Народный инвестиционный. Народный инвестиционный фонд. Механизм работы чекового фонда

Народный инвестиционный. Народный инвестиционный фонд. Механизм работы чекового фонда

  • 1.5. Процедуры банкротства и порядок их реализации
  • 2.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность -информационная база анализа
  • Отчетности
  • 2.2. Оценка качества информации в финансовой отчетности
  • 2.3. Система финансовых показателей в анализе потенциального банкротства
  • 2.4. Российские и зарубежные методы прогнозирования банкротства
  • 2.5. Анализ угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки
  • 2.6. Анализ вероятности банкротства по российским методикам
  • Оценка структуры баланса
  • Структура актива баланса, анализ основных разделов актива предприятия ооо «пром» в его производственной деятельности и в получении прибыли
  • 3.1. Реорганизация и обновление предприятий в ходе досудебной санации
  • 3.2. Порядок подготовки передаточного акта
  • 3.3. Формирование передаточного акта, заключительной и вступительной бухгалтерских отчетностей при преобразовании, присоединении, слиянии
  • 5 Учет и анализ банкротств
  • 3.4. Разделительный баланс при реорганизации в форме разделения и выделения
  • 3.5. Государственная поддержка неплатежеспособных предприятий в целях сохранения перспективных товаропроизводителей
  • 1. Форма собственности и распределения уставного капитала.
  • 7. Оценка воздействия производственной деятельности предприя­ тия на экологическую ситуацию в регионе.
  • 4.1. Особенности процедуры наблюдения и роль временного управляющего
  • 4.2. Бухгалтерский учет расходов должника, связанных с процедурой наблюдения
  • 4.3. Финансовый анализ возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника
  • 4.4. Формирование реестра требований кредиторов. Первое собрание кредиторов
  • 5.1. Последствия введения финансового оздоровления
  • 5.2. План финансового оздоровления и график погашения задолженности
  • 1. Общая характеристика предприятия.
  • 2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
  • 3. Анализ финансового состояния предприятия.
  • 4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и под­ держанию эффективной хозяйственной деятельности.
  • 5. Рынок и конкуренция.
  • 6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
  • 7. План производства.
  • 8. Финансовый план.
  • 5.3. Бухгалтерский учет операций, связанных с процедурой финансового оздоровления
  • 6.1. Задачи внешнего управляющего, его права и обязанности
  • 6.2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
  • Учетная карта организации
  • Требования кредиторов
  • 6.4. Бухгалтерский учет в ходе процедуры внешнего управления
  • 7.1. Роль конкурсного управляющего в принудительной ликвидации организации
  • 7.2. Определение конкурсной массы и требований
  • 7.3. Продажа имущества должника, расчеты с кредиторами и составление ликвидационного баланса
  • Ликвидационный баланс 000 «Пекарь»
  • 6.2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов

    Одна из основных особенностей деятельности должника в пери­од внешнего управления - мораторий на удовлетворение требова­ний кредиторов. Предоставление моратория может рассматривать­ся как значительная льгота, применяемая в целях восстановления платежеспособности должника.

    Мораторий представляет собой отсрочку в исполнении опре­деленных обязательств, т. е. в течение внешнего управления долж­ник получает законную возможность осуществлять предпринима­тельскую деятельность, не исполняя обязательств. Он распро­страняется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Иными словами, требования кредиторов, включен­ных в реестр, откладываются на период проведения внешнего управления.

    В течение срока действия моратория приостанавливается ис­полнение исполнительных документов по имущественным взыска­ниям и иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. В то же время организации-должнику при­дется выплачивать долги по исполнительным документам, которые

    выданы на основании решения суда до введения внешнего управ­ления:

      о взыскании задолженности по заработной плате;

      истребовании имущества из чужого незаконного владения;

      возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

      возмещении морального вреда;

      взыскании задолженности по текущим платежам. Мораторий не распространяется на требования о взыскании

    задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда.

    Пени и штрафы за неисполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным пла­тежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени на­числять не надо. В то же время п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве тре­бует начислять проценты на такие обязательства. Проценты на сум­мы требований кредиторов каждой очереди начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекраща­ется в следующих случаях:

    S арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кре­диторами;

    s требования кредиторов удовлетворены должником или треть­им лицом в ходе внешнего управления;

    J должник признан банкротом и открыто конкурсное произ­водство.

    Размер процентов определяется исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Однако по соглаше­нию внешнего управляющего с конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежаших уплате процентов или более короткий срок их начисления.

    Начисление процентов отражается в бухгалтерском учете следу­ющей проводкой: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 60, 66, 67, 76 - начислены проценты».

    Следует сказать, что эти проценты, согласно п. 1 ст. 265 НК РФ, относятся к внереализационным расходам. Это значит, на их сум­му можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.

    На сумму требований уполномоченного органа начисляются пени, сумма которых не уменьшает базу, облагаемую налогом на

    прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Отражая пени в бухгалтерском учете, бухгалтер делает такую проводку: «Дебет счета 99 Кредит счета 68 - начислены пени».

    Пункт 2 ст. 61 НК РФ допускает изменение сроков уплаты нало­гов в порядке, который установлен гл. 9 «Изменение сроков упла­ты налога и сбора, а также пени» НК РФ. Организация, которая находится на грани банкротства, может перенести уплату налога на более поздний срок с помощью:

    J отсрочки;

    У рассрочки;

    S налогового кредита.

    Таким образом, в том случае, если организации будет предо­ставлена отсрочка, рассрочка или налоговый кредит, она может приостановить платежи в бюджет и при этом избежать санкций.

    Если организации разрешено перенести сроки уплаты нало­гов, на сумму налоговой задолженности начисляются проценты. Если организации-должнику предоставлена рассрочка или отсроч­ка, для их расчета берется "/ 2 ставки рефинансирования Централь­ного банка РФ. А если организации предоставлен налоговый кре­дит, то процентная ставка по нему равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ. В учете при этом производится следу­ющая запись: «Дебет счета 91-2 Кредит счета 68 - начислены про­центы».

    При расчете налога на прибыль эти проценты можно включить в состав внереализационных расходов. В Законе о банкротстве 2002 г. реализована нейтральная концепция моратория. В соответствии с ней с момента введения внешнего управления исполнение требо­ваний приостанавливается, а начисление санкций, предусмотрен­ных законом или договором, прекращается. Это, безусловно, слу­жит интересам должника, позволяя ему функционировать, не рас­плачиваясь по старым долгам.

    При этом начинается начисление на сумму основного долга процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Следовательно, креди­торы могут по окончании моратория претендовать на удовлетворе­ние требований в части основного долга и процентов по ставке ре­финансирования Центрального банка РФ, что служит интересам кредиторов. Таким образом, в отличие от двух предыдущих этапов в ходе внешнего управления организация осуществляет только те­кущие платежи, т. е. платежи (в том числе налоговые), срок испол­нения которых наступил после введения моратория.

    б.З. План внешнего управления и отчет о его выполнении

    Внешний управляющий осуществляет меры по восстановлению платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления. План внешнего управления разрабатывается внешним управляющим не позднее чем через месяц с даты утверждения внешнего управляющего и представляется собранию кредиторов на утверждение. Этот план должен предусматривать меры по восста­новлению платежеспособности должника, срок восстановления платежеспособности, а также обоснование возможности восста­новления платежеспособности должника в установленный срок (ст. 106 Закона о банкротстве).

    План внешнего управления рассматривается собранием креди­торов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Собрание кредиторов имеет право принять одно из следующих ре­шений:

      об утверждении плана внешнего управления. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представ­ляется в арбитражный суд внешним управляющим не позд­нее чем через пять дней с даты проведения собрания креди­торов;

      отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банк­ротом и об открытии конкурсного производства;

      отклонении плана внешнего управления как неприемлемого. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, который не может превышать 12 месяцев с даты принятия указанного решения;

      отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением са­морегулируемой организации, из членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кан­дидатуре внешнего управляющего.

    В целях восстановления платежеспособности должника внеш­ний управляющий осуществляет меры, предусмотренные планом внешнего управления. Их перечень не является исчерпывающим и определен ст. 109 Закона о банкротстве:

    продажа предприятия должника:

    S продажа части имущества должника;

    s уступка прав требования должника;

    исполнение обязательств должника иными лицами;

    S увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

    размещение дополнительных обыкновенных акций долж­ника;

    S замещение активов должника.

    План внешнего управления должен содержать прогноз поступ­лений (притоков) средств к должнику (выручка по основной дея­тельности; реализация части имущества; исполнение обязательств должника третьими лицами; амортизационные отчисления и др.) и прогноз расходов (на закрытие нерентабельных производств; на реализацию имущества должника и иных мер по восстановле­нию платежеспособности; на судебные издержки; на удовлетворе­ние требований к должнику, не подпадающих под мораторий, и др.). Наиболее часто встречающиеся в планах внешнего управления не­достатки: неучет процентов, подлежащих начислению; отсутствие взаимоувязки данных по накоплению средств для погашения тре­бований кредиторов с данными реестра требований кредиторов; существенное превышение сроками реализации мероприятий пла­на внешнего управления максимальных сроков внешнего управле­ния и др.

    Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, он вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

    Если во время наблюдения первое собрание кредиторов приня­ло решение об открытии внешнего управления, а арбитражный суд, вопреки этому решению и при наличии соответствующего ходатай­ства, вынес определение о введении финансового оздоровления и в дальнейшем финансовое оздоровление было досрочно прекраще­но в связи с нарушением сроков удовлетворения требований кре­диторов и было вновь введено внешнее управление и, кроме того, в течение двух месяцев с даты вторичного введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, то арбитражный суд также может принять решение об открытии конкурсного производства.

    Структура плана внешнего управления следующая:

    Финансовый план проведения процедуры внешнего управления

    Код ИНН

    В процессе банкротства компании участвуют все займодатели. Они официально предъявляют свои финансовые претензии к организации-банкроту, включаются в реестр требований и ожидают погашения задолженности в порядке очерёдности. Однако в определённых обстоятельствах может быть введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов. На какие статьи распространяется его действие, и когда он заканчивается? Поговорим об этом ниже.

    Что такое мораторий на удовлетворение требований кредиторов?

    Мораторий на удовлетворение требований кредиторов — документ, который призван защищать имущество должников банка. При невыплате займа в срок финансовое учреждение может потребовать выполнения обязательств в судебном порядке. Мораторий является подтверждением несамостоятельности должника. Это гарант приостановления имеющихся денежных обязательств. Документ ограничивает права банка касательно возвращения ему долга.

    Простым языком, данная процедура являет собой право на отсрочку платежей по обязательствам. Она относиться к разряду страховых случаев. С момента её введения организация приостанавливает все платежи и операции кроме текущих. Во время действия закона внешний управляющий оценивает активы компании или банка, возможности выплаты по всем требуемым статьям.

    Мораторий является подтверждением несамостоятельности должника.

    Введение

    Введение меры обусловлено необходимостью восстановления способности лица оплатить имеющиеся долги. В этом случае, кредитор не имеет права подать в суд с целью возврата средств. С того момента, как вводится эта мера, и вплоть до её прекращения:

    Статьи, на которые распространяется и не распространяется мораторий

    Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на:

    • Обязательства и платежи, вводимые до наступления арбитражного управления.
    • Требования банка о покрытии убытков, возникших из-за отказа АУ от выполнения условий договора.

    Внешнее управление – это процесс банкротства, вводимый для восстановления платёжеспособности организации. Максимальный срок введения внешнего управления – 18 месяцев. По необходимости, он может быть продлён максимум на полгода.

    Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на:

    • обязательства, появившиеся после признания банкротства;
    • долги, время исполнения которых произошло после введения внешнего управления;
    • требования об изъятии долгов по зарплате, авторские отчисления, возмещение вреда жизни и здоровью, морального вреда;
    • алименты;
    • обязательства по текущим задолженностям. Подразумевается, что мораторий вводится только касательно обязательств, появившихся до инициирования дела о банкротстве. Долги, возникшие во время ведения дела, придется выплачивать.

    При упрощённой процедуре банкротства введение моратория не производится. Начинается ликвидационный процесс. При введении моратория исполнение денежных обязательств останавливается мирно или принудительно. Требуется всё это для обеспечения ликвидной массы должника.

    Зависимость моратория от лица, инициирующего банкротство

    Действие моратория направлено, в первую очередь, на защиту должника. По этой причине его введение может зависеть от того, кто инициировал банкротство. Если это была организация, имеющая долги, то закон обычно начинает действовать с момента возбуждения дела. Если дело заведено по инициативе банка, то закон начинает действовать с момента объявления банкротства в СМИ.

    Кредиторам, ожидающим выплат, предоставляется определённая компенсация. В частности, это «мораторный» процент по ставке рефинансирования ЦБ. Нельзя сказать, что подобные начисления выгодны кредиторам, так как ставка уже длительное время составляет менее 15% годовых.

    Если было принято решение о переносе сроков оплаты налогов, на объём имеющихся долгов начисляется процент.

    При упрощённой процедуре банкротства введение моратория не производится.

    Пени и штрафы

    Штрафы за неисполнение обязательств могут начисляться только по текущим долгам и тем платежам, которые появились после прохождения процедуры банкротства. Проценты перестают начисляться в следующих случаях:

    1. Арбитражным судом было приято решение о начале выплат кредиторам;
    2. Имеющиеся задолженности оплачены в ходе арбитражного управления;
    3. Была пройдена процедура банкротства и открыто производство в рамках конкурса.

    Действие и момент окончания моратория

    Пока действует мораторий, арбитражный управляющий имеет возможность в спокойной обстановке просчитать дальнейший план действий. В это время требования кредиторов, которые пошли в суд, включаются в реестр требований. Как попасть в реестр кредиторов . Погашение задолженностей производится в соответствии с , а не по срокам, установленным кредиторами.

    После окончания действия закона кредиторами могут быть выдвинуты требования об оплате всех задолженностей в объёмах, установленных до даты введения моратория. Мораторий действует только касательно требований, которые были внесены в реестр.

    После признания банкротства все требования по имеющимся задолженностям предъявляются в рамках закона о ликвидации.

    В том случае, если кредитор обращается в суд несвоевременно, его требования не могут быть удовлетворены согласно закону о банкротстве. Соответственно, все имеющиеся перед ним долги признаются недействительными.

    Мораторий на удовлетворение требований кредиторов имеет следующие цели:

    • стабилизация денежного состояния;
    • предоставление возможности оплаты счётов в дальнейшем;
    • предоставление времени на то, чтобы арбитражный управляющий смог разобраться с кризисной ситуацией и сформировал план по возобновлению платёжеспособности.

    Такое право предоставляется на срок до трёх месяцев. За это время, в ходе внешнего управления, должна разрешиться ситуация с кризисным состоянием. После снятия моратория организация обязана выплатить имеющуюся задолженность в соответствующем объёме. Для получения средств кредитору нужно внести свои требования в реестр.

    Обновлено 11.07.2017.

    Сейчас трудно найти человека, который не слышал о системе страхования вкладов. Уже даже не знают, что, спустя 14 дней после отзыва у банка лицензии, АСВ через банки-агенты начинает выплаты страховки по вкладам в размере, не превышающем 1,4 млн рублей.

    Однако отзыв лицензии у банка – это не единственный вариант наступления страхового случая. Оказывается, в законе о страховании вкладов прописано, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов также позволяет вкладчикам надеяться на страховку.

    В этой статье мы подробно рассмотрим, что значит само слово мораторий, в каких случаях объявляют мораторий на требования кредиторов, и почему мораторий на удовлетворение требований кредиторов является страховым случаем. А также остановимся на конкретных событиях, которые произошли с «Нота-банком», пока единственной кредитной организацией, в отношении которой было объявлено как о введении моратория, так и о его прекращении. Т.е. мы сможем на примере «Нота-банка» посмотреть, что ждёт других вкладчиков, в отношении банков которых будет объявлен мораторий.

    Сейчас мораторий на удовлетворение требований кредиторов объявлен всего второй раз за всю новейшую историю, в отношении ООО «Внешпромбанк» 22 декабря 2015.

    Законодательная база

    Мораторий (лат. moratorium) - право на отсрочку платежа по долговому обязательству. О том, что введение моратория является страховым случаем, написано в Федеральном законе от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» ст. 8:

    2 Через 14 дней после введения и до окончания моратория Вы можете обратиться в банк-агент АСВ за страховым возмещением в сумме до 1,4 млн рублей (а на сумму сверх 1,4 млн можете заполнить требование кредитора, как в случае с отзывом лицензии, см. статью ). Причём, за дни, прошедшие после введения моратория, Вам положен процент, который Вы получите после завершения моратория в сумме, рассчитанной в пункте 1.

    3 Возможность обратиться за страховым возмещением при введении моратория является правом, а не обязанностью:

    Мораторий не может продолжаться вечно (максимальный срок 3 месяца).
    В любом случае в отношении банка, в котором введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов, обязательно должен произойти либо отзыв лицензии, либо восстановление деятельности кредитной организации. Собственно, как в случае с «Нота-банком»: сразу после объявления моратория зампред ЦБ РФ Михаил Сухов не исключал ни отзыв лицензии, ни санацию:

    Возможные сценарии событий:

    После прекращения моратория объявляется о санации банка. В этом случае клиенты, не обратившиеся за страховым возмещением, продолжат обслуживаться на прежних условиях.

    Т.е. если вы имеете высокую процентную ставку по рублевому депозиту или не хотите получать свой валютный вклад в рублях по курсу ЦБ РФ на дату введения моратория, то можно и не торопиться с получением страхового возмещения, а подождать, чем дело кончится.

    В случае сохранения лицензии у кредитной организации, физические и юридические лица не потеряют свои средства.
    Таких прецедентов в новейшей истории РФ ещё не было.

    После прекращения моратория у банка отзывается лицензия, тогда по сути наступает второй страховой случай и через 14 дней Вы сможете получить страховку уже из-за отзыва лицензии.

    Стоит отметить, что валютные вклады должны в этом случае пересчитываться по курсу ЦБ РФ в рубли именно на дату отзыва лицензии, а не введения моратория. Ведь основанием получения страховки в этом случае является отзыв лицензии, и право требования начинается с даты наступления страхового случая (статья 9 пункт 1 ФЗ о страховании вкладов):

    Дата введения моратория роли не играет, т.к. вкладчик может обратиться за возмещением по этому страховому случаю лишь во время действия моратория, т.е. в нашем случае это основание не может рассматриваться для получения страховки, т.к. период уже истёк. Об этом мы можем узнать из статьи 10 ФЗ о страховании вкладов:

    Вся последовательность действий в случае отзыва лицензии у банка описана в статье .

    У банка после моратория отзывают лицензию, а вкладчиков «спасают», т.е. передают на обслуживание в другой банк.

    Именно так произошло с «Нота-банком», вкладчиков которого (физических лиц) передали на обслуживание в другой банк «Российский капитал». Т.е. физические лица ничего не потеряли, независимо от величины их депозитов. А те вкладчики, которые уже успели получить страховое возмещение и чьи депозиты были больше 1,4 млн рублей, остаток средств также могли получить в «Российском капитале»:

    4 Если вы имеете несколько вкладов в банке, в отношении которого введен мораторий на требование кредиторов, то обратиться за возмещением только по некоторым из них нельзя. В статье 11 ФЗ «О страховании вкладов» чётко прописано, что размер возмещения составляет 100% от суммы вкладов в банке при наступлении страхового случая, но не превышает 1,4 млн рублей:

    Так что либо Вы получаете страховое возмещение во время действия моратория по всем вкладам, либо ждёте завершения моратория в надежде, что банк продолжит работу или ваши вклады передадут на обслуживание в другой банк.

    5 При наступлении второго страхового случая по одному банку (отзыв лицензии после введения моратория), естественно, 2 раза получить страховку Вы не сможете:)

    Однозначного ответа на вопрос, что лучше сделать в случае введения в банке моратория на удовлетворение требований кредиторов, нет. Можно только гадать, что получится в итоге выгоднее: сразу идти за страховым возмещением или подождать завершения моратория.

    Как получилось в Нота-банке

    Вкладчики, которые не стали обращаться за страховым возмещением, продолжили обслуживаться в «Российском капитале» с сохранением всех условий ранее заключенных договоров с «Нота-банком». Т.е. и валюта осталась цела, и высокие ставки сохранились. Единственное, за время действия моратория начислялся пониженный процент.

    Стоит отметить, что страховка вкладчикам «Нота-банка» в первые дни выплачивалась без причитающихся процентов по вкладам. Правда, реестр потом был уточнен, и неначисленные проценты также попали в сумму страхового возмещения:

    Юридическим лицам никаких преимуществ введение моратория в «Нота-банке» не дало. Они так же, как и в случае с обычным отзывом лицензии у банка, попали в третью очередь кредиторов.

    Какая ситуация с Внешпромбанком

    Получилась довольно любопытная ситуация с валютными вкладчиками банка. Валютные вкладчики «Внешпромбанка» могут получить возмещение по курсу ЦБ РФ на состояние 22.12.2015 (введение моратория) 71,2553 рублей за 1 доллар в любой период действия моратория.

    Т.е. если рубль продолжит сильно дешеветь, то обращаться за страховым возмещением неразумно (т.к. курс 71,2553 зафиксирован) и лучше дождаться отзыва лицензии (когда курс будет выгоднее) и спокойно получить страховку по страховому случаю «отзыв лицензии» по курсу на дату именно отзыва лицензии. В случае, если вклады передадут в другой банк или «Внешпромбанк» сам возобновит работу, то валюта останется при Вас, да ещё и на вкладе с выгодной процентной ставкой.

    А вот если рубль резко начнёт дорожать, то валютные вкладчики смогут обратиться за страховым возмещением по страховому случаю «мораторий» (пока мораторий ещё будет действовать) и получить страховку в рублях по зафиксированному высокому курсу на дату введения моратория.

    В общем, ситуация очень любопытная. Будем следить за развитием событий.

    UPD 21.01.2016
    21.01.2016 ЦБ отозвал лицензию у ООО «Внешпромбанк».

    Также 21.01.2016 было объявлено о прекращении действия моратория:

    ЦБ указывает, что суммы выплат страхового возмещения по вкладам в валюте будут рассчитываться по курсу на 22.12.2015. Внимание, выплата происходит на основании пункта 2 части 1 статьи 8 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» - введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

    Но мораторий прекратил действие, и получить страховку по этому страховому случаю невозможно согласно ст. 10 ФЗ о страховании вкладов.

    ЦБ не может своими решениями менять ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН о страховании вкладов.

    Боремся за свои права

    UPD 22.01.2016
    Для привлечения внимания к проблеме можно подать жалобу в ЦБ РФ и АСВ .

    Вариант текста жалобы, составленный пользователем Akela 63 на портале banki.ru:
    «21.01.2016 г. Банк России на своем официальном сайте (cbr.ru) разместил информацию о том, что выплата страхового возмещения по вкладам вкладчикам ООО «Внешпромбанк» осуществляется ГК «АСВ» по основанию, предусмотренному п. 2 ч.1 ст.8 Закона № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» (далее — Закон №177-ФЗ) - введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Вместе с тем, такое событие, как страховой случай по вышеуказанному основанию, возникло 22.12.2015 на основании приказа Банка России от 21.12.2015 № ОД-3683 «О введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации Внешнеэкономический промышленный банк (Общество с ограниченной ответственностью) ООО „Внешпромбанк“ (г. Москва)», и срок реализации права вкладчика на обращение в ГК «АСВ» за выплатой страхового возмещения по данному страховому случаю был определен с 22.12.2015 г. до дня окончания действия моратория в соответствии с требованиями ч.1 ст.10 Закона №177-ФЗ. Обращаю Ваше внимание, что данное требование является императивной правовой нормой и не предполагает права Банка России и/или ГК «АСВ» на продление данного срока по данному основанию и событию (страховому случаю) за пределами срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов ООО «Внешпромбанк».

    Вместе с тем, приказом от 21.01.2016 № ОД-143 Банк России прекратил действие моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации ООО «Внешпромбанк» в связи с чем по вышеуказанным обстоятельствам прекратилось также действие и срока реализации вкладчиками их права на получение страхового возмещения по ранее наступившему страховому случаю, основанному на введении моратория. При этом приказом Банка России от 21.01.2016 № ОД-141 у ООО «Внешпромбанк» с 21.01.2016 г. была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, что согласно Закону №177-ФЗ, а также размещенной на сайте Банка России информации является новым страховым случаем, имеющим самостоятельное основание (отзыв лицензии на основании отдельного приказа Банка России), дату своего наступления – 21.01.2016 и обусловленный этим событием самостоятельный срок реализации вкладчиками своего права на получения страхового возмещения – с даты отзыва лицензии (21.01.2016) по дату завершения конкурсного производства.

    В соответствии с ч.6 ст.11 Закона №177-ФЗ в случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Следует отметить, что данная норма закона также является императивной и не предполагает права Банка России и/или ГК «АСВ» на установление иной даты для определения курса иностранной валюты для расчеты суммы страхового возмещения кроме даты наступления непосредственно того страхового случая, после наступления которого которого вкладчик обратился в ГК «АСВ» за получением страхового возмещения.

    С учетом изложенного, при моем обращении как вкладчика ООО «Внешпромбанк» за выплатой страхового возмещения, начиная с 22.01.2016 г.:
    — я не могу получить страховое возмещение по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.8 Закона №177-ФЗ - введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка, - поскольку срок действия данного моратория прекратился с 21.01.2016
    — выплата страхового возмещения по моим валютным вкладам должна быть произведена мне по основанию, предусмотренному п.1 ч.1. ст.8 Закона № 177-ФЗ – отзыв лицензии на осуществление банковских операций – с расчетом суммы страхового возмещения по курсам иностранных валют (в которых были номинированы мои вклады) на дату отзыва лицензии, т.е. на 21.01.2016.

    На основании вышесказанного считаю позицию Банка России и действия ГК «АСВ», согласно которой для расчета сумм страхового возмещения подлежат использованию курсы иностранных валют на дату введения моратория (22.12.2015), срок действия которого уже закончен в связи с отзывом у банка лицензии, незаконными. Требую восстановить мои нарушенные права и определить сумму страхового возмещения по валютным вкладам в точном соответствии с требованиями Закона №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». При отказе от удовлетворения данного требования мною будет подана жалоба в Генеральную прокуратуру РФ на незаконные действия уполномоченных лиц Банка России и ГК «АСВ», в том числе содержащие признаки состава преступления по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Наряду с этим мной будут заявлены требования в суд о пересчете подлежащей мне выплате суммы страхового возмещения по валютным вкладам по курсу, установленному Банком России на дату отзыва у ООО «Внешпромбанк» лицензии на осуществление банковских операций (21.01.2016).»

    UPD 22.01.2016
    Представитель АСВ на портале banki.ru Василий Кудяков заявляет, что в одном банке согласно Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ предполагается наступление только одного страхового случая, который для «Внешпромбанка» наступил в день введения в нем моратория.

    Только вот ЦБ РФ считает отзыв лицензии у «Внешпромбанка» также страховым случаем согласно тому же закону «О страховании вкладов»:

    UPD 22.01.2016
    Активные вкладчики «Внешпромбанка» создали группу в vk.com для оперативного обмена информацией и совместной борьбы за свои права: Обманутые вкладчики Внешпромбанка .

    UPD 23.01.2016
    На сайте «Внешпромбанка» есть объявление временной администрации, что, согласно статье 20 закона «О банках и банковской деятельности» (Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2015) ), при отзыве лицензии срок исполнения всех обязательств банка считается наступившим. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

    Правда, в самом законе «О банках и банковской деятельности» есть оговорка, что курс расчёта может быть не только на дату отзыва лицензии, но и на день, определенный федеральным законом.

    Тут возникает вопрос, если курс валюты зафиксирован на 22.12.2015, то как быть с «мораторными процентами на валютные вклады», которые должны начисляться исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым по месту нахождения кредитора (пункт 3 ст.189.38 закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Т.е. проценты должны были начисляться именно в валюте.

    Следуя логике ЦБ РФ, получается, что проценты во время действия моратория начислялись на рублевую сумму (курс ведь зафиксирован), но по низким валютным ставкам (а не как в случае с просто рублевыми вкладами по ставке 2/3 от ставки рефинансирования).

    UPD 28.01.2016
    По мнению Максима Осадчего (начальника аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования), валютных вкладчиков «обули» на 10% из-за пересчёта вкладов по курсу на день введения моратория, вместо даты отзыва лицензии.

    UPD 14.02.2016
    В декабре представитель АСВ Василий Кудяков совсем не исключал возможность второго страхового случая:

    UPD 01.04.2016
    В итоге, на данный момент мы имеем следующую ситуацию: выплаты страхового возмещения валютным вкладчикам (до 1,4 млн рублей) произведены по курсу на 22.12.2015 (дата введения моратория), а превышение для включения в реестр требований кредиторов рассчитывается исходя из курса на 21.01.2016 (дата отзыва лицензии):

    Ситуация с мораторными процентами:
    Мораторные проценты по версии АСВ не отражаются в реестре кредиторов и будут выплачиваться только после удовлетворения требований кредиторов первой очереди (т.е. никогда, учитывая размер дыры во «Внешпромбанке»):

    О порядке выплаты мораторных процентов кредиторы будут оповещены в особом порядке:

    В общем, как видите, ситуация с «Внешпромбанком» довольно запутанная и неоднозначная. Будем ждать ответов на жалобы в соответствующие инстанции и решений суда.

    Остаётся, как минимум, один вопрос: почему никто ни из ЦБ РФ, ни из АСВ не разъяснил всю ситуацию с мораторием заранее, несмотря на многочисленные вопросы вкладчиков во время действия этого самого моратория?

    1 апреля 2016 года в третий раз в новейшей истории России введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Третьим «счастливчиком» оказался ООО «ПЧРБ Банк» (бывший ООО «Первый чешско-российский банк»).

    UPD: 27.04.2016
    Банк России с 27 апреля ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка «БФГ-Кредит»:здесь .

    Правда, непонятно, на каком основании АСВ имеет право толковать и дописывать действующие законы по своему усмотрению.

    В этом документе говорится, что последовательное наступление двух страховых случаев по разным основаниям не наступает. Отзыв лицензии у банка, в отношении которого ранее введен мораторий, страховым случаем не является:

    31 марта 2016 года появилось уточнение, что за выплатами по мораторию можно обратиться не только до даты завершения моратория. Появилось такая строчка: «…за исключением случаев прекращения моратория с одновременным отзывом лицензии…». Что, опять же, является дописыванием № 177-ФЗ о Страховании вкладов» со стороны АСВ. Очевидно, что вносить изменения в федеральный закон АСВ не вправе:

    Про мораторные проценты АСВ предлагает просто забыть: «Предусмотренные пунктом 3 статьи 189.38 Федерального закона
    № 127-ФЗ проценты при исчислении размера возмещения в расчет не принимаются…»:

    UPD: 25.10.2016
    С 21 октября 2016 в банк «Пересвет» назначена временная администрация и введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов:

    UPD: 17.12.2016
    С 15.12.2016 в «Татфондбанке» введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

    UPD: 25.12.2016
    23.12.2016 в «Интехбанке» введён мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

    UPD: 16.04.2017
    05.04.2017 ЦБ РФ ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов «Темпбанка».

    UPD: 11.07.2017.
    03.03.2017 лицензии у «Интехбанка» и «Татфондбанка» были отозваны.

    28.04.2017 был введен мораторий в «Спурт Банке».

    Мораторий в Пересвете

    23.01.2017 ЦБ РФ после окончания срока первого моратория (3 мес.) ввёл мораторий в банке «Пересвет» ещё один раз, ссылаясь на статью 189.38 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве). В которой, к слову сказать, про такую возможность не было написано (там было только указано, что мораторий может вводиться на срок не более 3-х месяцев). Этот второй мораторий, по версии Банка России, страховым случаем не являлся:

    Многие аналитики и юристы, я в том числе, считают, что юридических оснований вводить второй мораторий у ЦБ РФ не было:

    Несмотря на дыру в балансе в размере 103,6 млрд. рублей, банк «Пересвет» отправили на санацию, санатором был выбран подконтрольный «Роснефти» «Всероссийский Банк Развития Регионов» («ВБРР»). Санация «Пересвета» будет применяться с применением , 70 кредиторов банка (юридические лица) согласились конвертировать свои требования в 15-летние субординированные облигации на сумму в 69,7 млрд. рублей. АСВ выделит на санацию 66,7 млрд. руб.:

    Для физических лиц ситуация с «Пересветом» окончилась очень хорошо. В результате санации банка депозиты физических лиц, которые не обратились за страховым возмещением по страховому случаю «мораторий», продолжат обслуживаться согласно старым договорам. Превышенцы спасены:)

    За время действия моратория клиентам «Пересвета» были начислены мораторные проценты, которые должны быть выплачены банком, причём валютным вкладчикам особенно повезло, за это время на из валюту начислялось около 9% годовых:

    Не совсем понятен механизм возврата денег превышенцам, которые обратились за страховым возмещением в размере 1,4 млн руб. по страховому случаю «мораторий», а на превышение подали заявление на включение требований в реестр кредиторов. Однако в любом случае, свои деньги они должны получить обратно.

    Мораторий в Темпбанке

    Пьеса под названием «Мораторий» дописывается на ходу, и случай с «Темпбанком» хороший тому пример. 5 июля 2017 ЦБ РФ продлил мораторий в «Темпбанке» ещё на три месяца. Обратите внимание, что Банк России не ввел ещё один мораторий, как в случае с «Пересветом», а именно продлил первый:

    . Подписаться в Телеграм Подписаться в ТамТам

    Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех изменений:)