Страховой полис зеленая карта. Зеленая карта: зачем нужна, виды зеленых карт, тарифы, как и где оформлять. Особенности «Зелёной карты»

Страховой полис зеленая карта. Зеленая карта: зачем нужна, виды зеленых карт, тарифы, как и где оформлять. Особенности «Зелёной карты»

Вулкан Иджен. Филиал ада на Земле. February 1st, 2018

Когда мы только начинали рассказывать о наших похождениях в Индонезии, нам постоянно писали "обязательно сходите на Иджен - вот где красота!"

Знаете почему? Потому что обычный джентльменский набор туриста решившего посетить вулканы Индонезии на Яве включает Бромо и Иджен. Самые легко доступные, красивые и как следствие - самые посещаемые.

И хотя вулконография наших интересов распространялась гораздо шире этих двух вулканов, Иджен и Бромо тоже были включёны в обязательную программу.

Но если Бромо - про то, что такое красиво, то Иджен... Даже не знаю, как бы это сформулировать.
Нет, это красиво. Особенно для тех, кто не слишком много различных вулканизмов в своей жизни видел. Но красиво какой-то зловещей красотой.
К тому же на Иджене сплелись два в одном: место для паломничества туристов и место адского труда. Ежедневно кроме сотни другой любопытных туристов, сюда спускаются десятки рабочих, добывающих серу.

Да, мой персональный список адских работ пополнился новым пунктом. До этого в нём была и, если вы думаете, что список адовой работёнки - это только про дальние дикие страны, сейчас вы удивитесь, пунктом два в нём шёл .
Теперь вот прибавилась эта - добыча серы. Как много лет назад - руками, кувалдами, в корзинки, которые потом надо ещё вынести наверх.

А так оно конечно красиво - гигантский кратер, жёлтая сера, бирюзовое серное озеро...

Меня тут спросили, а зачем эту серу добывают?
Я, как человек не ленивый, сразу полезла в интернеты.
Серу издревле использовали как источник тепла при термообработке грешников. Где? Ну понятно же дело - в аду.

В принципе ночной спуск в кратер вулкана Иджен больше всего напоминает сошествие в ад.

Темно, странные люди куда-то бредут вниз по узкой тропинке, иногда весьма крутой, ничего не видно и дым. Очень много дыма. И характерный едкий запах серы.

Ты ещё не понимаешь, куда ты идёшь и что увидишь, но всё это уже начинает сильно не нравиться.
Особенно когда, как например нас, внезапно накрывает особенно густым серным облаком.

Нет, так там не всегда. Чаще обходится без слишком сильных дымовых эффектов. И тогда спустившиеся могут наблюдать синий огонь, горящий в кратере. Для этого спускаются ещё в темноте.
В общем - огонь есть, сера есть, дым есть. Адище.

В нашем случае дым был такой, что ничего видно не было. В принципе. Кроме странных очертаний людей. И немного камней.

Мы спустились почти до самого низа, когда облако серного дыма стало совсем невыносимо густым. Дышать стало практически невозможно, глаза начали слезиться от едкого дыма.

А теперь представьте, что всё это происходит на узенькой тропинке, уходящей круто вниз, среди толпы людей. То есть если что, выбираться надо соответственно наверх. По этой же тропинке. Других вариантов нет.

Я шла и представляла, как это может выглядеть, если выбраться надо срочно. Если начнётся паника. Если вся эта толпа ломанётся вверх...

Видимо такие мысли посещали не только мою голову, и постепенно всё больше людей начали поворачивать назад.
Вот и наша команда опять поделилась. Разумная половина сказала, что им уже хватит, они наверх. А половина вечно любопытствующих авантюристов в лице меня, моего неслучайного попутчика e_kaspersky и ШШ, решила продолжить серные мазохирования.

Гид уверял, что всё это должно минут через 15 растянуть. Мы сидели, дышали во влажные тряпочки, стараясь дышать через раз.

Ни о каких голубых огоньках речи уже не шло. Но когда стало светать, а дым начал постепенно уходить, всё вокруг стало слегка сиреневым.

А потом, когда с темнотой заодно очень удачно и дым ушёл, мы наконец смогли увидеть этот филиал ада.

Вот, кстати, видно кромку кратера, откуда мы пришли.

Добытчики серы откалывают огромные куски, иногда дробят их, складывают в корзины и поднимают наверх.

Вес корзин - 60-70 килограмм. Каждый желающий может примерить эту ношу на себя.

Ну, что? Вам всё ещё кажется, что кресло в вашем офисе не достаточно мягкое?
Тогда, добро пожаловать на эту адскую кухню.

Все работы производятся в ручную. Есть какие-то бочки в которых что-то дымится, но технологию процесса никто мне не смог объяснить.

Впрочем на вопрос про то, сколько лет здесь работают люди, прежде чем они умирают, я тоже так и не получила.

К толпам туристов ежедневно посещающим вулкан здесь уже давно привыкли. Относятся спокойно.

Добытчики серы, видимо, приняли как данность то, что они стали частью аттракциона. И даже немного зарабатывают дополнительно, беря деньги с туристов за фотографию.

Вот туристы и позируют радостно.

Правда, до очередного облака едкого дыма.

Тоже делаю фотографию. Конечно не с серокопателями. А с вулканом. По традиции. Чтоб потом по фотографиям посчитать, сколько же их у нас было.

И только там при свете дня видим вот такую табличку. Очень странно для вулкана, куда толпами водят туристов.

И где туристический бизнес процветает во всех проявлениях. Сувениры из серы. Проводники. А для тех, кто не может идти самостоятельно - ВИП тележки.

На таких же тележках возят мешки с серой. В общем, всё смешалось здесь в этом адском котле.

И выбравшись от туда, хочется присоединиться к нашим не известным соотечественникам и подписаться под их словами.

Впрочем...
Вы не поверите. На этом наш вулкано-марафон на Яве закончился. Шесть вулканов за кажется шесть дней. Уже не уверена. Всё смешалось в голове от впечатлений, увиденного, событий, бессонных ночей и бесконечных дорог.
Отдых достиг своего апогея. Дальше уже отдыхать в таком темпе не было никакой возможности.
Но мы ж не изверги. Мы же добрые. Поэтому мы с моим не случайным соавтором приключений ЕК щедрой рукой отсыпали нашим попутчикам день отдыха на море.

На дворе было 3 января. На этот день мы назначили торжественное и окончательное празднование Нового года.

Море! Праздник! Самолётик!
Мы летели на море и на праздник.


Нашу пятидневную поездку на Яву мы запланировали еще в Москве, в феврале месяце, когда покупали билеты на самолёт. Сложность состояла в том что обычно едут по Яве начиная с Джокьякарты в сторону парома до Бали посещая храмы и вулканы по дороге, наш же маршрут был с точностью наоборот. И так, план получился такой: добраться до парома с Бали на Яву, переплыть пролив и первым делом посетить вулкан Иджен. Дальше мы хотели посмотреть панораму с вулканом Бромо, от него поехать в Джокьякарту к храмам Борбодур и Прамбанан. И затем из Джогджи на самолёте вернуться на Бали. Вроде всё просто, но кроме купленного билета на самолёт с Явы на Бали, о передвижениях по остальному пути мы имели смутное представление.

Сейчас когда я пишу этот пост, проехав по всему маршруту, мы уже знаем, как можно было сделать это где то дешевле, а где то комфортнее. Но что сделано то сделано, и я рада что вышло всё именно так! А вам все таки напишу и альтернативные варианты передвижения.

Если вы решили добраться до Явы на пароме то достаточно бюджетным вариантом будет купить в Денпасаре билет на автобус до парома. Некоторые автобусы грузят и на паром, но куда они следуют потом точно не знаю. На Яве рядом с портом Кетапанг можно взять такси до Иджена. Наш друг, гид на Бали по имени Виски, сказал что цена такого переезда выйдет примерно 350 тысяч рупий (около 40$). Так как нам совсем не хотелось ехать рано утром из Куты в Денпасар и бегать там искать где что купить, было решено брать машину с водителем. Путь от Куты до порта Гилиманук (Gilimanuk) обойдется примерно в 400 тысяч рупий. Цена на паром до Явы для автомобиля 100 тысяч рупий (10$), для людей и того меньше. Сейчас поймете к чему я это всё пишу)))
Находясь в нормальном балийском состоянии "на расслабоне", мы до последнего откладывали поиск водителя. В итоге за вечер до отъезда купили тур в обычной туристической конторе в Куте. Долго торговались, и договорились что за 1 300 000 рупий нас везут до одного из отелей на склонах Иджена. Как не сложно посчитать мы, конечно же, переплатили. Не знаю почему мы не обратились к Виски, думаю вышло бы дешевле. Но как говорят на Бали: значит так надо))
В 6.30 утра машина была возле нашего дома, а у нас каждые две минуты разрывался телефон, с вопросом где же мы и когда же мы выйдем! Вышли, и оказалась что помимо водителя с нами поедет наш друг, который прошлым вечером продавал поездку! Мы поинтересовались что он тут делает, оказалось что водитель не знает дорогу до вулкана. Это конечно не правда, ну ладно вместе веселее! Сели в машину, поехали!
Часов в 10 мы уже были в порту Гилиманук. В этом месте между островами совсем небольшой пролив, и на Яву открывается живописный вид.

о. Ява, вид с о. Бали порт Гилиманук (Gilimanuk)


Так как проснулись мы очень рано и перед отъездом не успели позавтракать, очень хотелось есть. Знаете, вообще я люблю рис и курицу, да и всякие наси горенг из местной кухни мне нравятся, но самое тяжелое во всей нашей поездке по Яве было то, что кроме этого мы практически ничего другого не ели. Даже на завтрак! И еще одна особенность любой азиатской кухни это острая еда. И вот я долго объясняю даме в варунге (местная кафешка), что надо совсем не спайси, чтобы ни капельки, а в итоге получаю свою лапшу, которую без слёз есть не возможно, догадайтесь почему... Дима ел жареный с овощами рис и он вроде не был таким острым, повезло!
После завтрака мы погрузились на паром, и двинули по проливу к Яве. Во время этого переезда меня в очередной раз поразило и сильно огорчило огромное количество мусора в океане.
После парома мы направились в сторону Иджена. У Димы в телефоне есть навигатор, но пути по которому нас повезли наши друзья там отмечено не было, картинка показывала что мы едем прямо сквозь джунгли. А вскоре интернет и вовсе пропал, так что если соберётесь сюда своим ходом сохраняйте себе карту, или распечатайте на всякий случай!
Раньше дорога по которой мы ехали была доступна только для проезда на джипе, сейчас же её привели в порядок, положили асфальт и можно проехать на любом транспорте. Наша машина с трудом забиралась на крутые горки, поэтому ехали мы довольно медленно и долго, но зато успевали рассмотреть окружающую нас красоту!

По пути проехали место откуда начинается подъём к вулкану. Пару раз заблудились, что странно, так как дорога всего одна и расходится в стороны только однажды. В горах рядом с Идженом много пропускных пунктов, проезжая которые Дима каждый раз записывался в тетрадку посещений.
Примерно в получасе езды от Иджена находятся два небольших отеля: Арабика (Arabika Homestay) и Катимор (Catimor Homestay), на наш взгляд это оптимальные варианты для размещения.

Думаю разница между ними небольшая, Катимор вроде подороже и мы выбрали Арабику. Приехали в отель, он оказался практически пустой и мы решили что это нам поможет сбить цену на жильё. В отеле три варианта комнат: эконом с удобствами во дворе, стандарт душ с туалетом в номере, и так называемые VIP номера они немного ухоженее стандарта и с телевизором. Мужчина администратор объявил нам цены и мы пошли смотреть комнаты. Выбирали между стандартом и вип, вид у стандартных номеров довольно плачевный но и вип не особо блещет комфортом. Решили взять вип скинув немного цену, НО... После просмотра цена вдруг поменялась, конечно же в большую сторону, типа из за незнания английского администратор ошибся в цифрах! В итоге цены вышли такие: эконом комната 150 тысяч рупий (17$) но её мы не рассматривали, стандарт за 250 тысяч рупий (28$) и VIP комната стоила 350 тысяч (39$). Все наши попытки снизить цену не прокатили. Как потом мы поняли это во первых из за отсутствия конкуренции и во вторых от полной уверенности, что и с этой ценой все номера будут заняты, как в итоге и вышло! Мы взяли стандартный номер, в общем, чтобы переночевать сойдёт.
Следующим делом стало найти транспорт чтобы добраться до Иджена и узнать как потом уехать из этой глухомани в сторону вулкана Бромо.
С первым пунктом решилось всё быстро нам предложили байк за 150 тысяч рупий (16$), хотя обычно байк на день стоит 50 тысяч) Так же как и с жильём торговаться они наотрез отказались. Хотя предложили взять байк за 100 тысяч но с водителем, то есть вышло бы 2 байка! Вот такая математика, транспорт с водителем стоит дешевле, транспорта без него:)
А вот с дорогой из этой деревушки было не так легко. Самый простой вариант взять водителя с машиной отпал, так как тут ни у кого машины нету. Нам сказали что можно уехать рано утром на автобусе до одного из городов у подножия гор, а там уже искать способ ехать дальше, на этом и остановились.
Всё выяснив мы пообедали жареным рисом с курицей, попили чай, он кстати тут бесплатный в любое время, и отправились на разведку дороги до Иджена.
Как я уже писала дорога здесь одна, но мы решили что лучше проехать по ней пока светло, чтобы ночью было проще сориентироваться. Да и байк нам пригнали старенький, скорости Диме приходилось переключать самому, надо было к этому привыкнуть. По дороге нам открывалось огромное количество красивых видов. Вершины гор и кофейные плантации на их склонах, облака проплывающие между скалами, за каждым поворотом хотелось останавливаться и снимать эти просторы.




Дело близилось к вечеру, а так как мы были высоко в горах заметно похолодало. Мы стали возвращаться в отель и по дороге наслаждались красивым закатом!


В деревушке Семпол, где находится наш отель, есть небольшая площадь возле мечети, здесь продают всякую всячину. Если вы не подготовили к подъёму тёплую одежду, тут можно купить штаны и кофту, печенек и воды в дорогу. Мы купили Диме спортивные штаны и немного еды.
В отеле расспросив одного из администраторов во сколько лучше выезжать чтобы успеть посмотреть голубой огонь (blue fire) горящий в кратере, составили план поездки.
Рассчитываем примерно так: рассветать в этой части Явы начинает примерно в 4.30 утра, т.е в 4 точно (а лучше немного раньше чтобы успеть спуститься в кратер) надо быть на вершине. На подъём уходит 1,5 часа значит от подножья стартуем в 2.30. Дорога от отеля до места начала трекинга занимает около 40 минут, значит выехать из отеля с небольшим запасом надо в 1.30. Подъём выходит в час ночи, я обычно в это время спать ложусь:) Но так как встали мы рано утром, за долгий день устали, да и делать тут, когда стемнеет, особо нечего, после перекуса и сбора вещей мы быстро заснули.
И вот момент ИКС настал! Мы проснулись, выпили по чашке чая, оделись потеплее, прихватили отельный тёплый плед, чтобы на вершине не замёрзнуть, и начали свой путь к Иджену.
Первая трудность не заставила себя ждать. Ночью выпала роса, наш байк видимо отсырел, остыл и отказался заводиться. Дима воспользовался педалью стартера. Несколько попыток завести с её помощью наш драндулет не увенчались успехом, мы попытались его растолкать это тоже не помогло. Вернулись к педали, Дима изо всех сил на неё надавил, его нога соскользнула и он напоролся на край педали. Сильно рассёк себе подошву ноги, а нам же ещё в гору лезть! На наше счастье вскоре байк завёлся и мы поехали по ночной дороге, укутавшись от холода в дождевики.
Дальше всё шло по плану и примерно через 40 минут мы были в точке старта. Мы увидели свет в небольшом домике подъехали к нему, к нам навстречу вышел мужчина и подсказал куда можно поставить байк. Он же согласился быть нашим проводником. За это мы ему заплатили 150 тысяч рупий. Сразу скажу что он и за 100 пошел бы, а может и меньше, если вам принципиально торгуйтесь, но мы решили согласиться.
Здесь стоит заметить, что некоторое время назад из за повышения активности вулкана официальный трекинг на него был закрыт. Билеты из за этого здесь не продаются, специальных гидов нету, наш оказался добытчиком серы! Вы конечно можете подняться туда и сами, днём так многие ходят, но все таки не забывайте что это активный вулкан, а у нас еще ночь, к тому же, лучше если рядом будет человек, который хорошо ориентируется на местности!
В Москве, готовясь к поездке, мы купили налобные фонарики, но нам в эту ночь повезло с луной, она была практически полная и хорошо освещала всё вокруг! Дорога здесь широкая хорошо утрамбованная. Подъём не крутой за счет того что тропа петляет горизонтально по склону, а не идёт напрямик в верх. Но из за этого путь становится длинней, хотя это не страшно. В тот момент я решила, что это самый лёгкий мой трекинг! Но, забегая немного вперёд, скажу что через несколько дней на вулкане Бромо я узнала что бывает еще легче!
На вершину мы поднялись по расписанию, обогнав по дороге пару компаний туристов. И вот перед нами чёрная бездна кратера, а на её дне горит голубой огонь или как тут все говорят Blue Fire!

Голубой огонь (Blue Fire), Вулкан Иджен, о. Ява


Если присмотреться, то на фото видны маленькие люди, и сразу понятен масштаб этого огня. Ошеломляющее зрелище! Огонь можно увидеть только пока темно, при свете дня видно лишь дым. Там же на дне кратера находится озеро. Когда светло, оно невероятного светло зелёного цвета, а от большого количества серы его кислотность повышена. Некоторые пишут что озеро наполнено серной кислотой, но это не совсем верно, я например там руки мыла. Вода в нём была довольно горячей.
Дальше мы стали спускаться в кратер, уже понемногу рассветало и открывались невероятно космические виды.

Кратер вулкана Иджен, о. Ява


Спуск в низ довольно крутой, петляющий, а на встречу то и дело идут добытчики серы с нагруженными до отказа корзинами. Адский труд!

Добытчик серы, вулкан Иджен


И вот мы внизу, в шоке от того что видим вокруг. Не буду даже пытаться описать виды кратера словами, посмотрите лучше фото!
Наш проводник стал рассказывать, как происходит добыча серы.
Из отверстий в горе выходят вулканические газы, которые собственно и горят. Здесь же проложены огромные керамические трубы, в которых оседает конденсат и пары серы.

Благодаря высокой температуре, почти 250° С, сера, которая попала в трубу, не застывает, а вытекает наружу. Сначала она огненно рыжего цвета, когда остывает становится янтарно прозрачной, а ещё через некоторое время ярко желтой.

Скопление серы, вулкан Иджен


Нормально дышать из-за газов и паров на дне кратера было не возможно. Очень сильно пахнет серой, а через некоторое время начинает першить горло и появляется кашель. Мы об этом знали и, опять же, заранее прикупили хорошие респираторные маски в Москве. А вот те кто там работают такой роскоши не имеют, и можно легко догадаться как такая работа влияет на здоровье добытчиков! Одну из своих масок в конце похода мы, конечно же, отдали нашему проводнику. А вот так выглядел Дима.

После того как сера остывает, её собирают и складывают в корзины. Их вес в среднем выходит от 70 до 90 кг! А потом на своём горбу тащат всё это сначала на верх из кратера, а за тем вниз.


Тем временем стало совсем светло и мы подошли к озеру. Оно буквально загипнотизировало нас, возникло ощущение что мы на другой планете!

Вулканическое серное озеро, Иджен, Ява



Пришло время возвращаться, наш проводник спросил не против ли мы если он попутно прихватит корзину с серой, конечно же, мы не были против.

Добытчик серы и наш проводник по совместительству


Дима решил помочь нашему другу и взял одну из корзин. Но далеко он не ушел! Если присмотреться, на корзинах вы увидите надпись PLAY BOY. Приятно видеть что даже в таких тяжелых условиях, люди не теряют чувства юмора, шутят, подкалывают друг друга и смеются. Не падают духом, в общем.
Наш друг подхватил корзину и достаточно бодро зашагал по каменистому склону. В этот момент я поняла, что моя работа это просто вечный отпуск!

За ним пошла я, с пледом на перевес.

А за мной Дима. По моему он расстроился, что без корзины идёт;)

Кратер вулкана Иджен, о. Ява


По дороге мы постоянно останавливались и смотрели на место добычи серы издалека. И каждый раз нам открывался новый вид!

Добыча серы, вулкан Иджен


Поднявшись на вершину кратера мы уселись ждать рассвет. Тут, как раз, нам пригодился плед, прихваченный в отеле.

Солнце потихоньку выползало из за гор. И снова появилось ощущение что мы находимся на другой планете!


К этому времени на вулкан стали подтягиваться и другие туристы, не все готовы лезть сюда ночью, а некоторые не знают про голубой огонь. В любом случае, днём туристов на много больше. И этим пользуются местные предприниматели. Ночью мы этого не заметили, но в начале пути в кратер стоит табличка, что вниз идти очень опасно, и это чистая правда, а как рассвело около таблички появился охранник, который не пропускал никого вниз без проводника. И, конечно же, за определённую сумму он либо сам провожал в низ туристов, либо отправлял своего друга.

Солнце продолжало не спеша подниматься, всё больше освещая кратер....

А на противоположной стороне еще было видно Луну, медленно уходящую за склон.

Потрясающий контраст!

Взгляд с другого ракурса на кратер вулкана Иджен.



А это дорога по которой нам предстоит пройти, самая кромка кратера!

И снова кратер вулкана.

Мы немного посидели и стали спускаться с вулкана. С нами по дороге быстрым шагом спускались добытчики серы ночной смены.

А на встречу, с пустыми корзинами, шло всё больше людей работающих с утра.

Я была очень рада тому что вышло солнце и стало тепло. Решила сфотографироваться на фоне вида открывающегося с высоты почти 2400 метров. Это конечно не Агунг с Ринджани, но тоже очень красиво!

Вокруг повсюду возвышаются вершины, не знаю вулканы это или нет, но очень похожи.

По дороге нам попался один добытчик серы, он был без пальцев. Не известно связано это с его работой или нет, но всё может быть.

Немного ниже, по склону есть контрольные весы, здесь добытчики взвешивают свои корзины. Хотя на самом деле, их вес они достаточно точно чувствуют на вскидку, руками.


Здесь же они устраивают перекур, а туристы пьют чай и перекусывают.
Еще тут можно купить фигурки из серы. Их делают сами добытчики. Есть фигурки из формочек в виде зверей и сердечек, есть в виде сосулек как текла сера. А есть кучки типа муравейников, это от капающей в воду серы. Мы выменяли за второй респиратор одну похожую на муравейник, а еще одну в виде сосульки нам подарил наш проводник. Если же вы их покупаете, то можно торговаться, цены они придумывают сами, ориентируясь на размер фигурок.

Но сначала самый главный "босс" всё как следует проверяет!

В пункте сдачи все терпеливо сидят, ждут, когда придёт их очередь взвешивать корзины.

Двое около весов помогают поднять груз на весы, а ещё один взвешивает, записывает данные и выдает добытчикам квиточек, по которому они в окошке рядом получают деньги. В среднем выходит 75 тысяч рупий (примерно 7,5$) за раз. В смену выходит два подъёма. Некоторые за одну ходку приносят два коромысла, несут немного сначала одно, оставляют его и идут за вторым, так меняют их всю дорогу.

После взвешивания содержимое корзин отправляется в грузовик.

Мы попрощались с нашим проводником, надо было возвращаться в отель и собираться на автобус. Но перед тем как сесть на байк, мы пошли искать туалет. Там вообще есть нормальный, но из за того что официально вулкан закрыт водопровод не работает и туалет соответственно тоже. А так как туристов тут много эта проблема была решена вот так.

И вот пока мы искали это место, на автостоянке наткнулись на водителя микроавтобуса. Он спросил надо ли нам куда нибудь ехать, мы с трудом объяснили что сначала на байке сами вернемся в Арабику, а после нам надо в сторону вулкана Бромо, в городок Проболинго. На наше счастье именно туда он и собирался. Водитель нам объявил сначала цену в 600 тысяч рупий (65$), мы сторговали эту цифру до 400 тысяч (45$) за двоих. Радостные уселись на свой байк, который снова отказался заводиться, растолкав его с горки, быстро доехали до отеля. Собрали свои вещи и скоро подъехал микроавтобус. Мы уселись на заднее сидение и по дороге еще немного разглядывали виды окружающих нас гор.

Обновлено: 28.02.2019 Олег Лажечников

71

Чтобы поехать в Европу на своей машине, необходимо оформить страховой полис Грин Карта (GreenCard) или по нашему Зеленая карта, который будет работать за границей. Страховой полис Грин карта, по сути, это аналог нашего ОСАГО (не путать с КАСКО). То есть, она спасает виновника аварии от оплаты ремонта тех машин, которые пострадали по его вине. Виновнику аварии в этой схеме никто ничего не оплачивает.

Собрал, как можно больше информации по гринкартам в одном месте, начиная от покупки, заканчивая аварией.

Стоимость Зеленой карты назначается Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) и она одинаковая у всех страховых компаний. РСА публикует у себя на сайте тарифы и они в свободном доступе. За тем, чтобы цена была у всех одинаковая, тщательно следят. Так что не ищите никаких промокодов и скидкок — их нет и быть не может.

Например, Гринкарта на 15 дней в январе-феврале 2019 года стоит 2830 руб (зависит от курса евро).

Цена меняется каждые 30 дней 15-го числа. В прошлом 2018 году в основном цена была весь год — 2450 руб за 15 дней, но поднималась до 2830 руб.

Где купить

Купить гринкарту онлайн в Москве и СПБ

Так вам нужен будет оригинал Зеленой карты, то с электронным полисом ехать заграницу нельзя. Но вы можете ее купить онлайн с доставкой на дом или в офис в Москве и Санкт-Петербурге, все-таки 21 век на дворе уже. Это намного удобнее, чем самостоятельно ехать в офис. Время сэкономите прилично. Цена точно такая же.

Я уже покупал пару раз страховку от аккредитованных Альфа Страхование через , и один раз в Либерти в офисе. Да, Либерти посредник, но когда все официально, то какая разница. Но я больше в офис не хочу, нет никакого смысла, когда привозят просто домой.

Если поездка отменилась или перенеслась на другие даты, то деньги можно вернуть только до начала действия полиса. возвращает 100% обратно без проблем. Соответственно, при переносе поездки, нужно вернуть полис и потом купить его заново.

Покупка в офисе в регионах

Есть всего 8 официально аккредитованных страховых компаний, которые могут оформлять Грин карту. Это те компании, которые вступили в систему Зеленой карты. Некоторые компании от этого отказались, поскольку по Грин карте большой лимит ответственности. Остальные выступают от лица одной из этих 10 или продают подделки.

  1. ОАО «АльфаСтрахование» (чаще всего здесь все покупают)
  2. АО СК «Двадцать первый век»
  3. СПАО «РЕСО-Гарантия
  4. ПАО СК «Росгосстрах»
  5. ООО «СК «Согласие»
  6. САО «ЭРГО»
  7. САО «ВСК»
  8. АО СГ «Спасcкие ворота»

Разницы, в какой компании оформлять полис, нет. Поскольку это ОСАГО, а не КАСКО, то в случае каких-то проблем, не вы будете иметь дело со своей страховой, а пострадавшая сторона в ДТП (а поскольку это Европа, то, скорее всего, его адвокат). Поэтому вам не важно, насколько хорошо или плохо работает ваша страховая компания.

Купить страховку на границе

Можно купить Зеленую карту в одной из точек на подъезде к границе еще на российской стороне, потратив на это время. Не знаю, зачем оно надо, но народ так делает. Может поездка была очень спонтанная, что курьера с полисом нельзя было дождаться, а офисы страховых были уже закрыты. Разумеется, нужна действующая , чтоб так спонтанно поехать.

Точки у границы обычно — это, или миниофисы конкретных страховых компаний, или небольшие пункты на заправках, в кафе, или микроавтобусы, припаркованные вдоль дороги. Есть шанс в таком случае купить подделку, чем при покупке онлайн или в офисе. Есть также шанс приобрести полис, который потом «забудут» внести в базу. То есть, страховку вроде как купил, а при проверке или при аварии оказалось, что она не действительна.

С 01.04.2014 Российское бюро «Зеленая карта» запретило рукописное оформление полисов, все полисы должны оформляться на компьютере и сразу вноситься в базу.

Зачем нужна страховка Зеленая Карта

Не хотите проблем и мороки, сразу покупайте Зеленую Карту в России перед поездкой. Или изучайте все нюансы и цены, чтобы не влипнуть в историю.

  • Страховку всегда спрашивают на границе при въезде в Шенген. Если ее не будет, то вас не впустят в страну и даже могут вкатить штраф. Если вы едете через Белоруссию в Польшу, то белорусские пограничники вас не выпустят из Белоруссии и вам придется ехать назад в Россию, чтобы купить гринкарту.
  • Для пересечения Белоруссии тоже нужна страховка, либо их местная, либо российская гринкарта. Исходя из предыдущего пункта, все равно придется покупать Зеленую карту.
  • При отсутствии гринкарты на границе с некоторыми странами вас заставят купить пограничную местную страховку по указанной цене. И ее цена далеко не всегда низкая, дешевле была бы заранее купленная Зеленая карта. Например, в Финляндии такая страховка обойдется в ~100-130 евро.
  • Грин карту спросят и по возвращению из Европы. Если она уже закончилась, то будет штраф. На границе Польши берут 3700 злотых (~850 евро) с оплатой на месте. Если денег нет, то штрафстоянка в ближайшем городе. К штрафу добавятся затраты на эвакуатор (150 евро) и за каждый день стоянки. Потом вам придется купить пограничную польскую страховку, еще 20 евро. Поэтому лучше делать Зеленую Карту на все дни пребывания в ЕС, а не только на первые 15 дней, как делают некоторые для экономии. Можно так «сэкономить», что мало не покажется.
  • Очень вредный совет: «Ехал обратно, страховку не спросили». Да, есть случаи, когда не спрашивали страховку, но вы рискуете попасть на 1000 евро.
  • Иногда в Европе останавливают для проверки документов. Особенно, если вы что-нибудь нарушили. И в таком случае могут спросить и проверить страховку. Конечно, вероятность небольшая, но если страховки не окажется, последствия будут неприятными.
  • В случае аварии, конечно, Зеленая карта просто необходима, иначе возможно придется возмещать ущерб из своего кармана.

Не забудьте, что для оформления шенгенской визы, вам нужна будет туристическая медицинская страховка. У меня есть отдельный подробный , почитайте. Там, и про выбор мед страховки, и про то, как сэкономить, и про все нюансы.

Что надо знать при покупке Грин карты

Документы и сроки действия

Страховка Грин карта оформляется на машину и в полисе указывается страхователь, а не водитель. То есть управлять машиной может любой человек и ему не нужно быть записанным в полисе. Это очень удобно!

В целом покупка зеленой карты — это предельно простая процедура. Для этого понадобится:

  1. Паспорт или загран паспорт
  2. Свидетельство о регистрации ТС (или ПТС).

Полис можно оформить минимум на 15 дней, максимум на год, но с шагом в месяц – на 1 месяц, на 2 месяца и так далее. Если вы собираетесь провести в Европе 16 дней, гринкарту придется покупать на месяц.

Страховка действует в точные календарные даты, начиная с указанной на полисе даты. То есть, если вы оформили полис с 1 января на 15 дней, то он будет действовать ровно 15 дней с 1-го до 15 января, вне зависимости от того, когда вы въехали, когда выехали и въезжали ли вообще.

Какие страны входят в Зеленую карту

Система Зеленая карта включает в себя 46 стран: Россия, вся Европа, Израиль, Тунис, Марокко и Иран. Для России существуют две категории грин карты:

  • Все страны системы «Зеленая карта»
  • Более дешевая категория, действующая на территории «Украина, Республика Беларусь и Республика Молдова»

Как не попасться на мошенничество

Есть несколько основных видов мошенничества с продажей Грин карт.

  • Агент может продать откровенную фальшивку, то есть просто хорошо сделанную копию, распечатанную на принтере. Зеленая карта имеет степени защиты, как денежная купюра, но проверить ее не имея специального оборудования сложно. Как и денежную купюру, собственно.
  • Агент может продать покупателю полис на год, а в той копии полиса, который он отдает в страховую, указать, что полис на 15 дней. Надо внимательно проверить, что написано на той части полиса, которая остается у страховой компании.
  • Агент может забыть отдать в страховую свою часть полиса и зарегистрировать его в базе или сделать это с опозданием.

Что проверять во время покупки

При покупке Грин карты надо обязательно проверить 2 вещи:

  • Во-первых, страховую компанию, от которой оформляется полис – это должна быть компания из аккредитованного списка.
  • А во-вторых, проверить полис на ошибки, верно ли указан регистрационный номер машины. Часто возникает вопрос, не будет ли проблем, если транслитерация имени в полисе (как в паспорте) отличается от транслитерации имени в правах. С этим проблем быть не должно.

Часто задаваемые вопросы

Как оформить Зеленую карту раньше, чем за 30 дней

Это бывает нужно только в случае, если консульство требует гринкарту при оформлении Шенгенской визы. Случается не часто. Самый простой способ — купить на больший срок, чем надо, оформить визу, и потом сдать обратно с возвратом полной суммы до начала действия полиса. Потом снова купить уже на нужные даты.

Для выезда заграницу из России вам все равно придется покупать российскую гринкарту, хотя бы на 15 дней. Ведь белорусские пограничники не выпустят вас в Польшу без Зеленой Карты. А далее уже можно будет купить «пограничную страховку». Кстати, российская гринкарта действует и в Белорусси, поэтому отдельную страховку для Белоруссии покупать будет не надо.

Можно ли продлить Зеленую карту

Что делать, если страховка закончилась, а дела принуждают оставаться в Европе? На самом деле решение этого вопроса не тривиальная задача. По сути есть только 2 варианта:

  • Купить пограничную страховку
  • Попросить знакомых в России съездить в офис страховой и потом переслать вам через DHL.

Вариант пустить все на самотек — не рассматриваю. Ездить с распечатанной копией, а не оригиналом, так себе идея. Как вариант, договориться в соц сетях или на форуме с кем-то, кто полетит в ваши края. Но имхо это сложнее гораздо, чем отправить через DHL или другие транспортные компании.

Что делать при ДТП

Грин карта – это аналог нашего ОСАГО, деньги от страховой виновника ДТП получает пострадавшая сторона. И как в любой подобной ситуации, страховая компания ищет возможности не платить или снизить выплаты по страховой. Что стоит сделать, чтобы увеличить вероятность получения денег от страховой.

  1. Совместно с остальными участниками аварии надо заполнить Accident statement – европейскую форму извещения о ДТП. Она может быть или у второго участника аварии, если он европеец, или у кого-то из очевидцев. Или ее можно найти на заправке или в придорожном кафе. или есть эта форма на русском и английском языке и правила заполнения.