Организация, оформление, учет валютно-обменных операций коммерческого банка. Порядок осуществления валютно-обменных операций Проведение валютно обменных операций

При совершении обменных операций, которые требуют длительного времени (например, прием валюты на инкассо или на экспертизу), клиенты, кроме Справки о проведении операции, получают на руки квитанцию, в которой отражаются реквизиты банкноты и данные ее владельца. Эта квитанция понадобится, когда придет время получать денежные средства (возмещение) по принятым у Вас ранее банкнотам. Операция приема на инкассо и на экспертизу занимает до 1 месяца, а иногда несколько дольше. Следует помнить, что на инкассо принимаются банкноты, утратившие признаки платежности (поврежденные, разорванные, обожженные и т.п.), а на экспертизу - банкноты, подлинность которых требует проверки уже экспертами Центрального банка России.

Основной документ, которым руководствуются банки при совершении операций с наличной иностранной валютой, - инструкция Центрального Банка России "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации". Эта инструкция позволяет банкам самостоятельно устанавливать курсы покупки и продажи наличной иностранной валюты.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.


Вологодский филиал Банка Москвы начал функционировать в апреле 2001 г., укомплектован профессиональным коллективом.
С первых дней своей работы филиал проводит активную клиентскую политику. Сегодня филиал участвует в реализации проектов в различных отраслях экономики Вологодской области - машиностроении, строительстве, транспорте, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунальном секторе, в торговле.
Основной принцип клиентской политики - удовлетворение разнообразных потребностей в банковских услугах корпоративных клиентов и частных лиц, их высококачественное комплексное обслуживание. Это обеспечивается за счет внедрения новых банковских продуктов, применения разнообразных финансовых и расчетных схем, новых технологий.

ОАО « Банк Москвы» входит в пятерку крупнейших финансовых структур России по величине активов и собственного капитала. Чистая прибыль ОАО « Банка Москвы» по международным стандартам финансовой отчетности за 2005 год составила 85 млн. долл., активы - 2,7 млрд. долл., собственный капитал банка - 278 млн. долл., кредитный портфель - 1,5 млрд. долл.
ОАО «Банк Москвы» на сегодняшний день уверенно входит в пятерку крупнейших финансовых структур России. Впрочем, рост никогда не был для Банка самоцелью, а сейчас в особенности. Ближайшая цель - повышение качества услуг.

Банк обладает следующими видами лицензий.

Генеральная лицензия на осуществлении банковых операций.

Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление:

а) Брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;

б) Дилерской деятельности;

в) Деятельности по управлению ценными бумагами;

г) Депозитарной деятельности.

Вологодский Филиал Банка Москвы, являясь структурным подразделением ОАО “ММБ Банка Москвы” осуществляет деятельность на основании Положения о филиале.

Организационное устройство филиала Банка Москвы соответствует общепринятой схеме управления филиалом коммерческого банка (рис.1.1.)

Филиал имеет отдельный баланс, входящий в состав общего баланса Банка.

Кредитные ресурсы филиала формируются за счет:

Финансовых средств, передаваемых Банком;

Средства юридических и физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах;

Кредитов, полученных от других банков;

Других привлеченных ресурсов.


Рисунок 1.1. Организационная структура управления Краснодарским филиалом Банка Москвы

Валютный отдел – осуществляет учет купли-продажи валюты и валютных ценностей, ведение дел по экспортно-импортным операциям предприятий-участников внешнеэкономической деятельности, контроль за покупкой валюты, перевозку валютных ценностей по территории России, хранение валютных ценностей в подразделениях банка.

При создании, филиал был наделен финансовыми средствами в размере 1 000 000 (миллион) рублей.

Филиал осуществляет выполнения операций и сделок в соответствии с лимитами устанавливаемыми Банком.

Банк устанавливает тарифы по операциям и сделкам осуществляемых Филиалом.

Директор Филиала на основе и в рамках полномочий, определенных доверенностью:

Совершает от имени Банка определенных операций и представляет интерес Банка;

Распоряжается имуществом и средствами Филиала, заключает хозяйственные договоры и контракты;

Осуществляет руководство деятельностью Филиала;

Издает приказы и указания, обязательные для всех работников Филиала;

Открывать счет Филиала в ЦБ РФ и КБ имеет право первой подписи;

Принимает и увольняет работников;

Валютная система - это совокупность двух понятий - валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.

Валютные отношения - это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

В условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Кроме того, оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п.

Различают национальные, региональные и мировые валютные системы. Базой мировых и региональных валютных систем является международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля. Мировая валютная система включает международные кредитно-финансовые институты и комплекс международных договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов. Элементами мировой валютной системы являются определенный набор платежных средств, валютные курсы и валютные паритеты, условия конвертируемости, формы международных расчетов, режим международных рынков валюты и золота, международных и национальных банковских учреждений.

Национальная валютная система - это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного производства. Элементы национальной валютной системы - это национальная валюта, объем и состав валютных резервов, валютный паритет и курс национальной валюты, условия конвертируемости валюты, статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения страны, условия функционирования национального рынка валюты и золота.

От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государственных и международных валютно-финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависит экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно-развитых стран. Рост значения валютной системы заставляет промышленно-развитые страны совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно-монополистического регулирования валютной сферы на национальных и наднациональных уровнях.

Рассмотрим более подробно с точки зрения экономической эффективности валютно-обменные операции банков.

В настоящее время наиболее распространенной и многочисленной операцией коммерческих банков с иностранной валютой являются валютно-обменные операции, так как данные операции являются весьма доходными и менее рискованными чем, к примеру, кредитование физических и юридических лиц. Высокая доходность валютно-обменных операций складывается из достаточно быстрой оборачиваемости средств, вложенных в виде аванса, при условии правильного расчета и планирования лимита авансов обменных пунктов. К тому же рынок работы с физическими лицами обладает достаточной емкостью.

Пункт обмена валюты (в дальнейшем - ПОВ) рассматривается банком через призму "вмененных издержек" как один из возможных способов размещения денежных средств. Поэтому главная задача банка в процессе принятия управленческого решения состоит в сравнении деятельности ПОВ с другими возможностями вложения капитала и оценке ее эффективности, а также в сопоставлении работы отдельных ПОВ в банковской структуре.

Существующие нормативные документы, включающие формы отчетности, образуют адекватный механизм сбора информации. Остается лишь выработать ее для принятия управленческого решения. Большую помощь в этом оказывает методика, среднесрочного анализа, так как на первом этапе она базируется на предпосылке определенной экономической среды, а затем на многовариантности развития событий в среднесрочной перспективе.

При расчетах экономической эффективности деятельности ПОВ анализируются следующие составляющие:

  • - внутренняя эффективность;
  • - стабильность;
  • - адаптация к изменению внешней экономической среды.

В зарубежной литературе существует общее понятие для групп подобных методик - benefits-cost approach. Применяя данный метод к работе ПОВ, в тезисной форме, его можно выразить следующим образом:

  • - ПОВ для банка реализует целевую функцию, то есть повышает эффективность, вкладываемого в виде аванса в пределах лимита обозначенного оборотного капитала.
  • - При этом целевым ориентиром должна быть эффективность функционирования, то есть отношение эффекта к затратам.
  • - Несмотря на то, что выдаваемый ПОВ аванс содержит покрытие как в рублях, так и в валюте, необходимо и эффект, и затраты привести к одной и той же денежной форме.

Поскольку абсолютные (количественные) финансовые показатели сильно зависят от внешних экономических факторов - инфляции, скачков спроса-предложения и т.п., в методике в основном используются относительные показатели, менее подверженные внешним факторам и вместе с тем достаточно адекватные.

В приводимой методике анализа деятельности ПОВ используется субъектно-объектная ориентация.

Существуют, в целом, два экономических субъекта, влияющих на деятельность ПОВ:

  • - Инсайдер - банк, владеющий лицензией на проведение валютно-обменных операций, а также воздействующий на предложение финансовых ресурсов.
  • - Аутсайдер - клиенты, воздействующие на формирование экономической среды, конкуренты, государство и т.д.

Вместе они называются стейкхолдерами (stakeholders). Различные стейкхолдеры рассматривают ПОВ как средство удовлетворения собственных интересов, интересов ПОВ как таковых не существует. Для банка- это максимизация прибыли на инвестированный капитал, для финансовых менеджеров - рост оборота, уменьшение издержек, уменьшение количества претензий со стороны клиентов, для клиента - выгодные курсы покупки-продажи валюты, минимальные комиссии и т. д.

Увеличение прибыльности ПОВ достигается за счет:

  • - оптимизации используемых авансов;
  • - оптимизации устанавливаемых в течение дня курсов покупки-продажи валюты.

Неспособность удовлетворить клиента вследствие недостаточного уровня авансов может означать потерю не только конкретного сегодняшнего заказа, но и будущих также. Значимость этого в условия в конкурентной борьбы постоянно возрастает.

Оптимально выбранный аванс создает "границу безопасности", когда различные непредсказуемые обстоятельства не отражаются на динамике деятельности ПОВ и его доходах.

Многие банки создают системы подготовки учетно-финансовой информации для внутреннего пользования руководства. Именно они известны как системы управленческого учета, иногда их называют системами внутреннего распределения затрат. Одной из главных особенностей данного учета является то, что он подразделяет затраты на два основных типа:

  • а) маржинальные,
  • б) постоянные.

При этом маржинальные затраты (затраты, которые при росте или падении объема реализации услуг соответственно увеличиваются или уменьшаются в сумме) в зависимости от характера деятельности могут подразделяться на эксплуатационные, оперативные (соответственно не эксплуатационные, неоперативные) и т.д.

Такая классификация позволяет оценить, насколько изменится стоимость банковских услуг при увеличении их объемов и реализации.

Кроме того, оценивая совокупный доход при различных объемах реализованной продукции, можно измерить величину ожидаемой прибыли и затратной части при росте объема реализации. Этот метод управленческих расчетов называется анализом безубыточности. Как правило, в управленческом учете достаточно точным будет предположение о том, что маржинальные затраты на единицу оказанной услуги одинаковы для каждой дополнительной единицы.

На получение прибыли ощутимо влияет разумность политики банка по установлению курсов покупки-продажи иностранной валюты. Функция зависимости сектора рынка от обменного курса монотонно убывает и вогнута. Это означает, что чем больше цена продажи, тем меньше получаемый сектор рынка, причем при небольшой цене повышение цены на каждый рубль отбирает большее количество покупателей, чем при высокой. Это один из наиболее распространенных типов кривых спроса/цены.

Одной из основных задач, решение которой может помочь Банку в оптимальном планировании деятельности, является назначение курсов покупки-продажи валюты в обменных пунктах банка с целью получения максимального дохода от данного вида операций:

  • - оперативный анализ ситуации на региональном рынке наличной валюты;
  • (x - m) Vx = max,

где x- курс продажи; m - себестоимость валюты; Vx - объем

продаж при курсе x.

В данной формуле присутствует слишком много неопределенных величин: m - зависит от комиссионных, уплачиваемых банком дилерам, объемов расходов по доставке, стоимости привлеченных рублевых ресурсов и пр.

Vx - зависит от курсов конкурентов, текущего объема рынка и статистических факторов (расположение обменного пункта, его привлекательность, удобность, время работы и пр.)

К тому же немаловажное значение на практике имеет то, что значительную роль в зависимости спроса от курса покупки-продажи иностранной валюты для конкретного банка играет только гораздо большая маржа по сравнению с банками конкурентами. При небольших диапазонах изменения банковских курсов в различных обменных пунктах наблюдается несовпадение теоретического вывода о высокой зависимости цены и спроса. Если исходить из стабильности роста курса доллара на уровне 10-12% годовых и исключить возможные стихийные влияния политических событий, получение дополнительных доходов возможно, в основном при снижении себестоимости валюты и увеличении оборота.

В этих целях банку, планирующему увеличить эффективность вложения своих средств необходимо:

  • - активизировать работу на межбанковском валютном рынке (развитие корреспондентских отношений и заключение договоров на покупку валюты с банками-корреспондентами при условии как можно более низких тарифов последних);
  • - расширять клиентскую базу, путем привлечения на обслуживание клиентов, активно занимающихся внешнеэкономической деятельностью и получающих экспортную выручку и покупать валюту у них по цене часто гораздо более низкой, чем на межбанковском рынке;
  • - использовать для валютно-обменных операций привлеченные средства населения и юридических лиц, сократив до минимума отвлечение на эти цели рублевых ресурсов.

Валютный обмен - обмен валюты одной страны на валюту другой по определенному курсу.

Валютно-обменные операции присутствуют в банке как обязательный элемент продуктового ряда, предлагаемого частным лицам наряду с пластиковыми картами, денежными переводами и другими банковскими продуктами. Как показывает мировая практика, от 40 % до 65 % своего дохода банки зарабатывают на валютно-обменных операциях, поэтому постоянное расширение и совершенствование валютных операций, является важнейшим условием функционирования банковской системы страны в целом.

В нашей стране вопросы, связанные с изучением сущности и техники проведения валютных операций приобретают огромное теоретическое и практическое значение. Это связано с необходимостью дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности нашей страны, со становлением конвертируемости рубля, с бурным развитием банковской системы в стране и появлением новых банков, получивших лицензии на осуществление валютных операций и делающих первые шаги в освоении валютного рынка, создающегося внутри страны, и международного валютного рынка, а также это связано со всем курсом реформ, проводимых в нашей стране. Знание техники проведения валютных операций на рынке позволяет банкам и участникам внешнеторговых сделок страховаться от валютных рисков, избегать необоснованных потерь иностранной валюты, получать дополнительную прибыль на спекулятивной игре и разнице курсов. Все это призвано помочь банкам РФ в освоении международного валютного рынка.

Несмотря на длительную историю валютно-обменных отношений, не существует единой валютной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою собственную валютно-обменную политику, учитывая, экономические политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Поэтому изучение проблемы и совершенствования системы валютного обмена в работе банка будет всегда актуальным.

Объектом исследования данной работы является Вологодский филиал Банка Москвы.

Предметом исследования - валютно-обменная политика банка.

Целью работы является анализ валютно-обменных операций банка и разработка мероприятий по их совершенствованию.


Можно определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Согласно ст.1 п.9 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

*операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте

*ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей

*осуществление международных денежных переводов

Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций .

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них .

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

*определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий

*проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

*проверка обоснованности платежей в валюте

*проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешне-торговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Валютно-обменные операции (операции с наличной иностранной валютой) - одна из самых популярных услуг банков России, предоставляемых населению. Иностранную валюту в нашей стране традиционно используют в качестве накопления денежных средств, пытаясь защитить себя от растущей инфляции и постоянно "убегающих" цен. Кому из нас не знакома ситуация, когда, получив зарплату, мы планируем свои расходы на будущий месяц, а затем идем в банк, чтобы купить 10, 50 или 100 долларов и отложить их на отпуск, накопить деньги на какую-нибудь крупную покупку. Или наоборот, после крупных покупок, чтобы "дотянуть" до зарплаты, несем в банк 10-20 долларов, чтобы обменять их на рубли. Статистика утверждает, что мы тратим на покупку валюты около половины свободных денежных средств, которые остаются у нас после оплаты коммунальных услуг и приобретения различных товаров повседневного спроса.

В настоящее время, кроме долларов США и евро, банки совершают операции со швейцарскими франками и английскими фунтами стерлингов. Для повышения уровня обслуживания своих клиентов банк планирует в этом году расширить перечень валют и дополнить его пользующимися спросом у населения японскими йенами и валютами скандинавских стран.

Что же такое валютно-обменные операции? Самые известные и наиболее популярные - покупка и продажа наличной валюты. Вместе с тем, не все знают, что в отделениях банка можно произвести размен банкнот иностранных государств, продать, заменить или сдать на инкассо неплатежные (изношенные, поврежденные и даже выведенные из обращения) купюры, а также сдать на экспертизу банкноты, подлинность которых у Вас вызывает сомнение. Покупка, продажа и прием банкнот на экспертизу совершаются или бесплатно или за определенное вознаграждение. За другие операции банком взимается комиссионное вознаграждение в размере от 5% до 8% от обмениваемой суммы.

Валютно-обменные операции, осуществляемые российскими коммерческими банками, регламентируются Инструкцией Банка России от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц».

Согласно данной инструкции в обменных пунктах кредитных организаций могут осуществляться следующие виды операций с наличной валютой и чеками:

  • 1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации.
  • 2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации.
  • 3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
  • 4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
  • 5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
  • 6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
  • 7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту Российской Федерации.
  • 8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
  • 9. Покупка чеков за наличную валюту Российской Федерации.
  • 10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
  • 11. Продажа чеков за наличную валюту Российской Федерации.
  • 12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
  • 13. Оплата чеков наличной валютой Российской Федерации.
  • 14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.
  • 15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
  • 16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета с использованием платежных карт.
  • 17. Прием наличной валюты Российской Федерации для зачисления на счета с использованием платежных карт.
  • 18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов с использованием платежных карт.
  • 19. Выдача наличной валюты Российской Федерации со счетов с использованием платежных карт.

Следует также иметь в виду, что уполномоченные банки, филиалы уполномоченных банков, дополнительные офисы, кредитнокассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла и иные внутренние структурные подразделения помимо вышеуказанных операций с наличной валютой и чеками могут также осуществлять следующие операции с наличной валютой и чеками:

  • 1. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте.
  • 2. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте Российской Федерации.
  • 3. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте.
  • 4. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте Российской Федерации.
  • 5. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов).
  • 6. Прием наличной валюты Российской Федерации для осуществления перевода из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов).
  • 7. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица.
  • 8. Выплаты наличной валюты Российской Федерации по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица.
  • 9. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности.
  • 10. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц.
  • 11. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте.
  • 12. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте Российской Федерации.
  • 13. Прием наличной валюты Российской Федерации для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте.
  • 14. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте.
  • 15. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте Российской Федерации.
  • 16. Выдача наличной валюты Российской Федерации со счетов физических лиц в иностранной валюте.

Уполномоченные банки, филиалы уполномоченных банков, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла и иные внутренние структурные подразделения должны быть оборудованы стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и содержащим информацию об установленном уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) порядке и условиях осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счета, заверенные подписью руководителя уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и скрепленные оттиском круглой печати уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка).

Порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счета, а также обязательства уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) по переводу денежных средств устанавливаются уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

Информация о порядке и условиях осуществления уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счета, размещенная на стенде, считается доведенной до сведения и принятой физическим лицом при подписании им документа на перечисление денежных средств.

Уполномоченные банки (филиалы уполномоченных банков) осуществляют операции по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа.

Форма документа, предназначенного для заполнения и представления физическими лицами при перечислении денежных средств из Российской Федерации без открытия банковского счета, устанавливается уполномоченными банками (филиалами уполномоченных банков) при условии, что в указанном документе предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты.

Уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками.

За совершение любых операций банк может взимать комиссионное вознаграждение по своим тарифам.

Коммерческие банки могут совершать операции только с теми видами валют, которые официально котируются Банком России (котировка - это определение курса валют).

Введение 3

1.Теоретические основы валютного регулирования в Российской Федерации 5

1.1.Понятие и сущность валютного регулирования 5

1.2. Функции валютного законодательства 6

1.3. Валютно-обменные операции 8

1.4. Валютный контроль 10

2.Организация валютно-обменных операций в Вологодском филиале Банка Москвы 13

2.1. Общая характеристика Банка Москвы 13

2.2. Валютно-обменные операции Банка Москвы 18

3. Совершенствование валютно-обменных операций банка Москвы 21

Заключение 22

Список использованной литературы 24

ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Введение

Валютный обмен - обмен валюты одной страны на валюту другой по определенному курсу.

Валютно-обменные операции присутствуют в банке как обязательный элемент продуктового ряда, предлагаемого частным лицам наряду с пластиковыми картами, денежными переводами и другими банковскими продуктами. Как показывает мировая практика, от 40 % до 65 % своего дохода банки зарабатывают на валютно-обменных операциях, поэтому постоянное расширение и совершенствование валютных операций, является важнейшим условием функционирования банковской системы страны в целом.

В нашей стране вопросы, связанные с изучением сущности и техники проведения валютных операций приобретают огромное теоретическое и практическое значение. Это связано с необходимостью дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности нашей страны, со становлением конвертируемости рубля, с бурным развитием банковской системы в стране и появлением новых банков, получивших лицензии на осуществление валютных операций и делающих первые шаги в освоении валютного рынка, создающегося внутри страны, и международного валютного рынка, а также это связано со всем курсом реформ, проводимых в нашей стране. Знание техники проведения валютных операций на рынке позволяет банкам и участникам внешнеторговых сделок страховаться от валютных рисков, избегать необоснованных потерь иностранной валюты, получать дополнительную прибыль на спекулятивной игре и разнице курсов. Все это призвано помочь банкам РФ в освоении международного валютного рынка.

Несмотря на длительную историю валютно-обменных отношений, не существует единой валютной политики для всех банков. Каждый банк формирует свою собственную валютно-обменную политику, учитывая, экономические политические, географические, организационные и иные факторы, оказывающие влияние на его деятельность. Поэтому изучение проблемы и совершенствования системы валютного обмена в работе банка будет всегда актуальным.

Объектом исследования данной работы является Вологодский филиал Банка Москвы.

Предметом исследования - валютно-обменная политика банка.

Целью работы является анализ валютно-обменных операций банка и разработка мероприятий по их совершенствованию.

  1. Теоретические основы валютного регулирования в Российской Федерации

    1. 1.1.Понятие и сущность валютного регулирования

Можно определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Согласно ст.1 п.9 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

1.2. Функции валютного законодательства

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

    операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте

    ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей

    осуществление международных денежных переводов

Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций 1 .

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них 2 .

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

    определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий

    проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

    проверка обоснованности платежей в валюте

    проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешне-торговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

1.3. Валютно-обменные операции

Валютно-обменные операции (операции с наличной иностранной валютой) - одна из самых популярных услуг банков России, предоставляемых населению. Иностранную валюту в нашей стране традиционно используют в качестве накопления денежных средств, пытаясь защитить себя от растущей инфляции и постоянно "убегающих" цен. Кому из нас не знакома ситуация, когда, получив зарплату, мы планируем свои расходы на будущий месяц, а затем идем в банк, чтобы купить 10, 50 или 100 долларов и отложить их на отпуск, накопить деньги на какую-нибудь крупную покупку. Или наоборот, после крупных покупок, чтобы "дотянуть" до зарплаты, несем в банк 10-20 долларов, чтобы обменять их на рубли. Статистика утверждает, что мы тратим на покупку валюты около половины свободных денежных средств, которые остаются у нас после оплаты коммунальных услуг и приобретения различных товаров повседневного спроса.

В настоящее время, кроме долларов США и евро, банки совершают операции со швейцарскими франками и английскими фунтами стерлингов. Для повышения уровня обслуживания своих клиентов банк планирует в этом году расширить перечень валют и дополнить его пользующимися спросом у населения японскими йенами и валютами скандинавских стран.

Что же такое валютно-обменные операции? Самые известные и наиболее популярные - покупка и продажа наличной валюты. Вместе с тем, не все знают, что в отделениях банка можно произвести размен банкнот иностранных государств, продать, заменить или сдать на инкассо неплатежные (изношенные, поврежденные и даже выведенные из обращения) купюры, а также сдать на экспертизу банкноты, подлинность которых у Вас вызывает сомнение. Покупка, продажа и прием банкнот на экспертизу совершаются или бесплатно или за определенное вознаграждение. За другие операции банком взимается комиссионное вознаграждение в размере от 5% до 8% от обмениваемой суммы.

При совершении обменных операций, которые требуют длительного времени (например, прием валюты на инкассо или на экспертизу), клиенты, кроме Справки о проведении операции, получают на руки квитанцию, в которой отражаются реквизиты банкноты и данные ее владельца. Эта квитанция понадобится, когда придет время получать денежные средства (возмещение) по принятым у Вас ранее банкнотам. Операция приема на инкассо и на экспертизу занимает до 1 месяца, а иногда несколько дольше. Следует помнить, что на инкассо принимаются банкноты, утратившие признаки платежности (поврежденные, разорванные, обожженные и т.п.), а на экспертизу - банкноты, подлинность которых требует проверки уже экспертами Центрального банка России.