Поправки в полисе осаго. Штрафы при вождении без полиса. Что делать если ремонт по страховке сделали плохо

Поправки в полисе осаго. Штрафы при вождении без полиса. Что делать если ремонт по страховке сделали плохо

В Государственной Думе в четверг, 13 сентября 2018 года, прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию реформы обязательного страхования (ОСАГО). Какие масштабные изменения в законе об ОСАГО ждут водителей?

Новые изменения в ОСАГО с сентября 2018 и с января 2019: автомобилистов ждет масштабная реформа!

Российских автомобилистов ждет масштабная реформа ОСАГО . ЦБ и Минфин совместно работают над изменением тарифов ОСАГО , размером страховых выпла т, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования. Подробнее о реформе.

Как определяется стоимость ОСАГО

Сейчас цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в вилке 3432–4118 рублей с учетом:

  • стажа и возраста водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.

Что предложил изменить ЦБ?

  1. Центробанк планирует расширить базовый тариф на 20% вниз и вверх. Тогда для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка составит от 2746 до 4942 рублей. Для мотоциклистов показатель снизится на 10,9% и составит от 649 до 1407 рублей. А базовые тарифы для машин юридических лиц уменьшатся на 5,7% - до ставки 2058–2911 рублей.
  2. Также регулятор предлагает изменить КБМ и перейти на годовой порядок расчета. Сейчас коэффициент рассчитывается на дату окончания последнего договора ОСАГО. Одновременно за каждым водителем закрепят страховую историю. Сейчас один человек может иметь несколько КБМ - например, и как водитель, и как владелец транспортного средства. Если у автомобилиста в базе данных Российского союза страховщиков указано несколько значений КБМ, то ему присвоят наименьшее из них.
  3. Еще одним нововведением станет увеличение числа коэффициентов, учитывающих возраст и стаж автомобилистов . Водителей разделят на 50 категорий, при этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным - повысят.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) полностью поддержала предложения ЦБ.

Какие поправки разработал Минфин?

Основной концепцией поправок Минфина остается введение трех вариантов страховой суммы и новых сроков страхования - на три года вместо одного сейчас.

Также ведомство предложило отменить коэффициент по мощности автомобиля и региональный и создать новые. Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге - нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

Кроме того, власти уточняют, что цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

А изменения повлияют как-то на оформление договоров?

Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ЦБ изменил порядок заключения электронного договора ОСАГО.

  • технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
  • электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
  • на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
  • ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
  • документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.

Центробанк рассчитывает, что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничеств.

Когда введут изменения?

Изменения, касающиеся тарифообразования и классификации водителей по возрасту и стажу, ЦБ изначально планировал ввести еще летом 2018 года. В итоге регулятор отложил реализацию мер и вынес их на публичное обсуждение в Госдуму и Совет Федерации до конца сентября.

А вот второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на 2019 год. Минфин рассчитывает внести законопроект в Госдуму уже осенью, сообщил ТАСС источник на страховом рынке. В самом ведомстве сроки не уточняли.

Зачем нужны парламентские слушания?

В Государственной Думе в четверг, 13 сентября 2018 года, прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию реформы обязательного страхования (ОСАГО).

Парламентское обсуждение уже дало результаты:

  • ЦБ готов рассмотреть возможность расчета денежной выплаты по ОСАГО исходя из цены новых запчастей.

Это предложение поддержал и Минфин. Сейчас возмещения рассчитываются с учетом износа, то есть вычета из выплаты за то, что старые детали меняют на новые. А вот при выплате в натуральной форме, то есть путем ремонта, износ не учитывается.

  • Регулятор согласился с идеей ввести видеофиксацию процесса продажи полисов ОСАГО.

Озвучивший предложение глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков считает, что это поможет в борьбе с навязыванием услуг и нарушениями при продаже.

Хотя страховщики выступили против, так как для компаний это обернется большими дополнительными расходами. Тем более, по их словам, возможность видеосъемки есть и сейчас, но ею никто не пользуется.

Цель реформы?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

За год власти планируют обсудить с экспертами возможность введения новых параметров ОСАГО - возраст автомобиля, его экологические характеристики, марку и другие.

Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.

Что ждать водителям?

Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы .

Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг.

Кроме того, нововведения помогут «очистить» рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

ОСАГО запишут на камеру. В Госдуме обсудили тарифную реформу

В четверг в ходе парламентских слушаний по ОСАГО ЦБ и Минфин поддержали предложения депутатов о введении обязательной аудио- и видеофиксации покупки полиса и об отказе от учета износа деталей при денежных выплатах по страховке. Это неприятно удивило страховое лобби, представители которого заявили, что такие новации увеличат издержки компаний и затормозят ремонтную реформу. С необходимостью менять тарифы ОСАГО согласились все участники слушаний, однако и тут ожидания участников рынка могут не оправдаться: ЦБ намерен ориентироваться при новой тарификации на страховые итоги первого полугодия, а по ним выплаты снизились на 36%.

В Госдуме состоялись парламентские слушания по тарифной реформе ОСАГО . Напомним, ЦБ анонсировал расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз и реформу коэффициентов, влияющих на цену полиса. Регулятор решил провести широкое обсуждение потенциально непопулярной реформы до ее старта (ожидается уже этой осенью). В ходе парламентских слушаний стало ясно, что приготовленными обновлениями в ОСАГО дело не закончится.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что «есть вопросы, связанные с учетом износа автомобилей при денежном возмещении». Речь идет о том, что сумма возмещения, выплачиваемого страховщиками на ремонт, бывает недостаточной. Поясним, с конца апреля 2017 года автовладелец может получить выплату ремонтом, и в этом случае износ не учитывается. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в среднем натуральное возмещение на 25% выше денежной выплаты из-за калькуляции с учетом новых деталей. В настоящий момент 13% всех возмещений по ОСАГО осуществляется ремонтом.

Кроме того, господин Аксаков назвал интересным предложение главы совета регионального отделения «Справедливой России» в Крыму Виктории Билан ввести обязательную аудио- и видеофиксацию при продаже ОСАГО. Госпожа Билан рассказала, что на полуострове не работают страховщики, от их имени действуют агенты, сами компании не хотят продавать ОСАГО: «Идут на различные ухищрения - нет бланков, зависла программа и так далее».

Эти идеи поддержал зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его словам, участники рынка «созрели для обязательной аудио- и видеофиксации» продаж, кроме того, ЦБ готов обсуждать изменения в ОСАГО , по которым при оплате деньгами убытка расчет может строиться из калькуляции новых запчастей. Он также сообщил, что ЦБ обсуждает введение контроля за агентами страховщиков, чтобы избежать навязывания автовладельцам дополнительных услуг. Кроме того, проверки ЦБ выявляли факты установления «заглушек» на сайтах продавцов, которые не давали оформить электронный полис.

Предложения поддержал и замминистра финансов Алексей Моисеев. Страховщики же высказались резко против. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, обязанность видеофиксации увеличит издержки. «Это большие затраты. У нас в правилах профдеятельности союза уже два года существует норма о праве потребителя записывать аудио и видео, если страховщик отказывает в продаже. За это компании грозит штраф 50 тыс. руб. Но страховщиков, которых мы за это оштрафовали,- единицы. Потому что автовладельцы этим не пользуются»,- пояснил он.

Представители страхового сообщества предлагают сосредоточиться на ранее анонсированных Центробанком изменениях в тарифах ОСАГО и не нагружать реформу новыми изменениями. По словам президента РСА Игоря Юргенса, введение электронных продаж уже привело к снижению тарифа ОСАГО на 5–7%. По итогам тарифной реформы, ожидает президент союза, страховщики выйдут на стоимость полиса с учетом персональных характеристик водителя.

Впрочем, ожидания страховщиков от пересмотра тарифов может омрачить последняя статистика ЦБ. Как говорится в августовском письме зампреда Центробанка Владимира Чистюхина Анатолию Аксакову (есть в распоряжении), «в целях получения наиболее объективной информации по обязательному страхованию необходимо рассматривать статистические данные, включая показатели за первое полугодие 2018 года». Как следует из данных ЦБ, выплаты по ОСАГО за этот период снизились на 35,8%, до 66,5 млрд руб. Как пояснил директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния, несмотря на это снижение, регулятор сохраняет планы по расширению тарифного коридора.

14.01.2017 | 12:00 Обновлено: 29.05.2018 4860

Как внести изменения в полис ОСАГО: пошаговая инструкция + образец доверенности и разбор конкретных ситуаций

Всем привет, это Кулик Илья! Вы не сообщили страховой свой новый номер телефона? Ну все, вам … ничего не будет. А ведь его вы тоже указывали при оформлении страховки, верно? Когда внесение изменений в полис обязательно, а когда на это можно «забить», а также как это делается, каков порядок этой процедуры – об этом в сегодняшней статье.

Согласно п.8 ст. 15 Федерального закона «Об ОСАГО» обо всех изменениях данных, указанных при заключении договора ОСАГО, произошедших в период его действия, страхователь обязан сразу же сообщать своему страховщику письменно.

То есть не только сведения, указанные в бланке полиса, но и номер паспорта или телефона, указанного при оформлении страховки.

Правда, срок, в который надо внести изменения не ограничен, как и наказание за игнорирование этого пункта. Нет таких статей, которые предусматривали отказ в страховой выплате или аннулирование КБМ регресс или другое какое наказание, если об изменениях, произошедших во время действия «автогражданки», страховщику не сообщили.

Примечание. За предоставление неверных данных при заключении договора применяются меры вплоть до признания страховки недействительной.

Когда без последствий не обойдется

Особняком стоят ситуации, когда из-за произошедших изменений поменялась вероятность наступления страхового случая. Вслед за ней меняется и сумма страхового взноса. Это, например, смена места жительства, периода использования автомобиля, количества водителей.

Кроме того, если водитель, управляющий автомашиной, не вписан в страховку, или на ТС передвигаются не во время периода использования, указанного в полисе, предусмотрена административная ответственность и регресс при наступлении страхового случая.

Почему обо всех изменениях надо сообщать

Не знаю, насколько надо сообщать о новом номере телефона. Это, по-моему, уже лишнее.

Да и изменения, касающиеся информации, указанной в бланке полиса (другая фамилия, новые водительские права), чисто теоретически не повлекут серьезных последствий, например, отказа в возмещении при страховом случае.

Но, во-первых, при каждом общении с более-менее сотрудниками ГИБДД придется объяснять расхождения в данных между полисом и другими документами. Во-вторых, может придраться и страховщик, особенно если новые сведения обнаружатся при просьбе выплатить вам по страховке.

Что делать, чтобы внести изменения?

При изменении тех или иных обстоятельств и документов не поленитесь добраться до офиса «своей» страховой компании, и попросить внести новые сведения. Причем они вносятся не только в бланк полиса, но и в электронную базу.

Делается это бесплатно, кроме случаев, когда от указанных вами обстоятельств (к управлению авто допускается неопытный и/или молодой водитель, переезд в другой регион) изменится риск наступления страхового события. Тогда вполне обоснованно вам придется доплатить определенную сумму, рассчитанную строго в соответствии с правилами, или часть заплаченной премии вернут вам.

Как вносятся изменения

Правилами предусмотрены два варианта закрепления новой информации, внесенной в страховку:

  1. запись на старый бланк в раздел «Особые отметки»;
  2. выдача нового бланка полиса.

В первом случае, кроме сути поправок, указывается дата и время записи, подпись сотрудника и печать организации. Полис с изменениями возвращают вам, а его копию страховщик оставляет себе вместе с заявлением.

Во втором случае оформляется новый полис, с сохранением срока действия старого и всех неизменяемых условий договора. Оригинал старого полиса забирается страховщиком, на новом указывается номер старого и дата переоформления. Новый полис вам обязаны выдать не позже чем через два дня, но обычно это происходит сразу в день обращения.

Примечание. Если вы потеряли бланк полиса, то перед тем как внести изменения вам обязательно выдадут дубликат утерянного.

Все сообщенные изменения обязательно вносятся страховщиком в течение пяти рабочих дней в информационную систему (АИС) ОСАГО.

Как внести изменения. Пошаговая инструкция

Все изменения производятся в офисе страховой фирмы, в которой оформлялась «автогражданка» (про особенности электронной страховки смотри подзаголовок «Внесение изменений в электронный полис ОСАГО» ниже). Конечно, необязательно ехать в тот же филиал, обращаться можно в любое отделение.

Ни в коем случае ничего не меняйте самостоятельно в страховке ОСАГО. Даже если это одна буква в фамилии, или подобная «мелочь», а уж тем более нельзя вписывать новое время периода использования или добавлять водителя. Это может быть расценено как подделка документа. А за это предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная. И, конечно, никакой силы эти «изменения» иметь не будут.

Шаг первый – пишем заявление в страховую

Итак, для смены данных в полисе ОСАГО вам потребуется письменно уведомить страховую. Делается это путем подачи заявления. Принимается оно от страхователя или лица, имеющего нотариально заверенную доверенность. Образец, рекомендованный РСА для всех страховых, можно скачать .

В каждой страховой могут быть свои бланки, несколько отличающиеся от приведенного. Они выдаются при обращении. То есть самому предварительно заполнять ничего не надо. Просто приехали в офис СК, сказали, что надо изменить данные, вам выдадут бланк, подскажут как правильно заполнить или сами забьют данные в компьютер и распечатают уже готовое заявление.

Шаг второй – подаем документы

Из документов вам потребуется следующий список:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • копия и оригинал доверенности, если заявляет не страхователь;
  • оригинал полиса;
  • заявление на внесение изменений;
  • документ, подтверждающий вносимые изменений, если он должен быть.

Можно и нужно попросить копию заявления с отметкой о получении его страховщиком.

Шаг третий – получаем новую страховку

В зависимости от типа фиксации новых данных вам отдают старый бланк с отметками или новый полис. В некоторых случаях может потребоваться доплатить страховую премию или вам вернут через кассу или на карточку ее часть. Вот и все.

Доверенность на внесение изменений

Подавать заявление на изменение данных страховки, в том числе и вписывать других водителей, может только страхователь (не собственник!) или лицо, получившее от него доверенность. Если предполагается получить деньги от страховщика, например, часть уплаченной страховой премии, то доверенность должна быть заверенной у нотариуса. В противном случае эта бумага может быть оформлена и в простой письменной форме.

Не исключено, впрочем, что в некоторых страховых от вас в любом случае потребуют документ, заверенный нотариусом. Доказать своё право провести процедуры по рукописному документу, скорее всего, получится только через суд, поэтому в такой ситуации, как мне кажется, проще всего будет согласиться с требованием СК.

Кстати. Право на внесение изменений в полис ОСАГО от лица доверителя может быть включено в генеральную доверенность.

Образец доверенности

Так как к нотариусу придется в любом случае идти для заверения документа, то лучше будет, если его оформить на бланке нотариуса. Вы не первый, которому нужна такая доверенность, поэтому у нотариуса наверняка будет заготовка текста доверенности. Заполнение доверенности нотариусом избавит вас от возможных ошибок.

Дополнительной платы это не потребуют, но оформленный на форменном бланке написанный по всем правилам текст будет выглядеть совсем по-другому, чем написанный от руки.

Иногда бывает нужным самостоятельно написать доверенность, например, если нотариус раньше не сталкивался с подобными документами. Также в любом случае полезно знать, что указывается в такой доверенности. Доверять нотариусу можно и нужно, но проверять тоже не помешает. Поэтому .

Что еще писать в доверенности

В доверенности обязательно указываются действия, которые по ней разрешаются. Причем они могут быть как конкретные (вносить изменения в договор [полис] обязательного страхования), так и общие (представлять интересы доверителя в страховой компании). Если планируется получить часть страхового взноса, это должно быть прописано отдельно.

Если в доверенности не прописан срок ее действия, то он считается равным одному году. Максимальный срок – три года.

Внесение изменений в электронный полис ОСАГО

Пунктом 1.10 Правил ОСАГО предусмотрено внесение поправок в электронную страховку как в электронном виде, так и в офисе компании, с выдачей уже полиса на бумажном бланке.

С другой стороны, в п. 8 ст. 15 Закона об ОСАГО сказано, что об изменениях, касающихся данных полиса нужно уведомлять письменно.

В общем, сейчас эта возможность различна в зависимости от компании. В Росгосстрахе, например, в личном кабинете, через который осуществляется покупка электронной «автогражданки», никакие изменения внести нельзя, а в Ингосстрахе можно изменить ограниченное число параметров через интернет.

Поэтому, если нужно изменить данные в , скорее всего, придется ехать в офис компании. И делать все так же, как и при внесении уточнений в обычный полис. Но с изменениями вам уже выдадут полис на бланке, т. е. страховка перестанет быть электронной.

Как мне кажется, в дальнейшем общение со страховой онлайн будет распространяться все больше и больше.

Какие данные в полисе поменять нельзя

В правилах обязательного страхования прописаны те данные, замена которых не допускается. Это:

  • застрахованное транспортное средство (не его ПТС или номера, а именно само ТС);
  • страхователь (меняются не данные страхователя, а само лицо);
  • срок страхования (первая графа на бланке полиса).

Для изменения указанных пунктов потребуется расторжение действующего и заключение нового договора «автогражданки».

Важно. Обратите внимание, что страхователь меняться не может, а вот собственник вполне.

То есть новый договор придется заключать:

  • если вы хотите застраховать другую машину ;
  • если хотите, чтобы страхователем был другой человек ;
  • если у вас была временная страховка (для следования к месту регистрации или техосмотра ТС), а вы хотите заключить обычную или наоборот (а также изменение срока страховки на авто, зарегистрированное за рубежом).

Разбор отдельных случаев

А сейчас я расскажу об особенностях внесения конкретных изменений в страховку «автогражданки». Конечно, это неисчерпывающий список. Но про наиболее часто встречающиеся случаи я расскажу.

Добавление нового водителя

Это одна из наиболее частых причин внесения изменения в полис ОСАГО. При добавлении водителя может потребоваться внесение дополнительной платы. Кроме документов, общих для внесения изменение потребуются права и паспорт лица, вписываемого в полис.

Как рассчитывается страховая премия

Размер страхового платежа меняется в зависимости от нескольких коэффициентов, в число которых входят: и . Оба они зависят от конкретного водителя.

Первый из них зависит от срока, в который человек не попадал в ДТП по своей вине. Второй – от возраста и стажа водителя. Чем эти показатели меньше, тем этот коэффициент больше и наоборот. Всего есть четыре значения КВС, рубежами приняты 22 года от роду и 3 года стажа.

Причем коэффициент, по которому будет рассчитана стоимость страховки, определяется по человеку, имеющему наименьший возраст и стаж, из всех, вписанных в полис. Тоже относится и к КБМ. Определяется по водителю с наименьшим классом и, соответственно, максимальным КБМ.

Поэтому если для добавляемого водителя значение КВС или КБМ будет больше, чем у уже записанных в страховке, потребуется доплата.

Изменение периода пользования

Если вы при заключении договора «автогражданки» указали период использования ТС меньше срока действия страховки, а потом решили увеличить период использования, обязательно надо указать соответствующие данные в полисе.

Причем согласно п. 1.9 Правил обязательного страхования сделать это надо до окончания указанного в бланке периода.

Смена водительских прав

При смене водительского удостоверения (ВУ) также потребуются изменения в страховке, так как номер водительских прав указан на бланке. Из дополнительных документов нужно будет только новое водительское удостоверение.

Впрочем, на оборотной стороне новых прав в графе 14 обычно указывается номер старого водительского удостоверения. При наличии этого номера не должно возникнуть проблем ни при проверке документов сотрудниками ГАИ, ни при общении со страховой в будущем (например, при оформлении новой страховки).

Честный страховщик при обращении в базу РСА введет номер старых ВУ, указанный на новых, то есть вы будете идентифицированы по старым правам с сохранением всей вашей страховой истории и КБМ.

Но некоторые страховщики придираются к тому, что номер действующих водительских прав не совпадает с прописанным в бланке полиса. Поэтому при замене прав лучше доберитесь до страховой и попросите внести в полис номер нового ВУ. Если на новых правах почему-либо номер старых не указан, обращение в страховую становится обязательным.

Смена места жительства

Конечно, имеется в виду смена прописки. Потребуется документ, в котором будет указано новое место жительство, обычно паспорт.

Размер страховой премии может как увеличиться, так и уменьшиться, так как на него влияет (КТ). То есть придется доплатить, или, наоборот, часть уплаченной премии вам вернут.

Примечание. При расчете КТ учитывается место жительства не страхователя, а собственника.

КТ разный не только для различных регионов, но и для отдельных городов. Например, для Волгограда это 1.3, для Волжского -1.1, Камышина и Михайловки – 1, для остальной Волгоградской области – 0.7. Как видите, в пределах одной области применяются 4 различных коэффициента. И так везде.

Поэтому при переезде обращение в страховую будет обязательным. Даже если смена места жительства не влечет применение другого КТ (например, переезд в пределах одного города), то, не поленитесь уведомить страховую о смене прописки, тем более, что по закону вы должны это сделать.

Замена ПТС

При замене ПТС также требуется замена полиса, так как в страховке его номер указывается. Естественно, потребуется предоставить новый ПТС. Процедура бесплатна.

Замена госномеров

Государственные регистрационные знаки тоже указаны в полисе, поэтому своевременное обновление записи в полисе поможет избежать недоумений не только со страховщиком, но и при разговоре с гаишниками.

Смена госзнака – не замена автомобиля, поэтому требуется только внесение изменения страховку, но никак не оформление нового полиса.

Если страхуется авто, еще не поставленное на учет, то номерной знак не вписывается в соответствующую графу полиса. После получения номеров надо в течение трех дней сообщить страховщику об этом, и он внесет запись в страховку.

Смена личной информации

Если вы меняете фамилию или другие персональные данные, то кроме поправок в полис ОСАГО вам понадобится заменить или внести поправки во все документы на авто.

Так что в страховую обращаться лучше после того, как у вас будут уже права, СТС, ПТС с новыми данными. Тогда сразу можно будет внести и их номера.

Примечание. В некоторых подразделениях МРЭО требуют страховку с новыми персональными данными. Тогда придется навестить страховую дважды: в первый – поменять в полисе фамилию, во второй – данные документов на авто.

Страховая премия не изменяется, поэтому и плата не потребуется.

Смена собственника транспортного средства

Прописать нового собственника ТС в полисе, как это ни странно, возможно. Но страхователь остается прежним. И, конечно, просить заменить информацию в полисе может только он (или лицо, имеющее доверенность от него). Из документов потребуется договор купли-продажи и удостоверение личности нового собственника.

То есть если вы купите подержанную машину, и договоритесь с ее бывшем владельцем, вполне возможно, вписание вас как собственника в старый полис. Страхователь же останется тот же.

Примечание. При страховом случае, возмещение получает собственник, а не страхователь

В то же время смена собственника – это основание для досрочного прекращения договора «автогражданки». Часть внесенной страховой премии, вернут страхователю, пропорционально времени, оставшемуся до окончания страховки.

Но расторгать договор, при смене собственника – это право, а не обязанность страхователя.

  • ни в коем случае не вписывайте что-либо в полис ОСАГО самостоятельно;
  • не откладывайте с сообщением страховщику изменившейся информации;
  • попросите выдать копию заявления с отметкой о принятии;
  • не соглашайтесь на предложение страховой о заключении нового договора , если по закону нужно только внести изменения.

Заключение

Внесение изменений в полис – одна из самых простых процедур. Обычно она не вызывает никаких проблем, в том числе со стороны страховой. В большинстве случаев она бесплатна.

А вам приходилось обращаться в страховую чтобы поменять информацию в договоре «автогражданки»? Насколько гладко все прошло? Если при внесении новых данных в страховку вы встретились с какими-то неординарными обстоятельствами, вы просто обязаны рассказать сейчас о них в комментариях.

Если же есть вопросы — задавайте.

Видео-бонус: 5 случаев жести во время прямого эфира:


А я на этом заканчиваю. Оформляйте подписку на мой блог, делитесь ссылками на статью в соцсетях посредством кнопок ниже. До новых встреч на страницах блога.

На фото Мазда CX-5. Взял тут: drive2.ru/r/mazda/1260764

Еще по теме:

Комментариев к статье: 36

    Галина

    25.07.2017 | 08:58

    Оказывается все ОЧЕНЬ просто!!! Ха-ха-ха!!!

    Мне в полис ОСАГО не могут внести дополнительно водителей 2 (!) недели. Полис Электронный. В офисе на месте это делать отказываются-надо ехать в город. Это 450 км по сопкам (7 часов в одну сторону). Нормальная прогулка (поездка).

    Причем никаких доплат за водителей брать не надо, стоимость полиса не меняется не на копейку. А в службе поддержки говорят, что нас таких желающих внести изменения ОЧЕНЬ много.

    Тамара

    12.09.2017 | 15:12

    Выписали электронно,город 400 км ближайший где можно сделать изменение,при выписке,девочка ошиблась и внесла в место моего имени другое!Все остальное совпадает!Я по уходу за больной мамой,сделать изменения не могу!Отдала документы знакомым,они отстояли очередь,попали в гл.офис,а им сказали,ТОЛЬКО СОБСТВЕННИК,или ген.доверенность!Неужели такая проблема изменить данные!Ведь кроме имени ВСЁ правильно!Не вносить,не менять ничего не надо!

    виктор

    01.10.2017 | 22:03

    Я собственник авто, сын пошел оформлять осаго, взял все необходимые документы (раньше в старом полисе я был страхователь и собственник) чтобы сделать полис где в графе страхователь были его данные. Девушка по ошибке выписала такой же полис с моими данными, а сын расписался в полисе, получается так: в полисе я страхователь, собственник а подпись сына стоит. Вопрос что делать? Действителен ли полис? как не попасть в просак, что они должны изменить? Спасибо!

    наталья

    20.10.2017 | 16:10

    Как внести в полис VIN?

    При оформлении полиса внес всю информацию, включая VIN. А когда получил файл полиса,

    оказалось что VIN ОТСУТСТВУЕТ. Так и пропечатано.

    В ПТС VIN есть, в диагностической карте VIN есть, а полисе VIN ОТСУТСТВУЕТ.

    Как исправить?

    Дамир

    06.11.2017 | 01:13

    На сайте Ренессанса прямо сказано, что для внесения изменений в полис ОСАГО достаточно простой письменной формы доверенности.

    >Не исключено, впрочем, что где-нибудь вы и сможете найти офис, в котором внесут >изменения в полис по доверенности, оформленной в простой письменной форме.

    >Но компетентность таких работников сомнительна.

    А то вот эта фраза становится направленной в адрес автора статейки.

    Александр

    08.12.2017 | 20:21

    Подскажите пожалуйста такая ситуация, я раньше не знал о том что нужно вносить изменения о замене водительского удостоверения сейчас столкнулся с такой проблемой что с новыми правами мне отказывали страховать мой автомобиль и еще Чтобы не терять коэффициент брокер застраховал мне на старые данные сказал что прийти через недели 2 в свою страховую и внести изменения в полис ОСАГО на страховой мне категорически отказывается внесение изменений мотивируя это тем что что страховка изначально делалась не на те данные и и это вообще незаконно,говорит то вообще вправе аннулировать мою страховку без выплаты каких-либо денег Подскажите как быть и Как внести изменения в полис Осаго

    Евгения

    24.12.2017 | 21:16

    Здравствуйте! мне нужно было в электронном полисе внести изменения.я съездила 18.12 в область(360 км) ,мне выдали новый бланк с учетом моих изменений. по приезду домой поверила на сайте рса там указано,что полис выдан альфа страхованием,но не указаны даты начала и окончания действия полиса. что же делать? могут ли быть у меня в дальнейшем проблеммы из-за этого? при проверки прежнего полиса(который заменили) все данные были

    Михаил

    30.01.2018 | 17:39

    Здравствуйте!! Подскажите пожалуйста! В октябре 2017 года закончилась страховка,оформил новый полис.А в конце декабря менял водительское удостоверение в связи с окончанием срока действия.Теперь надо внести изменения в страховой полис а страховщик отправляет в головной офис в другой город для внесения изменений.правомерно это????? За ранее благодарен!!!

    Марина

    08.02.2018 | 14:24

    Добрый день! Оформила электронный полис ОСАГО в офисе рядом с моторэр.

    Ввиду того, что я получила новые права при расчете цены пишут — 3 класс, а в действительности 11 (по предыдущим правам, выплат и дтп не было после замены прав). Было предложено оформить полис с указанием номера старых прав. Привязать новые не могли к скидке, так как сказали, что на данный момент у вас нет действующего страхового полиса. Спустя неделю поехала в центральный офис, чтобы внести изменения. Мне было отказано, и полис признали не действительным, сумму оплаченную за полис также не возвращают. Подскажите пожалуйста какой выход из данной ситуации?

    Дмитрий

    27.02.2018 | 10:45

    Добрый день. Есть ли срок для страховой компании при моем обращении и присвоении номера моей заявке, о внесении изменений в электронный полис ОСАГО?

    Полина

    28.02.2018 | 19:20

    Добрый вечер! Ситуация такая. При оформлении полиса ОСАГО не верно был указан собственник(ошибка сотрудника)машина попала в ДТП и теперь страховая отказывает в выплате. Данный полис был расторгнут, в связи с чем опять же со слов страховой данные изменить мы в нем не можем. При расторжении полиса также сотрудник не увидел данную ошибку, не исправил ее и благополучно вернул часть средств ща полис. Что делать? теперь получается замкнутый круг, ошибках в полисе по вине сотрудника, изменить данные компания отказывается, а выплату в итоге не получаем мы. По ДТП установлена обоюдная ответственность.

    Татьяна

    02.04.2018 | 09:33

    Добрый день! У меня такая ситуация, я являюсь собственником автомобиля, по прав не имею. Всё время страхователем был супруг, доп.водителем вписывали сына. в марте этого года полюс переоформляли электронно на сайте и автоматически система поставила страхователем меня а мужа и сына поставили как водителей. Сумма страховки не изменилась по сравнению с прошлым годом, т.е расчёт велся с учетом КБМ мужа. Скажите при страховом случае не будет ли это ошибкой.

    zlatakroma

В 2018 году вступают в силу новые поправки в условия и правила автострахования. Некоторые из них начинают действовать уже с января, другие - в течение года. Так, например, изменяется стоимость ОСАГО в зависимости от стажа водителя, вводятся новые средства защиты от мошенников, увеличивается «период охлаждения» и сумма выплат по Европротоколу, а таксистам, скрывшим своё место работы, больше не будут выплачивать компенсации за ДТП.

  • Что за новая защита от мошенников?

    С 1 января 2018 года была введена новая форма полиса ОСАГО: она была дополнена QR-кодом. По сообщению Российского союза автостраховщиков (РСА), это поможет отличить легальные полисы от подделок. К тому же можно будет легко установить, является ли полис участника ДТП действительным, даже без участия ГИБДД.

    Кроме того, с помощью QR-кода можно перейти на сайт РСА и узнать всю информацию о полисе (страховую компанию, номер и дату выдачи документа, срок его действия, а также имена страхователя и владельца, марку и модель автомобиля и другие данные). При этом действующая ранее форма полиса может использоваться страховщиками вплоть до 1 июля 2018 года.

  • Для чего увеличили «период охлаждения»?

    «Период охлаждения» - это время, в течение которого можно «безболезненно» отказаться от страховки и вернуть за неё деньги. С 1 января 2018 года этот период вырос с 5 до 14 дней. Это сделано для удобства граждан: если вместе с автогражданкой вам навязали ещё и страховку жизни или квартиры, то у вас есть две недели, чтобы одуматься и отказаться от неё.

  • А что там с таксистами?

    Верховный суд РФ разрешил страховщикам не выплачивать деньги таксистам за ремонт авто. Однако речь идёт лишь о тех водителях, которые при заключении договора не сообщили о том, что используют машину в коммерческих целях.

    ОСАГО для таксистов стоит значительно дороже, чем для других автовладельцев, и тарифы для них рассчитываются по другим схемам. Это связано с тем, что таксисты намного больше передвигаются по городу, чем другие водители, и, следовательно, риск попасть в ДТП у них намного выше. Именно поэтому, если будет доказано, что в момент аварии вы использовали своё авто в качестве такси, вам придётся оплачивать ремонт из своего кармана или требовать возмещения ущерба напрямую от виновника аварии.

  • Намного увеличили выплаты по Европротоколу?

    С 1 июня 2018 года сумма максимальной компенсации при оформлении ДТП по Европротоколу будет увеличена в два раза: с 50 до 100 тысяч рублей. Напомним, что для получения выплаты должно быть выполнено несколько условий:

      в ДТП нет пострадавших;

      повреждены только два автомобиля;

      у обоих участников действителен полис ОСАГО;

      виновник ДТП установлен, и этот факт принят обеими сторонами. При наличии разногласий без ГИБДД обойтись не удастся.

  • Как изменятся цены на автогражданку?

    Изменения в стоимости страхового полиса начали действовать уже с начала 2018 года. Его цена зависит от возраста водителя и его стажа:

      для водителей 22 - 24 лет с водительским стажем 5 - 6 лет полис подорожал на 55%;

      для водителей 25 - 29 лет с водительским стажем 5 - 6 лет полис подорожал на 31%;

      для водителей 25 - 29 лет с водительским стажем 7 - 9 лет полис подорожал на 22%;

      для водителей от 49 лет с водительским стажем 14 лет и больше действует скидка 34%.

    К тому же стоимость страховки теперь сильно зависит от количества штрафов: чем больше нарушений у водителя, тем больше его коэффициент и, соответственно, цена полиса.

  • Это всё или будут ещё какие-то изменения?

    В январе 2018 в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому штраф за езду без полиса ОСАГО будет увеличен более чем в 6 раз: с 800 до 5 000 рублей.

    Также сейчас за управление авто с недействительным полисом грозит штраф в 500 рублей. Такая же сумма предусмотрена за управление водителем, который в ОСАГО не вписан. Для всех этих случаев предлагается установить единый штраф в 5 000 руб.

    Однако говорить о том, будет ли этот законопроект принят, пока рано. Кроме того, поправки в условия и правила страхования российское законодательство позволяет вносить не чаще одного раза в календарный год.

  • 28 апреля 2017 года вступают в силу изменения к закону об ОСАГО. Они будут касаться только тех договоров, которые подписаны после указанной даты. Президент уже одобрил изменения, которые предусматривают замену денежной компенсации ремонтом транспортного средства.

    До 28 апреля автовладельцы могут требовать денежную компенсацию, как это было и раньше. Если ОСАГО было оформлено до этой даты, то и после нее автовладельцу выплатят денежное возмещение. Так будет до окончания срока договора. После выдачи нового полиса начнут действовать уже обновленные правила. Страховые компании самостоятельно занимаются ремонтом автомобиля, а деньги выплачивают только в крайнем случае.

    Через полгода вступают в силу и другие нововведения. Они разрешают получать прямое возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали большее двух автомобилей.

    Обязательная денежная компенсация

    Возмещение убытков деньгами положено в таких случаях:

    • Восстановление автомобиля невозможно.
    • Установлена обоюдная ответственность участников ДТП.
    • Страховая сумма не покрывает расходы на ремонт.
    • Потерпевший является инвалидом и управляет специальным транспортным средством.
    • Потерпевший в результате ДТП погиб, а родственники отказываются ремонтировать автомобиль.
    • Потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред и он отказывается ремонтировать автомобиль.
    • Страховая компания и потерпевший пришли к соглашению относительно денежной компенсации.
    • Пострадавший не желает делать ремонт в автосервисе, не имеющем договора на гарантийное обслуживание с производителем транспортного средства.

    Таким образом, просто по желанию получить деньги на руки не выйдет. Если случай не входит в вышеуказанный список, можно разве что попробовать договориться со страховой компанией.

    Старые условия

    Ранее страховая компания возмещала убытки двумя способами. При первом деньги перечислялись автосервису, который проводил ремонт. Если страховая сумма не покрывала расходы, разницу автовладелец должен был покрывать из своего кармана. При желании можно было отказаться от ремонта и забрать наличные средства.

    Проблема второго способа - высокий риск махинаций. Довольно часто недобросовестные водители с помощью таких же юристов получали незаконные компенсации. Для этого устраивали ДТП специально. Компенсации обычно хватало на ремонт с лихвой, остатки же можно было считать прибылью мошенников. Теперь же простор для маневров существенно сузился.

    Нововведения

    После 28 апреля страховая компания только оплачивает ремонт с учетом износа автомобиля, а не выдает деньги на руки. Это касается всех легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ и принадлежащих гражданам страны.

    Возмещение ущерба

    В случае ДТП на место выезжает представитель страховой компании. Проводится экспертиза автомобиля, определяется ущерб. Затем выдается направление на ремонт. Кстати, все устанавливаемые во время ремонта детали должны быть только новыми. Расходы на запчасти определяются с учетом износа автомобиля. Если возмещения будет недостаточно, владельцу ТС придется доплачивать самому.

    Ремонт

    Направление на ремонт должно быть выдано не позже 20 дней с момента получения заявления о страховом случае. Если ремонт проводится в сервисе, не входящем в список компании, для выдачи направления отводится 1 месяц.

    После поступления машины в автосервис все ремонтные работы должны закончиться в течение 30 дней. Сроки продлеваются только в отдельных случаях, если быстрее справиться невозможно. Автовладелец при этом должен быть не против продления ремонта. Если же работы не закончены в указанный срок, страховая компания обязуется выплатить неустойку.

    На все кузовные работы предоставляется гарантия на 1 год. На остальной ремонт - 6 месяцев.

    Выбор автосервиса

    Каждый страховщик заключает договоры с определенными сервисами. Их может быть любое количество. Но автомобиль направляют в сервис, расположенный не дальше 50 км от места проживания автовладельца или места ДТП.

    Но если компания готова оплатить транспортировку эвакуатором, то ТС могут отправить в любой сервис, даже если он находится в нескольких сотнях километров от места аварии. Обратная доставка в таком случае тоже осуществляется за счет компании.

    Если автомобиль все еще находится на гарантии, компания должна выписать направление в авторизированный автосервис, занимающийся обслуживанием машин определенной марки. Если же в списке страховщика таковых нет, водитель имеет право потребовать денежную компенсацию. Или же можно согласиться на ремонт в другом месте, но это уже не обязательно.

    Такое правило действует лишь для автомобилей, возраст которых не превышает 2 лет. По прошествии этого времени, даже если еще продолжает действовать гарантия, страховщик может выбрать для ремонта любой сервис из своего списка и отказать в денежной компенсации. Учитывая то, что гарантия дается на 3-5 лет, это нововведение довольно спорное. Скорее всего, в будущем здесь будут какие-то исправления.

    Клиент страховой компании во время оформления полиса может самостоятельно указать тот автосервис, в котором желает ремонтировать свою машину. Подразумевается, что выбирать можно определенный вариант из списка компании. Но разрешается выбрать и другой сервис, если компания согласна на это. Такое согласие должно быть зафиксировано в письменном виде, иначе страховщик будет вправе давать направление в сервис по своему усмотрению.

    Если по какой-либо причине ремонт не может быть осуществлен в выбранном сервисе, автовладельцу предоставляется денежная компенсация.

    Некачественный ремонт

    Если ремонт был выполнен неудовлетворительно или пропущены сроки работ, автовладелец может потребовать денежную компенсацию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.

    Доплата за ремонт

    Согласно методике Центробанка при оценке запчастей принимается во внимание степень износа. Учитывается и ряд других показателей. Страховая компания анализирует данные экспертизы, оценивает состояние автомобиля перед ДТП и устанавливает максимальную сумму, выделяемую на ремонт. Если ее не хватает, покрывать разницу должен автовладелец.

    Для экономии можно договориться со страховой компанией об установке бывших в употреблении запчастей. Старые детали вполне реально найти на разборах, авторынках, а то и в собственном гараже. Договоренность должна быть оформлена в письменном виде.

    Теперь также можно потребовать доплату с виновника ДТП, и в таком случае износ не учитывается.

    Для владельцев действующих полисов

    До 28 апреля все условия полисов ОСАГО остаются старыми. Когда нужно будет заключать новый договор, постарайтесь выбирать страховую компанию как можно более тщательно. Раньше можно было просто забрать деньги. Теперь нужно учитывать, с какими сервисами у страховой заключены договоры.

    Закон предписывает каждой страховой компании выкладывать список своих автосервисов на официальном сайте. В этом списке можно будет увидеть адреса сервисов, марки ремонтируемых автомобилей, сроки работ. Все это нужно прочитать до подписания договора, чтобы затем избавить себя от неудобств.

    Если у вас уже есть надежный проверенный сервис, узнайте, с какими страховыми компаниями он сотрудничает.

    На все заменяемые самостоятельно детали нужно сохранять чеки. Они могут понадобиться в суде.

    Даже небольшая ошибка может стать поводом для отказа в компенсации. Поэтому следите, чтобы после ДТП все документы были оформлены правильно.

    Будущим автовладельцам

    При покупке новой машины ознакомьтесь со списком авторизированных автосервисов, с которыми сотрудничает дилер. Затем в списке страховой компании найдите один из этих сервисов и заключайте договор на обслуживание в нем. При обращении в страховую компанию виновника ДТП также требуйте, чтобы ремонт был проведен в выбранном вами сервисе.

    При покупке б/у автомобиля постарайтесь получить у владельца документы на все запчасти, которые были недавно заменены. Особенно осторожно следует подходить к приобретению дорогих б/у автомобилей. Страховка при аварии может не покрыть стоимость ремонта, и разницу придется оплачивать самому. Подумайте, сможете ли вы сделать это.

    С наступлением нового года граждан интересуют изменения в законодательстве, касающиеся разных сфер жизни. Обычно они вступают в силу не с первого месяца наступившего года, однако порой к ним приходится очень тщательно готовиться, чтобы полностью соответствовать введенным требованиям. Особенно это актуально для предпринимателей, которых, к примеру, очень серьезно беспокоят изменения в социальном страховании. Всем автовладельцам нелишним будет ознакомиться и с новшествами в ОСАГО, ведь этот документ считается одним из самых важных для всех владельцев четырехколесного транспорта. Поэтому мы расскажем читателям обо всех изменениях в системе страхования, затрагивающих большую часть населения страны. К тому же в данной статье мы затронем общие вопросы страхования, а также дадим краткую историческую справку об этом виде отношений между двумя сторонами, заключившими договор страхования (условия изменения в документах этого типа мы озвучим в одном из разделов статьи).

    Что такое страхование?

    Прежде чем рассматривать изменения в страховании, необходимо понимать само значение этого термина. В широком смысле слова его можно охарактеризовать как определенные отношения и взаимные обязательства между двумя сторонами, касающиеся в первую очередь защиты имущественных интересов. Однако в сферу защиты может входить и более широкий перечень страховых случаев, при наступлении которых одна сторона договора выплачивает другой некое денежное возмещение. Оно формируется из тех страховых взносов, которые вносит в фонд организации застрахованное лицо.

    Стоить иметь в виду, что исторически выработалось несколько видов и методов страхования, которые на сегодняшний момент периодически подвергаются изменениям. Условия страхования всегда прописываются в договоре и регламентируются законодательством. Причем многие наши соотечественники считают, что все новшества в данной сфере крайне важны, ведь они затрагивают абсолютно все слои населения.

    Историческая справка

    Специалисты утверждают, что практика страхования имеет очень древнюю историю и сопровождает человечество с самых древних времен. Если говорить о первых видах страхования, то они появились еще в Вавилоне и Римской империи. В данный период времени данная деятельность имела вид взаимопомощи. Она оказывалась в случаях, когда один из членов общины попадал в сложную ситуацию и нуждался в определенной поддержке.

    Первые изменения в страховании возникли благодаря развитию торговли и усложнению структуры общества. Тогда появились профессиональные союзы и другие организации, объединенные по разным признакам (к примеру, религиозному). Стоит отметить, что изначально страховая выплата выражалась не в денежном эквиваленте. При наступлении определенных случаев нуждающееся в помощи лицо получало ее в натуральном виде. И лишь развитие товарно-денежных отношений привело к тому, что этот вид деятельности стал связан непосредственно с финансами.

    С течением времени изменения в страховании в Европе приобрели масштабный характер и превратили данную деятельность в отдельную сферу, функционирующую по своим законам. Она стала подразделяться на виды, появляющиеся по мере развития общества и в зависимости от его потребностей. К примеру, очень активно развивалось страхование судоходства. Историки связывают это с периодом морских открытий, захлестнувший Европу приблизительно в четырнадцатом веке.

    В середине семнадцатого века появляется страхование имущества. В первую очередь это связывают с Большим Лондонским пожаром. Чуть позже возникло и личное страхование жизни. К девятнадцатому веку в Европе можно было насчитать более ста видов имущественной и личной защиты.

    В настоящий момент в европейских странах данная система является одной из самых тщательно продуманных. Она регулируется государством, а многие ее виды относятся к обязательной категории для всех граждан. Изменения в законе о страховании вносятся с определенной периодичностью и всегда соответствуют реалиям времени. На растущие запросы общества страховщики всегда реагируют незамедлительно и вводят новые услуги для привлечения клиентов.

    Система страхования в России: с древности до времен Советского Союза

    Если говорить о нашей стране, то данный вид деятельности был знаком нашим предкам еще на заре развития общества. Его первой формой, как и в Европе, можно назвать взаимопомощь. Этот пункт был даже отмечен в первом своде законов - Русской Правде. Можно сказать, что в одиннадцатом веке подобный вид страхования был нормой жизни для всех славян.

    Спустя пять веков в процессе страхования впервые стало принимать активное участие и государство. В процессе частых набегов на территории Руси в плен попадали сотни славян, которых позже продавали на невольничьих рынках. Для их выкупа и был создан специальный фонд, куда деньги поступали посредством уплаты специального налога. Специалисты называют подобную деятельность первым обязательным гражданским страхованием на Руси.

    С конца восемнадцатого века были отмечены попытки ввести в практику страхование имущества граждан. Это делалось через банковские учреждения, выдававшие займы только тем лицам, которые страховали у них свои дома и поместья. Однако подобная практика не пользовалась большим успехом и не была востребована большей частью населения.

    К девятнадцатому веку российская страховая система прошла большой путь и стала частью экономики страны. Она отличалась несколькими видами организаций, которые могли легально заниматься данной деятельностью. Причем все эти компании существовали параллельно и предоставляли разные услуги. Из основных категорий страховых организаций того периода можно назвать следующие:

    • акционерные общества (они занимались страхованием имущества и жизни);
    • обязательное взаимное земское страхование (параллельно они имели право и на добровольные виды этой деятельности);
    • кассы взаимопомощи (добровольные общества страхования).

    В советские времена только государство имело право на страховую деятельность. Оно осуществляло все ее виды, в том числе учитывались и риски, связанные с торговлей за границей. Все изменения в страховании были также инициированы государством и регулировались определенными законами.

    Основные принципы страхового дела в нашей стране сегодня

    В современном обществе страхование является неотъемлемой частью жизни, некоторые его виды являются обязательными, тогда как другие относятся к добровольным и только сами граждане решают, необходимы ли они ему.

    Если говорить о принципах, по которым строится эта система, то в первую очередь хочется отметить конкуренцию. Она выражается в новых видах страховки, разнообразии дополнительных услуг, внесении изменений в договор страхования, делая его проще и понятнее для клиентов, а также в снижении тарифных ставок. В подобной среде большое развитие получают только те организации, которые могут гибко подстраиваться под быстро изменяющиеся экономические условия.

    Интересно, что в последние годы меняются и сами модели страхования. К примеру, уже несколько лет наблюдается тенденция к отказу от посредников.

    Также одним из принципов данной деятельности является и сотрудничество между страховыми организациями. Оно происходит на разных уровнях: внутри страны или между крупными мировыми компаниями.

    Виды страхования

    В данном вопросе среди специалистов не существует единого мнения. Особенно различаются подходы иностранных и российских экономистов. В Европе принято указывать два вида страхования. Первый касается жизни граждан и всех рисков, связанных с ее защитой. Ко второму относятся все остальные возможные виды, которые объединяются в одну большую группу.

    Российские специалисты в своих работах отмечают разные подходы к видам страхования. На основе этого выделяют две, три, а то и четыре разновидности этой деятельности. К примеру, по типу договора различают имущественное и личное страхование. Другие специалисты добавляют к ним еще и страхование ответственности и рисков. Поэтому довольно сложно определиться в том, какой подход является верным. Но если рассматривать данную деятельность исходя из самых распространенных и востребованных договоров, то можно выделить три ее разновидности, объединенные в крупные группы:

    • Личное. В данную категорию включено несколько видов страхования: медицинское, здоровья, трудоспособности, от несчастных случаев и болезней.
    • Имущественное. Здесь рассматриваются риски, связанные с владением имуществом. К ним можно отнести финансовые, предпринимательские и другие категории рисков. Также данная категория включает в себя страхование транспорта, имущества предприятий, грузов и так далее.
    • Страхование ответственности. В этом случае возмещение происходит не тому лицу, которое заключило договор, а третьей стороне, указанной в документе.

    Конечно, это весьма приблизительное деление на категории, но именно на него опирается большинство граждан и организаций, занимающихся подобной деятельностью.

    Формы страхования

    Ни одни изменения в законах о страховании в РФ, вносящиеся периодически, не меняют основных форм этой деятельности. Их предусмотрено всего две: обязательная и добровольная. Этот момент закреплен законодательно и не меняется уже на протяжении многих лет.

    Обязательное страхование можно охарактеризовать как вид деятельности, который подразумевает жесткий контроль со стороны государства. Оно обязывает компании страховать определенные объекты, а граждан вносить взносы, соответственно графику, указанному в договоре.

    Данная форма охватывает всю категорию лиц или объектов, перечисленных в законе, а также указывает на минимальное страховое возмещение. Кроме этого, государство регламентирует и другие вопросы, связанные с этим видом деятельности. К примеру, в законе отмечены все права и обязанности сторон, нормы, перечень объектов и иные нюансы.

    Добровольное страхование только отчасти регламентируется государством. Оно может указывать перечень объектов, относящихся к этой форме, а также определить некоторые общие условия данной деятельности. Более конкретные условия разрабатывают сами компании. Чаще всего с этими целями страховщики объединяются и работают над правилами сообща. Это уравнивает многочисленные компании между собой и исключает появление организаций с более выгодными для клиента условиями. Конечно, отчасти это противоречит принципам конкуренции, но дает страховщикам возможность спокойно вести свою деятельность на равных для всех условиях.

    Добровольное страхование имеет несколько отличительных черт:

    • договор заключается только на условиях страховщика, но по инициативе страхователя;
    • выборочный охват объектов или лиц;
    • наличие начала и конца действия заключенного договора, его непрерывность обеспечивается свободной волей клиента путем продления;
    • договоренность между страховщиком и клиентом достигается только после внесения первого взноса.

    В целом можно отметить, что подобный вид страхования действует только на добровольных началах.

    Изменения страхования ОСАГО

    Приблизительно пятнадцать лет назад впервые было принято законодательство по ОСАГО. Этот вид страхования считается обязательным, а потому тщательно регламентируется государством. Так как большая часть населения нашей страны имеет как минимум одно транспортное средство на семью, то нетрудно догадаться, что изменения в страховании автомобиля затрагивают практически каждого из нас.

    В первую очередь изменения касаются возмещения убытков, правил оформления страхового случая при столкновении нескольких транспортных средств одновременно и самих бланков ОСАГО. На них появятся коды, по которым можно узнать всю информацию о страхователе. К тому же он защищает бланки от подделки, что должно снизить продажи поддельных страховых полисов.

    В текущем году изменения страхования ОСАГО коснутся и расчетов стоимости полиса. Она будет зависеть не только от манеры вождения и количества аварий за прошедший период, но и от их тяжести. Интересно, что будет учитываться и то, кому именно принадлежит транспортное средство - юридическому или физическому лицу.

    Так как стоимость страховки, несомненно, возрастет, то и страховые выплаты будут увеличены. Максимальная выплата будет составлять полтора миллиона рублей. На цену полиса ОСАГО в текущем году повлияют следующие факторы:

    • базовая ставка (она рассчитывается в зависимости от возраста водителя и его стажа);
    • качество езды;
    • региональные тарифы, отличающиеся в разных регионах.

    Имейте в виду, что тарифы привязаны не к владельцам транспорта, а к самому автомобилю. Недисциплинированные водители будут платить за страховку по повышенному коэффициенту. Для них применяется особая шкала.

    Размер штрафов за отсутствие страхового полиса по новому законодательству не изменится. Однако некоторые инициативные группы выступают за их ужесточение. Поэтому вполне возможно, что за изменениями в договоре страхования автомобилистов последует и увеличение штрафа с восьмисот до восьми тысяч рублей за поддельный полис или его полное отсутствие.

    Электронный полис ОСАГО выглядит точно так же, как бумажный. Считается, что оформлять его будут чаще, а сама процедура станет значительно проще. Некоторые изменения коснутся и видов выплат по страховому случаю. Автовладельцы по-прежнему могут выбирать между денежным возмещением или проведением ремонтных работ. Однако сроки ремонта ограничены теперь тридцатью днями и на станциях, которые заключили специальные договоры со страховыми компаниями. Случаи, когда требуется доплата за ремонт, будут решаться в пользу застрахованного лица. Денежная выплата должна осуществляться в течение двадцати дней, при затягивании вопроса предусмотрены штрафные санкции для страховщиков.

    Изменения в обязательном пенсионном страховании

    Пенсионеры с большим волнением изучают все нововведения, которые ожидают их в текущем году. Однако изменения в пенсионном страховании не столь масштабны, как в других сферах этой деятельности.

    С первого января страховая часть пенсии увеличивается на три и семь десятых процента. Это значительно выше прогнозируемой инфляции. Параллельно увеличивается и стоимость пенсионного балла, а также величина фиксированной выплаты. Она будет в очередной раз проиндексирована. В итоге средняя пенсия по стране увеличится до четырнадцати тысяч рублей.

    Примечательно, что перечисленные изменения затронут все виды пенсий, кроме выплат, которые получают официально работающие пенсионеры. Они по-прежнему не подлежат перерасчетам и индексациям.

    Медицинское страхование

    С наступлением 2018 года нас ждут некоторые изменения в законе о медицинском страховании. Они коснутся разных категорий населения. К примеру, иностранцы, которые ранее не имели гражданства, теперь столкнутся с тем, что их бесплатные полисы будут аннулированы. Им необходимо оформлять их заново с учетом того, что каждый подобный документ теперь имеет срок действия. Он ограничивается одним календарным годом.

    Также идет подготовка к аннулированию полисов самозанятых граждан. Эта категория населения получает доходы, но не выплачивает никаких налогов, а потому лишается права на бесплатное медицинское обслуживание.

    Изменения в медицинском страховании, закрепленные в Федеральном законе, отражают и выплаты, которое государство делает при переезде медицинских работников в сельскую местность.

    Социальный вид страхования

    Изменения в законе о социальном страховании в текущем году обяжут предпринимателей в обязательном порядке страховать своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот пункт в изменениях должен снизить количество несчастных случаев и повысить ответственность работодателей за своих сотрудников.

    Теперь предприниматель должен будет не только сделать единовременную выплату, но и оплатить все медицинские расходы, в том числе и период реабилитации. Также работодатель обязуется принимать меры по предупреждению травматизма на производстве.

    Кроме перечисленных моментов, предпринимателей ждут изменения в заполнении бланков строгой отчетности по страховым взносам. Фонд социального страхования по некоторым видам отчетности меняет и сроки подачи документов. Все эти моменты необходимо учитывать в текущем году, планируя свою работу.

    В заключение можно сказать, что ежегодно правительство принимает меры по улучшению жизни своих граждан, изменения в правилах страхования являются их частью. Поэтому не стоит опасаться нововведений, их необходимо всего лишь внимательно изучить и принять.