Компания которая занимается зданиями в управлении. Управление недвижимостью: проблемы, перспективы. Как управлять чужой недвижимостью и получать хорошие деньги - пошаговая инструкция для новичков

Компания которая занимается зданиями в управлении. Управление недвижимостью: проблемы, перспективы. Как управлять чужой недвижимостью и получать хорошие деньги - пошаговая инструкция для новичков

Касперовская икона — удивительная славянская святыня. Несмотря ни на какую международную обстановку ее одинаково чтут верующие люди Украины, России и Белоруссии. Своей святыней ее считают Одесса, Херсон, Николаев и Касперовка — село, где она просияла своими чудотворениями. А чтобы не конфликтовать из-за образа, жители этих городов установили очередность посещения иконы в течение нескольких месяцев. Все православные имеют возможность приложиться к святыне, а паломники из разных стран — выбрать ближайший к ним город пребывания иконы. Почему эта икона стала путешественницей, о чем молятся перед ней и как ее узнать, вы прочтете в нашей статье.

ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

Касперовская икона написана масляными красками на холсте, то есть не является древним образом. Однако лики Пресвятой Богородицы и Младенца Христа производят очень сильное впечатление, каждый православный человек поймет, что образ — намоленный, то есть чудотворный и имеющий давнюю историю помощи людям. Глаза Ликов Матери и Божественного Сына потрясают своей выразительной печалью. Изображение совсем небольшое, «оплечное»: Богомладенец и Богоматерь изображены только до начала груди, по плечи. Это редкость в иконописи. Обычно такие иконы были келейными у подвижников или домашними покровительницами семьи в силу своего малого размера. Пресвятая Богородица на иконе обеими руками прижимает к щеке головку Младенца Иисуса, глядя поверх голов предстоящих перед ней — словно обращаясь к Богу в молитве. Сам маленький Христос изображен в обычной для малышей позе: Он крепко обнимает Маму, хватаясь за ее одежду, точнее, темно-синий мафорий — головное покрывало, традиционно изображающееся на иконах Богородицы. В правой руке Христос держит свернутый свиток, символизирующий пребывание полноты познания в руках Божиих и скрытое от людей предназначение: ведь никто, кроме Матери, не знал, что Младенец Иисус — Сын Божий, пришедший в мир спасти всех людей. Одежды Христа имеют красный цвет, также символизирующий Его искупление людских грехов грядущими страданиями. Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский — Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип — это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры — то есть позировала для икон Сама Богоматерь — и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия. Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью. Касперовская икона принадлежит к типу Умиление или Милостивая. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Своей щеке, обнимая Ребенка. Сама Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Легко сравнить образ Касперовской с принадлежащей к типу Одигитрии Казанской иконой. Обе они изображают Богородицу по плечи, но на Казанской видно, что Младенец стоит отдельно от Богородицы или сидит на ее руке, не обнимая Богоматерь, а благословляя молящихся.

ИСТОРИЯ И ЧУДЕСА КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

Икона появилась на российских землях в конце XVI века. Помещики Касперовские, по фамилии которых и названа икона, говорили, что ее привез из Трансильвании их предок-серб. Он был приглашен русским правительством как специалист в некой сфере знаний и поселился в имении Ново-Ивановка Ольвиопольского уезда (сейчас Херсонская область). Вместе с домом и имением икона как семейная святыня переходила из поколения в поколение. Краски ее со временем потемнели, образ обветшал и трудно было увидеть даже иконные лики. Икона явила свою чудотворную силу, когда Иулиания Ионова Касперова обратилась однажды ночью к ней с горячей молитвой. Касперова, жена-штабс-капитана (один из низших офицерских чинов), попала, по ее свидетельству, в какую-то большую беду и усердно молилась Богородице о заступничестве и помощи. Во время молитвы обветшавшая икона обновилась: лики просветлели, заиграли красками одежды и нимбы Богоматери и Христа. Женщина была поражена и наутро рассказала соседям и знакомым о чуде. Оно совершилось в 1840 году. Это и все последовавшие чудеса от иконы были зафиксированы документально:

    • Весной того же 1940 года жившая неподалеку дворянка Бурлеева услышала во сне голос — возможно, Самой Богородицы — направляющий ее помолиться в село Касперово о своей беде: она долгое время страдала от паралича руки. Действительно, после молитвы перед домашней иконой Иулиании Касперовой она исцелилась.
    • Через некоторое время по молитвам к иконе произошло еще три чудесных исцеления: Ивана Шумякова, подростка из Херсона, страдавшего эпилепсией — или падучей болезнью, как написано в свидетельстве об исцелении 1843 года; мещанка из города Очаково Мария Смешная, не владевшая половиной тела (вероятно, после инсульта), была привезена в дома Каспаровой и после молитвы смогла сама двигаться; душевнобольная или одержимая бесом крестьянка Прасковья Семипудова из Ново-Иваново пришла в себя после молитвы и помазания маслом от лампады перед Касперовской иконой.
После стольких чудес владелица образа решила перенести его в сельский храм: с одной стороны, слишком много людей стало посещать ее дом с молитвой и желанием прикоснуться к святыне, с другой — сама Касперова решила, что не вправе держать чудотворную икону лишь в своем доме, ведь она должна помогать всем людям. Так по воле Божией начались странствия иконы. В храме по молитвам перед образом было совершено множество чудес, так что к иконе стали приходить паломники из других городов: Николаева, Херсона, Одессы… Вскоре люди обратились со свидетельствами чудотворений в Святейший Синод, который в 1846 году и утвердил название иконы — чудотворная Касперовская. В 1852 году херсонцы получили разрешение Синода на принесение Касперовского образа в город крестным ходом к празднику Вознесения Господня. Их примеру последовали и жители Николаева, где икона теперь находилась ежегодно в течение месяца июля. В Севастопольскую войну 1853-1855 годов Одесса оказалась в блокаде британского флота. Это было тяжелое время для одесситов, и они исходатайствовали перенесение Касперовского образа в кафедральный собор города: здесь он пребывал в течение двух лет. В праздник Покрова Богородицы в 1855 году архиепископ Иннокентий (Борисов) совершил торжественный молебен перед иконой при большом стечении народа. Именно после этого британский флот отступил от одесских берегов. После такого события Касперовская икона прославилась на всю Россию: слишком очевидно стало, что Одесса была спасена по предстательству Божией Матери.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ

В честь чуда избавления Одессы был установлен особый местный праздник: изначально отмечаемый 1 октября, по новому стилю он перешел на 14 октября. В этот день ежегодно образ приносят в Одессу из Касперовки. Село, откуда произошла Касперовская икона, считается основным «домом» чудотворного образа, но на деле он находится там недолго: с 1 августа до 1 октября. В Одессе он пребывает до среды Светлой седмицы, находясь в особом киоте, подобном часовне внутри Успенского собора, у южной стены в богатом окладе. В среду после Пасхи образ вновь с большими почестями износят из собора и крестным ходом переносят в Касперовку, а на Вознесение он переносится в город Херсон. Оттуда 29 июня Касперовскую икону переносят в Николаев. Все эти города объединяют верующих в молитве к Богородице и акафистном пении: каждую пятницу, где бы ни была икона, перед ней поют и читают акафист. Однажды в Одессе она была украдена, но вскоре образ был найден — это тоже чудо Пресвятой Богородицы, ведь в наши дни остается немало нераскрытых краж, тем более, что образ имеет не только духовную, но и материальную ценность. Днем памяти Касперовской иконы также почитается 12 июля — день ее первого чуда обновления.

ЧУДОТВОРНЫЙ СПИСОК КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЫ В ТЕРВЕНИЧАХ

Касперовско-Тервеническая икона является списком XX века, созданном современной художницей после молитвы перед чудотворной иконой в Одессе. Она имеет название по месту прославления в женской обители деревни Тервеничи Ленинградской области. Возможно, Касперовская икона не была бы столь известна в двух российских столицах, если бы не явленная воля Пресвятой Богородицы о помощи через Тервеничский список Покровскому монастырю под Петербургом.Этот образ связал судьбы России и Украины. В начале 1992 года Богородица явилась в сонном видении основателю и духовнику монастыря отцу Лукиану. Он и сестры монастыря усердно молились о даровании обители святынь, через которые Господь являл бы свою милость насельницам и всем паломникам. В видении Божия Матерь стояла над строениями монастыря и указывала рукой на лежащую у Ее ног Свою небольшую икону, из-под которой бил источник чистой воды. Священник удивился видению: источника в обители не было, а икона, увиденная во сне, не была похожа ни на одну из известных ему. Однако чудесным образом именно такая икона была найдена — в православной традиции говорят, явлена, то есть чудесным образом, после предзнаменования, показана — у художницы Марии Ивановны Барановой, родом из Одессы. Она в свое время написала список с Касперовской иконы Богородицы, молясь перед ней во время пребывания в Одессе. После просьб монахинь о даре или продаже Мария Ивановна сама подарила образ, напоминавшей ей о родине, новому монастырю. 23 февраля 1992 года икону привезли на обустраиваемое подворье Тервенического монастыря в Петербурге — в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек. Богородица явила чудо после первых же молитв перед образом. Во время совершения молебна прихожанка, долгое время болевшая астмой, исцелилась. Еще одним чудом стало прибытие иконы в Тервенический монастырь: здесь, в деревне, в одиночестве жили лишь две пожилые монахини. Не зная об обретении Касперовско-Тервенической святыни, они молились о благословении новой обители святыней. Во время ночной молитвы однажды они услышали голос Богородицы, обещающий Свою милость всем, кто будет молиться перед Ее образом и возвещающий скорое прибытие чудотворного образа в обитель. Действительно, по прибытии иконы в монастырь, он начал быстро строиться: был обретен источник чистой целебной воды, нашлись благотворители — и вот через несколько лет белоснежная обитель с голубыми куполами храмов, келейным корпусом, огородом и целым хозяйством поднялась в чистом поле. В 1994 году икона замироточила, а в 1996 году было получено свидетельство Церкви о чудотворности списка: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил считать Тервеническую икону местночтимой. Все чудеса от нее фиксируются монахинями, свидетельства о них записываются. Одной из святынь обители стал драгоценный венчик для иконы, подаренный в благодарность за чудо верующими людьми 28 августа 2005 года. Благотворители пожелали остаться неизвестными, но традиция иконного венца распространена в южных славянских странах, поэтому сестры обители почитают его как благословение от Касперовской иконы Богородицы, с Украины. Венчик — это обруч из драгоценных металлов, который пребывает рядом с образом, обычно он вставлен в киот. Обращающийся с молитвой к иконе человек держит его над головой или надевает себе на голову как зримое Божие благословение, призывая благодать Божию и помощь Пречистой Девы: венец посвящен иконе и освящается от нее.

В отличие от Касперовской, Тервенический список пока не имеет своей молитвы и акафиста, поэтому петербуржцы молятся перед ним, обращаясь с молитвой к Касперовской иконе.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ КАСПЕРОВСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Особую благодать икона имеет в помощи семьям, желающим иметь здоровых детей: в зачатии, спокойной беременности, благополучных родах. Также перед этой иконой молятся

    • Об исцелении от тяжелых болезней, ран и выздоровлении;
    • О защите от врагов и недоброжелателей;
    • О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях;
    • Об избавлении от влияния врагов видимых — людей и невидимых — бесов;
    • Об изменении жизни;
    • О благодати Пресвятой Богородицы в избавлении от греховных привычек;
Напомним, что традиция молиться в определенных трудностях строго перед определенной иконой Божией Матери — народная. Церковь благословляет читать определенную молитву, составленную для иконы, но и предлагает молиться Пресвятой Богородице, прося обо всех нуждах перед любой Ее иконой. Молитву перед Касперовской иконой Божией Матери читайте онлайн на русском языке по тексту ниже: О Пресвятая Дева, Матерь Божия Пречистая, покров и заступничество города Одессы и всех земель вокруг Черного моря! К Тебе молимся и поклоняемся святой и чудной иконе Твоей Касперовской, через которую Ты совершаешь дивные и славные чудеса! Ты одна Радость наша, Ходатаица ко Господу обо всех, только Ты, как Матерь Бога нашего, можешь нам помочь. Только у Тебя есть сила как у Матери умилостивить Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа о спасении нас, людей грешных. Потому мы смиренно умоляем Тебя, Владычицу нашу Милосердную — не отвернись от нас и не гнушайся вздохов наших. Помоги нам, больным, скверным и никак не могущим исправиться своими силами, скорбным и озлившимся, немощным и заблудившимся, приходящим к Тебе с кающимся сердцем. Избавь нас, о благословенная всеми Госпожа, Мать Всевышнего Господа, от всех скорбей и опасностей, от болезней и травм, от смерти случайной, от нападений демонов и клеветы людей злых, ведь Твоей силой и бесы уничтожаются, и все враги людей добрых ослабляются. Попроси, о Госпожа Пречистая, Господа Бога, чтобы Отчество наше и Церковь Православная сохранились в спокойствии, мире и тишине. Твоим Небесным благословением пусть Господь укрепит дух наших архиереев православных, пастырей-священников, армию благочестивую и всех православных христиан. Огради всех нас от зла и соблазнов Твоей благодатью, утешь Твоим милостивым приходом нас и всех наших благодетелей. О Владычица мира, еще умоляем Тебя, избавь нас от гражданских войн и восстаний еретиков, собери людей, рассеянных по Земле, запутавшихся в жизни верни в стадо Христово — Церковь Православную, поддержи стариков, молодежь вразуми, защити вдов и сирот, исцели больных и утешь скорбных. Усопших предков, родных, детей и братьев наших в светлом раю и селениях праведных сохрани, по нашей кончине в покаянии нас с верой истинной прими, чтобы мы со всеми святыми угодниками вечно славили Святое и Великое Имя Троицы — Отца, Сына и Духа Святого. Аминь. Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Икона Богородицы Касперовская

ПРАЗДНОВАНИЕ :
- 4 мая – переходящая (четвертый день Пасхи);
- 12 июля;
- 14 октября.

Икона Богородицы Касперовская

Касперовская чудотворная икона Божией Матери является великой святыней городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев в году. Дни принесения ее в Одессу (1 октября), и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – стали великими церковными торжествами.

Вид этой небольшой иконы, написанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы, в правой Он держит свиток.

Согласно преданию, икона эта была в конце XVI века привезена в Россию из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям, в 1809 году святой образ стал собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты Божией Матери и Спасителя.

В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели, и икона чудесным образом обновилась.
От святого образа Пресвятой Богородицы, находившейся в доме помещицы, впоследствии произошло множество чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана Святейшим Синодом чудотворной. К ней стало постоянно стекаться много паломников, и в 1844 году Касперова, считая невозможным удерживать чудотворный образ в своем доме, отнесла икону в местный Никольский храм.

В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня крестным ходом приносить к ним чудотворную икону. А с 1853 года и жители г. Николаева получили возможность с 1 июля по 1 августа поклоняться Касперовской иконе Божией Матери в своих храмах.

В Севастопольскую войну 1853–1855 гг. Одесса, осажденная неприятельским флотом, переживала тяжелые времена. В августе 1854 года святой чудотворный образ крестным ходом был торжественно перенесен в городской кафедральный собор, где пребывал до 20 мая 1856 года.
В 1855 году, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, после того, как одесский архиепископ Иннокентий при большом стечении верующих отслужил молебен перед Касперовской иконой, враг отступил, город остался невредим. По общему верованию Одесса была спасена благодатью чудотворного образа. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим».

Главным местопребыванием чудотворной иконы продолжает считаться село Касперовка, но образ находится там недолго. Ежегодно к 1 октября он приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, в праздник Вознесения переносится в Херсон, где пребывает до 29 июня, а затем до 1 августа ей поклоняются жители Николаева. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.


Икона Богородицы Касперовская

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «КАСПЕРОВСКАЯ»
Кондак 1

Избранной от всех родов и дивной Заступнице всего рода христианского Пресвятой Богородице Деве Марии, похвалы приносим мы недостойнии, чудному и святому Ея образу Касперовскому, принесенному в землю нашу из Сербии православной на укрепление веры Христовой и нашего спасения с любовию прибегающих к Ней и поющих:

Икос 1

Ангелов превысшая явилася еси. Царице Пресвятая, явлением иконы Твоея Святые исполнила еси радостию христиане православные, к Тебе с верою и любовию прибегающий. Ты бо, Дева Пречистая, явила еси граду Одессы и всего Черномория живущии, дивныя заступления, озаряюще струями чудес твоих вся верныя, в радости вопиющая Ти:
Радуйся, верная Заступница наша пред образом Твоим молящихся.
Радуйся, бесчисленные щедроты Твоя, от Господа нам испрашивающая.
Радуйся, яко глагол Божий в Тебе николиже изнеможет.
Радуйся, яко от Тебе никто же тощь или неуслышан отходит.
Радуйся, яко пред образом Твоим многие получаще благословения.
Радуйся, яко пред Ним же оными исполняшеся просимая желания.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 2

Видя Тя, Заступницу усердную рода христианского на иконе Твоей Касперовской изображенную и многи чудесы от Нея совершаемии, всяк день вернии в молитвах своих к Тебе прибегают, прося помощи и заступления. Ты же, Мати Милосердная буди всем скорбящим радостию и обидимых Заступницею, во хвалу Твою Богови поющим: Аллилуйя.

Икос 2

Разум человеческий не возможет вместити дивныя чудеса Твоя, Дева Пресвятая. Како не может град укрытися вверху горы стоя, ниже вжигают светильника и подставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть, тако и образ Твой Касперовский святый. Яко светило Божественное сей бо образ изливает благодать прибегающих к Нему и поющим Ти, Богородице сице:
Радуйся, предстательнице Ты наша крепкая и непостижымая.
Радуйся, исполненное желание Ты наше всеблагое.
Радуйся, Ты веры благочестивыя недвижимое сохранение.
Радуйся, светильниче превысший на свещнице поставленный.
Радуйся, благочестивыя от бед и скорбей Ты чудно сохраняющая.
Радуйся, озлобленные души Ты от погибели отвращающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 3

Сила Всевышнего призва многи люди православныя в весь Касперовку на обретение иконы Твоея пречудныя. Ты бо, Царице Небесная, благоволила еси прославити образ сей Святой, знамения и чудесы величая. Людии же честь и славу образу Твоему возсылаху, в пении духовных Господу взываху: Аллилуйя.

Икос 3

Имея от юности крепкую веру православную некто серб благородный принесе из Трансильвании родовой образ сей Пресвятыя Богородицы в землю нашу. И яко святыня Велия, сия икона бысть благословением из рода в род в веси Касперовке. Пред Нею же молящиеся изливаше скорби своя и воздыхания молитвенныя, получаще просимая, с верою поя Богородице:
Радуйся, премилосердная наша Утешительница.
Радуйся, вернейшее наше спасение.
Радуйся, семейств христианских в благочестии сохранение.
Радуйся, в вере Христовой живущия укрепляющая.
Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых.
Радуйся, благочестивых христиан защита и похвало.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 4

Буря помыслов смущаше супруги Касперовы, како чудное обновление святыя иконы Твоея, Владычице, явися в нощи глубокия и без свидетелей Ея. Хотяше скрытая чудо сие, и по взаимному согласию сказати неправду, супруги не смогше. Воля бо Божественная суди иначе, да не сокрыто бысть превелие чудо сие, но явлено всем верным, в радости поющим Богу:
Аллилуйя.

Икос 4

Слышаше о дивном чудесе обновления иконы Твоея, Владычице, многия верныя со всея земли Черномория стекахуся на поклонение сия Святыни великия, Хвалы и почитания Тебе, Пречистая Богомати, воздавая с верою и любовию поющия:
Радуйся, явлением святыя Иконы Твоея, многия люди православныя обрадовавшая.
Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая.
Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение.
Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение.
Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая.
Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 5

Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черномория вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу:
Аллилуйя.

Икос 5

Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Его и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением:
Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение. Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая.
Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления.
Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего.
Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей.
Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 6

Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святые иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертыми над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу:
Аллилуйя.

Икос 6

Проповедают грады и веси земли Черноморския Истину святые иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречиста, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знамениями и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в Радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:
Радуйся, радости Радости наша, печали наша в радость претворяющая.
Радуйся, Всеблагая заступница от всяких бед и искушений избавляющая.
Радуйся, Всемилостивая Владычице, милостию Твоею нас не оставляющая.
Радуйся, Взбранная Воеводо, врагов видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Вратарнице благая, во врата Рая путь верным указующая.
Радуйся, Скоропослушнице Божественная, молитвы наша приемлющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 7

Хотяще воззрети на святую икону Твою, Пресвятая Дево, и с верою усердно помолитеся, многотысячная стечения молящихся встретаху сию икону Касперовскую, коленопреклонения совершающе по пути шествия крестных ходов Великия Святыни, немолчно воспевая:
Аллилуйя.

Икос 7

Дивныя знамения милосердия совершашеся силою Благодати Божественные чудотворныя иконы Твоея, Дева Пречистыя: болящие исцеляхуся, расслабленые укрепляшеся, бесные от духов нечистых свобождашеся, слепые видяху Пречистый образ. Вси убо едиными усты и сердцем взываху:
Пресвятая Богородице, помогай нам, и спасай вся, имя Твое в радости величающе:
Радуйся, Предстательнице Ты наша к Богу непостыдная.
Радуйся, Ты с Сыном Твоим и Богом нашим вечно Царствующая.
Радуйся, Спасение Ты человеческое во благо устрояющая.
Радуйся, Болящих и страждущих Ты первая Целительнице.
Радуйся, яко Тобою грешнии от погибели спасаются.
Радуйся, яко Тобою от страстей нечестия мы избавляемся.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 8

Всем живущим града Одессы бысть велия радость, егда честная икона Касперовская пренесена была еси православными для молитвенного заступления от вражиих нападений, и яко видимый знак небесного покровительства града сего. Сей бо образ Твой Святый, Дева Пречистая, явися верным непреоборимым оплотом противу иноземных сил вражиих и надежнейшим залогом спасения нашего, прославляющих Бога Вышнего и поющих:
Аллилуйя.

Икос 8

Вся немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая худородная мира и уничтоженная, избра и не сущая, да сущая упразднит. Тако образом Твоим Святым, Пресвятая Богородице, благословение и защищение снизошло на людей кротких и смиренных, молчаливых, трепещущих пред словом Божиим. Вся прибегающая к Тебе спасти, даруя чадам – послушание, обидимым терпение, скорбящим благодушие, и вси чтущий Тя, пред образом молящихся, приемлют исцеления воспевая Ти:
Радуйся, граду Одессы в молитвах пред образом святым ободрение и утешение явившая.
Радуйся, яко град сей и от вражеских пленений избавляющая.
Радуйся, вся живущия в нем к народному покаянию и молитве призвавшая.
Радуйся, свою милость и пощаду граду иконою Касперовскою явившая.
Радуйся, вражеский флот от разорения града Одессы отгнавшая.
Радуйся, вся живущая града Одессы верою во спасение укрепившая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 9

Всякое естество небесных и земных похвальное пение приносит Ти, Царице Небесная, яко Твой образ Святый явися покровом небесного заступления и защиты града Одессы в трудныя годины бедствий и нападений вражиих, сохраняя живущия в нем и вопиющих Богу:
Аллилуйя.

Икос 9

Ветии человечестии не возмогут исчести щедроты Твоя, Дево Пречистая, ниже изъяснити божественную силу исходящую от святыя иконы Касперовския. Вси бо прибегающии к Ней и с верою молящиеся Тебе, Богордице, получаше желаемая и радости воспевающи Ти:
Радуйся, Хранительнице Ты наше и Утверждение.
Радуйся, лучами чудес Твоих всех верных просвещающая.
Радуйся, тихое и доброе ты наше пристанище.
Радуйся, Ты радосте градов и всея земли Черномория.
Радуйся, Ты Церкви Православныя Похвало и Слава.
Радуйся, Ты злые начинания разрушающая и козни вражии расторгающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 10

Спасти хотяше нас грешных, благоволила еси Богородице, явите икону Твою Касперовскую на Покров и спасение не токмо града Одессы, но всея земли Черноморския. Многи милости и щедроты Твоя, образом сим Ты даровала еси верным. Со благоговением и верою притекающий к Тебе вопиют: «Буди Заступницей нашей усердной у Престола Бога Вседержителя, и да сподобит нас Господь деснаго стояния и пети Ему со всеми святыми»:
Аллилуйя

Икос 10

Стена еси необоримая, стража неусыпна от всяких напастей и бед всем к Тебе прибегающим. Твой бо образ святый явися неиссякаемым источником благодати, источающий исцеления всем, с верою к Нему молитвенно обращающимся. Темже и мы, к Тебе припадающи в скорбех и болезнех умильно глаголем Ти::
Радуйся, едина наша Мати милосердия, умилосердися над нами грешными.
Радуйся, яко Ты Покрове наш благодатный, покрый нас от всякого зла.
Радуйся, яко Тобою вся болезни наша душевныя и телесныя исцеляются.
Радуйся, яко Твоею помощью вся наша страсти и недуги истребляются.
Радуйся, яко веру, надежду и любовь к Богу укрепляти Ты нам помогаеши.
Радуйся, яко и во всяких обсточниих на стезю спасения Ты направляющая.
Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение наше недостойное со умилением Тебе приносящее приими. Дева Пречистая, и теплой молитве нашей внемлюще, услыши всех к Тебе прибегающих. Ты бо еси воистину наша Заступнице, грозные беды от нас отвращающая, страсти и распри вся утешающая, и под Твою милость вси мы прибегаем поющия Богу:
Аллилуйя.

Икос 11

Светоприемную свещу света невечернего зрим икону Твою Святую. Образ Ея Касперовский немерцаемо сияет во храме святем града Одессы, озаряя благодатию Божественною всех прибегающих под покроветельство единой Заступнице всего рода христианского. Сей бо образ Святый силою Божию вражия действия отгоняет, вся недуги наша исцеляет и благословение дарует вопиющих Богородице:
Радуйся, яко Ты еси Заступница обидимых и помоще страждущих.
Радуйся, яко Ты еси по милосердию Своему удерживала десницу Господа, простертую для наказания грешных.
Радуйся, яко Ты милосердием Своим отвращала бедствия от нашего Отечества и утешала распри и войны.
Радуйся, яко Тобою останавливались опустошительные проказы и утолялся голод.
Радуйся, яко помазанием елейным от лампады иконы Твоея возвратися рассудок многим, одержимым силою бесовскою.
Радуйся, яко многи получаша здравие на молебнах у святыя иконы Твоея.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 12

Благодать Божественная обильно явися через икону Святую Твою, Благоблаженная Дева. Твой бо образ Касперовский верным даровался во священие и спасение душ наших, во ограждение от нападков от враг видимых и невидимых, и в знамение величайшего заступления всея нашей отчизны. Темже с верою приносим Ему поклонение и молитвенно Богу поем:
Аллилуйя.

Икос 12

Поюще и прославляя чудеса Твоя, Дева Пресвятая от святыя иконы Твоя совершаемыя, вси со страхом и трепетом Тебе припадаем, и молим Тя, Владычицу Миру. Буди всем нам щитом непобедимым и стеною необоримою, покровом нерушимым и Ходательницей к Сыну Твоему и Богу нашему Тебе непрестанными гласы поющими:
Радуйся, Ты врагов наших видимых и невидимых всегда побеждающая.
Радуйся, Ты благие желания всем верным исполняющая.
Радуйся, Ты явлением иконы святые Твоея вся верныя люди просвещающая.
Радуйся, яко взирая на икону святую Твою, Тебе истинней Богородице поклоняемся.
Радуйся, яко Ты еси всех славящих имя Твое прославляющая.
Радуйся, яко и во всякой нужде нашей, ты полезная и благая всем помогающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.

Кондак 13

О, Пречистая и Милосердная Владычице наша, Дево Богородице! Пред святою Твоею иконою услыши нас, предстоящих Ти с верою и любовию молящихся. Вонми гласу молебному нашему, и избави нас от всяких бед и напастей, скорбей и болезней и грядущего изми мучения всех имя Твое призывающих и Сыну Твоему вопиющих:
Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя. (Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1)


Икона Богородицы Касперовская

Молитва ко Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление! Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудеса совершашася. Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи. Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивити Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных. Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих. Избави нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются. Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православной Церкви нашей в мире и тишине. Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами. Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам. Еще же, о, Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши. Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Copyright © 2016 Любовь безусловная

Касперовская икона Божьей Матери согласно официальной информации распространяемой РПЦ (аналогично и УПЦ Московского Патриархата), это чтимый всем югом Украины чудотворный образ и главная святыня Успенского собора города Одессы.

Обычным штампом в описании истории икон, является предложение: "Как повествует церковное предание...".

На этом самом пресловутом "церковном предании" в бесчисленной церковной литературе, распространяемой РПЦ среди верующих, без учета исторически сохранившихся данных, и обосновываются большинство легенд о "явлении" чудотворных икон или "житий" того или иного святого.

Так вот, церковное предание, относительно Касперской иконы Божией Матери, гласит, что данная икона была принесена из Трансильвании (ныне это пограничная часть Румынии и частично Венгрии) в Россию в XVI веке! В других "авторитетных источниках" эта дата уже переносится на 17-ое и начало 18-го столетий!

Но, все "источники" сходятся во мнении, что икону "принесли" в Россию, в ту ее часть, что называлась в те времена Малороссией, выходцы, вернее беженцы, от турок из Сербии!

Далее из церковного предания можно узнать, "что в 1809г. эту икону получила от родителей, в благословение при заключении брака, Иулиания Касперова, помещица из села Новая Ивановка, недалеко от г. Херсонеса.

В феврале 1840 года, с иконой случилось первое "чудо". Во время молитвы Иулиания Касперова, увидела, что сильно потемневшее изображение Божией Матери на иконе стало светлым, то есть икона как бы обновилась сверхъестественным образом".

Ну, и как и бывает в таких случаях, вскоре от новоявленного чудотворного лика Богородицы последовал ряд исцелений, и она по решению местного священника была помещена в Никольский храм села Касперовка.

26 сентября 1855 года во время Крымской военной кампании у берегов Одессы появились вражеские суда, которые намеревались обстрелять город.

На первый взгляд Одесса была обречена, однако, но по просьбе жителей перед иконой в течение недели, неустанно совершались молебны, и в день праздника Покрова Божией Матери вражеский флот без единого выстрела покинул Одессу.

Этот факт подается как одно из главных чудес, совершенных мистическим образом данной иконой.

При архиепископе Иннокентии (Борисове) было постановлено "в поучение потомству событие это сделать незабвенным" и праздновать 1 октября.

В дальнейшем после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году икона была признана Святейшим Синодом РПЦ чудотворной.

Празднование Касперовской иконе Божией Матери совещается 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.

Вот такая исходная информация. В ней имеется, все необходимые данные, чтобы начать наше историческое расследование: примерное время и место появления иконы, год и место совершения первого чуда, год и место совершения "главного чуда" и основные данные о главных лицах, причастных к признанию данной иконы как "чудотворной" – Иулания Касперова и архиепископ Иннокентий (Борисов).

ч.1 Предыстория

При выяснении вопроса о происхождении иконы, из разрозненных и отрывочных исторических данных можно сложить следующую картину.

Что "В конце XVI века Касперовская икона Богоматери перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии."

Этой версии "упорно" придерживаются все церковные историки РПЦ.

Но основное противоречие, заключается в том, что в XVI веке, никакой Херсонской губернии не существовало. А эти земли находились у подчинении Крымского ханства, и жили в этих местах только его подданные – кочевые орды ногайцев.

Правда, по берегам р.Днепр стояло пара небольших турецких крепостей, периодически разоряемых вольными запорожскими казаками.

Да, и вместо г. Одессы была небольшая турецкая крепость – Хаджибей!

Для современного читателя, изучающего историю по "правильным" учебникам одобренными в Российской федерации, где ничего не пишется о крепости Хаджибей, а утверждается, что Одессу основала Екатерина II, даю короткую справку:

Хаджибей - известное с 1415 г. поселение, появившееся на берегах Одесского залива Чёрного моря в период Великого княжества Литовского при правлении Витовта и основанное, по преданию, знатным литовцем – Коцубом Якушинским.

В XV в. поселение было разрушено турками, а затем снова заселено под названием Хаджибей (дословный перевод: "князь, побывавший в Мекке").

В 1765 г. рядом с Хаджибеем, населённом греками и едисанскими татарами, турки построили новую крепость Ени-Дунья (Новый Свет).

Во время Русско-турецкой войны 1787-92 эта крепость была взята 14 сентября 1789 передовым отрядом Х. де Рибаса русских войск под командованием генерала И. В. Гудовича (при участии черноморских (запорожских) казаков, под командованием З. Чепеги и А. Головатого).

По Ясскому мирному договору 1791 г. крепость отошла к России.

Под руководством О. М. Дерибаса в 1793 г. по проекту голландского военного инженера Ф. де Воллана была на месте турецкой крепости была построена русская крепость, и начаты работы по строительству порта и расширению поселения Хаджибей, до масштаба города.

И в 1794 г. согласно указу Екатерины II был основан уже русский город под названием Хаджибей, который в 1795 г. был переименован в Одессу.

Как видите сами христиане в этих херсонских степях, могли быть до 1787года, только в качестве рабов -"ясыря", да и то "транзитом" – до рынка работорговцев в г. Кафе (ныне г. Феодосия).

Относительно ж Херсонской губерни, то и ее до 1802 г. ее так же небыло. На ее месте была Новоросийская губерния.

И только указом Сената от 8 октября 1802 г. Новороссийская губерния была разделена на Екатеринославскую, Николаевскую и Таврическую губернии. Херсонский же уезд вошел в состав Николаевской губернии.

Николаевская губерния просуществовала меньше года. Указом Сената от 15 мая 1803 г. губернское управление из Николаева было переведено в Херсон и губерния стала именоваться Херсонской. Губерния существовала до 1922 г., затем часть её стала Николаевской областью.

В первоначальном же виде, в Херсонскую губернию входила территория охватывала современных Херсонскую, Николаевскую, часть Одесской и Кировоградской областей.

А уж, что до "сербов" перешедших в подданство Российской империи и как их поселили в Малороссии назвав эту ее часть "Новая Сербия".

Это отдельная история, но поскольку в этом очерке, без дополнительной информации не обойтись, то снова краткая справка:

Новая Сербия - административно – территориальная единица в России, созданная российским правительством в северо-западной части Запорожья (территория Родацкой и Бугогардовской паланок Войска Запорожского), куда в 1751-1764 годах были переселены выходцы из Сербии, Черногории, Валахии, Македонии и других балканских регионов.

Первый отряд переселенцев, численностью в 218 человек, прибыл в Россию в 1751 году.

Начиная с 1752 года, переселенцы стали прибывать регулярно. Им были отведены для поселения земли в заднепровских степях, между реками Донец и Лугань. Столицей Новой Сербии стал город Бахмут. Ново-Сербия имела автономный статус и подчинялась непосредственно Сенату и Военной Коллегии. Её первым главой был Хорват, произведённый в России в генералы. Поселенцы делились на полки, роты и шанцы, являвшиеся одновременно и территориальными и военными и административными единицами.

В то время Новороссия состояла из центра- города-крепости Елисаветград (ныне г.Кировоград), Новой Сербии, военных поселений южнее Новой Сербии и южных земель запорожских казаков.

Её стратегическое значение было обусловлено тем, что она находилась на пути набегов крымских татар по их излюбленному маршруту, а также, являлась важным плацдармом для переброски русских войск на юг, в Крым.

В 1754 году в Новую Сербию были переселены и часть украинских казаков, которые были сформированы в Ново – Слободской полк.

13 апреля 1764 года Новая Сербия вошла в состав созданной Екатериной Новороссийской губернии.

В конце 18 века жители её были приписаны к государственным крестьянам, офицеры получили дворянство, поместья.

Часть сербов ушла на Кубань, где они слились с местными казаками.

Исходя из вышеизложеного, можно утверждать, что если "Касперская икона Божией Матери" и была принесена сербами, в Малороссию, то не ранее 1751г.

Теперь переходим ко второй, уже условно более точно установленной дате. Почему условной, да потому что никто из историков не пытался проверить в Херсонских или Одесских исторических архивах, важные для нашего расследования обстоятельства.

Скажем такие: "А имел ли в 1809г. место церковный брак Иулании Касперовой? За кого она была выдана? Когда и кем построено с. Ново- Ивановка Херсонской губернии? Что мы вообще знаем о Иулиании Касперовой и ее родителях? Откуда они переселились в Херсонскую губернию?

Эти вопросы требуют своего ответа в связи с утверждением церковного предания о том, что "Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась госпоже Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находится на правом берегу Днепра".

А вот если бы такие поиски были проведены, то церковные составители истории иконы и с ними верующие, узнали бы, что Иулианию, в девичестве звали Ионовой, и ее родители мелкопоместные дворяне, причаленные к Войску донскому. а замуж ее выдали за отставного штабс-капитана Николая Касперова, тоже мелкопоместного дворянина их псковских помещиков.

И, что село Касперово сейчас именуется Кизомыс и находится на территории Белозерского района Херсонской области. И многое другое...

Грешили упрощениями и историческими неточностями и дореволюционные церковные историки. К услугам, которых казалось бы все архивы.

"В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения.

Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд.

Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, – Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены.

Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством.

В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере.

И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье.

Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова – Иулианией Ионовой.

Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области-автор) в семье незнатной и по мирскому положению, далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами".

Так, что без восстановления родословной Иулиании Ионовой, через работу в гос.архивах, что позволит разобраться с важным вопросом, как и когда "сербская" икона попала в руки ее родителей Иулании, не обойтись. Но эта задача для будущих искателей истины.

Теперь зададимся вопросом: Что же собой представляет икона Касперской Божией Матери так сказать в материальном плане?

Вот небольшое описание данной иконы: "Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой – мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину.

Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток.

Это описание, уже дает нам важные обстоятельства, позволяющие определить тип иконы и примерный период ее написания, и возможную школу иконописи!

В принципе любой искусствовед или работник музея специализирующийся по древней живописи, взгляну на изображение (фото) Касперовская икона сразу может определить, что она относится к типу икон получивших название "Умиление" (ЕЛЕУСА) или Корсунская.

В этом типе иконографии представлена не просто бытовая сцена взаимного ласкания матери и ребенка – это взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление всечеловеческого греха.

Это соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов; это Христос и Церковь Христова, в которой Богородица представляет собой совершеннейшую из всех рожденных на земле людей.

Иконографический тип "Умиление" или Елеуса (по-гречески Милующая) восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.

Но в исторической науке этот миф давно опровергнут. Ни праволавная и римо-католическая церкви не могут привести доказательств того, что св. Лука является автором одной их сохранившихся икон.

А самые древние иконы, хранящиеся в церквах Рима и на Синае в Пинакотеке монастыря Св. Екатерины, где они счастливо избежали уничтожения в период правления императоров-иконоборцев, датируются VI в.

Из икон типа "Умиление" наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери, икона "Взыграние младенцам, икона "Взыскание погибших", икона "Достойно есть", Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.

Тот факт, что Касперская икона Божией Матери написана масляными красками, говорит нам, что это икона не явно древняя.

Ибо самые древние иконы из числа сохранившихся до ныне. как правило, они написаны на доске восковыми красками – в технике, общей для всего эллинистического мира.

Энкаустика и ее разновидность "восковая темпера" – самая совершенная живописная техника античности. А вот начиная с IX в. техника живописной иконы, то есть исполненной кистью и красками, – исключительно темпера.

Снова справка: Темпера, в строгом смысле слова, это способ смешения краски со связующим веществом.

Краска – это сухой порошок – пигмент. Он мог быть получен при растирании камней (минералов и земель), металлов (золота, серебра, окиси свинца), остатков органического происхождения (корешков и веточек растений, насекомых), высушенных и измельченных, или выварен из окрашенных тканей (пурпура, индиго). Связующее чаще всего – желтковая эмульсия.

Но средневековые мастера могли в качестве связующего применять и эмульсию яичного белка, и камедь, то есть смолу деревьев, и животные и растительные клеи.

ч.2 Первое чудо "Обновление иконы"

Теперь переходим к первому чуду!

"В 1840 году, в феврале, И. Касперова, "имея много горестей", долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались".

Другой же церковный источник этот же факт нам преподносит так:

"Чудное обновление произошло без свидетелей, среди глухой ночи в феврале 1840 года. В своих печалях и нуждах помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом.

Однажды во время такой молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг "стал столь светлым и живым", что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божьей Матери.

Посовещавшись, супруги Касперовы решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божья судила быть иначе!"

Пока оставим наш рассказ о чуде и попытаемся рассмотреть вопрос "Обновления икон" в общем плане и теоретически.

Что нам по этому поводу говорит практика, как критерий истины?

А то, что старые картины и иконы, написанные красками на основе свинцовых белил (масляные краски), со временем темнеют.

Однако, если такое изображение протереть слабым раствором перекиси водорода, которая известна с 1818 г., то образовавшийся под воздействием сероводорода черный сульфид свинца перейдет в бeлoe соединение – сульфат свинца. Картина просветлеет, обновится.

Используя это явление, церковники неоднократно "чудесным образом" "обновляли" иконы, дурача верующих.

Когда икона была написана темперой, а потом покрыта для защиты "олифой", то для ее обновления сначала использовали концентрированный раствор уксуса, а в конце XIX – начале XX в. пользовались для этой цели уксусной эссенцией, прекрасно смывавшей черневший от времени слой олифы, которой всегда покрывалась живопись икон. Как видно, никакого чуда в таком "обновлении" нет.

Но обращает внимание читателей, что иные недобросовестные священнослужители с успехом использовали вышеописанные способы обновления икон.

Для тех читателей, у которых остается сомнение в воможности "ручного" обновления икон или старых картин продолжу приводить доказательства.

Все дело в том, что по технологии изготовления православной иконы, предполагала нанесения на иконы завершающего прозрачного слоя.

Готовился состав по особой технологии из растительных масел, который у русских Иконников назывался "олифой". На раннем этапе истории русского иконописания олифу варили из ввозимого с юга оливкового масла с добавками янтаря. Позже ее стали получать из распространенного на Руси льняного масла

Она придавала краскам особенную яркость и являлась своеобразной защитой живописи от влаги, грязи и легких механических повреждений.

Но, к сожалению, через 50-80 лет "олифа" сама темнела, впитывая копоть свечей и пыль из воздуха. Исходя с утверждения "источников" что икона на 1840 г. Была совергено потемневшей, то мы можем отсчитать от этой даты 80 лет и получим искомую дату написания иколны 1760г.!

Как видите, знание техники написания иконы и несложные математические вычисления позволяют нам установить точную дату написания иконы. Между 1750-1760 годами.

А если судить по схожести типа иконы с уже имевшимся в Российской империи вышеназванным иконам сходного типа, то можно смело утверждать, что и икона не имеет "сербского" происхождения, а написана неизвестным мастером уже в России.

С учетом того, что родители Иулании Касперовой (отец) был приписан к дворянскому сословию Войска Донского, то и писали икону явно русские иконописцы.

Теперь вернемся к истории иконы: "Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных, от иконы бывших, чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее".

Начало им положило полное выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей.

После напрасных попыток излечиться, она по весне 1840 года в сонном видении услышала голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться Св. образу.

Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Касперовой, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.

Про детали, история умалчивает. Констатируется только факт. "После молитвы у иконы все с удивлением обнаружили женщину здоровой.

От сего случая, – говорила госпожа Касперова, – в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление".

Летом 1843 года произошли сразу три "выдающихся" исцеления.

После молитв перед образом Божьей Матери обрёл здоровье крестьянский мальчик из города Херсона Иван Шумков.

До выздоровления 13-летний мальчик страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание.

Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела.

Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием..."

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника о. Зелинкевича, а в то время за идеологию населения вместо КПС отвечала православная церковь, предложил владелице Касперовки перенести икону в церковь.

Надо сказать, что появление" чудотворной "иконы" в сельском храме, способствовало и притоку прихожан, а значит и росту авторитета и "благосостояния" самого отца Зелинкевича!

(празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота. Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины). К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела. По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна (Петровский. 1889. С. 8). Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни (Там же). Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины.

Икона (31×26,5 см) написана красками по холсту, наклеенному на доску, «на манер икон единоверческих или старогреческих и есть… изображение Богоматери, именуемой Корсунской… по сторонам его ниже лика Богородицы и Младенца Иисуса имеются изображения с одной стороны Иоанна Предтечи и с другой великомученицы Татианы» (Там же. С. 9).

В февр. 1840 г. Касперова ночью молилась перед иконой и просила помощи, когда лик Божией Матери просветлел и икона обновилась. Иулиания и ее муж решили не рассказывать о случившемся, однако мн. болящие из окрестных сел стали слышать во сне голос Богоматери, Которая посылала их испросить исцеление у принадлежавшего Касперовым образа. Так, после молитвы перед иконой весной 1840 г. излечилась от паралича левой руки дворянка В. Бурлеева, летом 1843 г.- от падучей болезни 13-летний крестьянский мальчик И. Шумяков и от паралича мещанка М. Смешная, возвратился рассудок крестьянке П. Семипудовой. Овдовев, Иулиания решила полностью посвятить себя молитве и служению иконе, предоставляя приют приезжающим в село паломникам. После того как образ прославился целым рядом чудес, свящ. Зелинкевич предложил перенести его в местную Никольскую ц., что Касперова и исполнила в янв. 1844 г.

Свящ. Зелинкевич сообщил о чудесах от иконы херсонскому благочинному прот. Максиму Перепелицыну, а тот через духовную консисторию доложил Святейшему Синоду. Указом Синода было назначено расследование; 5 окт. 1845 г. духовная консистория предписала Перепелицыну отправиться в Касперовку, исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от находящейся там иконы, а саму икону изъять. Расследование подтвердило случаи исцелений от иконы, однако Касперова и жители села решительно отказались отдавать образ, к-рый остался в деревенской церкви. Икону официально признали чудотворной, она получила название по имени своих владельцев и месту обретения - «Касперовская».

С 1852 г. по ходатайству жителей Херсона икону стали ежегодно приносить в город в праздник Вознесения Господня. Первый крестный ход был совершен 8 мая 1852 г. с особой торжественностью в присутствии свт. Иннокентия (Борисова) , архиеп. Херсонского и Таврического, к-рый особо почитал К. и. Позднее было получено разрешение на учреждение крестного хода с иконой из Херсона в Николаев (29 июня). Маршрут крестного хода, часть которого пролегала по рекам Днепр и Буг на пароходе, разработал свт. Иннокентий. Икона оставалась в Николаеве до 1 авг., когда ее переносили к р. Буг для освящения воды, а затем «прежним порядком» перевозили в Херсон и Касперовку.

В 1854 г., во время Крымской войны, жители Одессы, блокированной вражеской эскадрой, обратились к свт. Иннокентию с просьбой перенести К. и. в городской Спасо-Преображенский собор: «…от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения» (Там же. С. 20). Просьба была удовлетворена; икона находилась в Одессе с 6 авг. 1854 по 20 мая 1856 г. Каждую пятницу перед литургией свт. Иннокентий читал перед иконой составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы; этой иконой он благословлял войска, отправлявшиеся оборонять Севастополь. Перед К. и. давали обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

После взятия Севастополя англо-франц. эскадра направилась к Одессе. 1 окт. 1855 г. свт. Иннокентий совершил молебен на Соборной пл. и осенил город иконой. На следующий день неприятельский флот без видимых причин ушел. В благодарность за избавление города свт. Иннокентий решил «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября - праздником священнейшим» (Там же. С. 23). По окончании войны икона была возвращена в Касперовку, а с 1858 г. ежегодно 1 окт. ее переносили в Одессу, где она находилась до среды Пасхальной седмицы. Затем К. и. возвращали в Касперовку, в праздник Вознесения Господня по-прежнему ее носили в Херсон и Николаев. В благодарность за чудесное спасение Одессы иконе были пожертвованы драгоценные камни на ризу, к-рая была заказана московскому худож. Сазикову и стоила 7 тыс. р. (Яций. 2003. С. 18).

Во время пребывания в одесском соборе К. и. находилась близ правого клироса в Никольском приделе. В ночь на 29 февр. 1872 г. икона была похищена из запертого собора и найдена лишь 20 марта на приморской даче ресторатора Донати, где преступники закопали святыню (Херсонские ЕВ. 1872. № 6. С. 168). Подлинность обнаруженной иконы была удостоверена по «золотой дщице» на свитке Младенца, листу слюды на лике Богоматери и малиновому бархату на оборотной стороне (Петровский. 1889. С. 24). Похитителей не нашли, была сделана новая риза. В 1878 г. обществом Красного Креста в Одессе была создана община сестер милосердия, названная в честь чудотворного образа.

С К. и. связывают избавление Одессы от тур. флота в окт. 1914 и марте 1915 г., в период первой мировой войны. В 1915 г. состоялся крупнейший крестный ход с иконой по железной дороге, во время к-рого она впервые посетила мн. населенные пункты Херсонской епархии (Иванов. 1915). Крестные ходы с К. и. были прекращены в 1918 г., с тех пор чудотворный образ постоянно пребывал в одесском Спасо-Преображенском соборе.

В 1922 г. в с. Гнилякове (ныне с. Дачное Одесской обл. Украины) и соседних деревнях началась эпидемия холеры. Настоятель Покровской ц. с. Гнилякова прот. Михаил Федотьев посоветовал местным жителям испросить помощь у К. и. 13 июля икона была принесена в Гниляково крестным ходом, на центральной площади был совершен молебен, после чего эпидемия прекратилась (Яций. 2003. С. 32). В 1936 г. Спасо-Преображенский собор Одессы был разрушен и К. и. перенесена в Успенский собор города.

С сер. XIX в. К. и. стали посвящать храмы. Первой была церковь в г. Ананьеве Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины.

В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни - в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг - в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл.

Лит.: Знаменский И. М., прот. О Касперовской иконе Божией Матери. Од., 1877; Петровский С. В., свящ. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; [Овцын]. Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин Е. Богоматерь. С. 626-627; Яций А. М. Чудотворная икона Божией Матери Касперовская. М., 2003; он же. Чудотворные иконы Божией Матери Одесской епархии. Од., 2008. С. 343; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2006. Ч. 1. С. 98-101.

А. А. Климкова

12 июля (29 июня по старому стилю), 14 октября (1 октября) и в среду Светлой седмицы
икона БогоМатери «КАСПЕРОВСКАЯ»


Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»


О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступ­нице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво­их, и вознеси молитвы наша ко Престо­лу Бога, Сына Твоего, да милостив бу­дет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе­гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, моля­щихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бде­ние о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим бла­годушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и при­зри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милости­ва нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и по­каянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми свя­тыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпо­же, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогу­щей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и при­сно и во веки веков. Аминь.


Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»


Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.


Кондак, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с ли­ки святых невидимо за ны молится Богу Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Небольшая икона Богородицы, написанная на холсте, наклеенном на доску, в Россию попала из Трансильвании (Румыния), откуда её в конце XVI века привёз серб, поселившийся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии. В то время по приглашению русского правительства многие сербы переезжали на юг России для охраны её рубежей. Икона передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой. К тому времени Касперовская икона Богородицы обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо.
В феврале 1840 года помещица Касперова в минуту скорби ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией Матери и вдруг увидела, как лик Богородицы просветлел, и икона обновилась. С тех пор от Касперовой иконы БогоМатери стали проистекать исцеления, и народ признал её чудотворной. Специально собранная беспристрастная комиссия официально признала действительность всех чудотворений. К Касперовой коне стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.
Во время Севастопольской войны 1853–1855 годов при осаде Одессы неприятельским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону из Касперова в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября осада была снята. С тех пор было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постояно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.
Касперовский образ схож с КОРСУНСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы.