Как называется леди на лошадях верхом. Обнаженная всадница леди годива. Исторические свидетельства о леди Годиве

Как называется леди на лошадях верхом. Обнаженная всадница леди годива. Исторические свидетельства о леди Годиве

Идея возродить продуктовый магазин после его упразднения в 90-е годы прошлого столетия возникла у Михаила Куснировича , возглавлявшего компанию Bosco di Ciliegi. Новый гастроном должен был погрузить покупателей в недалекое прошлое эпохи СССР и, в то же время, придать заведению формат уже XXI столетия.

Фото 1. Вход в "Гастроном №1" со стороны Ветошного переулка

Задумка воплотилась в жизнь и уже в марте 2008 года магазин под вывеской «Гастроном №1» распахнул свои двери. Открытие напоминало некий «флешмоб», когда первым покупателям предложили достать из загашников затерявшиеся советские рубли и копейки и заплатить ими за товары по старым, доперестроечным ценам.

Так, докторскую колбасу предлагали по 2 рубля 30 копеек, ливерную за рубль тридцать, творожный сырок всего за 15 копеек. За те же копейки уходили килька в томате (40), шпроты в масле (77), индийский чай со слоном на этикетке (28), лимонад «Буратино» и «Дюшес» (27), пиво «Жигулевское» (37). Главными хитами стали горячительные напитки - водки «Столичная» и «Московская», которые предлагались по цене 4 рубля 12 копеек и 3 рубля 62 копейки, соответственно.


То и дело в толпе разносилось до боли знакомое «больше трех в одни руки не отпускать» , а закончилось короткое действо не менее знаменитой фразой: «Граждане! Просили больше не занимать!»

Из истории гастронома у Красной площади

С приходом к власти большевиков торговля в ГУМе постепенно начала сворачиваться, а на месте бывших лавок появились кабинеты государственных учреждений. Здесь же был и Наркомат по продовольствию, который возглавлял А.Д. Цурюпа, а также учреждение по распределению излишков продовольствия и промтоваров - Учраспрот (у, как!).


После Гражданской войны в бывших торговых рядах, где из-за множества контор стало довольно многолюдно, решили организовать пункты общественного питания. Внутреннее пространство ГУМа затянули густые ароматы обедов.

Интересно, что открывались столовые строго в полдень, под звон на кремлевской , и завершали свою работу ровно в 5, под те же звуки колоколов. Особой гордостью этих заведений была бесплатная горчица на столах, да тщательное, до блеска, мытье посуды.


Все это смешение кабинетов и столовых продолжалось вплоть до смерти Сталина в 1953 году, когда, предположительно, по рекомендации Никиты Сергеевича Хрущева решили восстановить былой статус торгового места и оставить название, которое дал магазину еще Ленин в годы НЭПа. А то, по словам советских руководителей, все как-то нелогично - ГУМ (Государственный универсальный магазин) есть, а торговли в нем нет …


Сказано - сделано . Уже летом 1953 года Георгий Максимилианович Маленков, в то время фактический лидер СССР, подписывает постановление Совета Министров «Об организации универсального и гастрономического магазинов в ГУМе».

Ответственным был назначен министр торговли Анастас Иванович Микоян, которого мы должны благодарить за появление в Советском Союзе «американских» сосисок и эскимо. Он же и присутствовал на торжественном открытии, которое состоялось вскоре после указания партии.

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.


Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.


На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.
Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».

Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды.

Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.

Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.


Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.


Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.



Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.


Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.


Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.



Сальвадор Дали.Леди Годива.


Легенда

Согласно легенде, Годива была прекрасной женой графа Леофрика. Подданные графа страдали от непомерных налогов , и Годива упрашивала своего мужа снизить налоговый гнёт. Однажды на очередном пиру, будучи сильно пьяным, Леофрик обещал снизить налоги, если его жена проедет обнажённой на лошади по улицам Ковентри. Он был уверен, что это условие будет совершенно неприемлемо для неё. Однако Годива всё-таки пошла на этот шаг. Жители города, очень любя и уважая ее за доброту, в назначенный день закрыли ставни и двери своих домов, никто не вышел на улицу. Так незамеченной она проехала через весь город.

Граф был поражён самоотверженностью женщины и, сдержав своё слово, снизил налоги.

Согласно некоторым версиям легенды, лишь один житель города, «Подглядывающий Том» (Peeping Tom), решился выглянуть из окна и в тот же миг ослеп.

Реальные персонажи

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город. Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Историю об обнажённой всаднице впервые упоминает завистник славы и богатства Ковентри - монах монастыря святого Албана Роджер Вендровер в 1188 году , и согласно его словам события происходили 10 июля 1040 года . В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. Позднее в XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри начиная с 1057 года налог действительно не взимался, однако срок в 17 лет явно не говорит в пользу реальности описываемых в легенде событий.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году , когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Другое

В кино

  • В 1955 году американский режиссер Артур Любин снял по мотивам легенды полнометражный художественный фильм «Леди Годива из Ковентри» (Lady Godiva of Coventry). Главную роль в картине исполнила популярная в 1950-е годы ирландская актриса Морин О’Хара .

Один из сюжетов российского комедийного сериала «ДМБ» (2000-2003) называется «Леди Годива». Сюжет посвящен обнаженной наезднице.

Ссылки

Категории:

  • Герои легенд
  • Персонажи английского фольклора
  • Английская мифология
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 980 году
  • Умершие в 1067 году
  • Средневековые легенды
  • Персоналии:Ковентри (Англия)
  • Женщины Средневековья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Леди Годива" в других словарях:

    Леди Годива это экспериментальный импульсный ядерный реактор, построенный в Лос Аламосской национальной лаборатории. Свое название реактор получил в честь персонажа британской истории, из за того, что его активная зона была полностью… … Википедия

    Годива - (леди Годива) жена на феудалниот господар на англискиот град Ковентри (11. век) според легендата, поминапа јавајќи гола низ градот затоа што маж и го барал тоа од неа како услов да ги ослободи своите поданици од преголемите давачки … Macedonian dictionary

    Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898) Годива (англ. Godiva от латинизированного др. англ. Godgyfu, Godgifu подаренная Богом; 980 1067) англо саксонская графиня, жена Леофрика, эрла (графа) Мерсии, которая согласно легенде проехала… … Википедия

    ГОДИВА - ((1040 1094) – жена графа Леофрика, проскакавшая обнаженной на лошади по городу, чтобы заставить мужа снизить налоги; героиня поэмы А. Теннисона «Леди Годива») Не потому ль, что я видел на детской картинке Леди Годиву с распущенной рыжею гривой,… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Кольер, Джон. Джон Кольер англ. John Collier … Википедия

    - … Википедия

    Гильерме Фигейредо Guilherme Figueiredo Дата рождения: 1915 год(1915) Место рождения: Бразилия Дата смерти: 1997 год … Википедия

    Джоан Коллинз Joan Collins … Википедия

    - «Этаж наследия» (англ. Heritage Floor) композиция, составляющая единый объект с инсталляцией «Званый ужин» Джуди Чикаго, отдающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда и имеющей форму треугольного банкетного стола на 39… … Википедия

    Маршалл Клакстон англ. Marshall Claxton Дата рождения: 12 мая 1811(1811 05 12) Место рождения … Википедия