своевременно начавшуюся войну. 6 июля 1982 года лорд Фрэнке назначен председателем специального комитета Тайного совета для расследования причин вооруженного вторжения на Фолклендские острова. 18 января 1983 года был опубликован доклад Фрэнкса, снимающий с правительства Маргарет Тэтчер ответственность за решение аргентинской военной хунты осуществить вторжение на Фолклендские острова 2 апреля 1982 года.

Другим отголоском война в Южной Атлантике стал процесс о разглашении документов, проливающих свет на события 2 мая 1982 года. 11 февраля 1985 года Бывший служащий британского Министерства обороны Клайв Понтинг оправдан судом, рассматривавшим дело о разглашении содержания документов, имеющих отношение к потоплению аргентинского крейсера "Генерал Бельграно" во время Фолклендской войны.

Аргентинские военнопленные в Порт-Стэнли, 17 июня 1982 года. К концу конфликта более 11 тысяч аргентинцев были взяты в плен.


Гораздо более серьезные последствия оказала война на Аргентину. Уже 17/18 июня 1982 года генерал Галтьери подал в отставку. В стране начинается политический кризис. Но 1 июля 1982 года во главе четвертого и последнего военного правительства Аргентины становиться генерал Бенито Ренальдо Бигноне (Bignone, Reynaldo Benito).

Не имея возможности остановить политический и экономический кризис в стране, генерал стал готовить уход военных и уничтожать все доказательства репрессий, а также требовать от демократических сил амнистии за все военные преступления.

Первым, за многие годы, демократическим президентом Аргентины стал Рауль Альфонсин. Он начал судебные процессы над военными, почти все высшие чины получили срок. Но армия не собиралась сдаваться: первое восстание против президента Альфонсина поднял полковник, участник Фолклендской войны, Алдо Рико 15 апреля 1985 года на военной базе в Кампо Майо. Хотя зачинщики бунта были арестованы, военным удалось добиться закона, согласно которому все лица замешанные в репрессиях, чином ниже полковника объявлялись "исполняющими приказ". Уступки спровоцировали военных на новые выступления. Только Алдо Рико оказался под домашним арестом, он тут же поднял новый бунт в середине января 1988 года. 17 января Рико сдался, но отнеслись к нему достаточно мягко: срок с возможностью общаться по телефону и хорошими условиями содержания. Восстание в декабре 1988 года окончилось повышением зарплат военным и никто даже не был арестован.

Наконец, новой президент Аргентины Карлос Менема 5 октября 1989 года подпишет приказ об амнистии и многие генералы окажутся на свободе. Восстание 3 декабря 1990 года было подавлено, но Менема 29 декабря 1990 года подпишет всеобщую амнистию.

11 июля 1982 года Аргентина, а на следующий день Великобритания де-факто объявит об окончании войны. На островах оставили около 5 тыс. британских солдат. 27 июня 1983 года британский министр обороны объявляет о выделении 215 миллионов фунтов стерлингов на строительство аэропорта на Фолклендских островах.

В октябре 1989 года между Великобританией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в полном объеме.

Братская могила 30-ти аргентинских солдат после битвы за Дарвин. 14 июня 1982 года аргентинские войска покинули остров, потерпев поражение британцам. (AP Photo/Martin Cleaver)

27 сентября 1995 года Великобритания и Аргентина заключают соглашение о разработке нефтяных и газовых месторождений в Южной Атлантике к юго-западу от Фолклендских островов. Надзор за добычей полезных ископаемых поручен совместной комиссии.

Конфликт разгорелся с новой силой, когда в оспариваемом районе были обнаружены огромные сырьевые месторождения. Запасы нефти оцениваются в 60 млрд баррелей нефти, а запасы природного газа - в 9 трлн кубометров. В феврале 2010 британские нефтяные компании приступили к разведке и добыче нефти с плавучей буровой платформы Ocean Guardian, находящейся в 100 км к северу от островов. Это вызвало волну протеста Аргентины и ответных экономических мер с ее стороны.

Аргентинский ветеран Фолклендской войны Хосе Луис Апарасио держит снимок, на котором изображены он (справа) и его товарищ (слева) после того, как их взяли в плен британские войска в битве на горе Лонгдон 12 июня 1982 года. Фотография выше сделано в Ла-Плата, Аргентина, 20 марта 2007 года. (Reuters/Enrique Marcarian)

Среди последних можно назвать декабрьское решение стран Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) запретить вход в свои порты судам под флагом Фолклендских (Мальвинских) островов.

Вскоре после этого 19 января премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обвинил Аргентину в колониальном отношении к Фолклендским островам, на что Буэнос-Айрес возмущенно заявил, что слова о «колониализме» из уст британцев звучат особенно оскорбительно, поскольку «история прекрасно демонстрирует их отношение ко всему миру» (сегодня около 50 из примерно 200 стран мира ежегодно отмечают день независимости от британского господства). Одновременно Кэмерон одобрил срочный план усиления военной группировки страны.


источники
http://nvo.ng.ru
http://historiwars.narod.ru
http://m.ria.ru/world/20130103/917061244.html

---

А вам хочу еще напомнить, как в результате войны .

ПРООБРАЗ СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН


Си Харриер, на полётной палубе аианосца Инвисибл.

Вооруженный конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 г. был одним из самых странных в военной истории. За крошечный, почти необитаемый архипелаг в Южной Атлантике с населением 1800 человек, которым на протяжении более полутора веков владела Великобритания, и являющийся яблоком раздора между ней и Аргентиной, сражались с обеих сторон около 60 тыс. военнослужащих, свыше 180 кораблей, до 350 боевых самолетов и вертолетов. Погибли 255 британцев и, по крайней мере, 712 аргентинцев, сотни получили ранения.

Лёгкий авианосец Гермес.

И, тем не менее, та короткая (фактически двухмесячная) война позволила англичанам накопить значительный опыт быстрой переброски и развертывания вдали от своих баз достаточно крупной группировки вооруженных сил, взаимодействия между штабом в Лондоне и оперативным командованием на ТВД, взаимодействия сухопутных войск, ВВС и ВМС; применения в реальных боевых условиях самого современного тогда оружия (многие образцы ВВТ используются до сих пор).

Эсминец тип Шеффилд.

Напомним, что в начале апреля 1982 г. аргентинские ВС овладели спорным архипелагом. 12 апреля Великобритания заявила о блокаде Фолклендов, объявив 200 мильную зону запретной для аргентинских судов. С 18 апреля разведчики из частей специального назначения британских ВМС и сухопутных войск начинают высаживаться на островах. С 1 мая фактически начинаются активные боевые действия на море и в воздухе. Аргентинцы теряют крейсер "Генерал Бельграно", построенный в США в конце 1930-х гг и пораженный торпедами английской атомной субмарины 2 мая 1982 г, еще несколько боевых кораблей и судов были уничтожены британской корабельной авиацией. В свою очередь, аргентинская авиация потопила два британских эсминца типа "Шеффилд", два фрегата типа "Амазон", десантный корабль, контейнеровоз, серьезно повредила более 10 кораблей, в том числе оба авианосца, входивших в состав английской эскадры.

Фрегат тип Амазон.

В воздушных боях, зенитным огнем и на аэродромах были уничтожены более 100 аргентинских самолетов и вертолетов. Наибольшие потери ВВС Аргентины понесли от зенитных ракет (45 самолетов). Английские летчики сбили 31 машину противника. Британцы лишились 34 самолетов и вертолетов.

Приведенные цифры свидетельствуют о напряженности и ожесточенности противоборства.

Подводя итог боев на суше, нельзя не обратить внимание на то, что активные наступательные действия англичане вели только ночью, после массированных артиллерийских и бомбовых ударов, осуществлявшихся по наведению офицеров-корректировщиков, находившихся в боевых порядках атакующих подразделений. Как правило, выполнение поставленных задач завершалось в первой половине суток. Некоторые 105-мм орудия производили по 500 выстрелов ежесуточно. Корабельная огневая поддержка также сыграла существенную роль в боях за Фолкленды: только из 114-мм орудий было произведено 8 тыс. выстрелов. Впрочем, в ходе боевых действий британцы также применяли и ночные атаки без предварительной авиационной и артиллерийской подготовки, высаживали ночью вертолетные десанты, которые стремились закончить бой к утру.


Итоги десантно-наземной операции.

Почему англичане предпочитали воевать под покровом темноты? Тому несколько причин. Во-первых, аргентинская авиация хоть и действовала с отдаленных материковых баз, все же имела значительное количественное превосходство над британской. Во-вторых, контингент аргентинских сухопутных войск также численно превосходил английский, однако лучшая боевая подготовка солдат, сержантов, офицеров британских наземных войск, их умение сражаться в любое время суток, достаточное обеспечение приборами ночного видения позволяли наносить поражение сильному противнику, используя тьму в качестве дополнительного благоприятного фактора.

Воздушно-морская война над Фолклендским архипелагом.


Особый интерес представляет тот факт, что во время войны за Фолклендские острова впервые были применены Противокорабельная Крылатая Ракета (ПКР) АМ39 «Экзосет» (Экзосе) - длина 5,21 м, диаметр 350 мм, масса 735 кг, дальность пуска 42 км, скорость полета 1100 км/ч. Наведение инерциальное, на конечном участке полета по активной РЛС ГСН Масса БЧ: 165 кг. А также британские СВВП «Харриер» - максимальная скорость у земли 1185 км/ч; крейсерская - 650-830 км/ч; практический потолок - 15200 м.
Запас топлива во внутренних баках - 2870 л, в двух подвесных по 455 л или по 1500 л. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе. Боевой радиус действия при перехвате воздушных целей - 750 км, при нанесении удара по кораблям и наземным целям - 460 км. При патрулировании в зоне в течение 1,5 ч - 185 км. Боевая нагрузка - 2500 кг (при разбеге 130-150 м).

Взлёт истребителя-бомбардировщика Супер-Этандар


В 5:07 часов 4 мая 1982 г SP-2H «Нептун»(позывной “Меркурий”) поднялся в небо с военно-морской базы в Рио Гранде, в 7:50 последовал его первый радарный контакт с британским военным кораблем. Два «Супер-Этандара» носителя ПРК «Экзосе», стартовали из Рио Гранде в 9:45. В 10:35 Прони (пилот “Нептуна”) в последний раз поднялся на высоту 1170 метров (3500 футов) и определил координаты соответствующих целей (координаты 52 33"55" ю.ш., 57 40"55" з.д.). Несколькими минутами спустя он сообщил полученные данные пилотам «Супер-Этандар», после чего лег на курс до Рио Гранде, куда, наконец, и прибыл в 12:04.

Рейд «Супер-Этандар» продолжался. Продвигаясь на очень малой высоте, в10:50 они поднялись на уровень 160 м (500 футов) для проверки указанных Прони координат и ничего не нашли. Пилоты развернулись и продолжили поиски. Через 45 км (25 миль) они поднялись вновь и после нескольких секунд сканирования на экранах их радаров появились искомые цели; произошла загрузка координат в системы бортового оружия, снижение и запуск АМ 39 после последней проверки. (Точное время составляло 11:04).

Что же произошло с ракетами? В соответствии с британской версией, офицер эсминца “Шеффилд” (Питер Уолпол) пытался идентифицировать визуально радарный контакт, о котором ему было доложено оперативным офицером Ником Бато. К тому моменту, когда он определил «Экзосет» по легкому шлейфу дыма, ракета находилась всего в 1 миле от эсминца: четыре секунды спустя корабль был поражен. Экипаж одного из самых современных кораблей Королевского флота получил "предупреждение" об атаке только в виде криков... Некоторые источники утверждают, что причиной пожара на корабле является не сама боеголовка, а пролившееся из нее топливо, но по другим данным, в т.ч., утверждениям капитана пострадавшего корабля (Сэмюэля Солта), причина заключалась во взрыве боеголовки, уничтожившей центр управления и боевой информационный центр. Однако причина пожара, какой бы она ни была, не может изменить результат той фатальной для корабля атаки, ставшей первым испытанием воздушной противокорабельной ракеты на поле боя.

Эсминец Шеффилд

После описанных событий особую актуальность приобрела следующая проблема: «глазами» «Супер-Эандар» были самолеты «Нептун», активное использование которых прекратилось 15 мая. Причиной этому послужила нехватка запчастей и устарелость радарного оборудования. Вместо них ВМФ Аргентины предложил использовать трехмерный радар AN/TPS-43F и радар слежения AN/TPS-44 Alert IIA, находящихся в Пуэрто Архентино. Эти радары постоянно отслеживали передвижение всех британских самолетов, фиксируя места "стартов" “Харриеров” и “Си Харриеров”. Вскоре стало ясно, что передвижения противника осуществляются по вполне конкретной схеме, так что теперь все они были вполне ожидаемы и предсказуемы. С учетом этого 23-го мая были осуществлены два боевых вылета “Супер-Этандар” для нанесения удара по британским авианосцам. Цели не обнаружены, самолеты вернулись на базу.

25 мая 1982 года радары, расположенные в Пуэрто Архентино, определили местонахождение возможной цели в 176 км (110 милями) к северо-востоку. В 14:28 произошел взлет обоих “Супер-Этандар”, взявших курс на КС-130Н (256 км / 160 миль восточнее Пуэрто Десеадо), после пополнения топливных баков оба самолета направились к цели, находившейся на расстоянии 480 км / 300 миль юго-восточнее них. На половине пути они снизили высоту полета до 8-10 метров над морем; цель находилась точно там, где с ней поддерживали контакт стационарные РЛС (58" ю.ш., 56 з. д). Пилоты, загрузив все необходимые данные, выпустили ракеты (в 16:31) и отправились обратно. В Рио Гранде они вернулись в 18.38 после второй по счету заправки с КС-130Н. Это был самый продолжительный рейд самолетов “Супер-Этандар”: за 3 часа 50 минут они преодолели 2592 км. / 1620 миль. В соответствии с британскими источниками в 16.36 выпущенные ими ракеты повредили британское судно “Атлантик Конвейор” (общим тоннажем 14946т.), затонувшее примерно за пару часов после получения повреждений. Его гибель была крупнейшей транспортной потерей для ОГ 317, т.к. на его борту находились, по меньшей мере, десять вертолетов (три - “Чинук “HC.1 18-й эскадрильи Королевских ВС, шесть “ Уасекс“HU.5 848-ой эскадрильи британского ВМФ и один “Линкс” HAS.2 815-го военно-морской эскадрильи).

Вспомогательный авианосец (контейнеровоз) Атлантик Конвейр

В распоряжении аргентинцев осталась лишь одна противокорабельная ракета, в то время как необходимость поражения британских авианосцев не теряла своей актуальности. 29-го мая была предпринята ударная операция. Замысел заключался в следующем: как только “Супер-Этандар” выпустят оставшуюся ракету, “Скайхоки” последуют за ней и сбросят на авианосец бомбы весом в 227 кг (500 фунтов), а потом они должны будут принять на себя основной удар защитной системы атакованного корабля. В 12:30 30 мая два”Супер-Этандар” стартовали из Рио Гранде, ракета была на самолете ведущего, в задачу ведомого входила поддержка командирской машины. Через пять минут после старта за ними последовали четыре А-4С. Группа летела на высоте 7000 м после дозаправки, когда всю группу от цели отделяло 304 км / 190 миль, они снизились на уровень 30 метров / 100 футов. Около 14:32 ведущий доложил, что ракета наведена на цель. Ведомый подтвердил это и “Экзосет” стартовала. С пуском последней ракеты участие 2-ой воздушной эскадрильи в конфликте закончилось. Осуществив запуск, “Этендары” развернулись и, дозаправившись с КС-130Н, беспрепятственно добрались до Рио Гранде.

Лёгкий авианосец Инвинсибл.


“Скайхоки” продолжали следовать за “Экзосет” после ее запуска и вскоре заметили на горизонте столб густого дыма. На расстоянии 12 км / 7,5 миль был сбит первый самолет, чуть ближе к цели (на расстоянии в 2 км / 1,25 миль) то же самое произошло и с самолетом Кастильо (оба пилота погибли). По британским данным эсминец “Эксетер” использовал ЗРК “Си Дартс”. Несмотря ни на что, оставшимся в живых летчикам удалось добраться до цели, сбросить бомбы и расстрелять весь боекомплект, после чего, развернувшись и благополучно избежав "встречи" с системами ПВО, без повреждений выйти из опасной зоны, дозаправится с КС-130Н и вернуться в Рио Гранде через 3 часа 47 минут с момента вылета. После полета пилоты охарактеризовали атакованный ими корабль как авианосец “Инвинсибл”.

Замечание: изложенное не соответствует британской версии инцидента; версия, приведенная в книги “Фолькленды. Воздушная война” заключается в следующем: корабль, удачно атакованный "Скайхоками", был не авианосцем “Инвинсибл”, а фрегатом “Авенджер”. Белая дымовая завеса использовалась им в качестве прикрытия и, вдобавок, летчики перепутали взлетные палубы двух совершенно разных кораблей. Ни одна из бомб, сброшенных “Скайхоками”, цели не достигла.

Проблема, связанная с британской версией, заключается в том, что дым, увиденный летчиками, был не белого, а черного цвета. Также спорным является то, что опытные пилоты приняли вертолетную площадку фрегата за полетную палубу авианосца. Подозрительно также и то, что “Инвинсибл” появился в Порт Стэнли только спустя почти два месяца (в августе), а по его возвращении в Портсмут (17 сентября 1982 г) было очевидно, что его левая сторона подвергалась недавнему ремонту.

Аргентинская версия гласит, что последняя противокорабельная ракета “Экзосет” была наведена на цель (большой корабль!) с абсолютной точностью пилотом “Этендара”, который после ее запуска развернул самолет и беспрепятственно вернулся в Рио Гранде. 4-ая группа, состоявшая из четырех “Скайхоков”, последовала по курсу ракеты и на расстоянии увидела густой черный дым, причиной которого, скорее всего, стало именно попадание “Экзосет”. Затем два самолета из четырех были сбиты, однако выжившие летчики утверждали, что они видели именно дымившийся авианосец “Инвинсибл”, по которому и нанесли удар, не уточняя его результатов.

В соответствии с британской версией, ракета вообще не достигла заданной цели - авианосца, т.к. либо была потоплена 114 мм снарядом с фрегата “Авенджер” либо нейтрализована средствами радиоэлектронной борьбы. В добавление к вышесказанному, считается, что “Скайхоками” был атакован не “Инвинсибл”, а находившийся рядом фрегат, который, к тому же, окутал авианосец белым дымом с целью скрыть его от нападавших. Многие специалисты утверждают, что аргентинские летчики перепутали взлетные палубы эсминца и авианосца и, вдобавок, приняли маскировочный дым за след попадания “Экзосет”.

Не менее показательным был эпизод уничтожения эсминца “Ковентри” самолетами 5-ой истребительный группа ВВС Аргентины.

Штурмовик СкайХок.


Главная задача 5-ой ИГ заключалась в нанесении ударов по двум британским кораблям (эсминцу “Ковентри” и фрегату “Бродсворд”), находившимся на тот момент севернее (Пеббл Айланд) и являвшимися авангардом британских кораблей в проливе Сан Карлос. На долю обоих кораблей, в особенности, “Ковентри”, пришлось большое количество событий в первые дни месяца: 3 мая вертолет Линкс HAS.2 XZ242, базировавшийся на “Ковентри”, нанес удар двумя противолодочными ракетами “Си скуа” по аргентинскому патрульному катеру “Альферес Собраль”. Обе ракеты достигли цели. Катеру удалось остаться на плаву - даже несмотря на очередную атаку “Линкса”, произошедшую с эсминца “Глазго”. 9 мая выпущенными с “Ковентри” ракетами “Си Дарт” был сбит вертолет “Пума” (SA.330L Puma) 601-го аргентинского воздушного батальона. Экипаж вертолета погиб. В тот же самый день с эсминца были выпущены еще три “Си Дартса”, в этот раз направленные против аргентинских самолетов “Геркулес”, однако они прошли мимо цели. С 14 мая корабли “Ковентри” и “Бродсворд” проводили воздушную разведку. Помимо этого, с этих кораблей были сбиты два аргентинских “Скайхока” Экипажи сбитых самолетов погибли. К этим событиям летчики аргентинских ВВС (в особенности представители 5-ой ИГ) не могли оставаться равнодушными - "Ковентри" предстояло жестоко заплатить за свои действия.

В намерения аргентинского командования входило отправить два воздушных звена (по три “Скайхока” А-4В в каждом) 5-ой ИГ с целью нанесения удара по “Ковентри” и “Бродсворду” около 14.00 по местному времени. Учитывая близкое расположение британских кораблей к континенту, было решено обойтись без дозаправки в воздухе и, помимо этого, нагрузить каждый “Скайхо”" тремя бомбами весом в 454 кг / 1000 фунтов каждая - нагрузка, практически невозможная при обычных обстоятельствах. Из-за технических неполадок два “Скайхока” не участвовали в вылете. Нехватка запчастей была очень серьёзной проблемой.

Штурмовик СкайХок.


Полёт проходил на малой высоте в направлении о-в Западные Фолкленды. Вскоре аргентинские самолёты были обнаружены системой “СИ Вулф”, которой был оснащен фрегат “Бродсворд”. “Си Харриеры” были предупреждены о присутствии аргентинских самолетов, однако им было приказано покинуть данную территорию, т.к. система “Си Вулф”, которой был оснащен “Бродсворд”, могла случайно "зацепить" один из своих самолетов. Помимо этого, экипаж “Бродсворда” был осведомлен об аргентинских самолетах благодаря этой же самой системе. Во время вхождения аргентинцев в нужный сектор они параллельно вошли и в зону действия ракет “Си Вулф”. Однако принятое решение лететь в экстремальной близости друг от друга сыграло летчикам на руку: в то время отличительной особенностью ракет “Си Вулф” был срыв атаки в случае, если они не могли определить местонахождение цели. Именно это и произошло в данном случае: безуспешно пытаясь определить цель, система прекратила работать, оставив корабль фактически не способным к обороне. “Скайхоки” атаковали эсминец и фрегат. После сброса бомб и выхода из атаки они легли на обратный курс.

Сброшенные бомбы поразили фрегат, но не взорвались. Эсминцу Ковентри повезло меньше. Система “Си Дарт” не смогла захватить аргентинские самолёты, атакующие на высоте 10-15 м, и пущенные ракеты не предотвратили трагедии. Результатом атаки (14.21 по местному времени) первого лейтенанта Веласко (A-4B “Скайхок”, серийный номер С-207), было попадание трех сброшенных им бомб (весом в 454 кг / 1000 фунтов каждая) под углом в 45 градусов в цель. Бомбы прошли сквозь палубу и взорвались внутри корабля с огромной силой: так аргентинская сторона взяла реванш, нанеся смертельный удар эсминцу.

Эсминец Ковентри.


В заключение надо заметить, что опыт Фолклендской войны наверняка был использован британцами и американцами в антииракской кампании. Тот же опыт доказывает, что военнослужащие-профессионалы одинаково важны и для "высокотехнологичных" родов войск, и для современной пехоты. Подразделения и части из таких бойцов способны разбить любого менее обученного, а потому не столь стойкого, хотя и многочисленного противника. Сложные метеоусловия, суровые климат и природа, также могут использованы для достижения победы.

При более ответственном планировании Фолклендской операции аргентинское командование могло бы добиться впечатляющих успехов. Следует отметить, что матчасть аргентинских ВВС была изношена и не обслуживалась должным образом. Соединение “Супер-Этандр” не было обеспеченно достаточным количеством ПКР. Всё это не позволяло атаковать ПКРми британские корабельные группировки с разных курсов одновременно и при поддержке патрульных самолетов ДРЛО. Кроме того, практический опыт показал, что современные корабли, в конструкции которых применены пожароопасные лёгкие сплавы, не обладают достаточной живучестью. Перехват ПКР летящих на сверхмалой высоте силами ПВО кораблей чрезвычайно затруднён. Для эффективного обнаружения скоростных низколетящих малозаметных целей необходимы авиационные комплексы ДРЛО. Таким образом, предполагается, что успех аргентинской стороны был вполне возможен. Но реальность оказалась иной. Недостаточно обеспеченная операция, по сути, была авантюрой, закономерно приведшей к поражению и отставке правящего кабинета Аргентины. Невольно напрашиваются некоторые аналогии с настоящей ситуацией в России.


100 великих войн Соколов Борис Вадимович

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА (1982 год)

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА

Война Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, лежащими в Южной Атлантике в 400 км от аргентинского побережья.

Эти острова находятся во владении Англии, но ее права оспариваются Аргентиной, утверждающей, что впервые архипелаг был открыт испанскими мореплавателями еще в середине XVI века, прежде, чем его посетили англичане. В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла-Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году там был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году сюда прибыли английские суда, объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину. Аргентина никогда не признавала Фолкленды английской территорией.

В 1982 году военное правительство Аргентины во главе с президентом генералом Л. Галтьери находилось в состоянии кризиса, испытывая все большее недовольство населения из-за ухудшения экономического положения страны. Чтобы отвлечь народ от тягот жизни и на патриотическом подъеме удержаться у власти, Галтьери решил силой захватить Фолклендские острова. Он надеялся, что Англия не станет воевать из-за нескольких скалистых островков, находящихся за 13 тысяч км от Британских островов. Тем более что их население не превышало 2 тысяч человек (в подавляющем большинстве - потомков британских поселенцев).

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия - необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт-Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Вместо этого они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить их с Южной Георгии, но на помощь рабочим пришли аргентинские войска. 2 апреля они высадились также на Фолклендских островах.

Находящаяся в Порт-Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Р. Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала М.Б. Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос-Айрес на переговоры соглашался, но войска выводить отказывался.

5 апреля из Портсмута отплыла в Южную Атлантику британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл» с 10-тысячным экспедиционным корпусом на борту. 7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт-Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на Южной Георгии, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон. 30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиция аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов. 2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно», находившийся вне пределов 200-мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец «Шеффилд», на котором погибло 30 человек.

Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер. В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Однако англичане не сомневались в своей победе и не отреагировали на аргентинские предложения.

30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец «Инвинсибл» но это не оказало никакого влияния на ход английской операции по освобождению Фолклендских островов. 12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли. 14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал. Потери аргентинцев убитыми составили около 700 человек, потери англичан - около 250 погибших. Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 7.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании. В феврале 1990 года были восстановлены англо-аргентинские дипломатические отношения.

Поражение Аргентины в Фолклендской войне было обусловлено как превосходством противника на море, так и более высоким уровнем подготовки британских десантников.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

СИНАЙСКАЯ КАМПАНИЯ (АНГЛО-ФРАНКО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА С ЕГИПТОМ). 1956 Г. 29 октября 1956 года Израиль развернул боевые действия по плану операции "Кадеш" .На исходе дня 16 транспортных самолетов марки "Дакота" (у нас он назывался ЛИ-2) высадили в районе перевала Митла на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА (1812–1815 годы) Война между Англией и Соединенными Штатами Америки. Воспользовавшись отвлечением главных сил Британской империи на борьбу против Наполеона, американское правительство рассчитывало захватить территории в Канаде и к западу от США.

Из книги автора

АНГЛО-БУРСКАЯ ВОЙНА (1899–1902 годы) Война Британской империи против бурских республик Трансвааль и Оранжевая в Южной Африке с целью их завоевания.Бурские республики поддерживались Германией, поставлявшей им вооружение, в частности, магазинные винтовки «маузер», впервые

Из книги автора

Англо-Аргентинский конфликт (1982 год) Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины.История конфликта

Из книги автора

1899–1902 Англо-бурская война* После захвата британцами междуречья Замбези – Лимпопо в Южной Африке оставались лишь три страны, неподвластные Англии: две бурские республики (Оранжевое Свободное государство и Трансвааль) и Германская Юго-Западная Африка. Одна из этих трех

Фолклендская война между Великобританией и Аргентиной стала одним из самых заметных событий британской внешней политики ХХ века. Это период правления Маргарет Тэтчер (1979 по 1990 года).

НИже приводится информация об островах и истории конфликта.

Фолклендские (Мальвинские) острова представляют собой архипелаг в юго западной части Атлантического океана общей площадью 12,2 тысяч квадратных километров. Состоит из двух крупных островов - Восточный Фолкленд (Соледад) и Западный Фолкленд (Гран Мальвина) - и около 200 мелких островов и скал.

Фолклендские острова находятся на расстоянии 13 тысяч километрах от Великобритании и 400 километров от Аргентины.

Острова были открыты в 1591-1592 годах английским мореплавателем Джоном Дейвисом. С 1765 года принадлежали Испании.

В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году на их территории был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году на острова прибыли английские суда и объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину.

С 1960 х годов Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось за деколонизацию.

В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь. В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения

После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер произошло ухудшение англо аргентинских отношений, переговоры в Нью Йорке в апреле-мае 1980 года зашли в тупик.

Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины во главе с президентом генералом Леопольдо Галтьери невозможным, и оно перешло к решительным действиям.

19 марта 1982 года на острове Южная Георгия необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Они подняли на острове аргентинский флаг.

Английские солдаты попытались выдворить аргентинцев, но на помощь рабочим пришли войска.

2 апреля 1982 года аргентинские войска высадились также на Фолклендских островах. Находящаяся в Порт Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Рекса Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала Марио Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос Айрес, соглашаясь на переговоры, отказался вывести войска.

5 апреля из Портсмута (США) в Южную Атлантику отплыла британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл" с 10 тысячным экспедиционным корпусом на борту.

7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль (свыше 320 километров) и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на острове Южная Георгия, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон.

30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиции аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов.

2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно", находившийся вне пределов 200 мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец "Шеффилд", на котором погибло 30 человек. Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер.

В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом. 21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, два авианосца, семь эсминцев, семь десантных кораблей, три атомные подводные лодки, 40 истребителей бомбардировщиков вертикального взлета "Харриер" и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт Дарвин и Гуз Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Англичане не отреагировали на аргентинские предложения.

14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10 тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал.

Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел семь.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании.