Конспект урока по географии

Конспект урока по географии "географические карты и их масштаб". Географическая карта. Учимся читать карту

Физическая карта - общегеографическая карта, передающая внешний облик территории и акватории. Имеет, как правило, средний или мелкий масштаб и носит обзорный характер. На физической карте подробно показаны рельеф и гидрография, а также пески, ледники, плавучие льды, заповедники, месторождения полезных ископаемых; менее подробно - социально-экономические элементы (населённые пункты, пути сообщения, границы и т. п.).

Знания, которые мы можем получить с помощью карты велики и полезны. Они пригодится нам в дальнейшем. Это и расположения материков и стран; реки и озера местности; отдаленность от начального меридиана; столицы; высоту горных систем и кряжей; место нахождение того или иного географического объекта. Всё это мы можем получить лишь взглянув на физическую карту мира.

Физическая карта мира


Физическая карта России


Физическая карта России даёт наглядное представление о сложном рельефе, различном по происхождению, истории формирования и внешним морфологическим признакам. Он отличается большими контрастами: на Русской и Западно-Сибирской равнинах перепады высот составляют десятки метров, а в горах на Ю. и В. страны достигают сотни метров. На севере Русской равнины поднимаются невысокие горные массивы Хибин, Тимана, Пай-Хоя, а на Ю. равнина переходит в Прикаспийскую и Приазовскую низменности, между которыми простираются предгорья, а далее - горные сооружения Кавказа.

Сравнительно невысокий и сглаженный Уральский хр. отделяет Европейскую Россию от обширных равнин Зап. Сибири, которые далее к востоку сменяются обширным Среднесибирским плоскогорьем, а затем Дальневосточным и Тихоокеанским горными поясами. На юге России простираются системы хребтов и нагорий, достигающие высот 3000-5000 м.

Физическая карта Африки


Физическая карта полушарий


Физическая карта Европы


Физическая карта Евразии


Физическая карта Америки


Тема: «Географические карты и их масштаб»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для осознанного понимания, что такое географическая карта.

Задачи урока:

1. Обучение. Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний: представления о географических картах, как об одном из способов изображения земной поверхности; виды карт и их разнообразие.

2. Развитие. Способствовать развитию умений учащихся определять черты сходства и различия в изображение земной поверхности на планах, картах и глобусах; продолжить формирование умения работы с масштабом.

3. Воспитание. Способствовать формированию навыка коллективной работы, формировать уважение друг к другу, умение слушать, формулировать свою точку зрения.

Оборудование и оснащение урока:

Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийное оборудование, экран;

Для урока разработана презентация в программе PowerPoint (Приложение А).

Учебно-информационные средства обучения:

Физическая карта полушарий;

Физическая карта России;

Атласы, (на каждой парте);

Глобус;

Раздаточные карточки-инструкции, «Словарь терминов»;

Раздаточные опорные таблицы по теме «Карта».

Структура урока:

2. Изучение нового материала.

Постановка темы и задачи урока

3. Закрепление.

Ход урока

1. Организационная часть урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Изучение нового материала.

Постановка темы и задачи урока.

Итак, к сегодняшнему уроку мы с вами познакомились с двумя видами изображения земной поверхности – планом и глобусом. Настал черед ещё одного вида, но вот какого из 5-ти, я вам не скажу. Вы назовёте мне его сами после того, как разгадаете шифр на доске. По мере вашей готовности подайте сигнал рукой. Какому ряду удастся сделать это быстрей остальных, будет видно по поднятым рукам.

Учащиеся соотносят ячейки верхней и нижней таблицы и выписывают буквы по порядку прямому математическому порядку. В результате получают тему урока.

Подведение итогов, выделение победившего ряда.

С чего начнём изучать эту тему? Наша задача: научиться давать определение карты, проводить сравнение с уже изученными способами изображения, вспомнить, как используется масштаб и в чём его особенность на картах, познакомиться с разными видами карт. Но прежде, обратимся к истории появления карт.

Работа над определением «географическая карта».

Напомните, какое определение мы давали плану местности?

Найдите определение карты в словаре терминов. Зачитайте.

Найдите главное отличие плана местности от географической карты (охват территории).

На каком способе изображения остановит свой выбор человек, отправляющийся осмотреть окрестности дачи?

А любознательный турист в заграничную поездку?

2-3 человека по памяти проговаривают вслух определения карты.

Проговаривание в парах.

Запись определения в тетрадях.

Практическая работа «Сравнение глобуса и карты полушарий».

Многообразие карт мы начнём изучать с физической карты полушарий. С этой картой мы будем работать часто. Для того, чтобы понять особенности этой карты, проведём сравнение ее с глобусом.

На каждую парту раздаётся карточка с заданием практической работы. Работа выполняется попарно: один заполняет для глобуса, другой – для карты.

Карточка-задание.

Цель: сравнить изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий, заполнить таблицу и сделать вывод.

Признаки сравнения

Глобус

Карта полушарий

Какая территория изображена?

Весь мир

Весь мир

Масштаб (порядок чисел)

1:106 000 000

1:90 000 000

Форма изображения

объемная

плоская

Отличия условных знаков

нет

нет

Вывод: глобус и карта имеют много общего в.........., .........., но карта более.......... для практического применения.

Для двух парт, назовём их экспертной комиссией, есть особое задание: выявить с помощью разных источников преимущества и недостаток карты.

Карточка-задание экспертам.

Назовите преимущество и недостаток карты.

В чем заключается недостаток карты полушарий?

Подведем итог проделанной работе. К какому выводу вы пришли? Что удалось экспертной комиссии выяснить?

Самостоятельная работа с картами атласа.

Проводится по рядам. На доске – план описания карты и действий учащихся:

Название.

Масштаб.

Охват территории.

Что изображено.

Подготовьте рассказ по плану.

Проговорите.

Запишите план.

Подготовьте рассказ из 4-ех предложений о карте. Проговорите его с соседом по парте.

Заслушивание рассказов с демонстрацией настенных карт.

Учитель акцентирует внимание учащихся на изменение числа масштаба в зависимости от изображенной территории.

Вывод: выделяют несколько видов карт в зависимости от их назначения и площади изображаемой территории.

Составление схемы «Виды карт» на доске и в тетрадях.

Какими могут быть карты по охвату территории?

Есть карты, на которых можно увидеть сразу несколько природных объектов – это физические карты. Какие это объекты?

А есть карты, где изображается узкая тема, отдельный географический объект, явление.

Их называют тематическими.

Приведите пример названия такой карты из атласа.


3. Закрепление.

У каждого на столе лежит карточка «Мои успехи». Ваша задача проставить в ней «+» или «–».

Карта – это уменьшенное изображение участка Земли, выполненное на плоскости, с помощью условных знаков.

Масштаб карты крупнее масштаба плана местности.

Физические карты – это карты, на которых изображены природные объекты (материки, океаны, горы, равнины и т.д.)

4. Итог урока и домашнее задание.

Оценка работы класса на уроке.

Домашнее задание: составить «Географический мешочек» найти название 10 карт, написать их на листочках и сложить в пакетик.

«Глобус – модель Земли.

Географическая карта»

Запишите число и тему урока в тетрадь

1. Форма и размеры Земли

Люди давным-давно догадывались, что Земля, на которой они обитают, похожа на шар. Одним из первых высказал мысль о шарообразности Земли древнегреческий математик и философ Пифагор (ок. 570-500 до н. э.) (рис.1).

Величайший мыслитель древности Аристотель, наблюдая лунные затмения, подметил, что край земной тени, падающей на Луну, всегда имеет круглую форму. Это и позволило ему с уверенностью судить о том, что каша Земля шарообразна (рис.2). Теперь же, благодаря достижениям космической техники, все мы (и не раз) имели возможность любоваться красотой земного шара по снимкам, сделанным из космоса.


Уменьшенным подобием Земли, ее миниатюрной моделью является глобус. Чтобы узнать длину окружности глобуса, достаточно обернуть его питью, а затем определить длину этой нити. Но огромную Землю с мерной лентой по меридиану или экватору не обойдешь. Да и в каком бы направлении мы ни стали ее измерять, на пути обязательно появятся непреодолимые препятствия - высокие горы, непроходимые болота, глубокие моря и океаны...

Сегодня мы узнаем:

ü Кто измерил Землю?

ü Когда и где появился первый глобус.

ü Чем географическая карта отличается от плана местности.

ü Какие бывают карты.

ü Как измерять расстояния с помощью географической карты.

А можно ли узнать размеры Земли, не измеряя всей ее окружности? Конечно, можно.
Известно, что в окружности 360 градусов. Поэтому, чтобы узнать длину окружности, в принципе достаточно измерить точно длину одного градуса и результат измерения умножить на 360.

Первое измерение Земли таким способом произвел древнегреческий ученый Эратосфен (ок. 276-194 до н. э.), живший в египетском городе Александрии, на берегу Средиземного моря (рис.3).


С юга в Александрию приходили караваны верблюдов . От сопровождавших их людей Эратосфен узнал, что в городе Сиене (нынешнем Асуане) в день летнего солнцестояния Солнце в полдень находится над головой. Предметы в это время не дают никакой тени, а солнечные лучи проникают даже в самые глубокие колодцы. Стало быть, Солнце достигает зенита.
Путем астрономических наблюдений Эратосфен установил, что в этот же самый день в Александрии Солнце отстоит от зенита на 7,2 градуса, что составляет ровно 1/50 часть окружности. (В самом деле: 360: 7,2 = 50.) Теперь, чтобы узнать, чему равна окружность Земли, оставалось измерить расстояние между городами и умножить его на 50 (Рис.4).


Рис.4. Измерение земной окружности Эратосфеном

Но измерить это расстояние, пролегающее по пустыне, Эратосфену было не под силу. Не могли измерить его и проводники торговых караванов. Они лишь знали, сколько времени тратят их верблюды на один переход, и считали, что от Сиены до Александрии 5000 египетских стадий. Значит, вся окружность Земли: 5000 * 50 = стадий.
К сожалению, мы не знаем точно длину египетской стадии. По некоторым данным, она равна 174,5 м, что дает для земной окружностикм. Известно, что радиус в 6,28 раза меньше длины окружности. Получалось, что радиус Земли, по Эратосфену 6943 км. Вот так более двадцати двух веков тому назад впервые были определены размеры земного шара.

В связи с развитием знаний о Земле представления о ее разме­рах и форме получили четкие доказательства.

В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:

Экватор -км

Меридиан -км

Окружность -км

Экваториальный радиус - 6378 км

Полярный радиус - 6357 км. (смотрите рис.5)

Зарисуем карандашом рисунок


Рис.5. Форма и размеры Земли

Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеаль­ного шара? (Нет.)

На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?

(6378 км - 6357 км=21 км)

В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)

Из-за вращения вокруг своей оси и возникающей при этом центробежной силы, Земля немного сплюснута у полюсов. Такой равномерно сплюснутый у полюсов шар называется сфероидом или эллипсоидом вращения. Однако фигура Земли сложнее. Она отклоняется от правильной формы сфероида из-за неоднородного строения недр, неравномерного распределения масс. Истинная геометрическая фигура Земли была названа - гео­идом (т. е. «землеподобным»). Первым предположил, что Земля – не шар, английский физик Исаак Ньютон (рис.6).


Задание: Запишите недостающие данные в таблицу «Общие сведения о Земле».

Окружность Земли

Экваториальный радиус Земли

Полярный радиус Земли

Экватор Земли

Меридиан Земли

Площадь поверхности Земли равна

510 млн км2

Форма и размер Земли имеют большое географическое значе­ние. Шарообразная фигура Земли обусловливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления - образование нескольких тепловых поясов (рис.7).


Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с други­ми факторами (размерами и массой Земли, определенного расстоя­ния ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение при­родных процессов и явлений по направлению от экватора к по­люсам (рис.8).


Рис.9. Карта тепловых поясов Земли

Размер и масса Земли предопределяют такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.

Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком по­ложении Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскаленную пустыню, при более отдаленном - приобрести посто­янный ледяной панцирь.

2. Глобус – модель Земли

Глобус - объемная модель Земли. Он показывает шарообраз­ную (геоидную) форму нашей планеты (рис.10).

На глобусе материки, океаны, острова, реки, и другие объекты Земли изображаются в неискаженном виде, сохраняя свою форму, длину, площадь, в отличие от карт. Направления на глобусе совпадают с направлениями на Земле.

Считают, что первый глобус был изготовлен немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом в 1492 году (рис.11).


У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно над­писывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие: 1:50 , т. е. в 1 см - 500 км, истин­ное расстояние на нем уменьшено враз. Для определе­ния расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги изме­рить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб гло­буса, вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки).

В Кунсткамере экспонируется Большой Готторпский глобус. Один из первых в мире планетариев , он уникален по размерам и конструкции, позволяющей внешнему глобусу с картой земной поверхности и внутреннему планетарию с картой звездного неба вращаться одновременно (рис.12).


Рис.12. Большой Готторпский глобус – первый в мире глобус-планетарий

Глобус был создан в 1654–1664 годах под руководством А. Олеария в городе Готторпе, резиденции герцога Голштинского, и подарен Петру I в ходе Северной войны (рис.13).


В 1717 году глобус поместили в башню строящегося здания Кунсткамеры. Во время пожара 1747 года он сильно пострадал, поверхность его была уничтожена. Благодаря работе русских мастеров XVIII века, современных реставраторов, исследователей и хранителей посетители музея сегодня могут разделить гордость и восхищение, которые вызывал этот уникальный памятник у людей прошлых веков.

3. Географическая карта

Глобус обладает многими достоинствами. Но у него есть два серьезных недостатка, которые не позволяют применять его во всех необходимых случаях.

Все глобусы мелкомасштабны. Это свойство глобусов не позволяет получить крупномасштабные изображения.

Например, нам необходимо картографическое изображение России в масштабе 1: 10 000 000 (в 1см 100 км). Глобус такого масштаба имел бы диаметр 1290 см. Очевидно, что пользоваться таким большим глобусом очень неудобно.

Гораздо удобнее пользоваться географическими картами - это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

Запишите это определение в тетрадь

И так, мы выяснили основные преимущества географических карт. Карта показывает размещение и состояние различных природных и общественных явлений. В зависимости от того, что изображено на картах, они носят различные названия. Карты классифицируются по различным признакам.

С одной из классификаций Вы уже знакомы. Это классификация крат по масштабу изображаемой территории.

По масштабу: крупномасштабные (1:- 1: , среднемасштабные (1: - 1: 1 и мелкомасштабные карт (мельче 1: 1 Масштаб определяет соотношение между реальными размерами объекта и размерами его изображения на карте. Зная масштаб карты (он всегда указывается на ней), можно при помощи несложных вычислений и специальных измерительных средств (линейки, курвиметра) определить размеры объекта или расстояние от одного объекта до другого (рис. 14).


По охвату территории географические карты делят на мировые, карты материков и частей света, регионов мира, отдельных стран и частей стран (областей, городов, районов и т. п.).

Зарисуем схему в тетрадь



Рис.15. Физическая карта полушарий (масштаб 1: 000)


Рис.16. Физическая карта мира (http://)

Рис.17. Физическая карта Африки (масштаб 1: 30 000 000)


Рис. 18. Физическая карта Австралии и Океании (масштаб 1: 60 000 000)

Рис. 19. Карта Великобритании (масштаб 1: 10 000 000)

(http://gbritan. akvilon. info)

Рис.20. Карта Германии (масштаб 1: 5 000 000)

По содержанию карты подразделяют на общегеографические и тематические. Тематические карты делят на физико-географические и социально-экономические. Физико-географические карты используют для того, чтобы показать, например, характер рельефа земной поверхности или климатические условия на определённой территории. Социально-экономические карты показывают границы стран, расположение дорог, промышленных объектов и т. д

Зарисуем схему в тетрадь


Примерами тематических карт являются: климатическая карта мира (рис.22), политическая карта мира (рис.23).


Рис.22. Климатическая карта мира (масштаб 1: 100 000 000)


Рис.23. Политическая карта мира (масштаб 1: 100 000 000)

Задание: с помощью учебника заполнить таблицу:

Виды географических карт

Что на них изображено

    Физическая карта полушарий

Вся поверхность нашей планеты: рельеф, реки, озёра, моря, города.

    Физическая карта России

Наша страна и прилегающие к ней территории.

    Политическая карта мира

Страны мира и их столицы.

    Топографическая карта

Небольшие участки земной поверхности.

    Контурные карты

Очертания материков, морей, озёр, рек, кружочками показано местоположение городов.

    Глобус

Как расположены материки, океаны, моря и другие географические объекты.

4. Масштаб географических карт

Расстояния между объектами по географическим картам, определяются точно также как и по планам местности – при помощи масштаба. Если нам необходимо узнать расстояние между двумя объектами (городами), мы можем измерить его с помощью линейки. Для измерения протяженности дорог, рек и т. д. используют нить. Её прикладывают к измеряемому объекту, ставят пометку карандашом, а затем измеряют длину получившегося отрезка и умножают на масштаб.

Например:

Нам нужно узнать по чему равно расстояние между двумя городами Москвой и Парижем.

1) Мы открываем физическую карту полушарий в атласе, читаем масштаб карты (например: в 1 см 950 км).

2) Находим заданные объекты на карте (Москва, Париж).

3) Измеряем расстояние при помощи линейки (3 см).

4) Расстояние в сантиметрах умножаем на масштаб карты и получаем искомое расстояние (3 см х 950 км = 2 850 км).

Задание1. Откройте физическую карту полушарий в атласе. Прочтите масштаб этой карты. По карте полушарий с помощью линейки определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между:

1) Африкой и Австралией

В) 9 000 км;

Г) 15 000 км.

2) Москвой и Берлином:

Б) 2 000 км;

3) Дели и Пекином:

А) 3 800 км;

Задание 2. Откройте физическую карту России в атласе. Прочтите масштаб этой карты. По карте полушарий с помощью линейки определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между:

1) Москвой и Архангельском

Б) 1 000 км;

2) Москвой и Тюменью

Б) 10 000 км;

Г) 1 800км.

5. Условные знаки географических карт

Карта - модель реального мира, о котором она повествует своим, особым языком. С помощью графических символов - условных знаков - карта рассказывает о расположении объектов, их форме и размерах, дает качественные и количественные характеристики.

Ознакомьтесь с основными условными знаками географических карт (рис.24).

Выделяют три группы условных знаков: точечные, линейные и площадные. Точечные условные знаки внемасштабны, их размеры на карте всегда больше реальных размеров объектов на местности. Это могут быть отдельные сооружения, например, заводы, мосты, месторождения полезных ископаемых и пр. Кружками обозначают населённые пункты, а звёздочками - электростанции. Иногда точечные условные знаки напоминают силуэт какого-либо объекта, например, упрощённый рисунок самолёта показывает аэродром, а палатки - кемпинг.

Линейными условными знаками отмечают линейные объекты - границы, дороги, реки, разломы и т. д. Цветом и толщиной линий обозначают качественные и количественные характеристики изображаемых объектов, например тип береговой линии, тёплые или холодные атмосферные фронты.

Площадные условные знаки применяются для изображения лесных массивов, озёр, по ним всегда можно определить точную площадь объекта.

Изолиниями (от греч. isos - равный, одинаковый - прим. от) называются линии, соединяющие точки с одинаковым показателем какого-либо явления. С их помощью на картах показывают непрерывные, плавно изменяющиеся явления - повышение или понижение рельефа местности, поля давления или температуру воздуха. Чтобы построить изолинии, на карту надо сначала нанести показания изучаемого явления в точках наблюдений, а потом с помощью интерполяции провести линии равных значений. В зависимости от того, что именно характеризуют изолинии, они бывают нескольких видов. Например, изогипсы соединяют точки с одинаковой высотой (на топографических картах они называются горизонталями), изотермы - точки с одинаковой температурой; изобары - с одинаковым атмосферным давлением, а изотахи - с одинаковой скоростью ветра. Для наглядности промежутки между линиями иногда закрашивают так, чтобы интенсивность цвета отражала увеличение или уменьшение показателя.

Способ качественного фона применяется для изображения качественных различий явлений, имеющих сплошное распространение. Этим способом на политической карте показывают государства, на геологической - возраст горных пород, на почвенной - типы почв и т. д.

Шкала высот и глубин, которая расположена под нижней рамкой карты, тоже является примером качественного фона (рис.25). Зелёный цвет – низменности, темно-коричневый – горы.

Рис. 24. Условные знаки карты (http://geography. su)

Рис. 25. Изображение рельефа на географических картах

(http://geography. su)

Нам необходимо выяснить основные отличия плана местности от географической карты.

Зарисуем следующую таблицу




Теперь применим теоретические знания на практике.

Необходимо выполнить следующие задания.

Задание 1. Выберите правильный ответ.

Как называется уменьшенная модель Земли?

Б) топографическая карта;

В) глобус;

Задание 2. Выберите правильный ответ.

Географическая карта – это:

А) уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли (или других планет), выполненное на плоскости с помощью условных знаков в определенном масштабе;

Б) шарообразная модель Земли с изображением очертаний суши и водного пространства;

В) изображение небольшого участка земной поверхности в крупном масштабе.

Задание 3. Выберите правильный ответ.

Кем был изготовлен самый первый глобус?

Задание 4. Выберите правильный ответ. Земля имеет форму:

Задание 5. Выберите правильный ответ. Площадь поверхности Земли равна:

Задание 6. Выберите правильный ответ. Длина экватора равна:

Задание 8. Выберите правильные утверждения:

А) На географических картах объекты земной поверхности обозначаются исключительно словами.

Б) На географических картах объекты земной поверхности обозначаются специальными условными знаками.

В) На карте полушарий зелёным цветом обозначаются леса.

Г) На карте полушарий зелёным цветом обозначаются низменности.

Задание 9. Выберите из списка географические объекты, которые есть на плане местности, но нет на карте полушарий:

А) озёра и реки;

Б) болота и моря;

В) пашни и сады;

Г) овраги и кустарник.

Задание 10. Выберите наиболее крупный масштаб:

А) 1: 1 000 000;

Задание 11. Выберите правильный ответ. Примером тематической карты является:

А) политическая карта мира;

Б) физическая карта полушарий;

В) физическая карта России.

Этот материал для вас подготовила учитель географии

ЦО № 000 Дарья Николаевна Чекушкина.

Адрес электронной почты: chekushkina . daria @ gmail . com


Смотрите полные списки: Профессии

Тема: Планета, на которой мы живём

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.


Рис. 7. Физическая карта России ()

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий ,


Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий .


Рис. 6. Западное и Восточное полушария

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Рис. 12. Политическая карта Евразии ()

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Рис. 13. Синоптическая карта ()

Разные карты объединяют в атласы .

Рис. 14. Географический атлас ()

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров.

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Рис. 20. Гималайские горы

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м).

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.


Рис. 29. Политическая карта России ()

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Выживание ().
  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

101-659-312
План-конспект

Урок географии в 6-ом классе.

Учитель ГБОУ ЦО №1481 Громова О.А

ТЕМА : Географические карты и их масштаб.

ТИП УРОКА: Изучение нового материала.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создать условия для осознанного понимания, что такое географическая карта.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний: представления о географических картах, как об одном из способов изображения земной поверхности; виды карт и их разнообразие.

Способствовать развитию умений учащихся определять черты сходства и различия в изображение земной поверхности на планах, картах и глобусах; продолжить формирование умения работы с масштабом.

Способствовать формированию навыка коллективной работы, формировать уважение друг к другу, умение слушать, формулировать свою точку зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация Power Point 2003, настенная физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы (АСТ пресс), глобусы (на каждой парте), раздаточные карточки-инструкции, «Словарь терминов», раздаточные карточки «Мои успехи», раздаточные опорные таблицы по теме «Карта»
ХОД УРОКА:

Организационная часть урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Заполнение учеником фамилии в карточке «Мои успехи»

Изучение нового материала.

1) Постановка темы и задачи урока.

Итак, к сегодняшнему уроку мы с вами познакомились с двумя видами изображения земной поверхности – планом и глобусом. Настал черед ещё одного вида, но вот какого из 5-ти, я вам не скажу. Вы назовёте мне его сами после того, как разгадаете шифр на доске. По мере вашей готовности подайте сигнал рукой. Какому ряду удастся сделать это быстрей остальных, будет видно по поднятым рукам.


*

Г

И

К

Г

Р

Е

Т

С

А

А

О

Я

А

Р

Ф

К

Ч

А

Е

Учащиеся соотносят ячейки верхней и нижней таблицы и выписывают буквы по прямому математическому порядку. В результате получают тему урока.

*

1

8

15

4

5

10

18

11

16

13

3

14

6

17

7

12

9

19

2

Подведение итогов, выделение победившего ряда.

С чего начнём изучать эту тему? Наша задача: научиться давать определение карты, проводить сравнение с уже изученными способами изображения, вспомнить, как используется масштаб и в чём его особенность на картах, познакомиться с разными видами карт. Но прежде, обратимся к истории появления карт.
2) Историческая справка.

На доске: Птолемей, Эратосфен, Бехайм, Меркатор.

Почему эти имена стоят в одном ряду?


Какое имя «лишнее» и почему? Обоснуйте. (Бехайм – создал самый древний глобус, остальные создатели карт). Выпишите на поля тетради имена тех, кто занимался составлением карт.


3) Работа над определением «географическая карта».

Напомните, какое определение мы давали плану местности?

Найдите определение карты в словаре терминов. Зачитайте.

Найдите главное отличие плана местности от географической карты (охват территории). - На каком способе изображения остановит свой выбор человек, отправляющийся осмотреть окрестности дачи?

А любознательный турист в заграничную поездку?

2-3 человека по памяти проговаривают вслух определения карты.

Проговаривание в парах.

Запись определения в тетрадях.


4) Практическая работа «Сравнение глобуса и карты полушарий»

Многообразие карт мы начнём изучать с физической карты полушарий. С этой картой мы будем работать часто. Для того, чтобы понять особенности этой карты, проведём сравнение ее с глобусом.

На каждую парту раздаётся карточка с заданием практической работы. Работа выполняется попарно: один заполняет для глобуса, другой – для карты.

Карточка - задание

Цель: сравнить изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий, заполнить таблицу и сделать вывод


Вывод: глобус и карта имеют много общего в ………. , …………….. , но карта более ……… для практического применения.

Для двух парт, назовём их экспертной комиссией, есть особое задание: выявить с помощью разных источников преимущества и недостаток карты.

Карточка-задание экспертам


  1. Прочитайте текст учебника стр.36 п.2. Назовите преимущество и недостаток карты.

  2. Познакомьтесь с текстом в тетради стр.18. В чем заключается недостаток карты полушарий?
Подведем итог проделанной работе. К какому выводу вы пришли? Что удалось экспертной комиссии выяснить?

Итак, первое знакомство состоялось. Давайте отдохнём, но с пользой для дела.


Физкультминутка:

На физкультминутке, детки,

С нами поиграет ветер

Целый лес наших рук

Вырастает на юг

А теперь на запад, детки

Потянулись наши ветки!

Ветер гнет нас на восток

С нами учит он урок!

А теперь на север, снова

Продолжать урок готовы!

С четырёх сторон Земли

Ветры в гости к нам пришли,

Из-за парты нас подняли

5) Самостоятельная работа с картами атласа.

Проводится по рядам. На доске - план описания карты и действий учащихся:



  • Название

  • Масштаб

  • Охват территории

  • Что изображено

  • Подготовьте рассказ по плану

  • Проговорите

  • Запишите план

Подготовьте рассказ из 4-ех предложений о карте. Проговорите его с соседом по парте.

Заслушивание рассказов с демонстрацией настенных карт.

Учитель акцентирует внимание учащихся на изменение числа масштаба в зависимости от изображенной территории.

Вывод :учащиеся выделяют несколько видов карт в зависимости от их назначения и площади изображаемой территории.

6) Составление схемы «Виды карт» на доске и в тетрадях.

Какими могут быть карты по охвату территории?

Есть карты, на которых можно увидеть сразу несколько природных объектов - это физические карты. Какие это объекты?

А есть карты, где изображается узкая тема, отдельный географический объект, явление.

Их называют тематическими.

Приведите пример названия такой карты из атласа.

Виды карт


По охвату территории

Закрепление. У каждого на столе лежит карточка «Мои успехи». Ваша задача проставить в ней «+» или «-«.


  1. Карта-это уменьшенное изображение участка Земли, выполненное на плоскости, с помощью условных знаков.

  2. Масштаб карты крупнее масштаба плана местности.

  3. Физические карты - это карты, на которых изображены природные объекты(материки, океаны, горы, равнины и т.д.)

Итог урока. Оценка работы класса на уроке.

Домашнее задание: составить «Географический мешочек» найти названия

10 карт, написать их на листочках и сложить небольшой пакет.